Психология предбрачного ухаживания



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология предбрачного ухаживания



Ухаживание[5] у людей зависит от двух факторов: фактора времени и фактора риска. Существует определенный возрастной период, в течение которого молодой человек обучается ухаживать, и чем длительнее этот процесс, тем ближе к периферии этот индивид. У него ослабляется (замедляется) развитие социальных, физиологических реакций. Фактор риска связан с избирательным и поли мотивированным характером предбрачного поведения. [4]

Психологическая задача предбрачного периода, которую решает каждый молодой человек, заключается в необходимости фактически отделить себя от родительской семьи и вместе с тем продолжать оставаться связанным с ней.

Рассмотрим особенности предбрачного периода. В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с брачным партнером до брака. [5]

Есть некий оптимальный срок развития предбрачных отношений, который коррелирует с успешностью и сохранностью брака. Как слишком короткий, так и слишком длительный период являются факторами риска для устойчивости брачных отношений впоследствии. Короткий период предбрачных отношений недостаточно информативен и не способствует хорошему узнаванию своего брачного партнера.

Длительный период ведет к уменьшению сексуальной привлекательности, снижается интерес и новизна межличностных отношений. [6]

Идеальных или нормативных качеств для вступления в брак не выделено. Известно, что в успешном браке могут жить и жадные и глупые люди, и очень образованные, и интересные. Однако в отечественной психологии проведены исследования, позволившие отметить благоприятные качества для вступления в брак. Благоприятными качествами обозначаем свойства, наличие которых повышает вероятность успешного брака.

 

К ним относят (как для мужчин, так и для женщин) такие качества:

-оптимизм и эмоциональную живость;

-старательность;

-способность исполнять подчиненные роли при сохранении собственных суждений;

-доброжелательность и участливость;

-умение обращаться с деньгами.

Отдельно описывают качества мужчин, благоприятные для вступления в брак:

-умение брать на себя ответственность;

-способность получать удовольствие, ведя за собой других;

-уверенность в себе;

-забота о поддержании равенства в общении;

-умение подмечать детали.

Отдельно описывают качества женщин, благоприятные для вступления в брак:

-способность к эмоциональной поддержке;

-способность получать удовольствие от помощи другим;

-спокойное отношение к советам (мужа, свекрови);

-отсутствие тенденции к соперничеству;

-отсутствие излишней романтичности.

Предбрачный период является очень важным для понимания всей специфики психологии семейных отношений. Супруги не являются кровными родственниками, они становятся "родственниками" по выбору. В этом смысле необходимо в предбрачный период много сил затрачивать на этот самый выбор, а впоследствии прикладывать немало психологических усилий для его сохранения. [7]

Психологические условия оптимизации предбрачного периода включают:

-рефлексию мотивов, отношений и чувств, как своих собственных, так и партнера;

-замена эмоционального образа избранника на реалистичный;

-осуществление предбрачного информационного обмена, который предполагает выяснение деталей биографии и информирование о прошлой личной жизни, состоянии здоровья, способности к деторождению, о ценностных ориентациях и жизненных планах, о представлениях по поводу супружества и ролевых ожиданиях. Характер предбрачных отношений обыкновенно переносится в семейную жизнь;

-оценка стиля общения и взаимодействия (устраивает ли?);

-адекватизация уровня притязаний;

-реалистичное восприятие партнера и принятие его;

-мысленное и реальное проигрывание сценариев совместной жизни.

Изучение предбрачных отношений послужило основанием для выделения добрачных факторов риска.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах добрачных отношений, связанных с выбором спутника жизни. Принято различать три модели выбора спутника жизни:

Модель фильтров. Согласно этой модели выбор партнера представляет собой многоступенчатый процесс. На первой стадии происходит фильтрация по принципу гомогенности, т.е. обнаруживается притягательная сила человека, сходного по расе, происхождению, религиозной и социальной принадлежности. На второй стадии срабатывает фильтр ценностно-ориентационного единства. Симпатия возникает при совпадении ценностей, убеждений, мировоззренческих позиций. На третьей стадии фильтрация происходит по принципу потребностно-мотивационному. Важным для сближения и принятия решения о заключении брака является совпадение базовых потребностей.

Модель максимизации выгоды. Формирование пары происходит при наличии у партнера максимального количества желаемых качеств. Чем больше совпадений, тем вероятнее становится факт заключения брака именно с этим партнером.

Модель дополнительности. Притягательным является ситуация, когда противоположный партнер обладает чем-то таким (свойствами, чертами характера, интересами, умениями), чего нет у первого. Такой механизм компенсации срабатывает по принципу комплиментарности.

В современной психологии различают три мотивации на брак:

-мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила в этом случае – намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга "Пора!". При этом другой человек является только средством для исполнения заветного желания – жениться или выйти замуж. И в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет – все силы тратятся на его поиски. Сами по себе такие действия не окрашены в негативные тона. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством;

-мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежние времена для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши – брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Сам по себе этот факт не несет отрицательной окраски. Проблемы опять-таки возникают, если сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше;

-мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

Известный психолог А. Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающих человека вступать в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним относит:

-обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;

-общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;

-уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь "заветного" любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание "непокорным";

-ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации "последнего шанса";

-интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;

-взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;

-жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как "собственная доблесть" и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;

-порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;

-выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;

-месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают "назло обидчику";

-боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.

Данные мотивационные модификации могут быть осознаны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться успешным. Проблема возникает в ситуациях раздвоения мотивов: декларируется одно, как правило, говорят о любви и даже сами, начинают в это верить, а реальным побудительным мотивом является другое – актерство, жалость, месть, страх одиночества и прочее. [8]



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.155 (0.007 с.)