Интерпретация шкал семейных ценностей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интерпретация шкал семейных ценностей



  • Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки (7–9 баллов) означают, что супруг(а) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге(у) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки (менее 3 баллов) интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.
  • Шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностью идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентации, способов времяпрепровождения. Низкие оценки (менее 3 баллов) предполагают установку на личную автономию.
  • Шкала, измеряющая установку супруга(ги) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. Эта шкала, как и последующие, имеет две подшкалы. Подшкала «ролевые ожидания» – оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного выполнения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требовании предъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта тем большее значение имеют хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка шкалы рассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи.
  • Шкала, позволяющая судить об отношении супруга(и) к родительским обязанностям. Подшкала «ролевые ожидания» показывает выраженность установки супруга(и) на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает ориентацию мужа (жены) на собственные обязанности по воспитанию детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.
  • Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга(и). Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для мужа (жены) внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.
  • Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах: коррекция психологического климата, оказание моральной и эмоциональной поддержки, создание «психотерапевтической атмосферы». Подшкала «ролевые притязания» показывает стремление мужа (жены) быть семейным «психотерапевтом». Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.
  • Шкала, отражающая установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. Подшкала «ролевые ожидания» отражает желание супруга(и) иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель ориентации супруга(и) па современные образцы внешнего облика.

 

 

Интерпретация полученных результатов исследования

 

В ходе проведения методики было опрошено 5 молодых пар, живущих вместе и 5 супружеских пар.

 

Всем 20 испытуемым было выдано 36 карточек с 4 вариантами ответа

Испытуемые:

Лилия Р. и Евгений Р. в браке 3 года

Татьяна Х. и Сергей Х. в браке 2 года

Светлана Б. и Дмитрий Б. в браке 2,9 года

Екатерина Ш. и Павел Ш. в браке 1 год

Наталья К. и Александр К. в браке 1 год

 

Яна и Роман живут вместе 3,5 года

Татьяна и Олег живут вместе 1 год

Нонна и Дмитрий живут вместе 2 года

Ксения и Виталий живут вместе 1,6 года

Карина и Егор живут вместе 2 года

 

- группа «А» - испытуемые, женщины

- группа «Б» - испытуемые, мужчины

 

По методике РОП были получены экспериментальные данные, которые отображены в таблице 1.

Результаты тестирования по методике РОП

Таблица 1

№ исп. Интимно-секс. Личн. индентиф. Хоз.-бытовая Родит.-воспитат. Социальная активность Эмоц.-психотер. Внешняя привлек.
Группа «А» женщины
1. Лилия Р
2.Татьяна Х
3.Светлана Б
4.Екатерина Ш
5.Наталья К
6.Яна
7.Татьяна
8.Нонна
9.Ксения
10.Карина
Группа «Б» мужчины
1.Евгений Р
2.Сергей Х
3.Дмитрий Б
4.Павел Ш
5.Александр К
6.Роман
7.Олег
8.Дмитрий
9.Виталий
10.Егор

Затем были вычислены средне групповые баллы по каждой шкале опросника (таблица 2).

 

Средне групповые значения по методике РОП

  Интимно-секс. Личн. индентиф. Хоз.-бытовая Родит.-воспитат. Социальная активность Эмоц.-психотер. Внешняя привлек.
Группа «А» 6,3 6,4 6,3 6,4 6,2 6,6 5,0
Группа «Б» 6,8 6,1 6,1 6,1 6,5 4,4 5,9

 

Все полученные данные отображены на диаграмме

Диаграмма 1

 

 

 

Как видно из диаграммы 1, в группе «Б» интимно-сексуальная сфера имеет высокий уровень значимости, причем анализ в разрезе по полу показывает, что это характерно как для мужчин, так и для женщин.

Установка на личностную идентификацию с партнером диагностирована в группе «А» на более высоком уровне в сравнении с группой «Б». То есть испытуемые, допускающие вступление в брак, желают оставаться более автономными по отношению друг к другу.

 

 

Далее были проанализированы ролевые ожидания испытуемых.

 

На диаграмме наглядно видно, что ожидания партнеров в сферах хозяйственно-бытовой и родительско-воспитательной на высоком уровне и почти равны в обеих группах.

Ролевые ожидания испытуемых, имеют низкий уровень по шкале социальной активности и внешней привлекательности. Это говорит о том, что данные ценности не значимы в их ожиданиях.

Вместе с тем, уровень ценностей по шкале эмоционально-психотерапевтической значительно выше в группе «А», чем в группе «Б». Это говорит о желании испытуемых более тесных эмоциональных контактов и психологической поддержке друг друга.

Итак, анализ результатов тестирования по методике РОП позволил сделать вывод, что установки, которые заложены в каждом человеке относительно своей роли в отношениях, влияют на мотивацию вступления в брак, истинна.

Это можно объяснить, тем, что установка – это целостное состояние, определяющее поведение человека. Любому физическому, умственному действию, поведенческому акту предшествует момент принятия решения и образования установки. У молодых людей, вступающих в брак, имеются разные мотивации семейной жизни. Установки, которые заложены в каждом молодом человеке относительно своей роли в семье, различны. В том числе, различаются и установки по поводу возможности вступления в

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Молодые люди не часто задумываются, какова будет их жизнь после свадьбы. А разница существует. И причем очень большая. До свадьбы отношения наполнены чувствами и романтикой. Недостатки друг друга не берутся во внимание. Они кажутся незначительными в сравнении с любовью. Но именно эти недостатки стают причинами ссор и непонимания уже после свадьбы. Наиболее значимой для предбрачного периода является мотивация вступления в брак. Проблема возникает в ситуациях раздвоения мотивов: декларируется одно, а реальным побудительным мотивом является другое.

Психологическая несовместимость вытекает из нежелания понять друг друга и объективно оценить собственное поведение. Итак, совместимость значит не простое сходство, а взаимопонимание в большинстве областей жизни. Семейная совместимость включает в себя способность членов семьи согласовывать свои действия, оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности.

Таким образом, непосредственными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы в супружеском микроклимате. Гармония с точки зрения личных параметров определяется несколькими основными элементами. Это, во-первых, и эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности партнеров друг к другу, во-вторых, общий культурный уровень супругов, степень их психической и социальной зрелости, в-третьих, сексуальная совместимость партнеров. При отсутствии какой-нибудь из этих предпосылок не происходит оптимальной адаптации, и гармония логически нарушается.

Таким образом, изучение супружеских ролей не должно ограничиваться только лишь социологическими ролями, важно также изучать психологические роли.

По мнению многих авторов, степень устойчивости, стабильности характеризуется уровнем конфликтности и сплоченности.

Также очевидно, что большинство авторов, помимо значимости других факторов, подразумевает или открыто признает большую роль личностных, социально обусловленных характеристик супругов в оценке качества их брака и общего здоровья семьи.

Анализируя функции семьи, основные роли, наиболее конфликтные сферы, а также семейные мифы, мы выделили наиболее важные аспекты супружества. Чаще всего авторами упоминаются: общение, секс, ролевая сфера, дети, досуг, совместность/раздельность деятельности, нравственные отношения (в том числе, отношение к миру) и, в меньшей степени, распределение бюджета.

Участники семейных конфликтов часто не способны адекватно осознавать свои цели, часто они жертвы собственных неосознаваемых личностных особенностей и неправильного, не соответствующего реальности, видения ситуации и самих себя. Конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенных потребностей у одного из них или у обоих. Психологическая уязвимость полностью зависит оттого, насколько человек смог осознать в себе недостатки, которые его тревожат, но в которых так трудно себе, признаться.

При всей мозаичности проблем и широты исследований факторов стабильности отношений, мы пришли к выводу, что совместимость не статическое явление, а скорее — динамическое, порождаемое свойствами человеческой психики. Изучение постоянства-изменчивости человека всегда было и продолжает оставаться одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем.

Для успешной адаптации молодых пар особое значение имеет качественная и своевременная подготовка их к семейной жизни. Большое препятствие в достижении гармонии семейных отношений — половая неграмотность. Кроме того, будущие супруги должны быть педагогически подготовлены, иметь представление о том, как воспитывать детей.

 

Итак, по итогам экспериментального исследования:

Для молодых пар характерна определенная согласованность преставлений о важнейших семейных ценностях.

Мужчина и женщина демонстрируют типичное для молодых супругов рассогласование ожиданий и притязаний: женщина ориентируется на реализацию собственных профессиональных интересов, ожидая от мужчины активного выполнении «женских» функций в семье, в то время как мужчина сохраняет традиционные представления о роли женщины в семейном взаимодействии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ковалев СВ. Психология современной семьи. – Просвещение, М., 1988.

2.Фромм Э. Мужчина и женщина. – ACT, М., 1998.

3.Дана Алеку

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Doxologia.ro

22 ноября 2011 года

Smock Pamela. Cohabitation in the United States: An appraisal of research themes, findings and implications // Annual reviews sociology.Р. 1–20. 2000. № 26.

4.Майерс Д. Социальная психология. С.-П. 1998.

5.Квин В.Н. Прикладная психология. С.-П. 2000.

6.Ковалев С.В. Психология современной семьи. М. 1988.

7.Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М. 1993.

8.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М. 2000.

9. Острые углы семейного круга: (Психология обыденной жизни) / Александр Георгиевич Шмелев. Москва: Знание, 1986

10. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб.пособ. для студентов высшего учебного заведения. Под ред. Е. Г. Силяевой. - 3-е изд., стер. М.: Издательский центр "Академия", 2005

11. Психология: Словарь. Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М.: Политиздат, 1990 стр 24

12. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. М., 2005

13. Иванова Л.М. Судьба молодой семьи. М.: Знание, 1989 стр 137

14. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В., Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб.пособ. для студентов высшего учебного заведения. Под ред. Е. Г. Силяевой. - 3-е изд., стер. М.: Издательский центр "Академия", 2005

15. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988

16. http://razv-irk.ru/stati/article_post/posle-svadby.-krizis-pervogo-goda-sovmestnoy-zhizni

17.Короткий В.И. Основы семейной психопедагогики (курс лекций). - Архангельск., 2003. -178 с.

18.Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. Статья 1-110

19. Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

20. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ. Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского. 2006.

21. Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. № 84-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 17.12.2013, 2/2082) <H11300084>

22. Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.

23. Современная энциклопедия. 2000.

24.Словарь по сексологии, 2007 г. Каталымов Л.Л.

25.http://www.idealfamily.ru/publ/idealnaja_semja/psikhologija_otnoshenij/krizis_pervogo_goda_braka/23-1-0-66

26.http://psyvision.ru/help/sotsiologiya/47-sociology/510-sociology

27.Тырнова Н. А. Молодая семья в современной России: проблемы и тенденции развития: дис. канд. социол. наук. М., 2008.

28.Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. – СПб.: Изд-во Речь, 2006 – 360 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.52.11 (0.017 с.)