Протокол наблюдения за игрой дошкольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протокол наблюдения за игрой дошкольника



Содержание.

1.Предварительное ознакомление с ребенком.

· Бланк проведения беседы с дошкольником.

· Наблюдение за игрой дошкольника.

· Наблюдение за учебной деятельностью.

· Наблюдение за состоянием навыков самообслуживания.

· Наблюдение за эмоционально-волевыми проявлениями личности ребёнка.

 

2. Диагностика сенсорно-перцептивной организации дошкольника.

 

1.)Ощущение:

· Изучение цветоощущения

· Изучение тактильных ощущений

· Изучение слуховых ощущений

· Изучение ощущения веса

· Изучение способности к определению направленности звука

2.)Восприятие:

А. Форма:

· «Почтовый ящик» (или коробка форм)

· Доски Сегена

· «Разложи на группы»

· «Найди каждому свое полотенце» (табл. 3)

Б. Цвет:

· «Шарики»

· «Цветные кубики»

· «Найди свой шкафчик» (табл. 1)

· «Подбери комплект по цвету» (табл. 2)

· «Найди фигуре место» (табл. 6)

В. Размер:

· Разбор и складывание матрешки

· Разбор и складывание пирамиды

· «Включение в ряд»

· «Большой, маленький, одинаковый» (табл. 4)

· «Большие и маленькие предметы» (табл. 5)

Г. Восприятие пространственных отношений и целостного образа:

· Разрезанные картинки (+ табл. 9, 10, 11)

· Зашумленные изображения

· «Узнай и назови»

· «Дорисуй» (+табл. 12, 13, 14)

· «Узнай сказку» (табл. 26-29)

· Кубики Коса

· Конструирование по подражанию

· Конструирование по образцу

· «Левая и правая стороны» (табл. 7)

· Ориентация на листе бумаги (табл. 8)

· Ориентация в расположении объектов на плоскости (табл. 30)

· «Коврик» (табл. 16-25)

 

3.Исследование особенностей внимания дошкольника:

· «Угадай по голосу»

· «Найди такой же предмет»

· «Посмотри и покажи»

· «Найди отличия» (табл. 31, 32)

· «Найди мальчика» (табл. 33)

· «Найди цветы из букета» (табл. 34)

· «Чего не хватает?» (табл. 35-37)

· Корректурная проба Бурдона

· Методика Пьерона-Рузера

· Методика использования фигурных таблиц.

· Методика кодирования по Векслеру.

 

  1. Методы диагностики памяти дошкольника.

· Запоминание слов с опорой на картинки (табл. 38, 39)

· Последовательность картинок

· Заучивание 10 слов

· Запоминание двух групп слов

· «Найди рисунок»

· Запоминание 10 карточек

 

  1. Изучение мышления.

· «Найди кусочки, вырезанные из фигур» (табл. 15)

· Понимание картин со скрытым смыслом (табл. 41, 42)

· Понимание картин с изображением нелепых ситуаций (+табл. 43, 44)

· «Последовательность событий» (+табл. 45-48)

· «Времена года» (+табл. 49)

· «Покорми животных» (табл. 50-51)

· «Чего не хватает?» (табл. 52-56)

· «Заполни картинку» (табл. 58)

· «Что лишнее?» (+табл. 62-68)

· Лабиринт

· Понимание содержания литературных текстов (+табл. 59)

· «Назови слова»

· Определение уровня вербального мышления

· «Покажи нужную картинку» (табл. 60-61)

· «Исключение понятий» (+табл. 69-70)

· «Аналогии» (+табл. 71-72)

· Классификация предметов (табл. 73-75)

· Понимание загадок (табл. 76-77)

· Обучаемость детей при выполнении заданий (табл. 78-80)

· «Существенные признаки», «Простые аналогии», «Сложные аналогии»

· Сравнение двух понятий

  1. Изучение речи:

· Проверка артикуляционного аппарата

· Использование предлогов

· Антонимы

· Объяснение понятий

· Построение фраз

· «Расскажи по картинке»

  1. Изучение эмоциональной сферы и воли:

· Эмоциональные реакции на смешные изображения

· Эмоциональное отношение к моральным нормам

· Изучение социальных эмоций

· «Мимика» (табл. 83)

· Лабиринт

  1. Изучение личности:

· «Хорошо и плохо» (табл. 85, 86)

 

Беседа

· Цель: общее предварительное ознакомление с ребенком. Беседа формирует доверие.

· Оборудование: бланк проведения беседы (содержит вопросы и пустое пространство для вписывания ответов обследуемого).

· Ход обследования: ребенок приглашается в кабинет, опрашивает его только один человек, другие могут присутствовать, но вопросы задавать не должны. Лучше, если ребенок в комнате без родителей, а если родители и присутствуют, то они должны находиться за спиной ребенка, чтобы он не видел их лиц. Маленьких детей родители могут держать на коленях. Необходимо постараться создать общий положительный эмоциональный фон (мягкий голос, улыбка). До беседы следует познакомиться с медицинскими сведениями. Введение в беседу может происходить по-разному: через игру или сразу переход к деловым вопросам. Отказ от ответа не всегда свидетельствует о том, что ребенок не знает, может быть, он не может сформулировать. Если ребенок отвечает «не знаю» на очень простой вопрос, то, возможно, что он боится.

 

Бланк проведения беседы.

(для дошкольника)

1. ФИО испытуемого___________________________________

2. Дата рождения______________________________________

3. Дата обследования__________________________________

4. Возраст____________________________________________

ВОПРОСЫ:

Раздел А (вопросы, вскрывающие знания ребенка о себе):

1. Как тебя зовут?___________________________________________________

2. Сколько тебе лет?_________________________________________________

3. Когда у тебя день рождения?________________________________________

4. Сколько человек в вашей семье? Кто именно? _______________________ ________________________________________________________________

5. Как зовут твою маму, твоего папу?__________________________________ ________________________________________________________________

6. Где и кем работают твои мама и папа?______________________________ ________________________________________________________________

7. Кто в семье старше, а кто моложе?_________________________________ ________________________________________________________________

Раздел Б (ориентация в пространстве и во времени):

1. Где ты живешь? Назови свой адрес.__________________________________ ________________________________________________________________

2. В каком городе ты живешь?_________________________________________

3. Сколько комнат в вашей квартире?___________________________________

4. Сколько этажей в вашем доме?______________________________________

5. На каком этаже ты живешь?_________________________________________

6. Покажи левую, правую руку._________________________________________

7. Возьми левой рукой правое ухо._____________________________________

8. Сейчас день или ночь?_____________________________________________

9. Какие части суток ты еще знаешь?___________________________________

10. Какое сейчас время года?___________________________________________

11. Какие еще времена года ты знаешь?_________________________________

12. Назови летние месяцы._____________________________________________

13. Сколько месяцев в году?___________________________________________

14. Сколько часов в сутках?____________________________________________

15. Сколько минут в одном часе?________________________________________

Раздел В (выявление кругозора ребенка):

1. Как называется наша страна?______________________________________

2. Как называется столица нашей страны?______________________________

3. Какие ты знаешь еще города?_______________________________________

4. Каких животных ты знаешь? Чем они питаются? _______________________ _______________________________________________________________

5. Каких ты знаешь домашних животных?_______________________________ _______________________________________________________________

6. Каких ты знаешь птиц?____________________________________________

7. Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?______________________________ _______________________________________________________________

8. Какие ты знаешь зимние и весенние праздники?_______________________ _______________________________________________________________

9. Когда дети купаются в реке летом или зимой? Почему? _________________ _______________________________________________________________

10.Что происходит в природе осенью? __________________________________ _______________________________________________________________

11. В какое время года дети катаются на санках?_________________________

12. Какого цвета этот карандаш?_______________________________________

13. Кто больше корова или коза?_______________________________________

14. Кто больше птица или пчела?______________________________________

15. У кого больше ног: у собаки или петуха?______________________________

16. Сколько у тебя пальцев на руке? Покажи указательный ________________

17. Покажи два пальца, три пальца и т. д._______________________________

18. Какие виды транспорта ты знаешь?_________________________________ _______________________________________________________________

19. В каком магазине покупают хлеб?___________________________________

20. Где покупают лекарства?__________________________________________

21. Кто лечит детей?_________________________________________________

22. Кто разносит письма?_____________________________________________

23. Кто подметает улицы?____________________________________________

 

Раздел Г (выявление особенностей личности ребенка: интересов, ценностей, отношений и т. д.):

1. Чем ты больше всего любишь заниматься в свободное время?___________ ________________________________________________________________

2. В какие игры ты любишь играть?_____________________________________ ________________________________________________________________

3. Какие у тебя самые любимые игрушки?_______________________________ ________________________________________________________________

4. С кем ты любишь играть?___________________________________________

5. Какие передачи ты любишь смотреть по телевизору?___________________ ________________________________________________________________

6. О чем ты любишь смотреть фильмы?_________________________________ ________________________________________________________________

7. Любишь ли ты читать книги?________________________________________

8. О чем книги ты любишь?____________________________________________

9. Помогаешь ли ты дома по хозяйству?_________________________________

10. Что ты умеешь делать?____________________________________________ ________________________________________________________________

11. Есть ли у тебя друзья?_____________________________________________

12. Как ты поступишь, если твой друг попал в беду?________________________

13. Что ты сделаешь, если найдешь на улице потерянный кошелек?__________ ________________________________________________________________

14. Что ты сделаешь, если увидишь слепого человека, который не может перейти улицу?___________________________________________________

15. Как ты поступишь, если твой друг скажет учителю неправду?_____________ ________________________________________________________________

16. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? Почему?_________ ________________________________________________________________

17. Нужно ли помогать слабым? Почему?_________________________________ ________________________________________________________________

18. Можно ли брать чужое без спроса? Почему?___________________________ ________________________________________________________________

 

Дополнительные вопросы:

1. Чем похожи сосна и елка?__________________________________________ ________________________________________________________________

2. Чем отличается старый человек от молодого?_________________________ ________________________________________________________________

 

 

Дополнительные заметки о ходе беседы, поведение ребенка, отношение к обследованию, эмоциональное состояние:

 

Протокол наблюдения за игрой дошкольника

Ф.И.О._______________________________ Дата исследования __________ Дата рождения ______________ Полный возраст ребёнка ______________

Внешний вид:

 

1. Интерес (проявляет ли интерес к игрушкам, какие игрушки берёт)

 

2. Стойкость интереса (длительно ли занимается одной и той же игрушкой; длительно вообще играет с игрушками)

 

3. Адекватность использования игрушки

 

4. Уровень развития игры

· Манипуляция

· процессуальная игра

· игра с элементами сюжета

· сюжетно-ролевая игра

5. Характер игры (продолжительность, стереотипичность, творческая направленность, склонность к застреванию)

 

 

6. Осмысленность, самостоятельность: в выборе игрушек, в способности планировать игру, степенность зависит от помощи взрослых, способность соблюдать правила и соотносить свои действия с действиями партнёра

 

7. Поведение во время игры (адекватность эмоциональной реакции: аффективность, негативные реакции, безразличное отношение к игре, реакция неуспеха, реакция на замечание)

Протокол наблюдения за учебной деятельностью

Ф. И. О. ___________________________________Дата исследования _______

Дата рождения____________ Полный возраст ребёнка____________________

1. Отношение к деятельности (заинтересованность, положительное отношение, безразличное, отрицательное)

2. Работоспособность, утомляемость

3. Успешность (степень овладения программой, материалом, характер трудоспособности, наличие позитивной динамики)

 

 

Протокол наблюдения за состоянием

Навыков самообслуживания.

Ф.И.О.______________________________________________

Дата рождения_______________________________________

Дата исследования___________________________________

Возраст на момент исследования_______________________

Самостоятельность и зависимость от помощи взрослого.

 

 

Протокол наблюдения

Личности дошкольника

Ф.И.О._____________________________Дата исследования________________ Дата рождения__________________ Полный возраст ребёнка_______________ Внешний вид:

1. Контактность (насколько легко и быстро вступает в контакт с наблюдателем, длительность, заинтересованность, поверхностность, уход, затруднение)

2. Общий фон настроения: депрессивный, тревожный, эйфоричный, адекватный, ровный, наличие познавательных интересов, возбудимость, расторможенность.

3. Реакция на одобрение (радуется ли одобрению, ждет ли его дни равнодушен)

4. Реакция на замечание (наличие реакции, исправляет ли поведение при наличии замечания, отсутствие реакции, негативизм)

5. Отношение к неудаче

· постоянное обращение за оценкой правильности к взрослому

· потеря интереса при первом затруднении, формальное отношение

· пассивный уход от выполнения задания, молчаливый отказ

· активный уход, часто в форме агрессивных действий

· эмоциональный уход (дурашливость, смех, плачь)

· расторможенность

· дезорганизация деятельности

6. Понимание эмоционального состояния окружающих (понимает, не понимает)

 

7. Понимание эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках (понимает, не понимает)

 

 

8. Отношение к окружающим (безразличное, заинтересованное, адекватное, отзывчивое, отмечается способность к сопереживанию)

9. Отношение к себе (адекватное, неадекватное, безразличное, эгоцентричное, крайнее проявление не любви к себе)

10. Способность к саморегуляции (решительность, инициативность, упорство, самостоятельность, терпеливость, способность к самоограничению и самоконтролю)

11. Наличие негативных волевых проявлений (упрямство, внушаемость, импульсивность, развязность, капризность)

 

Доски Сегена

· Цель: выявление понимания инструкции, степени знакомства с основными геометрическими формами, состояния координации движений, пространственной ориентировки, характера деятельности.

· Оборудование: 5 специальных досок с целыми или разделенными фигурами-вкладышами.

· Ход обследования: ребенку показывают доску с вложенными фигурками в течение 10 секунд. Затем доску переворачивают и фигурки вываливаются на стол. После перемешивания экспериментатор просит ребенка вставить фигурки в гнезда. В начале опыта экспериментатор может сделать 2-3 вкладки. Помощь оказывается не ранее, чем через минуту после задержки задания.

· Анализ результатов:

√ N: дети в подавляющем большинстве случаев не испытывают никаких затруднений, активно ищут способы решения более сложных вариантов задания, справляются с заданием самостоятельно

√ ЗПР: дети в основном справляются с заданием; помощь, которая бывает необходима некоторым из них при заполнении более сложных вариантов, носит лишь организующий и стимулирующий характер

√ УО: дети обычно понимают словесную инструкцию и справляются с заполнением более легких вариантов задания. Им доступно зрительное сличение фигурки с пазом, но некоторым нужны показ и стимуляция, после которых они выполняют задание уже самостоятельно. Дети испытывают затруднения при выполнении более сложных вариантов задания, при этом часто меняется характер деятельности: становится больше действий методом проб и ошибок, требуется организующая и обучающая помощь.

 

 

Доски Сегена

Ф.И.О.__________________________________ Дата исследования__________ Дата рождения_____ _______ Полный возраст ребёнка ______________

 

№ доски Характер действий испытуемого Вид оказываемой помощи Время Выполнения задания
  адекватность/неадекватность Выполнение задания 1. силой 2. пробами 3. примериванием 4. зрительным соотнесением. Стимулирующая Организующая Наводящие вопросы Подсказки Разъясняющая Объясняющая с показом  
  адекватность/неадекватность Выполнение задания 1. силой 2. пробами 3. примериванием 4. зрительным соотнесением. Стимулирующая Организующая Наводящие вопросы Подсказки Разъясняющая Объясняющая с показом  
  адекватность/неадекватность Выполнение задания 1. силой 2. пробами 3. примериванием 4. зрительным соотнесением. Стимулирующая Организующая Наводящие вопросы Подсказки Разъясняющая Объясняющая с показом  
  адекватность/неадекватность Выполнение задания 1. силой 2. пробами 3. примериванием 4. зрительным соотнесением. Стимулирующая Организующая Наводящие вопросы Подсказки Разъясняющая Объясняющая с показом  

 

Почтовый ящик

или Коробка Форм

· Цель: Исследование сформированности понятия «форма» и умения соотносить предметы по форме.

· Оборудование: ящик с пятью прорезями - полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат и шестиугольник; 10 объемных геометрических фигур (тел) по 2 к каждой прорези.

· Задание: найти соответствующие прорези, чтобы все тела оказались внутри ящика.

· Нормы (зависят от сложности ящика): если ящик сложный, то до 3,5 лет возможно выполнение задания силой. После 3,5 лет должны быть целенаправленные пробы. С 4х лет - примеривание, после 5ти - зрительное соотнесение.

Почтовый ящик

Ф.И.О.________________________________ Дата исследования_________ Дата рождения_____________ Полный возраст ребёнка ___________________

1. Принимает ли задачу.

 

 

2. Способ выполнения задания: силой, пробы, примеривание, зрительное соотнесение.

 

 

3. Обучается ли ребенок (степень обучаемости).

 

Разложи на группы

· Цель: определить умение дифференцировать фигуры по форме.

· Оборудование: набор плоских геометрических фигур одного цвета.

· Инструкция: «Разложи фигурки на группы: какая к какой подходит».

· Нормы: дети выполняют это задание без ошибок в 4 года.

 

Шарики

· Цель: исследовать сформированность понятия «цвет» и умение соотносить по цвету.

· Оборудование: 4 круга красного, желтого, зеленого и синего цвета и четыре полоски таких же цветов.

· Инструкции:

1. Подобрать соответствующий цвет: «Привяжи шарик к ниточке».

2. Выбрать цвет: «Дай мне красный».

3. Назвать цвет: «Какого цвета этот шарик?».

 

 

Цветные кубики

· Цель: проверить знакомство ребенка с понятием цвета (основные цвета и оттенки)

 

· Оборудование: 4 кубика основных цветов (2 набора).

· Ход обследования: на столе перед ребенком ставят 4 кубика разного цвета. Обследующий кладет перед собой 4 таких же кубика, но в другом порядке. Вначале проводят испытание по сличению цвета. Инструкция: «У меня есть кубик вот такого цвета (показывает). Посмотри, есть ли у тебя такой же кубик и покажи его». Если ребенок не понимает речевой инструкции, можно использовать показ. Если ребенок может сличать цвета, проверяют способность их различения. Перед ребенком ставят разноцветные кубики и просят показать, где красный, желтый и т. д. если он с этой задачей справляется, ему показывают кубики и просят, чтобы он сам назвал цвет каждого.

· Анализ результатов:

√ N, ЗПР: дети без труда узнают не только основные цвета, но и многие оттенки

√ УО: к школьному возрасту дети различают основные цвета, однако затрудняются в восприятии оттенков. Дети с тяжелой степенью УО часто не имеют представления о цвете

 

Включение в ряд

· Цель: определить уровень сформированности понятия «размер», отношений больше меньше.

· Ход обследования: экспериментатор берет 6-составную матрешку, на глазах у ребенка разбирает на 6 матрешек и выстраивает их по росту, соблюдая равные промежутки. Ребенка просят отвернуться (закрыть глаза), а в это время из середины ряда извлекают одну матрешку и ряд выравнивают. «Поставь матрешку на место». Перед началом выполнения задания не обращают внимания на то, что матрешки стоят по росту. Вместо матрешек можно использовать колечки, пирамидки... Методика дается детям от 5 лет в том случае, если они хорошо справляются с матрешкой и пирамидой. В 5 лет допустимы пробы. В 6 лет - большее место занимает зрительное соотнесение.

 

Включение в ряд

Ф.И.О.______________________________ дата исследования______________ Дата рождения_____________ Полный возраст ребёнка ___________________

 

1. Принимает ли задачу

2. Способы выполнения задания:

· без учета величины, ориентируясь на реакцию взрослого

· пробы

· примеривание

· зрительное соотнесение

3. Обучается ли испытуемый.

 

Разрезные картинки

· Цель: выявить способность восстанавливать пространственную структуру целого (предметного) изображения, разбитого на отдельные части.

· Оборудование: картинки, разрезанные на 2, 3, 4 части по горизонтальным, вертикальным и диагональным линиям.

· Ход исследования: Ребенку предлагают собрать картинку. Сначала предъявляется уже составленная картинка, потом составляющие ее части перемешивают, и ребенку предлагают сделать, как было. Важно следить за характером деятельности ребенка: насколько целенаправленно он действует, контролирует ли свою работу. Следует анализировать вид оказываемой ребенку помощи.

· Нормы: сколько ребенку лет, из такого числа частей он должен собрать картинку. В 3 года - пробы, 4 года - зрительное соотнесение (3-4 части), в 5 лет - допускаются пробы при собирании картинки из 5 частей.

· Анализ результатов:

√ N, ЗПР: самостоятельно выполняют задание

√ УО: дети понимают устную инструкцию и без труда составляют картинки, разрезанные по горизонтали или вертикали на 2-3 части. Картинки, разрезанные на 4 части, они составляют после 2-3 показов и организующей помощи. Дети с тяжелой степенью УО часто не понимают устной инструкции; в этом случае им необходимо пояснить задание с помощью показа. В большинстве случаев дети правильно составляют картинки, разрезанные на 2 части по горизонтали, труднее – по вертикали. Складывая картинки, разрезанные по вертикали на 3 части, часто соединяют первую и третью части картинки, а вторую, среднюю часть не используют или приставляют наугад. Затрудняются при необходимости складывать картинки из 4 частей даже при наличии помощи.

 

 

Разрезные картинки

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования______________ Дата рождения ____________ Полный возраст ребёнка _______________

  1. Принимает ли задачу.

 

  1. Способ действия:

· беспорядочные действия

· пробы с ориентировкой на целостный образ предмета

· зрительное соотнесение.

  1. Обучаем ли ребенок.

 

 

Кубики Кооса

· Цель: выявить способность осуществлять конструктивный процесс и ориентироваться в пространстве, исследовать внимание и сообразительность.

· Оборудование: 4 одинаковых специально раскрашенных кубика размером 3,5 см. и карточки с образцами узоров.

· Ход обследования: ребенку показывают карточку с узором и предлагают сложить такой же узор из кубиков. В процессе выполнения задания карточка остается перед ребенком. Инструкция: «Посмотри, на карточке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков (обследующий дает ребенку кубики). Попробуй». Узоры последовательно усложняются. В процессе выполнения задания ребенку может быть оказана различная помощь: дополнительное разъяснение задания, более полная ориентировка, расчленение узора на составляющие части, подсказка, показ. Задание может выполняться в форме обучающего эксперимента.

· Анализ результатов:

√ N: дети справляются с заданием самостоятельно, проявляя упорство и нежелание прерывать работу в случае временных неудач

√ ЗПР: дети начинают испытывать затруднения при предъявлении им более сложных заданий, однако организующая помощь в расчленении узора на отдельные составляющие части делает задание доступным и даже привлекательным.

√ УО: часто самостоятельно справляются лишь с самым легким заданием, причем стремятся накладывать кубики на карточку с узором. Они медленно ориентируются в каждом новом узоре, допускают ошибки, самоконтроль практически отсутствует. Организующая помощь, расчленение узора на части, соответствующие кубикам, мало помогают их деятельности.

 

 

Кубики Кооса

Ф.И.О._____________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения____________ Полный возраст ребёнка ____________

Оказанная помощь:

· нет

· дополнительные разъяснения

· расчленение узора на образце на составляющие части

· показ

 

Конструирование по образцу

по подражанию

· Цель: выявить особенности пространственной ориентировки и конструктивного праксиса.

· Оборудование: геометрические тела (2 бруска, 2 треугольные призмы, 2 полусферы) одного цвета и ширма

· Ход исследования и инструкция: экспериментатор и испытуемый сидят лицом друг к другу. Экспериментатор ставит перед собой на стол тела. Экспериментатор берет брусок и ставит его около себя, а второй брусок ставит перед испытуемым. Затем берет призму и повторяет операцию. То же проделывают с полусферой. Образуются два ряда одинаково стоящих фигур. Далее поочередно строится «домик», «грибок» и «паровозик». Пока взрослый строит объект, он закрывает от ребенка свою часть стола, чтобы он не видел, как именно взрослый строит фигуру. Ребенку предлагают строить то же, что строит экспериментатор. «Сделай так же». Методика предъявляется детям от 4 до 5 лет (в шесть уже не используется).

· Нормы: в 4 года допускается анализ образца при помощи взрослого. 4-5 лет – примеривание. После 5 лет – самостоятельный анализ образца, в редких случаях примеривание, в основним зрительное соотнесение.

Конструирование по образцу

Ф.И.О.________________________________ Дата исследования____________ Дата рождения_____________ Полный возраст ребёнка _____________

1. Принимает ли задачу.

 

2. Имеется ли самостоятельный анализ образца или требуется помощь взрослого.

 

 

3. Способ действия: подражание движениям рук взрослого (без учета форм и пространственной ориентации), примеривание, зрительное соотнесение.

 

4. Обучается ли ребенок (степень обучаемости).

 

Заучивание 10 слов

· Цель: оценить состояние слуховой памяти, утомляемость, активность внимания.

· Инструкция и ход исследования: при проведении обследования необходима тишина. «Я прочту 10 слов. Когда я закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Слова читаются с интервалом в одну секунду. После выполнения первой инструкции дается вторая инструкция: «Хорошо. Сейчас я снова прочту те же самые слова; и ты опять должен повторить их. И те, которые ты уже говорил, и те, которые пропустил в первый раз. Все вместе, в любом порядке». Эта инструкция повторяется оставшиеся три раза.

· Результаты: количество слов, повторенных после первого прочтения = объем оперативной памяти. Количество слов, вспомненных спустя час = объем долговременной памяти.

 

 

Заучивание 10 слов

Ф.И.О._______________________________ Дата исследования_____________ Дата рождения________________ Полный возраст ребенка_______________

 

 

№ предъявления дом лес кот брат хлеб нос стул мяч ночь конь Примечания (лишние слова)
                       
                       
                       
                       
                       
Через час                      

 

Запоминание двух групп слов

· Цель: исследовать скорость и объем слуховой памяти.

· Инструкция 1: «Сейчас мы будем запоминать слова. Я скажу, а ты повторишь. Повторять надо в том же порядке».

· Ход исследования: экспериментатор читает слова первой группы. 4,5-5 лет - дом, лес, кот; 5,5 лет - сон, чай, гриб, лось, дуб. Слова предъявляются до тех пор, пока порядок не будет соблюден.

· Инструкция 2: «А теперь послушай и повтори другие слова. Соблюдай их порядок».

· Ход исследования: Экспериментатор читает слова второй группы - холод, рыба, книга, или шум, лед, боль.

Результаты вносятся в протокол.

 

· Инструкция 3: «А теперь вспомни те слова, которые ты запоминал первыми».

· Инструкция 4: «Повтори те слова, которые ты запоминают последними».

· Нормативы: в 4,5-5,5 лет – 3 слова в правильном воспроизведении порядка после 2-3 повторений. 5 слов - после 3-4 повторений (допускается незначительное изменение порядка). В 5,5-6 лет – 5-8 слов, при повторном воспроизведении возможна утеря или неправильная постановка слов.

 

 

Запоминание двух групп слов

 

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования___________ Дата рождения______________ Полный возраст ребёнка__________________

 

Первая группа слов

№ предъявления Дом Лес Кот Примечания
         
         
         
         
         

 

№ предъявления Сон Чай Гриб Лось Дуб Примечания
             
             
             
             
             

 

Вторая группа слов

№ предъявления Холод Рыба Книга Примечания
         
         
         
         
         

 

№ предъявления Шум Лед Боль Примечания
         
         
         
         
         

 

 

Количество слов первой группы, повторенных после перерыва:

Количество слов второй группы, повторенных после перерыва:

 

 

Найди рисунок

· Цель: исследовать особенности зрительного запоминания.

 

· Оборудование: специальные рисунки.

 

· Ход обследования: предъявляются три стимула в течение 15-30 секунд. Через 2-3 секунды предъявляется основная таблица с 9 стимулами, экспериментатор просит отыскать на этой таблице те картинки, которые испытуемый уже видел.

· Нормативы: ребенок выполняет это задание без ошибок в 5 лет.

Найди рисунок

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования___________ Дата рождения______________ Полный возраст ребёнка__________________

 

Наличие ошибок

 

Запоминание 10 карточек

· Цель: оценить объем оперативной зрительной памяти.

· Оборудование: 10 предметных картинок размером 10х10 см.

· Ход обследования: картинки предъявляются последовательно, каждая экспонируется 1-2 секунды. Затем ребенка просят «Назови, какие ты запомнил». Воспроизведение в любом порядке.

· Нормативы: сколько испытуемому лет, столько должен быть и объем зрительной памяти

Запомни 10 картинок

 

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования___________ Дата рождения______________ Полный возраст ребёнка__________________

Объем оперативной зрительной памяти ________________________________

 

Содержание.

1.Предварительное ознакомление с ребенком.

· Бланк проведения беседы с дошкольником.

· Наблюдение за игрой дошкольника.

· Наблюдение за учебной деятельностью.

· Наблюдение за состоянием навыков самообслуживания.

· Наблюдение за эмоционально-волевыми проявлениями личности ребёнка.

 

2. Диагностика сенсорно-перцептивной организации дошкольника.

 

1.)Ощущение:

· Изучение цветоощущения

· Изучение тактильных ощущений

· Изучение слуховых ощущений

· Изучение ощущения веса

· Изучение способности к определению направленности звука

2.)Восприятие:

А. Форма:

· «Почтовый ящик» (или коробка форм)

· Доски Сегена

· «Разложи на группы»

· «Найди каждому свое полотенце» (табл. 3)

Б. Цвет:

· «Шарики»

· «Цветные кубики»

· «Найди свой шкафчик» (табл. 1)

· «Подбери комплект по цвету» (табл. 2)

· «Найди фигуре место» (табл. 6)

В. Размер:

· Разбор и складывание матрешки

· Разбор и складывание пирамиды

· «Включение в ряд»

· «Большой, маленький, одинаковый» (табл. 4)

· «Большие и маленькие предметы» (табл. 5)

Г. Восприятие пространственных отношений и целостного образа:

· Разрезанные картинки (+ табл. 9, 10, 11)

· Зашумленные изображения

· «Узнай и назови»

· «Дорисуй» (+табл. 12, 13, 14)

· «Узнай сказку» (табл. 26-29)

· Кубики Коса

· Конструирование по подражанию

· Конструирование по образцу

· «Левая и правая стороны» (табл. 7)

· Ориентация на листе бумаги (табл. 8)

· Ориентация в расположении объектов на плоскости (табл. 30)

· «Коврик» (табл. 16-25)

 

3.Исследование особенностей внимания дошкольника:

· «Угадай по голосу»

· «Найди такой же предмет»

· «Посмотри и покажи»

· «Найди отличия» (табл. 31, 32)

· «Найди мальчика» (табл. 33)

· «Найди цветы из букета» (табл. 34)

· «Чего не хватает?» (табл. 35-37)

· Корректурная проба Бурдона

· Методика Пьерона-Рузера

· Методика использования фигурных таблиц.

· Методика кодирования по Векслеру.

 

  1. Методы диагностики памяти дошкольника.

· Запоминание слов с опорой на картинки (табл. 38, 39)

· Последовательность картинок

· Заучивание 10 слов

· Запоминание двух групп слов

· «Найди рисунок»

· Запоминание 10 карточек

 

  1. Изучение мышления.

· «Найди кусочки, вырезанные из фигур» (табл. 15)

· Понимание картин со скрытым смыслом (табл. 41, 42)

· П



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.307 с.)