Разбор и складывание матрешки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разбор и складывание матрешки



· Цель: Определить уровень сформированности понятия «размер», отношений больше меньше.

· Ход исследования: Экспериментатор дает ребенку 2х составную матрешку и предлагает ее раскрыть. Если испытуемый не начинает действовать самостоятельно, то экспериментатор раскрывает матрешку за него. Когда матрешка разобрана, дается инструкция: «Собери; как было». Далее может предлагаться 3х; 4х и 6тисоставная матрешка.

· Нормы: 3хсоставная матрешка в 3 года может быть собрана примериванием, но допустимы пробы. В 5 лет 3хсоставная матрешка – зрительное соотнесение. В 3 года 4хсоставная матрешка собирается методом проб. От 4 лет 4хсоставная матрешка – методом примеривания и зрительного соотнесения. В 4 года 6тисоставная матрешка собирается методом проб, от 5ти лет – методом примеривания и от 6 лет – зрительное соотнесение.

 

 

Разбор и складывание матрешки

 

Ф.И.О._________________________________ Дата исследования___________ Дата рождения _____________ Полный возраст ребёнка ____________

1. Принимает ли задачу

 

2. Действия адекватны/неадекватны

 

3. Способы выполнения задания: пробы, примеривание, зрительное соотнесение

 

 

4. Обучается ли испытуемый

 

 

Разбор и складывание пирамиды

· Цель: Определить уровень сформированности понятия «размер», отношений больше меньше.

· Ход обследования: ребенку предлагается разобрать пирамидку, а затем собрать ее. Если ребенок сам не начинает, то экспериментатор дает ему по одному кольцу, и каждый раз говорит, что это кольцо необходимо надеть на стержень. Методика предъявляется детям от 2х лет до 6ти лет.

· Нормы: от 2х-3х лет допускается сложение без учета размера колей. Старше 4х лет складывают с учетом размера колец, но с пробами и примериванием. В 5 лет – только зрительное соотнесение.

Разбор и складывание пирамиды

Ф.И.О._________________________________ Дата исследования___________ Дата рождения _____________ Полный возраст ребёнка ____________

1. Принимает ли задачу

 

2. Складывает пирамидку с учетом размера колец/ без учета размера колец.

 

3. Способ складывания

 

 

4. Обучается ли испытуемый

 

3. Способ скла

Включение в ряд

· Цель: определить уровень сформированности понятия «размер», отношений больше меньше.

· Ход обследования: экспериментатор берет 6-составную матрешку, на глазах у ребенка разбирает на 6 матрешек и выстраивает их по росту, соблюдая равные промежутки. Ребенка просят отвернуться (закрыть глаза), а в это время из середины ряда извлекают одну матрешку и ряд выравнивают. «Поставь матрешку на место». Перед началом выполнения задания не обращают внимания на то, что матрешки стоят по росту. Вместо матрешек можно использовать колечки, пирамидки... Методика дается детям от 5 лет в том случае, если они хорошо справляются с матрешкой и пирамидой. В 5 лет допустимы пробы. В 6 лет - большее место занимает зрительное соотнесение.

 

Включение в ряд

Ф.И.О.______________________________ дата исследования______________ Дата рождения_____________ Полный возраст ребёнка ___________________

 

1. Принимает ли задачу

2. Способы выполнения задания:

· без учета величины, ориентируясь на реакцию взрослого

· пробы

· примеривание

· зрительное соотнесение

3. Обучается ли испытуемый.

 

Разрезные картинки

· Цель: выявить способность восстанавливать пространственную структуру целого (предметного) изображения, разбитого на отдельные части.

· Оборудование: картинки, разрезанные на 2, 3, 4 части по горизонтальным, вертикальным и диагональным линиям.

· Ход исследования: Ребенку предлагают собрать картинку. Сначала предъявляется уже составленная картинка, потом составляющие ее части перемешивают, и ребенку предлагают сделать, как было. Важно следить за характером деятельности ребенка: насколько целенаправленно он действует, контролирует ли свою работу. Следует анализировать вид оказываемой ребенку помощи.

· Нормы: сколько ребенку лет, из такого числа частей он должен собрать картинку. В 3 года - пробы, 4 года - зрительное соотнесение (3-4 части), в 5 лет - допускаются пробы при собирании картинки из 5 частей.

· Анализ результатов:

√ N, ЗПР: самостоятельно выполняют задание

√ УО: дети понимают устную инструкцию и без труда составляют картинки, разрезанные по горизонтали или вертикали на 2-3 части. Картинки, разрезанные на 4 части, они составляют после 2-3 показов и организующей помощи. Дети с тяжелой степенью УО часто не понимают устной инструкции; в этом случае им необходимо пояснить задание с помощью показа. В большинстве случаев дети правильно составляют картинки, разрезанные на 2 части по горизонтали, труднее – по вертикали. Складывая картинки, разрезанные по вертикали на 3 части, часто соединяют первую и третью части картинки, а вторую, среднюю часть не используют или приставляют наугад. Затрудняются при необходимости складывать картинки из 4 частей даже при наличии помощи.

 

 

Разрезные картинки

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования______________ Дата рождения ____________ Полный возраст ребёнка _______________

  1. Принимает ли задачу.

 

  1. Способ действия:

· беспорядочные действия

· пробы с ориентировкой на целостный образ предмета

· зрительное соотнесение.

  1. Обучаем ли ребенок.

 

 

Кубики Кооса

· Цель: выявить способность осуществлять конструктивный процесс и ориентироваться в пространстве, исследовать внимание и сообразительность.

· Оборудование: 4 одинаковых специально раскрашенных кубика размером 3,5 см. и карточки с образцами узоров.

· Ход обследования: ребенку показывают карточку с узором и предлагают сложить такой же узор из кубиков. В процессе выполнения задания карточка остается перед ребенком. Инструкция: «Посмотри, на карточке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков (обследующий дает ребенку кубики). Попробуй». Узоры последовательно усложняются. В процессе выполнения задания ребенку может быть оказана различная помощь: дополнительное разъяснение задания, более полная ориентировка, расчленение узора на составляющие части, подсказка, показ. Задание может выполняться в форме обучающего эксперимента.

· Анализ результатов:

√ N: дети справляются с заданием самостоятельно, проявляя упорство и нежелание прерывать работу в случае временных неудач

√ ЗПР: дети начинают испытывать затруднения при предъявлении им более сложных заданий, однако организующая помощь в расчленении узора на отдельные составляющие части делает задание доступным и даже привлекательным.

√ УО: часто самостоятельно справляются лишь с самым легким заданием, причем стремятся накладывать кубики на карточку с узором. Они медленно ориентируются в каждом новом узоре, допускают ошибки, самоконтроль практически отсутствует. Организующая помощь, расчленение узора на части, соответствующие кубикам, мало помогают их деятельности.

 

 

Кубики Кооса

Ф.И.О._____________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения____________ Полный возраст ребёнка ____________

Оказанная помощь:

· нет

· дополнительные разъяснения

· расчленение узора на образце на составляющие части

· показ

 

Конструирование по подражанию

· Цель: выявить особенности пространственной ориентировки и конструктивного праксиса.

· Оборудование: геометрические тела (2 бруска, 2 треугольные призмы, 2 полусферы) одного цвета.

· Ход исследования и инструкция: экспериментатор и испытуемый сидят лицом друг к другу. Экспериментатор ставит перед собой на стол тела. Экспериментатор берет брусок и ставит его около себя, а второй брусок ставит перед испытуемым. Затем берет призму и повторяет операцию. То же проделывают с полусферой. Образуются два ряда одинаково стоящих фигур. Далее поочередно строится «домик», «грибок» и «паровозик». Ребенку предлагают строить, то же, что строит экспериментатор.

 

Конструирование по подражанию

Ф.И.О._______________________________ Дата исследования __________ Дата рождения_____________ Полный возраст ребёнка ________________

1. Принимает ли задачу.

2. Способ действия: подражание движениям рук взрослого (без учета форм и пространственной ориентации), примеривание, зрительное соотнесение.

 

3. Обучается ли ребенок (степень обучаемости).

 

 

Конструирование по образцу

по подражанию

· Цель: выявить особенности пространственной ориентировки и конструктивного праксиса.

· Оборудование: геометрические тела (2 бруска, 2 треугольные призмы, 2 полусферы) одного цвета и ширма

· Ход исследования и инструкция: экспериментатор и испытуемый сидят лицом друг к другу. Экспериментатор ставит перед собой на стол тела. Экспериментатор берет брусок и ставит его около себя, а второй брусок ставит перед испытуемым. Затем берет призму и повторяет операцию. То же проделывают с полусферой. Образуются два ряда одинаково стоящих фигур. Далее поочередно строится «домик», «грибок» и «паровозик». Пока взрослый строит объект, он закрывает от ребенка свою часть стола, чтобы он не видел, как именно взрослый строит фигуру. Ребенку предлагают строить то же, что строит экспериментатор. «Сделай так же». Методика предъявляется детям от 4 до 5 лет (в шесть уже не используется).

· Нормы: в 4 года допускается анализ образца при помощи взрослого. 4-5 лет – примеривание. После 5 лет – самостоятельный анализ образца, в редких случаях примеривание, в основним зрительное соотнесение.

Конструирование по образцу

Ф.И.О.________________________________ Дата исследования____________ Дата рождения_____________ Полный возраст ребёнка _____________

1. Принимает ли задачу.

 

2. Имеется ли самостоятельный анализ образца или требуется помощь взрослого.

 

 

3. Способ действия: подражание движениям рук взрослого (без учета форм и пространственной ориентации), примеривание, зрительное соотнесение.

 

4. Обучается ли ребенок (степень обучаемости).

 

Заучивание 10 слов

· Цель: оценить состояние слуховой памяти, утомляемость, активность внимания.

· Инструкция и ход исследования: при проведении обследования необходима тишина. «Я прочту 10 слов. Когда я закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке». Слова читаются с интервалом в одну секунду. После выполнения первой инструкции дается вторая инструкция: «Хорошо. Сейчас я снова прочту те же самые слова; и ты опять должен повторить их. И те, которые ты уже говорил, и те, которые пропустил в первый раз. Все вместе, в любом порядке». Эта инструкция повторяется оставшиеся три раза.

· Результаты: количество слов, повторенных после первого прочтения = объем оперативной памяти. Количество слов, вспомненных спустя час = объем долговременной памяти.

 

 

Заучивание 10 слов

Ф.И.О._______________________________ Дата исследования_____________ Дата рождения________________ Полный возраст ребенка_______________

 

 

№ предъявления дом лес кот брат хлеб нос стул мяч ночь конь Примечания (лишние слова)
                       
                       
                       
                       
                       
Через час                      

 

Запоминание двух групп слов

· Цель: исследовать скорость и объем слуховой памяти.

· Инструкция 1: «Сейчас мы будем запоминать слова. Я скажу, а ты повторишь. Повторять надо в том же порядке».

· Ход исследования: экспериментатор читает слова первой группы. 4,5-5 лет - дом, лес, кот; 5,5 лет - сон, чай, гриб, лось, дуб. Слова предъявляются до тех пор, пока порядок не будет соблюден.

· Инструкция 2: «А теперь послушай и повтори другие слова. Соблюдай их порядок».

· Ход исследования: Экспериментатор читает слова второй группы - холод, рыба, книга, или шум, лед, боль.

Результаты вносятся в протокол.

 

· Инструкция 3: «А теперь вспомни те слова, которые ты запоминал первыми».

· Инструкция 4: «Повтори те слова, которые ты запоминают последними».

· Нормативы: в 4,5-5,5 лет – 3 слова в правильном воспроизведении порядка после 2-3 повторений. 5 слов - после 3-4 повторений (допускается незначительное изменение порядка). В 5,5-6 лет – 5-8 слов, при повторном воспроизведении возможна утеря или неправильная постановка слов.

 

 

Запоминание двух групп слов

 

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования___________ Дата рождения______________ Полный возраст ребёнка__________________

 

Первая группа слов

№ предъявления Дом Лес Кот Примечания
         
         
         
         
         

 

№ предъявления Сон Чай Гриб Лось Дуб Примечания
             
             
             
             
             

 

Вторая группа слов

№ предъявления Холод Рыба Книга Примечания
         
         
         
         
         

 

№ предъявления Шум Лед Боль Примечания
         
         
         
         
         

 

 

Количество слов первой группы, повторенных после перерыва:

Количество слов второй группы, повторенных после перерыва:

 

 

Найди рисунок

· Цель: исследовать особенности зрительного запоминания.

 

· Оборудование: специальные рисунки.

 

· Ход обследования: предъявляются три стимула в течение 15-30 секунд. Через 2-3 секунды предъявляется основная таблица с 9 стимулами, экспериментатор просит отыскать на этой таблице те картинки, которые испытуемый уже видел.

· Нормативы: ребенок выполняет это задание без ошибок в 5 лет.

Найди рисунок

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования___________ Дата рождения______________ Полный возраст ребёнка__________________

 

Наличие ошибок

 

Запоминание 10 карточек

· Цель: оценить объем оперативной зрительной памяти.

· Оборудование: 10 предметных картинок размером 10х10 см.

· Ход обследования: картинки предъявляются последовательно, каждая экспонируется 1-2 секунды. Затем ребенка просят «Назови, какие ты запомнил». Воспроизведение в любом порядке.

· Нормативы: сколько испытуемому лет, столько должен быть и объем зрительной памяти

Запомни 10 картинок

 

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования___________ Дата рождения______________ Полный возраст ребёнка__________________

Объем оперативной зрительной памяти ________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.05 с.)