Протокол наблюдения за учебной деятельностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Протокол наблюдения за учебной деятельностью



Ф. И. О. ___________________________________Дата исследования _______

Дата рождения____________ Полный возраст ребёнка____________________

1. Отношение к деятельности (заинтересованность, положительное отношение, безразличное, отрицательное)

2. Работоспособность, утомляемость

3. Успешность (степень овладения программой, материалом, характер трудоспособности, наличие позитивной динамики)

 

 

Протокол наблюдения за состоянием

Навыков самообслуживания.

Ф.И.О.______________________________________________

Дата рождения_______________________________________

Дата исследования___________________________________

Возраст на момент исследования_______________________

Самостоятельность и зависимость от помощи взрослого.

 

 

Протокол наблюдения

За эмоционально-волевыми проявлениями

Личности дошкольника

Ф.И.О._____________________________Дата исследования________________ Дата рождения__________________ Полный возраст ребёнка_______________ Внешний вид:

1. Контактность (насколько легко и быстро вступает в контакт с наблюдателем, длительность, заинтересованность, поверхностность, уход, затруднение)

2. Общий фон настроения: депрессивный, тревожный, эйфоричный, адекватный, ровный, наличие познавательных интересов, возбудимость, расторможенность.

3. Реакция на одобрение (радуется ли одобрению, ждет ли его дни равнодушен)

4. Реакция на замечание (наличие реакции, исправляет ли поведение при наличии замечания, отсутствие реакции, негативизм)

5. Отношение к неудаче

· постоянное обращение за оценкой правильности к взрослому

· потеря интереса при первом затруднении, формальное отношение

· пассивный уход от выполнения задания, молчаливый отказ

· активный уход, часто в форме агрессивных действий

· эмоциональный уход (дурашливость, смех, плачь)

· расторможенность

· дезорганизация деятельности

6. Понимание эмоционального состояния окружающих (понимает, не понимает)

 

7. Понимание эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках (понимает, не понимает)

 

 

8. Отношение к окружающим (безразличное, заинтересованное, адекватное, отзывчивое, отмечается способность к сопереживанию)

9. Отношение к себе (адекватное, неадекватное, безразличное, эгоцентричное, крайнее проявление не любви к себе)

10. Способность к саморегуляции (решительность, инициативность, упорство, самостоятельность, терпеливость, способность к самоограничению и самоконтролю)

11. Наличие негативных волевых проявлений (упрямство, внушаемость, импульсивность, развязность, капризность)

 

Протокол наблюдения за предметной деятельностью

1. Степень освоения навыков (активность, настойчивость, самостоятельность)

2. Степень зависимости от взрослых

 

 

Корректурная проба Бурдона

· Цель: Исследовать особенности активного внимания: продуктивность, устойчивость, точность и скоростные показатели психической деятельности.

· Оборудование: специальный бланк, секундомер.

· Инструкция 1: «По моему сигналу ты будешь искать и зачеркивать кружочки (любой значок) до тех пор, пока я не скажу стоп».

· Инструкция 2: «По моему сигналу ты будешь зачеркивать круг и квадрат до тех пор, пока я не скажу стоп».

· Время: время выполнения задания 2 мин 30 сек. Через каждые 30 сек. экспериментатор ставит вертикальную черту в том месте, где находится в данный момент рука ребенка.

· Результаты:

Р=(0.5 *S-2.8 *n)/t. Р - продуктивность, S - количество просмотренных знаков, n - количество допущенных ошибок, t - время. Р от 1,25 - зона очень высокопродуктивного внимания, от 1 до 1,25 - зона высокопродуктивного внимания, от 0,5 до 1 - зона средне продуктивного внимания, от 0,25 до 0,5 -зона низко продуктивного внимания, от 0 до 0,25 - зона очень низко продуктивного внимания.

Формула для вычисления продуктивности и нормативы, предложенные А.Д.Виноградовой: Р=S*Е/(Е+n). Е - количество правильно зачеркнутых знаков. Р=8 - очень высокопродуктивного внимания. Р от S-1 до S/2 - зона высоко продуктивного внимания, Р от S/2 до 3/8S- средне проективное внимание, Р от 3/8S до S/8 - низко продуктивное внимание, Р от S/8-1 до 0 - очень низко продуктивное внимание.

Концентрация внимания (К) вычисляется по следующей формуле: К=(Е-(O+W))/q*100%, где О - количество пропущенных правильных знаков, W -количество неправильно зачеркнутых знаков и q - количество знаков, которые надо было зачеркнуть. Нормативы: 81-100% - очень хорошая концентрация внимания, 61-80% - хорошая, 41-60% - средняя, 21-40% - плохая и 0-20% -очень плохая концентрация внимания.

Точность внимания (В) вычисляется так В=(Е-W)/(Е+0). В норме В стремится к единице.

Для оценки скорости работы предлагают заполнить пробу Бурдона за 5 мин. Если бланк полностью заполнен за 2 мин и 30 сек - это высокий уровень скорости, за 2мин 30 сек - 3 мин - это средний темп, за 3-5 мин - это низкий темп.

 

 

Методика Пьерона-Рузера

· Цель: исследование устойчивости внимания, переключаемости, скорости усвоения нового способа действий, уровня развития элементарных графических навыков.

· Оборудование: бланк и секундомер.

· Инструкция: «Смотри: вот в этом квадратике я ставлю точку, в треугольнике черточку (вертикальную), круг оставлю чистым, ничего в нем не нарисую, а в ромбе вот такую черточку. А ты заполни так, как я тебе сейчас показала остальные фигуры».

· Ход исследования и нормы: 1) время - 3 мин, нужно отмечать отрезки в 30 сек. Методика используется для детей от 5-5,5 лет. В норме дети 5 - 7 лет за 3 минуты заполняют 50 - 80 фигур. Ошибочно выполненные вычитаются из общего числа.

2) ребенок непрерывно выполняет задание в течение 2 минут. Общий показатель переключения и распределения его внимания вычисляется по формуле: S=(0.5N – 2.8n)/120, где S – показатель переключения и распределения внимания, N – кол-во геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2 минут, n – кол-во ошибок. Ошибками считаются неправильно поставленные знаки или пропущенные, т. е. не помеченные соответствующими знаками, фигуры.

· Оценка результатов: 10 баллов – S>1,00

8-9 б. – S от 0,75 до 1,00

6-7 б. – S от 0,50 до 0,75

4-5 б. – S от 0,25 до 0,50

0-3 б. – S от 0,00 до 0,25

· Уровни развития: 10 б. – очень высокий

8-9 б. – высокий

6-7 б. – средний

4-5 б. – низкий

0-3 б. – очень низкий

 

Методика использования фигурных таблиц

Видоизмененный вариант методики Пьерона-Рузера.

· Цель: исследование устойчивости внимания, переключаемости, скорости усвоения нового способа действий, уровня развития элементарных графических навыков.

· Оборудование: бланк и секундомер.

· Инструкция: «Просматривай внимательно фигурки, отыскивая среди них три: треугольник, круг и флажок. Ставь в треугольнике черточку (минус), в кружочке крестик (плюс), а во флажке точку».

· Ход исследования: возможно использование при групповом исследовании. Тогда задание рисуется на доске, а потом стирается.

· Обработка: подсчитываем количество просмотренных строк и количество строк с ошибками. Кол-во просмотренных строк – кол-во строк с ошибками = продуктивности работоспособности.

· Нормы:

Мальчики Девочки Возраст
продуктивность и работоспособность   кол-во ошибок на 100 знаков продуктивность и работоспособность кол-во ошибок на 100 знаков
5,14-2,9 6,18-3,72 6,02-4,06 5,75-3,73 6 лет —)
5,43-4,29 5,5-4,6 6,68-5,38 4,91-3,7 6,5 лет
6,1-5,73 5,08-4,3 7,56-6,7 3,66-2,4 7 лет

Количество ошибок на 100 знаков = количество ошибок *100/количество просмотренных знаков.

Умственная работоспособность = количество просмотренных строк/(кол-во просмотренных строк + кол-во строк с ошибками).

 

 

Методика кодирования по Векслеру

Шифровка, бланк А. (5-8 лет)

· Цель: исследовать концентрацию, распределение, переключаемость внимания, зрительно-моторную координацию, скорость формирования новых навыков.

· Оборудование: бланк и секундомер.

· Инструкция: «Посмотри сюда. Видишь, в звездочке нарисована черточка (описание)... А теперь посмотри сюда. Здесь такие же фигурки, давай мы нарисуем так же как вот здесь (показать на ключ)».

· Ход обследования: Первые пять фигурок тренировочные и не входят в результат. Потом пускаем секундомер: «Продолжай дальше сам быстрее». Время - 120 сек.

· Оценка: Результат = количество правильно заполненных фигур за 120 сек. При заполнении всех фигур меньше чем за 2 мин к результату добавляют дополнительные баллы. Если испытуемый закончил быстрее чем за 70 сек, то к его результату добавляют 5 баллов, если - 71-80 сек + 4 балла, 81-90 сек + 3 балла, 91-100 сек + 2 балла, 101-110 сек + 1 балл. Интервал от 111 до 120 сек. не учитывается.

· Нормы

Возраст ребенка Кол-во правильно заполненных знаков (не меньше)
5 лет 0 мес. – 5 лет 3 мес. - 5 лет/З  
5 лет 4 мес. – 5 лет 7 мес. - 5 лет/7  
5 лет 8 мес. – 5 лет 11мес. - 5 лет/1  
6 лет 0 мес. – 6 лет 3 мес. - 6 лет/З  
6 лет 4 мес. – 6 лет 7 мес. - 6 лет/7  
6 лет 8 мес. – 6 лет 11 мес. - 6 лет/1  
7 лет 0 мес. – 7 лет 3 мес. - 7 лет/З  
7 лет 4 мес. – 7 лет 11 мес. - 7 лет/1  

 

Доски Сегена

· Цель: выявление понимания инструкции, степени знакомства с основными геометрическими формами, состояния координации движений, пространственной ориентировки, характера деятельности.

· Оборудование: 5 специальных досок с целыми или разделенными фигурами-вкладышами.

· Ход обследования: ребенку показывают доску с вложенными фигурками в течение 10 секунд. Затем доску переворачивают и фигурки вываливаются на стол. После перемешивания экспериментатор просит ребенка вставить фигурки в гнезда. В начале опыта экспериментатор может сделать 2-3 вкладки. Помощь оказывается не ранее, чем через минуту после задержки задания.

· Анализ результатов:

√ N: дети в подавляющем большинстве случаев не испытывают никаких затруднений, активно ищут способы решения более сложных вариантов задания, справляются с заданием самостоятельно

√ ЗПР: дети в основном справляются с заданием; помощь, которая бывает необходима некоторым из них при заполнении более сложных вариантов, носит лишь организующий и стимулирующий характер

√ УО: дети обычно понимают словесную инструкцию и справляются с заполнением более легких вариантов задания. Им доступно зрительное сличение фигурки с пазом, но некоторым нужны показ и стимуляция, после которых они выполняют задание уже самостоятельно. Дети испытывают затруднения при выполнении более сложных вариантов задания, при этом часто меняется характер деятельности: становится больше действий методом проб и ошибок, требуется организующая и обучающая помощь.

 

 

Доски Сегена

Ф.И.О.__________________________________ Дата исследования__________ Дата рождения_____ _______ Полный возраст ребёнка ______________

 

№ доски Характер действий испытуемого Вид оказываемой помощи Время Выполнения задания
  адекватность/неадекватность Выполнение задания 1. силой 2. пробами 3. примериванием 4. зрительным соотнесением. Стимулирующая Организующая Наводящие вопросы Подсказки Разъясняющая Объясняющая с показом  
  адекватность/неадекватность Выполнение задания 1. силой 2. пробами 3. примериванием 4. зрительным соотнесением. Стимулирующая Организующая Наводящие вопросы Подсказки Разъясняющая Объясняющая с показом  
  адекватность/неадекватность Выполнение задания 1. силой 2. пробами 3. примериванием 4. зрительным соотнесением. Стимулирующая Организующая Наводящие вопросы Подсказки Разъясняющая Объясняющая с показом  
  адекватность/неадекватность Выполнение задания 1. силой 2. пробами 3. примериванием 4. зрительным соотнесением. Стимулирующая Организующая Наводящие вопросы Подсказки Разъясняющая Объясняющая с показом  

 

Почтовый ящик

или Коробка Форм

· Цель: Исследование сформированности понятия «форма» и умения соотносить предметы по форме.

· Оборудование: ящик с пятью прорезями - полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат и шестиугольник; 10 объемных геометрических фигур (тел) по 2 к каждой прорези.

· Задание: найти соответствующие прорези, чтобы все тела оказались внутри ящика.

· Нормы (зависят от сложности ящика): если ящик сложный, то до 3,5 лет возможно выполнение задания силой. После 3,5 лет должны быть целенаправленные пробы. С 4х лет - примеривание, после 5ти - зрительное соотнесение.

Почтовый ящик

Ф.И.О.________________________________ Дата исследования_________ Дата рождения_____________ Полный возраст ребёнка ___________________

1. Принимает ли задачу.

 

 

2. Способ выполнения задания: силой, пробы, примеривание, зрительное соотнесение.

 

 

3. Обучается ли ребенок (степень обучаемости).

 

Разложи на группы

· Цель: определить умение дифференцировать фигуры по форме.

· Оборудование: набор плоских геометрических фигур одного цвета.

· Инструкция: «Разложи фигурки на группы: какая к какой подходит».

· Нормы: дети выполняют это задание без ошибок в 4 года.

 

Шарики

· Цель: исследовать сформированность понятия «цвет» и умение соотносить по цвету.

· Оборудование: 4 круга красного, желтого, зеленого и синего цвета и четыре полоски таких же цветов.

· Инструкции:

1. Подобрать соответствующий цвет: «Привяжи шарик к ниточке».

2. Выбрать цвет: «Дай мне красный».

3. Назвать цвет: «Какого цвета этот шарик?».

 

 

Цветные кубики

· Цель: проверить знакомство ребенка с понятием цвета (основные цвета и оттенки)

 

· Оборудование: 4 кубика основных цветов (2 набора).

· Ход обследования: на столе перед ребенком ставят 4 кубика разного цвета. Обследующий кладет перед собой 4 таких же кубика, но в другом порядке. Вначале проводят испытание по сличению цвета. Инструкция: «У меня есть кубик вот такого цвета (показывает). Посмотри, есть ли у тебя такой же кубик и покажи его». Если ребенок не понимает речевой инструкции, можно использовать показ. Если ребенок может сличать цвета, проверяют способность их различения. Перед ребенком ставят разноцветные кубики и просят показать, где красный, желтый и т. д. если он с этой задачей справляется, ему показывают кубики и просят, чтобы он сам назвал цвет каждого.

· Анализ результатов:

√ N, ЗПР: дети без труда узнают не только основные цвета, но и многие оттенки

√ УО: к школьному возрасту дети различают основные цвета, однако затрудняются в восприятии оттенков. Дети с тяжелой степенью УО часто не имеют представления о цвете

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.062 с.)