Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава II. 2. Динамика материальной точкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
II.2.1 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И ФОРМУЛЫ 1. Импульс (количество движения) материальной точки: (II.28) Второй закон Ньютона (основное уравнение динамики материальной точки): (II.29) Если масса постоянна, то второй закон Ньютона может быть выражен формулой: , (II.30)
где - ускорение тела (материальной точки). Если сила постоянна по величине и действует по неизменному направлению, то изменение импульса тела за конечный промежуток времени равно произведению силы на время её действия:
или , (II.31)
где и - начальная и конечная скорости тела, разделённые промежутком времени . Равенство (II.30) также выражает второй закон Ньютона. В случае переменной массы связь между силой, массой и ускорением выражается уравнением Мещерского: , (II.32)
где - действующая сила; - реактивная сила; - скорость присоединяющейся (отделяющейся) массы относительно тела. 2. Сила, действующая на материальную точку, движущуюся по криволинейной траектории, может быть разложена на две составляющие – тангенциальную и нормальную: а) тангенциальная или касательная сила , (II.33)
или , (II.34)
где - радиус кривизны траектории; - угловое ускорение. б) нормальная или центростремительная сила: , (II.35) или , (II.36)
где - угловая скорость тела. 3. Центробежная сила инерции (в неинерциальной системе отсчёта):
, (II.37) или . (II.38) Центробежная сила инерции направлена вдоль радиус - вектора от центра или оси вращения. 4. Сила трения скольжения
, (II.39)
где - коэффициент трения скольжения; - сила нормального давления. 5. Сила трения качения , (II.40) где - коэффициент трения качения; - радиус катящегося тела. 6. Сила упругости , (II.41)
где - деформация тела; - коэффициент жёсткости (упругости) тела. 7. Третий закон Ньютона
, (II.42)
где и - силы, с которыми взаимодействуют две материальные точки. II.2.2 ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
ЗАДАЧА № II.21 Поезд подходит к станции и замедляет свое движение. В каком направлении в это время легче тащить тяжелый ящик по полу вагона: по ходу поезда или в обратную сторону? Ответ. По ходу поезда.
ЗАДАЧА № II.22 Что произошло бы с людьми, если бы Земля внезапно остановилась и прекратила свое движение вокруг Солнца? Ответ. Люди по инерции с огромной скоростью полетели бы от Земли.
ЗАДАЧА № II.23 В зоопарках белок помещают в цилиндрический барабан, где имеются спицы. Барабан подвешен на оси, вокруг которой он может свободно вращаться. В какую сторону и почему барабан вращается во время движения белки по спицам? Ответ. Барабан вращается в сторону, противоположную движению белки, которая при своем беге отталкивается от спиц, приводя барабан в движение.
ЗАДАЧА № II.24 Предложите способ определения вместимости сосуда, в котором находится вода, используя только весы и разновес. Ответ. Сначала с помощью весов определяют массу стакана, а затем, заполнив его полностью водой, снова ставят на весы. По плотности и массе воды, находящейся в стакане, определяют вместимость этого стакана.
ЗАДАЧА № II.25 Почему в конце прыжка спортсмен опускается на согнутые ноги? Ответ. Сгибая ноги в конце прыжка, спортсмен как бы увеличивает тормозной путь, а следовательно, уменьшает силу удара о поверхность Земли.
ЗАДАЧА № II.26 В кинофильмах каскадер часто совершает в прыжке пересадку с одного автомобиля на другой. Почему это опасно делать при большой разнице в скоростях автомобилей? Ответ. При пересадке каскадер испытывает большое изменение скорости за короткий промежуток времени. В результате он переносит большие перегрузки, что для человека опасно.
ЗАДАЧА № II.27 Океанский лайнер при столкновении с маленьким пароходом может потопить его почти без всяких для себя повреждений. Как это согласуется с третьим законом Ньютона? Ответ. Массы лайнера и парохода разные. В результате столкновения суда приобретают разные ускорения, что приводит к их различным повреждениям.
ЗАДАЧА № II.28 На внутренней стенке закрытой банки, уравновешенной на чувствительных весах, сидит муха. Что произойдет с весами, если муха станет летать внутри банки? Ответ. Покинув стенку банки и держась в воздухе на одном уровне, муха давит крылышками на воздух силой, равной собственному весу. Это давление передается дну банки. Следовательно, весы останутся в равновесии. Если же, летая в банке, муха поднимается вверх или опускается вниз, то чувствительные весы должны покачнуться.
ЗАДАЧА № II.29 Мальчик везет санки. Сила, с которой он их тянет, равна силе, с которой санки противодействуют этому движению. Казалось бы, санки должны оставаться на месте. Почему же они движутся? Ответ. Сила, с которой мальчик тянет санки, вполне достаточна для того, чтобы они двигались. Однако такая же по модулю сила, противодействующая этому движению, недостаточна, чтобы преодолеть значительное сцепление подошв его обуви с поверхностью снега или льда.
ЗАДАЧА № II.30 Почему трудно разбить орех на мягкой опоре и легко его разбить на твердой опоре? Ответ. Чтобы разбить орех, надо приложить к нему две равные, но противоположно направленные силы, которые сожмут его так, что скорлупа разрушится. Одна сила характеризует взаимодействие ореха с молотком, а другая — взаимодействие ореха с опорой. Если опора твердая и неподвижная, то эти условия соблюдаются. Если опора мягкая, то при ударе орех приобретает скорость, но, углубляясь в мягкую опору, он эту скорость теряет, поэтому скорлупа почти не изменяет своей формы и орех не разрушается.
ЗАДАЧА № II.31 Вагон массой 20 т движется равнозамедленно с ускорением 0,3 м/с2 и начальной скоростью 54 км/ч. Найти силу торможения, действующую на вагон, время движения вагона до остановки и перемещение вагона. Дано: т = кг; м/с2; км/ч = м/с. Найти: Решение
На вагон, движущийся вдоль оси действуют: сила тяжести (); сила трения (); сила нормальной реакции опоры () (рис.55). Запишем второй закон Ньютона в векторной форме: . (1) Направление вектора скорости совпадает с направлением оси . Вектор ускорения будет направлен в сторону противоположную направлению движения (так как движение вагона равнозамедленное). Проецируем обе части уравнения (1) на ось : : или ; Н = 6 кН. Время движения вагона до остановки найдём из уравнения (II.8): , так как (по условию задачи), то: , ; с. Расстояние, пройденное вагоном до остановки определяется формулой (II.7): или ; м.
ЗАДАЧА № II.32 Тело массой 45 кг перемещается по горизонтальной плоскости под действием силы 294 Н, направленной под углом 300 к горизонту. Коэффициент трения груза о плоскость 0,1. Определить ускорение движения груза. Дано: кг; Н; ; рад Найти: Решение
На тело действуют: сила тяжести (); сила трения (); сила нормальной реакции опоры (); сила тяги () (рис.56). Направление вектора ускорения () совпадает с направлением оси . Запишем второй закон Ньютона в векторной форме: . (1) Проецируем обе части уравнения (1) на оси и : : ; : ; (2) Решим полученную систему уравнений (2) относительно неизвестного параметра (ускорения), получим:
; м/с2.
ЗАДАЧА № II.33 Тело равномерно скользит по наклонной плоскости с углом наклона . Определить коэффициент трения тела о плоскость.
Дано: Найти: Решение
При скольжении тела по наклонной плоскости на него действуют: сила тяжести (); сила трения (); сила нормальной реакции опоры () (рис.57). Ускорение при равномерном скольжении тела равно нулю. Запишем второй закон Ньютона в векторной форме: . (1) Проецируем обе части уравнения (1) на оси и : : ; : ; (2) Решим полученную систему уравнений (2) относительно неизвестного параметра (коэффициента трения тела о плоскость), получим: ; . (3) Уравнение (3) показывает, что если тело равномерно скользит по наклонной плоскости, то коэффициент трения тела о плоскость будет определяться тангенсом угла наклона этой плоскости. В случае равнопеременного движения данное утверждение не применимо.
ЗАДАЧА № II.34 Брусок массой 2 кг скользит по горизонтальной поверхности под действием груза массой 0,5 кг, прикреплённого к концу нерастяжимой нити, перекинутой через неподвижный блок. Коэффициент трения бруска о поверхность 0,1. Найти ускорение движения тела и силу натяжения нити. Массами блока и нити, а также трением в блоке пренебречь. Дано: кг; кг; Н; . Найти: Решение
Будем рассматривать движение каждого тела в отдельности. Первое тело. На брусок действуют: сила тяжести (); сила трения (); сила нормальной реакции опоры (); сила натяжения нити () (рис.58).
Запишем для бруска второй закон Ньютона в векторной форме: . (1) Проецируем обе части уравнения (1) на оси и : : : (2) После ряда преобразований системы уравнений (2), получим: . (3) Второе тело. На груз действуют: сила тяжести (); сила натяжения нити () (рис.58). Запишем для груза второй закон Ньютона в векторной форме: . (4) Проецируем обе части уравнения (4) на ось : . (5) Складывая уравнения (3) и (5) и учитывая, что , а , получаем: . Выразим из последнего равенства ускорение: ; м/с2. Силу натяжения нити находим из уравнения (5): ; Н. ЗАДАЧА № II.35 Груз массой 5 кг, связанный нерастяжимой нитью, перекинутой через неподвижный блок, с другим грузом массой 2 кг, движется вниз по наклонной плоскости. Найти силу натяжения нити и ускорение грузов, если коэффициент трения между первым грузом и плоскостью 0,1. Угол наклона плоскости к горизонту 360. Массами нитей и блока, а также трением в блоке пренебречь. Дано: кг; кг; рад; . Найти: Решение
Рассмотрим движение каждого груза в отдельности. Первый груз. На груз действуют: сила тяжести (); сила трения (); сила нормальной реакции опоры (); сила натяжения нити () (рис.59). Запишем для груза второй закон Ньютона в векторной форме: . (1) Проецируем обе части уравнения (1) на оси и : : ; : ; (2) Преобразуем систему уравнений (2) к виду: . (3) Второй груз. На груз действуют: сила тяжести (); сила натяжения нити () (рис.59). Запишем для груза второй закон Ньютона в векторной форме: . (4) Проецируем обе части уравнения (4) на ось : . (5) Складывая уравнения (3) и (5) и учитывая, что , а , получаем: . Выразим из последнего равенства ускорение: ; м/с2. Силу натяжения нити находим из уравнения (5): ; Н. ЗАДАЧА № II.36 Невесомый блок укреплён на вершине двух наклонных плоскостей, составляющих с горизонтом углы 300 и 450. Гири 1 и 2 массой 1 кг каждая соединены нитью, перекинутой через блок. Найти ускорение, с которым движутся гири, и силу натяжения нити. Считать нить невесомой и нерастяжимой. Трением пренебречь. Дано: кг; рад; рад. Найти: Решение Рассмотрим движение каждой гири в отдельности. Первая гиря. На гирю действуют: сила тяжести (); сила нормальной реакции опоры (); сила натяжения нити () (рис.60). Запишем для гири второй закон Ньютона в векторной форме: . (1) Проецируем обе части уравнения (1) на оси и : : ; (2) : . (3)
Вторая гиря. На гирю действуют: сила тяжести (); сила нормальной реакции опоры (); сила натяжения нити () (рис.60). Запишем для гири второй закон Ньютона в векторной форме: . (4) Проецируем обе части уравнения (3) на оси и : : ; (5) : ; (6) Уравнения (3) и (6) в данной задаче не используются, так как силой трения пренебрегаем. Складывая уравнения (2) и (5) и учитывая, что , а , получаем: . Выразим из последнего равенства ускорение:
; м/с2. Силу натяжения нити найдём из (2): ; Н.
ЗАДАЧА № II.37 Три тела массами , и связаны нитями и находятся на гладком горизонтальном столе. К телу массой приложена горизонтальная сила (рис.61). Определить силу натяжения между грузами и . Дано: ; ; ; . Найти: Решение
Так как поверхность стола гладкая, влиянием силы трения можно пренебречь. Запишем второй закон Ньютона для каждого из тел: Первое тело. На тело действуют: сила тяжести (); сила нормальной реакции опоры (); сила натяжения нити (); сила тяги () (рис.61). Запишем для этого тела второй закон Ньютона в векторной форме: . (1) Проецируем обе части уравнения (1) на ось : (2) Второе тело. На тело действуют: сила тяжести (); сила нормальной реакции опоры (); сила натяжения нити (); сила натяжения нити () (рис.61). Запишем для этого тела второй закон Ньютона в векторной форме: . (3) Проецируем обе части уравнения (3) на ось : (4) Третье тело. На тело действуют: сила тяжести (); сила нормальной реакции опоры (); сила натяжения нити () (рис.61). Запишем для этого тела второй закон Ньютона в векторной форме: . (5) Проецируем обе части уравнения (5) на ось : . (6) Проекция на ось в данной задаче не используется. Сложив почленно, левые и правые части уравнений: (2), (4) и (6), получим: . (7) Выразим из уравнения (7), ускорение движения тел: и подставим его в формулу (6), получим: .
ЗАДАЧА № II.38 На доске (рис.62), равномерно вращающейся вокруг вертикальной оси , укреплён на вертикальной стойке, отстоящей от оси вращения на расстоянии 5 см, отвес. Какова частота вращения доски, если нить отвеса длиной 8 см отклонилась от вертикали на угол 400? Дано: см = м; см = м; . Найти: Решение
Запишем второй закон Ньютона: (1) Проецируем обе части уравнения (2) на оси и : : ; (2) : . (3) Перепишем уравнение (3) в виде: . (4) Поделим почленно уравнение (2) на уравнение (4), получим: . (5) Линейная скорость точки связана с угловой скоростью соотношением (II.25): , (6) где , (7) . (8) Выразим из уравнения (8) частоту и введём соответствующие замены, получим: ; с-1. ЗАДАЧА № II.39 Ведёрко с водой вращают в вертикальной плоскости на верёвке длиной 0,5 м. С какой наименьшей скоростью нужно его вращать, чтобы при прохождении через верхнюю точку удержать воду в ведёрке? Дано: см = м; Найти: Решение
На воду в верхней точке траектории действуют: сила тяжести (); сила нормальной реакции дна () (рис.63). Запишем второй закон Ньютона в векторной форме: , (1) где - центростремительное ускорение, оно равно: . (2) Направим ось вертикально вниз к центру окружности . Проецируем обе части уравнения (1) на ось и с учётом (2): . (3) В момент отрыва воды от дна ведёрка , поэтому . (4) Выразим из уравнения (4) наименьшую скорость вращения ведёрка:
; м/с.
ЗАДАЧА № II.40 Жёсткость одной пружины равна , а другой . Какова жёсткость пружины, составленной из этих пружин соединённых: а) последовательно; б) параллельно. Дано: ; . Найти: -? Решение а) При последовательном соединении пружин: , (1) где ; ; . (2) . (3) Выразим из формулы (2) следующие величины: , и подставим их в формулу (3), а также учитывая равенство (1), получим: . (4) Перепишем уравнение (4) в виде: . (5) Выразим из последней формулы жёсткость пружины , получим: . б) При параллельном соединении пружин: , а . Учитывая, что , получим
или .
ГЛАВА II.3 РАБОТА И ЭНЕРГИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.140 (0.009 с.) |