Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История становления аудиторского контроля

Поиск

 

Аудитор, как и бухгалтер, — древняя профессия. Латинское слово auditor означает «слушатель». Так в духовных училищах первоначаль- но называли отлично успевающего ученика, который по заданию учите- ля выслушивал (audio — он слышит, слушатель) других учащихся, прове- рял, как усвоены ими уроки. Отсюда и происхождение названия «аудит»1.

Самые древние упоминания об аудите как методе контроля, по мне- нию историков, относятся еще к тем временам, когда древние цивили- зации Ближнего Востока начали создавать высокоорганизованные го- сударства и налаживать хозяйственную деятельность. Упоминания об аудиторах и аудите в англоязычных странах встречаются с XIII в2.

В XVIII в. известный английский политик, экономист Джордж Уотсон как-то порекомендовал шотландским коммерсантам провести проверку их бухгалтерской отчетности. Проведенная проверка пока- зала столь высокую результативность, что шотландцы признали поль- зу таких проверок и с тех пор стали их практиковать. В первом же от- дельном аудиторском справочнике по Эдинбургу, изданном в 1805 г., были приведены имена уже семнадцати аудиторов, которые вскоре со- здали свою профессиональную организацию. В 1880 г. был основан Институт присяжных бухгалтеров в Англии — Уэльсе, а в 1888 г. — Институт присяжных бухгалтеров Ирландии.

В Англии закон об обязательном аудите вышел в 1862 г., во Фран- ции — в 1867 г., в США — в 1937 г.3

——————————

1 Камышанов П. И. Практическое пособие по аудиту. М., 1996. С. 5.

2 Дефлиз Ф. Л., Дженик Г. Р., Орейлли В. М., Хирш М. Б. Аудит Монтгомери: пер с англ. /

под ред. Я. В. Соколова. М., 1971. С. 23.

3 Подольский В. И. Аудит. М.: ЮНИТИ, 1997. С. 8.


 

Мировой кризис 1929—1933 гг. усилил потребность в услугах бух- галтеров-аудиторов. После окончания кризиса практически все стра- ны начинают вводить обязательные требования к объему информа- ции, содержащейся в годовых отчетах, обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит выступает как орудие борьбы против мошенничества.

До конца 1940-х гг. аудит в основном заключался в проверке бух- галтерской документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операций в финансовых от- четах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внут- реннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. И аудиторские фирмы стали боль- ше заниматься консультационной деятельностью, чем непосредствен- но аудиторскими проверками. И такой аудит получил название сис- темно-ориентированного. Затем происходит ориентация аудита на возможный риск при проведении проверок или при консультирова- нии. Такой аудит получил название риско-ориентированного.

В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области не- зависимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров-экспертов, которые непосредственно зани- маются ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и консультационных услуг, и комиссаров (уполномоченных) по сче- там, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчет- ности. В США проверку достоверности финансовой отчетности осу-

ществляет дипломированный общественный бухгалтер1.

Возникшая в разных странах аудиторская профессия получила са- мые разные названия: в США это общественный бухгалтер, во Фран- ции — бухгалтер-эксперт или комиссар по счетам, в Германии — кон- тролер хозяйства (книг).

В России звание аудитора было введено Петром Первым2. Долж- ность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроиз- водителя, секретаря, прокурора. Аудиторов в России называли при- сяжными бухгалтерами.

Из-за отсутствия объективных экономических причин и общест- венной потребности в аудите в те годы он не стал необходимым звеном экономической жизни России. Последующие попытки внедрить аудит

——————————

1 Хоружий Л. И., Басалай С. И. Актуальные проблемы аудита в России: монография. М.: Буковица, 2000. С. 7—8.

2 Андреев В. Д. Практический аудит: справочное пособие. М., 1994. С. 7.


 

в нашей стране предпринимались в 1888 г. — спустя более 150 лет1. К идее аудита возвращались в начале XX в. (1907—1912 гг., 1929—

1930 гг.). Как правило, это было связано с проведением экономичес- ких реформ. Во времена существования плановой экономики само по- нятие «аудит» в бухгалтерском обиходе отсутствовало.

Формирование и развитие в России рыночных отношений, создание предприятий различных организационно-правовых форм обусловило возникновение аудита как независимого вида финансового контроля.

Большинство авторов выделяют четыре этапа в развитии аудита в Российской Федерации2.

Первый этап — с 1987 по 1989 г. — характеризуется директивным характером создания аудиторских организаций и стихийным зарожде- нием аудиторской деятельности. В 1987 г. появляется первая аудитор- ская организация «Инаудит».

«Инаудит» был создан в форме открытого акционерного общества. Однако «Инаудит» возник на базе государственного контрольного ор- гана, а его учредителями выступали союзные министерства. Цель дея- тельности состояла в оказании аудиторских и консультационных ус- луг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям. Впоследствии «Инаудит» как единая структура распалась на несколь- ко самостоятельных аудиторских фирм.

Второй этап — это период с 1989 по 1991 г. В 1991 г. было принято несколько законов3, которые сыграли важную роль в становлении и развитии аудита в России. В этот период образовались аудиторские фирмы «Контакт», «Рафаудит» и другие, в уставных документах кото- рых предусматривалось проведение проверок финансово-хозяйствен- ной и коммерческой деятельности предприятий любых организацион- но-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их бухгалтерской отчетности, а также

консультационных услуг по вопросам финансовой, хозяйственной и коммерческой деятельности и правовым вопросам.

Западные аудиторские фирмы также устремили свои усилия на российский рынок. Первой была крупнейшая фирма «Эрнст энд Янг», которая в январе 1990 г. создала СП «Эрнст энд Янг Внешаудит». Появ- ляются общественные организации, объединившие бухгалтеров-ауди- торов, в частности Ассоциация бухгалтеров и аудиторов СССР, которая затем была преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов СНГ.

——————————

1 Хоружий Л. И., Басалай С. И. Актуальные проблемы аудита в России: монография. М.: Буковица, 2000. С. 9.

2 Синельникова Н. А. Государственное регулирование аудиторской деятельности. Саратов, 2004. С. 8.

3 Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» // ВСНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416.; Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» // ВСНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 418.


 

На 1 января 1991 г. было зарегистрировано 2905 совместных пред- приятий, а к концу 1991 г. функционировало 800 аудиторских фирм.

Третий этап — это период с конца 1991 г. по 2000 г. В 1991 г. была на- чата разработка закона, регламентирующего аудиторскую деятельность. Началом государственного участия в регулировании аудита считается издание Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г.

№ 22631. Данным Указом были закреплены начала развития правовых основ аудиторской деятельности, поскольку, во-первых, аудиторская деятельность определялась как разновидность финансового контроля, во-вторых, как предпринимательская деятельность аудиторов по осу- ществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налого- вых деклараций и других финансовых обязательств и требований эко- номических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

В ходе третьего этапа развития аудита формируется система орга- нов государственного регулирования аудиторской деятельности, сло- жившаяся к 1995 г., в которую входили: Международный комитет по проблемам учета, аудита и подготовки кадров; Комиссия по аудитор- ской деятельности, созданная при Президенте РФ; Департамент орга- низации аудиторской деятельности; Центральная аттестационно-ли- цензионная аудиторская комиссия при Министерстве финансов РФ; Департамент банковского надзора; Комитет по бюджету, налогам, бан- кам и финансам, в состав которого входил подкомитет по законода- тельству об аудите, бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В период с 1993 по 1996 гг. появилось большое количество ауди- торских фирм и индивидуальных аудиторов. Обязательному аудиту подлежала бухгалтерская финансовая отчетность коммерческих бан- ков, страховых компаний, открытых акционерных обществ, предприя- тий с совместным иностранным капиталом. Однако в организации и регулировании аудиторской деятельности не было единства. При Президенте РФ функционировала Комиссия по аудиторской деятель- ности, не имевшая законодательных функций. Поэтому одобренные протоколами заседаний этой Комиссии российские аудиторские пра- вила действовали наряду с внутрифирменными стандартами ведущих аудиторских фирм, во многих случаях уступая им по глубине разра- ботки методов и приемов аудита, а общественные аудиторские органи- зации — аудиторские палаты, ассоциации аудиторов претендовали на право законотворчества в области аудита2. Однако отсутствовал закон, регламентирующий аудит в Российской Федерации.

——————————

1 САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5069.

2 Мерзликина Е. М., Никольская Ю. П. Этапы развития независимого аудита в Рос- сии // Библиотека Российской газеты. 2003. Вып. 10. С. 214.


 

Четвертый этап начался с принятия Федерального закона от 7 авгу- ста 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»1. В соответствии с этим Законом была продолжена работа по формированию норматив- ного регулирования аудиторской деятельности, внесены изменения в определение понятия «аудиторская деятельность»; изменились цели аудита; квалификационные требования, предъявляемые к лицам, пре- тендующим на получение квалификационного аттестата, изменились критерии обязательного аудита. Вместо четырех типов лицензий на осуществление отдельных видов аудиторской деятельности в соответ- ствии с вышеупомянутым Законом была введена единая лицензия.

Пятый этап начался с принятия Федерального закона от 30 декаб- ря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности), который определяет дальнейшие осно- вы правового регулирования аудиторской деятельности. В Россий- ской Федерации будет прекращено лицензирование аудиторской дея- тельности с 1 января 2010 г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.122 (0.01 с.)