Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учетная политика организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учетная политика является внутренним документом организации и устанавливает правила ведения в организации бухгалтерского и на- логового учета. Термин «учетная политика предприятия» стал упо- требляться в конце 1980-х гг. в качестве вольного перевода на русский язык английского словосочетания ассountig policies, употребляемого
в международных стандартах финансовой отчетности. Впервые офи- циально этот термин был введен Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Мин- фина России от 20 марта 1992 г. № 101. Широкое применение термин «учетная политика» нашел после введения в действие первого нацио- нального стандарта по бухгалтерскому учету «Учетная политика пред- приятия» (ПБУ 1/1994), утвержденного приказом Минфина России от 28 июля 1994 г. № 1002. Данный стандарт содержал определение учет- ной политики и устанавливал основные правила ее формирования и раскрытия. В Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»3 было дано расширенное толкование поня- тия «учетная политика» по сравнению с ПБУ 1/1994. Приказом Мин- фина России от 9 декабря 1998 г. № 60н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/1998), которое вступало в силу с 1 января 1999 г.4 В настоящее время действует новое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н и вступившее в силу с 1 января 2009 г.5 Со вступлением в силу нового Положения ПБУ 1/1998 утратило силу. ПБУ 1/2008 устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющих- ся юридическими лицами по законодательству Российской Федера- ции. Данное Положение не распространяется на кредитные организа- ции и бюджетные учреждения. Если на территории Российской Федерации находятся филиалы и представительства иностранных организаций, то они формируют учетную политику в соответствии с законодательством Российской Федерации либо исходя из правил, установленных в стране нахожде- ния иностранной организации, если они не противоречат Междуна- родным стандартам финансовой отчетности. Под учетной политикой понимается принятая организацией сово- купность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблю- дения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового
—————————— 1 Бюллетень нормативных актов. 1992. № 6. 2 Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. 1994. № 11. 3 В соответствии с ПБУ 1/1998 под учетной политикой понимается принятая орга- низацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюде- ния, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хо- зяйственной жизни. 4 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 2. 5 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 44.
обобщения фактов хозяйственной деятельности)1, к которым относят способы: • группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности; • погашения стоимости активов; • организации документооборота; • инвентаризации; • применения счетов бухгалтерского учета; • организации регистров бухгалтерского учета; • обработки информации. Учетная политика организации формируется главным бухгалте- ром. Также учетная политика может формироваться и иным лицом, если на него в соответствии с законодательством Российской Федера- ции возложено ведение бухгалтерского учета организации. Так, руко- водители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделе- ние, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично2. Учетная политика утверждается руководителем организации и оформляется приказом или распоряжением организации. Ответственное лицо, на которое в соответствии с законодательст- вом Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета, разрабатывает и подписывает внутренний документ организации (учетную политику). Затем руководитель организации приказом ут- верждает подготовленный документ и вводит его в действие. Вместе с учетной политикой утверждаются: • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтети- ческие и аналитические счета; • формы первичных учетных документов; • формы регистров бухгалтерского учета3, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств ор- ганизации; —————————— 1 Приказ Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н «Об утверждении положе- ния по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации”» (ПБУ 1/2008) // Бюл- летень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 44. 2 Пункт 2 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтер- ском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369. 3 Там же, ст. 10; письмо Минфина России от 24 июля 1992 г. № 59 «О рекомендаци- ях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» // Фи- нансовая газета. 1992. № 34.
• способы оценки активов и обязательств; • правила документооборота и технология обработки учетной ин- формации; • порядок контроля за хозяйственными операциями; • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. При формировании учетной политики следует руководствоваться рядом допущений: 1) имущественной обособленности, т. е. активы и обязательства ор- ганизации существуют обособленно от активов и обязательств собст- венников этой организации и активов и обязательств других организа- ций; 2) непрерывности деятельности, т. е. организация будет продол- жать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют на- мерения и необходимость ликвидации или существенного сокраще- ния деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке; 3) последовательности применения учетной политики, т. е. приня- тая организацией учетная политика используется последовательно, от одного отчетного года к другому; 4) временной определенности фактов хозяйственной деятельнос, ти, т. е. факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Учетная политика организации должна быть сформирована в соот- ветствии с основными требованиями: 1) полноты, т. е. в бухгалтерском учете отражаются все факты хо- зяйственной деятельности; 2) своевременности, т. е. все факты хозяйственной деятельности должны своевременно отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтер- ской отчетности; 3) осмотрительности, т. е. большая готовность к признанию в бух- галтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов; 4) приоритета содержания перед формой, т. е. в бухгалтерском учете отражаются факты хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содер- жания и условий хозяйствования; 5) непротиворечивости, что означает тождество данных аналити- ческого учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца; 6) рациональности, т. е. бухгалтерский учет должен вестись раци- онально, исходя из условий хозяйствования и величины затрат.
При формировании учетной политики в конкретной ситуации ор- ганизация выбирает один из нескольких способов ведения бухгалтер- ского учета, допускаемых законодательством и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если такие способы не определены, организация имеет право разработать свой способ веде- ния бухгалтерского учета исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финан- совой отчетности. В случае если же нормативные правовые акты не допускают вариантности отражения в бухгалтерском учете тех или иных операций, не следует данные нормы повторять в учетной поли- тике. Учетная политика организации применяется с 1 января года, сле- дующего за годом ее утверждения. При этом избранные способы ведения бухгалтерского учета долж- ны применять все филиалы, представительства и иные подразделения организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их местонахождения. Все вновь созданные организации, в том числе и организации, воз- никшие в результате реорганизации, должны оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регист- рации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика счита- ется применяемой со дня государственной регистрации юридического лица. Учетная политика организации может быть изменена. Основанием для изменения учетной политики признаются: 1) изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету; 2) разработка организацией новых способов ведения бухгалтер- ского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского уче- та предполагает более достоверное представление фактов хозяйствен- ной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; 3) существенные изменения условий хозяйствования. Такие изме- нения могут быть связаны с реорганизацией, изменением видов дея- тельности и т. п.1 Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые возникли впервые в деятельности организации. —————————— 1 Ранее действующее ПБУ 1/1998 включало в данный перечень смену собственника организации, в настоящее время это основание не является достаточным для изменения учетной политики.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформ- ляться так же, как и при ее утверждении, — приказом или иным распо- рядительным документом руководителя организации. Изменение учетной политики производится с начала отчетного го- да, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Так, ре- организация или изменение вида деятельности возможны в начале или середине текущего года. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменени- ем законодательства Российской Федерации, отражаются в бухгалтер- ском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации. Если соответствующее за- конодательство Российской Федерации не устанавливает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти послед- ствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, уста- новленном ПБУ 1/2008. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способ- ные оказать существенное влияние на финансовое положение органи- зации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение де- нежных средств, необходимо оценить в денежном выражении. При существенном характере влияния организация обязана будет внести изменения в бухгалтерскую отчетность на начало года, с кото- рого произошли изменения в учетной политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то показать измене- ния необходимо и за определенный предшествующий период. Такой метод отражения изменения в учетной политике называется «ретро- спективный». Ретроспективное отражение последствий изменения учетной по- литики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности. Предполагается, что из- мененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момен- та возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Иногда последствия изменения учетной политики сложно оценить в денежном выражении. В данном случае измененный способ ведения бухгалтерского учета следует применять к хозяйственным операциям, совершенным после введения измененного способа — «перспективно». Какой применять метод отражения изменений в бухгалтерской от- четности, организация будет выбирать самостоятельно, за исключени- ем случая, когда изменение учетной политики вызвано изменением за- конодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, т. е. те спо-
собы, без знания которых заинтересованными пользователями бух- галтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств. Состав и содержание подлежа- щей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информа- ции об учетной политике организации по конкретным вопросам бух- галтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. Способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об из- менении учетной политики должны быть отражены в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. Причем данная информация отражается в пояснительной записке при подготовке промежуточной бухгалтерской отчетности, если в учетную политику внесены изменения, которые не нашли отражения в годовой бухгалтерской отчетности. В случае изменения учетной политики организация должна раскры, вать следующую информацию: • причину изменения учетной политики; • содержание изменения учетной политики; • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности; • суммы корректировок, связанных с изменением учетной поли- тики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну ак- цию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убыт- ку) на акцию; • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчет- ным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно. Если же изменение учетной политики связано: • с применением нового нормативного правового акта или изме- нением действующего, то необходимо зафиксировать факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом; • с невозможностью раскрытия какой-либо информации, то отме- чается сам факт невозможности такого раскрытия; • с утверждением и опубликованием нормативного правового акта по бухгалтерскому учету, еще не вступившего в силу, то организация должна раскрыть факт его неприменения. В пояснительной записке, прилагаемой к годовой бухгалтерской отчетности, в обязательном порядке указываются изменения учетной политики организации на следующий год.
Составление учетной политики в области налогообложения регла- ментируется Налоговым кодексом РФ1 (далее — НК РФ). Учетная по- литика составляется и на основании ПБУ 1/2008. Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оцен- ки и распределения, а также учета иных необходимых для целей нало- гообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика2. По налогу на добавленную стоимость (НДС) в п. 12 ст. 167 гл. 21 НК РФ указывается, что обязательно утверждение и применение налогоплательщиком принятой учетной политики. На- логоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого от- четного (налогового) периода на основе данных налогового учета3. Налоговый учет осуществляется в целях: • формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуще- ствленных налогоплательщиком в течение отчетного периода; • обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевремен- ностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогопла, тельщиком в учетной политике для целей налогообложения, утвержда, емой соответствующим приказом руководителя. В случае изменения принимаемых методов учета решение о внесе- нии изменений в учетную политику для целей налогообложения при- нимается с начала нового налогового периода, а при изменении зако- нодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. Существуют особенности при составлении учетной политики орга- низациями, применяющими упрощенную систему налогообложения. Данные организации освобождаются от ведения бухгалтерского учета. Однако при этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов в с соответствии с ПБУ 6/2001 «Учет основных средств»4 и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»5. Данные ПБУ предусматривают различные способы начисления амор- тизации, которые необходимо отразить в учетной политике организа- ции. Также именно в учетной политике должен быть отражен лимит —————————— 1 СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340. 2 Пункт 2 ст. 11 НК РФ. 3 Статья 313 НК РФ. 4 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. № 20. 5 РГ. 2008. № 22.
стоимости основных средств, которые можно списать единовременно в состав материально-производственных запасов1. Такие организации должны вести Книги учета доходов и расходов, которые также следу- ет указать в учетной политике. Кредитные организации и бюджетные учреждения тоже утвержда- ют учетную политику. В отличие от коммерческих организаций, прин- ципы формирования учетной политики которых регламентированы ПБУ 1/2008, нормативного документа, четко регламентирующего по- рядок формирования учетной политики для целей организации бух- галтерского учета в кредитных организациях и бюджетных учрежде- ниях, в настоящее время не существует. Кредитные организации разрабатывают и утверждают учетную по- литику в соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2007 г. № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных ор- ганизациях, расположенных на территории Российской Федерации»2 и иными нормативными актами Банка России. За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского уче- та, своевременное представление полной и достоверной бухгалтер- ской отчетности ответственность несет главный бухгалтер кредитной организации. Принятая кредитной организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распоряди- тельной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.). Бюджетные учреждения при составлении учетной политики руко- водствуются Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Бюджетным кодексом РФ, приказом Мин- фина России от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении инструк- ции по бюджетному учету» и отраслевыми особенностями бюджетно- го учета (в системе здравоохранения, образовании и т. п.) Российской Федерации, утвержденными соответствующими министерствами. Учетная политика бюджетного учреждения реализуется через: • план счетов бюджетного учета; • порядок отражения операций по исполнению бюджетов и кассо- вому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Рос- сийской Федерации на счетах бюджетного учета; • перечень счетов бюджетного учета; • иные вопросы организации бюджетного учета. Также считается, что некоммерческие организации не должны вес- ти учетную политику. Однако если некоммерческие организации осу- ществляют предпринимательскую деятельность, то они будут вынуж- —————————— 1 Письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 26 февраля 2004 г. № 21-09/12333 «О составлении приказа об учетной политике в организации, применяющей упрощен- ную систему налогообложения» // Московский налоговый курьер. 2004. № 11. 2 Вестник Банка России. 2007. № 20—21.
дены установить учетную политику. Учетная политика и состав ее показателей организации будет зависеть от вида осуществляемой ком- мерческой деятельности. Например, если учреждение занимается про- изводственной деятельностью, то в учетной политике можно закре- пить порядок приобретения материалов, способ списания материалов в производство.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.66.57 (0.013 с.) |