Международные стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности



 

Каждое государство вправе самостоятельно решать, внедрять ли на его территории МСФО, и если следует, какую стратегию перехода предпочесть. Мировая практика применения МСФО доказала, что они позволяют обеспечить максимальную полезность финансовой от- четности для широкого круга пользователей, поскольку изначально разрабатываются как стандарты, способные раскрывать достаточный для всех участников рынка объем информации о компании, ее финан- совом положении и финансовых результатах. Международные стан- дарты финансовой отчетности имеют более широкий спектр действия, чем национальные стандарты, так как они могут использоваться для оценки и прогнозирования развития компаний, принятия инвестици- онных решений, оценки деятельности менеджмента, т. е. охватывают все факторы, в информации о которых заинтересованы инвесторы.


 

МСФО признаны во всем мире как эффективный инструментарий для предоставления прозрачной и понятной информации о деятельно- сти компаний.

Начиная с 1970-х гг. на уровне международных неправительствен- ных организаций начинают формироваться правила бухгалтерской отчетности, не имеющие национальной привязки. Причина их появле- ния связана с развитием международной торговли и экономики. Раз- работка объективной и достоверной финансовой отчетности является необходимым условием для: а) совершенствования международных экономических связей; б) принятия правильных бизнес-решений; в) финансового контроля.

Проблемами унификации стандартов учета и отчетности занима- ется ряд организаций. В 1973 году была создана международная про- фессиональная неправительственная организация — Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) (International Accounting Standards Committee, IASC). В состав Коми- тета вошли представители 13 государств (в частности, США, Канады, Франции, Германии, Австрии, Японии и др.) и четыре неправительст- венные организации. С момента создания и до 2001 г. Комитетом были разработаны около 40 международных бухгалтерских стандартов (International Accounting Standards, IAS).

В 1983—2000 гг. членами КМСФО являлись все члены Междуна- родной федерации бухгалтеров (International Federation of Accoun- tants, IFAS).

В 2001 г. структура Комитета была реформирована, и теперь Прав- ление КМСФО — Совет по международным стандартам бухгалтер8 ской отчетности (International Accounting Standards Board, IASB) стал основным органом Комитета, занимающимся разработкой междуна- родных стандартов. Совет одобрил существовавшие на тот момент МСФО (IAS) и интерпретации.

Выпускаемые в настоящее время стандарты называются IFRS (International Finantional Reporting Standards) — Международные стандарты финансовой отчетности.

Таким образом, в систему МСФО входят два вида стандартов — IAS и IFRS.

Межправительственная рабочая группа экспертов по междуна8 родным стандартам учета и отчетности при ООН была создана в 1982 г. и занимается изучением проблем учета в международном ас- пекте, содействием стандартизации учета на национальном и между- народном уровне, помощью развивающимся странам во внедрении стандартов. Группа тесно взаимодействует с международными органи- зациями (ООН, ОЭСР, КМСФО).

Европейская комиссия занимается гармонизацией учета в рамках

Европейского союза. Этот процесс осложняется наличием существен-


 

ных различий в бухгалтерской практике стран — членов Союза. Так, в Голландии, Великобритании и Ирландии бухгалтерский учет ориен- тирован прежде всего на кредиторов и собственников; в Германии, Бельгии и Люксембурге — на банки; во Франции бухгалтерский учет в большей степени зависит от макроэкономического планирования.

Сегодня МСФО признаны глобальными стандартами во всем ми- ре. Европейский союз отказался от разработки собственных директив по вопросам финансовой отчетности. С 1 января 2005 г. все европей- ские компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовых рын- ках Европы, обязаны готовить консолидированную финансовую от- четность в соответствии с принципами МСФО.

Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and Commission) — правительственная организация США, чья юрисдик- ция распространяется на все компании, продающие ценные бумаги в США (включая иностранные). Поэтому Комиссия может оказывать определенное влияние на методику бухгалтерской отчетности.

В США идет работа по сближению американских учетных стандар- тов с правилами МСФО. Сейчас отчетность иностранных компаний, со- ставленная по МСФО, признается на биржах США лишь после осуще- ствления определенных корректировок, позволяющих приводить такую отчетность к отчетности, составленной по правилам ГААП (US GAAP). Однако в настоящее время Комиссией по ценным бумагам и биржам США разрабатывается детальный план по отмене указанного требова- ния, что позволит иностранным компаниям уже к 2009 г. отказаться от трансформации МСФО — отчетности под американские стандарты.

GAAP — система правил, требований и практики подготовки фи- нансовой отчетности, принятых и применяемых в определенной юри- сдикции. Обозначение государства перед указанной аббревиатурой как раз и определяет эту юрисдикцию. Так, US GAAP — общеприня- тые принципы подготовки финансовой отчетности в США, UK GAAP — стандарты бухгалтерской отчетности в Великобритании и т. д. Специалисты вполне обоснованно прогнозируют постепенное слияние двух самых распространенных в мире систем бухгалтерского учета отчетности: МСФО и ГААП США.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это совокупность общепринятых правил квалификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций и финансовых показате- лей для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъ-

ектами большинства стран мира1.

МСФО представляют собой систему документов, состоящую из предисловий к положениям МСФО, разъяснений принципов подготовки и представления финансовой отчетности, стандартов и разъяснений

——————————

1 См.: Журавлева О. Ведение в МСФО // Новая бухгалтерия. 2006. № 9.


 

(интерпретаций) к ним. Каждый из указанных документов имеет соб, ственное значение, но, являясь элементом системы, не может приме, няться отдельно от основных ее составляющих.

В предисловиях к положениям изложены цели и задачи органа, за- нимающегося разработкой МСФО, разъяснен порядок применения МСФО. Международные стандарты носят рекомендательный харак- тер, и страны могут самостоятельно принимать решения об их исполь- зовании. Но поскольку МСФО — это, по сути, обобщенная практика учета наиболее развитых учетных систем в мире (американской и ев- ропейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зача- стую может негативно сказаться на национальной практике бухгал- терского учета. Поэтому принципиальной основой перехода на Международные стандарты прежде всего должно быть признание об, щих Принципов подготовки и составления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Financial Statements). Принципы подготовки и составления финансовой отчетности сформулированы в виде отдельного документа. Данный документ не является стандар- том и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если ка- кие-нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то при- меняются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов чис- ло расхождений будет последовательно уменьшаться.

В соответствии с Принципами «цель финансовой отчетности со, стоит в предоставлении информации о финансовом положении, резуль, татах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений». К пользователям финансовой отчетности Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщи- ков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.

Принципы подготовки и представления отчетности определяют ос- новы составления и представления финансовой отчетности, в частно- сти, рассматриваются цели отчетности, ее качественные характеристи- ки, порядок квалификации, признания и измерения элементов отчетности. Принципы призваны помочь национальным органам стандартизации при разработке национальных стандартов и по вопро- сам, по которым стандарты не приняты, а также аудиторам при выра- ботке мнения о соответствии отчетности принципам МСФО.

Каждый из принятых стандартов содержит требования к объекту учета для его квалификации и признания, к порядку оценки объекта и раскрытию информации об объекте в финансовой отчетности. Наи- более близкими российскими аналогами стандартов являются Поло- жения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые Министерст- вом финансов РФ.


 

Необходимость интерпретаций (разъяснений) обусловлена тем, что в практике хозяйственной деятельности встречаются операции, по которым МСФО не содержат специальных стандартов. Кроме того, при применении МСФО может возникнуть необходимость неодно- значной трактовки отдельных положений стандартов. Поэтому специ- альным органом — Постоянным комитетом по интерпретациям при Комитете (Совете) по МСФО (International Financial Reporting Interpretations Committee, IFRIC) — подготавливаются документы, содержащие разъяснения по указанным вопросам и механизмы едино- образного применения стандартов.

Международные стандарты финансовой отчетности — система концептуальных документов, устанавливающих принципы составле- ния и представления финансовой отчетности, но не порядок ведения учета, т. е. они не содержат таких привычных для российских финан- совых работников плана счетов, типовых бухгалтерских проводок, форм первичных учетных документов и учетных регистров.

Основная задача, которую призваны решать МСФО, — унифика- ция порядка оценки активов и обязательств и надлежащего раскрытия соответствующей информации. При этом МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержат общие принципы и требования, предоставляя составителю отчетности возможность са- мостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собствен- ное суждение.

Помимо целей концептуальные основы определяют общие прин- ципы составления финансовой отчетности, правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчетности. Общие прин- ципы Международных стандартов были приняты Правлением в апре- ле 1989 г., и их можно разделить на две группы: основополагающие до- пущения и качественные характеристики информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.006 с.)