Его место в системе финансового контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Его место в системе финансового контроля.



ПРИНЦИПЫ АУДИТА

 

В современных условиях рыночных отношений информация о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметом внимания различных пользователей. Необходимо привлекать специалистов для того, чтобы проверить со- стояние финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта за определенный период, установить, соответствует ли она требованиям действующего законодательства.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) рассматривает ау- дит как независимое исследование финансовой отчетности или свя- занной с ней финансовой информации предприятия независимо от форм собственности, завершающееся заключением аудитора1.

——————————

1 Панскова С. В. Международные стандарты аудита. М.: Юристь, 2003. С. 16.


 

Американский специалист в области теории и практики аудита Дж. Робертсон определяет аудит как «процесс уменьшения до прием- лемого уровня информационного риска для пользователей финансо- вых отчетов»1, т. е. как деятельность, направленную на уменьшение предпринимательского риска.

Э. А. Аренс и Дж. К. Лоббек аудитом называют «процесс, посред- ством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количест- венной оценке и относящейся к специфической хозяйственной систе- ме, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответ- ствия этой информации установленным критериям»2.

Данные определения содержат следующие основные аспекты:

• во-первых, проверка должна быть объективной, т. е. независимой от влияния субъективных факторов — администрации, собственни- ков, заинтересованных лиц;

• во-вторых, аудитор определяет степень соответствия данных, представленных в отчетности, реальным данным, т. е. выражает мне- ние по поводу обоснованности и верности информации, содержащей- ся в финансовых отчетах;

• в-третьих, проверка совершается в интересах определенных лиц. Для сохранения объективности и удовлетворения потребностей всех пользователей в нужной и полезной информации аудитор точно опре- деляет, в какой мере проверенные факты соответствуют критериям и стандартам.

Согласно ст. 1 Закона об аудиторской деятельности3 аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению

аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соот- ветствии с законодательством Российской Федерации уполномочен- ными государственными органами и органами местного самоуправ- ления.

Законодатель в новом Законе об аудиторской деятельности разгра- ничивает понятия «аудиторская деятельность» и «аудит».

Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) от8 четности аудируемого лица в целях выражения мнения о достовер8 ности такой отчетности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетнос- тью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная

——————————

1 Робертсон Дж. Аудит: пер. с англ. М.: КРМС, Аудиторская фирма «Контакт», 1993. С. 496.

2 Аренс Э. А., Лоббек Д. К. Аудит: пер. с англ. / гл. ред. серии Я. В. Соколов. М.: Фи- нансы и статистика, 1995. С. 560.

3 СЗ РФ. 2001. № 33. Ст. 3422.


 

Законом о бухгалтерском учете, а также аналогичная по составу отчет- ность, предусмотренная иными федеральными законами.

Целью аудита, как ранее подчеркивал законодатель, является вы- ражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчет- ности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) от- четности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основа- нии ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйствен- ной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обосно- ванные решения.

Таким образом, аудиторский контроль существует параллельно с государственным финансовым контролем.

В условиях рыночной экономики аудит выполняет две основные функции:

• поставщика достоверной (проверенной) финансовой информа- ции пользователю;

• гаранта финансовой деятельности экономического субъекта. Если ранее перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливался

в п. 6 ст. 1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», то с 1 января 2009 г. перечень сопутству- ющих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами ау- диторской деятельности.

Однако аудиторские организации, индивидуальные аудиторы на- ряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, со- ставление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и веде- ние налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с ре- организацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской де- ятельностью, включая консультации по правовым вопросам, пред- ставление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в ор- ганах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информаци- онных технологий;


 

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распро- странение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Данный перечь согласно законодательству является исчерпываю-

щим.

Субъектами аудиторской деятельности являются носители прав и обязанностей в области ее осуществления и регулирования. В соот- ветствии с Законом об аудиторской деятельности субъектами ауди- торской деятельности являются следующие лица:

• уполномоченный федеральный орган государственного регули- рования аудиторской деятельности;

• Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном феде- ральном органе;

• саморегулируемая организация аудиторов;

• аудитор;

• аудиторская организация;

• иные лица.

Закон об аудиторской деятельности вводит понятие «саморегули- руемая организания аудиторов».

Саморегулируемой организацией аудиторов признается неком- мерческая организация, созданная на условиях членства в целях обес- печения условий осуществления аудиторской деятельности (ст. 17 вышеупомянутого Закона). Ведение государственного реестра саморе- гулируемых организаций аудиторов осуществляется уполномочен-

ным федеральным органом1.

Некоммерческая организация включается в государственный ре- естр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответ- ствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе саморегулируемой организации в каче- стве ее членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммер- ческих организаций, соответствующих установленным Законом об ауди- торской деятельности требованиям к членству в такой организации;

2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего кон- троля качества работы членов саморегулируемой организации аудито- ров и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов;

 

——————————

1 См: постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 80 «Об утвержде- нии Положения о лицензировании аудиторской деятельности»// СЗ РФ. 2008. № 8. Ст. 737.


 

3) обеспечения саморегулируемой организацией аудиторов допол- нительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством фор- мирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) са- морегулируемой организации аудиторов.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с функциями, установленными Законом о саморегулируемых организациях, разра- батывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации ау- диторов, принимает кодекс профессиональной этики аудиторов, раз- рабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, орга- низует прохождение аудиторами обучения по программам повышения квалификации.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с правами, уста- новленными Законом о саморегулируемых организациях, имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивиду- альных аудиторов, которые являются ее членами, дополнительные к требованиям, предусмотренным этим Законом, требования, обеспе- чивающие их ответственность при осуществлении аудиторской дея- тельности; разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, предусмотренным вышеупомянутым Законом, меры дисциплинарно- го воздействия на ее членов за нарушение ими требований Закона о саморегулируемых организациях, стандартов аудиторской деятель- ности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов; организовывать профес- сиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской дея- тельностью.

Саморегулируемая организация аудиторов наряду с исполнением обязанностей, установленных Законом о саморегулируемых организа- циях:

1) участвует в установленном порядке в создании, включая финан- сирование, и в деятельности единой аттестационной комиссии, преду- смотренной Законом об аудиторской деятельности;

2) сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации аудиторов для внесения их в государственный реестр саморегулируемых организаций аудито- ров, а также о возникшем несоответствии саморегулируемой органи- зации аудиторов требованиям, установленным ч. 3 ст. 17 Закона об аудиторской деятельности, не позднее семи рабочих дней со дня, сле- дующего за днем возникновения соответственно указанных измене- ний в сведениях или несоответствия;

3) сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнитель- ных к требованиям, установленным федеральными стандартами ауди-


 

торской деятельности, требованиях, предусмотренных саморегулируе- мой организацией аудиторов в своих стандартах, а также о дополни- тельных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по фор- ме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;

4) представляет в уполномоченный федеральный орган отчет об исполнении саморегулируемой организацией аудиторов, ее членом или членами требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую де- ятельность, в порядке, сроки и по форме, которые определяются упол- номоченным федеральным органом;

5) подтверждает соблюдение аудиторами, являющимися членами этой саморегулируемой организации аудиторов, требования об обуче- нии по программам повышения квалификации;

6) не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получе- ния письменного запроса, представляет в уполномоченный федераль- ный орган и совет по аудиторской деятельности по их запросам копии решений органов управления и специализированных органов саморе- гулируемой организации аудиторов;

7) оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой ор- ганизации аудиторов.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчет- ности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегули- руемой организации аудиторов.

Объектами аудиторского контроля являются аудируемые лица и (или) лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг.

Аудитором является физическое лицо, получившее квалифика8 ционный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморе8 гулируемых организаций аудиторов. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и ауди- торских организаций. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудитор- ской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных ст. 1 Закона об аудиторской деятельности.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую дея- тельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со ст. 1 За- кона об аудиторской деятельности, если иное не предусмотрено этим Законом.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме ква-


 

лификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификаци- онный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Ква- лификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Обязательными требованиями к претендентам на получение ква8 лификационного аттестата аудитора являются:

• наличие документа о высшем экономическом и (или) юридичес- ком образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккре- дитацию, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учрежде- нии иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного об- разца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

• наличие стажа работы по экономической или юридической спе- циальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квали- фикационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттес- тации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаме- нов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повы- шения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом.

Обучение по программам повышения квалификации осуществля- ется лицами, имеющими лицензию на осуществление образователь- ной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.021 с.)