Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Права и обязанности руководителя и главного бухгалтераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтер- ского учета в организациях, соблюдение законодательства при выпол- нении хозяйственных операций несут руководители организаций. В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 371 руково- дитель должен знать законы и иные нормативные правовые акты, рег- ламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-эко- номическую деятельность предприятия, налоговое законодательство; порядок составления и согласования бизнес-планов производственно- хозяйственной и финансово-экономической деятельности предприя- тия; рыночные методы хозяйствования и управления предприятием; порядок заключения и исполнения хозяйственных и финансовых до- говоров; управление экономикой и финансами предприятия, органи- зацию производства и труда и другие вопросы. Руководитель в соответствии с действующим законодательством осуществляет руководство производственно-хозяйственной и финан- сово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также фи- нансово-хозяйственные результаты его деятельности. Он организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделе- ний, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы пред- приятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, повы- шение качества и конкурентоспособности производимой продукции, —————————— 1 Текст справочника официально опубликован не был. См. также: постановление Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9 «Об утверждении Порядка применения Еди- ного квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и слу- жащих».
ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечествен- ного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции. К его должност- ным обязанностям относится также обеспечение выполнения пред- приятием всех обязательств перед федеральным, региональным и ме- стным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая уч- реждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров (кон- трактов) и бизнес-планов. Руководитель организует производственно-хозяйственную дея- тельность на основе широкого использования новейшей техники и тех- нологии, прогрессивных форм управления и организации труда, науч- но обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечествен- ного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности ее производства, рационального использования производственных ре- зервов и экономного расходования всех видов ресурсов. Руководитель принимает меры по обеспечению предприятия ква- лифицированными кадрами, рациональному использованию и разви- тию их профессиональных знаний и опыта, в том числе подбору канди- датуры главного бухгалтера (бухгалтера). Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, принципа единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффек- тивности производства. Руководитель обеспечивает соблюдение законности в деятельнос- ти предприятия и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования в рыночных условиях, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отно- шений, обеспечения инвестиционной привлекательности предприя- тия в целях поддержания и расширения масштабов предприниматель- ской деятельности; защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления. Таким образом, руководитель организации осуществляет текущее руководство организацией, в том числе и бухгалтерской службой. Письменным распоряжением руководитель организации может пере- дать право оперативного управления бухгалтерией своему заместите- лю по финансовым вопросам (финансовому директору). Финансовый директор должен иметь высшее профессиональное (экономическое) образование, стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет. При передаче права опе- ративного управления бухгалтерией финансовому директору ответст-
венность за деятельность бухгалтерской службы с руководителя ор- ганизации не снимается, поскольку он выступает от имени юридиче- ского лица и в соответствии со ст. 53 ГК РФ несет имущественную от- ветственность. Руководитель обязан по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено зако- ном или договором, возместить убытки, причиненные им юридическо- му лицу. Согласно ч. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете руководители ор- ганизаций могут выбрать один из четырех вариантов формы организа- ции ведения бухгалтерского учета: • структурное подразделение организации — бухгалтерия; • штатный работник организации — бухгалтер; • сторонняя организация — специализированная организация, бухгалтер-специалист, централизованная бухгалтерия; • личное ведение бухгалтерского учета руководителем организа- ции. Решение руководителя о выборе одного из перечисленных вариан- тов зависит от размера организации и, следовательно, от объема учет- ной работы, а также затрат на ведение учета. В крупных и средних организациях создается бухгалтерия, возглавляемая главным бухгал- тером, в небольших, как правило, применяется второй вариант, когда всю учетную работу ведет один штатный сотрудник — бухгалтер. В со- ответствии с п. 7 Положения по ведению бухгалтерского учета и бух- галтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н1, если в соответ- ствии с действующим законодательством организация относится к субъектам малого предпринимательства, рекомендуется применять второй, третий или четвертый варианты. В обязанности руководителя входит также утверждение графика документооборота в организации. График должен устанавливать в ор- ганизации рациональный документооборот, т. е. оптимально необхо- димое число подразделений и исполнителей, через которые проходят первичные документы, и срок нахождения документов в каждом из подразделений организации. График документооборота может быть оформлен либо в виде схемы, либо в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов с указанием их взаимосвязи и сро- ков выполнения работ. Все работники организации создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Каждому исполнителю вручается выписка из графика, в которой пере- числяются документы, относящиеся к сфере деятельности исполните- —————————— 1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. № 23.
ля, сроки их представления и подразделения организации, в которые представляются указанные документы. Контроль за соблюдением исполнителями графика документообо- рота в организации входит в обязанности главного бухгалтера. Права и обязанности главного бухгалтера. В соответствии с Ква- лификационным справочником должностей руководителей, специа- листов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37, главный бухгалтер должен иметь высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бух- галтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должнос- тях, не менее пяти лет. Главный бухгалтер должен знать: • законодательство о бухгалтерском учете; • основы гражданского права; финансовое, налоговое и хозяйст- венное законодательство; • нормативные и методические документы по вопросам организа- ции бухгалтерского учета и составления отчетности, хозяйственно- финансовой деятельности организации; положения и инструкции по организации бухгалтерского учета, правила его ведения; кодексы эти- ки профессионального бухгалтера и корпоративного управления; • профиль, специализацию и структуру организации, стратегию и перспективы ее развития; • налоговый, статистический и управленческий учет; • условия налогообложения юридических и физических лиц; • порядок оформления бухгалтерских операций и организацию до- кументооборота; • порядок приемки, оприходования, хранения и расходования де- нежных средств, товарно-материальных и других ценностей; • порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, деби- торской задолженности; • порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчет- ности; • формы и порядок финансовых расчетов; • правила расчета с дебиторами и кредиторами; • правила проведения инвентаризаций денежных средств товарно- материальных ценностей; • правила проведения проверок и документальных ревизий; • порядок проведения аудиторских проверок; • современные справочные и информационные системы в сфере бухгалтерского учета и управления финансами; • методы анализа финансово-хозяйственной деятельности органи- зации; • правила хранения бухгалтерских документов и защиты информа- ции;
• организацию производства, труда и управления; • законодательство о труде, правила по охране труда. Главный бухгалтер действует от имени бухгалтерии организации, представляет интересы бухгалтерии во взаимоотношениях с иными структурными подразделениями организации; вносит на рассмотре- ние руководства организации предложения по улучшению ее деятель- ности. Он имеет право запрашивать от структурных подразделений предприятия и сотрудников необходимую информацию, взаимодейст- вовать с руководителями всех структурных подразделений по вопро- сам финансово-хозяйственной деятельности организации, дает им обязательные к исполнению указания по вопросам надлежащей орга- низации и ведению учетной и отчетной финансовой работы. С глав- ным бухгалтером целесообразно согласовывать назначение, увольне- ние и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и других). Кроме указанных полномочий, главный бухгалтер участвует в под- готовке проектов приказов, инструкций, указаний, иных локальных нормативно-правовых актов, а также смет, договоров и других доку- ментов, связанных с деятельностью бухгалтерии. В должностные обязанности главного бухгалтера входит: • организация работы по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении; • формирование в соответствии с законодательством о бухгалтер- ском учете учетной политики исходя из специфики условий хозяйст- вования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации; • подготовка и утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, форм внутренней бухгалтер- ской отчетности; иных документов для внутреннего пользования (по обеспечению порядка проведения инвентаризации и оценки имущест- ва и обязательств, документальному подтверждению их наличия, со- ставления и оценки; по организации системы внутреннего контроля за правильностью оформления хозяйственных операций, соблюдением порядка документооборота; по технологии обработки учетной инфор- мации и ее защиты от несанкционированного доступа); • разработка графика документооборота; • контроль за соблюдением сотрудниками организации графика документооборота; • обеспечение контроля за соблюдением порядка оформления пер- вичных учетных документов; • организация работы по ведению регистров бухгалтерского учета; обеспечение своевременного и точного отражения на счетах бухгал-
терского учета хозяйственных операций, движения активов, формиро- вания доходов и расходов, выполнения обязательств; • обеспечение своевременного перечисления налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взно- сов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам; • контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризаций, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий в подразделениях орга- низации; • участие в проведении финансового анализа и формировании на- логовой политики на основе данных бухгалтерского учета и отчетнос- ти, в организации внутреннего аудита; • работа по обеспечению соблюдения финансовой и кассовой дис- циплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерско- го учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь; • участие в оформлении документов по недостачам, незаконному расходованию денежных средств и товарно-материальных ценностей, контроль передачи в необходимых случаях этих материалов в следст- венные и судебные органы; • составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов; • подготовка необходимой бухгалтерской и статистической отчет- ности, представление ее в установленном порядке в соответствующие органы; • обеспечение сохранности бухгалтерских документов, сдача их в установленном порядке в архив; • руководство работниками бухгалтерии; • разработка должностных инструкций подчиненных ему работни- ков, контроль за их исполнением; • согласование, назначение, увольнение и перемещение материаль- но ответственных лиц; проведение инструктажа материально ответст- венных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящих- ся на их ответственном хранении; • иные обязанности, возлагаемые руководителем организации в пределах компетенции главного бухгалтера. Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем орга- низации документы, служащие основанием для приемки и выдачи то- варно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчет- ных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к ис- полнению не принимаются. В случае разногласий между руководите-
лем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдель- ных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организа- ции, который несет всю полноту ответственности за последствия осу- ществления таких операций. Право подписи на указанных выше документах может быть предо- ставлено также лицам, уполномоченным на это письменным распоря- жением руководителя организации. Главный бухгалтер имеет право визировать все документы, связан- ные с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия (планы, отчеты и проч.). На малых предприятиях главный бухгалтер, как правило, является одновременно и кассиром. В качестве кассира главный бухгалтер име- ет дополнительные должностные обязанности, а именно: • осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению де- нежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность; • оформляет документы и получает в соответствии с установлен- ным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты заработной платы, премий, оплаты командировоч- ных и других расходов; • ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу; • сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком; • составляет кассовую отчетность. В качестве кассира главный бухгалтер должен знать: • постановления, распоряжения, приказы, другие нормативные до- кументы, регулирующие порядок ведения кассовых операций; • формы кассовых и банковских документов; • правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; • порядок оформления приходных и расходных документов; • лимиты остатков кассовой наличности, установленные для орга- низации, правила обеспечения их сохранности; • порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности; • правила эксплуатации электронно-вычислительной техники; • основы организации труда; • законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; • правила внутреннего трудового распорядка; • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производ- ственной санитарии и противопожарной защиты. Главный бухгалтер несет ответственность за ненадлежащее испол- нение или неисполнение своих должностных обязанностей в преде-
лах, определенных действующим трудовым законодательством Рос- сийской Федерации, а за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в порядке и пределах, определен- ных действующим административным, уголовным и иным законода- тельством Российской Федерации. При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) производит- ся сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (бухгалтеру), а при отсутствии последнего — работнику, назначенному приказом ру- ководителя организации, в процессе которой проводится проверка со- стояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с со- ставлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.44 (0.008 с.) |