Урок обучения грамоте (чтение)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок обучения грамоте (чтение)



Тема. Мягкие и твердые согласные звуки.

Цель урока: дать понятие о мягких и твердых согласных звуках; учить различать их на слух и по артикуляции, выделять в словах; познакомить с условными обозначениями мягких и твердых согласных звуков; развивать фонематический слух; расширять знания детей о значениях слов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, фишки для обозначения, карточки для индивидуальной работы, мячик.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

· На какие группы делятся звуки?

· Какие звуки называются гласными?

· Чем согласные звуки отличаются от гласных?

· Определите, какие это звуки: [р], [с], [в], [д]? Докажите, что они согласные.

2. Работа с предметными картинками.

На доске рисунки солнышка, мышки, зайца, медведя, слона, рыбы, радуги, звезды.

· Рассмотрите картинки, которые принес на урок Незнайка. Назовите изображенные на них предметы. Соедините картинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

3. Проверка выполнения задания.

· Незнайка выполнил это задание, соединил картинки, но не знает, верно ли. Он соединил солнце и слона.

· Согласны? (Да).

· Почему? (Первый звук в этих словах [с]).

· Потом он соединил зайца и звезду, радугу и рыбу, мышку и мишку. Все слова правильно соединил Незнайка?

· Вы согласны, что слога мышка и мишка начинаются с одного и того же звука?

· Произнесите первый звук в слове мышка [м]. Понаблюдайте за губами.

· Произнесите первый звук в слове мишка ,]. Как работают губы при его произнесении?

III. Сообщение темы урока, мотивация деятельности учащихся.

· Сегодня на уроке мы научимся выделять и различать твердые и мягкие согласные звуки. Узнаем, какими условными значками будут обозначаться эти звуки в схемах-моделях слов.

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.

В нашей речи согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Это помогает нам различать слова. Представьте себе, если бы не существовало звука [м], как бы звучало слово мышка? Слово мишка? А как бы звучало слово мяч? Мач. Понимали бы мы друг друга?

Итак, помогите закончитьпредложение: «Согласные звуки бывают...»

Динамическая пауза.

1. Работа с Букварем (с. 20).

- Рассмотрите рисунки. Что вы видите на рисунке слева (лук, люк). Составим звуковую модель слова лук: □ • □

А теперь звуковую модель слова люк:□ • □

· Сравним наши схемы со схемами в учебнике. Что вы увидели?

Мягкие согласные на схеме обозначены черным квадратиком. Поэтому зву­ковая модель слова люк будет такой. ■ • □

· Что вы еще заметили? (Черточки).

· Давайте произнесем слитно звуки [л] и [у]. Какой слог получился? Лу. Это слог-слияние. А теперь добавим к слогу лу звук [к]: лу|к. Эти черточкив слове показывают отделение согласных звуков от слияния. Прочитайте, какоеслово получилось (лук).

2. Игра «Озорники».

· - Послушайте предложения и найдите в них слова со звуком-озорником. Кого так называют? (Того, кто шалит, нарушает порядок).

Корабль сел на мел.

· - В каком слове спрятался звук-озорник? Исправьте ошибку. Что обозначает слово мель? (Это мелководное место в реке, озере, море).

Девочка поставила веник в уголь.

· Исправьте ошибку.

· В чем нам помогают твердые и мягкие согласные звуки? (Помогают различать слова). А как мы их обозначаем в звуковых схемах? Покажите фишки.

Физкультминутка.

Мы ногами топ - топ,

Мы руками хлоп - хлоп,

Мы глазами миг- миг,

Мы плечами чик - чик,

Раз - сюда, два - туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели - встали, сели - встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

V. Закрепление нового материала.

1. Узнавание на слух изученных Звуков в словах: (в начале слова) лес -[л'], белка - [б´], красный - [к´], ходит - [х], мята - [м´].

2. Назовите последний звук в словах: перец [ц], конь [н´], соль [л´], стол [л], диван [н].

3. Образование слияний из различных звуков.

· Образуйте слияние из таких звуков: [л], [о] - (ло); [с'], [и] - (си); [з'], [э] - (зе); [м], [ы] - (мы).

4. Подбор слияний к моделям, выставленным на доске: □ •; ■ •

5. Выделение из слов слогов с мягкими согласными: небо (не), тетрадь (те), серый (се), лиса (ли), голуби (би), поляна (ля).

6. Составление моделей слияний на доске и в тетрадях: ни, на.

VI. Итог урока.

· О каких новых звуках сегодня узнали?

· Как обозначаются на схемах твердые согласные?

· А что происходит, если звуки озорничают?

Здесь и далее в конспектах должны быть такие записи:

Учитель:

Оценка:

Методист:

Урок обучения грамоте (письмо)

 

Тема. Письмо заглавной буквы У.

Цель урока:научить писать заглавную букву У; развивать навык письма заглавных букв; закрепить знания о написании слов с большой буквы; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Тип урока: изложение нового материала.

Оборудование:предметные рисунки, игрушка, учебник.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1. Фонетическая зарядка:

· Сегодня мы будем превращаться в разные предметы и животных.

· Давайте вспомним, как воет волк? (У - у - у...).

· Как перекрикиваются дети в лесу? (Ау...).

· Как плачет малыш вколяске? (Уа...).

· Как кукует кукушка? (Ку - ку...).

· Какой звук повторяется в каждом ответе? (Звук [у]).

· А сейчас внимательно посмотрите на доску и скажите, какой звук лишний и почему? [б], [с], [д], [у], [л] (звук [у], он гласный).

Произнесите звук [у]. Опишите, как вы произносите его. А на письме этот звук обозначается буквой У.

II. Сообщение темы урока. Мотивация деятельности учащихся.

Мы уже писали строчную букву у, а сегодня будем учиться писать заглавную, большую букву У. Но сначала нам нужно до неё добраться.

III. Первичное восприятие и осознание материала.

1. Послушайте сказку о двух друзьях и выполните задание: внимательно слушайте сказку, вставляйте слова, подходящие по смыслу. Самое важное условие: в словах должна быть буква У. А помогут вам предметные рисунки.

Жили – были утка и курица, в кличках которых был звук [у] (Утя и Пеструшка). Они были очень общительные и часто приглашали к себе разных птиц, особенно тех, у которых в названии тоже был звук [у] (голуби, петухи, гуси, удод). Рядом с их домом росли два дерева. Плоды одного дерева люди собирали в корзины, а плоды второго валялись на земле, но недолго, так как ими очень любили лакомиться поросята (груша, дуб). Наелись они этими плодами, угостили друзей и легли отдыхать. Какой буквой обозначим звук [у] в этих словах? (Буквой Уу).

2. Графический анализ заглавной буквы У. Мы рассмотрим букву У. Сравните печатную и рукописную буквы. Что в них общего? А чем отличаются? А кого напоминает вам буква? У (улитку). Из каких элементов буква состоит? (Прямой с закруглением вверху и внизу иудлиненной с закруглением снизу).

3) Показ и объяснение написания буквы У.

Начинаем писать посередине между дополнительной и верхней линией рабочей строки. Пишем изогнутую линию, закругляемвверху, ведем наклонную вниз, закругляем у верхней линии и ведем прямую вверх, к дополнительной линии. Не отрывая руки, проводим длинную наклонную вниз, плавно закругляем у нижней линии влево, немного поднимаем вверх и заканчиваем букву: У У.

4. Подготовка учащихся к письму буквы У (письмо в воздухе, копирование буквы в прописях).

5. Письмо буквы учащимися самостоятельно в прописях.

6. Вспомните кличку уточки из рассказа, который вы слушали (Утя). А как напишем эту кличку (с большой буквы). А в названиях деревьев (дуб, груша), какую напишем букву у? (Маленькую). Пропишем эти буквы рядом на следующей строчке прописей: Уу Уу.;

(Гимнастика для пальцев).

7. Вот и второе задание: отгадайте имя девочки по первым звукам слов: утка, лягушка, ящерица Какое имя получилось? (Уля). С какой буквы его напишем? (С заглавной буквы У).

· Вспомните мультфильм о приключениях маленького полярного медвежонка. Как звучало его имя? (Умка). Какую первую букву напишем вего имени? (Заглавную букву У).

· А теперь сравните слова Утя, Уля, Умка и скажите, что общего в их написании заметили? (Все слова пишутся с большой буквы, потому что обозначают имена людей и клички животных). А какие еще названия напишем с большой буквы? (Названия городов, стран). Назовите такие слова (Украина, Умань).

IV. Физкультминутка.

Эй, лошадки, все за мной!

Поспешим на водопой.

(Руки вперед, пружинистые движения ног).

Вот широкая река,

В ней холодная вода. Пейте!

(Разведение рук в стороны, наклоны вперед).

Хороша водица!

Постучим копытцем!

(Поочередное притопывание то левой, то правой ногой).

Эй, лошадки, все за мной!

Поскакали домой: гоп - гоп - гоп!

(Прыжкина листе).

V. Закрепление изученного материала.

1. Письмо соединений с изученной буквой.

2. Письмо соединений с ранее изученными буквами: Уа! Иа! Аа.

· Какназывается знак, стоящий после сочетаний букв? (Это восклицательный знак). Что он обозначает? (Читать надо с интонацией восклицания).

А кто кричит Уа! (маленький ребенок), а Иа! (ослик). Прочитайте эти сочетания.

VI. Итог урока и оценка деятельности учащихся.

1. Какую новую букву научились писать на уроке?

2. Какой звук обозначается этой буквой?

3. Как напишем слова Уля, Утя, Умка, Украина, Умань? (С большой буквы). А почему?

4. Что понравилось на уроке?

Урок русского языка (4 класс)

Тема. Местоимение как часть речи.

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с особенностями местоимений и их ролью в речи; учить осознанному употреблению местоимений в речи. 2. Развивать умение сравнивать, делать выводы, редактировать текст. 3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: сигнальные карточки, тексты заданий.

 

Ход урока

1 .Организационный момент.

Учитель: – Сегодня на уроке мы откроем тайну русского языка, будем учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.

1. Орфографическая работа.

Задание: на какие две группы можно разделить эти слова?

Скорос...ной, повис...нуть, интерес.. ный,вес...ник, опас...ность, хрус... нул, вкус... ный, грус... ный.

1 группа 2 группа

скоростной повиснуть

вестник интересный

хрустнул опасность

грустный вкусный

(по наличию или отсутствию непроизносимых согласных). Проверим работу с помощью сигнальных карточек. Докажите правильность распределения слов.

Используя эти слова, составим цепочку для каллиграфии.

2 .Каллиграфическая минутка.

1) Первый элемент - буква, обозначающая гласный звук и находящийся в приставке одного из слов (О);

2) второй элемент найдите в слове ВЕСТНИК. Это согласный, парный глухой, парный твёрдый звук (К);

3) третий элемент отыщите в слове ПОВИСНУТЬ. Это согласный, пар­ный глухой, парный мягкий [т'].

-Итак, у нас получилось: ОКТ

- Используя эти элементы, составьте и запишите слова. У кого какие получились слова? (Кто, кот).

К какой части речи относятся данные слова? Так в каком слове заключена тайна нашего урока? Хотите её раскрыть?

II. Изучение нового материала.

1. Создание проблемной ситуации,

- Тогда послушайте историю, которую рассказал великий польский педагог Януш Корчак.

... Я вам расскажу сейчас об одном маленьком словце, таком умном, что просто не верится. Это маленькое слово – кто. Постучали в дверь – ты спрашиваешь: «Кто?». А не будь этого малыша, ты должен был бы спросить: «Это Казик стучит? Или тетя? Или гончар? Или продавец посуды?» А тот все бы отвечал: «Нет, нет, нет». А ты бы мог так три часа спрашивать и не угадать. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, а все только спрашивал. А так: «Кто там?» Там Катя, там Лена, там Игорь. В этом коротеньком слове сидят все имена всех людей на свете.

Какое слово мы произнесли вместо имени? Вслушайтесь в сочетание слов: вместо имени. Кто догадался, о какой части речи идет разговор?

2. Сообщение темы урока. Мотивация деятельности учащихся.

-Сегодня на уроке мы узнаем, какую часть речи называют местоимением, какую роль оно играет в речи, будем учиться его находить, составлять предложения, используя местоимения.

Задание: Запишите предложения.

Дом был высокий. Он стоял на краю деревни.

Беседа:

- Кто сразу может назвать местоимение, которое встретилось?

- Что это он? Какой частью речи: является слово дом? А он? Докажите.

- Вместо имени существительного дом употребили слово он. Сравним эти слова. Задайте к ним вопрос. Каким членом предложения эти слова являются? Чем они похожи? (Оба – мужского рода, в единственном числе, И.п.).

- В чем различие? Что обозначает слово дом? А слово он? Закройте ладошкой первое предложение. Будет ли понятно, о чем идет речь? Называет ли он предмет? А что же это слово делает? В чем отличие существительного от местоимения? (Местоимение указывает на предмет, но не называет его.)

- Составьте устно два предложения. Во втором должно быть местоимение он, употребленное вместо имени существительного.

- Сделаем вывод, используя памятку:

1. В чем отличие местоимения от существительного?

2. В чем отличие местоимения от прилагательного?

3. Какую часть речи мы назовем местоимением?

3. Работа с учебником

- Давайте проверим наш вывод по учебнику. (Чтение правила на
стр. 160, учебник для 4 кл., авторы: Лобчук Е.И.,Рамзаева Т.Г.)

4 .Физкультминутка

III.Закрепление изученного материала.

1. Работа в парах.

Задание А. Найти слова, указывающие на предметы, но не называющие их:

1) яблоко; 2) она; 3) звонкий, 4) я; 5) читать; 6) мы; 7) океан; 8) он; 9) голова; 10) ты. (2, 4, 6, 8, 10).

Задание_Б. Найдите предложения, в которых употреблены местоимения:

1) Ежата родятся слепыми, глухими, беззубыми. 2) Через двое суток они начинают покрываться темными иглами. 3) Заботится о беспомощных ежатах мать. 4) Отец удаляется и не вспоминает о своих ежатах. 5) Мать стремится помочь малышам. (2,4)

2. Редактирование текста,

- В своей речи человек часто употребляет местоимения. Чтобы выяснить, с какой целью это делается, выполним задание.

Тополя

От станции до поселка более километра. По обе стороны дороги росли стройные тополя. Тополя украшали местность, радовали глаз. Мне рассказали удивительную историю о тополях.

Мальчик прочитал статью о тополях. Мальчик узнал, что из веточки может вырасти дерево. Об этом мальчик рассказал другу. Ранней весной обрезали тополя. Мальчики собрали все веточки, посадили все веточки вдоль дороги и стали ухаживать за молодыми деревцами.

Прошло несколько лет. Чудесная аллея из тополей шумит на дороге. Как много могут сделать настойчивые руки!

- Что мы прочитали? К какому типу текста его можно отнести? О чем мы узнали? Как понимаете слова настойчивые руки? Грамотно ли составлен этот текст?

Отредактируйте его, заменяя повторяющиеся слова местоимениями они, о них, он, их.

- Какой из текстов стал более выразительным, грамотным?

IV. Итог урока

- Тайну какой части речи мы сегодня раскрыли? Что узнали о местоимении?

- Что можете сказать о роли местоимений в речи?

V. Домашнее задание.

Упр. 381. (Выписать предложения с местоимениями. Устно поставь к ним вопросы. С какой частью речи они связаны?)

 

Урок чтения (3 класс)

Тема: Л Толстой. „Лебеди"

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с рассказом Л.Толстого «Лебеди», научить находить главные слова, помогающие автору в изображении событий, выражении своего отношения к герою; 2. Развивать навыки выразительного чтения с использованием соответствующей интонации, умение делать паузы, делить текст на части и озаглавливать их. 3. Воспитывать внимание к слову как средству изобразительности.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Л.Толстого, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Артикуляционная гимнастика.

Прочитайте про себя скороговорку.

Летят три пичужки через три пусты избушки.

- Как понимаете значение слов пичужки (птички), пусты (пустые, никто не живет в избушках)?

- Подготовьтесь к правильному чтению вслух в среднем темпе.

Ш. Актуализация опорных знаний.

- Прочитайте отрывок на стр. 23 (учебник Гудзик И.Ф. « Книга по чтению» 3 класс, ч. 2..):

Ты бы, / тетеревочек, /мой дружочек, /сошел на травушку /погулять, /поговорить / со мной, /а то я / с дерева /не расслышу.

· Из какого произведения эти строки? Кто его написал?

· Для чего нужна вертикальная черточка в тексте? Что она обозначает при чтении?

· Прочитайте сказку Л. Толстого «Лиса и Тетерев», соблюдая паузы.

IV. Сообщение темы, задач урока. Мотивация деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями, написанными Л.Н. Толстым, научимся делить текст на части, выражать свое мнение о прочитанном, будем готовиться к выразительному чтению по разметке текста.

V. Изучение нового материала.

1.Подготовка к восприятию нового произведения.

- Видели ли вы когда-нибудь лебедей? Что вы можете рассказать об этих птицах?

- А в каких произведениях вы о них читали?

Л.Н.Толстой тоже посвятил этим гордым красивым птицам небольшой рассказ, который так и называется «Лебеди».

2.Словарная работа.

- Прочитайте слово уморились. Пдберите к нему близкое по значению – устали.

- Лебеди стадом (стаей) летели.

3.Первичное чтение произведения.

Цели: создать целостное представление о произведении: дать образец выразительного чтения.

Комбинированное чтение: учитель и ученики.

4.Проверка первичного восприятия.

- О чем рассказ? Что особенного запомнилось в нем?

- Какую картину представили, когда слушали чтение?

5.Чтение и анализ произведения.

1) Чтение про себя всего рассказа.

2) Анализ содержания. Составление плана.

-Попробуйте разделить текст на части и озаглавить их.

- Скажите, какие трудности встретили птицы в пути.

- В какой части рассказа вы об этом прочитали? Выделите ее (от слов: «Лебеди стадом летели... до слов ... видели синеющую воду».) Какое название можно дать этой части? (Лебеди над морем – запись на доске).

- А теперь выделите следующую часть. Какая мысль в ней будет основной? Найдите слово, которое повторяется и помогает представить этот трудный перелет птиц (летели, уморились). Как можно озаглавить вторую часть? (Трудности полета).

- Какую часть можно назвать основной и почему? Почему лебедь оказался один среди моря? Как, по-твоему, показано море: врагом или другом лебедя? Какие слова говорят об этом? Какое название вы бы дали этой части? (Молодой лебедь сел).

- Прочитайте, что произошло с лебедем, когда настало утро. Можно ли выделить эту часть как самостоятельную? Дайте ей название. (Утро).

- Как заканчивается рассказ? Как вы думаете, догонит ли молодой лебедь свое стадо? Озаглавьте последнюю часть. (Снова в путь).

- Прочитайте план, записанный на доске.

1. Лебеди над морем.

2. Трудности полета.

3. Молодой лебедь.

4. Утро.

5. Снова в путь.

- Перескажите близко к тексту две последние части.

- В трех последних предложениях рассказа отметьте места возможных пауз. Подготовьтесь читать выразительно по своей разметке.

в) Обобщающая беседа.

- Кто помог лебедю преодолеть трудности пути?

- Кого напомнило вам море?

-Каково отношение автора к своему герою?

- Почему Л.Толстой назвал свое произведение «Лебеди», а не «Лебедь»?

- Видели ли вы птиц в такой же ситуации, помогали ли им?

VI. Итог урока

- Какое произведение читали и анализировали на уроке? Кто его написал?

-Что поможет вам подготовить пересказ текста? (составленный план).

VII. Домашнее задание: 1-я подгруппа - подготовить выразительное чтение рассказа; 2-я подгруппа – пересказ.

 


СХЕМЫ АНАЛИЗА УРОКОВ

 

Анализ урока обучения грамоте

1. Как была сформулирована тема и цель урока?

2. Какова структура урока?

3. Как было построено изучение нового материала?

4. Какой метод использовал учитель для обучения грамоте учащихся?

5. Как проводилась работа по звуко-слоговому анализу?

6. Воспитательная работа на уроке. Полностью ли использованы воспитательные возможности урока?

7. Осуществлялся ли индивидуальный подход к обучению детей?

8. Как использовал учитель на уроке игровую деятельность детей?

9. Что можно сказать о чтении детей?

10. Использовался ли дополнительный материал для чтения?

11. Удалось ли учителю охватить активной деятельностью всех учащихся?

12. Проводилась ли работа по развитию речи и мышления первоклассников, обогащению и уточнению их словаря?

13. Какие затруднения возникли у детей при чтении и письме? Назвать причины вызвавшие данные затруднения.

14. Какие наглядные пособия, дидактический материал, оборудование использовал учитель?

15. Каков стиль взаимоотношений учителя и учащихся?

16. Как проводилась оценка знаний учащихся?

17. Был ли подведен итог урока?

18. Уложился ли учитель во временные рамки урока?

19. Что можно было бы учителю порекомендовать?

 

Схема I

Анализ урока русского языка

1. Правильно ли была определена и сформулирована тема урока?

2. Какова была цель данного урока, правильно ли она была поставлена?

3. Каково место этого урока в системе уроков по данному разделу?

4. Каков тип урока, его структура, в чем заключается отличие его структуры от структуры других уроков, насколько удачно был избран именно такой вариант построений урока?

5. Имели ли место отступления от намеченного заранее плана, чем они были вызваны и оправданы ли с методической точки зрения; как отразились эти отступления от плана на ходе урока?

6. Каково содержание предлагавшегося на уроке материала с научной точки зрения: не было ли неправильных определений, понятий, выводов, ошибок в терминологии, формулировке правил, полностью ли соответствует он теме и цели урока?

7. Не был ли перегружен урок теоретическим материалом или упражнениями, достаточно ли оставалось времени для закрепления нового материала; всё ли, намеченное учителем в его плане, удалось выполнить: была ли соблюдена необходимая равномерность темпа ведения урока, не был ли скомкан конец урока из-за недостатка времени у учителя?

8. Как, в какой форме осуществлялись на уроке задачи развития всех видов речевой деятельности учащихся?

9. Каковы по своему характеру тексты, использованные на уроке для упражнений и иллюстраций при объяснении нового теоретического материала: доступность их для понимания учащимися, разнообразие по содержанию и наличию грамматических или орфографических явлений, изучению которых посвящается урок; художественность, занимательность текстов, отражение в них нашей современности?

10. Каковы упражнения; использованные на уроке, их виды, степень оправданности выбора для данного урока именно тех, а не иных видов упражнений?

11. Имело ли место на данном уроке применение принципа наглядности?

12. Как на уроке был использован учебник, на каких этапах (при проверке и разъяснении домашних заданий, при выполнении учащимися устных и письменных упражнений, при объяснении нового и т. п.) и в какой форме, не снижалась ли при этом активность учеников?

13. Какая была применена методика объяснения нового и повторения пройденного материала, степень его доступности и усвоения учащимися; были ли сделаны все необходимые выводы по материалу урока, четкость и доступность их формулировок; как широко применяли разнообразные методы преподавания русского языка на уроках данного учителя.?

14. Устанавливалась ли и в какой форме связь между материалом данного урока и материалом предыдущих уроков?

15. Какие формы опроса и учета знаний учащихся были применены учителем?

16. Полностью ли оправдывается характер задания, предложенного учащимся на дом: вид упражнений, их объём, соответствие теме урока; как было проведено разъяснение задания:?

17. Степень активности учеников на уроке: самостоятельность их в работе; заинтересованность их уроком и дисциплина; не было ли со стороны учителя недооценки сил учащихся, выразившейся в ведении урока на слишком легком материале.

18. Поведение учителя: умение держаться в классе, умение охватить вниманием класс, внимание отстающим, речь учителя, имели ли место случаи нарушения литературной нормы.

19. Итоги урока: качество знаний и навыков учащихся, прочность и сознательность усвоения, в какой мере достигнута основная цель урока и т. п.

 

Схема 2

Анализируя урок, отметьте такие его компоненты:

+ реализуется идея развивающего обучения (проблемные задания);

+ связь повторения с последующим учебным материалом;

+ внимание к развитию орфоэпических умений, навыков;

+ соотношение устной и письменной работы;

+ удачное применение иллюстративной наглядности для развития связной речи;

- не велась орфографическая работа по предупреждению ошибок;

- не обеспечивалось дифференцированное обучение;

- не требует полных ответов;

- не требует связных ответов;

- нет проблемных заданий;

+ четкое определение учебных целей;

+ высокая активность класса;

+ удачное использование наглядности и занимательного материала;

+ развитие аналитико-синтетических умений;

+ создание условий для усвоения нового материала;

+ удачен подбор словарного материала;

+ соответствие упражнений характеру изучаемого материала;

+ расположение упражнений от простого к более сложному;

+ соответствие заданий подготовке учащихся;

+ наличие самостоятельной работы;

+ проведение подготовительной работы перед выполнением упражнений;

+ хорошо подводятся итоги;

+ объективное выставление отметок;

+ осуществляется плавный переход от одного этапа к другому;

+ удачно подобран материал для реализации воспитательных целей;

- требует активности детей;

- не подведен итог урока;

- нерационально распределено время на уроке;

- не комментируются ответы детей;

- домашнее задание дается после звонка;

- не обращает внимания на каллиграфию;

- не выполняет гигиенических требований к уроку.

 

Анализ урока чтения

1. Правильно ли была определена и сформулирована тема урока?

2. Какова цель урока, правильно ли она была поставлена?

3. В какой форме была проведена проверка домашнего задания?

4. Как была проведена подготовительная работа к первичному восприятию текста (виды работы, учет жанра изучаемого произведения)?

5. Как учитель знакомит детей с новым произведением? Умеет ли вызвать интерес, желание ещё раз обратиться к тексту?

6. Какие виды работы с текстом использовались учителем при анализе произведения?

7. Как строит беседу на уроке? Интересны ли вопросы, заставляют ли думать, обращаться к тексту? Как слушает ответы, как привлекает детей к работе?

8. Проводится ли перечитывание на уроке? Как ведется работа по совершенствованию техники чтения?

9. Как учит детей читать выразительно? Даёт ли конкретные указания? Тренирует ли?

10. Имело ли место на данном уроке применение наглядности?

11. Как использовался учебник, на каких этапах урока и в какой форме?

12. Как, в какой форме осуществлялась на уроке работа по совершенствованию умений учащихся в разных видах речевой деятельности?

13. Учитывает ли в процессе анализа жанровые особенности произведения, как работает над композицией, выразительными средствами языка, художественными образами?

14. Как проводится обобщение по одному произведению, по ряду произведений?

15. Степень активности учащихся на уроке; самостоятельность в работе, заинтересованность уроком и дисциплина.

16. Поведение учителя: умение держаться в классе, умение активизировать учеников, увлечь их, речь учителя, имело ли место нарушение литературной нормы?

17. Итоги урока: прочность и сознательность усвоения содержания произведения, осознание основной мысли, понимание авторской позиции, умение обобщать анализируемое произведение, в какой мере достигнута основная цель урока?

 

Анализ и оценка уроков студентов практикантов

Какой урок можно считать эффективным?

Главное в уроке – его результат: что дал урок учащимся, насколько продвинулись они в усвоении материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует исходить из его результатов, т.е. прежде всего иметь в виду такие вопросы: понят ли детьми теоретический материал, научились ли они применять правила, сформировались ли у них навыки по теме урока проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа?

Таким образом, эффективность урока – это его результативность. С этой точки зрения и нужно анализировать уроки.

Анализ урока

Начало урока Урок, как известно, начинается с организационного момента, когда в классе создается необходимая деловая обстановка. Затем учитель (студент – практикант) объявляет тему, формулирует цель и ставит задачи урока: что будет изучаться на данном уроке? С какой целью? Почему должны учащиеся научиться? Какие конкретные задачи должны быть решены на уроке? Где будут применены полученные на данном уроке знания, умения и навыки?

Связь нового материала с изученным ранее.

Программа по любому учебному предмету требует, чтобы на уроке изучались не разрозненные факты и явления, а основы данной науки. Для этого нужно рассматривать изучаемый материал не как нечто изолированное, а как часть системы.

Объяснение нового материала.

Как видно из самого термина, новый материал должен быть на уроке не просто изложен, а именно ОБЪЯСНЕН.

Поэтому, анализируя урок, следует установить, действительно ли учебный материал объяснен, умеет ли при этом студент-практикант пробуждать, направлять и развивать мышление учащихся, мобилизовывать их на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы, формулировки вывода или правила помог ли учитель (студент-практикант) разобраться в существе дела, поняли ли дети новый материал, благодаря чему это достигнуто (четкое объяснение новых терминов, использование наглядных пособий и технических средств, использование удачных приемов, доступность объяснения и т.д.). Если учащиеся не поняли материал, то надо установить, почему именно, в чем ошибка студента - практиканта, кате эту ошибку устранить.

Проверка усвоения материала

Бывает что студент-практикант, изложив материал, не выясняет, как поняли его учащиеся. Присутствуя на уроке, нужно обратить внимание на эту сторону дела. Если же усвоение материала проверяется, то как именно, каким методом: проводится пересказ изложенного, ставятся контрольные вопросы, заставляющие мыслить, устанавливаются связи, аналогии с усвоенным ранее и т. д.

Показ образца применения теории.

Объяснив новый материал, учитель (студент-практикант) должен показать, как использовать изученное, как применить его на практике.

Закрепление материала.

Важной частью большинства уроков являются упражнения. Здесь следует иметь в виду следующее: как организована эта работа? Каковы содержание и характер заданий, степень их трудности? Каков удельный вес самостоятельности учащихся при выполнении заданий – сформированы ли у учащихся предусмотренные программой навыки?

Нужно также обратить внимание на то, в какой последовательности предлагаются на уроке упражнения. В принципе она должна быть такой: сначала учитель дает детям упражнение на распознавание изучаемых фактов, затем эти факты они объясняют, после этого подчеркивают нужные буквы, дописывают слова и т. д., затем подбирают и записывают свои примеры и, наконец, выполняют на данном материале творческую работу.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Домашняя работа – это работа, которую учащиеся выполняли в классе. Присутствуя на уроке, нужно отмечать следующее: соответствует ли характер домашнего задания той работе, которая выполнялась в классе? Какова степень трудности задания? Разнообразны ли виды упражнений, включаемых е домашнее задание? Дается ли образец их выполнения? Поняли ли учащиеся, что и как нужно сделать?

Важно, чтобы домашнее задание носило разнообразный характер, чтобы в нем была предусмотрена не только работа над изучаемым на данном уроке, но и повторение старого.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА. На этом этапе следует выяснить, сделан ли вывод урока? Каков результат работы, которая выполнялась на уроке? Решены ли поставленные задачи? Над чем еще предстоит работать по данной теме? На указанные, вопросы при анализе урока также должны быть даны ответы.

Анализируя урок, нужно отметить воспитательное воздействие отдельных частей и урока в целом на учащихся, разобрать, какие воспитательные задачи ставились и как они решались.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.05 с.)