Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А лучшей мольбой является «альхамду лиллях»».↑ Стр 1 из 125Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тирмизи сказал, что это хороший, малоизвестный хадис.
Ибн Маджа (№3805) передал от Анаса ибн Малика, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каким бы благом Аллах не одарил (Своего) раба, и раб сказал: «Аль-хамду лиллях», то, что ему непременно будет даровано то, что лучше, чем он взял». Куртуби привел слова группы ученых, которые сказали, что слова раба «аль-хамду лилляхи роббиль-‘алямийн» лучше, чем «ля иляха иллаллах», ибо это слово охватывает и единобожие и хвалу. Однако другие сказали, что «ля иляха иллаллах» имеет больше достоинств, ибо является разделением между верой и неверием, и во имя этого борются люди, как это утверждено в хадисе Бухари и Муслима. В другом хадисе сказано: «Самое лучшее слово, которое произнес я и пророки до меня:«Ля иляха иллаллах, вахдаху ля шарийка ляху, ляхуль-мулку ва ляхуль-хамду, ва хува ‘аля кулли шайъин кадийр». (Нет никого достойного поклонения,кроме Аллаха, Ему принадлежит власть и Ему принадлежит хвала и Он мощен над всякой вещью) Выше был приведен хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим поминанием является «ля иляха иллаллах», а лучшей мольбой является «альхамду лиллях»», и Тирмизи назвал его хорошим.
Слово Аллаха: (ﺐﺮﻠﺍ) «Ар-роб» – это властелин и управляющий. Это слово используется в абсолютном смысле для хозяина и для того, кто правильно управляет. И все это верно в отношении Всевышнего Аллаха. «Ар-роб» (единичное слово с определенным артиклем) не используется ни для кого, кроме Аллаха, однако ты можешь сказать в сопряженном сочетании («идафа»): «робб ад-даар» (хозяин поместья), «роб …» (хозяин того-то), однако «ар-роб» не используется ни для кого, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Некоторые сказали, что это является самым великим именем.
Слово Аллаха: ( الْعَالَمِين ) «Аль-‘аалямийн» – это множественное число «‘аалям», а это все существующее, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Само لْعَالَم ا «аль-‘аалям» - это слово во множественном числе, у которого не существует единственного числа в лексике. «Аль-‘аваалим» – это группы творений в небесах, на суше и море. Каждое их поколение и каждый их род называется «‘аалам». Бишр ибн ‘Умара передал со слов Абу Ровка, со слов ад-Даххака, со слов Ибн ‘Аббаса, что он сказал: الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ««Аль-хамду лилляхи роббиль-‘аалямийн» - это хвала Аллаху, которому принадлежат все творения: небеса и земли, то, что в них и между ними, из того, что мы знаем, и чего мы не знаем». В версии Са‘ида ибн Джубайра и ‘Икримы сказано: «Господь джиннов и людей». То же сказали Са‘ид ибн Джубайр, Муджахид и Ибн Джурайдж. Похожее передано также от ‘Али, о чем сказал Ибн Абу Хатим с цепочкой передатчиков, на которую нельзя опираться. Куртуби привел в доказательство этому слова Всевышнего Аллаха: تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيرً «Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» (Различение-1). Здесь для слова «миров» было использовано слово «аль-‘аалямийн, а это – джинны и люди. Аль-Фараа и Абу ‘Убайд сказали: ««Аль-‘алям» - выражение, используемое для разумных существ, таких, как люди, джинны , ангелы и шайтаны. А про животных не говорится: «‘ аалям»». От Зайда ибн Аслама и Абу Мухайсына имеется сообщение: ««Аль-‘аалам» – все, в чем трепещет душа».
Катада сказал: ( رَبِّ الْعَالَمِينَ ) «Робб аль-‘аалямийн» - (Господь) всех видов творений («‘ аалям»). Абу Джа‘фар ар-Рази передал от Раби‘а ибн Анаса со слов Абу аль-‘Алийи, что он сказал о словах Всевышнего Аллаха: ( رَبِّ الْعَالَمِينَ ) «Робб аль-‘аалямийн »: «Люди – это один мир, джинны – (еще) один мир. А все остальное – восемнадцать тысяч – или четырнадцать тысяч, тут он засомневался – миров из числа ангелов на Земле. А у Земли – четыре края (угла, стороны), и в каждом из них – по три тысячи миров. И пятьсот миров Аллах создал для поклонения Ему». Это передали Ибн Джарир и Ибн Абу Хатим, однако эти слова странны и малоизвестны. Подобное требует достоверного доказательства. Ибн Абу Хатим передал от Саби‘а аль-Химйари, что тот сказал о словах Всевышнего: ( رَبِّ الْعَالَمِينَ ) «Робб аль-‘аалямийн»: «(Имеется) тысяча миров: шестьсот общин (народов) на море и четыре тысячи – на суше». Он передал похожее и от Са‘ида ибн аль-Мусаййаба. Похожее передано в хадисе в «Муснаде» Абу Йа‘ла через Мухаммада ибн ‘Ису ибн Кайсана от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах создал тысячу общин: шестьсот на море, и четыреста на суше». Передатчик Мухаммад ибн ‘Иса (ибн Кайсан) аль-Хиляли является слабым. Аз-Заджадж сказал: ( الْعَالَم ) ««‘Аалям» – это все, что создал Аллах в ближнем и вечном мирах». Куртуби сказал: «Это – верно, ибо охватывает все миры, наподобие слов Всевышнего Аллаха: قَالَ فِرْعَوْنُ وَمَا رَبُّ الْعَالَمِينَ قَالَ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا إنْ كُنتُمْ مُوقِنِينَ «Фараон сказал: «А что такое Господь миров?» Он сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью» (Поэты-23-24). «Аль-‘аалям» является производным от слова «аль-‘аляяма» (признак, знамение). Я (ибн Касир) говорю: ибо это (мир, творения) является доказательством существования его Творца, Созидателя и Его единственности. Как сказал Ибн аль-Му‘таз: «О как удивительно, как ослушаются Бога, или как отрицающий отрицает Его, в то время, как каждая вещь является доказательством Его единственности». ……………………………………………………………………………
3-аят: الرَّحْمَانِ الرَّحِيمِ «Ар-рохманир-рохийм» - Милостивый, Милосердный
которых достаточно, чтобы не повторять их. Куртуби сказал: «Аллах описал Себя, как «Ар-рохманир-рохийм» после приведения слов: «Роббиль-‘аалямийн» лишь для побуждения после устрашения (предостережения). نَبِّئْ عِبَادِي أَنِّي أَنَا الْغَفُورُ الرَّحِيمُ وَأَنَّ عَذَابِي هُوَ الْعَذَابُ الْأَلِيمُ «Сообщи Моим рабам, что Я – Прощающий, Милосердный, но наказание Мое – наказание мучительное» (Хиджр-49-50). «Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он – Прощающий, Милосердный» (Скот-165). В слове ( رَبِّ ) «Робб» имеется устрашение, а в слове الرَّحْمَانِ الرَّحِيمِ «ар-рохманир-рохийм» имеется побуждение. В «Сахихе» (№2755) Муслима от Абу Хурайры сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы верующий знал, какое наказание имеется у Аллаха, то никто никогда не надеялся бы на Его рай. Если бы неверный знал, какая милость имеется у Аллаха, никто никогда бы не терял надежды на Его рай». ……………………………………………………………………………
4-аят. مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ «Малики йяумиддин» - Властелин (царь) Дня воздаяния
Абу Бакр ибн Абу Давуд передал в «Масахифе» (№104) на это счет странное и малоизвестное сообщение о том, что Ибн Шихаба (аз-Зухри) достигло сообщение, что посланник Аллаха, да благос -ловит его Аллах и приветствует, Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, Му‘а -вия, его сын Йазид ибн Му‘авия читали: «Ма а лики йяумиддин». Ибн Шихаб сказал: «Первым, кто начал читать: «Малики йяумиддин» – это Марван». Я (ибн Касир) говорю: Марван знал достоверность своего чтения, и это знание не дошло до Ибн Шихаба. А лучше всего об этом известно Аллаху. Через многочисленные цепочки, которые привел в своем «Таф- сире» Ибн Мардавайх, передано, что посланник Аллаха, да благос- ловит его Аллах и приветствует, читал: «Ма а лики йяумиддин». (Здесь) «маалик» взято от слова «мульк» (владение), как Всевышний Аллах сказал: ( إِنَّا نَحْنُ نَرِثُ الْأَرْضَ وَمَنْ عَلَيْهَا وَإِلَيْنَا يُرْجَعُونَ ) «Воистину, Мы унаследуем землю и тех, кто на ней, и они вернутся к Нам!» (Марьям-40). И Он сказал: ( قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ ) «Скажи: прибегаю к защите Царя людей». (Здесь) «малик» взято из слова «мульк» (власть, царство), как сказал Всевышний Аллах: ( لِمَنْ الْمُلْكُ الْيَوْمَ لِلَّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ ) «Кому же принадлежит царство сегодня? Аллаху, Единственному, Всемогущему» (Прощающий-16) и Его Слова: ( قَوْلُهُ الْحَقُّ وَلَهُ الْمُلْكُ ) «Его Слово является истиной. Ему одному будет принадле -жать царство» (Скот-73). الْمُلْكُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ لِلرَّحْمَانِ وَكَانَ يَوْمًا عَلَى الْكَافِرِينَ عَسِيرًا «В тот день царство будет истинным и будет принадлежать Милостивому, и день тот будет тяжким для неверующих» (Различение-26). Особое выделение наличия власти в День воздаяния не отрицает того, что эта власть не распространяется на другие времена, ибо выше было приведено повествование того, что Он является Господом миров, а это имеет широкое значение: в ближнем и вечном мирах. Слово «власть» было связано с тем Днем лишь потому, что в (тот День) Там никто не будет претендовать на что-либо, и никто не будет говорить, кроме как с Его позволения. Всевышний Аллах сказал: يَوْمَ يَقُومُ الرُّوحُ وَالْمَلَائِكَةُ صَفًّا لَا يَتَكَلَّمُونَ إِلَّا مَنْ أَذِنَ لَهُ الرَّحْمَانُ وَقَالَ صَوَابًا «В тот день, когда Дух (Джибриль) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду» (Весть-38). «Их голоса перед Милостивым будут смиренны, и ты услышишь только тихие звуки» (Та ха-108). «Когда этот день наступит, ни один человек не заговорит без Его соизволения. И среди них будут несчастные и счастливые» (Худ-105).
Ад-Даххак передал от Ибн ‘Аббаса, что он говорил: ( يَوْمِ الدِّينِ ) ««Йяумуддин» – это день, в котором никто не будет обладать властью вместе с Ним, как они обладали (определенной) властью в этом мире». Он сказал: ( يَوْمِ الدِّينِ ) ««Йяумуддин» - это день расчета для творений, и это День воскресения, в котором Он воздаст им за их деяния: если они творили добро, то добром, а если они творили зло, то злом. Кроме лишь тех, кого Он простит». То же сказали и другие люди из числа сподвижников, их последователей и предшественников, и это явно. Ибн Джарир передал от некоторых мнение, что ( مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ ) «малики йяумиддин» означает, что Он способен установить этот День. Ибн Джарир стал доказывать слабость этого мнения. Однако между обоими мнениями нет противоречия, и сторонники обоих мнений признают верность другого мнения и не отрицают друг друга. Однако явный контекст, свидетельствует, что первое мнение подобно словам Всевышнего: الْمُلْكُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ لِلرَّحْمَانِ وَكَانَ يَوْمًا عَلَى الْكَافِرِينَ عَسِيرًا «В тот день царство будет истинным и будет принадлежать Милостивому, и день тот будет тяжким для неверующих» (Различение-26). А второе мнение подобно словам Всевышнего: ( وَيَوْمَ يَقُولُ كُنْ فَيَكُونُ ) «В тот день Он скажет: «Будь!» – и это сбудется» (Скот-73). А лучше всего об этом известно Аллаху. И Аллах действительно является Царем («малик»), как Он сказал: ( هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ ) «Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого» (Сбор-23).
В обоих «Сахихах» от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, самым униженным именем перед Аллахом является (имя) того, кто назван «Маликуль-амляк» (Царь царей). Нет Царя, кроме Аллаха». Там же от Абу Хурайры (Бухари №4812, Муслим №2788 от Ибн ‘Умара) передано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах свернет в День воскресения небеса и возьмет их Своей Десницей, а затем скажет: «Я – Царь, а где же цари земель (тираны)? Где же высокомерные гордецы?» В Великом же Коране сказано: ( لِمَنْ الْمُلْكُ الْيَوْمَ لِلَّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ ) «Кому же принадлежит царство сегодня? Аллаху, Единственному, Всемогущему» (Прощающий-16). Что же касается именования в этом мире других, кроме Него, именем «малик» (царь),то это именование является метафорой, подобно тому, как Всевышний Аллах сказал: ( إِنَّ اللَّهَ قَدْ بَعَثَ لَكُمْ طَالُوتَ مَلِكًا ) «Аллах назначил вам царем Талута (Саула)» (Корова-247). Или ( وَكَانَ وَرَاءَهُمْ مَلِكٌ ) «Перед ними находился царь (тиран)» (Пещера-79) или ( إِذْ جَعَلَ فِيكُمْ أَنْبِيَاءَ وَجَعَلَكُمْ مُلُوكً ) «Когда (Он) создал среди вас пророков, сделал вас царями» (Трапеза-20). В обоих «Сахихах» сказано: «Подобно королям на тронах».
Слово Аллаха: ( دِّينِ ) «Дин» - это воздаяние и расчет, как сказал Всевышний: ( يَوْمَئِذٍ يُوَفِّيهِمْ اللَّهُ دِينَهُمْ الْحَقَّ ) «В тот день Аллах воздаст им в полной мере по их истинному счету» (Свет-25). Также Аллах сказал: ( أَئِنَّا لَمَدِينُونَ ) «Неужели мы подвергнемся воздаянию и расчету?» (Стоящие в ряд-53.) ……………………………………………………………………………
5-аят. إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ «Иййяака на‘буду ва иййяака наста‘ийн» - Тебе одному мы поклоняемся и лишь Тебя одного молим о помощи
читало слово ( إِيَّاكَ ) «иййяяка» с удвоенным «йя». ‘Амр ибн Фааид читал ее без удвоения: «ийяяка», однако это отвергаемое чтение, противоречащее большинству правильных мнений, ибоَ «ийяа» – это свет солнца. Некоторые читали: «а ййяяка», а другие: «ха ййяяка». Все читали: ( نَسْتَعِينُ ) «наста‘ийн», кроме Йахйи ибн Васаба и аль-‘Амаша, которые ставили туда кясру: «н и ста‘ийн» согласно диалекту племен Бану Асад, Раби‘а и Бану Тамим. ………………………………………………………………………… «‘Ибаада» имеет словарное значение – покорность, смирение. В Шариате это означает совершенную любовь, покорность и страх. ………………………………………………………………………. Слово ِيَّاكَ «иййяяка» является здесь причастием страдательного залога («маф‘ууль»), которое поставлено впереди глагола (نَعْبُدُ «на‘буду», نَسْتَعِين «наста‘ийн») и повторено дважды для ограничения значения и придания ему важности.То есть: «Мы не поклоняемся никому, кроме Тебя, и не уповаем ни на кого, кроме Тебя». А это является совершенством повиновения, и вся религия имеет отношение к этим двум значениям.
Как сказали некоторые предшественники: ««Фатиха» - тайна Корана, и ее тайной являются эти слова: ( إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ) «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного мы молим о помощи». Первая часть выражения ( إِيَّاكَ نَعْبُدُ ) «иййяяка на`буду» (Тебе одному мы поклоняемся), является отречением от придания Аллаху сотоварищей, а вторая часть ( وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ) «ва иййяяка наста`иин» (и только у Тебя одного мы молим о помощи) – отречением от (всякой) мощи и силы и упованием на Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Этот смысл имеется и в других аятах Корана: فَاعْبُدْهُ وَتَوَكَّلْ عَلَيْهِ وَمَا رَبُّكَ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ «Посему поклоняйся Ему и уповай на Него, ибо Господь твой не находится в неведении о том, что вы совершаете» (Худ-123). قُلْ هُوَ الرَّحْمَانُ آمَنَّا بِهِ وَعَلَيْهِ تَوَكَّلْنَا «Скажи: «Он – Милостивый! Мы уверовали в Него и уповаем только на Него» (Власть-29). رَبُّ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَاتَّخِذْهُ وَكِيلًا «Господь востока и запада – нет божества, кроме Него. Сделай же Его своим Попечителем и Хранителем» (Закутавшийся-9). После упоминания об Аллахе в третьем лице (بِاِسْمِ اللَّهِ «Именем Аллаха … مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ Властелин Дня воздаяния») речь перешла в прямую (то есть, с обращением к Аллаху, как ко второму лицу: (إِيَّاكَ نَعْبُدُ) «Тебе одному мы поклоняемся»), как будто (раб Аллаха) после восхваления Его стал ближе к Нему и предстал перед Всевышним. В этом содержится доказательство тому, что первая (по счету) сура является повествованием от Аллаха с восхвалением Самого Себя прекрасными качествами и указанием Его рабам восхвалить Его этими словами. И поэтому молитва того, кто не скажет этого, будучи способным на это, не является действительной. Как сказано в хадисе двух «Сахихов» (№756 Бухари, №394 Муслим) от ‘Убады ибн Самита, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Нет молитвы для того, кто не читал Открывающую Писание». В хадисе Муслима (№395) от Абу Хурайры сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Всевышний Аллах сказал:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.37 (0.014 с.) |