Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А лучшей мольбой является «альхамду лиллях»».

Поиск

Тирмизи сказал, что это хороший, малоизвестный хадис.

 

Ибн Маджа (№3805) передал от Анаса ибн Малика,

что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Каким бы благом Аллах не одарил (Своего) раба, и раб сказал: «Аль-хамду лиллях», то, что ему непременно будет даровано то, что лучше, чем он взял».

Куртуби привел слова группы ученых, которые сказали, что слова раба

«аль-хамду лилляхи роббиль-‘алямийн» лучше, чем «ля иляха иллаллах», ибо это слово охватывает и единобожие и хвалу. Однако другие сказали, что «ля иляха иллаллах»

имеет больше достоинств, ибо является разделением между верой и неверием,

и во имя этого борются люди, как это утверждено в хадисе Бухари и Муслима.

В другом хадисе сказано: «Самое лучшее слово, которое произнес я и пророки до меня:«Ля иляха иллаллах, вахдаху ля шарийка ляху, ляхуль-мулку ва ляхуль-хамду, ва хува ‘аля кулли шайъин кадийр». (Нет никого достойного поклонения,кроме Аллаха, Ему принадлежит власть и Ему принадлежит хвала и Он мощен над всякой вещью) Выше был приведен хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим поминанием является «ля иляха иллаллах», а лучшей мольбой является «альхамду лиллях»», и Тирмизи назвал его хорошим.
Алиф и лям (в слове «аль-хамду») придают значение общности для охвата всех видов хвалы Всевышнему Аллаху. Как сказано в хадисе: «Аллахумма лякаль-хамду куллюху (О Аллах тебе принадлежит хвала всякая или (полностью) ) …» (так начинается длинный хадис от Рифа‘ы аз-Заркы в «Адаб аль-Муфрад», а в хадисе Байхаки от Са‘да ибн Абу Ваккаса: «Аллахумма лякаль-хамду куллюху ва иляйка йарджи‘уль-амру куллуху».

 

Слово Аллаха: (ﺐﺮﻠﺍ) «Ар-роб» – это властелин и управляющий.

Это слово используется в абсолютном смысле для хозяина и для того, кто правильно управляет. И все это верно в отношении Всевышнего Аллаха. «Ар-роб» (единичное слово с определенным артиклем) не используется ни для кого, кроме Аллаха, однако ты можешь сказать в сопряженном сочетании («идафа»): «робб ад-даар» (хозяин поместья), «роб …» (хозяин того-то), однако «ар-роб» не используется ни для кого, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Некоторые сказали, что это является самым великим именем.

 

 

Слово Аллаха: ( الْعَالَمِين ) «Аль-‘аалямийн» – это множественное число «‘аалям»,

а это все существующее, кроме Аллаха, Всемогущ Он и Велик.

Само لْعَالَم ا «аль-‘аалям» - это слово во множественном числе,

у которого не существует единственного числа в лексике.

«Аль-‘аваалим» – это группы творений в небесах, на суше и море.

Каждое их поколение и каждый их род называется «‘аалам».

Бишр ибн ‘Умара передал со слов Абу Ровка, со слов ад-Даххака,

со слов Ибн ‘Аббаса, что он сказал:

الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ ««Аль-хамду лилляхи роббиль-‘аалямийн»

- это хвала Аллаху, которому принадлежат все творения: небеса и земли, то,

что в них и между ними, из того, что мы знаем, и чего мы не знаем».

В версии Са‘ида ибн Джубайра и ‘Икримы сказано: «Господь джиннов и людей».

То же сказали Са‘ид ибн Джубайр, Муджахид и Ибн Джурайдж. Похожее передано также от ‘Али,

о чем сказал Ибн Абу Хатим с цепочкой передатчиков, на которую нельзя опираться.

Куртуби привел в доказательство этому слова Всевышнего Аллаха:

تَبَارَكَ الَّذِي نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَالَمِينَ نَذِيرً

«Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение (Коран),

чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» (Различение-1).

Здесь для слова «миров» было использовано

слово «аль-‘аалямийн, а это – джинны и люди.

Аль-Фараа и Абу ‘Убайд сказали: ««Аль-‘алям» - выражение,

используемое для разумных существ, таких, как люди, джинны

, ангелы и шайтаны. А про животных не говорится: «‘ аалям»».

От Зайда ибн Аслама и Абу Мухайсына имеется сообщение:

««Аль-‘аалам» – все, в чем трепещет душа».

 

Катада сказал: ( رَبِّ الْعَالَمِينَ ) «Робб аль-‘аалямийн»

- (Господь) всех видов творений («‘ аалям»).

Абу Джа‘фар ар-Рази передал от Раби‘а ибн Анаса со слов Абу аль-‘Алийи,

что он сказал о словах Всевышнего Аллаха: ( رَبِّ الْعَالَمِينَ ) «Робб аль-‘аалямийн »:

«Люди – это один мир, джинны – (еще) один мир. А все остальное – восемнадцать тысяч – или четырнадцать тысяч, тут он засомневался – миров из числа ангелов на Земле. А у Земли – четыре края (угла, стороны), и в каждом из них – по три тысячи миров. И пятьсот миров Аллах создал для поклонения Ему».

Это передали Ибн Джарир и Ибн Абу Хатим, однако эти слова странны и малоизвестны.

Подобное требует достоверного доказательства.

Ибн Абу Хатим передал от Саби‘а аль-Химйари,

что тот сказал о словах Всевышнего: ( رَبِّ الْعَالَمِينَ ) «Робб аль-‘аалямийн»: «(Имеется) тысяча миров: шестьсот общин (народов) на море и четыре тысячи – на суше».

Он передал похожее и от Са‘ида ибн аль-Мусаййаба.

Похожее передано в хадисе в «Муснаде» Абу Йа‘ла через Мухаммада ибн ‘Ису ибн Кайсана

от Джабира ибн ‘Абдуллаха, что он слышал,

как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах создал тысячу общин: шестьсот на море, и четыреста на суше».

Передатчик Мухаммад ибн ‘Иса (ибн Кайсан) аль-Хиляли является слабым.

Аз-Заджадж сказал: ( الْعَالَم ) ««‘Аалям»

это все, что создал Аллах в ближнем и вечном мирах».

Куртуби сказал: «Это – верно, ибо охватывает все миры,

наподобие слов Всевышнего Аллаха:

قَالَ فِرْعَوْنُ وَمَا رَبُّ الْعَالَمِينَ

قَالَ رَبُّ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَا بَيْنَهُمَا إنْ كُنتُمْ مُوقِنِينَ

«Фараон сказал: «А что такое Господь миров?» Он сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью» (Поэты-23-24).

«Аль-‘аалям» является производным от слова «аль-‘аляяма» (признак, знамение).

Я (ибн Касир) говорю: ибо это (мир, творения) является доказательством существования его Творца, Созидателя и Его единственности.

Как сказал Ибн аль-Му‘таз:

«О как удивительно, как ослушаются Бога, или как отрицающий отрицает Его, в то время, как каждая вещь является доказательством Его единственности».

……………………………………………………………………………

 

3-аят: الرَّحْمَانِ الرَّحِيمِ

«Ар-рохманир-рохийм» - Милостивый, Милосердный


Выше в теме «басмала» были приведены слова,

которых достаточно, чтобы не повторять их.

Куртуби сказал: «Аллах описал Себя, как «Ар-рохманир-рохийм» после приведения слов: «Роббиль-‘аалямийн» лишь для побуждения после устрашения (предостережения).
Как сказал Всевышний:

نَبِّئْ عِبَادِي أَنِّي أَنَا الْغَفُورُ الرَّحِيمُ وَأَنَّ عَذَابِي هُوَ الْعَذَابُ الْأَلِيمُ

«Сообщи Моим рабам, что Я – Прощающий, Милосердный,

но наказание Мое – наказание мучительное» (Хиджр-49-50).
И слова Всевышнего: ( إِنَّ رَبَّكَ سَرِيعُ الْعِقَابِ وَإِنَّهُ لَغَفُورٌ رَحِيمٌ )

«Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину,

Он – Прощающий, Милосердный» (Скот-165).

В слове ( رَبِّ ) «Робб» имеется устрашение, а в слове

الرَّحْمَانِ الرَّحِيمِ «ар-рохманир-рохийм» имеется побуждение.

В «Сахихе» (№2755) Муслима от Абу Хурайры сказано,

что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если бы верующий знал, какое наказание имеется у Аллаха, то никто никогда не надеялся бы на Его рай. Если бы неверный знал, какая милость имеется у Аллаха, никто никогда бы не терял надежды на Его рай».

……………………………………………………………………………

 

4-аят. مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ

«Малики йяумиддин» - Властелин (царь) Дня воздаяния


Некоторые чтецы читали: «Малики йяумиддин», а другие – «Ма а лики йяумиддин» (ставя алиф после мим), и оба чтения верны, а также переданы в семи способах чтения путем «мутаваатыр» (в каждом звене цепочки передачи имеется четыре и более передатчиков). Буква «лям» читается с кясрой («малики») или сукуном («малки»), также читается: «мали и ки», а Нафи‘ удлинял кясру буквы «кяф»: «Маликии» и оба чтения были найдены верными с точки зрения смысла и оба они являются верными и прекрасными.

Абу Бакр ибн Абу Давуд передал в «Масахифе» (№104) на это счет странное и малоизвестное сообщение о том, что Ибн Шихаба (аз-Зухри) достигло сообщение, что посланник Аллаха, да благос -ловит его Аллах и приветствует, Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, Му‘а -вия, его сын Йазид ибн Му‘авия читали: «Ма а лики йяумиддин».

Ибн Шихаб сказал: «Первым, кто начал читать: «Малики йяумиддин» – это Марван».

Я (ибн Касир) говорю: Марван знал достоверность своего чтения, и это знание не дошло до Ибн Шихаба. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Через многочисленные цепочки, которые привел в своем «Таф- сире» Ибн Мардавайх, передано, что посланник Аллаха, да благос- ловит его Аллах и приветствует, читал: «Ма а лики йяумиддин». (Здесь) «маалик» взято от слова «мульк» (владение),

как Всевышний Аллах сказал: ( إِنَّا نَحْنُ نَرِثُ الْأَرْضَ وَمَنْ عَلَيْهَا وَإِلَيْنَا يُرْجَعُونَ )

«Воистину, Мы унаследуем землю и тех, кто на ней, и они вернутся к Нам!»

(Марьям-40). И Он сказал: ( قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ )

«Скажи: прибегаю к защите Царя людей».

(Здесь) «малик» взято из слова «мульк» (власть, царство),

как сказал Всевышний Аллах: ( لِمَنْ الْمُلْكُ الْيَوْمَ لِلَّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ )

«Кому же принадлежит царство сегодня?

Аллаху, Единственному, Всемогущему» (Прощающий-16)

и Его Слова: ( قَوْلُهُ الْحَقُّ وَلَهُ الْمُلْكُ )

«Его Слово является истиной. Ему одному будет принадле -жать царство» (Скот-73).

الْمُلْكُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ لِلرَّحْمَانِ وَكَانَ يَوْمًا عَلَى الْكَافِرِينَ عَسِيرًا

«В тот день царство будет истинным и будет принадлежать Милостивому,

и день тот будет тяжким для неверующих» (Различение-26).

Особое выделение наличия власти в День воздаяния не отрицает того, что эта власть не распространяется на другие времена, ибо выше было приведено повествование того, что Он является Господом миров, а это имеет широкое значение: в ближнем и вечном мирах. Слово «власть» было связано с тем Днем лишь потому, что в (тот День) Там никто не будет претендовать на что-либо, и никто не будет говорить, кроме как с Его позволения.

Всевышний Аллах сказал:

يَوْمَ يَقُومُ الرُّوحُ وَالْمَلَائِكَةُ صَفًّا لَا يَتَكَلَّمُونَ إِلَّا مَنْ أَذِنَ لَهُ الرَّحْمَانُ وَقَالَ صَوَابًا

«В тот день, когда Дух (Джибриль) и ангелы станут рядами, не будет говорить никто, кроме тех, кому позволит Милостивый, и говорить они будут правду» (Весть-38).
И Всевышний сказал: ( وَخَشَعَتْ الْأَصْوَاتُ لِلرَّحْمَانِ فَلَا تَسْمَعُ إِلَّا هَمْسًا )

«Их голоса перед Милостивым будут смиренны,

и ты услышишь только тихие звуки» (Та ха-108).
Всевышний также сказал: ( يَوْمَ يَأْتِ لَا تَكَلَّمُ نَفْسٌ إِلَّا بِإِذْنِهِ فَمِنْهُمْ شَقِيٌّ وَسَعِيدٌ )

«Когда этот день наступит, ни один человек не заговорит без Его соизволения.

И среди них будут несчастные и счастливые» (Худ-105).

 

Ад-Даххак передал от Ибн ‘Аббаса,

что он говорил: ( يَوْمِ الدِّينِ ) ««Йяумуддин» – это день,

в котором никто не будет обладать властью вместе с Ним,

как они обладали (определенной) властью в этом мире».

Он сказал: ( يَوْمِ الدِّينِ ) ««Йяумуддин» - это день расчета для творений,

и это День воскресения, в котором Он воздаст им за их деяния:

если они творили добро, то добром, а если они творили зло, то злом.

Кроме лишь тех, кого Он простит».

То же сказали и другие люди из числа сподвижников,

их последователей и предшественников, и это явно.

Ибн Джарир передал от некоторых мнение,

что ( مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ ) «малики йяумиддин» означает,

что Он способен установить этот День.

Ибн Джарир стал доказывать слабость этого мнения. Однако между обоими мнениями нет противоречия, и сторонники обоих мнений признают верность другого мнения

и не отрицают друг друга. Однако явный контекст, свидетельствует,

что первое мнение подобно словам Всевышнего:

الْمُلْكُ يَوْمَئِذٍ الْحَقُّ لِلرَّحْمَانِ وَكَانَ يَوْمًا عَلَى الْكَافِرِينَ عَسِيرًا

«В тот день царство будет истинным и будет принадлежать Милостивому,

и день тот будет тяжким для неверующих» (Различение-26).

А второе мнение подобно словам Всевышнего: ( وَيَوْمَ يَقُولُ كُنْ فَيَكُونُ )

«В тот день Он скажет: «Будь!» – и это сбудется» (Скот-73).

А лучше всего об этом известно Аллаху.

И Аллах действительно является Царем («малик»),

как Он сказал: ( هُوَ اللَّهُ الَّذِي لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ الْمَلِكُ الْقُدُّوسُ السَّلَامُ )

«Он – Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого» (Сбор-23).

 

В обоих «Сахихах» от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передано,

что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, самым униженным именем перед Аллахом является (имя) того, кто назван «Маликуль-амляк» (Царь царей). Нет Царя, кроме Аллаха».

Там же от Абу Хурайры (Бухари №4812, Муслим №2788 от Ибн ‘Умара) передано,

что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах свернет в День воскресения небеса и возьмет их Своей Десницей, а затем скажет: «Я – Царь, а где же цари земель (тираны)? Где же высокомерные гордецы?»

В Великом же Коране сказано: ( لِمَنْ الْمُلْكُ الْيَوْمَ لِلَّهِ الْوَاحِدِ الْقَهَّارِ )

«Кому же принадлежит царство сегодня?

Аллаху, Единственному, Всемогущему» (Прощающий-16).

Что же касается именования в этом мире других, кроме Него,

именем «малик» (царь),то это именование является метафорой, подобно тому,

как Всевышний Аллах сказал: ( إِنَّ اللَّهَ قَدْ بَعَثَ لَكُمْ طَالُوتَ مَلِكًا )

«Аллах назначил вам царем Талута (Саула)» (Корова-247).

Или ( وَكَانَ وَرَاءَهُمْ مَلِكٌ ) «Перед ними находился царь (тиран)» (Пещера-79) или ( إِذْ جَعَلَ فِيكُمْ أَنْبِيَاءَ وَجَعَلَكُمْ مُلُوكً )

«Когда (Он) создал среди вас пророков, сделал вас царями» (Трапеза-20).

В обоих «Сахихах» сказано: «Подобно королям на тронах».

 

Слово Аллаха: ( دِّينِ ) «Дин» - это воздаяние и расчет,

как сказал Всевышний: ( يَوْمَئِذٍ يُوَفِّيهِمْ اللَّهُ دِينَهُمْ الْحَقَّ )

«В тот день Аллах воздаст им в полной мере по их истинному счету» (Свет-25).

Также Аллах сказал: ( أَئِنَّا لَمَدِينُونَ )

«Неужели мы подвергнемся воздаянию и расчету?» (Стоящие в ряд-53.)

……………………………………………………………………………

 

 

5-аят. إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ

«Иййяака на‘буду ва иййяака наста‘ийн»

- Тебе одному мы поклоняемся и лишь Тебя одного молим о помощи


Чтецы семи способов и большинство (ученых)

читало слово ( إِيَّاكَ ) «иййяяка» с удвоенным «йя».

‘Амр ибн Фааид читал ее без удвоения: «ийяяка», однако это отвергаемое чтение, противоречащее большинству правильных мнений, ибоَ «ийяа» – это свет солнца.

Некоторые читали: «а ййяяка», а другие: «ха ййяяка».

Все читали: ( نَسْتَعِينُ ) «наста‘ийн»,

кроме Йахйи ибн Васаба и аль-‘Амаша, которые ставили туда кясру: «н и ста‘ийн» согласно диалекту племен Бану Асад, Раби‘а и Бану Тамим.

…………………………………………………………………………

«‘Ибаада» имеет словарное значение – покорность, смирение.

В Шариате это означает совершенную любовь, покорность и страх.

……………………………………………………………………….

Слово ِيَّاكَ «иййяяка»

является здесь причастием страдательного залога («маф‘ууль»),

которое поставлено впереди глагола (نَعْبُدُ «на‘буду», نَسْتَعِين «наста‘ийн»)

и повторено дважды для ограничения значения и придания ему важности.То есть:

«Мы не поклоняемся никому, кроме Тебя, и не уповаем ни на кого, кроме Тебя».

А это является совершенством повиновения,

и вся религия имеет отношение к этим двум значениям.

 

Как сказали некоторые предшественники: ««Фатиха» - тайна Корана,

и ее тайной являются эти слова: ( إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ )

«Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного мы молим о помощи».

Первая часть выражения ( إِيَّاكَ نَعْبُدُ ) «иййяяка на`буду»

(Тебе одному мы поклоняемся),

является отречением от придания Аллаху сотоварищей,

а вторая часть ( وَإِيَّاكَ نَسْتَعِينُ ) «ва иййяяка наста`иин»

(и только у Тебя одного мы молим о помощи)

– отречением от (всякой) мощи и силы и упованием на Аллаха,

Всемогущ Он и Велик. Этот смысл имеется и в других аятах Корана:

فَاعْبُدْهُ وَتَوَكَّلْ عَلَيْهِ وَمَا رَبُّكَ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ

«Посему поклоняйся Ему и уповай на Него,

ибо Господь твой не находится в неведении о том, что вы совершаете» (Худ-123).

قُلْ هُوَ الرَّحْمَانُ آمَنَّا بِهِ وَعَلَيْهِ تَوَكَّلْنَا

«Скажи: «Он – Милостивый!

Мы уверовали в Него и уповаем только на Него» (Власть-29).

رَبُّ الْمَشْرِقِ وَالْمَغْرِبِ لَا إِلَهَ إِلَّا هُوَ فَاتَّخِذْهُ وَكِيلًا

«Господь востока и запада – нет божества, кроме Него.

Сделай же Его своим Попечителем и Хранителем» (Закутавшийся-9).

После упоминания об Аллахе в третьем лице

(بِاِسْمِ اللَّهِ «Именем Аллаха … مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ Властелин Дня воздаяния»)

речь перешла в прямую (то есть, с обращением к Аллаху,

как ко второму лицу: (إِيَّاكَ نَعْبُدُ) «Тебе одному мы поклоняемся»),

как будто (раб Аллаха) после восхваления Его стал ближе к Нему и предстал перед Всевышним. В этом содержится доказательство тому, что первая (по счету) сура является повествованием от Аллаха с восхвалением Самого Себя прекрасными качествами и указанием Его рабам восхвалить Его этими словами. И поэтому молитва того,

кто не скажет этого, будучи способным на это, не является действительной.

Как сказано в хадисе двух «Сахихов» (№756 Бухари, №394 Муслим) от ‘Убады ибн Самита,

от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

«Нет молитвы для того, кто не читал Открывающую Писание».

В хадисе Муслима (№395) от Абу Хурайры сказано,

что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Всевышний Аллах сказал:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.37 (0.014 с.)