Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткая История создания Закона «О рекламе»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Параллельно с борьбой против «финансовых пирамид» шла работа над Законом «О рекламе» по двум направлениям: ГКАП Российской Федерации (затем Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства — МАП России, сейчас Федеральная антимонопольная служба — ФАС) — разрабатывал законопроект, который называли «правительственным», а Ассоциация рекламных агентств России (затем PAPA, сейчас АКАР — Ассоциация коммуникационных агентств России) совместно с рядом общественных деятелей и депутатов Государственной думы разрабатывала свой альтернативный законопроект, называвшийся «думским». В результате на рассмотрение Госдумы были представлены оба законопроекта, и в декабре 1994 года депутаты в первом чтении приняли правительственный вариант. Для подготовки законопроекта ко второму чтению в Государственной думе была создана рабочая группа, перед которой встала задача свести эти законопроекты воедино и ко второму чтению получить компромиссный вариант. За основу при этом был взят правительственный законопроект. И все же действующий Закон «О рекламе» скорее запретительный, регламентирующий, нежели способствующий развитию рекламной деятельности. Но надо понимать, что закон принимали больше 10 лет назад в совершенно другой экономической, политической и даже психологической ситуации в обществе, которое массово страдало от обмана со стороны «финансовых пирамид», от недобросовестной рекламы медицинских препаратов, туристических агентств и т. п. Поэтому запреты, содержащиеся в законе, сегодня нам понятны. К недостаткам закона можно также отнести слишком тщательную детализацию, оставляющую очень небольшое поле для саморегулирования и общественного регулирования рекламы. Кроме того, в законе используются устаревшие дефиниции. В связи с законодательно принятым определением рекламы в законоприменении практически невозможно отграничить некоторые формы маркетинговых коммуникаций от рекламы, отделить рекламную деятельность от связей с общественностью (PR), акций по стимулированию сбыта, директ-маркетинга и т. д. Важно также то, что МАП как надзирающий орган выполнил одну очень позитивную функцию: не дал растащить рекламную проблематику по другим законам, которые были приняты за эти девять лет. Общие положения Закона «О рекламе» Закон «О рекламе» чрезвычайно детален, он вобрал в себя лучшее и, к сожалению, худшее, что имелось к началу 1990-х в мировом рекламном законодательстве. Статья 1 Закона регулирует отношения, которые возникают в процессе производства и размещения рекламы на российском рынке товаров и услуг. Цель Закона — защита от недобросовестной конкуренции; предотвращение ненадлежащей (т.е. незаконной) рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред и ущерб здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, достоинству и чести указанных лиц; а также, что очень важно, — рекламы, которая посягает на общественные интересы, принципы гуманности и морали. Закон «О рекламе», вследствие дефиниции собственно понятия рекламы как информации, не регулирует политическую рекламу. Кроме того, он не распространяется на объявления физических лиц, если они не имеют целью извлечение прибыли, т. е. если эти физические лица не являются предпринимателями. Один из недостатков Закона в отсутствии определения рекламного агентства. Это объясняется тем, что в нем (ст. 2) выделены группы участников правоотношений, которые возникают при производстве и распространении рекламы. Так, рекламодателями называются изготовители или продацы товара либо иные определившие объект рекламирования и/или содержание рекламы лица.. Рекламопроизводители (как правило, рекламные агентства, а также в некоторых случаях СМИ или сами рекламодатели) осуществляют полное или частичное приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. Рекламораспространители — это лица, осуществляющие распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Потребители рекламы — лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама. Здесь важно понимать, что, даже если человек не видел рекламы (она на него не воздействовала), его статус потребителя не меняется. Но что же такое реклама? Согласно Закону реклама — это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. На законодательном уровне реклама практически приравнивается к информации, из-за чего при идентификации рекламы часто возникают затруднения. В основных понятиях Закона «О рекламе» (ст. 2) вводится также определение ненадлежащей рекламы, т. е. запрещенной, нарушающей закон. Ненадлежащая реклама включает пять видов: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама. Общие требования к рекламе В Законе особо отмечено, что использование в изданиях нерекламного характера (а в таковых реклама не должна занимать более 40 % объема одного номера) целенаправленного обращения внимания потребителя на какую-либо марку товара или услугу без предварительного сообщения о рекламном характере материала, например, с помощью пометки «на правах рекламы», не допускается. Еще одно положение Закона является внутренне противоречивым. СМИ запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала. За рубежом крупные СМИ имеют свои этические кодексы журналиста. Редакция, главный редактор или специальный сотрудник определяют, размещаются ли материалы бесплатно или на возмездной основе, делается ли при этом пометка «реклама», либо они проходят как редакционные материалы. При таком подходе, и он правомерен, редакция или главный редактор отделяют важный актуальный материал, соответствующий целям и задачам издания (теле- или радиокомпании), от рекламного материала, находящегося вне редакционных интересов. Серьезное и авторитетное издание - поэтому оно и является таковым - зачастую отказывается публиковать материалы, имеющие рекламный характер. В России многие издания (теле- и радиокомпании) поступают так же, но, тем не менее, в российских СМИ по-прежнему размещается достаточно много «заказных» материалов. Реклама в Российской Федерации может быть размещена на русском языке и дополнительно по усмотрению рекламодателей на государственных языках республик и языках народов Российской Федерации. Исключение из этой законодательной нормы делается только для изданий, которые официально зарегистрированы на государственных языках республик и языках народов Российской Федерации, а также на иностранных языках. Так, по Закону рекламу на английском языке можно размещать, например, в газете Moscow Times, зарегистрированной и издающейся на английском языке. А вот встречающиеся англоязычные объявления в газетах, зарегистрированных на русском языке, незаконны. Кроме того, использование иностранного языка допускается для зарегистрированных товарных знаков в рекламе товаров и услуг. Если деятельность рекламодателя подлежит обязательному лицензированию, то в рекламе должен быть указан номер лицензии и наименование органа, выдавшего эту лицензию на сегодняшний день. Это относится, например, к финансовым, страховым, медицинским, туристическим услугам. Если товар подлежит обязательной сертификации, то в рекламе должна быть сделана пометка «подлежит обязательной сертификации». Эта норма не вполне логична, т. к. сертифицируется не весь товар производителя, а лишь его партия. Поэтому, если в рекламе содержится надпись «товар подлежит обязательной сертификации», то какая-то его партия, возможно, была сертифицирована, а где-то может продаваться и не сертифицированная продукция. В общих требованиях к рекламе отмечено, что она не должна возбуждать панику, побуждать граждан к насилию, агрессии, опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности. Отдельно упомянем требования к социальной рекламе (ст. 10), которые прописаны в Законе довольно слабо. Социальная реклама определяется как реклама, которая представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации, индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки товаров или услуг. Социальная реклама, осуществляемая на безвозмездной основе, признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами. Однако на практике нельзя заставить делать социальную рекламу безвозмездно. В любом случае изготовление рекламы и ее размещение осуществляется на основании договора. В соответствии с Гражданским кодексом нельзя заставить хозяйствующие субъекты заключить договор, равно как никто не может заставить расторгнуть договорные отношения за исключением случаев, когда они противоречат законодательству. Поэтому Закон определяет, что для социальной рекламы рекламораспространитель должен предусмотреть пять процентов эфирного времени/печатной площади, а рекламопроизводитель должен выделять под социальную рекламу пять процентов своего годового производства. Определение стоимости работ в объеме пяти процентов осуществляется на основании договора. Можно представить, например, следующие диалоги: «Произведите, пожалуйста, социальную рекламу с таким-то сюжетом». Первый вариант ответа: «Да, пожалуйста, цена такая-то, в убыток себе произвести эту рекламу не могу». Но если сюжет социальной рекламы близок рекламопроизводителю, то возможен и другой вариант: «Хорошо, я сделаю это бесплатно». То же относится и к рекламораспространителю. Часто смешивают социальную рекламу и рекламу в интересах государства и его институтов. Социальная реклама имеет целью благотворительность, а реклама государственных органов власти или в интересах муниципальных органов власти - совершенно иная форма рекламы. Хотя есть области, где они пересекаются, т. е. государственная реклама выполняет функции социальной, а социальная — государственной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.011 с.) |