Три эры и две революции в образе жизни людей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Три эры и две революции в образе жизни людей



Перед тем как перейти к обсуждению происхождения современной психологии, очень важно очертить широкий исторический контекст, на фоне которого она раз­вивалась, а также указать путь, которому следует эта книга. Весь исторический процесс можно свести к трем типам общественных отношений, которые сменялись в ходе революций.

Первый период известен в эволюционной психологии как эра эволюционной адаптации (ЭЭА). ЭЭА началась примерно 2,5-3 млн лет тому назад, когда наши предки австралопитеки перешли к прямохождению, а расцвет ее совпал с появле­нием современного Homo sapiens всего лишь около 100 тыс. лет назад. Конечно, учитывая отсутствие грамотности, не приходится говорить о существовании в ЭЭА науки или философии, но, принимая во внимание, что психология подразумевает объяснение мыслей, мотивов и действий отдельного индивида и людей вообще, можно говорить о том, что в ЭЭА психология уже существовала. В настоящее вре­мя многие психологи и антропологи верят, что ключ к эволюции самого важного адаптивного признака Homo sapiens — интеллекта, следует искать в общественной жизни людей, особенно в необходимости предвосхищать поведение других и воз­действовать на него. Выживание в ЭЭА зависело от того, насколько хорошим пси­хологом был индивид, который мог перехитрить конкурентов-соплеменников и эф­фективно сотрудничать с членами группы. Как только возникновение интеллекта стало давать его обладателям преимущество, возникла «познавательная гонка во­оружений», в ходе которой самый лучший интеллект подчинял себе просто хоро­ший. Практически все люди вооружены теорией разума и поведения, которую фи­лософы и психологи называют народной психологией. Во всем мире люди объяс­няют действия, привлекая верования, мотивы и планы других.

Исследования детей и некоторых форм аутизма дают нам доказательства того, что эта теория разума является врожденной — наследием ЭЭА. Теория разума в своем развитии проходит строго определенную последовательность, независимо от куль­туры или образования. Например, очень маленькие дети не справляются с заданием на «ложное убеждение». Один ребенок кладет какие-то сласти в кухонный шкаф и уходит, за ним приходит второй и перекладывает сласти в другой шкаф. Первый ребенок возвращается, и испытуемого спрашивают, где он или она будет искать спря­танное. Маленькие дети думают, что ребенок будет искать сласти во втором шкафу, поскольку они не в состоянии приписать другим ложные убеждения. К возрасту 4 лет нормальные дети дают правильный ответ без всяких инструкций. Аутичные дети демонстрируют в этом задании худшие результаты, а некоторые аутисты остаются слепыми к мнению других людей на протяжении всей своей жизни. Практическая психология, а возможно даже сама психология, по-видимому, является древним и фундаментальным наследием ЭЭА.

Кочевой образ жизни собирателей и охотников, типичный для ЭЭА, закончился с сельскохозяйственной революцией, происшедшей около 10 тыс. лет назад, когда люди перешли к оседлому образу жизни, а также к выращиванию своей пищи вме­сто ее преследования. Наряду с сельским хозяйством возникли первые организо­ванные, иерархически структурированные общества и грамотность. По мере раз­вития цивилизации мы находим первые размышления об устройстве физического мира и первые формальные теории о работе человеческого разума. В этот период возникали и исчезали народы и империи, возводились и обращались в руины го­рода, но основной образ жизни людей — сельское хозяйство, претерпел мало изме­нений вплоть до конца XIX столетия. Если бы наблюдатели-инопланетяне взяли случайную выборку людей на протяжении этих многих тысячелетий, она состояла бы почти исключительно из крестьян, которые, независимо от того, когда они жили, легко поняли бы проблемы и несчастья друг друга, такие как сезонные трудности и жестокость сборщиков налогов.

В течение сельскохозяйственного периода психологией, равно как и тем, что мы сегодня называем точными и гуманитарными науками, занимались филосо­фы, и она была, при всех своих намерениях и целях, своего рода хобби, любопыт­ным выяснением чувств, ощущений и мыслей. Общественно и лично значимые идеи о разуме (или душе) и поведении носили религиозный характер и имели отношение к великому вопросу о том, что (если вообще что-либо) лежит за поро­гом смерти, а также к тому, как правильно себя вести в нравственном отношении при жизни.

Низвержению традиционного, почти неизменного, сельскохозяйственного об­раза жизни положила начало научная революция XVII в. Возможно, что идея систематического, рационального планирования, выросшая из точных наук, оказа­лась для повседневной жизни более важной, чем все сделанные научные откры­тия и технологические достижения. Ученые стремились и стремятся не прини­мать традиции, а систематически ниспровергать старые убеждения. Здесь важ­ны оба слова. Наука — это чрезвычайно структурированная, организованная и рациональная сфера деятельности, в ней нет места наслаждению традициями, она пытается заменить старые ложные взгляды на новые и лучшие. Начиная с XVII в. (см. ниже), научные взгляды начали влиять на общественное мышление, пыта­ясь низвергнуть традиционный образ жизни и заменить его новым — более рацио­нально планируемым и тщательно организованным. Именно в то время научное исследование разума, мотивов и поведения стало больше чем просто увлечени­ем, хотя оставалось в большей степени предметом рассуждений, нежели источ­ником практического применения.

Научная революция начала изменять повседневную жизнь не раньше конца XIX столетия. Наука породила промышленную революцию, повлекшую за со­бой возникновение больших современных городов. Люди больше не жили согласно ритмам природы и солнечным циклам в маленьких деревнях и городках, занимаясь работой, которая мало изменилась со времен рождения Христа. Жизнь стала подвижной, люди приобрели физическую и социальную мобильность, большинстро стало получать формальное образование и работать в больших структурированных организациях. В Европе и Северной Америке традицион­ный сельскохозяйственный образ жизни исчез на памяти одного поколения; и это ознаменовало наступление современного образа жизни, который суще­ствует поныне.

Успешная деятельность промышленности и больших городов требовала управ­ления большими массами людей, не состоящими друг с другом в родстве, вслед­ствие чего возникла необходимость знания человеческого поведения. Не случай­но, что психология получила признание как самостоятельная дисциплина именно в то время, когда люди прекратили жить на фермах и двинулись в города, чтобы работать на больших фабриках и покупать все необходимое, вместо того чтобы самим охотиться, выращивать или изготавливать. Люди обратились к психологии, чтобы понять самих себя и окружающих с помощью нового научного способа, а общественные лидеры увидели в психологии технические средства социального контроля.

Эта история современной психологии сфокусирована на том моменте разви­тия психологии, когда только что возникло ее сильное желание приобрести об­щественное значение. Во II части мы рассмотрим три краеугольных камня пси­хологии, которые в интеллектуальном отношении восходят к тем философам и физиологам, для кого психология была хобби или честолюбивыми рассуждени­ями. Однако вскоре после этого второе поколение организованных психологов отвергло идеи, которые унаследовало.

В третьей части мы увидим, какое влияние психология оказала на индустриаль­но-урбанистическую трансформацию жизни, которая произошла в конце XIX и начале XX столетий. Особое внимание мы уделим Соединенным Штатам, которые оказались восприимчивее всех остальных народов на земле к науке, промышлен­ности, бизнесу, урбанизации и психологии.

История психологии в XX в. настолько сложна, что я был вынужден разбить ее на две тематические, а не хронологические части. Часть IV повествует о научной психологии, главным образом о подъеме и падении бихевиоризма и о пришедшей ему на смену когнитивной психологии. Часть V посвящена быстрому расцвету прикладной психологии. Корни научной психологии восходят еще к античным грекам. Прикладная психология — абсолютно новая наука, это попытка управлять жизнью человека на индивидуальном и коллективном уровне систематическим, рациональным, научно обоснованным способом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.007 с.)