Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тестирование интеллектуальных способностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мы кратко обсудили происхождение тестирования интеллекта в главе 2, но сейчас рассмотрим этот вопрос более подробно. Тестирование интеллектуальных способностей сыграло фундаментальную роль в создании прикладной психологии и по сей день занимает центральное место в психологической практике. Тесты интеллекта изобрели отнюдь не в силу научных причин, они служили образованию общества. Во второй половине XIX в. правительство впервые занялось проблемой начального образования, а затем сделало его обязательным. В связи с этим понадобилось установить стандарты учебных успехов, оценивать учеников в соответствии с этими стандартами и измерять различия в умственных способностях детей. Экспериментальная психология занималась исследованиями нормального человеческого разума, относя индивидуальные различия на счет дисперсии ошибки, которую необходимо минимизировать посредством тщательного контроля за экспериментом. С другой стороны, тестирование интеллектуальных способностей непосредственно имело дело с тщательным измерением индивидуальных различий. Для тестирования не существовало нормального человеческого разума, зато существовал среднестатистический. В некоторых случаях первые попытки тестирования интеллектуальных способностей были основаны на френологии, которая ставила своей целью определение различий в умственных и персональных способностях. Френология была предшественницей тестирования, но сама по себе оказалась неэффективной и ее отвергли. Во Франции и Великобритании появились более научные методы тестирования интеллектуальных способностей. На развитие тестирования в двух этих странах большое влияние оказало наследие британской и французской философии. Тестирование в Британии: сэр Фрэнсис Гальтон (1822-1911). Фрэнсис Галь-тон был состоятельным кузеном Чарльза Дарвина и сотрудничал с ним при проведении экспериментов с наследственностью, вызвавших разочарование. Фрэнсис Гальтон заинтересовался эволюцией психических признаков и в своей книге «Наследственная гениальность» (1869) предполагал показать, что природные способности человека передаются по наследству с точно такими же ограничениями, что и физические признаки во всем органическом мире. Он проследил несколько поколений семей, в которых физические и умственные способности, казалось, передавались от отцов детям. Таким образом Гальтон показал, что одни семьи давали выдающихся спортсменов, а другие — выдающихся адвокатов и судей. Кроме того, Гальтон хотел измерять уровень интеллекта. Он просматривал результаты экзаменов школьников, чтобы определить, хорошо ли дети, успевающие по одному предмету, учатся по другим, и делал то же самое в отношении неуспевающих учеников. В конце концов, он разработал коэффициент корреляции, известный сегодня как корреляция произведения моментов Пирсона, поскольку все вычисления провел ученик Гальтона Карл Пирсон (1857-1936). Гальтон обнаружил, что между экзаменационными оценками существовала сильная корреляция. Заявления Галь-тона положили начало так и не решенным спорам об общем интеллекте. Последователи Гальтона считают, что большую часть интеллекта можно считать единым психометрическим фактором, g. Но его оппоненты полагают, что интеллект состоит из множества навыков; они верят не в интеллект, а в интеллекты (Н. Gardner, 1983). Чтобы не зависеть от неточных учительских оценок, Гальтон пытался более точно измерять интеллект. Его методы восходили к британскому эмпиризму. Если разум представляет собой собрание идей, как учил Д. Юм, то интеллект человека зависит от того, насколько точно он или она могут представить мир в своем сознании. Следовательно, измерение сенсорной чувствительности будет и измерением интеллекта. Акцент на сознании соответствовал немецким интроспективным исследованиям сознания, и некоторые измерения Гальтона представляли собой адаптированные психофизические методы. Кроме того, Гальтон, как и многие другие ученые (например, П. Брока), был уверен в том, что чем больше мозг, тем более интеллектуальный разум он порождает. Следовательно, размер головы также может служить мерой интеллекта. В Южном Кенсингтоне, пригороде Лондона, Гальтон создал антропометрическую лабораторию, в которой люди могли проходить его тесты на интеллект. На фотографии можно увидеть, как выглядела эта лаборатория на Лондонской выставке здравоохранения в 1884 г. Гальтон ввел новый метод психологического исследования: в своей лаборатории он исследовал обычных людей, в то время как в интроспективных лабораториях работали с тщательно подготовленными испытуемыми, а в клиниках — с патологическими субъектами. Испытуемые Гальтона, которых он называл «соискателями», платили за прохождение тестов небольшую сумму. Таким образом, Гальтон сделал два важных вклада в развитие прикладной психологии: он ввел тестирование интеллекта и начал оказывать платные услуги. Тестирование во Франции: Альфред Бине (1857-1911). Хотя Гальтон первым попытался создать тесты умственных способностей, с точки зрения практики они оказались неудачей (R. Fancher, 1985; М. М. Sokal, 1982). Сенсорная чувствительность не является основой интеллекта, а корреляция между размером мозга и интеллектом чрезвычайно мала (N. Brody, 1992). В Париже Альфред Бине (1905) создал более эффективное и долговременное средство измерения интеллекта. Бине был студентом-юристом, увлекшимся психологией. Типичный французский психолог, он попал в эту сферу деятельности через медицинскую клинику, где учился у Ж. Шарко. Свои первые работы Бине посвятил гипнозу, позднее он занимался исследованиями во многих областях психологии и в 1889 г. основал первый во Франции психологический институт (J. L. Cunningham, 1996). Но чаще всего его имя вспоминают в связи с тестом интеллектуальных способностей. Подход Бине к тестированию объединял акцент картезианцев на высших психических функциях разума и французскую клиническую ориентацию (R. Smith, 1997). В антропометрической лаборатории Гальтона и экспериментальных лабораториях Германии психологи делали основной упор на простых сенсомоторных функциях. В противоположность этому Бине изучал когнитивные навыки такого высокого уровня, как игра в шахматы. Он писал: «Если кто-нибудь захочет исследовать различия между двумя индивидами, необходимо начать с самых интеллектуальных и сложных процессов» (цит. по: R. Smith, 1997, р. 591). Бине проводил не кратковременные лабораторные обследования, а длительно работал с индивидами, стараясь изучить их как можно глубже; в некоторых его работах даже опубликованы фотографии испытуемых (J. L. Cunningham, 1996). Вместе с соавтором Виктором Анри в своей статье 1895 г. «Индивидуальная психология» Бине дал определение индивидуальной психологии, которую противопоставлял немецкой экспериментальной психологии. Бине и Анри подчеркивали практическую ценность своего направления. Их статья явилась первым манифестом прикладной психологии. Свой тест Бине создал в 1894 г., когда работал в правительственной комиссии по вопросам обучения умственно отсталых детей. К тому времени он уже проводил исследования когнитивного развития и в 1899 г. стал основателем Свободного общества изучения ребенка (R. Smith, 1996). Теперь правительство поставило задачу разработать методы диагностики умственной отсталости и особые приемы обучения таких детей, которых до этого пытались учить вместе с нормальными. Особую сложность представляла диагностика незначительных отклонений, находившихся на границе нормального функционирования. Разрабатывая методы оценки умственно отсталых детей, Бине создал новое поле деятельности для психологов. Он называл свой метод психологическим, чтобы подчеркнуть его отличие от медицинского метода врачей и педагогического метода работников образования. По словам Бине, психологический метод «ставит перед собой задачу измерить состояние интеллекта в данный момент», никоим образом не ссылаясь на диагноз или прогноз и не беспокоясь о том, подлежит ли задержка умственного развития «излечению или улучшению». Бине разработал практически пригодную шкалу измерения интеллекта, состоящую из серии тестов возрастающей сложности. Тесты Бине были крайне эклектичными. Некоторые из них представляли собой простые сенсомоторные задания, например схватить предмет. Другие, например расположение предметов в порядке их веса, со всей очевидностью были основаны на психофизике. Многие тестыбыли вербальными — от называния объекта до необходимости вставить в предло В результате длительных исследований Бине установил возрасты, когда нормальные дети могут выполнить каждый из его тестов. После этого можно было сравнить прохождение тестов конкретным ребенком с результатами его сверстников. Отсталым считался тот ребенок, который не может решить проблемы, решаемые другими детьми его возраста. Таким образом можно обнаружить таких детей и дать им специальное образование. Тесты Бине были гораздо полезнее тестов Гальтона. Американский психолог Генри Годдард (1866-1957) занимался психологическими исследованиями в учреждении для умственно отсталых детей, страдавших различными нарушениями — эпилепсией, аутизмом, задержкой развития. Он постоянно сталкивался с трудной задачей: определить, кто из детей страдает задержкой развития, а кто болен физически. Вначале Годдард пытался использовать модификации стандартных лабораторных методов Гальтона, но они оказались бесполезны. Затем он узнал о тестах Бине, ввел их в свою практику и нашел, что они отвечают его потребностям (R. Smith, 1997, р. 595). Поскольку интересы Бине носили скорее практический, а не теоретический характер, он не создал общей теории интеллекта. Тем не менее он коснулся некоторых проблем этой области. Во-первых, как уже отмечалось, в противовес тенденции английских эмпириков отождествлять интеллект с точностью сенсорных способностей, Бине придерживался тенденции французского рационализма отождествлять интеллект с высшими психическими процессами. Он отвергал сенсорный подход как «пустую трату времени» и задавал риторический вопрос: «Имеет ли значение, нормально или нет функционируют органы чувств?.. Хелен Келлер была слепой и глухой, что не помешало ей стать очень интеллектуальной» (1905). В отношении того, является ли интеллект единой способностью, как утверждал Гальтон, или же совокупностью способностей, Бине колебался. Казалось, он отвергал точку зрения Гальтона, когда писал, что «интеллект нельзя измерять так, как мы измеряем линейные поверхности, поскольку существуют "различные интеллекты"» (1905). С другой стороны, он использовал термин «общий интеллект» и даже сделал предположение об одной способности, лежащей в его основе: «Интеллект обладает фундаментальной способностью... Это способность к суждению... способность личности приспосабливаться к обстоятельствам». Конечно, основная идея теста Бине — увидеть, «превосходит ли человек других, и в какой степени», по-видимому, предполагает представление об общем интеллекте как абстрактной способности, сформулированное Гальтоном. Бине преследовал ту же цель, что и Гальтон, — «отделить природный интеллект от инструкций». «Мы хотим измерить лишь сам интеллект... Мы верим, что добились успеха в полном отбрасывании информации, приобретенной субъектом... В расчет мы принимаем лишь уровень природного интеллекта субъекта». Как и су-шествование общего интеллекта, способность теста измерить интеллект независи-• мо от полученного образования вызвала в психометрической психологии острую дискуссию, особенно тогда, когда такие стандартизированные тесты, как SAT, приобрели решающее значение для образовательного, профессионального и социального продвижения. Педагогическая психология и тестирование интеллектуальных способностей развивались и в Германии, хотя медленнее, чем в других странах. Здесь наиболее значительной стала работа Уильяма Стерна (1871-1938), который ввел понятие коэффициента интеллекта, или IQ, количественный способ оценки психического уровня ребенка по сравнению с его или ее сверстниками. Тест Стерна позволял измерять «психический возраст» ребенка, который затем можно было соотнести с его хронологическим возрастом. Так, если ребенок выполнял все задания, с которыми обычно справляются десятилетние, то IQ ребенка составлял: 10: 10 = 1, которую Стерн всегда умножал на 100, чтобы избавиться от знаков после запятой. Следовательно, «нормальный» IQ всегда был равен 100. Отсталый ребенок должен был иметь IQ меныде.100, а опережающий нормальное возрастное развитие — больше 100. IQ больше не высчитывают таким способом, но этот термин продолжают использовать, хотя сам Стерн говорил о пагубности его влияния (W. Schmidt, 1996). Тестирование интеллектуальных способностей оказало глубокое воздействие. Оно стало краеугольным камнем ранних этапов прикладной психологии, предоставляя конкретный метод, благодаря которому психологию можно было применять во множестве различных областей, начиная с педагогики и заканчивая размещением персонала и оценкой личности. Тестирование интеллекта стало влиятельным социальным фактором, поскольку результаты тестирования отражались на образовании и карьере людей, а иногда и определяли их. Издавались даже указы о стерилизации людей в зависимости от результатов тестирования интеллектуальных способностей (см. главу 12). Таким образом, это достижение прикладной психологии имело такое влияние на повседневную жизнь, о котором экспериментальная психология не могла и мечтать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.51 (0.012 с.) |