Прикладная психология в начале нового тысячелетия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прикладная психология в начале нового тысячелетия



Прикладная психология продолжает сражаться за равенство с психиатрией и други­ми профессиями, но с новым оптимизмом. Перед психологией стояли две основные проблемы — справиться с организованным здравоохранением и получить право про­писывать лекарства для лечения психологических нарушений (R. Newman, 2000). Благодаря решениям Конгресса и выигранным судебным искам психологов нача­ли признавать психологическими экспертами, чья деятельность заслуживает ком­пенсаций третьей стороны и независимости от микроменеджмента. В частности, психологи утверждали, что психотерапия может быть такой же эффективной, как и лекарственная терапия, а иногда даже и более эффективной при учете расходов, и что, следовательно, психотерапия должна входить в программы организованно­го здравоохранения (R. A. Clay, 2000). Не отклоняясь от предмета, АРА продолжа­ла давить на законодателей, с тем чтобы психологам, прошедшим соответствующее обучение, было разрешено прописывать лекарства. Студентам будут интереснытребуемые изменения к программам клинического обучения, поскольку для того, чтобы прописывать лекарства, психотерапевты должны будут пройти такое же обучение, как врачи, в таких областях, как органическая химия и психофармако­логия.

С другой стороны, профессиональный оптимизм следует умерить, рассмотрев состояние результатов психотерапии и обучения в аспирантуре. Хотя исследова­ния говорят о том, что психотерапия эффективна, ее результаты весьма скромны (R. Dawes, 1994). Кроме того, почти все формы терапии, независимо от психологиче­ской теории, на которой они базируются, эффективны в равной степени (L. Luborsky, В. Singer and L. Luborsky, 1975). Основным фактором психотерапевтического ус­пеха является скорее личность терапевта, а не его или ее подготовка. Таким обра­зом, психотерапия — скорее искусство, чем наука, и когда организованная психо­логия расхваливает научную основу своей деятельности, это результат ложного представления знаний и практики (R. Dawes, 1994). Более того, тенденция к обуче­нию в аспирантуре выхолащивает научный компонент и подрывает основательность заявлений о том, что психологи — компетентные ученые (Maher, 1999).

Библиография

Общий отчет об американской истории в период с 1912 по 1945 г. см. в книгах:
John L. Thomas, «Nationalizing the Republic» (1912-1920) и Robert H. Wiebe,
«Modernizing the Republic» (начиная с 1920 г. и позже); обе работы можно найти в
сборнике: Bernard Bailyn et al, The Great Republic (Boston: Little, Brown, 1977). Об­
щий отчет об этом периоде с акцентом на социальной истории, включая проница­
тельные наблюдения о роли общественных наук в формировании современной мо­
рали см.: Daniel Boorstin (1973); акцент на политике сделан в работе: Eric F. Goldman,
Rendezvous with Destiny: A History of Modem American Reform, 3rd ed. (New York,
Vintage, 1977)..

Исследованиям периода между двумя мировыми войнами уделено много вни­мания, причем основной упор сделан на 1920-х гг.: F. L. Allen (1931); см. также: Geoffrey Perrett, America in the Twenties: A History (New York: Touchstone, 1982). Работа Дж. М. Острандера (G. М. Ostrander, 1968) содержит краткий обзвр изме­нений морали в течение 1920-х гг. Об американской религиозной жизни этих лет см. работу: George M. Marsden, Fundamentalism and American Culture: The Shaping of Twentieth-Century Evangelicalism 1870-1925 (Oxford: Oxford University Press, 1980). В работе Р. Грейвс и А. Ходжа (R. Graves and A. Hodge, 1940) содержится краткий очерк британской истории между двумя мировыми войнами.

История евгеники изложена в статье: DanielJ. Kevles, «Annals of Eugenics: A Secular Faith», которая впервые была опубликована в The New Yorker (October 8, 15,22, and 29,1984), а затем переиздана в книге; In the Name of Eugenics: Genetics and the Uses of Human Heredity (New York: Knopf, 1985). Работа С. Гоулда (S.'I. Gould, 1981) содержит полезные сведения об отношении американцев к наследственно­сти, а также критику тестирования умственных способностей и информацию об ограничении иммиграции, которой я пользовался и откуда брал цитаты. Лучшая работа о стерилизации принадлежит Г. Ландману (H. Landman, 1932); сам Ландмансимпатизировал идеалам негативной евгеники, но достаточно критично относил­ся к их реализации на практике. О применении социальных наук в промышленно­сти и других социальных проблемах см. работы Л. Дж. Баритца (L. J Baritz, 1960), где основное внимание уделено общественным наукам в промышленности, и Д. С. Наполи (D. S. Napoli, 1981), где рассматривается все разнообразие ролей при­кладной психологии. О молодежи 1920-х гг. см. работу Пасса (Pass, 1977), а также книгу: Christopher Lasch, Haven in a Heartless World: The Family Besieged (New York: Basic Books, 1977), которая уделяет основное внимание взглядам специалистов в об­ласти общественных наук на семью. Прекрасной книгой, в которой затронуты мно­гие вопросы, в том числе американский хередитаризм1, реакция на него американ­ских ученых в области общественных наук и эволюция понятия идеальной семьи, является произведение Дерека Фримена (Derek Freeman, 1983), который разобла­чил наивное изображение обитателей Самоа, сделанное Маргарет Мид, сначала дав его исторический контекст, а затем противопоставив ему свои собственные, более тща­тельные полевые исследования. Мое описание перехода от «характера» к «личности» основано на работах: Warren I. Susman, «"Personality" and the Making of Twentieth-Century Culture», в книге: J. Higham and P. Conkin, eds., New Directions in American Intellectual History (Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1979).

Переходя к собственно психологическим источникам, следует сказать, что исчер­пывающий обзор психологии 1920-х гг. дан в работах М. М. Сокала (М. М. Sokal, 1983), Л. Т. Бирнхаума(Ь. Т. Birnhaum, 1955,1963) и Дж. К. Бернхама(].С. Burnham, 1968); во всех этих книгах основное внимание уделено социальной психологии. О периоде после Второй мировой войны, с отдельными замечаниями о предво­енной обстановке, см. работу: A. R. Gilgen, 1982. Об использовании тестов интел­лектуальных способностей среди призывников во время Первой мировой войны см.: Daniel J. Kevles, «Testing the Army's Intelligence: Psychologists and the Military in World War II», Journal of American History, 55 (1968): 565-581; и Franz Samelson, «Putting Psychology on the Map: Ideology and Intelligence Testing», в: Allan R. Buss, ed., Psychology in Social Context (New York: Irvington, 1979); последний автор привле­кает архивные данные для того, чтобы продемонстрировать, каким образом на пси­хологов повлиял социальный и политический контекст Первой мировой войны и по­слевоенных лет. Причины и результат столкновения между Р. Йерксом и У. Д. Скот­том рассмотрены в работе Р. Т. фон Майрхаузера (R. T. von Mayrhauser, 1985), которая является частью его докторской диссертации, выполненной в Чикагском университете. Существует несколько полезных произведений по истории клинической психологии. Наиболее полно эта история приводится в книге: John M. Reisman, The Development of Clinical Psychology (New York: Appleton-Century-Crofts, 1966). От­дельным специальным вопросам посвящены статьи: Robert I. Watson, «A Brief History of Clinical Psychology», Psychological Bulletin, 50 (1953): 321-346; и Virginia Staudt Sexton, «Clinical Psychology: An Historical Survey», Genetic Psychology Mono­graphs, 72 (1965): 401-434. Взгляд изнутри на развитие клинической психологии во время Второй мировой войны и сразу после нее дан в работе: Е. Lowell Kelly,

Хередитаризм — теория, согласно которой наследственность играет ведущую роль в формировании поведения. — Примеч. перев.

«Clinical Psychology», in: W. Dennis (1947). Краткий обзор проблем обучения кли­нической психологии можно найти в работе: Leonard Blank, «Clinical Psychology Training, 1945-1962: Conferences and Issues», in: Leonard Blank and Henry David, eds., Sourcebook for Training in Clinical Psychology (New York: Springer, 1964). Жур­нал American Psychologist (2000, pp. 233-254) к своему пятидесятилетию приуро­чил публикацию материалов «История психологии: Боулдеровская конференция» (History of Psychology: The Boulder Conference), в которых содержатся история на­учно-практической модели и комментарии по ее поводу.

Сейчас, когда психотерапия стала признанным институтом и имеет обществен­ное влияние, начали писать и ее историю. Книга: Donald К. Freedheim, ed., History of Psychotherapy: A Century of Change (Washington, DC: АРА Books, 1992) представ­ляет собой сборник прекрасно написанных очерков на эту тему. Более критический характер носит книга: Philip Cushman, Constructing the Self, Constructing America: A Cultural History of Psychotherapy (Reading, MA: Addison-Wesley, 1995), где автор исследует влияние американской культуры на американскую психотерапию и, как следует из названия, влияние психотерапии на личность американцев. Бриджит Мэрфи рассказывает историю появления научной степени практического психо­лога: The Degree That Almost Wasn't: The PsyD comes of age, Monitor on Psychology, 0anuary 2000), 52-4.

Историю своей дисциплины пишут и сами психологи. Обсуждаемый период наиболее подробно рассмотрен в статье: Jerome S. Bruner and Gordon W. Allport, Fifty Years of Change in American Psychology, Psychological Bulletin, 37 (1940): 757-776, которая послужила основой для президентского обращения к АРА Гордона У. Оллпорта: «Эталонная схема психолога» (The Psychologist's Frame of Reference), Psychological Bulletin, 37 (1940): 1-28. Более ранние обзоры включают следующие работы: Robert Davis and Silas E. Gould, «Changing Tendencies in General Psychology», Psychological Review, 36 (1929): 320-331; Florence L. Goodenough, Trends in Modem Psychology, Psychological Bulletin, 31 (1934): 81-97; и Herbert S. Langfeld, Fifty. Volumes of the Psychological Review, Psychological Review, 50 (1943): 143-155. Более поздние произведения, посвященные обсуждаемому периоду, — Kenneth E. Clark, The АРА Study of Psychologists, American Psychologist, 9 (1954): 117-120; W. A. Kaess and W. A. Bousfield, Citation of Authorities in Textbooks, American Psychologist, 9 (1954): 144-148; Russell Becker, Outstanding Contributors to Psychology, American Psycho­logist, 14 (1959): 297-298; и Kenneth Wurtz, A Survey of Important Psychological Books, American Psychologist, 76(1961): 192-194.

Рассказ о подготовке психологии ко Второй мировой войне и участии в ней, в том числе о повторном объединении АРА и АААР и о планировании послевоенной роли психологии, основан на внимательном чтении всех выпусков Psychological Bulletin, вышедших в свет во время обсуждаемого периода. Ссылка на Кармайкла (Carmichael, 1942) — это ссылка на его устный доклад на заседании Совета АРА (встречи всей ассоциации были отменены в связи с военным временем) в Нью-Йорке, 3 сентября 1942 г.

Две недавние, взаимно дополняющие друг друга работы историков посвяще­ны психологии XX в. и уделяют основное внимание Второй мировой войне и пос­левоенному периоду. Книга: James Capshew, Psychologists on the March: Science,Practice and Professional Identity in America, 1920-1969 (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1999) посвящена организованной, институциональной психологии. Книга Эллен Герман (Ellen Herman, The Romance of American Psychology: Political Culture in the Age of Experts, Berkeley: University of California Press, 1995) — это обширное историческое повествование о прикладной психологии, охватывающее период со Второй мировой войны по 1980-е гг.

Краткий обзор общего исторического развития на протяжении 1950-х гг. мож­но найти в соответствующих разделах книги: Bernard Bailyn, David Davis, David Donald, John Thomas, Robert Wiebe, and Gordon Wood, The Great Republic (Boston: Little, Brown, 1977). Акцент на социальной, культурной и интеллектуальной исто­рии этого периода сделан в книге: Jef'fery Hart, When the Going was Good: American Life in the Fifties (New York: Crown, 1982). О психологии 1950-х гг. см.: J. M. Reisman (1966) и Albert R. Gilgen, American Psychology since World War II: A Profile of the Discipline (Westport, CT: Greenwood Press, 1982). Если вас заинтересует конфликт между двумя АРА, психологической и психиатрической, следует читать специаль­ный журнал АРА, American Psychologist. По-видимому, сильнее всего конфликт раз­горелся в 1953 г., когда журнал заполняли статьи, письма и заметки о борьбе пси­хологов за официальное признание их профессии, несмотря на протесты психиат­ров. Работу Р. Э. Линднера (R. E. Lindner, 1953) следует рассматривать скорее как симптом неудовлетворенности, испытываемой некоторыми психологами по пово­ду идеологии приспособления, а не как предложение серьезного анализа или аргу­ментов. Она является следствием сомнительного прочтения работ 3. Фрейда и Ч. Дарвина, защитников негативной генетики, и, в общем, достаточно истерично подходит к современной жизни.

Об истории гуманистической психологии см.: Anthony J. Sutich, Introduction, Journal of Humanistic Psychology, 1 (1961):vii-ix;HA.J. Sutich and M. A. Vich(1969). Существует два хороших сборника статей о различных аспектах гуманистической психологии: James F. Т. Bugental, Challenges of Humanistic Psychology (New York: McGraw-Hill, 1967); и A. J. Sutich and M. A. Vich (1969). Весьма основательной гуманистические психологи считают работу Карла Роджерса (С. Rogers, 1964), а Абрахам Маслоу (A. Maslow, 1973) предлагает широкий выбор своих статей.

Полное «вскрытие» проекта «Камелот» и последующего политического прова­ла можно найти в специальном номере American Psychologist, 21, no. 5 (1966, May). Хороший отчет о закулисных маневрах вокруг основания NSSFs противовес вклю­чению социальных наук в сферу компетенции АОТдан в работах: L. J. Carter (1966) и D. S. Greenberg (1967). Законопроекты Харриса и Мондейла содержатся в спе­циальном выпуске American Psychologist, 22, no. 11 (1967, November). Там напеча­таны оба законопроекта, статьи их авторов, свидетельства, данные комитетам в отношении каждого из законопроектов. Краткое изложение заключения по поводу законопроекта о NSSF можно найти в: Transaction, 5, по. 1 (1968, January-February): 54-76. По поводу истории этого законопроекта следует обратиться к Congressional Record, 90th Congress, Session 2. Законопроект Мондейла был предложен, и с тех пор о нем больше не говорили. Законопроект Харриса, несмотря на обсуждение в Се­нате (главным образом благодаря его соавтору, сенатору Ральфу Ярборо), «зачах» в комитете. Представительный законопроект Э. Даддарио о ревизии NSF подробно обсуждался в блестящем, но анонимном докладе, опубликованном в Record на р. 14889-95, который включал в себя полное обоснование учреждения NSF, историю законопроекта Даддарио и отчет о всех изменениях, произошедших в NSF. Очень ин­тересно наблюдать за поддержкой общественных наук со стороны либеральных де­мократов. Чарльз Мак-Клинток и Чарльз Сполдинг (Charles G. McClintock and Charles B. Spaulding, Political Affiliation of Academically Affiliated Psychologists, Ameri­can Psychologist, 20(1965): 211-221) показали, что вплоть до конца Второй мировой войны психологи голосовали так же, как и остальная часть населения, но, в отличие от остального населения, они становились все более демократически настроенными после войны. На выборах 1952 и 1956 гг. 44 и 42 % американских избирателей в целом поддержали либерального и достаточно интеллектуального Адли Стивенсона, кон­курировавшего с Эйзенхауэром, тогда как среди психологов за Стивенсона проголо­совали 63 и 68 %. В 1960 г. за Джона Кеннеди проголосовало простое большинство избирателей, а среди психологов этот показатель составил 79 %. Психологи, так же, как и их сторонники в Сенате, были более либеральны, чем страна в целом, и уче­ные, занимавшиеся общественными науками, много выиграли в результате подъема политического либерализма в период с 1965 по 1980 г.

В 1963 г. American Psychologist (18) посвятил два специальных выпуска пробле­мам клинической психологии, по. 6 (June) и по. 9 (September). Опасения по пово­ду книги Мартина Гросса (Martin Gross, The Brain Watchers) можно найти в различ­ных «Комментариях» в августовском номере (№ 8) за тот же год. Спорам об ис­пользовании тестов и злоупотреблении ими был посвящен специальный номер журнала Testing and Public Policy, 20, no. 11 (1965, November).

Взгляды Т. Шаца впервые были представлены в его книге (1960а), а затем под­робно разработаны во многих книгах и статьях. Хотя книга Г. Райла «Концепция Разума» (G. Ryle, Concept of Mind) включена в библиографию Шаца, его аргумен­ты не восходят к Райлу, но родство анализа, проведенного этими двумя авторами, очевидно. О «нормальном» взгляде на движение хиппи см.: R.Jones (1967). Но для понимания этого движения лучше обратиться к их художественному творчеству. Так, выразителями идей хиппи в музыке в первую очередь стали Grateful Dead и Jefferson Airplane. Многое может дать и новая журналистика, которая родилась в недрах этого движения и зависела от него. Мне больше всего нравится книга Тома Вулфи: Tom Wolfe, The Electric Kool-Aid Acid Test (New York: Bantam, 1968) и любые произведения Хантера С. Томпсона (Hunter S. Thompson), но особенно разоблачи-тельн его книга: Fear and Loathing in Las Vegas: A Savage Journey into the Heart of the American Dream (New York: Popular Library, 1971). Антипсихиатрические идеи полу­чили выражение в романе Кена Кизи (Ken Kesey) «Пролетая над гнездом кукушки» (One Flew over the Cuckoo's Nest, New York: New American Library, 1963).

По поводу суеты вокруг страхования см. три специальных выпуска American Psychologist: сентябрьский за 1977 г., августовский за 1983 г. и февральский за 1986 г. Литература, посвященная эффективности психотерапии, очень обширна и проти­воречива. Возможно, лучше всего начать с работы: L. Prioleau, M. Murdock, and N. Brody (1983). Авторы доступно обсуждают сложные вопросы оценки результа­тов психотерапии; раздел «Комментарии коллег» дает возможность высказаться критикам, которые не согласны с выводом о неэффективности терапии; дана исчерпывающая библиография работ на эту тему. Б. Зильбергельд (В. Zilbergeld, 1983) также обсуждает эту литературу, причем делает это в более доступной, но менее точной манере. См. также: J. Berman and N. Norton, Does Professional Training Make a Therapist More Effective?, Psychological Bulletin, 98 (1985): 401-407.

Мой рассказ о расколе между АРА и APS основан, главным образом, на собствен­ных впечатлениях от работы в Совете АРА с осени 1986 г. до зимы 1989 г. Я также привлек многочисленные отчеты, появлявшиеся в информационных бюллетенях АРА (АРА Monitor) и APS (APS Observer). См. также: S. С. Hayes, The Gathering Storm, Behavior Analysis, 22(1987):41 -45; C. Holden, Research Psychologists Break with АРА, Science, 241 (1988): 1036; и С. Raymond, 18 Months after Its Formation, Psychological Society Proves Its Worth to Behavioral-Science Researchers, Chronicle of Higher Education, 5 (June 27,1990): 9. Я должен сказать, что в тот период принадлежал к недовольным академическим психологам. Хотя я не был членом ASAP и не отказался от членства в АРА, я состою в APS и поддерживаю его отделение от АРА. Статистические данные в разделе «Поворот к обслуживанию» взяты из работы: Georgine M. Pion and Mark W. Lipsey, Psychology and Society: The Challenge of Change, American Psycho­logist, 39 (1984): 739-754. Книгу Дэвида Оуэна (David Owen, 1985) о тесте SAT следует прочитать всем, кто проходил этот тест или является родителем того, кому предстоит его пройти. Автор «раскрывает глаза» на невероятно испорченную орга­низацию, которая служит не целям, а лишь самой себе и наносит существенный социальный урон. Любой, кто прочитал эту книгу, согласится с Джонатаном Ярд-ли из Washington Post, что SAT— это позор, и с заключением Оуэна, что от ETS сле­дует отказаться.

Блестящий портрет психологического общества нарисован в одной из работ Т. Вулфи (Т. Wolfe, 1977). Наиболее научный обзор психологического общества принадлежит перу Дэниела Янкеловича (Daniel Yankelovich, New Rules in American Life: Searching for Self-Fulfillment in a World Turned Upside Down, Psychology Today (April 1981): 35-91). Термин «психологическое общество» предложил писатель Мартин Гросс (Martin L Gross, The Psychological Society: A Critical Analysis of Psychiatry, Psychotherapy, and the Psychological Revolution, New York: Touchstone, 1978). Книга M. Гросса достаточно хороша, хотя местами написана немного тяжеловесно. Этой же теме посвящены еще две книги: Peter Schrag, Mind Control (New York: Delta, 1978), написанная в духе антиутопий Дж. Оруэлла, и R. D. Rosen, Psychobabble (New York: Avon, 1979), которая позволяет совершить путешествие по различным популярным направлениям психотерапии. Существует несколько критических трудов о психо­логическом обществе, я упоминаю лишь те, которые считаю особенно полезными. Во-первых, есть блестящая, но часто ускользающая от внимания книга Дэниела Бурстина(Daniel Boorstin, TheImage:A Guide to Pseudo-Events in America, New York: Harper Colophon, 1964). Первая из известных мне книг, которая специально посвя­щена вкладу психологии в создание нового морального порядка — Phillip Rieff, The Triumph of the Therapeutic (New York: Harper & Row, 1966). Интерес к психологи­ческому обществу и терапевтической чувствительности, самый сильный рост ко­торого наблюдался в 1970-х гг., породил книгу Ричарда Сеннетта (Richard Sennett, The Fallof Public Man, New York: Vintage, 1976) и работу Кристофера Лэша (Christopher Lasch, The Culture of Narcissism, New York: W. W. Norton, 1979), оказавшую, возможно, самое сильное воздействие. Прекрасная книга, посвященная главным образом терапевтической чувствительности, написанная под влиянием клинической пси­хологии и психиатрии, принадлежит перу Б. Зильбергельда (В. Zilbergeld, 1983) и носит впечатляющее название «Увядание Америки» (The Shrinking of America). Следует упомянуть еще две книги на сходную тему. Одна из них написана Аласдей-ром Мак-Интайром (Alasdair Maclntyre, After Virtue: A Study in Moral Theory [Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press, 1981]), который подробно рассматривает поворот от внешних стандартов нравственности к внутренним, прослеживая этот процесс вплоть до дофилософского периода у древних греков. Две недавно вышед­шие книги утверждают, что популярная психология подорвала традиционные идеи свободы воли и моральной ответственности: Wendy Kaminer, I'm Dysfunctional, You're Dysfunctional: The Recovery Movement and Other Self-Help Fads (Boston: Addison-Wesley, 1992); и Charles W. Sykes, A Nation of Victims: The Decay of the American Character (New York: St. Martin's Press, 1992); см. также: J. R. Dunlap, «Review of Sykes», American Spectator, 25 (December 1992): 72-73.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.016 с.)