Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Как следует избирать церковных служителей?

Поиск

В истории Церкви существовало два основных подхода к выбору церков­ных служителей — назначение и избрание. В первом случае служитель назна­чался более высокой инстанцией, во втором — избирался местной общиной. Служители Римско-католической церкви назначаются более высокой инстан­цией: папа назначает кардиналов и епископов, а епископы назначают священ­ников в местных приходах. Эта «иерархия», или система правления, организо­вывается священством25, которое в церкви отделено от мирян. Считается, что

25 Слово «иерархия» означает «власть священников» и происходит от греческих слов «священник» (lepevg) и «власть»


1040________________________ Часть VI. Учение о Церкви

эта система передана напрямую от Христа и апостолов и что священники — это представители Христа в церкви. Хотя англиканская церковь (в Соединен­ных Штатах — епископальная церковь) не подчиняется власти папы и кар­диналов, в ее структуре много общего с Римско-католической церковью, по­скольку она управляется епископами и архиепископами, а духовных лиц этой церкви принято считать священниками. Здесь также декларируется прямая преемственность от апостолов, а священники и епископы назначаются более высокой инстанцией, не местным приходом26.

В большинстве протестантских церквей служители избираются местной общиной или какой-либо группой внутри местной церкви; в других отношени­ях формы церковного правления могут быть различны (см. ниже). Поскольку у нас нет абсолютно четкого библейского указания по этому поводу, следует с терпением относиться к этим различиям. Тем не менее по некоторым причинам предпочтительнее избирать или, по крайней мере, утверждать церковных слу­жителей всей общиной (таких, как пресвитер и дьякон и, конечно же, пастор).

1) В Новом Завете есть много примеров, когда церковные служители из­бираются всей общиной. В Деян. 6:3 апостолы не сами выбирают семь пер­вых дьяконов (если мы рассматриваем их в качестве дьяконов), а говорят церк­ви: «Выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу». Первоначальный выбор этих людей осуществлялся всей общиной. Когда апостолы подбирали замену Иуде, то все собрание из ста двадцати человек (см.: Деян. 1:15) участвовало в перво­начальном выборе двух кандидатур, из которых Сам Господь выбрал одного: «И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иус-том, и Матфия» (Деян. 1:23). В конце Иерусалимского совета вся церковь вместе с апостолами принимала участие в избрании представителей, которые должны были передать принятые решения другим церквам, так как избрание и отправка делегатов совершались «апостолами и пресвитерами со всею цер­ковью» (Деян. 15:22; ср. со ст. 25). Кроме того, когда несколько церквей от­правляли с Павлом пожертвования иерусалимской церкви, они послали так­же своего представителя, «избранного от церквей сопутствовать... для сего бла­готворения», как пишет Павел (2 Кор. 8:19)27.

Нам могут возразить, что Павел и Варнава «назначили» пресвитеров в каж­дой церкви (Деян. 14:23; в русской синодальной версии — «рукоположивши же им пресвитеров...» — Примеч. пер.) и что Павел также повелел Титу «поста­вить по всем городам пресвитеров» (Тит. 1:5). Разве это не напоминает рим­ско-католическую или англиканскую систему, а не систему выбора всей об-

26 В методистской церкви Соединенных Штатов, которая отделилась от еписко­
пальной церкви, местное духовенство также назначается епископами.

27 Конечно же, этот представитель церкви.мог быть назначен и церковными служи­
телями, однако об этом свидетельства нет. Павел просто говорит, что он был «избран от
церквей», и не упоминает ни о каких инстанциях выше местной церкви.


______________________ Глава 46. Церковное правление___________________ 104-1

шиной? Однако даже в этих стихах не подразумевается, что апостолы едино­властно делали этот выбор. И, вне всякого сомнения, здесь имеются в виду консультации и даже согласование с общиной, которые предшествовали офи­циальному назначению (см.: Деян. 6:3,6). Слово «назначить» может также означать «установить»28.

2) При изучении Нового Завета в целом создается впечатление, что выс­
ший правящий авторитет принадлежит не какой-либо группе внутри или вне
церкви, а всей церкви как единому целому. Вспомним последний шаг церков­
ной дисциплины перед отлучением человека: «Скажи церкви» (Мф. 18:17). От­
лучение, или исключение кого-либо из церковного общения, осуществляется,
только когда собрана вся община («В собрании вашем», 1 Кор. 5:4), т. е. всей
общиной. Можно предположить также, что послания написаны церквам в це­
лом, а не пресвитерам или каким-либо руководящим группам, что вся община
участвует в чтении посланий и принимает к сведению написанное (Рим. 1:7;
1 Кор. 1:2; 2 Кор. 1:1; ср.: 2 Кор. 1:13; Кол. 4:16; 1Тим. 4:13). Это означает, что
апостолы обращаются к общине напрямую, а не через служителей.

Можно упомянуть также и о некоторых причинах практического порядка.

3) Если вся община избирает служителей церкви, то это делает их подот­
четными общине. Павел подразумевал определенный уровень ответственнос­
ти, когда говорил, что только «двое или трое свидетелей» могут обвинить в чем-
либо пресвитера (1 Тим. 5:19). При этом подотчетность обеспечивает допол­
нительную защиту от греховных искушений и превышений власти29.

4) История показывает, что ложное учение часто сначала принимается
богословами церкви, затем — пасторами и в последнюю очередь — образо­
ванными прихожанами, которые ежедневно читают Библию и держатся путей
Господа. Поэтому, если руководство, избранное не общиной, начинает за­
блуждаться либо в учении, либо в жизни, то почти невозможно вернуть ситуа­
цию в нормальное русло. Но если служители избираются церковью, тогда на­
чинает действовать «система мер и весов»30, и поэтому даже те, кто стоит у
власти в церкви, подотчетны церкви в целом.

5) Система правления лучше всего работает, когда она имеет поддержку
со стороны тех, кто подчинен этому правлению (ср.: Исх. 4:29—31; 1 Цар. 7:5,6;
10:24; 2 Цар. 2:4; 1 Цар. 1:39,40; отметим также ошибку Ровоама,3 Цар. 12:1,15).

28Cm.:BAGD,P. 881.

29 И все-таки подобная ситуация создает почву для злоупотреблений. Несколько
влиятельных членов церкви могут воспользоваться этим и отстранить пастора, который
поднимает вопрос о грехе в их собственной жизни.

30 Выражение «система мер и весов» я использую не для того, чтобы подчеркнуть
мои симпатии к американской форме гражданского правления, а в более широком смыс­
ле — как обозначение защитного механизма против концентрации власти в одних руках,
будь то личность или группа. (Ведь система власти нескольких пресвитеров, которая,
как я вижу, представлена в Новом Завете, очень отличается по своему характеру от вла­
сти, свойственной должности президента Соединенных Штатов.)


1042________________________ Часть VI. Учение о Церкви

Учитывая все сказанное, можно сделать вывод, что лучше взять за обра­зец систему, при которой вся церковь играет важную роль в выборе и призна­нии служителей церкви. Избирая на служение, можно использовать процеду­ру выборов среди всех членов общины или какую-либо другую процедуру с последующим одобрением общины31.

Что еще можно сказать по поводу процесса избрания служителей? В него могут быть включены дополнительные элементы контроля со стороны общи­ны, направленные на предупреждение злоупотребления властью. Здесь есть простор для разнообразных решений, таких, как избрание на ограниченное время; освобождение от обязанностей на годичный срок (кроме пасторов, яв­ляющихся пресвитерами и несущих служение на постоянной основе); перио­дическое подтверждение избрания; право рядовых членов церкви называть претендентов на то или иное служение (даже если в большинстве случаев это делают пресвитеры) — все это способствовало бы большей подотчетности об­щине без изменения условий правления после того, как выбор был сделан.

Эти факторы также позволят обеспечить защиту от случаев самовольно­го занятия должности, например со стороны пресвитериата, если это не вы­борная должность или если не требуется подтверждения полномочий со сто­роны общины. Однако следует снова сказать, что в Писании по этому вопро­су нет никаких указаний и здесь допустимы самые разные варианты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.83 (0.009 с.)