Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Эффект подлинного поклонения

Поиск

Если мы поклоняемся Богу именно так, как это описано выше, истинно славя Его в наших сердцах и нашими голосами, то в результате этого мы мно­го получаем.

5 Подробнее о том, что Бог создал нас для Его собственной славы, см. в гл. 20.

6 Ничто так не разрушает атмосферу поклонения, как солист или хор, наслаждаю­
щийся тем, что привлекает к себе внимание, или проповедник, демонстрирующий свой
ум и красноречие. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).


Глава 50. Поклонение 1133

/. Мы наслаждаемся Богом. Бог создал нас не только для того, чтобы мы поклонялись Ему, но также для того, чтобы мы наслаждались Ими Его совер­шенством7. Возможно, мы наслаждаемся Богом в поклонении полнее, чем в любом другом действии, которое мы совершаем в нашей жизни. Давид при­знается: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посе­щать храм Его» (Пс. 26:4). Он говорит также: «Полнота радостей предлицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). Асаф тоже знает, что только Бог — исполнение всех надежд и желаний: «Кто мне на небе?ис Тобою ничего не хочу на земле» (Пс. 72:25). А сыновья Кореевы говорят:

Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому. <...> Блаженны живущие в доме Твоем; они непрестанно будут восхвалять Тебя. <...> Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи... (Пс. 83:2,4,11).

Ранняя Церковь знала эту радость поклонения, ибо верующие «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего на­рода» (Деян. 2:46,47). Сразу же после вознесения Иисуса, ученики «возврати­лись в Иерусалим с великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:52,53).

Конечно, такое постоянное прославление в этом веке не может продол­жаться непрерывно, поскольку жизнь в падшем мире требует, чтобы мы по­свящали свое время также многим другим обязанностям. Но продолжитель­ное прославление дает нам возможность почувствовать то, что происходит на небесах, где четыре животных «ни днем ни ночью не имеют покоя, взы­вая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8), а другие небесные существа и умершие спасенные присоединя­ются к этому небесному поклонению и превозносят «Агнца закланного» (Отк. 5:12).

2. Бог наслаждается нами. Что делает Бог, когда мы поклоняемся Ему? Поразительная истина Писания заключается в том, что когда творение сла­вит Бога, Он также наслаждается этим. Когда Бог сотворил мир, он с наслаж­дением оглядел его и увидел, что все это «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Особен­ную радость Богу приносят человеческие существа, которых Он сотворил и спас. Исайя напоминал народу Божьему:

7 О том, как в своей жизни наслаждаться Богом, см. в прекрасном исследовании: John Piper, Desiring Corf (Portland, Ore.: Multnomah, 1986); атакже: John Piper, The Pleasures of God (Portland, Ore.: Multnomah, 1991).


1134________________________ Часть VI. Учение о Церкви

И будешь венцем славы в руке Господа... <...>...Будут называть тебя: «Мое благоволение к нему»... ибо Господь благоволит к тебе... <...>...Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:3-5).

Софония говорит о том же:

Господь Бог твой среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием (Соф. 3:17).

Эта истина должна вселять в нас надежду, ибо когда мы любим и славим Бога, то знаем, что приносим Ему радость и наслаждение. А самая глубокая радость любви — это радость от осознания, что мы доставляем радость тому, кого любим.

3. В поразительной невидимой реальности новозаветного поклонения мы приближаемся к Богу. Ветхозаветные верующие могли приближаться к Богу лишь в ограниченной степени, через церемонии, которые проходили в храме; и в самом деле, большинство израильтян не могли входить в сам храм и оста­вались во дворе. Даже священники могли входить только во внешний двор храма, в «святое место», когда им надлежало выполнять их обязанности. Но во внутреннее помещение храма, святая святых, не мог входить никто, кроме первосвященника, только один раз в год (см.: Евр. 9:1—7).

Теперь, в период нового завета, верующие имеют поразительную приви­легию входить непосредственно в святая святых на небесах, когда они при­ступают к поклонению. «Имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа» (Евр. 10:19)8. Поскольку мы имеем это дерзновение входить в само присутствие Бога, автор Послания к Евреям призывает нас: «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22). Покло­нение в новозаветной Церкви — это не просто осуществление некоего буду­щего опыта подлинного поклонения, и не просто претензия на вхождение в присутствие Божье, и не обычное осуществление чисто внешних действий. Это подлинное поклонение в присутствии Самого Бога, и поклонясь Ему, мы приступаем к Его престолу.

Более полно эта реальность выражена автором Послания к Евреям в гл. 12, когда он говорит христианам, что они приступили к этому месту не как

8 Греческий текст буквально говорит, что мы «имеем дерзновение входить в святые места», поскольку множественное число -ca>v byta* везде в Послании к Евреям обознача­ет как святое место, так и святая святых (Евр. 8:2; 9:8, 25; 13:11). RSV (как и русский сино­дальный перевод. — Примеч. пер.) регулярно переводит это выражение как «святилище», но такой перевод не позволяет читателю осознать, что здесь речь идет как о святом месте, так и о святая святых (NASB множественное число переводит единственным, что необыч­но для этого перевода, где прослеживается тенденция к буквальному переводу).


Глава 50. Поклонение 1135

к земной горе Синай, где израильский народ получил от Бога десять запове­дей, а к тому, что гораздо лучше — к небесному Иерусалиму:

Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово... <...> Но вы при­ступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написан­ных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева (Евр. 12:18-24, курсив мой. — У. Г.).

Такова реальность новозаветного поклонения: оно действительно есть поклонение в присутствии Бога, хотя мы сейчас и не видим этого нашим фи­зическим зрением, как не видим ангелов, собравшихся у Его престола, и ду­хов прежде умерших праведников, которые ныне поклоняются Богу в Его при­сутствии. Но все это так и есть, и это более реально и постоянно, чем физи­ческое творение, которое нас окружает и которое однажды, на последнем суде, будет разрушено. И если мы верим, что Писание истинно, то следует также верить, что мы действительно входим в это место и присоединяем наши голоса к тем, которые уже славят Бога на небе, всякий раз, когда мы приступаем к поклонению Богу. Единственно верным ответом с нашей стороны может быть только такой: «Будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:28,29).

4. Бог приближается к нам. Иаков говорит: «Приблизьтесь к Богу, и при­
близится к вам» (Иак. 4:8). Во всей Библии именно так Бог поступал со Сво­
им народом, и мы должны быть уверены, что так будет и теперь.

В Ветхом Завете говорится, что когда народ Божий начал славить Госпо­да, посвящая Ему храм, Он явился народу и дал о Себе знать:

И были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхва­лению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек ми­лость Его: тогда дом, дом Господень, наполнило облако, и не могли свя­щенники стоять на служении по причине облака, потому что слава Гос­подня наполнила дом Божий (2 Пар. 5:13,14, курсив мой. — У. Г.).

Хотя речь здесь идет об одном конкретном случае, можно предположить, что Бог давал знать о Своем присутствии среди Своего народа всякий раз, когда Его радовали славословия народа (даже если Он не являлся в видимой форме). Давид говорит: «Ты, Святый, живешь среди славословий Израиля» (Пс. 21:4).

5. Бог служит нам. Хотя главная цель поклонения — это прославление
Бога, Писание учит, что во время поклонения в нас происходит нечто еще:


1136________________________ Часть VI. Учение о Церкви

в это время мы созидаемся (т. е. нас укрепляют и поддерживают; в русской синодальной Библии используется второе значение этого слова — «назидать-ся». — Примеч. пер.). Конечно, в определенной мере это происходит и тогда, когда мы изучаем Библию или слышим слова ободрения, обращенные к нам. Павел говорит: «Все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Он говориттак-же, что мыдолжны поклоняться, «назидая самих себя псалмами и славосло­виями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19; ср.: Евр. 10:24,25).

Но когда мы поклоняемся Богу, Он встречает нас и непосредственно слу­жит нам, укрепляя нашу веру, усиливая наше осознание Его присутствия и уто­ляя наш дух. Петр говорит христианам, идущим к Христу (в поклонении, мо­литве и вере): «Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы при­носить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2:5). (В 1 Кор. 14:26 и 1 Пет. 2:5 употреблены однокоренные слова: соответственно, diKo8opii]\\diKo5one(u. «Назидание» [или «созидание»] — это то действие, ко­торое по-гречески выражается тем же корнем, что и «устроение». — Примеч. пер.) Приступая к поклонению, мы особым образом входим в присутствие Бога и можем ожидать, что Он встретит нас там и будет служить нам: когда мы «приступаем с дерзновением к престолу благодати», то «обретаем благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16)9. Во время подлинного поклонения мы часто испытываем усиленную освящающую работу Святого Духа, Кото­рый непрерывно действует, приводя нас к подобию Христу «от славы в славу» (2 Кор. 3:18)10.

6. Враги Господа отступают. Когда израильский народ использовал по­клонение перед врагами своими, Бог сражался за него против врагов. Напри­мер, когда моавитяне, эдомитяне и сирийцы вышли в поход против Иудеи, царь Иосафат выслал хор, славящий Бога, впереди армии:

И совещался он с народом, и поставил певцов Господу, чтобы они в благолепии святыни, выступая впереди вооруженных, славословили... И в то время, как они стали восклицать и славословить, Господь возбудил

9 См. также: Пс. 33:4,5,8; 36:4.

10 Каким-то образом, чем яснее мы видим Бога, тем более подобными Ему стано­
вимся. Это особенно очевидным будет для нас при вступлении в грядущий век, ибо Иоанн
говорит: «Когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»
(1 Ин. 3:2). Однако в определенной степени это верно и в нынешней жизни, когда мы
созерцаем предстоящий перед нами лик, «взирая на начальника и совершителя веры,
Иисуса» (Евр. 12:2). Иногда присутствие Господа и сопутствующая работа Святого Духа в
нашем сердце становятся настолько очевидными, что мы осознаем, что Бог совершает
нечто внутри нас — как это, безусловно, осознавали ученики, когда Иисус шел вместе с
ними по дороге в Эммаус, так как позднее они сказали: «Не горело ли в нас сердце наше,
когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24:32).


Глава 50. Поклонение___________________ ] 137

несогласие между Аммонитянами, Моавитянами и обитателями горы Сеира, пришедшими на Иудею, и были они поражены (2 Пар. 20:21,22, курсив мой. — У. Г.).

Точно так же и в наши дни, поклоняясь Господу, народ Божий может ожи­дать, что Господь станет сражаться против бесовских сил, которые противят­ся Евангелию, и обратит их вспять.

7. Неверующие осознают, что они находятся в присутствии Божьем. Хотя в Писании и не говорится о проповеди как о главной цели собрания верую­щих, Павел все же повелевает коринфянам помнить о неверующих, приходя­щих на богослужение и стараться изъясняться так, чтобы неверующие по­нимали их (1 Кор. 14:23). Он также говорит им, что если дар пророчества действует как должно, то неверующий может узнать тайны своего собствен­ного сердца, он падет ниц, «поклонится Богу и скажет: „истинно с вами Бог "» (1 Кор. 14:25; ср.: Деян. 2:11). Однако неверно было бы посвящать единствен­ное на неделе собрание верующих в первую очередь проповеди неверующим. Павел заботится скорее о том, чтобы посетители понимали, что происходит (и не думали, что христиане «беснуются», 1 Кор. 14:23), и могли сказать: «Ис­тинно с вами Бог».

В. Вечная ценность поклонения

Поскольку поклонение прославляет Бога и исполняет ту цель, ради кото­рой Бог сотворил нас, оно имеет вечное значение и огромную ценность. Когда Павел предостерегает эфесян, чтобы они не тратили время попусту, а исполь­зовали его надлежащим образом, он упоминает о жизни мудрых людей: «Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15,16).

Затем Павел объясняет, что значит быть мудрым и не тратить времени по­пусту:

Итак не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Бо-жия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но испол­няйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и пес­нопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благо­даря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа (Еф. 5:17-20, курсив мой. - У. Г.).

Итак, рассуждая о мудром использовании времени, Павел говорит, что оно заключается в пении духовных псалмов и в воспевании Господу в своем сердце.

Следовательно, поклонениеэто исполнение воли Божьей\ Поклонение — это результат осознания того, «что есть воля Божия». Это и значит «доро­жить временем». Более того, поскольку Бог вечен и всеведущ, хвала, которую


1138________________________ Часть VI. Учение о Церкви

мы воздаем Ему, никогда не изгладится из Его сознания и будет продолжать приносить Ему наслаждение вечно (ср. с Иуд. 25: «Единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки»).

Тот факт, что поклонение — это действие, имеющее огромное значение и вечную ценность, очевиден также из того, что оно является главным занятием тех, кто уже находится на небесах (ср.: Отк. 4:8—1; 5:11—14).

Г. Как поклоняться «в духе и истине»?

В конечном счете, поклонение — это духовное действие, и оно должно уси­ливаться действием в нас Святого Духа. Это означает, что мы должны молиться о том, чтобы Святой Дух дал нам сил для правильного поклонения.

Тот факт, что подлинное поклонение происходит в невидимом, духовном мире, также очевиден из следующих слов Иисуса:

Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники бу­дут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:23,24).

Выражение «поклоняться в духе и истине» лучше всего понимать не как «в Святом Духе», а как «в духовной сфере, в сфере духовной деятельности»11. Это означает, что истинное поклонение затрагивает не только наши физи­ческие тела, но также и наш дух, нематериальный аспект нашего существа, который в первую очередь и действует в сфере невидимого. Мария знала, что она поклоняется именно таким образом, так как она воскликнула: «Ве-личит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк. 1:46,47).

Мы также должны помнить, что Бог постоянно «ищет» (Ин. 4:23) тех, кто будет поклоняться Ему в духе, т. е. тех, чей дух, так же как тело и разум, покло­няется Богу. Такое поклонение считается обязательным, поскольку поклоня­ющиеся Богу «должны поклоняться в духе и истине» (ст. 24). Если наш дух не поклоняется Богу, то такое поклонение нельзя назвать истинным.

11 Основания для такого утверждения: 1) разговор Иисуса с женщиной у колодца касается места поклонения (см. ст. 20, 21). Ответ Иисуса понимается гораздо в большей степени, если считать, что речь идет о духовной сфере, в которой мы поклоняемся. 2) В греческом тексте предлог kv («в») в выражении «в духе и истине» соответствует тому же слову kv, употребленному в ст. 21 для буквального обозначения места: «на горе», «в Иеру­салиме». И вновь противопоставление заключается в словах, обозначающих место, «в» котором следует поклоняться. 3) Слово «истина» обозначает качество поклонения. Па­раллель была бы более понятной, если бы мы предположили, что слова «в духе» относят­ся не к личности, а к качеству поклонения.


Глава 50. Поклонение_______________________ 1139

Мы входим в состояние истинного поклонения, когда видим Бога таким, каков Он есть, и отвечаем на Его присутствие. Даже на небесах серафимы, которые видят славу Божью, восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Когда ученики увидели, как Иисус идет по воде и как затем утих ветер, то, после того как Он поднялся в лодку, «быв­шие... в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (Мф. 14:33). Автор Послания к Евреям знает, что когда мы входим в присут­ствие Божье (Евр. 12:18-24), то должны «служить благоугодно Богу, с благо­говением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12:28,29). Поэтому подлинное поклонение не является чем-то самопроизвольным, и это­му нельзя научиться с помощью тренировки. Оно должно быть излиянием наших сердец в ответ на осознание Божьей сути.

Следовало бы спросить себя, есть ли в наших церквах подлинное, глубо­кое, искреннее поклонение? Во многих евангельских церквах прихожане, лишь после того как спет последний гимн и проповедь привлекла их внимание к Тому, Кто есть Бог, начинают радоваться в Боге с сердцем, полным хвалы. Но вот тут-то богослужение внезапно и заканчивается. А ведь именно сейчас оно должно только начинаться! Если в наших церквах нет подлинного поклоне­ния, не мешало бы спросить себя, как испытать большую глубину и богат­ство поклонения, которое является естественным ответом верующего сердца на осознание Божьего присутствия и понимание Его природы?12

Можем ли мы сделать что-то для того, чтобы наше поклонение стало бо­лее эффективным? Мы должны помнить, что поклонение — это явление, от­носящееся к сфере духа (Ин. 4:21—24), и потому все решения должны быть духовными. Готовясь к поклонению, следует больше внимание уделять молитве (и особенно это касается руководителей церкви) о том, чтобы Бог благосло­вил наше поклонение и дал о Себе знать. Также и община должна получить наставление о духовной природе поклонения, людям должно быть разъяснено новозаветное понимание поклонения в присутствии Бога (см.: Евр. 12:22—24). Кроме того, христиан следует поощрять к тому, чтобы они исправляли нару­шенные отношения с ближними. Павел говорит, что люди должны воздевать чистые руки «без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8), а Иисус напоминает нам, что прежде нам следует «примириться» с нашим братом, а затем принести свой дар к жертвеннику Божьему (Мф. 5:24). Иоанн говорит, что человек, утверж­дающий, что он любит Бога, но ненавидит своего брата— «лжец»(1 Ин.4:20). Мужьям, чтобы их молитвам «не было препятствия», следует быть уверенны­ми, что они живут со своими женами, «оказывая им честь» (1 Пет. 3:7). И вся церковь обязана следить за тем, «чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15) — чтобы

12 Конечно, природа Бога может быть открыта не только через проповедь слова, но также и через пение гимнов, через молитву и через чтение Библии без комментирования.


1140________________________ Часть VI. Учение о Церкви

грех разорванных взаимоотношений, возникнув среди немногих, не распрос­транился на большое количество людей и чтобы в результате этого Божье бла­гословение на всю общину не прекратилось.

Кроме того, если мы воистину хотим приблизиться к Богу в поклонении, то должны стремиться к личной святости жизни. Автор Послания к Евреям напоминает верующим, чтобы они стремились «иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14), а Иисус говорит, что «чис­тые сердцем... Бога узрят» (Мф. 5:8) — и это обетование частично сбывается уже в этой жизни, полностью же сбудется в грядущем веке. Иоанн говорит о молитве: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу» (1 Ин. 3:21), однако этот принцип, безусловно, применим и к поклонению, ибо мы имеем дерзновение входить в присутствие Божье, чтобы прославлять Его. Иаков говорит о том же самом, когда после слов: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам», сразу же добавляет: «Очистите руки, грешники, исправь­те сердца, двоедушные» (Иак. 4:8)13.

И все же устройство и структура богослужения имеют значение, поскольку есть указания на то, что Иисус придавал большое значение атмосфере во вре­мя поклонения. «Вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и по­купающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». Поясняя этот Свой поступок, Иисус подчеркнул, что храм должен быть домом молитвы: «Написано: „дом Мой домом молитвы наречется"; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12,13). Он также говорил верую­щим: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6). И это не только потому, что в нашей комнате нас не увидят другие люди и, следовательно, наша мо­литва будет произнесена не для собственной славы; но и потому, что, когда на нас смотрят другие люди, наше внимание отвлекается и мы молимся отчасти и для того, чтобы нас слышали другие, или, по меньшей мере, так, чтобы не раз­дражать окружающих. Это не означает, что совместное поклонение и молитва запрещены (поскольку и то и другое явно одобряется как в Ветхом, так и в Новом Завете), это значит лишь, что мы должны тщательно выбирать обста­новку для молитвы и поклонения, чтобы наше внимание ничто не отвлекало. Это согласуется с тем фактом, что поклонение должно совершаться должным порядком, так как «Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор. 14:33; ср. также со ст. 40). Атмосфера и настроение поклонения очень важны, по­скольку мы должны «служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом» (Евр. 12:28). Это означает, что церковь должна собираться в обстановке, бла-

13 В других местах Писания также прослеживается связь между личной святостью и поклонением Богу, см., напр., Прит. 15:8: «Жертва нечестивых — мерзость пред Госпо­дом, а молитва праведных благоугодна Ему». (См. также: Прит. 15:29; 28:9; Пс. 33:15—18; 65:18.)


Глава 50. Поклонение________________________ 1141

гоприятной для поклонения, без отвлекающих моментов, когда есть возмож­ность сосредоточить свое внимание на Господе14.

И в Ветхом, и в Новом Завете особое значение в поклонении имеет пение. В наши дни произошло изменение как в разговорном английском языке, так и в музыкальных формах, и церквам следует открыто и честно обсуждать и планировать, какие именно песнопения могут быть исполнены всей общи­ной, какие песнопения люди действительно считают средством прославления Бога. Песнопения, в которых обращение к Богу идет непосредственно, во вто­ром лице (т. е. когда к Богу обращаются на «ты» и о Нем не говорится «Он»), часто бывают особенно эффективны для поклонения, хотя из псалмов видно, что обе формы обращения к Богу угодны Ему.

Кроме того, важно уделять достаточно времени разным аспектам совмест­ного поклонения. Безусловно, определенное время должна занимать молитва (см.: Л к. 6:12; 22:39-46; Деян. 12:12; 13:2). Библейское учение может быть до­вольно продолжительным (Мф. 15:32; Деян. 20:7—11). Кроме того, подлин­ное, искреннее поклонение и хвала Богу могут занимать довольно длительное время, если это необходимо.

Отчасти это справедливо, потому что различные аспекты богослужения требуют различного настроения и состояния разума. Слушание библейского учения требует внимания к тексту и к учителю. Хвала требует радости и кон­центрации на Господе и Его совершенстве. Ходатайственные молитвы требу­ют сосредоточенности на нуждах других людей и заботы о них. Когда совер­шаются пожертвования, нам следует сосредоточиться на нашем посвящении себя Господу, на принесении Ему нашего дара от всего сердца и на увереннос­ти в том, что Он поможет нам во всех наших нуждах. Вечеря Господня требует размышления, самоанализа и, возможно, покаяния, а также благодарения. Но мы не можем пребывать во всех этих состояниях одновременно. Различные состояния разума требуют времени, чтобы утвердиться в них. По этой при­чине собравшаяся община не может достичь всех этих целей за один час

14 Практические соображения, о которых говорится в этой главе, могут быть отне­сены к разным формам поклонения, но я не рассматриваю здесь эти формы. Они могут быть различными: от продолжительных сложных литургических служений епископаль­ных церквей, до спонтанных харизматических собраний. Поскольку Библия не предпи­сывает нам придерживаться какой-то конкретной формы, здесь следует руководство­ваться принципом, высказанным Павлом: «Все сие да будет к назиданию» (1 Кор. 14:26). Однако евангельские христиане не должны не раздумывая отклонять непривычные фор­мы поклонения. Традиционным церквам необходимо осознать, что спонтанность можно оформить в определенный порядок, а харизматические группы должны понять, что на­зидание и подлинное поклонение могут иметь место и внутри тщательно проработанной структуры. (Что же касается чтения хором во время литургии, то если христиане могут поклоняться и молиться, воспевая слова хором, они должны это делать!) Но необходимо помнить, что любая форма, доведенная до крайности, может превратиться в рутину для всех, кто в ней участвует.


1142________________________ Часть VI. Учение о Церкви

воскресным утром, и даже пытаться достичь этого — занятие пагубное. Те, кто пытается осуществить все за короткое время, плотно заполняют его раз­ными видами служения, и при этом ничто не осуществляется хорошо15. Если члены общины хотят решить различные задачи во время богослужения и сде­лать собрание более продолжительным, то им придется подойти к этому твор­чески; может быть, нужно будет опустить или перенести те виды поклонения, которые стали привычными или традиционными, но в действительности не яв­ляются необходимыми.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Происходит ли в вашей церкви полное, истинное поклонение каждое вос­
кресенье? Как много времени уделяется поклонению (в узком смысле слова) —
т. е. вознесению хвалы и благодарения Богу? Вы хотели бы, чтобы этому уделя­
лось больше времени? Какие аспекты поклонения, по вашему мнению, являют­
ся наиболее важными? Какие аспекты вам кажутся менее важными? Каким обра­
зом ваша церковь могла бы сделать поклонение более эффективным и глубоким
по своей сути (если это необходимо)?

2. Вы когда-то переживали сильное ощущение присутствия Бога на совмест­
ном поклонении? Когда это произошло? Опишите этот опыт. Можете ли вы ска­
зать, что способствовало этому?

3. Какие эмоции вы испытываете во время поклонения? Схож ли этот опыт с
другими ситуациями повседневной жизни, или эти чувства возникают у вас толь­
ко во время поклонения? Вы когда-то ощущали, что Бог служит вам в то время,
когда вы поклоняетесь Ему? Что помогло вам осознать это?

4. Как вы полагаете, в вашей жизни достаточно времени уделяется поклоне­
нию? Если нет, то что этому мешает?

15 К несчастью, пасторы, которые пытаются совершить множество действий во вре­мя богослужения, становятся похожими на распорядителя цирка с несколькими арена­ми, который после каждого номера выкрикивает: «Посмотрите сюда! Посмотрите туда!» Также и пастор взывает: «Славьте Бога! Будьте щедрыми! Размышляйте о Писании! Молитесь! Примиритесь с ближним! Поприветствуйте ваших друзей! Испытывайте себя! Покайтесь в ваших грехах! Пойте Господу! Аминь? Аминь!» В подобной ситуации эмо­ции людей меняются столь резко, что они просто не в состоянии адекватно реагировать на происходящее, и в результате они вовсе не проявляют эмоций и не отвечают на при­зыв пастора в своем сердце. Они уходят с богослужения разочарованными и недоволь­ными, поскольку потребность их сердца в подлинном поклонении, молитве и изучении Писания не была удовлетворена.

Большинство людей с трудом концентрируются на чем-то и легко отвлекаются. По­этому лично я считаю, что руководитель поклонения, который обращается к собранию между песнопениями, просто отвлекает мое внимание от Господа и переносит его на самого себя, и при этом я не участвую в поклонении как должно.


Глава 50. Поклонение____________________ 1143

5. Что вы думаете о том факте, что Бог ревнует о своей славе и ищет ее? Мо­жете представить себе нечто во вселенной, что могло бы искать себе славы с боль­шим правом, чем Бог? Что иное, кроме поклонения, может дать вам уверенность, что вы делаете именно то, для чего были сотворены?

Специальные термины

поклонение

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 3:287-294
1940 Wiley, 3:138-150

1960 Purkiser, 415-420

1983 Carter, 2:614-615

3. Баптистские

1767 Gill, 2:341-352, 558, 682-729

1987-1994 Lewis/Demarest

4. Диспенсационалистские

1986 Ryrie, 428-430

5. Лютеранские

(вопрос напрямую не рассматривается)

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1724-1758 Edwards, 2:913-918 1937-1966 Murray, CW, 1:165-168

7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.12.52 (0.015 с.)