Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г. Аргументы в пользу премилленаризмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Точка зрения, которая защищается автором этой книги, — это исторический премилленаризм. Аргументы против премилленаристской точки зрения в основном были представлены в разделах, посвященных аргументам 32 Действительно, некоторые постмилленарии считают, что в конце миллениума будет 33 Об отрывках, повествующих о скором возвращении Христа, см. в гл. 54. 1274______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________ в защиту амилленаризма и постмилленаризма, и поэтому не будут здесь еще раз рассмотрены отдельно, однако некоторые возражения будут приняты во внимание по ходу изложения. 1. Многие отрывки из Ветхого Завета, как представляется, не относятся ни к современной эпохе, ни к вечности. В этих отрывках говорится о некоем будущем этапе истории спасения, который будет более велик, чем современная эпоха Церкви, однако тогда грех еще не будет уничтожен, не будет отступления и смерти. Исайя говорит об Иерусалиме в некоторый момент будущего: Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем (Ис. 65:20). Здесь мы читаем о том, что не будет больше детей, умирающих в младенчестве, и пожилых людей, умирающих преждевременно, т. е. о таком положении, которое сильно отличается от современного. Однако грех и смерть все еще будут присутствовать, так столетний юноша умрет, а столетний грешник «будет проклинаем». Контекст этого отрывка, возможно, содержит в себе элементы описания миллениума и вечности (ст. 17,25), однако в самой природе ветхозаветного пророчества не видно будущих событий, точно так же как в них нет разделения первого и второго пришествия Христа. Итак, в более широком контексте могут присутствовать подобные элементы, однако факт остается фактом: данный отрывок (повествующий о детях и старцах, которые живут долго, о столетнем юноше и о проклинаемом грешнике) указывает на конкретный период времени, который отличается от современной эпохи. Похоже, Исайя предсказывает царство миллениума и в других стихах: Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:6—9). В этом отрывке прямо говорится о важном перерождении природы, которое уводит нас далеко от современности, во времена, когда «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (ст. 9). И все же буквально в следующем стихе Исайя говорит: И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, иуХуса... (Ис. 11:10,11). Глава 54. Миллениум__________________________ 1275 Здесь говорится, что некоторые люди все еще ищут Мессию и, видимо, обретают спасение, а Господь, похоже, все еще собирает остаток Своего народа из различных племен земли. Поэтому, судя по всему, вечность еще не началась, хотя перерождение природы далеко превосходит ее современное состояние. Не указывает ли это на будущее царство миллениума? Судя по всему, в Псалме 71 описывается не просто правление царя Соломона, а предсказывается слава правления Мессии: Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли. Падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах. Цари Фар-сиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему. Ибо он избавит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника. Будет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет. От коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его (Пс. 71.8-14)34. Этот отрывок, безусловно, повествует о мессианском правлении, гораздо более великом, чем правление Давида или Соломона, так как царство Мессии простирается «до концов земли» и «все народы будут служить ему» (ст. 8,11; отметим, что в псалме также говорится: «И будут бояться Тебя, доколе пребудут солнце и луна, в роды родов», ст. 5). Это будет царство праведности и справедливости — однако это, несомненно, еще не вечность. Там все еще будут «вопиющие нищие» и «угнетенные, у которых нет помощника» (ст. 12—14). Там все еще будут враги, которые «будут лизать прах» в правление этого праведного Царя (ст. 9). Все это свидетельствует об эпохе, которая сильно отличается от современной, однако не является вечностью, так как в ней присутствует грех и страдание. Захария также пророчествует о будущей эпохе, в которую произойдет великое изменение земли, Господь будет Царем всей земли, но все еще будет присутствовать отступление и грех, страдание и смерть: ...И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его — едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Га-ваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять 34 NASB и RSV передают эти слова не как предсказания, а как молитву («Да будет он править... Да преклонятся пред ним все враги его...» и т. д.). Однако в любом случае этот псалом показывает ожидание мессианского правителя, который будет править «до концов земли». 1276_______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________ на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Ананеила до царских точил. И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим безопасно. И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него. И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку ближнего его. Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. <...> Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них (Зах. 14:5—17). Здесь описание вновь не соответствует современной эпохе, так как Господь в этом тексте — Царь всей земли. Однако не соответствует оно также и вечности, так как речь тут явно идет о неповиновении Господу и войне против Него. Могут возразить, что это типичное ветхозаветное пророчество, в котором разные события совмещены в видении пророка, хотя по времени свершения эти события могут быть разделены долгими веками. Однако трудно применить подобное разделение к разбираемому отрывку, поскольку в нем наказание бедами и засухой свершается именно за войну против Господа, Царя всей земли35. 2. В Новом Завете, помимо Отк. 20, есть также и другие отрывки, которые говорят о будущем миллениуме. Воскресший Господь Иисус говорит церкви в Фиатире: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Отк. 2:26,27, курсив мой. — У. Г.). Используемые здесь образы («пасти жезлом железным»; «сокрушать глиняные сосуды») предполагают жесткое правление народом, пребывающим в неповиновении. Но когда это верующие, побеждая зло, могли бы участвовать в подобном правлении? Такое представление хорошо согласуется с будущим царством миллениума, когда прославленные святые будут править вместе с Христом на земле, но не согласуется ни с современной эпохой, ни с вечностью (представление об управлении народами «жезлом железным» находим также в Отк. 12:5,6 и 19:15). 35 Тем не менее в этом отрывке говорится и о благословениях — в форме ветхозаветных жертв — и упоминается Праздник кущей. Людям того времени были доступны лишь описания и терминология подобного рода, однако Новый Завет позволяет говорить о бол ь-шем (духовном) исполнении того, что здесь перечислено. Глава 54. Миллениум__________________________ 1277 Когда Павел говорит о воскресении, он утверждает, что каждый человек получит воскрешенное тело: «Первенец Христос, потом [eneixa] Христовы, в пришествие Его. Азатем [егха] конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:23—25). Слова, переведенные как «потом» и «затем» {екегха и еТта), оба имеют значение «после этого», а не «в то же самое время». Между воскресением Христа и Его вторым пришествием, когда мы обретаем воскрешенные тела (ст. 23), есть определенный временной интервал. Так и между вторым пришествием Христа и «концом» (ст. 24), когда Христос передает власть над Царством Богу после управления этим Царством в течение некоторого времени, тоже есть определенный промежуток времени36. 3. Основываясь на нескольких других отрывках, где содержится намек или прямое указание на определенный будущий период времени, более великий, чем современная эпоха, но не совпадающий с вечностью, следует рассмотреть Отк. 20 еще раз. Здесь многие утверждения правильнее всего истолковывать как повествующие о будущем земном Царстве Христа, предшествующем суду. а) Когда речь идет о связывании и заточении сатаны в бездне (ст. 2, 3), б) Утверждение о том, что верные «ожили» (ст. 4), правильнее всего истол в) Как толкуют премилленарии, царствование с Христом (в Отк. 20:4) — 36 Греческое слово eira означает «после этого» (см.: Мк.4:17,28; 1 Кор. 15:5,7; 1 Тим. 37 Я понимаю аорист изъявительного наклонения kC,r]oav как инцептивный аорист, 1278 ______________________ Часть VII. Учение о грядущем в Откровении, немного раньше, говорится о том, что святые на небесах до возвращения Христа ожидают под жертвенником и вопиют к Господу, чтобы Он начал судить совершающих злодеяния на земле (Отк. 6:9,10). Нигде не говорится о том, что христиане уже правят с Христом. Те, кто ожил и правит с Христом (Отк. 20), — это люди, «которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4, курсив мой. — У. Г.). Речь здесь идет о тех, кто не был сломлен преследованиями зверя, о которых говорится в Отк. 13:1—18. Однако если жестокость преследований, о которых говорится в Отк. 13, приводит нас к заключению, что зверь еще не появился в мире, а лишь явится в будущем, то гонения, которые развяжет этот зверь, также относятся к будущему. А если гонения относятся к будущему, то сцена, описанная в Отк. 20, где те, «которые не поклонились зверю... не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4), также относятся к будущему. Это означает, что в Отк. 20:1—6 говорится не о современной эпохе Церкви, и правильнее всего полагать, что здесь речь идет о будущем Царстве Христа во время миллениума. Все эти соображения в совокупности свидетельствуют в пользу премилле-наризма. Если мы убеждены, что эта точка зрения верна, то можно считать второстепенным вопрос о том, является ли тысячелетний период тысячелетним в буквальном смысле, или просто неопределенно длительным периодом времени. И хотя мы, возможно, и не знаем всех деталей, касающихся природы миллениума, можно с полной уверенностью сказать, что в будущем нас ждет земное Царство Христа, которое будет значительно отличаться от нынешней эпохи. Д. Время великой скорби Если вас убедили аргументы в пользу премилленаризма, то следует решить еще один важный вопрос: когда возвратится Христос — до или после «великой скорби»? Само выражение «великая скорбь» взято из текста Мф. 24:21 (и параллельных мест), где Иисус говорит: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Исторический премилленаризм полагает, что Христос возвратится после этой скорби, так как далее в этом отрывке говорится: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет... тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29,30). Однако, как было сказано выше, в XIX и XX вв. стали популярными разновидности премилленаризма, приверженцы которых утверждают, что Христос возвратится до скорби. Часто этот взгляд называют «восхищением до скорби», так как его сторонники полагают, что, когда Христос возвратится, Церковь будет «восхищена», или взята на небо, чтобы пребывать там с Ним. Глава 54. Миллетум___________________________ 1279 Аргументы в пользу этой точки зрения таковы38: 1. Весь период скорби будет временем излияния гнева Божьего на землю. 2. Иисус дал обетование: «Ясохраню тебя от годины искушения, которая 3. Если Христос возвратится после скорби и победит всех Своих врагов, 4. Данная точка зрения позволяет верить, что Христос может возвратить Хотя это и не аргумент в пользу излагаемой точки зрения, все же следует отметить, что ее сторонники считают, что учение о скорби (Мф. 24) и предостережения, данные в связи с этим верующим, относятся к верующим-евреям периода скорби, а не ко всей Церкви39. На все эти аргументы можно ответить так: 1. Утверждение о том, что все страдания этого периода будут результатом 2. Иисус говорит верующим филадельфийской церкви (Отк. 3:10), что 38 Большая часть аргументов в пользу данного подхода взята из очень подробного 39 Файнберг приводит дополнительные аргументы, касающиеся различий между 1280 Часть VII. Учение о грядущем лишь к одной конкретной церкви (филадельфийской) и его не следует применять ко всей Церкви. Тем более что «година искушения, которая придет на всю вселенную», не обязательно является тем же самым периодом, что и скорбь. Гораздо более вероятно, что речь здесь идет о времени великих страданий и преследований, которые надвигались на Римскую империю и на весь обитаемый мир. И наконец, обетование о том, что филадельфийская церковь будет сохранена, не подразумевает того факта, что она будет восхищена из мира, это значит, что она просто останется верной и будет сохранена от страданий и испытаний. 3. Утверждение о том, что в миллениум должны войти люди в непрослав 4. Это не единственная точка зрения, где подразумевается возвращение Однако следует сказать, что за всеми этими аргументами кроется, вероятно, желание сохранить различие между Церковью (которая, по мнению представителей данной точки зрения, будет восхищена на небо, чтобы пребывать с Христом) и Израилем (который, по их мнению, будет народом Божьим на земле во время скорби, а затем в Царстве миллениума). Однако, как мы отметили ранее41, в Новом Завете не делается подобного разграничения между Израилем и Церковью. Поэтому нет никакой необходимости проводить различие между ними и в период скорби и миллениума. Среди сторонников точки зрения, подразумевающей возвращение Христа доскорби, есть течение, последователи которого считают, что Христос возвратится во время скорби. Эта точка зрения отстаивается Глизоном Арчером42. Он считает, что период скорби будет разделен на две части. Первые три с половиной года будут характеризоваться человеческим гневом, и в этот период Церковь присутствует; вторые три с половиной года — гневом Бога, и в этот период Церкви на земле нет. Важнейший аргумент в пользу данной теории 40 См. гл. 53. 41 О разграничении Израиля и Церкви см. в гл. 43. 42 Gleason Archer, "The Case for the Mid-Seventies-Week Rapture Position", in The Глава 54. Миллениум_________________________ 1281 основан на Писании; отмечается, что в Дан. 7:25, 9:27 и 12:7 и 11, как и в Отк. 12:14, семь дней, или семь времен, разделены на два интервала. Упоминается интервал в три с половиной дня символической недели, что является указанием на период в три с половиной года, после которого народ Божий будет спасен от скорби. Есть и другой аргумент: в этой теории огромное значение придается ожиданию пришествия Христа, так как три с половиной года — это период более короткий, чем семь лет. Но хотя в Книге Пророка Даниила и говорится о разрыве «седмины», которую предсказывает Даниил, там нет никакого указания на то, что посреди недели верующие будут взяты с земли43. И почему в течение трех с половиной лет скорби ожидание пришествия должно быть напряженнее, чем в течение семи лет скорби. И наконец, некоторые возражения против мнения о том, что Христос возвратится до скорби, можно выдвинуть, исходя из теории, предполагающей, что Христос возвратится после скорби (именно такого мнения придерживаются сторонники исторического премилленаризма): 1. Нигде в Новом Завете не говорится прямо, что Церковь будет восхищена из мира до периода скорби. Если это значительное событие действительно должно произойти, то о нем непременно было бы упомянуто в Новом Завете. Конечно, Иисус говорит о том, что Он придет вновь, чтобы забрать нас к Себе (Ин. 14:3), а Павел говорит, что мы будем восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Фес. 4:17) и что мы изменимся в мгновение ока и обретем воскрешенные тела (1 Кор. 15:51,52). Но верующие в течение всей истории полагали, что в этих отрывках говорится не о тайном восхищении Церкви перед периодом скорби, а о видимом, публичном восхищении (или «взятии») Церкви буквально за несколько мгновений до пришествия Христа на землю вместе с ними, для того чтобы править в Царстве миллениума (или, с амилле-наристской точки зрения, — в вечности)44. Кроме того, крайне трудно истолковать 1 Фес. 4:17 — единственный отрывок, в котором явно говорится о том, что Церковь будет «взята» (или 43 См.: Paul D. Feinberg, "Response", in The Rapture, pp. 147-150. 44 Когда Павел говорит, что «мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены 41 Зак..1605 1282_______________________ Часть УЛ. Учение о грядущем__________________________ «восхищена»), — в том смысле, что пришествие Иисуса будет тайным. Здесь говорится: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фес. 4:16, курсив мой. — У. Г.). Об этих словах Леон Моррис справедливо заметил: «Конечно, можно сказать, исходя из этого отрывка, что восхищение произойдет тайно и никто, кроме святых, не узнает, что происходит. Однако очень трудно понять это именно таким образом. Напротив, здесь весьма ясно сказано, что все это произойдет открыто и публично»45. Учение о восхищении Церкви до скорби основано на нескольких отрывках, и все они спорны. Кроме того, это учение оставалось непонятым до XIX в. 2. В нескольких текстах скорбь достаточно явно связана с возвращением Кроме того, трудно истолковать Мф. 24 как повествование не о Церкви, а о еврейском народе, который спасется во время скорби. Иисус обращается к Своим ученикам (Мф. 24:1—4) и предостерегает их о грядущих гонениях и страданиях. Он говорит им о будущей великой скорби, а затем предупреждает, что «после скорби дней тех» явятся космические знамения и «тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Однако возможно ли, чтобы Иисус, говоря все это Своим ученикам, подразумевал, что описываемые Им явления имеют отношение не к Церкви, а только к будущему земному царству еврейского народа, который будет обращен во время скорби? Как ученики могли бы догадаться, что Он имел в виду именно это? Маловероятно, что ученики здесь — это представители будущего еврейского царства, а не представители Церкви, с основанием которой они были столь тесно связаны, основанием которой они, собственно говоря, и были (Еф. 2:20). 3. И наконец, похоже, что Новый Завет не оправдывает представления о Правильнее будет сделать следующий вывод: Церковь пройдет через период скорби, предсказанный Иисусом. Возможно, сами мы предпочли бы из- 45 Leon Morris, The First and Second Epistles to the Thessalonians, p. 145. Глава 54. Миллениум__________________________ 1283 бежать этого, но решение принимать не нам. И если Бог желает, чтобы кто-либо из нас жил на земле до времени великой скорби, то нам следует вспомнить слова Петра: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4:14). И еще: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21). Мысль о том, что христиане должны быть готовы пройти через страдания, видна также в словах Павла, когда он говорит, что мы — сонаследники Христу, «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Мы также можем вспомнить, что со времен Ноя и до времени мученичества апостолов Бог часто вел Свой народ через страдания к славе, ибо так Он поступил и со Своим собственным Сыном. «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их совершил чрез страдания» (Евр. 2:10). Именно Спаситель, Который Сам страдал более, нежели любой из Его детей, сказал: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10). Вопросы для самостоятельной работы 1. Какой точки зрения вы придерживались до того, как прочитали эту главу: 2. Расскажите, как ваш нынешний взгляд на миллениум и на период вели 3. Как, по вашему мнению, будет выглядеть жизнь людей в прославленных 4. Назовите позитивное и негативное отражение точек зрения о восхище Специальные термины амилленаризм восхищение великая скорбь восхищение Церкви до периода скорби 1284_______________________ Часть VII. Учение о грядущем______________________ восхищение Церкви постмилленаризм после периода скорби премилленаризм восхищение Церкви премилленаризм, подразумевающий посреди периода скорби пришествие Христа до периода диспенсационалистский скорби премилленаризм премилленаризм, подразумевающий премилленаризм скорби миллениум Библиография
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.014 с.) |