Г. Аргументы в пользу премилленаризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Аргументы в пользу премилленаризма



Точка зрения, которая защищается автором этой книги, — это истори­ческий премилленаризм. Аргументы против премилленаристской точки зре­ния в основном были представлены в разделах, посвященных аргументам

32 Действительно, некоторые постмилленарии считают, что в конце миллениума будет
период отступления, — непосредственно перед возвращением Христа. Однако период
отступления в торжествующем царстве праведности, которое будет установлено в пери­
од миллениума, — это не то же самое, что период скорби, в который торжествует зло, а
христиане переживают великие гонения.

33 Об отрывках, повествующих о скором возвращении Христа, см. в гл. 54.


1274______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________

в защиту амилленаризма и постмилленаризма, и поэтому не будут здесь еще раз рассмотрены отдельно, однако некоторые возражения будут приняты во внимание по ходу изложения.

1. Многие отрывки из Ветхого Завета, как представляется, не относятся ни к современной эпохе, ни к вечности. В этих отрывках говорится о некоем будущем этапе истории спасения, который будет более велик, чем современ­ная эпоха Церкви, однако тогда грех еще не будет уничтожен, не будет отступ­ления и смерти.

Исайя говорит об Иерусалиме в некоторый момент будущего:

Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столет­ний грешник будет проклинаем (Ис. 65:20).

Здесь мы читаем о том, что не будет больше детей, умирающих в младен­честве, и пожилых людей, умирающих преждевременно, т. е. о таком положе­нии, которое сильно отличается от современного. Однако грех и смерть все еще будут присутствовать, так столетний юноша умрет, а столетний грешник «будет проклинаем». Контекст этого отрывка, возможно, содержит в себе эле­менты описания миллениума и вечности (ст. 17,25), однако в самой природе ветхозаветного пророчества не видно будущих событий, точно так же как в них нет разделения первого и второго пришествия Христа. Итак, в более ши­роком контексте могут присутствовать подобные элементы, однако факт оста­ется фактом: данный отрывок (повествующий о детях и старцах, которые жи­вут долго, о столетнем юноше и о проклинаемом грешнике) указывает на кон­кретный период времени, который отличается от современной эпохи.

Похоже, Исайя предсказывает царство миллениума и в других стихах:

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею и детеныши их будут лежать вместе; и лев, как вол, будет есть солому. И младенец бу­дет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11:6—9).

В этом отрывке прямо говорится о важном перерождении природы, кото­рое уводит нас далеко от современности, во времена, когда «земля будет на­полнена ведением Господа, как воды наполняют море» (ст. 9). И все же бук­вально в следующем стихе Исайя говорит:

И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку Свою, чтобы возвратить Себе ос­таток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, иуХуса... (Ис. 11:10,11).


Глава 54. Миллениум__________________________ 1275

Здесь говорится, что некоторые люди все еще ищут Мессию и, видимо, обретают спасение, а Господь, похоже, все еще собирает остаток Своего наро­да из различных племен земли. Поэтому, судя по всему, вечность еще не нача­лась, хотя перерождение природы далеко превосходит ее современное состоя­ние. Не указывает ли это на будущее царство миллениума?

Судя по всему, в Псалме 71 описывается не просто правление царя Соло­мона, а предсказывается слава правления Мессии:

Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли. Па­дут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах. Цари Фар-сиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары. И поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему. Ибо он изба­вит нищего, вопиющего, и угнетенного, у которого нет помощника. Бу­дет милосерд к нищему и убогому, и души убогих спасет. От коварства и насилия избавит души их, и драгоценна будет кровь их пред очами его (Пс. 71.8-14)34.

Этот отрывок, безусловно, повествует о мессианском правлении, гораздо более великом, чем правление Давида или Соломона, так как царство Мессии простирается «до концов земли» и «все народы будут служить ему» (ст. 8,11; отметим, что в псалме также говорится: «И будут бояться Тебя, доколе пребу­дут солнце и луна, в роды родов», ст. 5). Это будет царство праведности и спра­ведливости — однако это, несомненно, еще не вечность. Там все еще будут «вопиющие нищие» и «угнетенные, у которых нет помощника» (ст. 12—14). Там все еще будут враги, которые «будут лизать прах» в правление этого пра­ведного Царя (ст. 9). Все это свидетельствует об эпохе, которая сильно отли­чается от современной, однако не является вечностью, так как в ней присут­ствует грех и страдание.

Захария также пророчествует о будущей эпохе, в которую произойдет ве­ликое изменение земли, Господь будет Царем всей земли, но все еще будет при­сутствовать отступление и грех, страдание и смерть:

...И придет Господь Бог мой и все святые с Ним. И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведо­мый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Гос­подь един, и имя Его — едино. Вся эта земля будет, как равнина, от Га-ваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять

34 NASB и RSV передают эти слова не как предсказания, а как молитву («Да будет он править... Да преклонятся пред ним все враги его...» и т. д.). Однако в любом случае этот псалом показывает ожидание мессианского правителя, который будет править «до концов земли».


1276_______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________

на своем месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых во­рот, до угловых ворот, и от башни Ананеила до царских точил. И будут жить в нем, и проклятия не будет более, но будет стоять Иерусалим бе­зопасно. И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него. И будет в тот день: произойдет между ними великое смятение от Господа, так что один схватит руку дру­гого, и поднимется рука его на руку ближнего его. Но и сам Иуда будет воевать против Иерусалима, и собрано будет богатство всех окрестных народов: золото, серебро и одежды в великом множестве. <...> Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут при­ходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празд­нования праздника кущей. И будет: если какое из племен земных не пой­дет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них (Зах. 14:5—17).

Здесь описание вновь не соответствует современной эпохе, так как Гос­подь в этом тексте — Царь всей земли. Однако не соответствует оно также и вечности, так как речь тут явно идет о неповиновении Господу и войне против Него. Могут возразить, что это типичное ветхозаветное пророчество, в кото­ром разные события совмещены в видении пророка, хотя по времени сверше­ния эти события могут быть разделены долгими веками. Однако трудно при­менить подобное разделение к разбираемому отрывку, поскольку в нем нака­зание бедами и засухой свершается именно за войну против Господа, Царя всей земли35.

2. В Новом Завете, помимо Отк. 20, есть также и другие отрывки, которые говорят о будущем миллениуме. Воскресший Господь Иисус говорит церкви в Фиатире: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего» (Отк. 2:26,27, кур­сив мой. — У. Г.). Используемые здесь образы («пасти жезлом железным»; «со­крушать глиняные сосуды») предполагают жесткое правление народом, пре­бывающим в неповиновении. Но когда это верующие, побеждая зло, могли бы участвовать в подобном правлении? Такое представление хорошо согласу­ется с будущим царством миллениума, когда прославленные святые будут править вместе с Христом на земле, но не согласуется ни с современной эпо­хой, ни с вечностью (представление об управлении народами «жезлом желез­ным» находим также в Отк. 12:5,6 и 19:15).

35 Тем не менее в этом отрывке говорится и о благословениях — в форме ветхозавет­ных жертв — и упоминается Праздник кущей. Людям того времени были доступны лишь описания и терминология подобного рода, однако Новый Завет позволяет говорить о бол ь-шем (духовном) исполнении того, что здесь перечислено.


Глава 54. Миллениум__________________________ 1277

Когда Павел говорит о воскресении, он утверждает, что каждый человек получит воскрешенное тело: «Первенец Христос, потом [eneixa] Христовы, в пришествие Его. Азатем [егха] конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1 Кор. 15:23—25). Слова, переведенные как «потом» и «затем» {екегха и еТта), оба имеют значе­ние «после этого», а не «в то же самое время». Между воскресением Христа и Его вторым пришествием, когда мы обретаем воскрешенные тела (ст. 23), есть определенный временной интервал. Так и между вторым пришествием Хрис­та и «концом» (ст. 24), когда Христос передает власть над Царством Богу по­сле управления этим Царством в течение некоторого времени, тоже есть опре­деленный промежуток времени36.

3. Основываясь на нескольких других отрывках, где содержится намек или прямое указание на определенный будущий период времени, более вели­кий, чем современная эпоха, но не совпадающий с вечностью, следует рас­смотреть Отк. 20 еще раз. Здесь многие утверждения правильнее всего истол­ковывать как повествующие о будущем земном Царстве Христа, предшеству­ющем суду.

а) Когда речь идет о связывании и заточении сатаны в бездне (ст. 2, 3),
предполагается гораздо большее ограничение его активности, чем то, которое
мы видим в современную эпоху.

б) Утверждение о том, что верные «ожили» (ст. 4), правильнее всего истол­
ковывать как повествование о телесном воскресении, поскольку в следую­
щем стихе говорится: «Это — первое воскресение». Глагол eC,r\aav, «ожили», —
это та же самая форма глагола, которая употреблена в Отк. 2:8, где Иисус го­
ворит о Себе: «Был мертв, и се, жив», явно имея в виду воскресение37.

в) Как толкуют премилленарии, царствование с Христом (в Отк. 20:4) —
это нечто, что должно свершиться в будущем, а не то, что происходит сейчас
(как утверждают амилленарии). Это согласуется с прочими текстами Нового
Завета, где часто говорится о том, что верующие будут править с Христом и
получат от Него власть править на всей земле (см.: Лк. 19:17,19; 1 Кор. 6:3;
Отк. 2:26,27; 3:21). Однако нигде в Писании не говорится, что верующие во
время промежуточного состояния (между временем их смерти и временем
возвращения Христа) правят с Христом или разделяют с Ним власть. Ведь

36 Греческое слово eira означает «после этого» (см.: Мк.4:17,28; 1 Кор. 15:5,7; 1 Тим.
2:13). Оно не всегда обозначает последовательность во времени, поскольку может вво­
дить логическую часть той или иной последовательности, однако в рассказе об истори­
ческих событиях оно означает нечто, происходящее после чего-либо другого (см.: BAG D,
pp. 233, 234; также LSJ, р. 498, где сказано: «Означало последовательность одного дейст­
вия или состояния за другим... затем, потом»).

37 Я понимаю аорист изъявительного наклонения kC,r]oav как инцептивный аорист,
т. е. обозначающий начало действия.


1278 ______________________ Часть VII. Учение о грядущем

в Откровении, немного раньше, говорится о том, что святые на небесах до воз­вращения Христа ожидают под жертвенником и вопиют к Господу, чтобы Он начал судить совершающих злодеяния на земле (Отк. 6:9,10). Нигде не гово­рится о том, что христиане уже правят с Христом.

Те, кто ожил и правит с Христом (Отк. 20), — это люди, «которые не по­клонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4, курсив мой. — У. Г.). Речь здесь идет о тех, кто не был слом­лен преследованиями зверя, о которых говорится в Отк. 13:1—18. Однако если жестокость преследований, о которых говорится в Отк. 13, приводит нас к заключению, что зверь еще не появился в мире, а лишь явится в будущем, то гонения, которые развяжет этот зверь, также относятся к будущему. А если гонения относятся к будущему, то сцена, описанная в Отк. 20, где те, «которые не поклонились зверю... не приняли начертания на чело свое и на руку свою» (Отк. 20:4), также относятся к будущему. Это означает, что в Отк. 20:1—6 го­ворится не о современной эпохе Церкви, и правильнее всего полагать, что здесь речь идет о будущем Царстве Христа во время миллениума.

Все эти соображения в совокупности свидетельствуют в пользу премилле-наризма. Если мы убеждены, что эта точка зрения верна, то можно считать вто­ростепенным вопрос о том, является ли тысячелетний период тысячелетним в буквальном смысле, или просто неопределенно длительным периодом времени. И хотя мы, возможно, и не знаем всех деталей, касающихся природы миллени­ума, можно с полной уверенностью сказать, что в будущем нас ждет земное Царство Христа, которое будет значительно отличаться от нынешней эпохи.

Д. Время великой скорби

Если вас убедили аргументы в пользу премилленаризма, то следует решить еще один важный вопрос: когда возвратится Христос — до или после «вели­кой скорби»?

Само выражение «великая скорбь» взято из текста Мф. 24:21 (и парал­лельных мест), где Иисус говорит: «Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Исторический премилленаризм полагает, что Христос возвратится после этой скорби, так как далее в этом отрывке говорится: «И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет... тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племе­на земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29,30). Однако, как было сказано выше, в XIX и XX вв. стали популярными разновидности премилленаризма, привер­женцы которых утверждают, что Христос возвратится до скорби. Часто этот взгляд называют «восхищением до скорби», так как его сторонники полага­ют, что, когда Христос возвратится, Церковь будет «восхищена», или взята на небо, чтобы пребывать там с Ним.


Глава 54. Миллетум___________________________ 1279

Аргументы в пользу этой точки зрения таковы38:

1. Весь период скорби будет временем излияния гнева Божьего на землю.
Поэтому едва ли христиане окажутся в это время на земле.

2. Иисус дал обетование: «Ясохраню тебя от годины искушения, которая
придет на всю вселенную,
чтоб испытать живущих на земле» (Отк. 3:10). Эти
слова показывают нам, что Церковь будет взята из мира до того, как придет
година искушения.

3. Если Христос возвратится после скорби и победит всех Своих врагов,
тогда откуда возьмутся неверующие, которые должны жить в Царстве милле-
ниума? Однако сторонники точки зрения, что Христос возвратится до перио­
да скорби, принимают в расчет тысячи верующих-евреев, которые станут хри­
стианами во время скорбей и войдут в миллениум в непрославленных телах.

4. Данная точка зрения позволяет верить, что Христос может возвратить­
ся в любой момент (имеется в виду Его пришествие до скорби), однако следу­
ет учитывать, что многие знамения еще должны исполниться (имеется в виду
Его пришествие после скорби, когда знамения исполнятся).

Хотя это и не аргумент в пользу излагаемой точки зрения, все же следует отметить, что ее сторонники считают, что учение о скорби (Мф. 24) и предо­стережения, данные в связи с этим верующим, относятся к верующим-евре­ям периода скорби, а не ко всей Церкви39.

На все эти аргументы можно ответить так:

1. Утверждение о том, что все страдания этого периода будут результатом
гнева Божьего, не согласуется с новозаветными описаниями скорби. Многие
страдания произойдут «по причине умножения беззакония» (Мф. 24:12) и из-
за того, что преследование Церкви и противодействие сатаны очень усилятся
в этот период. Конечно, все верующие (как язычники, так и иудеи) не испы­
тают гнева Божьего в любое время, но это не означает, что они избегнут всех
страданий, даже в особенно трудные времена.

2. Иисус говорит верующим филадельфийской церкви (Отк. 3:10), что
Он сохранит их от годины искушения, которая надвигается на весь мир, но
этого свидетельства не достаточно для утверждения о том, что вся Церковь
будет взята из мира до периода скорби. Во-первых, это утверждение относится

38 Большая часть аргументов в пользу данного подхода взята из очень подробного
исследования: Paul D. Feinberg, "The Case for Pretribulation Rapture Position" in The Rapture:
Pre-, Mid-, orPost-Tribulational?pp.
45-86.

39 Файнберг приводит дополнительные аргументы, касающиеся различий между
теми отрывками, которые он рассматривает как повествование о восхищении (до скор­
би), и отрывками, которые он рассматривает как описание второго пришествия (после
скорби). Однако большинство этих различий не являются непреодолимыми противо­
речиями, это те случаи, в которых то или иное событие упомянуто в одном отрывке и
не упомянуто в другом (прекрасный анализ этой проблемы см.: Douglas Moo, "Response",
p. 99-101).


1280 Часть VII. Учение о грядущем

лишь к одной конкретной церкви (филадельфийской) и его не следует приме­нять ко всей Церкви. Тем более что «година искушения, которая придет на всю вселенную», не обязательно является тем же самым периодом, что и скорбь. Гораздо более вероятно, что речь здесь идет о времени великих страданий и преследований, которые надвигались на Римскую империю и на весь обитае­мый мир. И наконец, обетование о том, что филадельфийская церковь будет сохранена, не подразумевает того факта, что она будет восхищена из мира, это значит, что она просто останется верной и будет сохранена от страданий и ис­пытаний.

3. Утверждение о том, что в миллениум должны войти люди в непрослав­
ленных телах, — это вовсе не аргумент в пользу точки зрения, подразумеваю­
щей возвращение Христа до скорби. Когда Христос возвратится после скор­
би, Он победит все силы, собранные против Него, однако это не означает, что
Он убьет всех этих людей или уничтожит их. Многие просто сдадутся, так и
не уверовав в Христа, и, таким образом, войдут в миллениум как неверую­
щие. А в течение миллениума многие, вне всякого сомнения, обратятся к Хри­
сту и тоже станут верующими.

4. Это не единственная точка зрения, где подразумевается возвращение
Христа до скорби. Есть и другие, которые считают, что Христос может воз­
вратиться в любое время и что Его возвращению будут предшествовать зна­
мения. Например, те, кто предполагает, что, возможно (хотя и маловероятно),
знамения уже исполнились, — также допускают такую возможность40.

Однако следует сказать, что за всеми этими аргументами кроется, веро­ятно, желание сохранить различие между Церковью (которая, по мнению пред­ставителей данной точки зрения, будет восхищена на небо, чтобы пребывать с Христом) и Израилем (который, по их мнению, будет народом Божьим на зем­ле во время скорби, а затем в Царстве миллениума). Однако, как мы отметили ранее41, в Новом Завете не делается подобного разграничения между Израи­лем и Церковью. Поэтому нет никакой необходимости проводить различие между ними и в период скорби и миллениума.

Среди сторонников точки зрения, подразумевающей возвращение Хрис­та доскорби, есть течение, последователи которого считают, что Христос воз­вратится во время скорби. Эта точка зрения отстаивается Глизоном Арчером42. Он считает, что период скорби будет разделен на две части. Первые три с половиной года будут характеризоваться человеческим гневом, и в этот пе­риод Церковь присутствует; вторые три с половиной года — гневом Бога, и в этот период Церкви на земле нет. Важнейший аргумент в пользу данной теории

40 См. гл. 53.

41 О разграничении Израиля и Церкви см. в гл. 43.

42 Gleason Archer, "The Case for the Mid-Seventies-Week Rapture Position", in The
Rapture,
pp. 113-145.


Глава 54. Миллениум_________________________ 1281

основан на Писании; отмечается, что в Дан. 7:25, 9:27 и 12:7 и 11, как и в Отк. 12:14, семь дней, или семь времен, разделены на два интервала. Упоми­нается интервал в три с половиной дня символической недели, что является указанием на период в три с половиной года, после которого народ Божий бу­дет спасен от скорби. Есть и другой аргумент: в этой теории огромное значе­ние придается ожиданию пришествия Христа, так как три с половиной года — это период более короткий, чем семь лет.

Но хотя в Книге Пророка Даниила и говорится о разрыве «седмины», ко­торую предсказывает Даниил, там нет никакого указания на то, что посреди недели верующие будут взяты с земли43. И почему в течение трех с половиной лет скорби ожидание пришествия должно быть напряженнее, чем в течение семи лет скорби.

И наконец, некоторые возражения против мнения о том, что Христос воз­вратится до скорби, можно выдвинуть, исходя из теории, предполагающей, что Христос возвратится после скорби (именно такого мнения придержива­ются сторонники исторического премилленаризма):

1. Нигде в Новом Завете не говорится прямо, что Церковь будет восхище­на из мира до периода скорби. Если это значительное событие действительно должно произойти, то о нем непременно было бы упомянуто в Новом Завете. Конечно, Иисус говорит о том, что Он придет вновь, чтобы забрать нас к Себе (Ин. 14:3), а Павел говорит, что мы будем восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Фес. 4:17) и что мы изменимся в мгновение ока и обре­тем воскрешенные тела (1 Кор. 15:51,52). Но верующие в течение всей исто­рии полагали, что в этих отрывках говорится не о тайном восхищении Церк­ви перед периодом скорби, а о видимом, публичном восхищении (или «взятии») Церкви буквально за несколько мгновений до пришествия Христа на землю вместе с ними, для того чтобы править в Царстве миллениума (или, с амилле-наристской точки зрения, — в вечности)44.

Кроме того, крайне трудно истолковать 1 Фес. 4:17 — единственный от­рывок, в котором явно говорится о том, что Церковь будет «взята» (или

43 См.: Paul D. Feinberg, "Response", in The Rapture, pp. 147-150.

44 Когда Павел говорит, что «мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены
будем на облаках в сретение Господу на воздухе» (1 Фес. 4:17), для слова «сретение» он
использует греческое слово bat6a/xr]aw. Это слово в греческой внебиблейской литературе
употребляется в отношении граждан, которые выходят за пределы города для встречи
прибывающего магистрата, а затем возвращаются в город вместе с ним. «Слово cazwzrpiv
следует понимать как специальный термин для обозначения гражданского обычая ан­
тичного периода, когда город приветствовал важных посетителей» (Erik Peterson,
"tmaimjais ", TDNT, 1:380). Моултон и Миллиган (Moulton and Milligan) говорят: «Похо­
же, это слово было своего рода специальным термином для обозначения официального
приветствия вновь прибывшего сановника — и это прекрасно согласуется с употребле­
нием данного слова в Новом Завете» (ММ, р. 53).

41 Зак..1605


1282_______________________ Часть УЛ. Учение о грядущем__________________________

«восхищена»), — в том смысле, что пришествие Иисуса будет тайным. Здесь говорится: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба» (1 Фес. 4:16, курсив мой. — У. Г.). Об этих словах Леон Моррис справедливо заметил: «Конечно, можно сказать, исходя из этого отрывка, что восхищение произойдет тайно и никто, кроме святых, не узнает, что происхо­дит. Однако очень трудно понять это именно таким образом. Напротив, здесь весьма ясно сказано, что все это произойдет открыто и публично»45.

Учение о восхищении Церкви до скорби основано на нескольких отрыв­ках, и все они спорны. Кроме того, это учение оставалось непонятым до XIX в.

2. В нескольких текстах скорбь достаточно явно связана с возвращением
Господа. Во-первых, громогласная труба, собирающая избранных (Мф. 24:31),
глас трубы Божьей (1 Фес. 4:16) и последняя труба, при гласе которой изме­
нятся наши тела (1 Кор. 15:51,52), судя по всему, являются упоминаниями об
одной и той же трубе — последней трубе, которая протрубит перед миллениу-
мом. Если это действительно «последняя труба» (1 Кор. 15:52), то не понятно,
как может протрубить еще одна труба (Мф. 24:31) семью годами позже.

Кроме того, трудно истолковать Мф. 24 как повествование не о Церкви, а о еврейском народе, который спасется во время скорби. Иисус обращается к Своим ученикам (Мф. 24:1—4) и предостерегает их о грядущих гонениях и стра­даниях. Он говорит им о будущей великой скорби, а затем предупреждает, что «после скорби дней тех» явятся космические знамения и «тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках не­бесных с силою и славою великою» (Мф. 24:30). Однако возможно ли, чтобы Иисус, говоря все это Своим ученикам, подразумевал, что описываемые Им явления имеют отношение не к Церкви, а только к будущему земному царству еврейского народа, который будет обращен во время скорби? Как ученики могли бы догадаться, что Он имел в виду именно это? Маловероятно, что уче­ники здесь — это представители будущего еврейского царства, а не предста­вители Церкви, с основанием которой они были столь тесно связаны, основа­нием которой они, собственно говоря, и были (Еф. 2:20).

3. И наконец, похоже, что Новый Завет не оправдывает представления о
двух разных возвращениях Христа (однажды за Своей Церковью—до скорби,
а затем, семь лет спустя, со Своей Церковью — чтобы судить неверующих). И
вновь следует отметить, что это учение прямо не излагается ни в одном месте
Писания, это лишь предположение, основанное на различиях, содержащихся в
нескольких отрывках, в которых возвращение Христа описывается с разных
точек зрения. Однако совсем не трудно рассматривать все эти отрывки как по­
вествование об одном событии, происходящем в одно время.

Правильнее будет сделать следующий вывод: Церковь пройдет через пе­риод скорби, предсказанный Иисусом. Возможно, сами мы предпочли бы из-

45 Leon Morris, The First and Second Epistles to the Thessalonians, p. 145.


Глава 54. Миллениум__________________________ 1283

бежать этого, но решение принимать не нам. И если Бог желает, чтобы кто-либо из нас жил на земле до времени великой скорби, то нам следует вспом­нить слова Петра: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас» (1 Пет. 4:14). И еще: «Христос постра­дал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:21). Мысль о том, что христиане должны быть готовы пройти через страдания, видна также в словах Павла, когда он говорит, что мы — сонаследники Хри­сту, «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Мы также можем вспомнить, что со времен Ноя и до времени мученичества апостолов Бог часто вел Свой народ через страдания к славе, ибо так Он по­ступил и со Своим собственным Сыном. «Ибо надлежало, чтобы Тот, для Ко­торого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, Вождя спа­сения их совершил чрез страдания» (Евр. 2:10). Именно Спаситель, Который Сам страдал более, нежели любой из Его детей, сказал: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть... Будь верен до смерти, и дам тебе венец жиз­ни» (Отк. 2:10).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какой точки зрения вы придерживались до того, как прочитали эту главу:
амилленаристской, постмилленаристской или премилленаристской? Как вы по­
лагали, Христос возвратится до или после скорби? Изменилось ли ваше мнение
сейчас?

2. Расскажите, как ваш нынешний взгляд на миллениум и на период вели­
кой скорби отражается на вашей христианской жизни.

3. Как, по вашему мнению, будет выглядеть жизнь людей в прославленных
телах, когда Иисус Христос будут править как Царь мира? Вы можете описать бо­
лее или менее подробно ваше эмоциональное состояние в различных ситуациях,
которые могли бы сложиться в этом Царстве. Вы действительно жаждете наступ­
ления подобного Царства? (Ваши ответы будут несколько различаться в зависи­
мости от вашей точки зрения по вопросу о том, когда вы обретете воскрешенное
тело, — в период миллениума или в вечности.)

4. Назовите позитивное и негативное отражение точек зрения о восхище­
нии Церкви до периода скорби и после этого периода в повседневной жизни хри­
стиан.

Специальные термины

амилленаризм восхищение

великая скорбь восхищение Церкви до периода скорби


1284_______________________ Часть VII. Учение о грядущем______________________

восхищение Церкви постмилленаризм

после периода скорби премилленаризм

восхищение Церкви премилленаризм, подразумевающий

посреди периода скорби пришествие Христа до периода

диспенсационалистский скорби

премилленаризм премилленаризм, подразумевающий
исторический пришествие Христа после периода

премилленаризм скорби

миллениум

Библиография



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.056 с.)