Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Подтверждения в Ветхом Завете учения о прославлении

Поиск

Иногда люди утверждали, что в Ветхом Завете нет (или совсем нет) под­тверждений надежды на будущее воскрешение тел, однако в Ветхом Завете гораздо больше таких подтверждений, чем мы думаем. Во-первых, Новый За­вет указывает, что еще до того, как Иисус был воскрешен из мертвых, многие иудеи, жившие во времена Христа, имели определенную надежду на будущее телесное воскресение. Когда Иисус приходит в дом Лазаря, после того как тот умер, и говорит Марфе: «Воскреснет брат твой», Марфа отвечает: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11:23,24, курсив мой. — У. Г.). Кроме того, когда Павел на суде сказал Феликсу: «...Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они [об­винители-иудеи] ожидают» (Деян. 24:15, курсив мой. — У. Г.).

Что же касается верований тех людей, которые жили в ветхозаветные вре­мена, то Евр. 11 говорит нам, что Авраам «ожидал города, имеющего основа­ние, которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10). Мы также читаем о том,

2 Некоторые евангельские христиане полагают, что как верующие, так и неверую­щие будут воскрешены одновременно (такой точки зрения придерживаются амиллена-рии). Другие (в частности, премилленарии) полагают, что воскрешение верующих про­изойдет до наступления миллениума, а воскрешение неверующих — на 1000 лет позже, после миллениума. См. гл. 54, где рассматривается вся эта проблематика и в том числе данный конкретный стих.


938_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

что многие ветхозаветные святые «умерли в вере, не получивши обетовании, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле... но они стремились к лучшему, то есть, к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11:13-16, курсив мой. — У. Г.). Автор даже говорит, что Авраам «думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» (Евр. 11:19).

Когда мы рассматриваем сами учения Ветхого Завета, мы видим много­численные указания на то, что ветхозаветные авторы имели сильную надежду на будущее воскресение. Иов говорит: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25,26)3.

В Псалтири мы читаем: «Но Бог избавит душу мою от власти преиспод­ней, когда примет меня» (Пс. 48:16; ср.: Пс. 72:24). А в Книге Притчей читаем: «Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою, и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23:13,14). Исайя говорит: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» (Ис. 26:19, курсив мой. — У. Г.). Даниил дает очень конкретное пророчество о том, что «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2, курсив мой. — У. Г.). (Ср. также видение Иезекииля о костях в Иез. 37:1—14.)

Ветхозаветные верующие, безусловно, не были в курсе такого количества подробностей о природе воскресения и не знали, каким именно образом оно произойдет через воскресение Мессии; у них не было такого четкого основа­ния для уверенности в воскресении, каку нас (ибо мы знаем, что Христос вос­крес во плоти), тем не менее, как мы видели, они ожидали будущего дня теле­сного воскресения. Люди, которые годами размышляли над этими утвержде­ниями Писания и верили в них (такие, как Марфа; Ин. 11:24), были готовы принять полное новозаветное учение о воскресении, поскольку оно лишь да­вало большую уверенность тем, кто уже в него верил.

3 Многие слова в этом отрывке истолковать довольно трудно; среди исследователей ведутся дебаты о том, надеется ли Иов увидеть Бога в своей жизни (как это и происходит в 42:5), или уже после своей смерти (отметим, что Иов ожидает своего Искупителя, ко­торый явится «в последний день», однако это произойдет после того, как «кожа сия» уже станет прахом). См.: Francis L. Andersen, Job. TOTC (Leicester: Inter-Varsity Press, 1976), pp. 193, 194, где рассматривается экзегетическая проблематика и убедительно защища­ется мнение, что Иов надеется на физическое воскресение, после того как умрет. Точка зрения, что Иов надеется узреть Бога только при своей жизни, основана лишь на убеж­денности некоторых исследователей в том, что в иудаизме не было представления о бу­дущем телесном воскресении еще долгое время после написания Книги Иова (однако см.: Евр. 11:10,19, где говорится о вере Авраама в воскресение).


Глава 41. Прославление (обретение воскрешенного тела)____________ 939

В. Какими будут наши воскрешенные тела?

Если Христос воскресит наши тела из мертвых, когда возвратится, и если наши тела будут подобны Его воскрешенному телу (1 Кор. 15:20,23,49; Флп. 3:21), то какими будут наши воскрешенные тела?

Используя пример посеянного зерна, которое затем вырастает в нечто го­раздо более прекрасное, Павел продолжает свое объяснение:

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетле­нии; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. <...> И как мы носи­ли образ перстного, будем носить и образ небесного (1 Кор. 15:42-44,49, курсив мой. — У. Г.).

Тот факт, что наши тела будут «нетленными», означает, что они не будут стареть и не будут подвержены никаким болезням. Они будут совершенно здо­ровыми и сильными навечно. Кроме того, поскольку постепенный процесс старения — это тот процесс, в ходе которого наши тела подвергаются «тле­нию», справедливо полагать, что наши воскрешенные тела не будут иметь никаких следов старения, но будут вечно обладать признаками зрелой муже­ственности или женственности. Не будет никаких признаков болезни или уве­чья, поскольку все будет совершенным4. Наши воскрешенные тела будут яв­лять исполнение совершенной мудрости Бога, Который сотворил человечес­кие существа — венец Его творения и носителей Его образа. В этих воскрешенных телах мы ясно увидим, в чем, по замыслу Бога, должна заклю­чаться суть человеческой природы.

Павел говорит также, что наши тела будут воскрешены «в славе». Когда это слово противопоставляется «уничтожению», как мы видим это в данном отрывке, то подразумевается внешняя красота или привлекательность, кото­рой будут обладать наши тела. Они более не будут непривлекательными, но будут выглядеть «славными» в своей красоте. Кроме того, поскольку слово «слава» часто используется в Писании для обозначения яркого сияния, кото­рое окружает присутствие Самого Бога, то, предположительно, наши тела так­же будет окружать некое сияние — как надлежащий внешний признак того, что мы вознесены и правим всем творением, дарованным нам Богом. Это так­же подразумевается в Мф. 13:43, где приведены слова Иисуса: «Тогда пра­ведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (курсив мой. — У. Г.). Также и в видении Даниила: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обра­тившие многих к правде — как звезды, во веки, навсегда» (Дан. 12:3; в отрывке,


I


4 На руках Иисуга остались раны от гвоздей, но это особый случай, это напоминание о той цене, которую Он заплатил за наше искупление, и это нельзя воспринимать как указа­ние на то, что шрамы или физические увечья сохранятся и в воскрешенном теле; см. гл. 27.


940_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

который повествует о последнем воскресении). Оба эти утверждения могут быть поняты в переносном смысле, и в этом случае они не означают, что на­стоящее сияние будет окружать наши воскрешенные тела. Однако нет ника­ких причин считать эти тексты метафорическими, есть и другие свидетель­ства в пользу буквального понимания. Предвестники будущего века, кото­рые были видны в сиянии славы Бога от лица Моисея (Исх. 34:35), и яркий свет, который исходил от И исуса во время преображения (Мф. 17:2), как и тот факт, что мы будем подобны Христу (1 Кор. 15:49) — все вместе говорят в пользу того мнения, что, когда мы обретем воскрешенные тела, нас будет окружать видимое сияние5.

Наши тела будут воскрешены также «в силе» (1 Кор. 15:43). Здесь «сила» противопоставляется той «немощи», которую мы видим в наших телах теперь. Наши воскрешенные тела не только будут свободны от болезней и старости, им также будет дана полнота силы — конечно, не такой бесконечной мощи, которой обладает Бог, и не такой «сверхчеловеческой» силы, которой облада­ют, например, «супергерои» современных фантастических детских книг, но тем не менее нам будет дарована совершенная и полная сила и мощь, та сила, которой должны были обладать тела людей, когда Бог творил их. Таким обра­зом, это будет сила, которой будет достаточно, чтобы сделать все, что мы захо­тим, в соответствии с волей Божьей.

Наконец, Павел говорит, что воскрешенное тело будет «духовным телом» (1 Кор. 15:44). В посланиях Павла слово «духовный» (греч. nvev^iaxiKb^) ни­когда не означает «не физический», а скорее «соответствующий по своим при­знакам Святому Духу» (см., напр.: Рим. 1:11; 7:14; 1 Кор. 2:13,15; 3:1; 14:37; Гал. 6:1 [«вы духовные»]; Еф. 5:19). Перевод RSV «Сеется тело физическое, вос­стает тело духовное» («It is sown a physicalbody, it is raised a spiritualbody») ведет к неверному пониманию6. Более развернутой и точной формулировкой была бы следующая: «Сеется естественноетепо, подверженное признакам и жела­ниям этого века и управляемое собственной греховной волей, а восстает ду­ховное тело, полностью покорное воле Святого Духа и послушное руковод­ству Святого Духа». Такое тело вовсе не является «не физическим», это физи­ческое тело, вознесенное на такую ступень совершенства, для которой Бог первоначально его и предназначал.

Одним словом, когда Христос возвратится, Он дарует нам новые воскре­шенные тела, подобные Его воскрешенному телу. «Когда откроется, будем

5 Сразу после воскресения тело Иисуса не было окружено ярким свечением, но
когда Он возвратился на небо и получил от Бога-Отца славу, которая Ему по праву при­
надлежала, тогда стало «лице Его —как солнце, сияющее в силе своей» (Отк. 1:16). Иисус
во время Своего преображения дал ученикам лишь краткое видение той славы, которая
по праву Ему принадлежала и которую Он затем вновь обрел на небесах.

6 Вопрос об употреблении слова «физический» в переводе RSV (1 Кор. 15:44) рас­
сматривается в гл. 27.


_____________ Глава 41. Прославление (обретение воскрешенного тела)__________ 941

подобны Ему» (1 Ин. 3:2, курсив мой. — У. Г.; это утверждение справедливо не только в этическом смысле, но также и в применении к нашим физичес­ким телам; ср.: 1 Кор. 15:49; Рим. 8:29).

Несмотря на то что в Новом Завете так настойчиво подчеркивается подо­бие наших тел телу Христа после воскресения, многие утверждают, что мы не будем обладать физическими телами, поскольку Павел говорит: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетле­ния» (1 Кор. 15:50, курсив мой. — У. Г.). И это говорится в той же части по­слания, где он рассматривал вопрос о воскресении мертвых. Однако утверж­дать на основании этого, что мы не будем иметь физических тел — просто недо­разумение. Когда Павел говорит: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия», под «плотью и кровью» он подразумевает нашу нынешнюю физическую природу, и в частности наши физические тела, в том виде, в ко­тором они существуют сейчас — в подобии Адаму после грехопадения, — а именно подверженные слабости, разрушению и, в конечном счете, смерти. Об этом он говорит в предыдущих четырех стихах (1 Кор. 15:45-49), где про­тивопоставляет Адама Христу. Он поясняет: «Каков перстный, таковы и перстные» (т. е. мы в веке сем; 1 Кор. 15:48). Затем он говорит: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:49). Под «плотью и кровью» Павел подразумевает «плоть и кровь в нынешнем состоя­нии бытия в теле, подобном телу Адама после грехопадения, в теле, подвер­женном разрушению и смерти». Он не хочет этим сказать, что мы будем су­ществовать вне физического тела, поскольку и небеса, и земля полностью будут обновлены, для того чтобы мы там жили (Рим. 8:18—25), и сами мы «все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе» (1 Кор. 15:51,52). Мы не перестанем существовать в физических телах, «ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53).

Кроме того, Иисус неоднократно показывал Своим ученикам, что Он об­ладает физическим телом, к которому можно прикоснуться, которое состоит из плоти и костей (Лк. 24:39) и в котором Он может принимать пищу. Это по­казывает нам, что тело Иисуса — образец для нас — явно было физическим телом, и было оно совершенным7.

Но как будут выглядеть наши будущие воскрешенные тела? Будут ли они точно такими же, как нынешние наши тела, и будут ли обладать в точно­сти теми же признаками, или они будут несколько другими, или же они бу­дут совершенно другими? И кроме того, будут ли наши воскрешенные тела состоять из тех же молекул, из которых состоят наши земные тела; будут ли они совершенно новым творением Божьим, или некоторым сочетанием ста­рого и нового творения?

7 См. гл. 27, где рассматривается природа воскрешенного тела Христа.


942_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

Многие тексты посланий подтверждают, что Павел предполагал, что меж­ду нашими нынешними земными телами и нашими будущими воскрешен­ными телами будет много общего. Павел говорил: «Если же Дух Того, Кто вос­кресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11, кур­сив мой. — У. Г.). Он говорил, что Иисус «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:21, курсив мой. — У. Г.). Павел, говоря о природе воскрешенного тела, привел пример посеянного в почву зерна: «И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, ка­кое случится, пшеничное илидругое какое; но Бог дает ему тело, какхочет, и каждому семени свое тело» (1 Кор. 15:37,38). В этом примере он опирается на человеческий опыт, который показывает, что между тем, что посажено, и тем, что вырастает, есть разница (ст. 42—44), но есть также и преемственность — зерно становится растением, сохраняя в себе свою сущность, но вбирая в себя из земли также и многое другое, следовательно, и мы будем иметь в наших воскрешенных телах как схожесть, так и различия. Об этой аналогии мы мо­жем сказать, что Бог возьмет все, что останется в могилах от наших физичес­ких тел, и использует это для трансформации в воскрешенное тело. Подроб­ности этого процесса остаются неясными, поскольку Писание о них умалчи­вает. Однако, поскольку Писание нас этому учит, мы должны быть уверены, что именно так все и произойдет, хотя мы и не можем объяснить, каким обра­зом такое возможно8.

Другое указание на значительное сходство между нашими нынешними телами и теми телами, которые будут нам дарованы, заключается в том факте, что верующие, которые будут жить в тот день, когда возвратится Христос, «из­менятся» — однако тела их не будут другими: «Не все мы умрем, но все изме­нимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит об­лечься в нетление, и смертному сему—облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:51—53).

Мы также должны отметить, что воскрешенное тело Христа несколько отличалось от того тела, которое у Него было, прежде чем Он умер, и ученики не сразу узнавали Его, но все же было достаточно сходства с прежним телом, так что ученики все же довольно быстро понимали, Кто перед ними. Да, были такие ситуации, когда они не сразу узнавали Его. Отчасти это следует объяс­нить тем фактом, что за время земной жизни и служения Он, несомненно, зна-

8 Кто-то может возразить, что некоторые тела распадаются полностью, поглощают­ся растениями, а затем эта материя попадает уже в другие тела, так что от первого тела уже ничего не остается. Однако в ответ мы просто должны сказать, что Бог в состоянии найти достаточное количество элементов от каждого тела, чтобы сформировать «зерно», из которого и будет произведено новое тело (см.: Быт. 50:25; Иов. 19:26; Иез. 37:1-14; Евр. 11:22).


_____________ Глава 41. Прославление (обретение воскрешенного тела)________ 943

чительно изменился под влиянием возраста, поскольку Он был «муж скорбен и изведавший болезни» (Ис. 53:3), а после воскресения был возвращен к пол­ной и совершенной силе и молодости внешне. Мы иногда тоже не сразу узна­ем наших друзей, если долго не видимся с ними; также и ученики могли с тру­дом узнавать Христа, только не потому, что Он состарился, а, наоборот, явил­ся им в совершенном виде9. С другой стороны, значительное сходство между телом Иисуса до и после воскресения с очевидностью проявляется в том, что на Его воскрешенном теле даже остались раны — на руках, ногах и на тулови­ще (Ин. 20:20,27).

Есть еще одно свидетельство в пользу мнения о сходстве между нашими земными и небесными телами: судя по всему, люди будут узнавать друг друга на небесах. Иисус говорит, что люди придут с востока и с запада и «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф. 8:11). Кроме того, Илия, который был взят на небо в его земном теле, был каким-то образом узнан учениками на горе преображения (Лк. 9:30,33) — конечно же, ученики не зна­ли Илию и Моисея во плоти, однако в каком-то смысле эти люди сохранили свойственные им черты, так что ученики поняли, что это были именно они, и они были настолько же реальны, насколько и Сам Иисус (см.: Лк. 9:33). И наконец, Матфей говорит нам, что, когда Иисус умер, «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресе­нии Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52,53, курсив мой. — У. Г.). То, что воскрешены были собственные тела воскресших и что они в Иерусалиме явились многим, вновь подтверждает, что было определенное сход­ство между их мертвыми телами и воскрешенными. Поскольку они вышли из могил, «когда Иисус умер», мы можем предположить, что эти святые получи­ли воскрешенные тела как предупреждение о том, что произойдет в день окон­чательного прославления, когда возвратится Христос10. Тот факт, что эти люди «явились многим», предполагает, что их можно было узнать, т. е. люди знали их прежде. Это свидетельство можно признать скорее основанием для пред­положения, а не для твердого вывода, и все же оно указывает на то, что есть нечто общее между телом, существовашим до воскресения, и телом, получен­ным после воскресения.

В наши дни многие евангельские христиане колеблются и не могут от­крыто признать «воскресения тела» или хотя бы то, что воскрешенные тела будут материальными, физическими, в определенной степени связанными с телами, которые опускаются в могилы. В некоторой степени это основано на неспособности понять, каким образом Бог может поднять тела из могил, в особенности в том случае, когда эти тела мертвы в течение уже многих веков.

9 Вопрос о том, почему ученики не сразу узнали Христа после Его воскресения, рассматривается в гл. 27.

10 См.: D. A. Carson, Matthew, in EBC, 8:581-582.


944_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

И все же часть этих колебаний основывается на продолжающемся скепти­цизме неверующих, которые говорят, что подобная точка зрения просто фан­тастична и совершенно невероятна. Как Бог может совершить подобное?

В обоих случаях — основывается ли колебание на честных вопросах ве­рующего, или на скептицизме неверующего — мы должны отдавать себе от­чет в том, что наша неспособность понять или объяснить что-либо никогда не должна быть причиной отказа от той или иной точки зрения, если таковая представлена в Писании. Многочисленные тексты, процитированные выше, указывающие на то, что Бог воскресит наши мертвые тела, находящиеся в мо­гилах, так же как Он воскресил тело Христа, находившееся в могиле, указы­вают также и на то, что между нашими нынешними телами и нашими воскре­шенными телами будет существовать сходство. И если этому учит нас Писа­ние, то даже если мы не можем понять, каким именно образом Бог совершит это в каждом конкретном случае, все же мы должны верить в это. Бог, сотво­ривший мир и сотворивший каждого из нас, — Тот, Кто суверенно управляет каждой частичкой этого творения в каждый конкретный момент, Тот, Кто все свершает Своим словом силы, — безусловно, может сохранить частицы на­ших физических тел, которые Он хочет использовать как «зерно», из которо­го будет создано новое тело.

Очень важно настаивать на воскресении реального, физического тела, и не только по тем причинам, которые были приведены выше, но также и потому, что в этом — ясное утверждение благости физического творения Бога. Мы будем жить в телах, которые будут обладать всеми теми прекрасными качествами, с которыми Бог и сотворил нас. И потому мы навечно будем живым доказательством мудрости Бога, создавшего материальное творение, которое от начала было «хорошо весьма» (Быт 1:31). В этих новых телах мы будем жить как воскрешенные верующие. И эти тела будут в совершенстве соответствовать жизни на «новом небе и новой земле, на которых обитает правда» (2 Пет. 3:13).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.203.27 (0.01 с.)