Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Избрание означает, что у нас нет выбора, принять нам Христа или нет.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Если согласиться с этим возражением, то получится, что учение об избрании отрицает призыв Евангелия, обращенный к воле человека, призыв, который предлагает людям сделать выбор — ответить Христу или нет. В ответ на это мы должны сказать, что учение об избрании вполне согласуется с представлением о том, что у нас есть выбор: мы совершаем волевые действия, принимая или же отвергая Христа. Наш выбор является выбором воли, потому что он связан с тем, что мы хотим сделать, и с тем, что мы решаем сделать17. Это не означает, что 16 Полный обзор возражений, касающихся учения об избрании, вы можете найти в 17 Грант Р. Озборн неоднократно подчеркивает, что в текстах, в которых идет речь об ^_______________________ Глава 31. Избрание и осуждение______________________ 767 наш выбор абсолютно свободен, поскольку (как это показано в гл. 15 о провидении) Бог может полновластно действовать через наши желания. Он гарантирует, что результат нашего выбора будет таков, каким Он его предопределил, и все же это можно рассматривать как реальный выбор, поскольку Бог создал нас и повелел, чтобы выбор человека был реален. Короче говоря, мы можем сказать, что Бог делает так, что мы избираем Христа добровольно. В разбираемом возражении кроется неверное положение о том, что выбор должен быть абсолютно свободен (т. е. что Бог никак не должен влиять на него), чтобы считать его истинным человеческим выбором. 2. В соответствии с таким определением избрания, наш выбор не явля 3. Учение об избрании делает из нас кукол или роботов, а нереальных лич 4. Учение об избрании означает, что у неверующих никогда не было шан 768_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________ некоторые люди не уверуют, то для них никогда не было истинного шанса уверовать, а это несправедливо. На это возражение есть два ответа. Во-первых, мы должны отметить, что Библия не позволяет нам говорить, что у неверующих нет шанса уверовать. Когда люди отвергали Иисуса, Он всегда возлагал вину за это на них, на их волевое решение, а не на что-либо, установленное Богом-Отцом. «Почему вы не понимаете речи Моей? потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:43,44). Он говорит Иерусалиму: «Сколько раз хотел Я собратьдетей твоих... и вы не захотели!» (Мф. 23:37, курсив мой. — У. Г.). Он сказал иудеям, которые отвергали Его: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:40, курсив мой. — У. Г.). В гл. 1 Послания к Римлянам открыто говорится, что всем людям дано явное откровение от Бога и «им нет прощения» (Рим. 1:20. Прилагательное шапоХЬуцхос,, «не заслуживающий прощения», в синодальной русской версии переведено как «безответный». — Примеч. пер.). Это постоянная тема всего Писания: люди, пребывающие в безверии, остаются таковыми лишь потому, что они не хотят прийти к Богу, и вина за это неверие всегда возлагается на самих неверующих, а вовсе не на Бога. На следующем уровне ответом на этот вопрос будет просто ответ Павла на сходное замечание: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): „зачем ты меня так сделал?"» (Рим. 9:20). 5. Избрание несправедливо. Иногда люди рассматривают учение об избрании как несправедливое, поскольку оно говорит о том, что одних Бог избирает к спасению, а других решает не спасать. Разве это справедливо? На это можно дать два ответа. Во-первых, мы должны помнить, что для Бога было бы абсолютной справедливостью вообще никого не спасать, как Он и поступил с ангелами: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4)18. Что было бы действительно справедливо со стороны Бога — так это поступить с людьми так же, как и с ангелами, а именно не спасать никого из тех, кто согрешил и восстал против Него. Но если Он все же спасает некоторых, то это является благодатью с Его стороны и далеко выходит за рамки справедливости. Однако рассуждение можно продолжить и сказать, что со стороны Бога было несправедливо создавать тех людей, которые, как Он знал, согрешат и будут прокляты и которых Он не освободит. Павел рассматривает это возражение в гл. 9 Послания к Римлянам. Сказав, что Бог «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесто- 18 См. гл. 18, где рассматривается вопрос о том, что со стороны Бога было бы справедливо вообще никого не спасать. ______________________ Глава 31. Избрание и осуждение_____________________ 769 чает» (Рим. 9:18)19, Павел как раз говорит об этом возражении: «Ты скажешь мне: „за что же еще обвиняет? ибо кто противостанет воле Его?"» (Рим. 9:19). Вот самая суть возражения, которое обвиняет избрание в несправедливости. Если судьба каждого человека в конечном счете определяется Богом, а не самим человеком (т. е. даже когда люди совершают выбор, определяющий, будут они спасены или нет, и если Бог так или иначе выступает в качестве причины их выбора, направляя их в ту или иную сторону), то как это может быть справедливым? Ответ Павла взывает вовсе не к нашей гордости; он не пытается философски объяснить, почему это справедливо. Он просто обращает наше внимание на права Бога как всемогущего Творца: А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему (его): «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников? (Рим. 9:20-24)20. 19 Арминианское толкование этого стиха находим у Джека Коттрелла. Он утвержда 20 Джеймз Д. Стросс считает, что фразу «сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим. 9) Другое возражение Стросса заключается в том, что, по его мнению, образы горшечника и глины в Рим. 9:20—23 опираются на ветхозаветные тексты, говорящие о призыве Бога свободно избрать покаяние и веру. Он говорит, что это исключает идею о суверенном предопределении со стороны Бога (р. 199). Но здесь Стросс просто неверно понимает позицию реформатов, которые никогда не отрицали ответственность человека за свой выбор. За 770_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________ Павел говорит, что есть предел, за которым мы не можем спорить с Богом или ставить под сомнение Его справедливость. Он свершил то, что Он свершил, в соответствии со Свой высшей волей. Он — Творец; мы — творения, и у нас просто нет оснований обвинять Его в несправедливости или нечестности21. Читая эти слова Павла, мы встаем перед выбором: принять или не принять то, что говорит Бог и что Он делает, просто потому, что Он — Бог, а мы нет. Это тот вопрос, который затрагивает глубочайшие аспекты нашего самосознания как творений и наших отношений с Богом-Творцом. Возражение о несправедливости принимает несколько иную форму, когда люди утверждают, что со стороны Бога несправедливо спасти некоторых людей и не спасти всех. Это возражение основано на человеческом представлении о справедливости, которое мы ощущаем интуитивно. В человеческих делах мы признаем, что с равными людьми следует обращаться одинаково. Следовательно, нам кажется справедливым сказать, что если Бог спасет некоторых грешников, то Ему следовало бы спасти всех грешников. Ответить на это возражение можно, только сказав, что мы не в праве навязывать Богу наше внутреннее, человеческое ощущение справедливости. Когда в Писании поднимается эта тема, все сводится к верховной власти Бога как Творца и говорится, что Он в праве сделать со своим творением все, что Ему будет угодно (см.: Рим. 9:19,20, процитированное выше)22. Если Бог решил сотворить кого-то и спасти его, а кого-то не спасать, то на то была Его верховная воля, и у нас нет ни моральных оснований, ни подтверждения в Писании, чтобы утверждать, что это несправедливо. 6. Библия говорит, что Бог хочет спасти всех. Другое возражение заключается в том, что учение об избрании противоречит тем отрывкам из Писания, в которых говорится о том, что Бог хочет, чтобы все были спасены. Павел пишет: «Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы вселюди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:3,4, курсив мой. — У Г.). А Петр говорит: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9, курсив мой. — У. Г.). Разве эти слова не противоречат утверждению, что Бог избрал к спасению лишь некоторых? 21 Более подробный анализ этого вопроса см.: John Piper, The Justification of God: An 22 Говард Маршалл говорит, в частности: «Я не понимаю, как может быть справед _____________________ Глава 31. Избрание и осуждение__________________ 771 Одним из решений этого вопроса (с реформатской точки зрения, которая и отстаивается в этой книге) будет утверждение о наличии явной воли Бога (когда нам говорится, что мы должны сделать) и Его скрытой воли (которая касается Его плана о том, что должно произойти)23. Эти стихи просто говорят нам, что Бог призывает каждого и повелевает каждому раскаяться и прийти к Христу ради спасения, но они ничего не говорят нам о тайных намерениях Бога, мы не можем знать, кто именно будет спасен. Арминианский богослов Кларк Пиннок отрицает положение о том, что у Бога есть явная и скрытая воля. Он называет это утверждение «чрезмерно парадоксальным представлением о двух божественных волях относительно спасения»24. Однако Пиннок не дает ответа на вопрос о том, почему не все люди спасены (с арминианской точки зрения). В конечном счете арминиане также должны признать, что Бог желает чего-то более сильно, чем спасения всех людей, ибо не все люди спасены. Арминиане говорят, что не все спасены, потому что желание Бога сохранить свободную волю человека сильнее, чем Его желание спасти всех людей. Но не является ли также и это разделением воли Бога на два аспекта? С одной стороны, Бог хочет, чтобы все были спасены (1 Тим. 2:5,6; 2 Пет. 3:9). Но, с другой стороны, Он хочет, чтобы за человеком оставалось право абсолютно свободного выбора. То есть второго Он желает больше, чем первого. Следовательно, арминиане также должны признать, что в 1 Тим. 2:5,6 и во 2 Пет. 3:9 не подразумевается, что Бог желает спасения всем людям полностью и безусловно; они также должны признать, что эти стихи говорят об одной разновидности или одном аспекте воли Бога. Здесь ясно видно различие между реформатским и арминианским представлениями о воле Божьей. И кальвинисты, и арминиане согласны, что повеления Бога в Писании открывают нам Его волю и что повеления Бога в Писании призывают нас к покаянию и вере в Христа ради нашего спасения. Следовательно, и те и другие согласны, что Бог желает, чтобы мы были спасены, — это Его воля, которую Он открыто являет нам в призыве Евангелия. Но обе стороны должны также признать, что есть еще нечто, что является для Бога более важным, чем спасение всех людей. Реформатские богословы говорят, что Бог расценивает Свою славу как нечто более важное, чем спасение всех людей, и что (в соответствии с Рим. 9) слава Божья возвеличивается именно тем фактом, что некоторые не спасены. Арминианские богословы также говорят, что нечто является более важным для Бога, чем спасение всех людей, а именно сохранение свободной воли человека. Таким образом, 23 О явной и скрытой воле Бога см. в гл. 12 и 15. См. также: John Piper, "Are There Two 24 Clark Pinnock, "Introduction", in Grace Unlimited, p. 13. 772____________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________ в реформатской системе высшей ценностью для Бога является Его собственная слава, а в арминианской системе высшей ценностью для Бога является свободная воля человека. Эти две концепции четко различаются, и, похоже, реформатская позиция в этом вопросе находит в Библии гораздо большее подкрепление, чем арминианская25. Д. Учение об осуждении Если мы понимаем избрание как выбор Богом некоторых людей к спасению, то возникает вопрос и о другом аспекте этого выбора, а именно решение Бога не спасать прочих людей. Это решение Бога, имевшее место прежде вековых времен, называется осуждением. Осуждение — это решение Бога, принятое в печали и еще до творения, не избирать некоторых людей к спасению, наказать их за их грехи и таким образом явить Свою справедливость. Из всех библейских доктрин учение об осуждении нам труднее всего осмыслить и принять. Ведь речь идет о столь ужасных и бесповоротных последствиях для людей, которые созданы по образу Божьему. Мы знаем, что Бог дарует любовь таким же людям, как и мы сами, и что Бог повелевает нам любить наших ближних, и это объясняет тот ужас, с которым мы воспринимаем учение об осуждении26. Это как раз то, во что мы не хотели бы верить, и не стали бы верить, если бы Писание ясно не учило нас об этом. Но действительно ли есть в Писании слова, которые подтверждают такое решение Бога? Да, безусловно, есть. Иуда говорит о том, что существуют люди, «издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 4, курсив мой. — У. Г.). Также и Павел говорит о фараоне и других: Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. 25 См. гл. 14 и 20, где говорится о том, что Бог создал нас и вообще весь мир для 26 Сам Жан Кальвин говорит об осуждении: «Я признаю, что мы должны ужасаться ______________________ Глава 31. Избрание и осуждение_________________ 773 <...> Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели?.. (Рим. 9:17-22). Говоря о результатах того факта, что Бог избрал к спасению не всех людей, Павел отмечает: «Избранные же получили, а прочие ожесточились» (Рим. 11:7). А вот что Петр говорит о тех, кто отвергает Евангелие: «Они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Пет. 2:8, курсив мой. — У. Г.)21. Несмотря на то что мы испытываем ужас перед этим учением, мы должны быть осторожны в нашем отношении к Богу и к этим отрывкам из Писания. Мы не должны уступать желанию увидеть Библию иной, чем она есть, увидеть ее без этих стихов. Более того, если мы уверены, что эти стихи говорят об осуждении, то мы обязаны верить в это и принимать как нечто правильное и справедливое, даже если мы содрогаемся от ужаса, думая об этом. В таком контексте нас, возможно, удивит, что Иисус может благодарить Бога и за то, что Он скрывает знание о спасении от некоторых людей, и за то, что другим Он это открывает: «Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25,26). Кроме того, мы должны признать, что осуждение и вечное проклятие некоторых людей тем не менее показывают справедливость Бога, а также служат к его прославлению. Павел говорит: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» (Рим. 9:22, курсив мой. — У. Г.). Павел также отмечает, что факт подобного наказания «сосудов гнева» показывает величие милости Бога по отношению к нам: Бог делает это, «дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия» (Рим. 9:23). Мы также должны помнить, что в Библии избрание и осуждение представлены как совершенно разные процессы. Избрание к спасению рассматривается как причина для радости и восхваления Бога, Который достоин этого восхваления и является первопричиной нашего спасения (см.: Еф. 1:3—6; 1 Пет. 1:1—3). Бог показан активно избирающим нас к спасению, причем с любовью и радостью. Однако осуждение рассматривается как нечто, печалящее Бога, а вовсе не радующее (см.: Иез. 33:11), а вина за проклятие грешников всегда возлагается на непокорных людей или ангелов, и никогда — на Самого Бога (см.: Ин. 3:18,19; 5:40). Писание говорит, что причиной избрания является Бог, а причиной осуждения является грешник. Другим важным различием является 27 Исследование этого вопроса см.: Wayne Grudem, / Peter, pp. 107—110. Этот стих говорит не просто о том, что Бог предопределил сам факт преткновения непокорных, а именно о том, что Бог предопределил некоторых людей к тому, что они будут непокорны и преткнутся: «...на что они и оставлены» (греческая форма 'ехквтрау [«они были оставлены»] подразумевает полежащее во множественном числе). 774_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________ то, что основой избрания является благодать Бога, тогда как основой осуждения является справедливость Бога. Поэтому термин «двойное предопределение» нельзя считать ни полезным, ни корректным, поскольку он игнорирует различия между избранием и осуждением. Печаль Бога, которую Он испытывает из-за смерти грешника («Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был», Иез. 33:11), помогает нам понять, насколько уместна была печаль Павла, которая охватывала его, когда он размышлял о неверующих иудеях, отвергших Христа. Павел говорит: Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему, я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, Израильтян... (Рим. 9:1—4, курсив мой. — У. Г.). Нам также следует испытывать великую печаль, когда мы думаем об участи неверующих. Могут спросить, почему Бог, если Он испытывает подлинную печаль, наказывая грешников, допускает или даже утверждает их проклятие? Ответ заключается в том, что это в конечном счете служит к Его прославлению. В этом является Его гнев, Его справедливость и Его милость, и иным образом они не могут быть явлены. Ведь мы знаем, что в нашей земной человеческой жизни мы можем совершать поступки, о которых потом глубоко сожалеем, но которые впоследствии приносят большое благо. Эта аналогия относится к сфере человеческого, но все же помогает нам понять, что Бог может свершать то, что печалит Его, но тем не менее служит к Его прославлению. £. Практическое применение учения об избрании В наших взаимоотношениях с Богом учение об избрании находит очень важное практическое применение. Размышляя о библейском учении как об избрании, так и об осуждении, следует прилагать это к каждому из нас в нашей собственной жизни. Для христианина правильно задавать такие вопросы: «Почему я христианин? По какой причине Бог решил спасти меня?» Учение об избрании говорит нам, что мы являемся христианами просто потому, что Бог прежде вековых времен решил излить на нас Свою любовь. Но почему Он решил излить на нас Свою любовь? Не из-за того, что в нас есть нечто благое, а просто потому, что Он решил любить нас. Другой первопричины нет. Если мы размышляем именно так, это смиряет нас перед Богом. Это помогает нам осознать, что мы не можем требовать Божьей благодати. Нашим спасением мы обязаны исключительно Его милости. И единственным ответом с нашей стороны может быть только вечная хвала Богу. Глава 31. Избрание и осуждение___________________ 775 Вопросы для самостоятельной работы 1. Считаете ли вы, что Бог избрал к спасению лично вас еще до сотворения 2. Придает ли вам знание учения об избрании уверенности в своем будущем? 3. После прочтения этой главы действительно ли вы чувствуете себя в состо 4. Знание учения об избрании, как оно изложено в этой главе, не мешает ли 5. Не повлияет ли тема этой главы на ваше желание проповедовать? Поло 6. Вне зависимости от того, арминианской или реформатской точки зрения Специальные термины детерминизм предопределение избрание предузнание осуждение фатализм Библиография
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.80.42 (0.015 с.) |