Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто такие ангелы? Зачем Бог сотворил их?

Поиск

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

А. Кто такие ангелы?

Ангелов мы можем определить следующим образом: ангелы — это сотво­ренные, духовные существа, обладающие моральным суждением и высоким ин­теллектом, но не обладающие телами.

1. Сотворенные духовные существа. Ангелы существовали не всегда; они —
часть мира, сотворенного Богом. В тексте, где ангелы названы небесным
«воинством», Ездра говорит: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса не­
бес и все воинство их... и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6;
ср.: Пс. 147:2,5). Павел говорит, что Бог сотворил все «видимое и невидимое»
через Христа и для Него, и отдельно обозначает ангельский мир словами «пре­
столы... господства... начальства... власти...» (Кол. 1:16).

Тот факт, что ангелы способны к моральным суждениям, очевиден из того, что часть ангелов согрешила и пала (2 Пет. 2:4; Иуд. 6; см.: гл. 20). Они обла­дают разумом, это видно в Писании, когда они говорят с людьми (Мф. 28:5; Деян. 12:6—11 и др.) и воспевают славу Богу (Отк. 4:11; 5:11).

Поскольку ангелы — это «духи» (Евр. 1:14), или духовные существа, обыч­но они не обладают физическими телами (Лк. 24:19). Поэтому обычно мы не мо­жем их видеть, если только Бог не дарует нам особую способность видеть ангелов (Чис. 22:31; 2 Цар. 6:17; Лк. 2:13). В обычных занятиях — защищая и оберегая нас (Пс. 33:7; 90:11; Евр. 1:14) и присоединяясь к нам в поклонении Богу (Евр. 12:22), — они остаются невидимыми. Однако время от времени они обретают телесную форму, для того чтобы явиться различным людям (Мф. 28:5; Евр. 13:2).

2. Иные названия ангелов. В Писании иногда используются и другие наиме­
нования ангелов, например, «сыны Божий» (Иов. 1:6; 2:1), «святые» (Пс. 88:6,8),
«духи» (Евр. 1:14), «Бодрствующие» (Дан. 4:10,14,19), «престолы», «началь­
ства», «власти», «силы» (Кол. 1:16) и «господства» (Еф. 1:21).

3. Иные небесные существа. В Писании названы еще три других конк­
ретных типа небесных существ. Кем бы мы ни считали их — особым видом


448 Часть П. Учение о Боге

«ангелов» (в широком смысле слова) или иными небесными существами, — они все равно являются сотворенными духовными существами, которые слу­жат и поклоняются Богу.

1) «Херувимы»1. Херувимам было поручено охранять вход в Эдемский сад
(Быт. 3:24), и о Боге часто говорится, что Его престол находится на херувимах или
что Он путешествует на херувимах, как на колеснице (Пс. 18:10; Иез. 10:1—22).
Над ковчегом Завета два херувима простирали свои крылья, и именно там Бог
обещал пребывать со Своим народом: «Там Я буду открываться тебе и гово­
рить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом
откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым»
(Исх. 25:22; ср.: ст. 18-21).

2) «Серафимы»2. Другая группа небесных существ, серафимы, упомина­
ется только в Ис. 6:2-7, где они непрерывно поклоняются Богу и восклица­
ют: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).

3) Животные. Как в Книге Пророка Иезекииля, так и в Книге Открове­
ние говорится о еще одном типе небесных существ, известных как «живот­
ные», находящиеся у престола Божьего (Иез. 1:5-14; Отк. 4:6-8)3. Обладая
внешностью льва, тельца, человека и орла, они являются самыми мощными
представителями всего творения Божьего (дикие животные, домашние жи­
вотные, человеческие существа и птицы) и постоянно поклоняются Богу: «И
ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Все­
держитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8).

4. Иерархия и порядок среди ангелов. Писание указывает на то, что среди ангелов существует порядок и иерархия. Один из ангелов, Михаил, назван архангелом (Иуд. 9), и это наименование подразумевает его власть над други­ми ангелами. В Дан. 10:13 он назван «одним из первых князей». Михаил по­является также в качестве начальника ангельской армии: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Отк. 12:7,8). Павел же говорит нам, что Господь возвратится с небес

1 По-древнееврейски единственное число будет «керуб»; «керубим» — это форма
множественного числа (или «херувим», в соответствии с транслитерацией, взятой из Сеп-
туагинты. — Примеч. пер.).

2 По-древнееврейски единственное число будет «сераф»; «серафим» — это форма
множественного числа.

3 Описания в книге Иезекииля и в Откровении несколько отличаются друг от друга,
но в них есть и много общего. Трудно сказать, идет ли речь о двух разных группах су­
ществ, или существа из Откровения изменили свою форму по сравнению с той, которая
описана в видении Иезекииля.


Глава 18. Ангелы_______________________ 449

«при гласе Архангела» (1 Фес. 4:16). Говорится ли здесь о Михаиле как о един­ственном архангеле, или же есть и другие архангелы, Писание не уточняет.

5. Имена конкретных ангелов. В Писании по имени названы только два
ангела4. Михаил упоминается в Иуд. 9, Отк. 12:7,8 и в Дан. 10:13,21, где он
назван «Михаилом, одним из первых князей» (ст. 13). Ангел Гавриил упомя­
нут в Дан. 8:16 и 9:21 как посланник, который приходит к Даниилу от Бога.
Гавриил также упоминается в первой главе Евангелия от Луки как Божий по­
сланник к Захарии и Марии. Ангел отвечает Захарии: «Я Гавриил, предстоя­
щий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» (Л к. 1:19).
Далее читаем: «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город
Галилейский, называемый Назарет, кДеве... имя же Деве: Мария» (Лк. 1:26,27).

6. Только в одном месте и в одно время. Писание часто показывает нам
ангелов, перемещающихся из одного места в другое, как в упомянутом выше
стихе, где Гавриил «послан был... от Бога в город Галилейский, называемый
Назарет» (Л к. 1:26). Тот факт, что ангелы перемещаются в пространстве, ста­
новится очевиден, когда ангел приходит к Даниилу и говорит ему:

Не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим, но князь царства Пер­сидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Пер­сидских. А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням (Дан. 10:12-14).

Мысль о том, что ангел в одно время может находиться только в одном ме­сте, согласуется с тем фактом, что ангелы — сотворенные существа. В отличие от Бога, они — конечные творения, и потому ограничены пребыванием в од­ном месте в одно время, как и все, сотворенное Богом5.

4 Я не упоминаю здесь сатану, так как он падший ангел и его иногда называют
также и другими именами (о сатане и бесах см. в гл. 19). (В англоязычной традиции «са­
тана» [по-древнееврейски «противник», «супостат»] считается именем собственным и
пишется с прописной буквы, а «диавол» [по-древнегречески «клеветник»] считается име­
нем нарицательным и пишется со строчной буквы. — Примеч. пер.)

5 Тем не менее, судя по всему, очень большое количество ангелов может находиться
в одном месте в одно время, по крайней мере, на это указывает пример падших ангелов,
или бесов. Когда Иисус спросил бесовские силы, пребывавшие в человеке, одержимом
бесами: «Как тебе имя?», ответ был таков: «„Легион", потому что много бесов вошло в
него» (Лк. 8:30). Если даже не истолковывать это слово буквально, как количество, рав­
ное солдатам одного легиона римской армии (3—6 тыс. человек), так как сатана — отец
лжи, и потому бесы могут сильно преувеличивать реальные события, достаточно того,
что Лука говорит: «Много бесов вошло в него».

15 Зак. 3605


450 _______________ Часть II. Учение о Боге

7. Сколько всего ангелов? Хотя в Писании не названо число сотворенных
Богом ангелов, судя по всему, это число очень велико. Мы читаем о том, что Бог
на горе Синай «шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона» (Втор. 33:2;
здесь «тьма» — это старославянское числительное, означающее «десять ты­
сяч». — Примеч. пер.). Мы также узнаем о том, что «колесниц Божиих тьмы,
тысячи тысяч» (Пс. 67:18). Когда мы приступаем к поклонению, мы присту­
паем к «тьмам Ангелов» (Евр. 12:22)6. Их многочисленность особо подчерки­
вается в Отк. 5:11, где Иоанн говорит: «И я видел, и слышал голос многих
Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и
тысячи тысяч». Эти слова указывают на поразительно большое число (с чело­
веческой точки зрения) — на бесчисленное собрание ангельских сил, прослав­
ляющих Бога.

8. Есть ли у людей личные ангелы-хранители? 'Писание ясно говорит нам
о том, что Бог посылает ангелов, чтобы они оберегали нас: «Ибо Ангелам Сво­
им заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут
тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11,12). Однако люди
вышли за рамки этого представления о защите людей в целом и поставили
вопрос так: «Может быть, Бог дает конкретного „ангела-хранителя" каждому
человеку, по крайней мере христианину?» Подтверждение этой мысли видели
в словах Иисуса о детях: «Ангелы ихна небесах всегда видят лице Отца Моего
Небесного» (Мф. 18:10). Однако наш Господь мог просто подразумевать, что
ангелы, которым предписано оберегать детей, всегда имеют быстрый доступ в
присутствие Божье7. Когда ученики Иисуса говорят (Деян. 12:15), что «ан-

6 Греческое слово fivpuxq («мириада») — это выражение, обозначающее «очень боль­
шое, но неопределенное количество» (BAGD, р. 529). (Или десять тысяч. — Примеч. пер.)

7 Другая вероятность заключается в том, что «ангел» (где ученики думают, что «ан­
гел» Петра стучит в ворота — Мф. 18:10 и Деян. 12:15) — это не ангельское существо, а
«дух» умершего человека; защиту этой точки зрения см.: В. В. Warfield, "The Angels of
Christ's 'Little Ones'", in Selected Shorter Writings, ed. John E. Meeter (Nutley, N. J.: Presbyterian
and Reformed, 1970), 1:253-266; D. A. Carson, "Matthew", EBC, 8:400-401.

Проблема этого истолкования заключается в том, что не было обнаружено ни одно­го ясного примера употребления слова «ангел» (греч. бсууеЛос;) в значении «дух умершего человека». Уорфилд (pp. 265, 266), а вслед за ним и Карсон, цитирует два предполагае­мых примера из еврейской внебиблийской литературы: 1 Енох. 51:4 и 2 Вар. 51:5,12. Од­нако эти тексты неубедительны. В 1 Енох. 51:4 говорится просто: «И лица ангелов на небесах будут светиться радостью» (R. H. Charles, The Apocrypha and Pseudepigrapha of the Old Testament, 2 vols. [Oxford: Clarendon Press, 1913], 2:219), однако там ничего не говорит­ся о том, что люди станут ангелами. Во 2 Вар. 51:5 говорится о том, что праведники обра­тятся «в сияние ангелов» (Charles, 2:508), однако это просто означает, что они будут так же праведны, как ангелы, а не то, что они станут ангелами.

8 двух других текстах говорится, что праведники обретут совершенство, «превосхо­
дящее ангельское» (2 Вар. 51:12), и что «они будут подобны ангелам» (2 Вар. 51:10. См.:


Глава 18. Ангелы_________________________ 451

гел» Петра, должно быть, стучит в дверь, это не обязательно подразумевает веру в индивидуальных ангелов-хранителей. Возможно, некий ангел просто оберегал Петра и заботился о нем именно в то время. Таким образом, пред­ставление о личных «ан гелах-хранителях» не находит убедительного подтверж­дения в Писании.

9. Ангелы не вступают в брак. Иисус учил, что в воскресении люди «ни же­
нятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божий на небесах»
(Мф. 22:30; ср.: Л к. 20:34—36). Это означает, что у ангелов нет таких семей­
ных отношений, которые характерны для людей. Писание нигде более не го­
ворит об этом, поэтому мудро было бы не рассматривать эту тему слишком
подробно8.

10. Сила ангелов. Судя по всему, ангелы обладают огромной силой. Они
названы «крепкими силою» (Пс. 102:20) и «силами» (ср.: Еф. 1:21), «началь-
ствами» и «властями» (Кол. 1:16). Ангелы, судя по всему, превосходят мя­
тежных людей «крепостью и силою» (2 Пет. 2:11; ср.: Мф. 28:2). По крайней
мере, во время своего земного существования люди «унижены» перед анге­
лами (Евр. 2:7). Хотя сила ангелов и велика, она, безусловно, не бесконечна
и используется в борьбе против злых бесовских сил, над которыми властву­
ет сатана (Дан. 10:13; Отк. 12:7,8; 20:1—З)9. Тем не менее, когда Господь воз­
вратится, мы будем воскрешены в состояние, более возвышенное, нежели
ангельское (1 Кор. 6:3; см. ниже, с. 453—455, В 1).

Charles, 2:509). Однако в этих текстах также не говорится о том, что люди станут ангела­ми. Кроме того, поскольку эти отрывки недоступны нам в греческом варианте (Первая книга Еноха взята из эфиопского текста, лишь с некоторыми феческими фрагментами, а Вторая книга Варуха — из сирийского), то они мало пригодны для того, чтобы опреде­лить значение греческого слова бсууеХсн;.

Уорфилд цитирует также «Деяния Павла и Феклы» (Tischendorf, p. 42, para. 5, ad finem): «Благословенны боящиеся Бога, ибо они станут ангелами Божиими». Однако этот текст датируется концом II в. н. э. (ODCC, р. 1049) и не заслуживает достаточного дове­рия в качестве источника информации о том, во что верила ранняя церковь или чему учит Новый Завет.

8 Следует отметить, что это утверждение дано Иисусом в ответ на вопрос саддуке­
ев о женщине, которая была замужем семь раз; Иисус сказал, что их вопрос демонст­
рирует их незнание Писания и «силы Божией» (Мф. 22:29). Таким образом, нам следу­
ет довольствоваться ответом Иисуса и не тревожиться. Нужно думать о небе не с пе­
чальным предчувствием потери семейных отношений, а с радостным предвкушением
обогащения наших взаимоотношений. (О «сынах Божиих» см. в Быт. 6:2,4, а также в
гл. 19 этой книги.)

9 Писание не говорит нам о том, утратили ли часть своей силы согрешившие анге­
лы, когда они отпали от Бога, или они обладают такой же силой, какой обладали еще
будучи ангелами.


452 ________________________ Часть II. Учение о Боге

11. Кто такой Ангел Господень? Во многих текстах Писания, особенно ветхозаветных, об Ангеле Господнем говорится так, словно это Сам Бог, при­нявший человеческий облик, чтобы явиться перед людьми.

Так, «Ангел Господень», нашедший Агарь в пустыне, пообещал ей: «Ум­ножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества» (Быт. 16:10); отвечая, Агарь назвала «Господа, Который говорил к ней, сим именем: Ты Бог видящий меня» (Быт. 16:13). Также, когда Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака, «Ангел Господень» воззвал к нему с неба и сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единствен­ного твоего, для Меня» (Быт. 22:12). Когда «Ангел Господень» явился во сне Иакову, он сказал ему: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет» (Быт. 31:11,13). Когда «Ангел Господень» явился Моисею в неопалимой купине, он сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Ав­раама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх. 3:2,6). Есть явные случаи, когда Ан­гел Господень, или Ангел Божий, выступает в качестве Самого Бога, возмож­но, это Бог-Сын, принимающий человеческую внешность на короткое время, чтобы предстать перед людьми.

Есть и такие случаи, когда Ангел Господень отличается от Бога (см.: 2 Цар. 24:16; Пс. 33:7; Зах. 1:11—13), и такие тексты, где говорится о некоем «Ангеле Господнем»10 (напр.: Лк. 1:11), и в этих случаях речь идет просто об ангеле, посланном Богом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.009 с.)