А. Библия часто утверждает свою ясность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Библия часто утверждает свою ясность



В Библии часто подчеркиваются ее ясность и необходимость для верую­щих читать и постигать ее. В очень известном тексте Моисей говорит изра­ильскому народу:

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая (Втор. 6:6,7).

Подразумевалось, что народ Израиля способен понимать слова Писания достаточно хорошо, для того чтобы «внушать их» детям. Подобное изучение


106______________________ Часть I. Учение о Слове Божьем_________________________

не могло состоять из механического запоминания без понимания того, что за­учивалось, так как народ израильский имел повеление говорить о словах Пи­сания за домашними делами, идя дорогой, ложась спать и вставая утром. Бог ожидал, что весь Его народ будет способен познавать и обсуждать Его Слово, должным образом применяя его учение к своей жизни. Также и Пс. 1 говорит нам, что тот «муж», который «блажен» и которому следует подражать всем пра­ведникам Израиля, — это человек, который размышляет о законе Божьем «день и ночь» (Пс. 1:2). Такое ежедневное размышление предполагает способность верно понимать Писание.

Говорится, что природа Писания такова, что даже «простые» могут понять его правильно и стать мудрее. «Откровение Господа верно, умудряет простых» (Пс. 18:8). И вновь читаем: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. 118:130). Здесь «простой» человек (евр. "'ЛЭ) — это не такой человек, у которого недостаточно интеллектуальных способностей, а такой, которому недостает здравого суждения, который склонен ошибаться и легко поддается соблазнам'. Слово Божье настолько понятно, так ясно, что даже по­добного человека оно может сделать мудрее. Это должно ободрить всех верую­щих: ни один верующий не должен считать себя слишком глупым для того, чтобы читать и понимать Писание и становиться мудрее.

То же самое неоднократно подчеркивается и в Новом Завете. Сам Иисус в Своем учении, в Своих беседах и в Своих спорах, отвечая на вопросы, ни­когда не обвиняет ветхозаветные Писания в неясности. Он беседует с людьми I в., которые жили на 1000 лет позднее, чем Давид, на 1500 лет позднее, чем Моисей и на 2000 лет позднее, чем Авраам, как со способными читать и пра­вильно понимать ветхозаветные Писания.

Сегодня, когда люди так часто говорят о том, насколько сложно правиль­но истолковывать Писание, нам следует помнить, что ни разу в Евангелиях Иисус не говорит ничего, подобного следующему: «Да, Я понимаю, что вам трудно, — Писание не очень понятно в этом месте». Напротив, говорит ли Он с учеными, или с простыми людьми, в его ответах всегда подразумевается тот факт, что вину за неверное понимание Писания следует возлагать не на Пи­сание, а на тех, кто понимает его неверно или не принимает того, что в нем написано. Вновь и вновь Он отвечает на вопросы утверждениями, подобны­ми следующим: «Разве вы не читали...» (Мф. 12:3,5; 19:14; 22:31), «Неужели вы никогда не читали в Писании...» (Мф. 21:42) или даже: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией»(Мф. 22:29; ср.: Мф. 9:13; 12:7; 15:3; 21:13; Ин. 3:10 и др.).

Немаловажно, что большинство новозаветных посланий написано не к руководителям церкви, а к целым общинам. Павел пишет: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1 Кор. 1:2), «Церквам Галатийским» (Гал. 1:2), «Всем

' Ср. употребление того же самого слова в Прит. 1:4; 7:7; 8:5; 9:6; 14:15,18; 22:3; 27:12.


Глава 5. Ясность Писания____________________________ Ю7

святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диако­нами» (Флп. 1:1), и т. д. Павел подразумевает, что его слушатели поймут то, что он пишет, и он призывает делиться его посланиями и с другими церквами: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; ато, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (Кол. 4:16; ср.: Ин. 20:30,31; 2 Кор. 1:13; Еф. 3:4; 1 Тим. 4:13; Иак. 1:1, 22-25; 1 Пет. 1:1; 2:2; 2 Пет. 1:19; 1 Ин. 5:13)2.

Как контраргумент излагаемой в этой главе точке зрения о ясности Пи­сания может быть выдвинут текст 2 Пет. 1:20. В этом стихе говорится: «Ника­кого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою». Можно ре­шить, что обычные верующие сами не в состоянии верно истолковать Писа­ние. Однако в этом стихе, судя по всему, рассматривается происхождение Писания, а не его истолкование. Так, NIV переводит этот стих следующим образом: «No prophesy of Scripture came about by the prophet's own interpretation» («Ни одно пророчество Писания не произошло из толкования самого проро­ка»)3. Даже если предположить, что в этом стихе говорится об истолковании Писания, то его следует понимать в том смысле, что истолковывать Писание следует в общении верующих, а не самостоятельно. Это все равно не означает, что для выявления истинного смысла Писания требуются особые специалис­ты, здесь просто говорится о том, что постижение Писания не должно проис­ходить в полной изоляции от других христиан.

Не стоит думать, что христианам I в. было проще понимать Библию, чем нам. Важно помнить, что многие новозаветные послания были написаны к церквам, в которых большое количество христиан были неиудейского про­исхождения. Это были сравнительно недавно обращенные христиане, у ко­торых не было опыта жизни в христианском обществе и которые имели весь­ма смутное представление (или вообще никакого) об истории и культуре Из­раиля. Тем не менее новозаветные авторы не сомневаются в том, что даже эти люди, в прошлом язычники, будут способны прочитать перевод Ветхого Завета на их язык и верно понять его (ср.: Рим. 4:1—25; 15:4; 1 Кор. 10:1—11; 2Тим. 3:16,17 и др.).

2 Павел говорит коринфянам: «И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или
разумеете», а затем добавляет: «Надеюсь, до конца уразумеете, так как вы отчасти и
Уразумели уже» (2 Кор. 1:13,14). Добавление к первому утверждению не опровергает его
слов о ясности того, что он написал им; он тем самым призывает коринфян внимательно
отнестись к его словам, чтобы их частичное понимание углубилось и расширилось. И в
самом деле, сама форма выражения надежды, показывает, что Павел считает, что его
писания будут поняты (ёАл:1Са), слова «я надеюсь» в Новом Завете выражают гораздо боль­
шую степень уверенности в совершении будущего события, чем современное выраже­
ние).

3 Защиту подобной интерпретации см.: Michael Green, The Second Epistle of Peter and
the Epistle of Jude,
TNTC (Grand Rapids: Eerdmans, 1987), pp. 100-102.


108 Часть I. Учение о Слове Божьем

Б. Моральные и духовные качества, необходимые для правильного понимания Писания

Новозаветные авторы часто говорят о том, что способность правильно по­нимать Писание — это в большей степени моральная и духовная, чем интел­лектуальная способность: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14; ср.: 1:18-3:4; 2 Кор. 3:14-16; 4:3,4,6; Евр. 5:14; Иак. 1:5,6; 2 Пет. 3:5; ср.: Мк. 4:11,12; Ин. 7:17; 8:43). Таким образом, хотя новозаветные авторы и утверждают, что Библия сама по себе написана яс­ным языком, они также утверждают, что ее не поймут правильно те, кто не же­лает принять ее учения. Писание может быть понято всеми неверующими, ко­торые будут читать его, искренне стремясь к спасению, и всеми верующими, которые будут читать его и искать помощи Божьей в понимании Писания. Это обусловлено тем, что в обоих случаях последствия греха преодолеваются действием Святого Духа, в противном же случае грех затемнит истину и сделает так, что она покажется безумием (1 Кор.2:14; 1:18—25;Иак. 1:5,6,22—25).

В. Определение понятия «ясность Писания»

Подводя итог изложенному, мы можем сказать, что Библия написана та­ким образом, что в ней совершенно ясно изложено все, что нам необходимо для нашего спасения, нашей христианской жизни и нашего христианского роста. Хотя многие богословы определяют понятие «ясность Писания» более узко (утверждая, напр., что Писание ясно лишь в своем учении о спасении), многочисленные процитированные выше тексты относятся к разнообразным аспектам библейского учения, и в них не наблюдается подобного ограничения. Гораздо ближе к этим библейским текстам будет следующее определение по­нятия «ясность4 Писания»: ясность Писания означает, что Библия написана таким образом, что ее учения могут быть поняты всеми, кто, читая ее, ищет помощи Божьей и стремится следовать ее учению. Однако, утверждая это, мы должны признать также, что многие люди, даже в среде народа Божьего, на самом деле неверно понимают Писание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.006 с.)