То какое значение могут иметь наши поступки?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

То какое значение могут иметь наши поступки?



Что такое установления Божьи?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

Если мы признаем, что Бог — это всемогущий Творец (см. гл. 15), то ло­гично заключить из этого, что Он также управляет всем миром и оберегает его. Хотя в Писании слово «провидение» не употребляется, этим термином тра­диционно обозначают постоянный процесс раскрытия Богом Своего отноше­ния к творению. Если мы принимаем библейское учение о провидении, мы избегаем широко распространенных ошибок в понимании отношения Бога к творению. Библейское учение — это не деизм (который учит, что Бог сотворил мир, а затем, по сути, прекратил с ним всякие отношения), не пантеизм (кото­рый учит, что творение само в себе не обладает реальным, отдельным суще­ствованием, а просто является частью Бога), а провиденциализм, который учит, что, хотя Бог постоянно связан с творением, творение существует отдельно от Него. Кроме того, библейское учение говорит о том, что события в творении определены не случаем (или случайностью) и не безличным роком (детерми­низм), а Богом, Который л ичен, и при этом является бесконечно могуществен­ным Творцом и Господом.

Понятие «провидение Божье» мы можем определить следующим образом: Бог постоянно связан со всем, что Он сотворил: 1) Он поддерживает его суще­ствование и те особенности, с которыми Он сотворил все; 2) взаимодействует с сотворенными вещами в каждом акте, управляя их отличительными особен­ностями и определяя именно те действия, которые ими совершаются; и 3) управ­ляет ими для исполнения Своих целей.

В этом определении можно выделить три подраздела, соответствующих трем элементам: 1) сохранение, 2) содействие, 3) управление.

Мы рассмотрим все эти три темы по отдельности, а затем исследуем раз­личные взгляды на учение о провидении и возражения против этого учения. Следует отметить, что, начиная с самого раннего периода истории Церкви, среди христиан существовали серьезные разногласия по вопросу об этом уче­нии, в особенности в связи с отношением Бога к свободе выбора. В настоя­щей главе мы сначала представим краткое изложение позиции, с точки зрения


350 Часть //. Учение о Боге

которой написана эта книга (часто ее называют «реформатской» или «каль­винистской» точкой зрения)1, а затем рассмотрим аргументы, выдвигаемые сторонниками другой точки зрения (которую обычно называют арминиан-ской).

А. Сохранение

Бог поддерживает существование всего, что Он сотворил, и со всеми теми особенностями, с которыми Он сотворил их.

В Евр. 1:3 о Христе сказано: «...Держа все словом силы Своей». Греческое слово, переведенное здесь как «держать», — это слово фёрсо, «нести». В Новом Завете оно обычно используется при описании процесса перенесения с места на место, например, когда к Иисусу приносят расслабленного (Лк. 5:18), ког­да приносят вино к распорядителю пира (Ин. 2:8) и когда Павел просит при­нести ему фелонь и книги (2 Тим. 4:13). Оно означает не просто «держать» или «поддерживать», это слово обладает значением активного, властного контро­ля над вещью, переносимой с места на место. В Евр. 1:3 употребление причас­тия настоящего времени указывает, что Иисус «постоянно несет все» в мире словом Своей силы. Христос действенно вовлечен в труд провидения.

Также в Кол. 1:17 Павел говорит о Христе, что «все Им стоит». Слово «все» обозначает все сотворенные вещи мира (см. ст. 16), и этот стих содер­жит утверждение о том, что Христос все вещи поддерживает в существова­нии — Им они существуют, или «стоят». Оба эти стиха указывают на то, что если бы Христос прекратил поддерживать все вещи мира, то все, кроме три­единого Бога, мгновенно прекратило бы свое существование. Это учение под­тверждено и Павлом, который говорит: «...мы Им живем и движемся и суще-

1 Хотя философы могут определить позицию, которую я здесь отстаиваю как детер­минизм (или мягкий детерминизм), я не использую этого термина, поскольку в повсе­дневной речи он имеет несколько иной смысл. Это слово предполагает: 1) философскую систему, в которой выбор человека не является реальным и не имеет никакого значения для исхода событий; 2) систему, в которой конечной причиной всех вещей является ме­ханистический универсум, а не мудрый личный Бог. Кроме того, 3) этот термин дает возможность критикам причислять библейский взгляд к нехристианским детерминист­ским системам и размывать существующие между ними различия.

Точку зрения, которую я защищаю в этой главе, иногда также называют «компати-билизмом», так как она предполагает, что абсолютное единодержавие Бога совместимо со значимостью человека и человеческого выбора. У меня нет никаких возражений про­тив этого термина, но я не использовал его, потому что: 1) я стремлюсь сократить количе­ство специальных терминов в процессе изучения богословия и 2) мне кажется пред­почтительным называть мою позицию традиционным реформатским взглядом на прови­дение Божье, чтобы отнести себя к широкой богословской категории, представленной Жаном Кальвином и другими богословами-систематиками; сведения о их работах пред-ставленны в библиографиях, приведенных в конце каждой главы.


Глава 15. Провидение Божье_______________________ 351

ствуем» (Деян. 17:28), и Ездрой: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем. 9:6). Петр так­же говорит: «Нынешние небеса и земля, содержимыегш же Словом, сберега­ются огню на день суда» (2 Пет. 3:7).

Один из аспектов Божьего сохранения заключается в том факте, что ежесекундно Бог дарует нам наше дыхание. Елиуй в своей мудрости говорит о Боге: «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыха­ние ее, — вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» (Иов. 34:14,15; ср.: Пс. 103:29).

Бог, сохраняя те вещи, которые Он создал, поддерживает также те осо­бенности, с которыми Он сотворил их. Бог сохраняет воду таким образом, что она продолжает действовать в качестве таковой. Он делает так, что трава про­должает действовать как трава, со всеми ее отличительными характеристика­ми. Он делает так, что лист бумаги, на котором написано это предложение, продолжает функционировать как лист бумаги, а не обращается в воду и не рас­текается по столу, не превращается в живое существо и не начинает расти! До тех пор, пока нет воздействия какой-либо иной части творения, свойства объекта не меняются (напр., пока бумага не соприкасается с огнем и не обра­щается в пепел, она будет бумагой), потому что Бог сохраняет землю и создан­ное Им творение.

Однако мы не должны думать, что поддержание Богом всего созданного — это постоянно продолжающееся новое творение. Бог не творит непрерывно новые атомы и молекулы для каждой существующей вещи в каждый кон­кретный момент времени. Он сохраняет то, что уже было создано: Он «несет все вещи» словом Своей силы (Евр. 1:3, перевод мой. — У. Г.). Нам следует оценить также тот факт, что сотворенные вещи реальны и что их свойства так­же реальны. Я не просто воображаю, что камень в моей руке твердый — он действительно твердый. Если я стукну им себе по голове, я не просто пред­ставлю себе, что мне больно — мне действительно будет больно! Поскольку Бог сохраняет этот камень с теми свойствами, с которыми Он сотворил его, камень был именно таким с того дня, как он возник, и (если только что-либо иное в творении не вступит с ним во взаимодействие и не изменит его) он оста­нется твердым до того дня, когда Бог уничтожит небо и землю (2 Пет. 3:7, 10-12).

Провидение Божье обеспечивает базис для научных исследований: Бог создал мир и поддерживает его так, что мир действует предсказуемо. Если в наши дни научный эксперимент дает определенный результат, то мы можем быть уверены, что (если все факторы идентичны) тот же самый результат он даст и завтра, и через сто лет. Учение о провидение обеспечивает базис и для технологических исследований: я могу быть уверен, что бензин обеспечит ра­боту двигателя моей машины завтра точно так же, как и вчера, и не просто


352 Часть П. Учение о Боге

потому, что «всегда так было», а потому что провидение Божье поддерживает мир, в котором сотворенные вещи сохраняют те качества, с которыми Бог со­творил их. Результат может быть одинаковым как в жизни неверующего че­ловека, так и в жизни христианина: и те, и другие заливают бензин в бак и едут. Однако неверующий, поступая так, не знает конечной причины, по ко­торой бензин действует именно так, а я так поступаю с осознанием действи­тельной конечной причины (провидения Божьего) и с благодарностью к мое­му Творцу за чудное творение, которое Он создал и поддерживает в бытии.

Б. Взаимодействие

Бог взаимодействует с сотворенными вещами в каждом акте, управляя их отличительными особенностями и определяя именно те действия, которые ими совершаются.

Второй аспект провидения, взаимодействие, — это более широкое вопло­щение того представления, которое лежит в основе первого аспекта, сохране­ния. Некоторые богословы (напр., Жан Кальвин) даже рассматривают взаи­модействие в категории сохранения, однако правильнее все же выделять это в отдельную категорию.

В Еф. 1:11 Павел определяет Бога как «Совершающего все по изволению воли Своей». Слово, которое здесь переведено как «совершать» (fei/epyeco), ука­зывает, что Бог «трудится» или «производит» все по изволению Своей собствен­ной воли. Ни одно событие в творении не выпадает из Его провидения. Есте­ственно, что этот факт скрыт от наших глаз, если только мы не прочитаем об этом в Писании. Как и сохранение, Божий труд взаимодействия нельзя уви­деть, наблюдая окружающий нас мир.

Приступая к анализу доказательств взаимодействия, основанных на Писании, мы начнем с неодушевленного творения, затем перейдем к живот­ным, а затем разберем различные виды событий, происходящих в человечес­кой жизни.

1. Неодушевленное творение. Втворении много вещей, о которых мы ду­маем как о «природных» явлениях. Однако Писание говорит нам, что проис­ходят они по воле Бога. Мы читаем: «Огонь и град, снег и туман, бурный ве­тер, исполняющий слово Его» (Пс. 148:8). Также:

Ибо снегу Он говорит: «будь на земле»; равно мелкий дождь и боль­шой дождь в Его власти. <...> От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Также влагою Он наполняет тучи, и об­лака сыплют свет Его. И они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он пове­левает им идти или для наказания, или в благоволение, или для поми­лования (Иов. 37:6—13; ср. сходные утверждения в 38:22-30).


Глава 15. Провидение Божье________________________ 353

Псалмопевец говорит: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на зем­ле, на морях и во всех безднах» (Пс. 134:6), а в следующем предложении при­водит пример действия Бога по Его воле в погоде: «Возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих» (Пс. 134:7; ср.: 103:4).

Бог также повелевает расти траве, как говорит псалмопевец: « Ты произ-ращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу» (Пс. 103:14). Бог управляет звездами на небесах. Он спрашива­ет Иова: «Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее деть­ми?» (Иов 38:32; «Ас», или Ursa Major, — это созвездие Большой Медведицы; в ст. 31 говорится о созвездиях Плеяд и Ориона). Кроме того, Бог постоянно управляет приходом утра (Иов. 38:12), Иисус утверждает этот факт, когда го­ворит, что Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45).

2. Животные. Писание утверждает, что Бог питает диких полевых живот­
ных: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь
им — принимают; отверзаешь руку Твою — насыщаются благом. Сокроешь
лице Твое — мятутся...» (Пс. 103:27—29; ср.: Иов. 38:39—41). Иисус также
утверждал это, когда говорил: «Взгляните на птиц небесных... Отец ваш Не­
бесный питает их» (Мф. 6:26). Он сказал также, что ни одна малая птица
«не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10:29).

3. Внешне «случайные» события. С человеческой точки зрения, бросание
жребия (или его современный эквивалент — бросание кости или монетки) —
это наиболее типичное из случайных событий, происходящих в мире. Однако
Писание утверждает, что исход этих событий определяет Бог: «В полу броса­
ется жребий, но все решение его — от Господа» (Прит. 16:33)2.

4. События, полностью обусловленные Богом и также полностью обус­
ловленные творением.
Всем описанным выше событиям (дождь и снег, рост
травы, солнце и звезды, питание животных, жребий) мы можем (по крайней
мере, теоретически) дать удовлетворительное «естественное» объяснение. Бо­
таник может подробно описать факторы, которые обусловливают рост травы,

2 Верно говорится, что «не проворным достается успешный бег, не храбрым — побе­да, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположе­ние, но время и случай для всех их» (Еккл. 9:11). Однако Майкл Итон справедливо заме­чает: «В устах израильтянина „случай" означает то, что неожиданно, а не то, что обуслов­лено случайностью» (Michael Eaton, Ecclesiastes, TOTC [Leicester and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1983], p. 70). Редкое слово, переведенное здесь как «случай» (евр. BSS), в Библии встречается всего лишь еще один раз (3 Цар. 5:4 [18]) для обозначения несчаст­ливого происшествия (в русском синодальном переводе — «препоны». — Примеч. пер.).

12 Зак. 3605


354__________________________ Часть II. Учение о Боге

такие, как солнечный свет, влажность, температура, питательные вещества, содержащиеся в почве и т. д. Однако Писание говорит, что Бог повелевает ра­сти траве. Метеоролог может дать исчерпывающее объяснение причин, вызы­вающих дождь (влажность, температура, атмосферное давление и т. д.), и даже может воспроизвести дождь в лабораторных условиях. Однако Писание го­ворит, что Бог повелевает дождю идти. Физик может дать точную информа­цию о силе и направлении броска пары игральных костей, которая объяснит, почему они упали именно так, — однако Писание говорит, что 2>ог решает, ка­кой выпадет жребий.

Следовательно, если даже мы знаем «естественную» причину чего-либо, мы не должны считать, что причина здесь вовсе не в Боге. Если идет дождь, мы должны благодарить Его за это. Если всходит урожай, мы должны благо­дарить Его за это. Нельзя сказать, что частично эти события были обусловле­ны Богом, а частично — факторами сотворенного мира. Если бы это было так, то мы всегда искали бы какой-нибудь мельчайший аспект события, который мы не можем объяснить (напр., 1% происходящего), и считали бы его обус­ловленным Богом. Но очевидно, что такой подход неверен. Приведенные от­рывки из Писания ясно говорят нам, что подобные события полностью обус­ловлены Богом. При этом мы знаем, что они (в другом смысле) также полнос­тью обусловлены факторами, присутствующими в творении.

Учение о взаимодействии утверждает, что Бог направляет и действует че­рез отличительные особенности каждой сотворенной вещи, так что действие самих этих вещей приводит к тем результатам, которые мы видим. Таким об­разом можно утверждать, что события полностью (на 100%) обусловлены Бо­гом и полностью (на 100%) также обусловлены творением. Тем не менее боже­ственная и тварная причины действуют по-разному. Божественная причина каждого события действует как невидимая, скрытая за кулисами, направля­ющая причина и поэтому ее можно назвать «первопричиной», которая плани­рует и инициирует все, что происходит. Сотворенная же вещь производит дей­ствия, согласующиеся с собственными свойствами этого творения, и меха­низм этих действий часто можем описать мы сами или ученые, которые внимательно наблюдают за происходящими процессами. Таким образом, эти тварные факторы и свойства можно назвать «вторичными» причинами всего, что происходит, хотя они и открываются нам через наблюдение.

5. Дела народов. Писание говорит также о Божьем провиденциальном кон­троле над делами людей. Мы читаем, что Бог «умножает народы, и истребляет их; рассевает народы, и собирает их» (Иов. 12:23). «Господне есть царство, и Он — владыка над народами» (Пс. 21:29). Он определил время и место суще­ствования каждого народа на земле; Павел говорит: «От одной крови Он про­извел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26; ср.: 14:16). А когда Навуходоносор раскаялся, он так прославил Бога:


Глава 15. Провидение Божье____________________ 355

...Благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущно-го, Которого владычество — владычество вечное и Которого царство — в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сде­лал?» (Дан. 4:31,32).

6. Все аспекты нашей жизни. Поразительно, насколько обширно свиде­тельство Писания о том, что Бог руководит различными событиями нашей жиз­ни. Например, нашу зависимость от Бога мы утверждаем каждый раз, когда молимся: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Мф. 6:11), хотя мы тру­димся, чтобы добыть себе пищу и (насколько это позволяет нам увидеть наша человеческая способность к наблюдению) получаем ее благодаря полностью «ес­тественным» причинам. Также и Павел, наблюдая события через призму веры, говорит: «Бог мой да восполнит всякую нужду вашу» (Флп. 4:19), хотя Бог мо­жет использовать для этого и «обычные» средства (напр., других людей).

Бог планирует все наши дни еще до нашего рождения, ведь Давид утвержда­ет: «В твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:16). А Иов говорит о человеке: «Дни ему определены, и число месяцев его у Тебя; если Ты положил ему предел, которого он не перейдет» (Иов. 14:5). Это очевидно и из жизни Павла, который говорит, что Бог избрал его «от утробы матери» (Гал. 1:15), и Иеремии, которому Бог сказал: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер. 1:5).

Бог в провидении Своем заботится обо всех наших действиях, ибо «мы Им живем и движемся» (Деян. 17:28). Каждый конкретный шаг, предпринимаемый нами каждый день, направляется Господом. Иеремия признается: «Знаю, Гос­поди, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направле­ние стопам своим» (Иер. 10:23). Мы читаем о том, что «от Господа направляют­ся шаги человека» (Прит. 20:24) и что «сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит. 16:9). Также в Прит. 16:1 говорится: «Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка»3.

3 Дейвид Дж. А. Клайнз считает, что эти стихи просто говорят о том, что «когда между Богом и человеком возникает противоречие, то, безусловно, выигрывает не человек». Он утверждает что в этих стихах не говорится о жизни в целом, в них говорится о необычных ситуациях, в которых Бог преодолевает человеческую волю, чтобы добиться Своих особых целей. Клайнз отрицает, что эти стихи означают, что Бог всегда действует именно так, и что эти стихи описывают контроль Бога над человеческим поведением в целом (см.: David J. А. Clines, "Predestination in the Old Testament", in Grace Unlimited, ed. by Clark H. Pinnock [Minneapolis: Bethany House, 1975], pp. 116, 117). Однако в этих текстах нет указаний на по­добное ограничение (см.: Прит. 16:1,9). В этих стихах не говорится о том, что Бог направляет шаги человека только в тех редких случаях, когда Ему необходимо исполнить Свои цели; в них содержатся общие утверждения о том, как действует мир, — Бог направляет шаги чело­века всегда, а не только когда возникает противоречие между Богом и человеком.


356__________________________ Часть II. Учение о Боге

Успех и неудача также исходят от Бога, ибо читаем: «...не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение; но Бог есть судия: одного унижает, а дру­гого возносит» (Пс. 74:7,8). Поэтому Мария говорит: «Низложил сильных с престолов и вознес смиренных» (Лк. 1:52). Господь дарует детей, ибо «насле­дие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126:3).

Все наши таланты и способности — от Господа; Павел спрашивает ко­ринфян: «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7). Давид знал, что его воинский талант — от Бога; хотя он и проводил многие часы в упражнениях в стрельбе из лука, он говорил о Боге: «Научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук» (Пс. 17:35).

Бог влияет на правителей в тех решениях, которые они принимают, так как «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит. 21:1). Это было очевидно, когда Господь «обратил... сердце царя Ассирийского» к Своему народу, «чтобы подкреплять руки их при строении дома Господа, Бога Израилева» (Езд. 6:22), и когда «возбудил Господь дух Кира, царя Персидского» (Езд. 1:1), чтобы тот помог народу израильскому. Однако Бог влияет не только на сердце царя, ибо Он взирает «на всех, живущих на земле» и «создал сердца всех их» (Пс. 32:14,15). Если мы осознаем, что сердце в Писании — это место пребывания всех наших потаенных мыслей и стрем­лений, то этот отрывок имеет очень большое значение. В особенности Бог управляет желаниями и наклонностями верующих, производя в нас «и хоте­ние и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Все эти тексты, в кото­рых мы видим как общие утверждения о действии Бога в жизни всех людей, так и конкретные примеры действия Бога в жизни отдельных личностей, при­водят нас к мысли о том, что Божий труд содействия распространяется на все аспекты нашей жизни. Наши слова, шаги, движения, наши сердца и наши способности — все это от Господа.

Однако мы должны остерегаться неверного понимания. Здесь, также как и в менее высоком творении, Божье управление действует как невидимая, скрытая «первопричина», и это может привести нас к мысли, что наш выбор и наши поступки не имеют значения. Вновь и вновь Писание утверждает, что мы действительно определяем происходящие события. Мы обладаем зна­чимостью и несем ответственность. Мы совершаем выбор, и этот выбор реа­лен, он ведет к определенным результатам. Писание многократно повторяет и эти истины. Так же как камень действительно твердый, поскольку Бог сотворил его с признаком твердости, как вода действительно мокрая, по­скольку Бог сотворил ее с признаком влажности, как растения действитель­но живые, поскольку Бог сотворил их с признаком жизни, так и наш выбор — это действительный выбор, и он приводит к значимым результатам, так как Бог сотворил нас столь замечательным образом, что мы наделены способнос­тью выбора.


Глава 15. Провидение Божье________________________ 357

Есть мнение, что если наш выбор реален, то он не может быть обусловлен Богом (более подробно это мнение рассматривается ниже). Однако количе­ство текстов, утверждающих Божий контроль, столь значительно, а трудно­сти, возникающие в связи с другими интерпретациями этих текстов, столь огромны, что такой подход, по моему мнению, представляется неверным. Пра­вильнее было бы говорить о том, что Бог обусловливает все, что происходит, но что Он при этом неким образом сохраняет за нами способность совершать волевой, ответственный выбор, который приводит к реальному и вечному ре­зультату и за который мы несем ответственность. Каким именно образом Бог сочетает Свой контроль с нашим волевым значимым выбором, Писание нам не объясняет. Однако, вместо того чтобы отрицать один или другой ас­пект (просто потому, что мы не можем объяснить, как они одновременно могут быть истинными), нам следует принять оба и стремиться быть верными уче­нию всего Писания.

Пример автора, который пишет пьесу, может помочь нам понять, как оба аспекта могут быть истинны. В пьесе Шекспира «Макбет» персонаж Макбет убивает короля Дункана. Итак (если мы исходим из того, что этот рассказ выдуман), мы можем спросить: «Кто убил короля Дункана?» На од­ном уровне правильным ответом будет: «Макбет». В контексте пьесы он осу­ществил убийство и действительно виновен. Однако на ином уровне пра­вильным ответом на вопрос «Кто убил короля Дункана?» будет «Уильям Шекспир, так как он написал пьесу, создал всех ее персонажей и написал ту часть, где Макбет убивает короля Дункана». Неверным было бы утверж­дать, что Уильям Шекспир не убивал короля Дункана, потому что его убил Макбет. Неверным было бы утверждать также, что Макбет не убивал короля Дункана, потому что его убил Уильям Шекспир. И то и другое верно. На уровне персонажей пьесы Макбет полностью (на 100%) обусловил смерть короля Дункана, однако на уровне создателя пьесы Уильям Шекспир пол­ностью (на 100%) обусловил смерть короля Дункана. Точно таким же обра­зом мы можем понять, что Бог полностью обусловливает происходящее од­ним образом (как Творец) и мы также полностью обусловливаем происходя­щее иным образом (кактворение).

Конечно, кто-то может возразить, что эта аналогия на самом деле не ре­шает проблему, так как персонажи пьесы — это не реальные личности; они лишь образы, не имеющие собственной воли, они не могут совершать под­линный выбор и т. д. Однако в ответ мы можем указать на тот факт, что Бог бесконечно более велик и мудр, чем мы. Мы, как конечное творение, можем создавать в пьесах лишь вымышленные персонажи, а не реальные личности. Но Бог, наш бесконечный Творец, создал подлинный мир и в нем сотворил нас как реальные личности, которые совершают выбор. Говорить о том, что Бог не мог создать мир, в котором Он дает нам право выбора (как говорят не­которые исследователи, см. ниже), — это означает просто ограничивать власть


358 _______________________ Часть II. Учение о Боге

Бога. Судя по всему, это означает также отрицание истинности многочислен­ных текстов Писания4.

7. А как же зло? Если Бог через Свой труд действительно является причи­ной всего, что происходит в мире, то возникает вопрос: «Каково соотношение между Богом и злом мира?» Является ли Бог причиной злодеяний, совершае­мых людьми? Если да, то не несет ли Бог ответственности за грех?

Приступая к этому вопросу, правильнее всего будет прежде обратиться к тем текстам Писания, которые относятся к этой теме. Мы можем начать ис­следование с чтения текстов, в которых утверждается, что Бог действительно обусловил те или иные несчастья или злодеяния. Однако мы должны помнить, что во всех этих текстах Писание не говорит, что Бог непосредственно совер­шил что-либо дурное, говорится лишь, что Бог произвел то или иное злодеяние через волевые поступки творений, обладающих моральными качествами. Кро­ме того, Писание никогда не обвиняет Бога в зле и не показывает Бога радую­щимся злу; и Писание никогда не извиняет злые поступки человека, которые он творит. Каким бы образом мы ни осмысляли отношение Бога к злу, мы ни­когда не должны думать, что мы не несем ответственности за совершаемые нами злодеяния, что Бог радуется злу или виновен в нем. Подобные выводы явно противоречат Писанию.

В Писании присутствуют, в буквальном смысле, десятки текстов, кото­рые говорят, что Бог (не прямо) произвел то или иное зло. Я привел такой

4 Говард Маршалл возражает против аналогии с автором и его пьесой на том основа­нии, что актеры «связаны предписанными ролями и заученным ими текстом», так что даже если драматург «заставляет [персонаж] говорить в своей пьесе: „Я люблю моего созда­теля", это нельзя назвать реальной взаимной любовью» (I. Howard Marshall, "Predestination in the New Testament" in Grace Unlimited, by Clark H. Pinnock, pp. 132, 133, 139).

Однако Маршалл ограничивает свое рассуждение лишь возможностями человечес­ких существ, действующих на человеческом уровне. Он не рассматривает возможности (и, по сути, реальности!) Бога, Который способен свершить нечто гораздо большее, чем люди, и что Он вполне способен сотворить подлинные человеческие существа, а не про­сто персонажей пьесы. Более справедливым было бы рассмотреть аналогию с автором и его пьесой, применив к этой аналогии очень правильное утверждение того же Маршал­ла, которое он высказал в другой части своей статьи: «Фундаментальное затруднение заключается в попытке объяснить природу взаимоотношений между бесконечным Богом и конечными творениями. Мы все время стремимся мыслить о причинности, обусловлен­ной Богом, как о человеческой причинности, и трудности возникают сразу же, как толь­ко мы пытаемся соотнести божественную причинность и человеческую свободу выбора. Мы не в силах объяснить, как Бог может обусловить те или иные наши поступки (или обусловить существование этого мира и его функционирование в том виде, как мы его наблюдаем)» (Ibid, pp. 137, 138). Я полностью согласен со всем, что Маршалл высказал в этом утверждении, и считаю такой подход к рассматриваемой проблеме абсолютно пра­вильным.


Глава 15. Провидение Божье_______________________ 359

пространный список (в следующих нескольких абзацах), потому что хрис­тиане часто не отдают себе отчет в этом очевидном учении Писания. И все же следует помнить, что в каждом из этих примеров зло было на самом деле совершено не Богом, а людьми или бесами, которые решили поступить имен­но так.

Очень ясный пример можно извлечь из истории об Иосифе. Писание ясно говорит, что братья Иосифа напрасно завидовали ему (Быт. 37:11), ненавиде­ли (Быт. 37:4,5,8), хотели убить его (Быт. 37:24), а затем продали в рабство в Египет (Быт. 37:28). Однако позднее Иосиф говорит своим братьям: «Бог по­слал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт. 45:5); «Вы умышля­ли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:20)5. Здесь мы видим сочетание злых поступков, совершенных грешными людьми, которые по спра­ведливости несут ответственность за свои грехи, и пересиливающего зло кон­троля Бога, с помощью которого Бог исполняет Свои цели. Оба этих аспекта ясно обозначены в этих текстах.

В истории об исходе из Египта постоянно подчеркивается тот факт, что Бог ожесточал сердце фараона. Бог говорит: «Я ожесточу сердце его» (Исх. 4:21), «Я ожесточу сердце фараоново» (Исх. 7:3), «Господь ожесточил сердце фарао­на» (Исх. 9:12), «Но Господь ожесточил сердце фараона» (Исх. 10:20, повтор в 10:27 и снова в 11:10), «Я ожесточу сердце фараона» (Исх. 14:4), «Ожесточил Господь сердце фараона, царя Египетского» (Исх. 14:8). Иногда указывают на то, что в Писании говорится также, что фараон сам ожесточил свое сердце (Исх. 8:15,32; 9:34) и что ожесточение Богом сердца фараона было лишь отве­том на первоначальную непокорность и жестокость сердца, которую фараон проявил по своей собственной свободной воле. Однако следует отметить, что обетования Бога о том, что Он ожесточит сердце фараона (Исх. 4:21; 7:3), даны задолго до того, как мы узнаем, что фараон сам ожесточил свое сердце (впер­вые мы читаем об этом в Исх. 8:15). Кроме того, наш анализ содействия, при­веденный выше, в котором божественные и человеческие причины могут обус­ловить одно и то же событие, должен показать нам, что оба эти фактора могут действовать одновременно. Даже если фараон ожесточает свое сердце, это не противоречит утверждению о том, что Бог обусловил такое поведение фара­она, и, следовательно, можно сказать, что Бог ожесточает сердце фараона. И наконец, если кто-то считает, что Бог лишь усиливает злые желания и устрем­ления, уже присутствовавшие в сердце фараона, то такое рассуждение спра­ведливо (по крайней мере, в теории) для всего зла мира, так как у всех людей есть злые устремления и все совершают выбор в пользу злодеяний.

5 В Пс. 104:17 говорится, что Бог «послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф» (или: «Послал пред ними человека, который был продан в рабство, — Иосифа». — Примеч. пер.).


360 ________________________ Часть II. Учение о Боге

Какова здесь была цель Бога? Павел размышляет об Исх. 9:16 и говорит: «Ибо Писание говорит фараону: „для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле"» (Рим. 9:17). Далее Павел выводит общую истину из частного приме­ра: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9:18). Ведь Бог также ожесточил сердца египтян, которые преследовали израильский народ до Красного моря: «Я же ожесточу сердце Египтян, и они пойдут вслед за ними. И покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его» (Исх. 14:17). Эта тема повторяется в Пс. 104:25: «Возбудил в сердце их ненависть против народа Его».

Позднее в ветхозаветном повествовании мы встречаем похожий пример, когда хананеяне были уничтожены иудеями во время завоевания Палестины под предводительством Иисуса Навина. Мы читаем: «Ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля, для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были...» (Нав. 11:20; см. также: Суд. 3:12; 9:23). Также и требова­ние Самсона о женитьбе на неверующей филистимлянке было «от Господа», так как Он искал случая «отмстить Филистимлянам. А в то время Филистим­ляне господствовали над Израилем» (Суд. 14:4). Мы читаем также о том, что сыновья Илии, когда он обличил их за злодеяния, «не слушали голоса отца своего; ибо Господь решил уже предать их смерти» (1 Цар. 2:25). Позднее «злой дух от Господа» мучил царя Саула (1 Цар. 16:14).

Когда Давид согрешил, Господь сказал ему через пророка Нафана: «...Вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами тво­ими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем. Ты сделал тайно; а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солн­цем» (2 Цар. 12:11,12; исполнение в 16:22). Ради дальнейшего наказания гре­ха Давида «поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело», а затем умерло (2 Цар. 12:15—18). Давид понял, что Бог может на­править на него зло, так как позднее, когда Семей проклял Давида и начал бросать камни в него и в его слуг (2 Цар. 16:5—8), Давид не стал мстить Семею и сказал своим воинам: «Оставьте его, пусть злословит; ибо Господь повелел ему» (2 Цар. 16:11).

Затем Господь «возбудил»' Давида сделать перепись населения (2 Цар. 24:1), но потом Давид признал, что это был грех: «Тяжко согрешил я, поступив так»

6 Еврейское слово, употребленное во 2 Цар. 24:1, где говорится, что Бог возбудил Давида против Израиля, — это слово ГТ10, «возбуждать, провоцировать, подстрекать» (BDB, р. 694). Это то же самое слово, которое употреблено во 2 Пар. 21:1, где говорится о том, что сатана возбудил Давида сделать перепись Израиля, в 3 Цар 21:25, где говорится о том, что Иезавель подущала Ахава на злодеяние, во Втор. 13:6 (7), где говорится о том, что близкие могут уговаривать тайно поклоняться иным богам, и во 2 Пар. 18:31, где речь идет о том, что Бог отвел сирийских воинов от Иосафата.


Глава 15. Провидение Божье____________________ 361

(2 Цар. 24:10), и Бог послал кару на землю из-за этого греха (2 Цар. 24:12-17). Однако очевидно также, что «Гнев Господень... возгорелся на Израильтян» (2 Цар. 24:1), и поэтому тот факт, что Бог возбудил Давида к греху, был сред­ством, с помощью которого Бог осуществил наказание израильского народа. Более того, средство, с помощью которого Бог возбудил Давида, ясно описа­но в 1 Пар. 21:1: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». На этом примере Библия показывает нам три силы, которые так или иначе оказывают влияние на совершаемое действие: Бог, что­бы добиться нужного Ему результата, действовал через сатану, чтобы возбу­дить Давида на грех, но Писание считает виновным в грехе Давида. И вновь, когда Соломон отвратился от Господа, п



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.016 с.)