А. Почему Бог желает, чтобы мы молились Ему?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Почему Бог желает, чтобы мы молились Ему?



Молитва совершается не для того, чтобы Бог узнал, в чем мы нуждаемся. Иисус говорит нам: «Знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). Бог желает, чтобы мы молились, потому что мо­литва отражает нашу веру в Бога; это то средство, через которое наша вера возрастает. Очень важно, чтобы мы молились с верой, т. е. с доверием Богу и с надеждой на Него, — это, вероятно, самый важный момент в библейском уче­нии о молитве. Бог как наш Творец наслаждается тем, что мы, Его творения, доверяем Ему, так как чувство доверия наиболее уместно в отношениях Твор­ца и творения. Молитва в смиренной надежде также показывает, что мы под­линно веруем в Божью мудрость, любовь и силу — и во все прочие качества Бога, составляющие Его совершенство. Когда мы подлинно молимся, мы, как личности, всем нашим существом полагаемся на Бога как на Личность, во всей полноте Его качеств. Таким образом, все, что мы думаем о Боге или чув­ствуем в связи с Ним, обретает свое выражение в молитве. Вполне естествен­но, что Бог наслаждается молитвой и уделяет ей огромное внимание в наших взаимоотношениях.


424 Часть II. Учение о Боге

Первые слова молитвы Господней — «Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9) — выражают нашу зависимость от Бога, любящего и мудрого Отца, и наше признание того факта, что Он правит всем со Своего небесного пре­стола. Писание не единожды подчеркивает необходимость веры во время мо­литвы. Например, Иисус сравнивает нашу молитву с тем, как сын просит у отца хлеба или рыбы (Лк. 11:9—12), и далее говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13). Бог желает, чтобы в молитве к Нему мы проявляли такие чувства, какие свойственны детям, которые наде­ются на то, что их отцы дадут им все необходимое. Поскольку Бог — Отец наш, просить Его нам следует в вере. Иисус говорит: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21:22; ср.: Мк. 11:24; Иак. 1:6—8; 5:14,15).

Однако Бог не просто желает, чтобы мы верили в Него. Он желает также, чтобы мы любили Его и пребывали в общении с Ним. Таким образом, это вто­рая причина, по которой Бог желает, чтобы мы молились Ему, — молитваделает наше общение с Богом глубже. Бог любит нас и наслаждается общением с нами.

Третья причина, по которой Бог желает, чтобы мы молились Ему, заключа­ется в том, что наша молитва к Богу позволяет нам, Его творению, быть причаст­ными к процессам, имеющим значение в вечности. Когда мы молимся, мы спо­собствуем приближению Царства Божьего. Таким образом, молитва дает нам возможность участвовать в созидании Царства Божьего и позволяет нам выра­зить в этом наше величие как творения, созданного по образу Божьему.

Б. Действенность молитвы

Как именно действует молитва? Действительно ли молитва не только при­носит пользу нам самим, но оказывает влияние также на Бога и на окружаю­щий мир?

/. Молитва оказывает влияние на действия Бога. «Не имеете, потому что не просите», — говорит Иаков (Иак. 4:2). Он имеет в виду, что нежелание про­сить лишает нас того, что Бог мог бы дать нам. Мы молимся, и Бог отвечает нам. Иисус также говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; сту­чите, иотворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, исту­чащему отворят» (Лк. 11:9,10). Он устанавливает четкую взаимосвязь между тем, что люди ищут чего-либо у Бога, и тем, что они получают это. Когда мы просим, Бог отвечает нам.

В Ветхом Завете мы видим многочисленные примеры ответов на молит­вы. Господь сказал Моисею, что уничтожит израильский народ за его грех (Исх. 32:9,10), «но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой... Отмени погубление народа Твоего» (Исх. 32:11,12). Далее читаем: «И отменил Господь зло, о кото-


Глава 17. Молитва______________________ 425

ром сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:14). Когда Бог грозит на­казать Свой народ за грех, Он говорит: «Если... смирится народ Мой, кото­рый именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обра­тятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2 Пар. 7:13,14). Если народ Божий будет молиться (со смирением и раскаянием), то Бог услышит и простит. Молитвы народа Божьего оказыва­ют явное влияние на действия Бога. «Если исповедуем грехи наши, то Он, бу­дучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой не-правды»(1 Ин. 1:9). Мы исповедуем грехи, и тогда Бог прощает нас1.

Если мы действительно убеждены в том, что молитва оказывает влияние на то, как Бог действует, и что Бог в ответ на молитвы производит в мире зна­чительные изменения, как тому учит нас Писание, то нам следует уделять мо­литве гораздо больше времени. Если мы молимся мало, то это, вероятно, озна­чает, что мы не верим в силу молитвы.

2. Молитвы становятся действенными через нашего посредника, Иисуса Христа. Поскольку мы грешны, а Бог свят, у нас нет никакого собственного права входить в Его присутствие. Мы нуждаемся в посреднике между нами и Богом, который мог бы ввести нас в присутствие Божье. Писание ясно учит: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

Но если Иисус — это единственный посредник между Богом и челове­ком, услышит ли Бог молитвы людей, которые не верят в Иисуса? Ответ на этот вопрос зависит от того, какой смысл мы вкладываем в слово «слышать». Поскольку Бог всеведущ, Он всегда «слышит» молитвы неверующих, не при­шедших к Нему через Христа; другими словами, Он знает о их молитвах. Бог может даже иногда отвечать на эти молитвы из Своего милосердия и из жела­ния привести неверующих к спасению через Иисуса Христа. Однако Бог ни­когда не обещал давать ответы на молитвы неверующих. Единственные мо­литвы, которые Он обещал «слышать» в смысле благосклонного внимания и ответа, если они совершаются в соответствии с Его волей, — это молитвы хри­стиан через единственного посредника, Иисуса Христа (ср.: Ин. 14:6).

Что в этом случае можно сказать о ветхозаветных верующих? Как они могли приходить к Богу через посредника-Христа? Дело в том, что предзна­менование посреднического труда Христа было дано людям в виде системы жертвоприношений, совершаемых священниками в храме (Евр. 7:23-28; 8:1—6; 9:1—14 и др.). Однако в самой этой системе жертв не было ничего спаси­тельного (Евр. 10:1-4). Через жертвоприношения Бог принимал верующих

В Писании так много примеров, когда Бог отвечает на молитвы, что все их не­возможно прокомментировать (см., напр.: Быт. 18:22-33; 32:26; Дан. 10:12; Ам. 7:1-6; Деян. 4:29-31; 10:31; 12:5-11 и др.).


426 ______________________ Часть II. Учение о Боге

только на основе будущего труда Христа, предвестием которого была эта си­стема (Рим. 3:23-26).

Посреднический труд Христа особенно явно проявляется в Его священ­ничестве. Он наш «Первосвященник великий, прошедший небеса», «Кото­рый, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:14,15).

Как люди, получившие новый завет, мы не должны находиться «вне хра­ма», как это требовалось ото всех верующих, кроме священников, в ветхоза­ветные времена. Не должны мы и находиться вне святая святых (Евр. 9:3), внутреннего помещения храма, где над ковчегом Завета находился престол Са­мого Бога и куда мог входить только первосвященник лишь один раз в год. Когда Христос, наш посредник и Первосвященник, умер (Евр. 7:26,27), Он заслужил для нас дерзновение входить в присутствие Божье. Поэтому «мы мо­жем входить в святые места кровью Иисуса» (Евр. 10:19, перевод мой. — У. Г.), т. е. в святилище и в святая святых, в присутствие Самого Бога! Мы входим в Его присутствие «путем новым и живым» (Евр. 10:19), который открыл нам Христос. Автор Послания к Евреям заключает: «Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:21,22). Итак, посреднический труд Христа дает нам дерзновение при­ближаться к Богу в молитве.

В присутствие Божье мы входим не как чужие, или как гости, или как люди неверующие — мы входим как священники, как служители храма, ко­торые имеют право и даже обязаны находиться в самых святых его местах. Используя образы рукоположения священников (см.: Исх. 29:4,21), автор Послания к Евреям говорит, что все верующие рукоположены в священники Бога и потому могут входить в Его присутствие. Он говорит: «Приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от по­рочной совести, и омывши тело водою чистою» (Евр. 10:22; ср.: 1 Пет. 2:9). Что это означает для современных христиан? Никто в наши дни не отправля­ется в Иерусалим, чтобы там, в храме, «приблизиться» к Богу. Даже если бы мы поехали в Иерусалим, мы не нашли бы там храма, поскольку в 70 г. н. э. он был разрушен. Что же тогда имеет в виду автор Послания к Евреям, когда го­ворит, что мы входим в святая святых? Он говорит о реальности невидимой, духовной сферы; с нашим посредником Христом мы входим не в земной храм в Иерусалиме, а в истинное святилище, «в самое небо», куда вознесся Хрис­тос, «чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24).

3> Что значит молиться «во имя Иисуса»? Иисус говорит: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне; если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:13,14). Он говорит также Своим ученикам, что избрал их с определенной целью: «чтобы вы шли и при­носили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16). И далее: «Истинно, истинно говорю вам:


Глава 17. Молитва ATI

о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не проси­ли во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16:23,24; ср.: Еф. 5:20). Но что это значит?

Очевидно, что Иисус не просто говорит: «Если чего попросите и добавите слова „во имя Иисуса" после вашей молитвы, Я то сделаю». Он не говорит здесь о произнесении определенных слов, будто это некая магическая форму­ла, придающая силу нашим молитвам. Ни в одной из молитв, зафиксирован­ных в Писании, мы не видим слов «во имя Иисуса», добавленных в конце (см.: Мф. 6:9-13; Деян. 1:24,25; 4:24-302; 7:59; 9:13,14; 10:14; Отк. 6:10; 22:20).

Прийти от чьего-либо имени означает, что кто-то передал нам свои пол­номочия и мы действуем не от самих себя, а по поручению этого человека. Когда Петр говорит хромому: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3:6), он говорит от имени и властью Иисуса, а не от себя самого. Когда члены синедриона спросили учеников: «Какою силою или каким именем вы сделали это?» (Деян. 4:7), они имели в виду: «Чьей властью вы сделали это?» Когда Павел изгоняет нечистого духа «именем Иисуса Христа» (Деян. 16:18), он показывает, что делает это не своей властью, а властью Иисуса. Когда Павел осуждает «во имя Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:4) винов­ного в аморальном поступке члена церкви, он делает это властью Господа Иисуса Христа. Таким образом, молитва во имя Иисуса — это молитва, свер­шаемая по Его изволению.

В более широком смысле «имя» человека в Древнем мире представляло самого человека и тем самым — все его качества. Обладать «добрым именем» (Прит. 22:1; Еккл. 7:1) значило обладать хорошей репутацией. Таким обра­зом, имя Иисуса представляет все то, чем Он является, все Его качества. Это значит, что молиться «во имя Иисуса» — это не просто молиться Его властью, но также молиться в согласии с Его качествами, которые истинно представ­ляют Его, отражают Его образ жизни и Его святую волю3. В этом смысле мо­литва во имя Иисуса по значению приближается представлению о молитве «по воле Его» (1 Ин. 5:14,15)4.

2 В Деян. 4:30 выражение «именем Святого Сына Твоего Иисуса» в конце молитвы
является просто окончанием предложения «на исцеление и на соделание знамений и
чудес». Это не общее утверждение о совершаемой молитве.

3 Павел даже говорит, что не только наши молитвы, но все, что мы делаем, должно
свершаться во имя Иисуса: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя
Господа Иисуса Христа,
благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол. 3:17).

4 Леон Моррис говорит о тексте Ин. 14:13: «Это означает не просто использование
имени как некоей формулы. Это означает, что молитва должна согласовываться со всем
тем, что это имя означает. Это молитва, происходящая из веры в Христа; молитва, выра­
жающая единство со всем тем, что представляет Христос; молитва, которая стремится к
единению с Самим Христом. Цель всего этого — прославление Бога» (Leon Morris, The
Gospel According to John,
p. 646).


428 Часть II. Учение о Боге

Означает ли это, что нам не следует добавлять слова «во имя Иисуса» в конце наших молитв? Безусловно, в этом нет ничего дурного, если мы пони­маем значение этих слов. Однако если мы добавляем эти слова после каждой публичной или уединенной молитвы, то существует определенная опасность, что эти слова превратятся просто в некую формулу, которой не придается осо­бого значения. Молодые верующие могут даже начать воспринимать выра­жение «во имя Иисуса» как магические слова, необходимые для того, чтобы молитва была действенной. Для того чтобы избежать этого, возможно, мудро было бы не использовать эти слова слишком часто, а выражать те же мысли иным образом или просто всем своим поведением и настроением во время мо­литвы. Например, молитву можно начать словами: «Отец, мы приходим к Тебе властью нашего Господа Иисуса, Твоего Сына...»; или «Отец, мы приходим к Тебе не нашими заслугами, а заслугами Иисуса Христа, Который пригласил нас к Тебе...», или «Отец, мы благодарим Тебя за то, что Ты простил наши гре­хи и дал нам доступ к Твоему престолу, трудами Твоего Сына, Иисуса...» Иног­да и такие формальные утверждения не обязательно употреблять, если в на­ших сердцах постоянно присутствует осознание, что способностью молиться Отцу наделяет нас наш Спаситель. Подлинная молитва — это разговор с Лич­ностью, Которую мы хорошо знаем и Которая знает нас. Такая подлинная беседа между личностями, которые знают друг друга, никогда не зависит от использования речевых формул или употребления определенных слов, все дело здесь в нашей искренности и в нашем духовном состоянии.

4. Следует ли наммолиться Иисусу и Святому Духу? Обзор новозавет­ных молитв показывает, что они обращены не к Богу-Сыну и не к Богу Свято­му Духу, а к Богу-Отцу. Однако простой подсчет может оказаться обманчи­вым, так как большая часть молитв, зафиксированных в Новом Завете, — это молитвы Иисуса, Который постоянно молился Богу-Отцу и, конечно же, не молился Сам Себе, как Богу-Сыну. Кроме того, в Ветхом Завете тринитар-ная природа Бога не была открыта вполне ясно, и нет ничего удивительного в том, что мы не находим примеров обращения молитв непосредственно к Богу-Сыну или Богу Святому Духу до времен Христа.

У нас есть ясный пример обращения непосредственно к Богу-Отцу через Бога-Сына (Мф. 6:9; Ин. 16:23; Еф. 5:20), но есть также указания на то, что можно молиться, обращаясь к Иисусу. Тот факт, что Иисус Сам назначил всех апостолов, предполагает, что молитва в Деян. 1:24 адресована Ему: «Ты, Гос­поди, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал...» Умирая, Стефан молится: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:59). Разговор Анании с «Господом» в Деян. 9:10—16 — это разговор с Иисусом, так как в ст. 17 Анания говорит Савлу: «Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел». Молитва «Господь, приди!»


Глава 17. Молитва_____________________ 429

(1 Кор. 16:22; в синодальном переводе она приведена по-арамейски, без пере­вода. — Примеч. пер.) обращена к Иисусу, как и молитва в Отк. 22:20: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» О своем «жале в плоть» во 2 Кор. 12:8 Павел также молится «Господу»5.

Кроме того, зная, что Иисус является «милостивым и верным Первосвя­щенником» (Евр. 2:17), способным «сострадать нам в немощах наших» (Евр. 4:15), мы можем приступить к «престолу благодати» в молитве, «чтобы полу­чить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр. 4:16). Эти стихи должны придавать нам решимости обращаться в молитве непо­средственно к Иисусу, ожидая, что Он будет сострадать нашей немощи.

Таким образом, Писание одобряет не только молитву к Богу-Отцу (кото­рую можно назвать основным видом молитвы, преподанной нам Иисусом, — так называемая «молитва Господня»), но также непосредственную молитву к Богу-Сыну, нашему Господу Иисусу Христу. Оба эти вида молитвы допусти­мы, и мы можем молиться как Отцу, так и Сыну.

Но следует ли нам молиться Святому Духу? Хотя в Новом Завете нет мо­литв, обращенных непосредственно к Святому Духу, нет и никаких указаний на то, что такие молитвы недопустимы, ибо Святой Дух, подобно Отцу и Сыну, вполне является Богом, достоин наших молитв и обладает властью отвечать на эти молитвы. (Отметим также призывы Иезекииля к «духу», Иез. 37:9.) Едва ли верно утверждать, что мы не можем молиться Святому Духу, ведь на самом деле это означает, что мы не можем разговаривать или общаться с Ним лично. Но ведь это не так, Он лично общается с нами, поскольку Он — «Утешитель» (Ин. 14:16,26), верующие «знают» Его (Ин. 14:17), Он учит нас (ср.: Ин. 14:26), свидетельствует нам о том, что мы — чада Божьи (Рим. 8:16), бывает огорчен нашим грехом (Еф. 4:30). Кроме того, Святой Дух проявляет личную волю в распределении духовных даров, ибо Он «постоянно распределяет каждому индивидуально, как Он Сам желает» (1 Кор. 12:11, перевод мой. — У. Г.). Итак, судя по всему, нет ничего неправильного в том, чтобы иногда молиться непос­редственно Святому Духу, особенно если мы просим чего-либо связанного с особой сферой Его служения или ответственности6. В истории церкви многие известные гимны были по сути молитвами, обращенными к Святому Духу. Однако в Новом Завете примеров подобных молитв мы не находим, и, следо­вательно, они не должны преобладать в нашей молитвенной жизни.

5 Слово «Господь» (греч. Ktipioq) в Деяниях и посланиях обозначает прежде всего
Господа Иисуса Христа.

6 Пакер говорит: «Уместно ли молиться Святому Духу? Нигде в Писании мы не на­
ходим подобных примеров, но, поскольку Дух — Бог, ничего дурного не может быть в
том, чтобы обратиться к Нему, если на то есть причины» (J. 1. Packer, Keep in Step With the
Spirit
[Old Tappan, N. J.: Revell, 1984], p. 261).


430 ________________________ Часть II. Учение о Боге

5. Роль Святого Духа в наших молитвах. Павел говорит:

Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыхания­ми неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией (Рим. 8:26,27).

Толкователи расходятся во мнениях о том, являются ли «воздыхания не­изреченные» воздыханиями Святого Духа, или же речь вдет о наших собствен­ных вздохах и стонах во время молитвы, которые Святой Дух обращает в дей­ственные молитвы пред Богом. Вероятнее всего, здесь говорится о наших вздо­хах. Когда Павел говорит: «Дух подкрепляет (нас) в немощах наших» (ст. 26), слово, переведенное «подкрепляет» (греч. avvav%ikan^ar\vo[iai), — это то же самое слово, которое употреблено в Лк. 10:40, где Марфа хочет, чтобы Мария пошла и помогла ей. Это слово не означает, что Святой Дух молится вместо нас. Это значит, что Святой Дух поддерживает нас и делает наши слабые молитвы действенными7. Таким образом, эти «воздыхания неизреченные» правильнее всего понимать как наши вздохи, которые выражают желания нашего сердца и нашей души, которые Святой Дух обращает в действенные молитвы8.

В связи с этим возникает также вопрос о том, что значит молиться «в Духе» (в русской синодальной Библии — «молиться духом» [или «Духом» ]. — При­меч. пер.). Павел говорит: «Всякою молитвою и прошением молитесь во вся­кое время духом» (Еф. 6:18), также и Иуда говорит: «А вы, возлюбленные, на-зидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией...» (Иуд. 20,21)9. Чтобы понять эти слова, нам следует осоз­нать, что Новый Завет говорит нам о том, что очень многие действия можно совершать «во Святом Духе». Можно просто быть «в Духе», какИоанн вдень Господень (Отк. 1:10; ср.: 4:2), можно радоваться «во Святом Духе» (Лк. 10:21), принимать решения «во Святом Духе» (Деян. 19:21), получать «во Святом Духе» свидетельство совести (Рим. 9:1), приступать к Богу «во Святом Духе»

7 Есть и другие причины, по которым «воздыхания неизреченные» следует пони­
мать как наши вздохи или стоны во время молитвы: 1) в ст. 23 говорится, что «мы в себе
стенаем», где глагол сгтеуЩсо — это слово, однокоренное слову, переведенному «возды­
хания» (о-сеиауцб/;) в ст. 26; 2) подобные воздыхания, которые происходят из состояния
тоски и угнетенности более уместны для творения (ст. 22,23), чем для Творца; и 3) вторая
половина ст. 26, в котором говорится о «воздыханиях неизреченных», поясняет первую, в
которой говорится, что Дух «подкрепляет» нас, а не молится вместо нас. Выражение «не­
изреченный» не обязательно означает «беззвучный или бесшумный», оно может озна­
чать также «невозможный для передачи словами».

8 Более полно текст Рим. 8:26,27 рассматривается в гл. 53.

9 Существует мнение о том, что это выражение означает говорение на языках, так
как Павел говорение на языках называет молитвой «духом» (1 Кор. 14:15). Однако такое
мнение неправомерно, так как в 1 Кор. 14:15 «дух» — это не Святой Дух, а человеческий
дух Павла: отметим противопоставление «духа» и «ума» в ст. 14.


Глава 17. Молитва__________________________ 431

(Еф. 2:18) и любить «во Святом Духе» (Кол. 1:8). Как мы увидим ниже, в гл. 30, эти выражения, судя по всему, означают сознательное пребывание в присут­ствии Святого Духа, которое характеризуется божественными качествами силы, любви, радости, истины, святости, праведности и мира. Таким обра­зом, молиться «во Святом Духе» — значит молиться в осознании окружающе­го нас присутствия Божьего, которое освящает как нас, так и наши молитвы.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.01 с.)