В. Несколько важных замечаний о действенной молитве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Несколько важных замечаний о действенной молитве



Если мы стремимся молиться так, как того желает от нас Бог, нам необхо­димо учитывать ряд соображений, на которые указывает нам Писание.

1. Молитва в соответствии с волей Божьей. Иоанн говорит нам: «И вот, какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас; а когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни про­сили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1 Ин. 5:14,15). Иисус учит нас молиться так: «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10), и Сам подает нам пример Своей молитвой в Гефсиманском саду: «Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Но как нам узнать волю Божью, когда мы молимся? Если то, о чем мы молимся, имеет какое-либо пояснение в Писании, где Бог ясно открывает нам Свою волю, то ответ на этот вопрос очевиден: Его воля заключается в том, чтобы Его слову повиновались, а Его повеления были исполнены. Для того чтобы воля Божья свершилась «на земле, как на небе» (Мф. 6:10), нам следует стремиться к совершенному послушанию моральной воле Бога. Таким обра­зом, знание Писания оказывает нам огромную помощь в молитве, давая нам возможность следовать примеру первых христиан, которые в своих молитвах цитировали Писание (см.: Деян. 4:25,26). Регулярное чтение и заучивание наизусть Писания в течение многих лет христианской жизни увеличивает глу­бину, силу и мудрость наших молитв. Иисус призывает нас держать в себе Его слова: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожела­ете, просите, и будет вам» (Ин. 15:7).

Это означает, что если мы, например, ищем мудрости в принятии важного решения, нам не следует гадать, хочет ли Бог, чтобы мы просили у Него мудро­сти. Писание уже разрешило для нас этот вопрос, так как в Писании нам дано следующее обетование:

Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, даю­щего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, ни мало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой: да не думает такой чело­век получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1:5—8).


432 Часть II. Учение о Боге

Нам следует быть совершенно уверенными в том, что Бог ответит на нашу молитву, когда мы просим Его о чем-то, согласующемся с конкретным обето­ванием или повелением Писания, подобным этому. В этих случаях мы знаем, в чем заключается воля Божья, так как Сам Бог сказал нам об этом, и нам просто следует молиться с верой в то, что нам ответят.

Однако существуют и такие жизненные ситуации, в которых мы не зна­ем волю Божью. У нас нет уверенности по этому поводу, так как никакие конк­ретные обетования или повеления Писания не относятся к данному случаю: заключается ли воля Божья в том, чтобы мы получили работу, на которую пы­таемся устроиться? Победим ли в соревновании? (Особенно часто об этом молятся дети.) Будем ли мы избраны на служение в церкви? Во всех этих слу­чаях нам нужно исследовать Писание, возможно, мы найдем там некие об­щие принципы, исходя из которых сможем организовать нашу молитву. Од­нако часто нам просто следует признать, что воля Божья нам не известна. В таких случаях нужно просить Бога о более глубоком понимании вопроса и молиться о том, что кажется нам наилучшим вариантом, давая Господу пояс­нения, почему в нашем нынешнем понимании ситуации, то, о чем мы молим­ся, кажется нам наилучшим исходом событий. Однако всегда будет правиль­но добавить либо открыто, либо просто показав состояние своего сердца: «Тем не менее, если я ошибаюсь, прося это, и если это Тебе не угодно, сверши то, что Ты считаешь наилучшим»; или еще проще: «Если такова Твоя воля». Иног­да Бог дарует нам то, что мы просим. Иногда Он дарует нам более глубокое понимание, так что мы изменяем наше отношение к вопросу и просим чего-то другого. В иных случаях Бог не исполняет нашу просьбу, а просто указывает на то, что мы должны подчиняться Его воле (см.: 2 Кор. 12:9,10).

Некоторые христиане говорят, что, прибавляя к молитве фразу «если та­кова Твоя воля», мы «разрушаем нашу веру». Эти слова в действительности выражают нашу неуверенность, мы не знаем, будет ли нам даровано то, о чем мы просим. И это уместно, если мы не знаем воли Божьей. Однако в каких-то ситуациях действительно странно просить Бога о мудрости, а затем говорить: «Если Твоя воля заключается в том, чтобы даровать мне мудрость». Это озна­чает, что мы не доверяем словам Бога, ведь Он повелел нам просить у Него мудрости в вере и обещал исполнить такую просьбу (см.: Иак. 1:5—8)10.

10 Добавлять к молитве слова «если такова Твоя воля» — это не то же самое, что не молиться совсем. Если мои дети приходят ко мне и спрашивают, возьму ли я их с собой, чтобы купить им мороженого, а затем (с должным осознанием вопроса) добавля­ют: «если ты думаешь, что нас можно взять с собой, папа», — то это совсем не то же самое, что вовсе не обращаться ко мне с просьбой. Если бы они не спросили меня об этом, я бы даже не думал о том, чтобы взять их с собой и купить им мороженого. Если же они просят меня, то я могу принять решение взять их с собой.


Глава 17. Молитва____________________________ 433

Даже в тех случаях, когда повеление или обетование Писания применимо к конкретной ситуации, могут быть такие нюансы, которых мы первоначаль­но не можем понять полностью. Поэтому в молитве важно не только говорить Богу, но и слушать Его. Нам следует обратиться к Нему с просьбой, а затем молчаливо ждать. В эти минуты ожидания (Пс. 26:14; 37:15; 129:5,6) Бог мо­жет изменить настроение нашего сердца; дать нам новое понимание той ситу­ации, о которой мы молимся, или более глубокое понимание Его Слова; на­помнить тот текст Писания, который поможетнам молиться более действен­но; дать нам чувство уверенности в том, что мы правильно понимаем, в чем заключается Его воля; или так усилить нашу веру, что мы станем способны молиться с гораздо большей уверенностью в ответе.

2. Молитва с верой. Иисус говорит: «Потому говорю вам: все, чего ни бу­дете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Мк. 11:24). Су­ществуют различные переводы этого стиха, но греческий текст буквально го­ворит следующее: «Верьте, что вы получили это». Переписчики позднейших времен и комментаторы решили, что эти слова означают: «Верьте, что получи­те». Однако если мы принимаем текст самых ранних и надежных рукописей («Верьте, что вы получили»), то, судя по всему, Иисус говорит нам, что вера, способная принести результаты, дает нам твердую убежденность в том, что, если мы молимся о чем-то (или, может быть, молились в течение определенно­го времени), Богуже принял решение ответить на нашу просьбу. В личном об­щении с Богом, которое имеет место в подлинной молитве, мы можем обла­дать такой верой только в том случае, если Бог дает нам чувство уверенности в том, что Он согласен удовлетворить нашу просьбу. Конечно, мы не можем «вы­работать» в себе такую подлинную веру путем огромных эмоциональных уси­лий или через исступленную молитву, как не в силах мы добиться этого и про­износя слова, в которые не верим. Только Бог может даровать нам это ощуще­ние или нет каждый раз, когда мы молимся. Такая особая уверенность часто приходит к нам, когда мы просим о чем-то Бога, а затем спокойно ожидаем Его ответа.

В Евр. 11:1 говорится, что «вера... есть осуществление ожидаемого и уве­ренность в невидимом»1'. Библейская вера — это не расплывчатое пожелание или смутная надежда, которую не на чем обосновать. Напротив, это вера в личность — в Самого Бога, основанная на том, что мы доверяем Его слову и верим тому, что Он говорит нам. Такая вера Богу, или надежда на Него, если в ней присутствует элемент уверенности, и есть подлинная библейская вера.

11 Или «основание [Ъябатак;] ожидаемого». В английском переводе, который ци­тирует автор — assurance of things hoped for, «уверенность в том, на что надеемся». — При­меч. пер.


434 Часть II. Учение о Боге

Многие другие тексты призывают нас к вере во время молитвы. «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите», — говорил Иисус Своим учени­кам (Мф. 21:22). Иаков призывает: «Да просит с верою, ни мало не сомнева­ясь» (Иак. 1:6). Молитва не может быть лишь мыслью, содержащей некое рас­плывчатое пожелание, ибо она порождается верой в личного Бога, который желает, чтобы мы доверяли Его слову.

3. Послушание. Поскольку молитва — это общение с Богом как с личнос­
тью, все, что неугодно Богу в нашей жизни, будет мешать нашей молитве.
Псалмопевец говорит: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услы­
шал бы меня Господь» (Пс. 65:18). «Жертва нечестивых — мерзость пред Госпо­
дом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Прит. 15:8). Кроме того, читаем:
«Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит» (Прит. 15:29).
Бог не благорасположен к тем, кто нарушает Его законы: «Кто отклоняет ухо
свое от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Прит. 28:9).

Апостол Петр цитирует Псалом 33: «Очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их» (1 Пет. 3:12). Поскольку в предшествующих стихах говорится о праведности в повседневной жизни, о необходимости отвратить­ся от зла и делать добро, Петр говорит о том, что Бог слушает молитвы тех, кто живет в послушании Ему. Петр также повелевает мужьям «общаться благора­зумно с женами», чтобы «не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3:7). Иоанн также напоминает нам о том, что наша совесть должна быть чиста во время молитвы: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его иделаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3:21,22).

Однако это учение не следует доводить до крайности. Нам нет необходи­мости быть полностью свободными от греха, чтобы Бог ответил на наши мо­литвы. Если бы Бог отвечал только на молитвы безгрешных людей, то во всей Библии только молитвы Иисуса получили бы ответ от Бога. Когда мы при­ступаем к Богу через Его благодать, мы приступаем к Нему, будучи очище­ны кровью Христа (Рим. 3:25; 5:9; Еф. 2:13; Евр. 9:14; 1 Пет. 1:2). При этом нам не следует недооценивать библейский акцент на необходимости личной святости. Молитва и святость жизни идут рука об руку. Христианская жизнь дает много благодати, но рост в личной святости — это также путь к благосло­вениям, и то же самое можно сказать и о молитве. Приведенные тексты Писа­ния учат нас, что при прочих равных условиях, большее послушание даст нам большую действенность в молитве (ср.: Евр. 12:14; Иак.4:3,4).

4. Исповедание грехов. Поскольку наше послушание Богу не может стать
совершенным в этой жизни, мы постоянно нуждаемся в том, чтобы Бог про­
щал нам наши грехи. Исповедание грехов необходимо для того, чтобы Бог
«простил нас», т. е. восстановил Его ежедневные взаимоотношения с нами


Глава 17. Молитва____________________________ 435

(см.: Мф.6:12; 1 Ин. 1:9). Во время молитвы нам следует исповедовать перед Господом все наши грехи, которые нам известны, и просить Господа про­стить нам их. Иногда в то время, когда мы ожидаем Его ответа, Он может напомнить нам еще какие-либо грехи, которые необходимо исповедовать. Что касается тех грехов, которые мы не помним или не осознаем, то о них следует молиться общей молитвой Давида: «От тайных моих очисти меня...» (Пс. 18:13).

Иногда исповедь перед другим христианином, которому мы доверяем, также может придать нам уверенности в прощении и силы на преодоление гре­ха. Иаков поощряет взаимную исповедь в молитве: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться» (Иак. 5:16).

5. Прощение. Иисус говорит: «Ибо, если вы будете прощать людям со­
грешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете про­
щать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ва­
ших» (Мф. 6:14,15). Иисус говорит также: «И когда стоите на молитве, про­
щайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам
согрешения ваши» (Мк. 11:25). Наш Господь говорит здесь не о том первона­
чальном опыте прощения, который мы познаем, когда обретаем оправдание ве­
рой, так как об этом мы не молимся в наших ежедневных молитвах (см.: Мф. 6:12
и ст. 14, 15). Он говорит здесь о наших каждодневных взаимоотношениях с Бо­
гом,
которые необходимо восстановить, если мы согрешили и прогневали Бога.
Иисус повелевает нам молить Бога, чтобы Он простил нас так же, как про­
стили мы сами тех, кто причинил нам зло (в том же самом «личном» значении
слова «прощать» — не тая злобы на человека и не помышляя о мести): «Про­
сти нам наши грехи, так же как мы простили тем, кто согрешил против нас»
(Мф. 6:12, перевод мой. — У. Г.). Если мы молимся, не простив кого-то, то,
следовательно, мы просим Бога не восстанавливать с нами взаимоотноше­
ний после совершения нами греха, поскольку мы сами отказались примирить­
ся с теми, кто согрешил против нас.

Поскольку молитва — это выражение взаимоотношений с Богом как с личностью, в этом нет ничего удивительного. Если мы согрешили против Него и огорчили Святого Духа (ср.: Еф. 4:30) и грех не был прощен, то он нарушает наши отношения с Богом (ср.: Ис. 59:1,2). До тех пор пока грех не будет про­щен и взаимоотношения не будут восстановлены, молитва, безусловно, будет даваться нелегко. Кроме того, если в нашем сердце мы также не простили кого-то, то мы не угождаем этим Богу и действуем не на благо самим себе. Бог гово­рит (Мф. 6:12,14,15), что Он удалится от нас, если мы не простим людей, на­несших нам те или иные обиды.

6. Смирение. Иаков говорит нам, что «Бог гордым противится, а смирен­
ным дает благодать» (Иак. 4:6; также 1 Пет. 5:5). Поэтому, говорит Иаков,


436 Часть П. Учение о Боге

«смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10). Таким образом, обра­щаясь к Богу с молитвой, нам следует проявлять смирение, и гордость здесь неуместна.

Об этом говорит и притча Иисуса о фарисее и мытаре. Когда фарисей молился, он превозносил себя: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как про­чие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Л к. 18:11,12). Мытарь же, напротив, «стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, уда­ряя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Иисус сказал, что он «пошел оправданным в дом свой более», нежели фари­сей, «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Поэтому Иисус обличал тех, кто «лицемерно долго молятся» (Л к. 20:47), и лицемеров, которые «любят в синагогах и на углах улиц останавливаясь молиться, чтобы показаться пред людьми» (Мф. 6:5).

Бог по праву ревнует о Своей чести12. Поэтому Ему не угодно отвечать на молитвы гордецов, которые воздают честь самим себе, а не Ему. Для действен­ной молитвы необходимо смирение перед Богом, которое выражается также в подлинном смирении перед другими людьми.

7. Настойчивость в молитве в течение определенного времени. Как Мои­сей дважды стоял на горе ради израильского народа (Втор. 9:25,26; 10:10,11), как Иаков сказал Богу: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26), так и в жизни Иисуса мы видим, как много времени Он уделял молитве. Ког­да за ним следовали огромные толпы, «Он часто уходил в пустынные места и молился» (Л к. 5:16, перевод мой. — У. Г.)13. В другой раз он «пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12).

Иногда, как в случае с Моисеем и Иаковом, молитва, длящаяся долгое вре­мя, может быть молитвой о какой-то одной конкретной вещи (ср.: Лк. 18:1 —8). Если мы настойчиво ищем ответа Божьего на конкретную молитву, то мы мо­жем просить о чем-то неоднократно. Павел «трижды» (2 Кор. 12:8) просил Гос­пода, чтобы Тот забрал его «жало в плоть». Сам Иисус в Гефсиманском саду просил Отца: «Пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк. 14:36).Затем,увидев,что ученики спят, Иисус снова стал молиться, прося о том же самом теми же словами: «И опять отошед, молился, сказав то же слово» (Мк. 14:39). Все это случаи настойчивого повторения молитвы при глу­боком ощущении необходимости просимого. Речь идет не о многословии, ко­торое Иисус запрещает, — здесь не говорится ничего «лишнего», и такая на-

12 Вопрос о ревности Божьей рассматривается выше.

13 Здесь перифрастический имперфект (греч. f\v Ьпо%шрш) даже в большей степе­
ни, чем обычный имперфект, подчеркивает непрерывность и частоту тех случаев, когда
Иисус удалялся в пустыню (см.: BDF, 353 [1]).


Глава 17. Молитва________________________ 437

стойчивость происходит не от веры в то, что «многословие» позволяет быть услышанным (Мф. 6:7).

Молитва, продолжающаяся в течение долгого времени, является также элементом постоянного общения с Богом. Павел призывает нас: «Непрестан­но молитесь» (1 Фес. 5:17). Он говорит колоссянам: «Будьте постоянны в мо­литве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2). Такая постоянная предан­ность молитве даже во время выполнения ежедневных обязанностей характе­ризует жизнь верующего. Апостолы — яркий пример молитвенной жизни. Они освобождали себя от других обязанностей, чтобы уделять молитве больше вре­мени: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4).

8. Глубоко прочувствованная молитва. Молитвы самого Иисуса, Кото­
рый во всем служит нам примером, были глубоко прочувствованными. «Он
во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моле­
ния могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение»
(Евр. 5:7). В некоторых молитвах Писания мы буквально слышим вопль свя­
тых, обращенный к Богу. Даниил восклицает: «Господи, услыши! Господи,
прости! Господи, внемли и соверши, не умедли ради Тебя Самого, Боже мой,
ибо Твое имя наречено на городе Твоем и на народе Твоем» (Дан. 9:19). Когда
Бог показывает Амосу осуждение, которое Он собирается свершить над Сво­
им народом, Амос умоляет Его: «Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он
очень мал» (Ам. 7:2).

В личностных взаимоотношениях, если мы пытаемся симулировать взвол­нованность и продемонстрировать эмоции, которых на самом деле не испы­тываем, люди, как правило, чувствуют наше лицемерие и не поддаются на наши уловки. Насколько же в большей степени это верно в общении с Богом, Который полностью знает наши сердца. Поэтому в молитве не должно быть поддельных эмоций — мы не в состоянии провести Бога. Однако если мы во­истину начинаем видеть мир таким, каким его видит Бог, если мы начинаем видеть нужды страдающего мира такими, каковы они есть, то эмоциональ­ность наших молитв будет вполне естественна, как правомерным будет и ожи­дание ответа Бога, нашего любящего Отца, на нашу взволнованную молитву. И если такая взволнованная, эмоциональная молитва находит свое выраже­ние на групповых молитвенных собраниях, христианам, несомненно, следует принимать ее и испытывать благодарность, так как подобная молитва часто является свидетельством глубокого действия Святого Духа в сердце моляще­гося человека.

9. Ожидание ответа. Воззвав к Господу в печали, Давид говорит: «На­
дейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, надейся на Господа»
(Пс. 26:14). Он говориттакже: «Ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь,
Господи, Боже мой» (Пс. 37:16). У Давида мы также читаем:


438 ________________________ Часть II. Учение о Боге

Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю. Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стра­жи - утра (Пс. 129:5,6).

Необходимость ожидания ответа Господа на вашу молитву можно проил­люстрировать примером из человеческого опыта. Если я хочу пригласить кого-нибудь к себе в гости на ужин, то я могу сделать это по-разному. Во-первых, я могу дать общее, расплывчатое приглашение: «Хорошо было бы, если бы вы как-нибудь зашли к нам в гости поужинать». Думаю, практически никто не пришел бы в гости исключительно на основании такого приглашения. Это очень похоже на молитву общего плана: «Господи, благослови всех моих тету­шек и дядюшек и всех миссионеров. Аминь». Во-вторых, я могу сделать кон­кретное, но очень торопливое приглашение: «Фред, ты можешь прийти к нам на ужин в пятницу, в шесть часов вечера?» — и, произнеся эти слова, убежать прочь, оставив Фреда в крайнем изумлении, — ведь я не дал ему времени для ответа на мой вопрос. Таковы очень многие из наших молитвенных просьб. Мы просто обращаем к Богу слова, словно бы само их произнесение, вне за­висимости от нашего отношения к тому, что мы произносим, поможет полу­чить ответ от Бога. Однако, обращая к Богу такие просьбы, мы забываем, что молитва — это общение двух личностей — человека и Бога.

Есть и еще один способ пригласить человека в гости — искренний, лич­ный и конкретный. Выдержав паузу и убедившись, что Фред внимательно меня слушает, я могу посмотреть ему прямо в глаза и сказать: «Фред, мы с Марга­рет будем очень рады, если в эту пятницу, в шесть часов вечера ты придешь к нам на ужин. Ты сможешь прийти?» — а затем, продолжая смотреть ему в гла­за, я молча и терпеливо жду, что он ответит мне. По моему выражению лица, по тону и по той обстановке, в которой я решил поговорить с ним, он поймет, что эта просьба имеет для меня очень большое значение и что я говорю с ним как с личностью и как с другом. Тот факт, что я терпеливо ожидаю его ответа, показывает мою серьезность и мое уважение к нему, как к личности. Такая просьба очень похожа на просьбу христианина, который приходит к Богу, ощущает Его присутствие, излагает Ему свою просьбу, а затем спокойно ожи­дает ответ, который может прийти к нему в той или иной форме.

Это не означает, что все наши молитвы должны быть именно такими или что первые два из упомянутых способов неправильны. Действительно, иног­да мы молимся поспешно, потому что у нас мало времени и нам необходимо получить ответ быстро (см.: Неем. 2:4). Иногда мы также молимся обобщен­но, так как у нас нет подробных сведений о ситуации, или потому что мы мо­лимся о том, что находится от нас очень далеко, или потому что у нас очень мало времени. Однако тексты Писания, в которых говорится об ожидании Господа и о том, что молитва — это общение, которое происходит между нами и Богом, указывают нам на то, что молитвы, подобные третьему из описанных


Глава 17. Молитва 439

типов просьбы, гораздо более глубоки и, несомненно, Бог отвечает на них го­раздо чаше.

10. Уединенная молитва. Даниил поднимался к себе в горницу, «три раза в
день преклонял колена и молился своему Богу и славословил Его» (Дан. 6:10)14.
Иисус часто уходил в пустынные места и уединялся там для молитвы (Л к. 5:16
и др.). Он также учит нас: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и,
затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой,
видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:6). Это утверждение находится в
контексте сказанного о необходимости избегать ошибки лицемеров, которые
любят молиться на углах улиц, «чтобы показаться пред людьми» (Мф. 6:5).
Мудрость повеления Иисуса о том, что мы должны молиться тайно, заключа­
ется не только в необходимости избегать лицемерия, но также и в том, что при­
сутствие других людей может мешать нам или оказывать влияние на наши
молитвы, которые мы можем изменить, подлаживаясь под окружающих. Когда
мы воистину пребываем наедине с Богом, одни в комнате, в которой «затво­
рили дверь» (Мф. 6:6), мы можем открыть Богу свое сердце15.

Уединение можно использовать также в малых групповых молитвенных собраниях. Когда верующие собираются вместе, чтобы обратиться к Господу по какому-то серьезному вопросу, часто бывает необходимо, чтобы дверь была закрыта и они могли бы совместно молиться так, чтобы их никто не отвлекал. Судя по всему, первые христиане молились именно так, когда просили Бога освободить Петра из темницы (см.: Деян. 12:5,12—16).

11. Совместная молитва. В совместной молитве верующие обретают силу.
Иисус учит нас: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся
на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца
Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди
них»(Мф. 18:19,20)16.

14 Враги Даниила увидели его во время молитвы только потому, что они специально
следили за ним и «подсмотрели», как Даниил молился.

15 Здесь следует упомянуть также о том, что Павел говорит о говорении на языках во
время уединенной молитвы: «Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух
мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом,
стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» (1 Кор. 14:14,15). Когда Павел
говорит: «Дух мой молится», он говорит не о Святом Духе, а о своем, человеческом духе,
который он здесь противопоставляет «уму». Его дух изливает свои просьбы Богу, Бог при­
нимает эти просьбы и в ответ назидает Павла: «Кто говорит на незнакомом языке, тот
назидает себя» (1 Кор. 14:4). Более подробно об этом даре речь пойдет ниже, в гл. 52.

16 Хотя в предыдущих четырех стихах (15—18) речь идет о церковной дисциплине,
слово «также» в начале ст. 19 говорит об изменении темы, и вполне неуместно считать
ст. 19, 20 более общим утверждением о молитве церкви в целом.


440 _______________________ Часть II. Учение о Боге

В Писании много и других примеров совместной молитвы верующих или таких случаев, когда один человек направлял молитву всей общины (отметим молитву Соломона «впереди всего собрания Израильтян» во время посвя­щения храма [3 Цар. 8:22-53] или молитву ранней церкви в Иерусалиме [Деян. 4:24], когда верующие «единодушно возвысили голос к Богу»). Даже молитва Господня сформулирована во множественном числе. В ней не гово­рится: «Хлеб мой насущный дай мне на сей день». В ней сказано: «Дай нам сегодня наш ежедневный хлеб», «Прости нам наши грехи», «Не введи наев ис­кушение, но избавь нас от зла» (Мф. 6:11-13, перевод мой. — У. Г.). Таким образом, необходимо также молиться и совместно с другими людьми, это час­то усиливает нашу веру и действенность молитвы.

12. Пост. Молитва в Писании часто сочетается с постом. Иногда в этих случаях речь идет о настойчивой молитве. Например, Неемия, услышав о по­ражении Иерусалима, «постился и молился пред Богом небесным» (Неем. 1:4). Когда иудеи услышали о приказе Артаксеркса уничтожить их, «было боль­шое сетование у Иудеев, и пост, и плач, и вопль» (Есф. 4:3). Даниил искал ответа Господа «с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле» (Дан. 9:3). Иногда пост связан с покаянием, ибо Бог говорит согрешающим про­тив Него: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыда­нии» (Иоил. 2:12).

В Новом Завете сказано, что Анна служила Богу в храме «постом и мо­литвою... день и ночь» (Лк. 2:37), а когда верующие антиохийской церкви «слу­жили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Сав-ла надело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Прежде чем послать Варна­ву и Савла в первое миссионерское путешествие, церковь вновь прибегла к посту: «Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их» (Деян. 13:3). Пост, фактически, был нормой, когда верующие просили водительства Божьего при выборе церковных служителей; мы чита­ем о том, что Павел и Варнава, во время их первого миссионерского путешест­вия, «рукоположивши... им пресвитеров к каждой церкви... помолились с по­стом и предали их Господу» (Деян. 14:23).

Итак, пост часто сопровождал молитву. Это случалось, когда кто-то на­стойчиво ходатайствовал пред Богом о ком-то другом во время покаяния, по­клонения или поисков водительства. Во всех этих случаях пост приносил мно­го положительных результатов, касающихся наших взаимоотношений с Бо­гом: 1) пост усиливает в нас ощущение смирения и надежды на Бога (так как голод и физическая слабость постоянно напоминают нам о том, что сами по себе мы вовсе не сильны и постоянно нуждаемся в Господе); 2) пост позво­ляет нам уделять молитве больше времени (так как мы не тратим время на еду); 3) пост все время напоминает нам, что, также как мы жертвуем ради Господа


Глава 17. Молитва________________________ 441

своим комфортом во время поста, нам следует постоянно жертвовать всем на­шим существом ради Него17. Кроме того, 4) пост — это прекрасная проверка самодисциплины, так как, удерживая себя от принятия пищи, которой нам хочется, мы усиливаем нашу способность сопротивляться греху, к которому мы часто склоняемся. Если мы упражняем себя в малых «страданиях» добро­вольного поста, то мы будем способны принять и больше страдания ради пра­ведности (ср.: Евр. 5:8; 1 Пет. 4:1,2). 5) Пост также повышает живость ума и духа, усиливает ощущение присутствия Божьего, так как мы сосредоточива­ем наше внимание не на материальном (напр., пище), а наше тело освобожда­ется от нагрузки, связанной с перевариванием пищи. Все это позволяет нам сосредоточиться на вечной духовной реальности, которая имеет гораздо боль­шее значение18. Наконец, 6) пост выражает насущность и важность нашей молитвы: если бы мы не прекратили пост, мы вскоре умерли бы. Таким обра­зом, пост символически говорит Богу, что мы готовы умереть ради изменения определенной ситуации. Пост особенно уместен, если церковь в этот момент духовно слаба.

Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему (Иоил. 2:12,13а).

Хотя в Новом Завете нет требования поститься, обращенного к верую­щим, и не установлены никакие особые периоды для проведения поста, Иисус явно подразумевал, что мы будем поститься, так как Он говорил Сво­им ученикам: «Также, когда поститесь...» (Мф. 6:16). Кроме того, Иисус го­ворит: «Придут дни, когда отнимется у нихжених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Жених —это Иисус, а мы — Его ученики, Он «отнят» у нас до тех пор, пока не возвратится. Большинство христиан на Западе не постится, од­нако если бы мы держали пост более регулярно — хотя бы на один-два приема пищи, — возможно, нас удивило бы, сколько духовных сил обретаем благо­даря этому мы сами, и как это полезно для наших церквей.

17 Схожие причины (больше времени на молитву и отказ от удовольствий), вероят­
но, объясняют разрешение Павла, данное супружеским парам, прекращать сексуаль­
ные отношения «по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5).

18 Когда ученики спросили Иисуса, почему они не могут изгнать беса (Мк. 9:29),
Тот ответил им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы». Во многих ранних и
надежных греческих рукописях и ранних манускриптах на других языках значится: «от
молитвы и поста». В любом случае, речь здесь не может идти о молитве во время изгна­
ния беса, так как Иисус просто изгонял бесов словом, а не молился об этом длительное
время. Это скорее означает, что ученики прежде не уделили достаточно времени молитве
и посту и что их духовные силы были в связи с этим недостаточны. Таким образом упо­
минание о посте, содержащееся во многих ранних рукописях, подтверждает мысль о
том, что пост увеличивает духовную силу.


442 ______________________ Часть П. Учение о Боге

13. Молитвы, на которые мы не получаем ответа. Начать нам следует с того, что, поскольку Бог — это Бог, а мы — Его творение, должны существо­вать и такие молитвы, на которые мы не получаем ответа. Причина в том, что Бог скрывает от нас Свои мудрые планы о будущем, и, несмотря на то что люди молятся Ему, многие события не произойдут до того времени, которое опреде­лил для них Бог. Иудеи в течение столетий молились о приходе Мессии, но, лишь «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего» (Гал. 4:4). Души мучеников на небесах, свободные от греха, вопиют к Богу о суде над землей (Отк. 6:10), однако Бог не отвечает на эту молитву незамедлительно; Он повелевает душам немного подождать (Отк. 6:11). Ясно, что могут суще­ствовать такие промежутки времени, когда на молитвы ответа нет, так как мо­лящийся не знает, какое время для Бога долгое, а какое — краткое.

Молитва может остаться без ответа также по той причине, что мы не уме­ем молиться должным образом (Рим. 8:26), потому что мы не всегда молимся в соответствии с волей Божьей (Иак. 4:3), как не всегда мы просим Бога о чем-то в вере (Иак. 1:6—8). Иногда мы думаем, что какое-то решение является наи­лучшим, однако у Бога есть иной план, может быть, такой, в котором Его воля исполняется через трудности и страдания. Иосиф, несомненно, настойчиво молился о спасении из колодца и о том, чтобы его не продавали в рабство в Египет (Быт. 37:23—36), однако позднее он понял, что «Богобратил это вдоб-ро» (Быт. 50:20).

Если мы не получаем ответа на нашу молитву, то мы присоединяемся к Иисусу, Который молился: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Мы так­же присоединяемся к Павлу, который «трижды» просил Господа удалить от него «жало в плоть», но Господь не делал этого; Он сказал Павлу: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:8,9). Мы присоединяемся к Давиду, который молился о спасении жизни своего сына, но сын все-таки умер, и Давид «встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился», и говорил о своем сыне: «Я пойду к нему, а оно [дитя] не возвратится ко мне» (2 Цар. 12:20, 23). Мы присоединяемся к мученикам всей истории церкви, которые моли­лись об избавлении, которое не пришло к ним, ибо они «не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12:11).

Если мы не получаем ответа на нашу молитву, мы должны продолжать доверять Богу, Который делает так, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и возлагать на Него все наши заботы, зная, что Он постоянно помнит о нас (1 Пет. 5:7). Мы должны помнить, что Он даст нам сил, которых хватит для каждого нынешнего дня (Втор. 33:25), и что Он обещал: «Не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр. 13:5; ср.: Рим. 8:35-39).


Глава 17. Молитва________________________ 443

Мы также должны продолжать молиться. Иногда бывает так, что ответ, ко­торого мы так долго ждем, Бог дает нам внезапно, как это было с Анной, которая родила ребенка спустя много лет (1 Цар. 1:19,20), или с Симеоном, который свои­ми собственными глазами увидел долгожданного Мессию (Лк. 2:25—35).

Однако бывает и так, что в этой жизни наши молитвы остаются без отве­та. Иногда Бог отвечает на молитвы после того, как верующий умирает. Иногда Он не отвечает на них и тогда, но даже в этом случае вера, выраженная в этих молитвах, любовь к Богу и к сотворенным Им людям возносятся к престолу Божьему как благоуханный фимиам (Отк. 5:8; 8:3,4) и ведут «к похвале и чес­ти и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7).

Г. Хвала и благодарение

Хвала и благодарение Богу, которые более подробно мы рассмотрим в гл. 50, — это очень важный элемент молитвы. Образец молитвы, данный нам Иисусом, начинается со слов хвалы: «Да святится имя Твое» (Мф. 6:9). А Па­вел говорит филиппийцам: «Всегда в молитве и прошении с благодарением от­крывайте свои желания пред Богом» (Флп. 4:6) и колоссянам: «Будьте посто­янны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2). Благодарение, как и любой другой аспект молитвы, не должен быть простым проговарива-нием слова «спасибо» Богу, это должно быть отражение благодарности, кото­рой исполнены наши сердца. Кроме того, нам не следует думать, что, благода­ря Бога за ответ на какую-либо нашу молитву, мы можем неким образом при­нудить Бога дать нам это. Подобные вещи превращают молитву из подлинной, искренней просьбы в требование, в котором мы исходим из того, что можем заставить Бога сделать то, что нам хочется. Подобное отношение отрицает саму суть молитвы как упование на Бога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.162.238 (0.081 с.)