Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. Неверное толкование учения об избранииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Избрание не является ни фаталистичным, ни механистическим. Иногда те, кто отвергает учение об избрании, говорят, что оно связано с «фатализмом» и представляет «механистическую систему» мироздания. Здесь идет речь о разных вещах. Под «фатализмом» подразумевается система, в которой человеческий выбор и принятие человеком решений не имеют никакого реального значения. Фатализм — это исход событий в соответствии с некоторой заранее заданной схемой, вне зависимости оттого, что мы сами предпринимаем. Из этого следует, что нет никакого смысла пытаться повлиять на исход событий или на итог всей нашей жизни, поскольку наш выбор просто не в состоянии повлиять на что-либо. В действительно фаталистической системе человечество действительно разрушено, выбор не имеет значения и никакого мотива для моральной ответственности за поступки просто нет. В механистической системе вселенная безлична и все происходит в соответствии с давным-давно запланированным безличной силой ходом вещей, а вселенная функционирует механистически, так что люди похожи на роботов, а не на личностей. Здесь также человеческая личность сведена до уровня машины, которая действует в соответствии с заданным планом, с заданными причинами и воздействиями. ______________________ Глава 31. Избрание и осуждение______________________ 759 В отличие от такой механистической картины, Новый Завет представляет всю картину нашего спасения, связанного с личным Богом, Который вступил в отношения с нами, как с личностями. «Бог избрал нас... в любви» (Еф. 1:4; в соответствии с особенностями греческого синтаксиса, «в любви» может относиться как к «избрал», так и к выражению «непорочны пред Ним». Синодальный перевод отдает предпочтение последнему варианту. — Примеч. пер.). Божье избрание не было ни безличным, ни механистическим, оно было пронизано личной любовью ктем, кого Он избрал. Более того, личная забота Бога о своих творениях, даже тех, которые восстают против Него, ясно видна в увещевании Бога через пророка Иезекииля: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израи-лев?» (Иез. 33:11, курсив мой. — У. Г.). Говоря об ответе на евангельский призыв, Писание постоянно рассматривает нас не как механических существ или роботов, но как истинные личности, которые совершают выбор за или против Евангелия7. Иисус призывает всех: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Мы видим призыв и в конце Книги Откровение: «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Отк. 22:17, курсив мой. — У. Г.). Этот призыв и многие другие, подобные ему, обращен к подлинным личностям, способным воспринять такой призыв и ответить на него решением своей воли. В отношении тех людей, которые не хотят прийти к Нему, Иисус отчетливо говорит о жестокосердии и упорном нежелании: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Ин. 5:40, курсив мой. — У. Г.). Иисус в горе восклицает о городе, который отверг Его: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных ктебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы незахотели\» (Мф. 23:37, курсив мой. — У. Г.). Новый Завет представляет собой разительный контраст с фатализмом. Мы не просто принимаем волевые решения, как реальные личности, наш выбор — это реальный выбор, поскольку он влияет на ход событий в мире. Он влияет на наши собственные судьбы и на судьбы других. Ибо «верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3:18, курсив мой. — У. Г.). Наш выбор — верить или не верить в Христа — имеет последствия для нашей жизни в вечности, а Писание отчетливо говорит о нашем решении в пользу веры или неверия как о факторе, который определяет нашу судьбу. 7 О том, как именно мы можем стать подлинными личностями и совершить реальный выбор, см. в гл. 15. 760_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________ Следовательно, мы должны проповедовать Евангелие, так как судьба людей в вечности зависит от того, проповедуем мы его или нет. Когда Господь однажды ночью сказал Павлу: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла; потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9,10), Павел не стал делать из этого вывод, что «много людей», принадлежащих Богу, будет спасено вне зависимости от того, будет он там проповедовать Евангелие или нет. Напротив, «он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:11, курсив мой. — У. Г.), — это самый долгий срок пребывания Павла в каком бы то ни было городе, за исключением Эфеса. Когда Павлу было сказано, что у Бога в Коринфе много избранных, он оставался там долгое время и проповедовал, чтобы эти избранные были спасены! Павел ясно говорит, что если Евангелие не проповедуется, то люди не могут быть спасены: Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? <...> Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10:14,17, курсив мой. — У. Г.). Знал ли Павел до того, как пришел в город, кто был избран Богом к спасению, а кто нет? Он не знал этого. Этого Бог не открывает нам заранее. Но как только человек приходит к вере в Христа, мы можем быть уверены, что Бог прежде избрал его к спасению. Именно это и понял Павел в отношении фессалони-кийцев; он говорит, что Бог избрал их, потому что Евангелие пришло к ним в силе и со многим удостоверением: «Зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением» (1 Фес. 1:4,5, курсив мой. — У. Г.). Павел не считал, что вне зависимости от его проповеди Бог спасет тех, кого Он избрал, напротив, он претерпевал невероятные трудности и тяготы, чтобы донести Евангелие до тех, кого Бог избрал. В конце жизни, которая была исполнена страдания, он сказал: «Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою» (2 Тим. 2:10, курсив мой. — У. Г.). 2. Избрание не основывается на знании Богом нашей судьбы. Обычно люди соглашаются с тем, что Бог некоторых предназначает к спасению. Но они говорят, что Он избирает тех или иных людей, потому что знает, кто в будущем уверует в Христа, а кто нет. Если Бог видит, что человек придет к спасительной вере, Он предопределяет, что этот человек спасется, основываясь на предвидении о вере этого человека. Если Бог видит, что человек не придет к спасительной вере, то Он не предопределяет спасения этого человека. Таким образом получается, что причина спасения или проклятия заключается в самих людях, а не в Боге. Все, что Бог делает в предопределении — это подтверждает решение, которое, как Он знает, будет принято самими людьми. Эта ______________________ Глава 31. Избрание и осуждение______________________ 761 точка зрения обычно подкрепляется стихом из Рим. 8:29: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего»8 (курсив мой. - У. Г.). 1) Предузнание совершается в отношении личностей, а не фактов. Однако этот стих (Рим. 8:29) вряд ли можно использовать как аргумент в пользу того, что Бог основывает предопределение на знании того факта, что определенная личность уверует. Этот отрывок говорит скорее о том, что Бог предузнал личности («когоОн предузнал»), а не отом, что Он предузнал какие-либо факты, касающиеся этих личностей, например, тот факт, что эти личности придут к вере. Здесь говорится о личном знании, т. е. узнавании, характерном для отношений, связывающих тех, кто знает друг друга. Бог, видя будущее, мыслил об определенных людях, о тех, кто вступит с Ним в спасительные взаимоотношения, и в этом смысле Он уже давно знал этих людей. Именно это имеет в виду Павел, когда говорит о «знании» Богом кого-либо, например, в 1 Кор. 8:3: «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него»9. Павел говорит также: «Ныне же, познавши Бога, или лучше, получивши познаниеот Бога...» (Гал. 4:9)10. Когда в Писании говорится, что люди знают Бога, или о том, что Бог знает их, то речь идет о личных отношениях, связанных со спасением каждого конкретного человека. Поэтому Рим. 8:29 («кого Он предузнал») следует понимать так: «Те, о ком Он уже давно мыслил как о людях, которые состоят с Ним в спасительных взаимоотношениях». Этот текст ничего не говорит нам о предузнании или предвидении Богом того факта, что те или иные люди уверуют; ничего подобного не находим мы и в других местах Писания". 8 Мысль о том, что предопределение основано на предузнании Богом тех, кто уве 9 Русский синодальный перевод в этом месте очень двусмысленен: можно поду 10 Здесь вновь та же двусмысленность в русском тексте. По-гречески: vvv 5ё " Также и в Рим. 11:2 говорится о предузнании Богом личностей, а не фактов, которые касаются этих личностей, не о предузнании факта, уверуют эти люди или нет: «Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал». 762_________________ Часть V. Учение об искуплении____________________ Иногда утверждают, что Бог избрал к спасению группы людей, а не индивидуальные личности. Сточки зрения некоторых арминиан, Бог избрал церковь как группу людей, а швейцарский богослов Карл Барт (1886—1968) утверждал, что Бог избрал Христа и всех людей во Христе. Но в Рим. 8:29 говорится о некоторых людях: «...кого Он предузнал, тем и предопределил...», а не о каких-либо неопределенных или пока неполных группах людей. Также и в Послании к Ефесянам Павел говорит об определенных людях, которых избрал Бог, в том числе и о себе самом: «Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1:4). Утверждение об избрании Богом группы, в которую не входит ни один человек, — абсолютно небиблейское. Говорить об избрании Богом группы людей можно лишь в том смысле, что Бог избрал определенные личности, которые и составляют эту группу12. 2) В Писании не говорится, что наша вера — это та причина, по которой Бог нас избрал. Более того, когда мы переходим от отрывков, которые говорят о предузнании, и рассматриваем стихи, повествующие о причине, по которой Бог избрал нас, мы обнаруживаем, что Писание никогда не говорит о нашей вере или о том, что мы начали верить в Христа, как о причине избрания. Павел совершенно явно исключает обстоятельства жизни людей из причин, по которым Бог избрал, например, Иакова, а не Исава: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, — дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего, — сказано было ей: „больший будет в порабощении у меньшего", как и написано: „ Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел"» (Рим. 9:11-13, курсив мой. — У. Г.). Ничто из того, что совершили в своей жизни Иаков или Исав, не повлияло на выбор Бога; изволение Божье в избрании происходит не отдел. Рассуждая об иудеях, пришедших к вере в Христа, Павел говорит: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но, если по благодати, тоне по делам» (Рим. 11:5,6, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел вновь подчеркивает роль благодати Божьей и полное отсутствие человеческих заслуг в процессе избрания. Кто-то может сказать, что вера в Писании не рассматривается как «дело» и приведенная цитата («не по делам») не может рассматриваться в контексте вопроса о вере. Такая точка зрения подразумевает, что Павел имел в виду: «Но, если по благодати, то не по делам, а по тому, верует кто-либо или нет». Однако это маловероятно: Павел противопоставляет здесь не человеческую веру и человеческие дела; он противопоставляет собственный выбор Бога и любые факторы, связанные с человеком. Павел подчеркивает, что именно суверенная воля Бога — единственная основа выбора Богом тех иудеев, которые пришли к вере в Христа. 12 Ответ на утверждение Барта о том, что все люди избраны во Христе, см. выше, в рассуждении об осуждении (некоторые люди не являются избранными), и в гл. 6 и 55 о том, что те люди, которые не веруют в Иисуса Христа, не будут спасены. ____________________ Глава 31. Избрание и осуждение_____________________ 76 3 Равным образом, рассуждая об избрании в Послании к Ефесянам, Павел не упоминает о предузнании того факта, что мы уверуем, или о чем-либо заслуживающем избрания в нас (напр., склонности к тому, чтобы уверовать). Напротив, Павел говорит: «Предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:5,6, курсив мой. — У. Г.). Если за избрание следует славить благодать Бога, а не человеческую способность уверовать или человеческое решение уверовать, то Павел, конечно же, ничего не говорит о человеческой вере. Он упоминает лишь Божье предопределение, Его цель и Его волю, а также даруемую Им благодать. Во Втором послании к Тимофею Павел вновь говорит о силе Бога, «спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9, курсив мой. — У. Г.). Вновь высшее изволение Божье рассматривается как основа нашего спасения, и Павел связывает это с тем фактом, что Бог даровал нам благодать в Иисусе Христе прежде вековых времен — другими словами, Бог по Своему единовластному решению предпочел именно нас, вне зависимости от предвидимых Им заслуг с нашей стороны или любых других наших достоинств. 3) Избрание, основанное на каких-либо наших добрых качествах (нашей вере), означало бы спасение, основанное на заслугах. Существует и другое возражение против того, что Бог избрал нас именно потому, что Он знал заранее, что мы уверуем. Если решающим фактором в нашем спасении является наше решение принять Христа, то мы можем думать, что заслуживаем определенных похвал за то, что мы спасены, — в отличие от других людей, продолжающих отвергать Христа, мы были достаточно мудры или морально более совершенны, а возможно и более тонко духовно устроены, поскольку решили уверовать в Христа. Но, как только мы начинаем так рассуждать, мы уменьшаем ту славу, которую следует воздать Богу за наше спасение. Нам уже неприятно говорить, подобно Павлу, что Бог предопределил «усыновить нас... по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей» (Еф. 1:5,6, курсив мой. — У Г.), и мы начинаем думать, что Бог «предопределил усыновить нас, так как Он знал, что в нас достаточно склонности к тому, чтобы быть благими и веровать». Когда мы начинаем размышлять таким образом, это резко контрастирует с Новым Заветом и со всем тем, что в нем говорится об избрании и предопределении. Напротив, если мы понимаем, что избрание основано исключительно на единовластном желании Бога и Его решении любить нас, несмотря на недостаток в нас добродетели, то в нас возникает глубокое чувство благодарности к Нему за наше спасение, которое мы никоим образом не заслужили, и мы непрестанно будем думать о «похвале славы благодати» Божьей (Еф. 1:6). 764_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________ Разница между двумя воззрениями на избрание отчетливо видна в ответе на один очень простой вопрос. Если мы знаем, что некоторые люди примут решение принять Христа, а некоторые не придут к Нему, то спросим себя: «В чем заключается различие между этими людьми?» То есть каково главное различие между теми, кто верит, и теми, кто не верит? Если наш ответ заключается в том, что это различие основывается на чем-то, что в конечном счете совершается Богом (а именно на Его суверенном избрании тех, кто будет спасен), то мы видим, что спасение, на его самом фундаментальном уровне, основано исключительно на благодати. С другой стороны, если мы отвечаем, что разница между теми, кто спасен, и теми, кто не спасен, основывается на чем-то, что заключено в самом человеке (т. е. в его предрасположенности к вере или неверию), то спасение в конечном счете зависит от сочетания благодати и человеческих способностей13. 4) Предопределение, основанное на предузнании, вовсе не оставляет людям свободного выбора. Идея о том, что предопределение Бога о людях, которые уверуют, основано на предузнании их веры, ставит другую проблему. Мы приходим к выводу, что такая система также не оставляет человеку никакой реальной свободы. Поскольку Бог видит, что человек «А» придет к вере в Христа, а человек «В» не придет к вере в Христа, то эти факты уже установлены, они уже определены. Если мы считаем, что знание Бога о будущем истинно (а таковым оно и должно быть), то нет никакого сомнения в том, что человек «А» уверует, а человек «В» не уверует. Не существует никакой вероятности, что их жизни сложатся как-то иначе. Следовательно, справедливо будет утверждать, что их судьбы все же определены, поскольку они не могут сложиться никаким иным образом. Но кем определены их судьбы? Если они определены самим Богом, то избрание может быть основано не на предузнании, а лишь на суверенной воле Бога. Но если эти судьбы определены не Богом, то кто или что определяет их? Вне всякого сомнения, ни один христианин не скажет, что существует некое мощное существо, не являющееся Богом, которое контролирует судьбы людей. Следовательно, единственным другим возможным решением является предположение, что судьбы определяются некоторой безлич- 13 Арминиане определяющим фактором в спасении считают нечто, заключающееся в самом человеке; это ясно видно из утверждения И. Говарда Маршалла: «Призыв Бога заключается в том, что человек ставится перед выбором: сказать ли ему „да", или „нет" (чего он не может сделать до того, как Бог призовет его; до этих пор он непрерывно пребывает в состоянии „нет")» (I. Howard Marshall, "Predestination in the New Testament", in Grace Unlimited, p. 140). Из этого утверждения Маршалла видно, что главной причиной спасения человека является то, как отвечает человек на призыв Бога: согласием или отказом, а следовательно, спасение зависит от чего-то, что заключается в самом человеке, — от его способности или предрасположенности ответить именно «да», а не «нет». ______________________ Глава 31. Избрание и осуждение______________________ 765 ной силой, чем-то вроде рока, который действует во вселенной и определяет весь ход событий. Но чем оборачивается такое решение? Мы жертвуем избранием по любви Бога, Который является личностью, ради разновидности детерминизма, где решающую роль играет безличная сила, и мы уже не обязаны своим спасением Богу. 5) Заключение: избрание безусловно. Опираясь на четыре вышеприведенные соображения, следует отвергнуть мысль о том, что избрание основывается на предузнании Богом нашей судьбы. Мы приходим к выводу, что причиной избрания является суверенный выбор Бога — он предопределил усыновить нас «по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5). Бог избрал нас просто потому, что возлюбил нас. Не потому, что предвидел в нас веру или какие-то достоинства. Такое понимание избрания традиционно определяется как «безусловное избрание»14. Оно «безусловно», потому что не обусловлено ничем из того, что Бог видит в нас и что делало бы нас достойными Его избрания15. 14 Безусловное избрание (Unconditional election) — это расшифровка буквы «U» в ак 15 В реформатских кругах (т. е. среди тех, кто придерживается той формы учения об Я решил упомянуть данную дискуссию в этом учебнике лишь потому, что слова «супралапсарианизм» и «инфралапсарианизм» иногда используются в богословских кругах как синоним в высшей степени абстрактных и темных богословских дискуссий, и мне показалось необходимым просто проинформировать читателя о природе этого спора и о значении этих терминов. По этой проблематике см.: Berkhof, Systematic Theology, pp. 118-125. 766_______________________ Часть V. Учение о б искуплении В. Возражения, выдвигаемые против учения об избрании Следует отметить, что учение об избрании в той форме, в которой оно здесь изложено, вовсе не является общепризнанным во всех христианских церквах, от католических до протестантских. Процесс принятия учения в этой форме имеет долгую историю, многие выдвигали против него свои возражения. В современных евангельских церквах — реформатских и кальвинистских (например, в консервативных пресвитерианских) — такой взгляд принимается; а также многими лютеранами и англиканами и большинством баптистов и членов независимых церквей. С другой стороны, такая позиция решительно отвергается практически всеми методистами, многими членами баптистских, англиканских и независимых церквей16. Большинство возражений против учения об избрании являются частными случаями и касаются учения о провидении, изложенного в гл. 15 (там же содержится и ответ на эти возражения), но о некоторых из них следует упомянуть также и здесь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.221.112 (0.013 с.) |