Б. Усыновление происходит после обращения и является следствием спасительной веры



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Усыновление происходит после обращения и является следствием спасительной веры



Мы могли бы подумать, что становимся детьми Божьими по рождению свыше, поскольку образ «нового рождения» наводит нас на мысль о детях, которые рождаются в человеческой семье. Однако Новый Завет никогда не свя­зывает усыновление с рождением свыше: и в самом деле, мысль об усыновле­нии противоположна мысли о рождении в семье!

Напротив, Новый Завет связывает усыновление со спасительной верой и говорит, что в ответ на наше доверие Христу Бог принял нас в Свою семью. Павел говорит: «Все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26, кур­сив мой. — У. Г.). А Иоанн пишет: «Атем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12, курсив мой. — У. Г.)2. Эти два стиха проясняют, что усыновление следует за обращением, и являют­ся ответом Бога на нашу веру.

Можно возразить, указав на слова Павла: «А как вы сыны, то Бог по­слал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!"» (Гал. 4:6,

2 Верно, в Ин. 1:13 говорится, что были такие люди, которые «от Бога родились», но это лишь дополнительная информация о них (а именно сведения о том, что они были перерождены Богом). Это вовсе не отрицает того факта, что именно «верующим во имя Его» Христос дал власть быть чадами Божьими.

27 Зак. 3605


834_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

курсив мой. — У. Г.). Кто-то может подумать, что этот стих означает, что сна­чала Бог усыновил нас, а затем послал Святого Духа в наши сердца, чтобы переродить нас. Но несколькими стихами раньше Павел сказал, что мы ста­ли детьми Божьими «по вере» (Гал. 3:26). Таким образом, лучше понимать утверждение Павлав Гал. 4:6 как относящееся не к дарованию Святого Духа в рождении свыше, а как утверждение о дополнительной деятельности Святого Духа, которой Он начинает свидетельствовать нашему духу и давать нам уве­ренность в том, что мы — члены семьи Бога. Труд Святого Духа дает ншубеж-денность в нашем усыновлении, и именно это имеет в виду Павел, когда гово­рит, что, после того как мы стали сынами, Бог посылает в наши сердца Дух, который вопиет: «Авва, Отче!» (ср.: Рим. 8:15,16).

В. Усыновление — это не то же самое, что оправдание

Хотя усыновление — это привилегия, которую мы получаем тогда же, когда становимся христианами (Ин. 1:12; Гал. 3:26; 1 Ин. 3:1,2), тем не менее эта привилегия отличается как от оправдания, так и от рождения свыше. В рож­дении свыше мы становимся духовно живыми, способными обращаться к Богу в молитве и поклонении и способными слышать Его Слово восприимчивым сердцем. Однако, возможно, у Бога есть и такие творения, которые духовно живы и все же не являются членами Его семьи и не имеют особых привилегий членов семьи, — например, ангелы совершенно определенно относятся к этой категории3. Таким образом, вполне естественно, что Бог решил даровать нам рождение свыше, не давая нам огромных привилегий усыновления.

Кроме того, Бог мог даровать нам оправдание без привилегий усыновле­ния, поскольку Он мог простить наши грехи и даровать нам состояние пра­ведности, не делая нас Своими детьми. Важно отдавать себе в этом отчет, по­скольку это помогает нам осознать, насколько велики наши привилегии по усыновлению. Рождение свыше затрагивает нашу внутреннюю духовную жизнь. Оправдание определяет наше положение относительно Божьего зако­на. А усыновление затрагивает наши взаимоотношения с Богом как с нашим Отцом, и в усыновлении нам даруется множество благословений, которые пре­будут с нами вечно. Когда мы начинаем осознавать величие этих благослове-

3 Как добрые, так и падшие ангелы названы в одном месте Писания «сынами Бо-жиими» (Иов. 1:6), но это явно ссылка на их сыновний статус, который основывается на том, что Бог их сотворил. Это не значит, что ангелы в целом (и особенно падшие ангелы) обладают теми привилегиями членов семьи, которыми обладаем мы, как дети Божьи. В Евр. 2:14—16 проводится четкое различие между статусом детей Божьих и статусом анге­лов. Более того, ангелы больше нигде не называются членами семьи Бога, и нигде не гово­рится, что они обладают привилегиями членов семьи, которыми обладаем мы, будучи чадами Божьими. (Маловероятно, что в Быт. 6:2—4 говорится об ангелах; см.: Wayne Grudem, The First Epistle of Peter, pp. 211 -215.)


________________ Глава 36. Усыновление (принятие в семью Бога)______________ 835

ний и по достоинству оцениваем тот факт, что Бог совершенно не обязан нам их давать, тогда мы восклицаем вместе с апостолом Иоанном: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин. 3:1, курсив мой. — У. Г.).

Г. Привилегии усыновления

Преимущества или привилегии, которыми сопровождается усыновление, видны, во-первых, в том, как Бог относится к нам, а также в том, как мы от­носимся друг к другу в качестве братьев и сестер Божьей семьи.

Одной из величайших привилегий нашего усыновления является возмож­ность говорить с Богом и относиться к нему, как к доброму и любящему Отцу. Нам следует молиться: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6:9), и нам следу­ет осознавать, что мы «уже не рабы» (Гал. 4:7). Таким образом, мы относимся к Богу уже не так, как раб к своему хозяину, а как ребенок относится к своему собственному отцу. Бог даже дает нам внутреннее свидетельство Святого Духа, и мы уже инстинктивно называем Бога Отцом. Мы «приняли Духа усыновле­ния, Которым взываем: „Авва, Отче!" Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8:15,16). Это отношение к Богу, как к нашему Отцу, приносит множество других благословений в христианской жизни, и мы относимся к Богу в первую очередь именно таким образом. Без­условно, Бог — наш Творец, наш Судья, наш Господь, наш учитель и защит­ник и Тот, Кто провидением Своим поддерживает наше существование. Но ближе всего нам то, что дает нам величайшие привилегии вечного общения с Богом, — это Бог в роли Отца нашего небесного.

Тот факт, что Бог относится к нам как Отец, с очевидностью показывает, что Он любит нас (1 Ин. 3:1), понимает нас («Как отец милует сынов, так ми­лует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть», Пс. 102:13,14) и заботится о наших нуждах («Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», Мф. 6:32). Кроме того, в качестве нашего Отца, Бог дает нам множество благих даров: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). Он дает нам дар Святого Духа для нашего утешения и под­держки в нашем служении и для того, чтобы мы могли вести христианскую жизнь (Лк. 11:13)4. И Бог дает нам дары не только в этой жизни, Он также

4 В этом стихе Иисус говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него». Здесь Он, вероятно, имеет в виду не дар Духа, который поселяется в нас при рождении свыше, а дар сил для служения, дар талантов, необходимых для служения или для хрис­тианской жизни.


836_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

дает нам великое наследие на небесах, поскольку мы стали сонаследниками с Христом. Павел говорит: «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник» (Гал. 4:7); мы — «наследники Божий, сонаследники же Христу» (Рим. 8:17). Как наследники, мы возрождены «к наследству нетленному, чистому, неувя­даемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1:4). Все великие привиле­гии и благословения небес хранятся для нас и предоставлены в наше распоря­жение, потому что мы — дети Царя, члены царской семьи, великие князья и княжны, которые будут править с Христом на новых небесах и новой земле (Отк. 2:26,27; 3:21). В качестве предвосхищения этих великих привилегий ангелы уже сейчас посланы служить нам (Евр. 1:14).

Именно в контексте наших взаимоотношений с Богом как с Небесным Отцом следует понимать ту молитву, которой Иисус повелел своим ученикам ежедневно молиться: «Отец наш Небесный... прости нам наши грехи, как и мы прощаем тем, кто согрешил против нас» (Мф. 6:9—12, перевод мой. — У. Г.). Эта ежедневная молитва о прощении грехов не означает, что Бог снова и сно­ва дарует нам оправдание в течение всей нашей жизни, поскольку оправда­ние — единовременный акт, который имеет место сразу же после того, как мы обретаем спасительную веру. Ежедневная молитва о прощении грехов под­черкивает отеческое отношение к нам Бога, которое было омрачено грехом, прогневившим Его. Эта молитва восстанавливает отеческое отношение Бога к Своим детям, и Он вновь, как Отец, радуется Своим детям, которых Он лю­бит. Таким образом молитву «Прости нам наши грехи...» мы обращаем не к Богу-Судье, а к Богу-Отцу. Это молитва, в которой мы желаем восстановить наше общение с Отцом, которое было нарушено грехом (см. также: 1 Ин. 1:9; 3:19-22).

Привилегия быть ведомым Духом Святым есть также преимущество усы­новления. Павел указывает, что это моральное преимущество, ибо Святой Дух зарождает в нас желание повиноваться Богу и жить в соответствии с Его волей. Он говорит: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:14, курсив мой. — У. Г.). Он приводит это в качестве причины, которая обязывает христиан «умерщвлять дела плоти» с помощью Духа, который дейст­вует в них (ст. 13; следует обратить внимание на союз «ибо» в начале ст. 14). Он воспринимает Святой Дух как водящего детей Божьих путями послуша­ния Богу.

Другая привилегия принятия в семью Божью (хотя мы часто и не осозна­ем это как привилегию) заключается в том, что Бог дисциплинирует Своих де­тей. «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он об­личает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:5,6, цитата из Прит. 3:11,12). Автор Послания к Евреям поясняет: «Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? <...> ...Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:7,10). Так же как земные дети растут в послушании и праведности, если они должным образом дисциплинированы


________________ Глава 36. Усыновление (принятие в семью Бога)___________ 837

их земными отцами, так и мы растем в праведности и святости, когда нас дис­циплинирует наш Небесный Отец.

С отеческой дисциплиной Бога связан тот факт, что мы, как дети Бога и сонаследники Христа, имеем привилегию разделить Его страдания и Его по­следующую славу. Как «надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» (Лк. 24:26), так и нам Бог дает привилегию пройти по тому же пути, по кото­рому прошел Христос, преодолевая страдания этой жизни, чтобы мы могли также получить и великую славу в будущей жизни: «А если дети, то и наслед­ники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним стра­даем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17, курсив мой. — У. Г.).

Помимо этих великих привилегий, которые касаются наших взаимоот­ношений с Богом и нашего общения с Ним, мы имеем также привилегии усы­новления, которые касаются нашего отношения друг к другу и нашего лич­ного поведения. Поскольку мы — дети Божьи, наши взаимоотношения друг с другом гораздо глубже и ближе, чем отношения, например, ангелов, ибо все мы — члены одной семьи. Новый Завет неоднократно говорит о христианах как о «братьях» и «сестрах» во Христе (Рим. 1:13; 8:12; 1 Кор. 1:10; 6:8; Иак. 1:2; Мф. 12:15;Рим. 16:1; 1 Кор. 7:15; Флм. 1:2; Иак. 2:15). Кроме того, о целых церк­вах говорится как о «братьях», и не следует думать, что речь идет о тех людях, которые входят в общину; это скорее обозначение церкви в целом, и всюду, кроме тех случаев, где это противоречит контексту, это выражение следует по­нимать следующим образом: «Братья и сестры во Христе». Обращение «брат» настолько привычно для посланий, что, похоже, новозаветные авторы по пре­имуществу именно так и обращались к другим христианам. Это показывает, насколько сильно они осознавали природу церкви как семьи Божьей. Павел говорит Тимофею относиться к церкви в Эфесе и к людям, которые входят в эту церковь, так, словно они — члены большой семьи: «Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1 Тим. 5:1,2, курсив мой. — У. Г.)5.

Понятие о церкви как о семье должно дать нам новое понимание служе­ния церкви; это «семейное служение», и разные члены семьи никогда не долж­ны соревноваться друг с другом или мешать друг другу в прилагаемых усили­ях, но должны помогать друг другу и возносить благодарность за всякое благо или успех, достигнутый любым из членов семьи, за все, что способствует бла­гу семьи и славе Бога — нашего Отца. Так же как члены земной семьи часто радуются и сотрудничают, когда вместе трудятся над общим делом, так и наши совместные усилия по строительству церкви должны приносить нам большую радость и ощущение братства. Более того, так же как члены земной семьи

Подробный анализ новозаветного учения о церкви как о семье содержится в кни­ге: Vern S. Poythress, "The Church as a Family: Why Male Leadership in the Family Requires Male Leadership in the Church as Well", in W. Grudem and J. Piper, eds., Recovering Biblical Manhood and Womanhood, pp. 233-247.


838_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

почитают своих родителей и лучше исполняют семейные обязанности, когда с радостью приветствуют усыновленных и удочеренных братьев и сестер, так и мы должны с любовью приветствовать новых членов семьи Христа.

Другой аспект нашего членства в семье Бога заключается в том, что мы, как дети Божьи, должны подражать нашему Отцу на небесах всем нашим поведением. Павел говорит: «Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). Петр говорит о том же: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвав­шего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: „будь­те святы, потому что Я свят"» (1 Пет. 1:14—16). Как Петр, так и Павел осозна­ют, что для детей естественно подражать своим земным родителям. Они взы­вают к этому естественному чувству, которым обладают дети, чтобы напомнить нам, что и мы должны подражать нашему небесному Отцу. И в самом деле, мы должны были бы естественно стремиться к этому и находить в этом удоволь­ствие. Если Бог, Отец наш на небесах, свят, — и мы должны быть святы, как Его послушные дети.

Когда мы ходим путями праведности, мы славим нашего небесного Отца. Нам следует вести себя так, как это угодно Богу, чтобы другие «видели [наши] добрые дела и прославляли Отца [нашего] Небесного» (Мф. 5:16). Павел ве­лит филиппийцам вести себя праведно перед неверующими, «чтобы... быть не­укоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором [они сияют], как светила в мире» (Флп. 2:15). И в самом деле, устойчивое моральное поведение также свидетельствует, что мы воистину чада Божьи. Иоанн говорит: «Дети Божий и дети диавола узна­ются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10).

Вопросы для самостоятельной работы

1. Просмотрите список привилегий, которые получают дети Божьи с усы­
новлением. Считали ли вы раньше, что и вы ими обладаете, если родились зано­
во? Можете ли вы описать, какой будет наша вечная жизнь, если мы были вновь
рождены и оправданы и получили многие привилегии, которые связаны со спа­
сением, но не обрели усыновления? Что вы думаете теперь, после прочтения этой
главы, о том, что Бог принял вас в Свою семью? Что вы думали до того, как про­
читали эту главу?

2. Ваши взаимоотношения в семье стали лучше или хуже после того, как вы
стали христианином? Если ваши взаимоотношения в семье стали более сложны­
ми, считаете ли вы, что сказанное в Мк. 10:29,30 имеет отношение к вашей хрис­
тианской жизни?

3. Иногда люди, чьи земные отцы были черствыми и жестокими, с большим
трудом могут воспринимать Бога как их небесного Отца. Каким образом отрыв-


________________ Глава 36. Усыновление (принятие в семью Бога)________________ 839

ки из Евр. 12:10, Мф. 7:11 и Лк. 11:13, где противопоставляются земные отцы и совершенный небесный Отец, могли бы помочь в такой ситуации? Возможно, 1 Пет. 1:18 также станет полезным чтением? Что может сделать человек, чей зем­ной отец был черствым и жестоким, чтобы лучше понять, Кто такой Бог и что Он за Отец? Как вы думаете, могли быть у тех людей I в., что стали христианами, черствые и жестокие отцы? А может быть, их отцы умерли, еще когда эти люди были совсем маленькими детьми? Какие учения Ветхого Завета помогли бы та­ким людям? Как вы считаете, имеют ли те люди, чьи земные отцы были жестоки­ми, внутреннее представление, данное Богом, о том, каким должен быть добрый отец?

4. Подумайте о членах вашей церкви. Помогло ли вам чтение этой главы от­
носиться к ним как к братьям и сестрам (или, если они старше, как к вашим «от­
цам» и «матерям»)? Как вы полагаете, мысль о церкви как о семье могла бы стать
полезной для вашей церкви? Как вы могли бы способствовать осознанию значи­
мости этой мысли в вашей церкви?

5. Есть ли в вашей церкви дух соревнования с другими церквами? Можно ли
его преодолеть с помощью учения об усыновлении?

6. В человеческой семье, когда один из членов семьи совершает преступление
и его публично наказывают, вся семья страдает от позора. С другой стороны, если
одному из членов семьи оказываются почести за какое-либо выдающееся достиже­
ние, то вся семья радуется и гордится им. Как эта аналогия влияет на ваши ощуще­
ния относительно вашего личного уровня святости и на то, как это отражается на
других членах вашей духовной семьи? Что вы думаете в связи с этим о необходимо­
сти личной святости среди братьев и сестер вашей церкви? Вы лично стремитесь в
поведении подражать вашему небесному Отцу (Еф. 5:1; 1 Пет. 1:14—16)?

7. Ощущаете ли вы действие Святого Духа внутри вас, Который свидетель­
ствует вашему духу, что вы — чадо Божье (Рим. 8:15,16; Гал. 4:6)?

8. Ощущаете ли вы ваше отличие от христиан других народов или другого
социального положения? Каким образом может учение об усыновлении устра­
нить подобные различия в церкви (см.: Гал. 3:26-28)? Осознаете ли вы, что уче­
ние об усыновлении не признает различий по полу, что нельзя считать предста­
вителей противоположного пола более или, наоборот, менее значимыми в церк­
ви (см.: Гал. 3:28)?

Специальный термин

усыновление

Библиография

Во многих систематических богословиях усыновление не рассматривается отдельно, но подробно разбирается вопрос о привилегиях усыновления при ана­лизе понятия «оправдание» и его результатов.


840 Часть V. Учение об искуплении

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные)

1882-1992 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 3:1-27
1892-1894 Miley, 2:337-338
1940 Wiley, 2:402-439

1960 Purkiser, 297-298

3. Баптистские

1767 Gill, 1:288-291; 2:93-107

1887 Boyce, 404-409

1917 Mullins, 401-409

1983-1985 Erickson, 961-966

4. Диспенсационалистские

1947 Chafer, 3:241-243

1949 Thiessen, 278-282

1986 Ryrie, 301-302, 306-307

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 2:408-409

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1937-1966 Murray, CW, 2:223-234; RAA, 132-140
1962 Buswell, 2:212-213



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.019 с.)