Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Новозаветное учение о единстве церкви

Поиск

Новый Завет особенно подчеркивает необходимость единства церкви. Вот какова цель Иисуса: «Будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16, курсив мой. — У. Г.). Он молится обо всех будущих верующих: «Да будут все едино» (Ин. 17:21). Это единство будет свидетельством для неверующих, поскольку Иисус молится также: «Да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил ых, как возлюбил Меня» (Ин. 17:23, курсив мой. — У. Г.).

2 См. замечательный анализ этой ситуации: J. Gresham Machen, Christianity and Liberalism (repr. ed., Grand Rapids: Eerdmans, 1968; first published in 1923), esp. pp. 64-68.


990___________________ Часть VI. Учение о Церкви

Павел обращается к коринфянам, как к «призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас»(1 Кор. 1:2, курсив мой. — У. Г.). Затем Павел пишет в Коринф: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10, курсив мой. — У. Г.; ср. со ст. 13).

Он призывает филиппийцев: «Дополните мою радость: имейте одни мыс­ли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Флп. 2:2, кур­сив мой. — У. Г.). Он говорит эфесянам, что христиане должны «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3, курсив мой. — У. Г.) и что Господь дару­ет церкви таланты «для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:12,13, курсив мой. — У. Г.).

Павел повелевает церкви жить в единстве потому, что между истинно веру­ющими уже существует действительное духовное единство во Христе. Он гово­рит: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас» (Еф. 4:4—6). И хотя тело Христово состоит из множества членов, все эти члены — «однотело»(1 Кор. 10:17; 12:12-26).

Новозаветные авторы, поскольку они ревностно оберегают это единство церкви, предостерегают о тех, кто приводит к разделениям:

Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и со­блазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чре­ву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16:17,18).

Павел в свое время выступил против Петра, когда тот стал избегать об­щения с христианами из язычников, отдавая предпочтение христианам из иудеев (Гал. 2:11—14). Те, кто производит «ссоры... распри, разногласия... Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:20,21). Иуда предостерегает, что «люди, отделяющие себя (от единства веры), [суть] душевные, не имеющие духа» (Иуд. 19).

С новозаветным призывом к единству верующих согласуется и тот факт, что когда в Писании звучит призыв отделяться, — всегда имеется в виду от­деление от неверующих, а не от христиан, с которыми возникли те или иные разногласия. Когда Павел говорит: «И потому выйдите из среды их и отдели­тесь» (2 Кор. 6:17), то он говорит это в продолжение мысли, высказанной в на­чале этого текста: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6:14, курсив мой. — У. Г.). Павел также говорит Тимофею: «Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:5), но говорит это не о верующих, а о неверующих, о тех, кто «более


____________________ Глава 44. Чистота и единство Церкви___________________ 992

сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:4,5). Он говорит, что это «люди развращенные умом, невежды в вере» (2 Тим. 3:8). Безусловно, существует и такой вид церковного наказания, как отлучение от церкви человека, который привносит волнение в церковь(Мф. 18:17; 1 Кор. 5:11-13). Могут существовать также и иные осно­вания для отделения (см. об этом ниже), однако сейчас важно отметить, что в Новом Завете нет прямых указаний отделяться от христиан из-за доктриналь-ных различий (если только эти различия не являются серьезной ересью, ког­да отрицается сама вера)3.

В Писании, когда речь идет о единстве церкви, говорится, что нам следу­ет трудиться не только ради чистоты видимой церкви, но и ради ее единства. Тем не менее мы должны осознавать, что такое единство не подразумевает еди­ного всемирного правления над всеми христианами. Единство верующих ча­сто весьма эффективно осуществляется через добровольное сотрудничество и братские отношения между различными группами христиан. Крометого, раз­личные виды служения могут привести к наличию различных организаций, каждая из которых подчиняется всемирному главенству Христа как Господа Церкви. Поэтому существование различных деноминаций, миссий, христи­анских образовательных учреждений и т. д. не является признаком отсутствия единства Церкви (хотя в некоторых случаях такое может иметь место), по­скольку все эти структуры могут весьма успешно сотрудничать и демонстри­ровать единство самых разных организационных форм. (Я полагаю, что со­временный термин «парацерковная организация» неудачен, поскольку он под­разумевает, что эти организации находятся «за» церковью, а потому «вне» ее, тогда как в реальности все они просто являются частями одной всемирной Церкви.) Кроме того, многие христиане считают, что всемирного управления Церковью быть не может, поскольку в Новом Завете нет примеров, когда бы пресвитер имел власть где-либо еще помимо своей собственной местной об­щины (см. гл. 46). Ведь даже апостолы согласились, что Павел должен пропо­ведовать язычникам, а Петр — иудеям (Гал. 2:7). Например, Павел на некото­рое время разлучился с Варнавой, поскольку они не были согласны в вопросе о том, следует ли им брать с собой Марка (Деян. 15:39,40), хотя во всех прочих отношениях они были едины4.


I


3 В Новом Завете христианам запрещается приветствовать учителей-еретиков, ко­
торые не проповедуют истинного Евангелия (см.: 2 Ин. 10).

4 Писание подразумевает, что Павел был прав, а Варнава нет, не соглашаясь с ним,
поскольку, как там сказано, Павел покинул Антиохию вместе с Силой, «быв поручен
братиями благодати Божией» (Деян. 15:40), тогда как о Варнаве ничего подобного не го­
ворится. Этот случай упоминается не для того, чтобы мы считали такие отношения нор­
мой, поскольку упоминается также и об «огорчении» (ст. 39), а для того, чтобы показать,
что и эти люди не были совершенно безупречны.


992_________________________ Часть VI. Учение о Церкви

Д. Краткая история организационного разделения Церкви

Иногда возникают причины, по которым внешнее, или видимое, един­ство церкви поддерживать невозможно. Краткий обзор истории организаци­онного разделения Церкви поможет выявить некоторые из этих причин5 и объяснить, каким образом возникли современные деноминации.

В течение первого тысячелетия Церковь сохраняла практически полное внешнее единство. Существовали некоторые незначительные разделения в период споровс группами, подобными монтанистам (II в.) и донатистам (IV в.), а также с некоторыми монофизитскими церквами (V-VI вв.), однако в ос­новном все были категорически против разделений в теле Христовом. Напри­мер, Ириней, епископ II в., сказал о тех, кто стремился к разделениям в Церк­ви: «Никакая реформа, осуществляемая ими, не в состоянии компенсировать тот вред, который происходит от раскола» (Против ересей 4.33.7).

Первое большое разделение в Церкви произошло в 1054 г. н. э., когда Во­сточная (ныне Православная) церковь отделилась от Западной (Римско-ка­толической) церкви. Причина заключалась в том, что папа своей собствен­ной властью изменил исповедание веры6, а Восточная церковь полагала, что он не имел на это никакого права.

Затем, в XVI в. Реформация разделила Западную церковь на Римско-ка­толическую и протестантскую, хотя часто возникало сильное сопротивле­ние формальному разделению. Мартин Лютер хотел реформировать Церковь, не разделяя ее, однако в 1521 г. он был отлучен. Англиканская (епископаль­ная) церковь не отделилась от Рима, и тоже была отлучена в 1570 г.; поэтому она может утверждать: «Мы страдаем от раскола, но не мы совершили его». С другой стороны, существовало много протестантов, особенно среди анабап­тистов, которые хотели формировать церкви только из верующих, и начиная с 1525 г. они стали создавать отдельные церкви в Швейцарии и других частях Европы.

В века, последовавшие за Реформацией, протестантизм раскололся на сотни небольших групп. Иногда вожди этих новых групп сожалели о подоб­ных разделениях: Джон Уэсли, хотя и был основателем методизма, говорил, что никогда не переставал быть членом англиканской церкви. Часто случа­лось так, что причиной разделения становились вопросы свободы совести и религиозной свободы, как, например, в случае с пуританами и многими пие-тистскими группами. С другой стороны, иногда и языковые различия (как,

5 С этого места и до конца главы большое количество материала было взято из моей
статьи «Separation, Ecclesiastical», подготовленной для The Tyndale Encyclopedia of Christian
Knowledge
(Wheaton, 111.: Tyndale House, copyright 1971), которая, однако, так и не была
опубликована. Материал использован с разрешения.

6 См. рассуждения ofilioque (филиокве) в гл. 13.


Глава 44. Чистота и единство Церкви 993

напр., среди различных групп иммигрантов в Америке) приводили к основа­нию отдельных церквей.

Всегда ли разделения на различные организации и деноминации были обоснованными? Хотя между основными отделившимися церквами почти все­гда существовали серьезные богословские различия, можно говорить о том, что слишком часто, и особенно в последнее время, подлинными мотивами для разделений были мотивы, продиктованные эгоизмом. И Жан Кальвин, веро­ятно, был прав, когда говорил: «Гордость или самовосхваление есть причина и начало любых несогласий, когда каждый человек, претендуя на что-то та­кое, к чему он не предназначен, стремится подчинить своей власти других»7. Он говорит также: «Честолюбие всегда было, и до сих пор остается, матерью всех заблуждений, разногласий и сект»8.

В середине XX в. экуменическое движение стремилось к организационно­му единству между деноминациями, однако без заметного успеха. Это движе­ние не получило сердечного одобрения и поддержки со стороны евангельских христиан. С другой стороны, в 1960-х гг. рост харизматического движения внутри практически всехденоминаций, широкое распространение библейских школ и молитвенных групп и снижение осведомленности светских людей в вопросах учения привели к значительному росту действительного единства в общении — даже между протестантами и католиками — на местном уровне.

Хотя в предыдущих абзацах говорилось о разделении в смысле формиро­вания отдельных организаций, существует также два других, более серьезных типа разделения, о которых следует упомянуть: 1) никакого сотрудничества. В данном случае церковь или христианская организация отказывается прини­мать участие в совместных акциях с другими церквами (таких, как проведе­ние евангелизационных кампаний, или совместных богослужений, или вза­имное признание рукоположения); 2) никакого личного общения. Такой тип раз­деления подразумевает крайне жесткое стремление избегать любого личного общения с членами других церквей, запрещение совместной молитвы или со­вместного изучения Библии, а иногда даже запрещение обычных обществен­ных контактов с членами других церковных групп. Рассмотрим возможные причины этих типов разделения.

Е. Причины разделения

Исследовав причины, которые приводили к разделению, и сравнив их с новозаветным требованием стремиться к единству и чистоте, мы увидели как верные, так и неверные причины для разделения. Неверные причины — это лич­ное честолюбие и гордыня или различия в учениях и обрядах второстепенной

7 Коммент. к 1 Кор. 4:6.

8 Коммент. кЧис. 12:1.

.42 Зак. 3605


994_________________________ Часть VI. Учение о Церкви

важности (которые не оказывают влияния на другие учения и не изменяют существенным образом христианскую жизнь)9.

С другой стороны, существуют и такие причины разделения, которые мы можем рассматривать в качестве верных (точнее, верных в зависимости от конкретных обстоятельств). В большинстве случаев эти причины проистека­ют из необходимости трудиться ради чистоты церкви столь же усердно, как и ради ее единства. Можно выделить три категории причин: доктринальные; связанные с вопросами совести; исходящие из практических соображений. Далее я перечислю несколько ситуаций, когда, как мне кажется, христиане обязаны покинуть церковь. Затем — несколько других ситуаций, которые мне кажутся менее ясными. Одни христиане в таких случаях, возможно, будут полагать, что, покидая церковь, поступают мудро, а другие — что это немуд­ро. В этих менее ясных случаях я в основном не делаю никаких выводов, а просто перечисляю возможные факторы, которые христианам следует рас­смотреть.

/. Доктринальные причины. Необходимость в разделении может возник­нуть в том случае, если церковь займет доктринальную позицию, кардиналь­но отличающуюся от библейской. Это может быть выражено официально или проявиться в фактической вере и на практике, насколько это можно опреде­лить. Но как понять, что необходимо выйти из церкви и создать отдельную церковную структуру? Как мы уже говорили, пока церковь является частью тела Христова, нельзя отделяться от нее. Павел говорил, что верные христиа­не должны не отделяться от заблуждающихся церквей, а наставлять их, тру­диться ради их покаяния и молиться о них. При этом он имеет в виду даже такие церкви, как коринфская, в которой имели место серьезные доктриналь­ные и моральные заблуждения и где в течение некоторого времени были люди, отрицавшие апостольский авторитет Павла. Безусловно, в Новом Завете есть и повеления применять дисциплинарные меры к тем, кто порождает смуту внутри церкви, и даже призыв прекратить с ними общение (1 Кор. 5:11—13; 2 Фес. 3:14,15; Тит. 3:10,11), однако никогда верующим не было сказано по­кинуть церковь и совершить разделение (см.: Отк. 2:14—16,20—25; ср.: Лк. 9:50; 11:23).

Во Втором послании Иоанна (ст. 10,11, где запрещается принимать лже­учителей) содержится, пожалуй, самое жесткое утверждение во всем Новом Завете: «Того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо приветствую­щий его участвует в злых делах его». Однако следует отметить, что подобный посетитель учит серьезной ереси о личности Христа, а такая ересь мешает людям обрести спасительную веру. (Иоанн говорит о тех, кто не пребывает «в учении Христовом», и о тех, кто «не имеет Бога»; ст. 9.) Более того, здесь гово-

9 О различии между первостепенными и второстепенными учениями см. во введении.


____________________ Глава 44. Чистота и единство Церкви___________________ 995

рится о лжеучителях, а не обо всех людях, придерживающихся ложных веро­ваний; о тех, кто приходит «и не приносит сего учения» (ст. 10; ср. со ст. 7: «Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, при­шедшего во плоти»). В отношении таких людей Иоанн даже употребляет сло­во «антихрист». Наконец, то приветствие, которое Иоанн имеет в виду, явля­ется официальным приветствием церкви, и может создаться впечатление, что приветствующий разделяет подобное учение, поскольку речь идет о странству­ющих учителях, которые приходят не в частные дома, а обращаются к церкви в целом.

Похоже, христиане обязаны покинуть церковь и присоединиться к дру­гой или создать новую лишь в том случае, если доктринальное заблуждение настолько серьезно и всепроникающе, что прежняя церковь стала ложной и больше не является частью тела Христова. Такая церковь — это уже не обще­ние истинных верующих, не истинная часть тела Христова и не то место, где верящие в ее учение обретают спасение". В таком случае те, кто отделяется, могут сказать, что на самом деле они не покинули истинную церковь, так как сами являются истинной церковью, что бывшая церковь сама покинула их, впав в заблуждение.

Тем не менее, когда проявляются серьезные доктринальные отклонения, но при этом отделение не является абсолютной необходимостью, многие хри­стиане могут решить выйти из церкви еще прежде, чем она станет ложной. Например, если еретический взгляд на первостепенные учения (такие, как учение о Троице, о личности Христа, об искуплении, воскресении и т. д.) раз­деляется человеком, который возглавляет церковь; при этом он не подвергает­ся дисциплинарным мерам и не исключается из общения. Или если церковь публично одобряет серьезные доктринальные или моральные заблуждения (напр., включает доктринальное заблуждение в церковный символ веры). Од­нако другие христиане могут решить, что отделение в таких случаях не явля­ется мудрым решением, и выскажутся в пользу молитвы и труда ради возрож­дения и реформирования внутри самой церкви; они могут предложить пуб­лично выразить несогласие с доктринальными ошибками, признанными этой церковью. В любом случае и те, кто принимает решение остаться, и те, кто принимает решение выйти из церкви, должны осознавать, что Бог может при­зывать разных христиан на разное служение, а потому решения также могут быть разными; так что мы обязаны предоставить другим значительную сво­боду в поисках Божьей мудрости.

10 См.: John Stott, The Epistles of John, TNTC (London: Tyndale Press, 1964), pp. 212-215.

'' Сказав, что даже «самые чистые церкви под небом подвержены отклонениям и ошибкам», Вестминстерское исповедание веры добавляет: «и некоторые из них настолько пали, что совсем перестали быть Христовыми церквами, но превратились в синагоги сатаны» (25.5).


996_________________________ Часть VI. Учение о Церкви

2. Вопросы совести. Христианин может принять решение отделиться от
своей церкви, руководствуясь совестью. Например, если в церкви ограни­
чивается свобода проповеди или учения в точном соответствии Писанию.
Однако в данном случае требуются осторожность и великое смирение, так
как личное суждение о Писании может быть неверным, особенно если этот
человек плохо знает историю христианства и не советуется с другими веру­
ющими.

Человек также может решить выйти из церкви, если здесь решающее вли­яние на все, что происходит, оказывают люди, которые не имеют никаких при­знаков спасительной веры; при этом он будет ориентироваться на 2 Кор. 6:14, где сказано, что мы не должны преклоняться под чужое ярмо с неверными. Но стоит обратить внимание на то, что в данном случае не предлагается ограни­чить общение с такими людьми и отказаться от их помощи (ср.: Лк. 9:50; так­же 3 Ин. 7); речь идет о том, что мы не должны позволять им контролировать наши действия и мешать жить в послушании Богу, — именно такие ограниче­ния подразумеваются в метафоре «преклоняться под ярмо».

Некоторые люди могут также решить уйти из церкви, если там пропове­дуется и практикуется небиблейское учение, чтобы не создалось впечатления, что и они поддерживают это ложное учение. Однако другие могут решить остаться в церкви и ясно высказать свое неодобрение.

В некоторых случаях необходимо покинуть деноминацию, если высшее руководство велит совершить нечто явно греховное (т. е. нечто, ясно противо­речащее Писанию). В подобном случае многие скажут, что покинуть деноми­нацию — это единственное средство избежать греховного поступка и греха неповиновения властям. Но можно привести много мест из Писания, где го­ворится, что можно не повиноваться властям, если ими предлагается нечто греховное (см.: Деян. 5:29; Дан. 3:18; 6:10), и при этом оставаться в своей церк­ви, если только вас не принудят покинуть ее.

3. Практические соображения. Христианин может принять решение от­
делиться от своей церкви из практических соображений. Например, если
труд ради Господа становится крайне неэффективным, поскольку внутри
церкви встречается противодействие или потому что нет контакта с другими
христианами в церкви. Кроме того, христианин может решить, что его при­
сутствие в церкви принесет вред вере других христиан или оттолкнет неве­
рующих от истинной веры. Трудясь ради изменения церкви, он может столк­
нуться с серьезным сопротивлением руководства. В таких ситуациях необ­
ходима усердная молитва и зрелое суждение, поскольку уход из церкви,
особенно если человек был в ней уже в течение долгого времени или прини­
мал участие в формировании структуры церкви, — это очень серьезный по­
ступок.


Глава 44. Чистота и единство Церкви 997

4. Есть ли такие случаи, когда сотрудничество и личное общение могут быть прекращены? Когда именно христиане должны принимать более жест­кие меры, чем те, о которых говорилось выше, и осуществлять такой тип раз­деления, который мы назвали «никакого сотрудничества» или «никакого лич­ного общения»? Похоже, Писание требует, чтобы христиане проводили в жизнь принцип «никакого сотрудничества» только в том случае, если другая группа состоит из неверующихлюдей. Но и тогда разделение будет оправдано, толь­ко если эта группа неверующих участвует в контроле над тем или иным видом деятельности (именно это подразумевается в метафоре «преклоняться под чу­жое ярмо» во 2 Кор. 6:14). Безусловно, может быть принято решение не со­трудничать с кем-либо и по другим причинам, однако и тогда речь может идти лишь о группе неверующих людей. Разумеется, противодействие со стороны других истинно верующих такой деятельности, например, как евангелизаци-онные кампании, рассматривается новозаветными авторами как стремление к расколу и отказ демонстрировать единство тела Христова12.

Третий, и самый жесткий, тип разделения — «никакого личного обще­ния» с членами другой церкви — в Новом Завете не оговорен. Такая крайняя мера может быть использована только в самых серьезных случаях — когда к тому или иному члену церкви применяются дисциплинарные меры, а не в слу­чаях разногласий между церквами.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В каких сферах ваша церковь «более чиста»? В каких сферах она, по вашему
мнению, «менее чиста»?

2. Как бы вы оценили вашу церковь по десятибальной шкале по всем катего­
риям, которые характеризуют более чистую церковь («1» означает меньшую чис­
тоту, «10» — большую)?

3. Как вы полагаете, что вам следует делать для того, чтобы ваша церковь ста­
ла более чистой? Если вы видите какой-то конкретный недостаток вашей церк­
ви, то не означает ли это, что Бог призывает вас (а не кого-то другого) исправить
ситуацию?

4. Знаете ли вы церкви, которые, по вашему мнению, более чистые, чем ваша
собственная? Почему вы остаетесь в вашей церкви, даже если знаете, что это не са­
мая чистая церковь из известных вам?

12 Большинство разделений среди протестантов, происшедших прежде и поддержи­ваемых сегодня, касались наименее ярко выраженных и не вполне четко сформулиро­ванных в Новом Завете учениях; таких, как формы церковного правления, природа при­сутствия Христа на Вечере Господней, а также события конца времен. (Многие добави­ли бы к этому списку еще и различия в обряде крещения.)


998______________________ Часть VI. Учение о Церкви

5. Есть ли такие признаки сравнительно большей чистоты церкви, которые
проповедники нынешнего века освещали недостаточно?

6. Как вы полагаете, возрастала ли Церковь в чистоте с течением времени,
начиная с I в.? Можете ли вы привести какие-либо конкретные соображения в
подтверждение вашего мнения?

7. Какие ободряющие признаки возрастания Церкви в чистоте вы проследи­
ли в течение вашей жизни? Есть ли признаки, показывающие, что Церковь воз­
растает в единстве?

8. Как вы полагаете, каким образом ваша церковь могла бы привести к един­
ству собственных членов?

9. Каким образом ваша церковь могла бы продемонстрировать большее един­
ство с другими истинными церквами? Что мешает этому? Каким образом подоб­
ное единство может быть выражено? Какая может быть польза от таких проявле­
ний единства?

 

10. Вы не думали, что, может быть, Бог хочет, чтобы вы оставили свою цер­
ковь? После прочтения этой главы не думаете вы, что вам следует оставить цер­
ковь, членом которой вы являетесь? Произошли ли значительные перемены к
лучшему в вашей церкви за последние десять лет? Если бы вы знали, что в тече­
ние следующих десяти лет ваша церковь в основном останется все такой же, то
какое решение бы приняли: уйти или остаться?

11. Каким образом всемирное единство истинных верующих уже демонстри­
руется? Как выглядела бы Церковь по всему миру, если единство проявлялось бы
еще больше? Как бы это отразилось на мире в целом?

12. Если уже есть несколько активных и эффективно действующих евангель­
ских церквей, стоит ли пытаться организовать свою собственную церковь?

13. Как вы полагаете, если неверующие одинаково относятся ко всем церк­
вам — и ложным и истинным — как к «христианским», мешает ли это проповеди
и свидетельству обществу в целом? Можно ли сделать что-либо, чтобы изменить
такое восприятие?

14. Какие виды единства и сотрудничества с верующими Римско-католичес­
кой церкви могут быть уместными в наши дни? Есть ли пределы такого сотруд­
ничества?

Специальные термины

Восточная церковь отделение

единство церкви чистота церкви

Западная церковь


___________________ Глава 44. Чистота и единство Церкви___________________ 999

Библиография



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.53.246 (0.012 с.)