Г. Могут ли женщины быть служителями церкви?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Могут ли женщины быть служителями церкви?



Авторы большинства систематических богословии не включают в свои книги раздел, посвященный вопросуотом, могут ли женщины быть служите­лями церкви, поскольку считают, что только мужчины (за редким исключе­нием) могут нести пресвитерское служение58. Однако в последние годы в еван­гельском мире возникли большие разногласия по этому вопросу. Могут ли женщины, также как и мужчины, быть пасторами? Могут ли они занимать в церкви любой пост? Этот вопрос я гораздо подробнее излагаю в другом мес­те59, но здесь можно сделать краткий обзор.

С самого начала мы должны сказать, что в рассказе о творении (Быт. 1:27) мужчины и женщины в равной степени создаются по образу Божьему. Поэтому и мужчины, и женщины одинаково ценны для Бога, и мы должны относиться к ним абсолютно одинаково как к личностям и как к членам церкви. Более того, Писание говорит, что и мужчины, и женщины имеют равный доступ к

58 См.: William Weinrich, "Women in the History of the Church: Learned and Holy, But
Not Pastors", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood: A Response to Evangelical Feminism,
ed. John Piper and Wayne Grudem (Wheaton, 111.: Crossway, 1991), pp. 263-279. См. также:
Ruth A. Tucker and Walter L. Liefield, Daughters of the Church: Women and Ministry from New
Testament Times to the Present
(Grand Rapids: Zondervan, 1987).

59 См.: Recovering Biblical Manhood and Womanhood, ed. John Piper and Wayne Grudem.
Точка зрения, которую я излагаю далее, соответствует «Дэнверскому постановлению»
Совета по библейскому рассмотрению вопросов пола (Council on Biblical Manhood and
Womanhood) 1988 г., P. O. Box 317, Wheaton, IL 60189, USA.


Глава 46. Церковное правление______________________ 1059

благословениям спасения (см.: Деян. 2:17,18; Гал. 3:28)60. Это подтверждается и тем уважением, с которым Иисус обращался к женщинам во времена Свое­го земного служения61.

Но мы также должны сказать, что евангельские церкви не всегда призна­вали полное равенство мужчин и женщин, а потому не всегда считали, что личность женщины так же ценна, как и личность мужчины. Это привело к трагическому заблуждению. Отрицался тот факт, что Бог часто дает женщи­нам духовные дары, равные дарам мужчин, или даже большие. Женщин не поощряли активно участвовать в различных видах служения. Не получал признания и тот факт, что Бог даровал женщинам мудрость, которая могла быть использована для принятия важных церковных решений. Если нынеш­ний спор о роли женщины в церкви поможет уничтожить эти прошлые за­блуждения, то это принесет церкви только благо.

И все же остается вопрос, могут ли женщины быть пасторами или пре­свитерами? (То есть могут ли они исполнять обязанности, аналогичные обя­занностям пресвитеров в тех церквах, в которых приняты иные формы прав­ления?) Мой собственный вывод таков: Библия не позволяет женщинам быть пасторами или пресвитерами церкви. К такому же выводу приходило подав­ляющее большинство церквей в различных обществах в течение всей истории церкви. Можно привести несколько наиболее убедительных доводов, подтверж­дающих мой вывод.

1. Первое послание к Тимофею. Единственное место в Писании, где об этом говорится почти прямо, — это 1 Тим. 2:11—14:

Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление.

Здесь речь идет о церкви, члены которой собрались вместе (см. ст. 8,9). В этом контексте Павел говорит: «Учить жене не позволяю» (ст. 12). Речь идет о функциях, которые исполняются пресвитерами и которые в особенности ха­рактерны для служителей (в современных церквах они называются пастора­ми)62. И именно на исполнение этих функций женщинами Павел налагает запрет63.

60 См. также: Raymond С. Ortlund, Jr., "Male-Female Equality and Male Headship: Gen.
1—3", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, p. 95—112.

61 См.: James A. Borland, "Women in the Life and Teaching of Jesus", in Recovering Biblical
Manhood and Womanhood,
p. 113—123.

62 См. выше, о вероучительных обязанностях и о правлении пресвитеров в церкви.

63 См.: Douglas Moo, "What Does It Mean Not to Teach or Have Authority Over Men?:
1 Tim. 2:11 — 15", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, pp. 179—193.


1060_____________________ Часть VI. Учение о Церкви

Против такой позиции было выдвинуто несколько возражений64:

а) Некоторые считают, что в этом отрывке Павел говорит только о какой-
то конкретной ситуации и что, возможно, женщины в эфесской церкви про­
поведовали еретическое учение. Однако это возражение неубедительно, по­
скольку в Первом послании к Тимофею не говорится о том, что женщины
действительно учили какой-то неверной доктрине. (В 1 Тим. 5:13 говорится о
болтливых женщинах, но не о женщинах, проповедующих ложное учение.)
Кроме того, Павел не просто не позволяет каким-то определенным женщи­
нам учить ложным доктринам, он говорит: «Учить жене не позволяю, ни власт­
вовать над мужем». И наконец, причина на самом деле в том, что произошло с
Адамом и Евой до грехопадения, до того, как в мир вошел грех (см. ст. 13), и в
изменении, которое произошло во время грехопадения (см. ст. 14). Эти при­
чины не ограничиваются какой-то одной конкретной ситуацией, сложившей­
ся в эфесской церкви, они применимы к мужчинам и женщинам в принципе.

б) Другие считают, что Павел запрещает женщинам учить, так как они
были плохо образованы, а потому не могли должным образом проповедовать
или управлять церковью. Однако Павел ничего не говорит об образовании,
запрещая женщинам «учить» и «властвовать над мужем»; он ссылается на со­
бытия во время творения (ст. 13, 14). Странно строить доказательства не на
том, что Павел говорил, а на том, чего он не говорил.

Кроме того, в этом возражении неверно оценивается действительное по­ложение вещей в древней церкви и в древнем обществе в целом. Служителям но­возаветной церкви совсем не обязательно было иметь формальное духовное об­разование; многие из апостолов специально не изучали Писание (см.: Деян. 4:13). А общее образование, в том числе способность читать и изучать Писание, было доступно мужчинам и женщинам в равной степени (отметим Деян. 18:26; Рим. 16:1; 1 Тим. 2:11; Тит. 2:3,4). В то время было много женщин, получивших прекрасное образование, в особенности втаком культурном центре, как Эфес65.

И наконец, люди, которые выдвигают это возражение, часто непоследо­вательны и при обсуждении других вопросов указывают на женщин, которые в церкви играли ведущую роль, таких, как Прискилла. Это особенно важно в связи с 1 Тим. 2, поскольку Прискилла и Акила были членами эфесской церк­ви, куда пишет Павел (1 Тим. 1:3; см.: Деян. 18:18,19,21). Прискилла знала Писание достаточно хорошо, чтобы быть в состоянии изъяснить его Аполлосу в 51 г. н. э. (Деян 18:26). Возможно, она училась у самого Павла еще в течение трех лет, пока он оставался в Эфесе, возвещая «всю волю Божию» (Деян. 20:27; ср. сост. 31; также: 1 Кор. 16:19). Несомненно, многие другие женщины по­следовали ее примеру и также учились у Павла. Позже они отправились в Рим,

64 Более детально эти возражения рассмотрены в литературе, указанной в библио­
графии в конце этой главы, особенно в книгах Микелсена, Спенсера и Байлзикиана.

65 См.: Piper and Grudem, Recovering Biblical Manhood and Womanhood, p. 82.


_______________________ Глава 46. Церковное правление__________________________ 1Q61

но около 67 г. н. э. мы снова находим Акилу и Прискиллу в Эфесе (2 Тим. 4:19), и вполне вероятно, что они находились там и в 65 г. н. э., когда Павел написал письмо Тимофею {примерно через четырнадцать лет после того, как Прискил-ла помогла изъяснить Писание Аполлосу). И все же Павел не позволяет даже образованной Прискилле или какой-либо другой образованной эфесской женщине учить в церковном собрании. Причина не в недостатке образован­ности, а в порядке творения, установленного Богом.

2. Первое послание к Коринфянам. В сходном контексте Павел говорит также:

...Так бывает во всех церквах у святых. Жены ваши в церквах да мол­чат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. Разве от вас вы­шло слово Божие? Или до вас одних достигло? (1 Кор. 14: 33—36)

Павел не запрещает женщинам любые публичные выступления в церкви; напротив, в 1 Кор. 11:5 он четко повелевает им молиться и пророчествовать в церкви. Поэтому речь здесь, вероятнее всего, идет об устной оценке и сужде­нии относительно произнесенных в церкви пророчеств (см. ст. 29: «И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают»). Павел позволяет женщинам говорить и пророчествовать на собраниях, но он не позволяет им оценивать или критиковать, поскольку это могут делать лишь те, кто управ­ляет всей церковью66. Понимание этого отрывка зависит от нашего отноше­ния к дару пророчества в новозаветную эпоху67. Таким образом, высказыва­ния Павла в 1 Кор. 14 и в 1 Тим. 2 согласуются между собой — в обоих случаях он стремится закрепить за мужчинами функции правления и обучения68.

66 См.: D. A. Carson, "'Silent in the Churches': On the Role of Women in 1 Cor. 14:33b-
36", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, p. 140-153. См. также: Wayne Grudem,
The Gift of Prophecy in the New Testament and Today, pp. 217-224; Wayne Grudem, "Prophecy —
Yes, but Teaching — No: Paul's Consistent Advocacy of Women's Participation Without
Governing Authority", JETS30/1 (March 1987), pp. 11-23.

67 Такой взгляд на дар пророчества более подробно изложен в гл. 52.

68 Некоторые считают, что текст 1 Кор. 14:33—36 был написан не Павлом и поэтому
не может считаться частью Писания; см.: Gordon Fee, The First Epistle to the Corinthians,
pp. 699—708. В качестве основного аргумента Фи приводит 1 Кор. 11:5, где Павел по­
зволяет женщинам говорить в церкви. Он также придает большое значение тому, что ст. 34
и 35 в некоторых древних рукописях помещены в конце 1 Кор. 14. Однако Фи не рассмат­
ривает соображения, приведенные нами здесь, — он не учитывает, что Павел лишь запре­
щает женщинам судить пророчества в церковном собрании. Мнение Фи странно, особен­
но если учесть, что ни в одной древней рукописи Первого послания к Коринфянам эти
стихи не опущены. Те немногие рукописи, в которых этот раздел помещается в конце
гл. 14, не вполне надежны, здесь встречаются и другие перестановки в этом послании.


1062________________________ Часть VI. Учение о Церкви

3. Первое послание к Тимофею и Послание к Титу. Как в 1 Тим. 3:1—7, так и
в Тит. 1:5—9 подразумевается, что пресвитеры — это мужчины. Сказано,
что пресвитер (или епископ/надзиратель) должен быть «одной жены муж»
(1 Тим. 3:2; также и Тит. 1:6) и человек, «хорошо управляющий домом своим,
детей содержащий в послушании со всякою честностью» (1 Тим. 3:4).

Конечно, можно сказать, что эти указания имеют значение только в куль­турной ситуации Древнего мира, где женщины не получали должного образо­вания, однако на это мы уже отвечали в связи с 1 Тим. 2.

4. Семья и церковь. Новый Завет часто проводит параллели между семьей
и церковью. Павел говорит: «Ибо, кто не умеет управлять собственным до­
мом, тот будет ли пещисьо Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5). Он пишет Тимо­
фею: «Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; ста­
риц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1 Тим. 5:1,2,
курсив мой. — У. Г.). Можно привести еще много примеров из Писания, но
тесная связь между семьей и церковью вполне ясна.

Итак, очевидно, что модель правления в семье соответствует модели прав­ления в церкви, и наоборот. Благочестивые мужчины должны взять на себя руководящую роль в семье и, следовательно, — в церкви. Если же в церкви лидеры — женщины, это неизбежно увеличивает власть женщины в семье и снижает роль мужчины69.

5. Пример апостолов. Хотя апостолы не играли той же роли в церквах, что
и пресвитеры в более позднее время, все же очень важно понимать, что Иисус
установил главенствующее положение мужчины в церкви, назначив апосто­
лами двенадцать мужчин. Утверждение о том, что женщины имеют равный с
мужчинами доступ ко всем служениям в церкви, в принципе неверно, по­
скольку Иисус, глава Церкви, — мужчина. И двенадцать апостолов, чьи
имена навечно вписаны в основании небесного города (Отк. 21:14), кото­
рые будут сидеть на двенадцати престолах и судить двенадцать колен изра-
илевых (см.: Мф. 19:28) — мужчины. Поэтому в вечности не будет равен­
ства между мужчинами и женщинами на всех уровнях власти в церкви.
На
самом высоком уровне Церкви установлен образец мужского правления, и
этот образец очевиден.

Против этого аргумента выдвигается возражение. Считают, что культур­ные условия того времени не давали Иисусу возможности избрать апостола­ми, например, шесть мужчин и шесть женщин, или шесть пар, состоящих из

69 Более подробно на эту тему см.: Vern Poythress, "The Church as Family: Why Male Leadership in the Family Requires Male Leadership in the Church", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, pp. 233-247.


Глава 46. Церковное правление__________________ 1Q63

мужей и жен. Однако такое возражение ставит под сомнение независимость Иисуса, а Он не боялся ломать рамки обычаев, когда речь шла о моральных принципах, — Он публично порицал фарисеев, исцелял в субботу, очистил храм, разговаривал с самарянкой, ел с мытарями и грешниками и ел, не омыв рук™. Если бы Иисус хотел установить принцип равного доступа к руководя­щим постам в церкви какдля женщин, так и для мужчин, он так и сделал бы, несмотря на противодействие общества.

Есть и другое возражение. Говорят, что если это так, то только евреи могут быть руководителями наших церквей, поскольку все двенадцать апостолов были евреями. Однако вначале церковь состояла исключительно из евреев! Это было так, потому что, по плану Божьему, спасение должно было прийти через этот народ. Но на страницах Нового Завета мы видим, что вскоре к церк­ви присоединились и язычники (Мф. 28:19; Еф. 2:16). Язычники наравне с евреями стали пресвитерами и руководителями новозаветных церквей. Языч­ник (Лука) написал две книги Нового Завета (Евангелие и Деяния); многие язычники, такие, как Тит и Епафродит, были сотрудниками и помощниками Павла. Бог со времен Авраама (Быт. 12:3; 17:5) постепенно воплощал Свой план и включал язычников в Свой народ.

Поэтому национальность апостолов не имеет такого же значения, как их пол. Мы видим, что церковь сначала состояла только из евреев, но вскоре чле­нами церкви стали как евреи, так и язычники. Но нигде не сказано, что цер­ковь вначале состояла только из мужчин, а позже ее членами стали также и женщины. С самого начала среди последователей Христа были как мужчины, так и женщины, представители обоих полов участвовали в событиях в Пяти­десятницу, когда зародилась церковь. Так что и это возражение нельзя счи­тать убедительным.

6. Доказательства библейской истории. Иногда противники точки зре­ния, изложенной здесь, говорят, что мы опираемся в своих доказательствах только на один текст — 1 Тим. 2. Многие приведенные выше аргументы пока­зывают, что это не так. Но мы можем привести и еще один аргумент. В Биб­лии, от Книги Бытие до Откровения Иоанна, модель мужского руководства народом Божьим прослеживается постоянно. Хотя есть и редкие примеры жен­ского руководства. Гофолия была единовластным монархом (4 Цар. 11:1—20), однако едва ли должно следовать ее примеру; Девора — судьей (Суд. 4, 5); Де-вора и Олдама — пророчицами (Суд. 4, 5; 4 Цар. 22:14—20). Но мы должны отметить, что это были редкие исключения, связанные с необычными обсто­ятельствами, и как таковые они едва ли могут служить образцом новозаветного

70 Этот и следующий аргумент взяты из книги Борланда: James Borland, "Women in the Life and Teachings of Jesus", in Recovering Biblical Manhood and Womanhood, pp. 120—122.


1064_____________________ Часть VI. Учение о Церкви

церковного служения7'. Кроме того, во всей Библии нет ни одного примера, что­бы женщина учила Писанию общину, это делали пасторы/пресвитеры новоза­ветной церкви. В Ветхом Завете народ учили священники, а священство при­надлежало исключительно мужчинам; более того, даже пророчицы Девора и Олдама не пророчествовали публично, перед собраниями людей72.

7. История Церкви. Как уже было сказано, в течение всей церковной ис­
тории прослеживается принцип, в соответствии с которым служение в церкви
пастора/пресвитера всегда предназначалось для мужчин. Хотя это и не дока­
зывает, что такое положение вещей правильно, мы все же должны всерьез за­
думаться, прежде чем утверждать, что практически вся Церковь в течение всей
своей истории заблуждалась в этом вопросе73.

8. Возражения. Против излагаемой здесь точки зрения было выдвинуто
много возражений, но в этой книге мы можем рассмотреть лишь немногие из
них74. Говорят, что служение должно определяться дарами, а не полом. В ответ
можно сказать, что духовные дары нужно использовать, следуя указаниям
Писания. Святой Дух, приносящий дары, — это тот же Святой Дух, Который
вдохновил Библию, и Он не хочет, чтобы мы, используя Его дары, не повино­
вались Его словам.

Другое возражение звучит так: если Бог воистину призвал женщину быть пастором, не следует препятствовать этому. Ответ на это возражение сходен

71 См.: Thomas R. Schreiner, "The Valuable Ministries of Women in the Context of Male
Leadership: A Survey of Old and New Testament Examples and Teaching", in Recovering Biblical
Manhood and Womanhood,
pp. 209—224. Исторические события, о которых повествуется в
Книге Судей Израилевых, необходимо тщательно анализировать, перед тем как прини­
мать их в качестве примера для подражания в наши дни. Девора отличалась от других
пророков (мужчин) тем, что не пророчествовала публично (Суд. 4:5; также поступает и
Олдама, 4 Цар. 22:14—20) и затем передала свою руководящую роль мужчине (Суд 4:6,7).
И, хотя Бог явил через нее Свое благословение, нет ясного подтверждения того, что Он
отличал ее от других выдающихся судей, таких, как Гофониил (3:9), Аод (3:15), Гедеон
(6:14), Иеффай (11:29) и Самсон (13:25; 14:6), о которых ясно говорится, что они были
призваны Богом.

72 См. предыдущую сноску. Вопрос о том, могли ли пророчествовать женщины в
новозаветных общинах, обсуждался выше.

73 В некоторых современных книгах подчеркивается негативное влияние женщин
на протяжении всей истории Церкви. См. особенно: Ruth Tucker and Walter Liefeld,
Daughters of the Church; эта книга — настоящий кладезь информации, в ней содержится
также исчерпывающая библиография.

Но ни одно из этих исследований не опровергает ясного заключения, что подавляю­щее большинство церквей на протяжении истории не признавало женщин-пасторов.

74 Дальнейшее обсуждение см.: Recovering Biblical Manhood and Womanhood, esp.
pp. 60—92. Более полное изложение возражений, перечисленных здесь, можно найти в
книгах, включенных в библиографию к этой главе.


Глава 46. Церковное правление_____________________ 1065

с приведенным выше: всякое заявление о призвании от Бога всегда должно проверяться Писанием. Если Писание учит, что Бог хочет, чтобы пасторские обязанности принимали на себя мужчины, то, следовательно, Бог не призы­вает женщин на пасторское служение. Мы должны добавить также, что часто женщина воспринимает как божественное призвание к пасторскому служе­нию призыв к другому постоянному христианскому служению. Помимо пас­торства в местных церквах есть много других служений, например, образова­ние, детское служение, музыкальное, евангелизационное, служение в сту­денческих городках, служение бедным, а также административное, которое не требует исполнения обязанностей пресвитера, т. е. управления всей церко­вью75. Этот список можно продолжить, суть заключается в том, что мы долж­ны поддерживать желание женщин участвовать в этих служениях.

Утверждают также, что Новый Завет делает акцент на служении, а не на власти, и что поэтому мы не должны уделять большого внимания вопросам распределения власти; это свойственно язычникам, а не христианам. Но нельзя разделять служение и власть. Иисус — прекрасный пример руково­дителя, который служит верующим, однако Он также обладает и властью, огромной властью! Он — Господь нашей жизни и Господь Церкви. Пресвите­ры должны следовать примеру Иисуса в своем служении (см.: 1 Пет. 5:1—5) и использовать свою власть, так как Библия повелевает им поступать именно таким образом (см.: 1 Тим. 5:7; Евр. 13:17; 1 Пет. 5:).

Иногда указывают на тот факт, что Церковь в конечном счете признала рабовладение отрицательным явлением и что поэтому в наши дни Церковь дол -жна отказаться от руководящей роли мужчин, считая это не более чем уста­ревшей традицией. Однако здесь не учитывается временный характер такого явления, как рабство, которого Бог не устанавливал при творении, а различия между мужской и женской ролями в браке (и, соответственно, во внутрицер-ковных отношениях) были установлены Богом при творении. Об уничтоже­нии различий между рабом и господином говорится в Новом Завете (см.: Флм. 16; Еф. 6:9; Кол. 4:1; 1 Тим. 6:1,2), но в Библии нет и намека на уничтоже­ние института брака или на стирание различий между мужчиной и женщи­ной. Кроме того, это возражение можно развернуть и в обратном направле­нии. Похоже, евангельские феминистки очень близки по своим взглядам хри­стианам, защищавшим рабство в XIX в. Сторонницы феминистского движения в наши дни используют аргументы из Библии, чтобы оправдать уступку общественному мнению, раньше — в пользу рабства, а теперь — в пользу служения женщин пасторами.

Иногда напоминают, что Прискилла и Акила беседовали с Аполлосом и «точнее объяснили ему путь Господень» (Деян. 18:26). Это верно, и это сви­детельствует о том, что Новым Заветом одобряется совместное неформальное обсуждение Писания, в котором и мужчины, и женщины играют важную роль,

75 Подробнее см.: Recovering Biblical Manhood and Womanhood, p. 54-59.


1066________________________ Часть VI. Учение о Церкви

помогая друг другу. И это еще раз подтверждает, что не следует запрещать того, что не запрещено Писанием, но при этом не опровергает принципа, в соответ­ствии с которым функции учения и управления принадлежат только мужчи­нам. Прискилла не совершала ничего такого, что противоречило бы этому принципу.

Иногда говорят о непоследовательности: в церквах с конгрегационалъной формой правления женщинам позволяют голосовать, и при этом запрещают быть пресвитерами. Но власть церкви как целого — это не то же самое, что власть, данная в церкви конкретным людям. Когда мы говорим, что община в целом обладает властью, мы не подразумеваем, что каждый мужчина и каж­дая женщина имеет право высказываться или действовать ради общины. По­этому пол, как часть индивидуальности, не важен в процессе принятия об­щиной корпоративных решений.

Иными словами, единственный вопрос, рассматриваемый в этом разде­ле, звучит так: могут ли женщины быть служителями церкви и, в частности, могут ли они быть пресвитерами церкви? В любой конгрегациональной сис­теме все члены церкви знают, что пресвитеры избираются общиной и им пере­дается власть, которой не обладают другие члены общины — даже если они голосовали за этих людей. Именно так обстоит дело во всех системах правле­ния с выборными должностями. Как только президент Соединенных Штатов или мэр города избран, он наделяется делегированной властью над народом, который его избрал, и эта власть больше, чем власть избирателей.

Следует понимать также, что Бог дал много мудрости и проницательнос­ти как мужчинам, так и женщинам, и церковные руководители, которые не при­бегают к мудрости женщин, поступают неразумно. Поэтому любая группа пресвитеров или других руководителей-мужчин, принимающих решения и оказывающих влияние на всю церковь, должны привлекать и проницатель­ность женщин так же, как и мужчин.

9. Другие церковные служения. Итак, мы рассматривали вопрос о том, мо­гут ли женщины быть пасторами или пресвитерами церкви. А как обстоит дело с другими служениями?

О служении дьяконов в Библии сказано гораздо меньше, чем о пресвите­рах, и в различных церквах дьяконы выполняют самые разные обязанности. Если дьяконы фактически выполняют функции пресвитеров и обладают выс­шей властью в местной церкви, то, следуя аргументам, приведенным выше, когда речь шла о пресвитерах, женщины не могут быть дьяконами в таком понимании этого термина. С другой стороны, если дьяконы просто несут ад­министративную ответственность, то нет никаких оснований не допускать женщин к такому служению. Но мне, например, не кажется, что в 1 Тим. 3:8—13 позволяется женщинам быть дьяконами {в том смысле, который подразуме­вается в этой ситуации), однако между евангельскими христианами нет пол­ного согласия в понимании этого отрывка, да и сфера деятельности дьяконов


Глава 46. Церковное правление



того времени нам ясна гораздо в меньшей степени, чем обязанности пресви­теров77.

Что же касается других постов, таких, как казначей, ответственный за работу с молодежью, консультант, ответственный за детское служение и т. д., то в связи с рассматриваемой темой может возникнуть только один вопрос: включают ли в себя эти обязанности руководящие и вероучительные функ­ции, которые Новый Завет отводит пресвитерам? Если это не так, то все эти посты доступны женщинам точно так же, как и мужчинам, ведь мы должны остерегаться запрещать то, что не запрещено Новым Заветом.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Независимо от того, какая система правления принята в вашей церкви,
есть ли у вас возможность поддержать и укрепить ее руководителей?

2. Если вы служитель или хотели бы стать им, является ли ваш образ жизни
таким, которому, по вашему мнению, могли бы подражать другие люди? Если вы
участвовали в избрании руководителей церкви, каким чертам характера вы уде­
ляли особое внимание: тем, о которых говорится в Писании, или которые пред­
почитает мир при выборе своих руководителей?

3. Считаете ли вы, что система управления, принятая в вашей церкви, рабо­
тает хорошо? Каким образом ее можно было бы улучшить, не меняя основных
принципов, на которых она построена? Есть ли в вашей церкви служители, кото­
рые называются «пресвитерами» и фактически исполняют обязанности пресви­
теров? Как вы считаете, хотел бы ваш пастор изменить систему правления в ва­
шей церкви, чтобы сделать свое служение эффективнее?

4. До того как вы прочитали эту главу, что вы думали по поводу женщин, ко­
торые служат в качестве учителей и пасторов в церкви? Изменилась ли ваша точ­
ка зрения? Как вы думаете, почему люди так серьезно относятся к этому вопросу?
Что лично вы чувствуете (в эмоциональном плане), читая об этом учении? Ка­
жется ли оно вам верным?

Специальные термины


апостол

викарий

генеральная ассамблея

диоцез

дьякон

епископ


епископальное правление

иерархическое правление

класс

конгрегациональное правление

консистория

местные пресвитеры


77 Отметим, что в Деян. 6:3 также требуется, чтобы только мужчины (греч. dvfjp) изби­рались дьяконами (если мы считаем, что в этом месте говорится о служении дьякона).


1068________________________ Часть VI. Учение о Церкви

надзиратель ректор

пастор священник

пресвитер сессия

пресвитерианское правление синод

пресвитерия служитель

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 384-418

1930 Thomas, 313-318, 429-433, 452-458

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1875-1876 Pope, 3:335-359
1892-1894 Miley, 2:415-419
1940 Wiley, 3:117-137

1983 Carter, 2:619-620

3. Баптистские

1767 Gill, 2:574-607

1907 Strong, 894-929

1983-1985 Erickson, 1069-1088

4. Диспенсационалистские

1947 Chafer, 4:150-153

1949 Thiessen, 314-318

1986 Ryrie, 403-420

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 3:427-438, 439-472
1934 Mueller, 563-584

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559 Calvin, 2:1053-1228 (4.3-11)

1861 Heppe, 672-684

1937-1966 Murray, CW, 1:260-268; CW, 2:336-365

1938 Berkhof, 579-592

1962 Buswell, 1:424-428

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические)

1988-1992 Williams, 3:177-220


______________________ Глава 46. Церковное правление____________________ 1069



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.02 с.)