Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проповедь Евангелия всем народамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие (Мк. 13:10; ср.: Мф. 24:14). Великая скорбь Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это начало болезней (Мк. 13:7,8; ср.: Мф. 24:15—22; Лк. 21:20-24). Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет. И если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни (Мк. 13:19,20). Лжепророки, свершающие чудеса ...Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мк. 13:22; ср.: Мф. 24:23,24). Знамения на небесах ...В те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят 9 Berkhof, Systematic Theology, p. 696. Он перечисляет несколько событий, такие, как проповедь Евангелия всем народам, обращение полноты Израиля, великая скорбь, явление антихриста и значительное наложение многих знамений (войны, голод, землетрясения, чудеса лжепророков, страшные знаки на солнце, луне и звездах), которые он рассматривает на pp. 697—703. 1240____________________ Часть VII. Учение о грядущем______________________________ Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою (Мк. 13:24,25; ср.: Мф. 24:29,30; Лк. 21:25-27). 5) Пришествие человека греха и отступление. Павел пишет фессалоникий- ...О пришествии Господа нашего Иисуса Христа... <...> ...День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. <...> И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего, того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2:1-10). 6) Спасение Израиля. Павел говорит о том, что многие евреи не уверовали Если же падение их богатство миру, и оскудение их богатство язычникам, то тем более полнота их (Рим. 11:12)ш. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников, и так весь Израиль спасется... (Рим. 11:25,26). 7) Выводы о знамениях, предшествующих возвращению Христа. Все эти отрывки в совокупности весьма убедительны, и, как мы упомянули выше, многие христиане решили, что Христос просто не может прийти в любой момент". Просматривая список знамений, приведенный выше, можно понять: 10 Здесь употреблено греческое слово яХфсоца, «полнота». «Полнотой Израиля» называют будущее полное включение Израиля в число народа Божьего. 1' Беркхоф также упоминает Мф. 25:19, где господин возвращается «по долгом времени», и Мф. 25:5, где говорится о задержке возвращения жениха (Louis Berkhof, Systematic Theology, p. 697). Однако ни в том, ни в другом отрывке не говорится о конкретных промежутках времени, и оба они не противоречили бы задержке в десять или двадцать лет после того, как Иисус возвратился на небо. _________________ Глава 53. Возвращение Христа: когда и как?________________ 1241 не требуется много аргументов, чтобы доказать, что большинство из них, или даже все, еще не произошли. По крайней мере, такое впечатление создается при первом прочтении этих отрывков12. 3. Возможные решения. Каким образом мы могли бы согласовать те отрывки, которые призывают нас быть готовыми к внезапному возвращению Христа, с отрывками, в которых говорится, что, прежде чем возвратится Христос, произойдет несколько важных видимых явлений? Предлагалось несколько решений. Первое решение заключается в утверждении, что Христос не может прийти в любое время. Такой точки зрения придерживается Беркхоф, как это видно из приведенной выше цитаты. Какое время требуется для возвращения Христа, зависит от мнения о том, сколько времени нужно для исполнения знамений, таких, как проповедь Евангелия всем народам, приход скорби и собрание полного числа евреев к спасению. Такая точка зрения вызывает два затруднения. Во-первых, она не учитывает предостережения, данные нам Иисусом, о том, что мы должны бодрствовать и что Он придет тогда, когда мы не будем этого ожидать. Какой смысл в предупреждении о том, чтобы люди были готовы к возвращению Христа в любое время, если мы знаем, что этого не может произойти в течение многих лет? Те, кто придерживается этой точки зрения, преуменьшают или отрицают значимость бодрствования и готовности к приходу Иисуса, и результат таков, каким Иисус не хотел бы его видеть, давая эти предостережения. Во-вторых, сторонники этой точки зрения воспринимают знамения совсем не так, как их понимал Иисус. Знамения даются таким образом, что, когда мы видим их, они усиливают наше ожидание возвращения Христа. Иисус сказал: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28, курсив мой. — У. Г.). Нам также дано предостережение о том, что мы можем отпасть и последовать за ложными мессиями: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить, что это Я, и многих прельстят. <...> Тогда, если кто вам скажет:,, вот, здесь Христос", или: „вот, там", — не верьте» (Мк. 13:5,6,21). Итак, знаки даны для того, чтобы христиане не удивлялись всем этим великим событиям; чтобы подтвердить, что Бог 12 Я не упомянул «войны» и «военные слухи», а также «глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:6,7) как знамения, которые должны предшествовать возвращению Христа, поскольку эти знамения присутствуют в течение всей человеческой истории и потому что Иисус говорил о них не как о знамениях, непосредственно предшествующих Его возвращению, а как о том, что предшествует этим знамениям: «это начало болезней» (Мф. 24:8). Тем не менее усиление подобных явлений вполне может означать приход последних дней и скорое появление других знамений. 1242_______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________ все знает заранее; и чтобы удержать их от увлечения ложными мессиями, приходящими не так драматично, как Иисус, явление Которого будет видимым образом и во всемирном масштабе. Но знаки даны не для того, чтобы мы думали, что Иисус не придет еще в течение нескольких лет. Нет никаких указаний на то, что Иисус дал эти знамения для того, чтобы у христиан было основание не бодрствовать и не готовиться к Его возвращению или чтобы они не ожидали Его возвращения в любое время! Истолковывать знамения, предшествующие возвращению Христа, таким образом (как это делает Беркхоф, напр.) — значит истолковывать их вопреки тому, к чему стремился Иисус. Поэтому мнение о том, что Христос не может возвратиться в любое время, не кажется убедительным. Другое решение этой проблемы заключается в утверждении, что Христос действительно может возвратиться в любое время, и в попытках тем или иным образом согласовать эти отрывки. 1) Согласовать их можно, например, следующим образом: предположить, что Новый Завет говорит о двух различных возвращениях Христа или двух вторых пришествиях Христа13, а именно о тайном пришествии, во время которого Христос забирает христиан из мира (пришествие «за Его святыми»), и о пришествии, которое произойдет после семи лет скорби, т. е. о видимом, явном, торжествующем пришествии (пришествии «со святыми»), во время которого Христос явится для того, чтобы править землей. За этот семилетний период все те знамения, которые еще не исполнились (великая скорбь, лжепророки с их чудесами, антихрист, спасение Израиля и знамения на небесах), исполнятся. Следовательно, нет никакого противоречия между ожиданием пришествия, которое может произойти «в любой момент» и осознанием того факта, что более позднему пришествию будут предшествовать многие знамения14. Проблема этого решения заключается в том, что из отрывков, предсказывающих возвращение Христа, трудно вывести мысль о двух отдельных возвращениях. Однако мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе, где будем анализировать взгляд премилленариев на возвращение Христа с целью восхищения христиан до наступления скорби. Следует отметить также, что этот подход возник недавно, что он не был известен в истории Церкви 13 Те, кто придерживается такой точки зрения, не согласны с концепцией о двух 14 Эта точка зрения подразумевает взятие христиан на небо до великой скорби (рге- _________________ Глава 53. Возвращение Христа: когда и как?_______________ 1243 до тех пор, пока в прошлом веке не был предложен Джоном Нельсоном Дар-би (John Nelson Darby, 1800-1882). Нам не следует полагать, что подобное разрешение несогласованности приведенных выше отрывков не является единственно возможным. 2) Другое решение заключается в предположении о том, что все знамения 3) Есть и другая возможность согласовать эти отрывки. Можно пред Но возможно ли, что эти знамения уже исполнились? Мы можем рассмотреть их по порядку. В каждом случае наш вывод будет таков: возможно, хотя и маловероятно, что это знамение уже исполнилось. 1) Проповедь Евангелия всем народам. Было ли Евангелие проповедано всем народам? Вероятно, нет, ведь есть много языковых групп и племен, которые 1244_______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________ еще не слышали Благую весть. Поэтому маловероятно, что это знамение уже исполнилось. Однако Павел говорит в Послании к Колоссянам о всемирном распространении Евангелия: «Вы прежде слышали в истинном слове благовество-вания, которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод и возрастает» (Кол. 1:5,6, курсив мой. — У. Г.). Он говорит также: «Если только пребываете тверды и непоколебим ы в вере и не отпадаете от надежды благовест-вования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем» (Кол. 1:23, курсив мой. — У. Г.). В этих стихах он, безусловно, не подразумевает, что все живое творение слышало Благую весть. Он имеет в виду, что она начала распространяться по миру, и, таким образом, Евангелие было проповедано всему миру или всем народам15. Поэтому, хотя это и маловероятно, но все же возможно, что это знамение первично исполнилось в I в., а затем в большем масштабе исполнялось еще несколько раз. 2) Великая скорбь. Похоже, что Писание указывает на период страданий гораздо более значительных, чем те, что уже происходили на земле. Однако следует помнить, что многие люди предостережение Иисуса о великой скорби относили к осаде Иерусалима римлянами во время Иудейской войны 66—70 гг. н. э.16 Страдания, связанные с этой войной, были действительно ужасны и могли быть именно тем, что Иисус предсказывал, когда говорил о великой скорби. Начиная с 1 в. в истории было много периодов жестоких гонений на христиан, и даже в нашем веке гонения имели место в разных частях планеты: христиан преследовали в бывшем Советском Союзе, в коммунистическом Китае и в исламских странах. Трудно было бы убедить тысячи христиан нашего времени, десятилетиями преследовавшихся за веру на огромных территориях, что эта великая скорбь еще не пришла. Они в течение долгих лет мо- 15 Вот что говорит Р. Т. Франс по поводу утверждения Иисуса о том, что «проповеда 16 Описание этих событий см.: France, Matthew, p. 340, 341, со ссылкой на книгу _________________ Глава 53. Возвращение Христа: когда и как?_______________ 1245 лились о том, чтобы Христос возвратился и избавил их от той скорби, которую они переносили. И вновь, хотя мы и можем думать, что слова Иисуса указывают на еще большие преследования в будущем, трудно быть в этом абсолютно уверенным. Кажется, уместно было бы считать — хотя это и маловероятно, но возможно, — что предсказание о великой скорби уже исполнилось. 3) Лжехристы и лжепророки. Что касается ложных мессий и лжепророков, 4) Чудесные знамения на небесах. Появление чудесных знамений на небе 17 France, Matthew, pp. 343, 344. 1246_______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________ важно, что за описанием космических событий в Мф. 24:29 следует описание «Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (ст. 30)18. Учитывая эти факты, трудно согласиться с тем, что описание падения звезд с неба и помрачения солнца и луны — это всего лишь символический язык. Правильнее было бы рассматривать эти описания как буквальные знамения, которые произойдут непосредственно перед возвращением Христа и которые относятся к другой категории, в отличие от прочих знамений, так как вполне очевидно, что они еще не были явлены. Тем не менее эти события могут произойти очень быстро — всего за несколько минут или, самое большее, за час или два — и сразу же после этого возвратится Христос. Эти знамения не убеждают нас в том, что нам следует отрицать тот факт, что Христос может возвратиться в любое время. 5) Пришествие человека греха. Уже не раз совершались попытки идентифицировать человека греха («антихриста») с историческими фигурами, обладавшими огромной властью, которые сеяли смерть и разорение среди народов. Древнеримские императоры Домициан и Нерон жестоко преследовали христиан, и о них обоих полагали, что это и есть антихрист. (Многие римские императоры, в том числе и эти двое, провозглашали себя божествами и требовали поклонения себе.) В недавнее время антихристом чаще всего считали Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина. С другой стороны, многие протестанты, начиная с эпохи Реформации, в особенности те, кто терпел гонения от католической церкви, считали антихристом того или иного папу. Однако все эти предположения оказались неверными19, и, судя по всему, в мир явится еще худший «человек греха», который принесет на землю страшные гонения и страдания, и победит его лишь Иисус, когда возвратится. Однако зло, свершенное всеми прочими из упомянутых правителей, было столь велико, что, по крайней мере тогда, когда они находились у власти, невозможно было быть уверенным, что «человек греха», о котором го- 18 Затруднение, которое вызывает точка зрения Франса, заключается в том, что очень 19 Однако Иоанн говорит: «Как вы слышали, что придет антихрист, и теперь по _________________ Глава 53. Возвращение Христа: когда и как?_______________ 1247 ворится в гл. 2 Второго послания к Фессалоникийцам, еще не явился20. И вновь мы можем сказать: маловероятно, но возможно, что это знамение уже свершилось. 6) Спасение Израиля. Что касается спасения полноты Израиля, то следует 7) Заключение. За исключением знамений на небесах, маловероятно, но 20 Существует мнение, что Павел не хотел, чтобы фессалоникийцы ожидали возвращения Христа в любое время, так как он пишет им: «Молим вас, братия... не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов» (2 Фес. 2:1,2). Далее он говорит: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха» (2 Фес. 2:3). Кто-то может решить, что Павел рассуждает следующим образом: вы знаете, что человек греха еще не явился; поэтому и Христос еще не пришел. И Христос не придет до тех пор, пока не появится этот человек греха. Однако следует отметить, что Павел не говорит фессалоникийцам, что Христос не может прийти в любое время. Он не говорит, что им не следует быть готовыми к возвращению Христа или что им не следует ожидать Его. Он просто говорит им, что факт возвращения Христа еще не свершился, т. е. это нечто совсем иное. И он не просто говорит, что прежде должен явиться человек греха, он говорит также, что когда Христос возвратится, Он поразит этого человека греха и уничтожит его: «И тогда откроется беззакон-ник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8, курсив мой. — У. Г.). Дело не просто в том, что они еще не видели этого человека, дело в том, что они не видели того, как Иисус уничтожает его при Своем возвращении. Вывод из этого таков, что Христос еще не пришел, так как Он не уничтожал человека греха. И все же Он, безусловно, мог бы вернуться в любое время, даже когда было написано Второе послание к Фессалоникийцам, и немедленно уничтожить того римского императора, который тогда находился у власти (так как римские императоры часто объявляли себя Богом, и требовали поклонения себе, и сам Иоанн говорил, что «появилось много антихристов», 1 Ин. 2:18). 1248_______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________ Однако согласуется ли такая точка зрения с предостережением бодрствовать, потому что Христос возвратится тогда, когда мы не будем Его ждать? Можно ли быть готовым к чему-либо, если мы сомневаемся, что это может произойти? Безусловно, да. Каждый, кто пристегивает ремень безопасности, садясь за руль машины, приобретает автомобильную страховку, другими словами, готовится к происшествию, которое рассматривает как маловероятное21. Сходным образом, вполне можно воспринимать всерьез предостережения о том, что Иисус может прийти, когда мы не ждем Его, и тем не менее говорить, что знамения, предшествующие Его пришествию, вероятно, свершатся в будущем. В этом мнении есть положительные духовные моменты, поскольку мы живем христианской жизнью в быстро меняющемся мире. В приливах и отливах мировой истории мы иногда видим события, которые могли бы быть окончательным исполнением некоторых из этих знамений. Они происходят, а затем забываются. В самые тяжелые дни Второй мировой войны казалось очень вероятным, что Гитлер — это антихрист. Во времена гонений на церковь кажется очень вероятным, что христиане находятся посреди великой скорби. Когда мы слышим о землетрясениях и о голоде, мы гадаем, не близко ли уже пришествие Христа. Затем эти события проходят, мировые лидеры уходят с политической арены, и линия событий, ведущая к концу века сего, кажется на некоторое время прервавшейся. Но вот на общей мировой сцене возникает новая волна событий, и вновь наше ожидание возвращения Христа усиливается. С каждой последующей «волной» событий мы не знаем, какая из них окажется последней. И это хорошо, потому что Бог не хочет, чтобы мы знали об этом. Он просто хочет, чтобы мы желали возвращения Христа и ожидали его в любое время. В духовном плане для нас опасно утверждать, что эти знамения еще не исполнились, но неразумно и утверждать, что эти знамения уже исполнились. Однако самым точным соответствием новозаветному отношению к возвращению Христа было бы говорить, что мы не знаем точно, произошли ли уже эти события. В таком отношении к пришествию сочетаются разумная экзегетика, ожидание возвращения Христа и определенная степень смирения относительно нашего знания. 21 Я благодарю Бога за то, что тридцать лет вожу машину и ни разу не попадал в серьезную аварию; я молюсь о том, чтобы этого никогда не произошло и ожидаю, что и в будущем все будет так. Однако каждый раз, садясь в автомобиль, я пристегиваю ремень безопасности. Я готовлюсь к событию, которое считаю маловероятным, но тем не менее возможным. Точно так же я думаю, что многие знамения еще в большей мере исполнятся и не похоже, что Иисус возвратится в течение ближайших дней или недель. Вот я пишу эту книгу, которая не будет опубликована в течение нескольких месяцев, исходя из предпосылки, что Иисус еше не возвратится к тому времени. Тем не менее я часто прислушиваюсь к своему сердцу и к своей душе, спрашивая себя, нет ли в них чего-либо такого, от чего мне стало бы стыдно при возвращении Иисуса, так как я хочу быть готовым к Его возвращению в любое мгновение, даже когда я этого не ожидаю. _________________ Глава 53. Возвращение Христа: когда и как?_______________ 1249 И, если Христос возвратится внезапно, у нас не будет искушения сказать, что то или иное знамение еще не свершилось. Мы просто будем готовы поприветствовать Его, когда Он возвратится. И если нам предстоят еще великие страдания, если мы видим сильное противодействие Евангелию, массовое возрождение в среде еврейского народа, значительный прогресс в проповеди Евангелия по всему миру и даже знамения на небесах, то мы не впадем в отчаяние, потому что будем помнить слова Иисуса: «Когда же начнет это сбываться, тогда вое клонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). Вопросы для самостоятельной работы 1. До того, как вы прочитали эту главу, считали ли вы, что Иисус может прий 2. Как вы думаете, почему Иисус решил на время оставить мир, а затем воз 3. Теперь вы желаете возвращения Христа? Прежде вы больше желали этого? 4. Вы когда-либо откладывали долгосрочный проект потому, что считали, 5. Вы готовы к возвращению Христа сегодня? Если бы вы знали, что Он воз Специальные термины второе пришествие Христа парусия личная эсхатология скоро маранафа эсхатология 40 Зак..4605 1250_______________________ Часть VII. Учение о грядущем___________ Библиография
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.94 (0.013 с.) |