Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Д. Бог оправдывает нас по нашей вере в Христа

Поиск

В начале этой главы мы отметили, что оправдание обретается после спа­сительной веры. Павел ясно говорит об этом: «Мы уверовали во Христа Иису-


______________ Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)____________ 825

са, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами зако­на не оправдывается никакая плоть» (Гал. 2:16, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел указывает, что сначала обретается вера, и именно ради того, чтобы быть оправданным. Он также говорит, что Христос обретается «чрез веру» и что Бог является «оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25,26). Вся гл. 4 По­слания к Римлянам — это доказательство того факта, что мы оправдываемся верой, а не делами, также как Авраам и Давид. Павел говорит: «Оправдавшись верою» (Рим. 5:1).

Писание отнюдь не говорит, что мы оправдываемся благодаря благому характеру, который внутренне присущ нашей вере, словно бы вера была неко­ей заслугой перед Богом. Писание не позволяет нам думать, что наша вера сама по себе есть заслуга перед Богом. Напротив, Писание говорит, что мы оправдываемся «чрез» веру, подразумевая, что вера — инструмент, посредством которого нам даруется оправдание, а не что-то заслуживающее благосклон­ность Бога. Мы оправдываемся исключительно благодаря заслугам Христо­ва труда (Рим. 5:17—19)13.

Однако мы можем задаться вопросом, почему Бог избрал веру в качестве того состояния сердца, которым мы и достигаем оправдания. Почему Бог не решил даровать оправдание всем тем, кто показывает искреннюю любовь? Или радость? Или удовлетворенность? Или смирение? Или мудрость? Поче­му Бог избрал веру в качестве средства, с помощью которого мы оправдыва­емся?

Очевидно, что все обстоит именно таким, а не иным образом, потому что вера — это то состояние сердца, которое прямо противоположно самоуверен­ности. Когда мы приходим к Христу в вере, мы говорим главное: «Я сдаюсь! Я больше не могу полагаться на самого себя и на мои добрые дела. Я знаю, что сам я не могу сделать себя праведным перед Богом. Поэтому, Иисус, я доверя­юсь Тебе и полностью полагаюсь на Тебя, чтобы обрести праведность перед Богом». Таким образом, вера — полная противоположность состояния, в ко­тором человек полагается на себя самого, а потому вера — это то состояние,

13 Примером из обыденной жизни может служить получение чека за работу, выпол­ненную для нанимателя. «Способом» или «инструментом», с помощью которого я полу­чаю этот чек, является то, что я протягиваю руку и вынимаю конверт из моего почтового ящика, а затем открываю его и достаю чек. Но работодатель не платит мне ни за одно из этих действий. Плата осуществляется исключительно за работу, которую я выполнил еще до этого. Ведь вытаскивание чека из конверта не принесло мне ни цента из заработан­ных мною денег — это был просто инструмент или способ, который я использовал, чтобы получить деньги. Сходным образом и вера есть инструмент, который мы используем, чтобы получить оправдание от Бога, но сама по себе она ни в коей мере не является заслугой. (Эта аналогия полезна, но несовершенна, поскольку прежде я все же работал, чтобы заслужить деньги, тогда как оправдание основано на труде Христа. Аналогия была бы точнее, если бы я работал, а затем умер, а уже затем моя жена вынула бы чек из почтового ящика.)


826_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

которое превосходно подходит для спасения, которое совершенно не зависит от наших заслуг, но полностью обусловлено свободным даром Божьей благо­дати. Павел объясняет это, когда говорит: «Итак по вере, чтоб было по милос­ти, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама» (Рим. 4:16, курсив мой. — У. Г.). Вот почему рефор­маты, начиная с Мартина Лютера, так настойчиво утверждали тот факт, что оправдание обретается не через веру плюс в определенной степени наши за­слуги или добрые дела, а через одну только веру. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие14 не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9, курсив мой. — У. Г.). Павел постоянно повторяет, что «делами за­кона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20); о том же самом идет речь в Послании к Галатам 2:16; 3:11; 5:4.

Однако согласуется ли это с Посланием Иакова? Что Иаков имеет в виду, когда говорит: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою толь­ко?» (Иак. 2:24, курсив мой. — У. Г.). Здесь мы должны отдавать себе отчет в том, что Иаков употребляет слово «оправдывать» не в том смысле, в котором это слово употребляет Павел. В начале этой главы мы отметили, что слово «оправдывать» обладает целым рядом значений и что одно из самых распро­страненных — «признать праведным», но мы также должны отметить, что греч. 5iKai6oo может также означать «демонстрировать или выказывать пра­ведность». Например, Иисус сказал фарисеям: «Вы выказываете себя пра­ведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши» (Лк. 16:15). Суть заклю­чалась не в том, что фарисеи делали здесь и там официальные заявления о том, что они были «невиновны» перед Богом, а в том, что фарисеи всегда ста­рались показать другим, что они были праведны в своих внешних поступках. Иисус знал, что на самом деле они вовсе не были таковы: «Но Бог знает серд­ца ваши» (Лк. 16:15). Таким же образом и законник, который решил испы­тать Иисуса, спросив Его, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную, на первый вопрос Иисуса ответил верно. Но когда Иисус сказал ему: «Так по­ступай, и будешь жить», законник не был удовлетворен. Лука говорит: «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:28,29, кур­сив мой. — У. Г.). Он не хотел заявить, что он невинен в глазах Бога; скорее он хотел «выказать себя праведным» перед теми, кто его слушал. Есть и другие примеры употребления слова «оправдывать» в значении «выказывать себя пра­ведным»: Мф. 11:19; Лк. 7:35; Рим. 3:4.

Трактовка гл. 2 Послания Иакова зависит не только от того, что мы при­нимаем «выказывать праведность» в качестве значения слова «оправдывать»,

14 Слово, переведенное как «сие», — это местоимение среднего рода xoxho, которое относится не к слову «вера» и не к слову «благодать» (поскольку по-гречески это имена существительные женского рода), но к предыдущему высказыванию в целом, которое содержит в себе мысль о том, что вы были спасены благодатью через веру.


______________ Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)_____________ 827

но также и от того, что это значение согласуется с контекстом гл. 2 Послания Иакова. Когда Иаков говорит: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (ст. 21, курсив мой. — У Г.), он говорит о чем-то, происшедшем позже в жизни Авраама, о жертвоприно­шении Исаака, описанном в Быт. 22. Это произошло гораздо позже времени, описанного в Быт. 15:6, когда Аврам поверил Богу, «и Он вменил ему это в праведность». Но именно это более раннее событие в начале отношений Ав­раама и Бога Павел приводит в гл. 4 Послания к Римлянам. Павел говорит о том времени, когда Бог раз и навсегда оправдал Авраама, вменив ему правед­ность в результате веры Авраама в Бога. А Иаков говорит о гораздо более позд­нем событии, происшедшем после того, как Авраам в течение многих лет прож­дал рождения Исаака, и после того, как Исаак стал достаточно взрослым, что­бы быть в состоянии нести дрова на гору для жертвоприношения. Тут Авраам «показал себя праведным» своими делами, и в этом смысле Иаков говорит, что Авраам оправдался делами, «возложив на жертвенник Исаака, сына сво­его» (Иак. 2:21)15.

Такое понимание подтверждается и более широким контекстом рассуж­дения Иакова. Он подчеркивает, что простое интеллектуальное согласие с Евангелием — это такая «вера», которая вовсе верой не является. Он спорите теми, кто говорит, что у них есть вера, но в их жизни не видно никаких изме­нений. Иаков говорит: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Иаков просто говорит здесь, что «вера» без результа­тов, или «дел», вовсе не является верой, это «мертвая» вера. Он не отрицает ясного учения Павла о том, что оправдание (в смысле официального признания Богом того, что наши грехи прощены) достигается одной только верой, а не делами за­кона; он просто утверждает совсем другую истину, а именно что «оправдание», в смысле внешней демонстрации праведности, происходит только тогда, когда мы наблюдаем свидетельства этого в чьей-либо жизни. Иными словами, Иаков говорит, что человек «показывает себя праведным делами, а не одной только ве­рой». С этим, несомненно, согласился бы и Павел (2 Кор. 13:5; Гал. 5:19—24).

Практические выводы из учения об оправдании одной только верой име­ют огромное значение. Во-первых, это учение дает нам возможность дать под­линную надежду неверующим, которые осознают, что они никогда не смогут сами сделать себя праведными перед Богом: если спасение — безвозмездный дар, который обретается одной только верой, то любой, услышавший Благую

15 Ведь Иаков цитирует текст «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в правед­ность» в ст. 23, но говорит при этом, что слово Писания «исполнилось», когда Авраам принес в жертву своего сына, явно имея в виду, что прежнее признание праведности тогда вылилось в дела; в жизни Авраама стало видно, что оправдание было истинным, именно тогда, когда он возложил Исаака на алтарь.


828_______________________ Часть V. Учение об искуплении_________________________

весть, может надеяться, что вечная жизнь даруется безвозмездно и может быть обретена.

Во-вторых, это учение дает нам уверенность втом, что Бог никогда не при­нудит нас нести наказание за грехи, которые забыты в заслугах Христа. Ко­нечно же, мы можем продолжать страдать от обычных последствий греха (ал­коголик, бросивший пить, может ощущать физическую слабость до конца своей жизни, а вор, который оправдан, может, тем не менее, отправиться в тюрьму, чтобы понести наказание за преступление). Более того, Бог может дисциплини­ровать нас, если мы продолжаем неповиновение Ему (см.: Евр. 12:5— 11), и Он делает это по любви и ради нашего же блага. Но Бог никогда не будет мстить нам за наши прошлые грехи, или принуждать нас нести наказание за них, или в гневе наказывать нас, намереваясь причинить нам боль. «Итак нет ныне ни­какого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Этот факт дол­жен приносить нам огромную радость. Мы должны быть уверены, что Бог при­нял нас и мы стоим пред Ним как «невиновные» и «праведные» навеки.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Уверены ли вы в том, что Бог признал вас навечно «невиновным» в Своих
глазах? Знаете ли вы когда это случилось в вашей жизни? Вы совершили что-либо,
что стало причиной вашего оправдания? Вы совершили что-либо такое, чем за­
служили оправдание? Если вы не уверены, что Бог оправдал вас полностью и на­
всегда, есть ли что-нибудь, что вам необходимо сделать прежде, чем это случит­
ся? Что вас убедило бы в том, что Бог безусловно оправдал вас?

2. Представьте, что вы стоите перед Богом в Судный день; как вы полагаете,
достаточно ли просто получить прощение грехов? Или же вы ощущаете, что не­
обходимо, чтобы вам была вменена праведность Христа?

3. Как вы полагаете, важна ли разница между римско-католическим и проте­
стантским взглядами на оправдание? Опишите, как бы вы оценивали ваши взаи­
моотношения с Богом, если бы разделяли римско-католический взгляд на оправ­
дание. Современные католики, которых вы знаете, придерживаются такого же
взгляда на оправдание, или у них другая точка зрения?

4. Вы когда-нибудь задумывались о том, наказывает ли вас все еще время от
времени Бог за те грехи, которые вы совершили в прошлом, может быть уже
очень давно? Как учение об оправдании помогает вам справиться с этими ощу­
щениями?

Специальные термины

вменить оправдание

внедренная праведность


___________ Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)_____________ 829

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

1. Англиканские (епископальные)

1882-1892 Litton, 265-320

1930 Thomas, 184-198, 210-220

2. Арминианские (уэслианские или методистские)

1847 Finney, 382-402

1875-1876 Pope, 2:358-362, 402-451
1892-1894 Miley, 2:309-326
1940 Wiley, 2:379-401

1960 Purkiser, 287-292

3. Баптистские

1767 Gill, 1:291-300; 2:68-93

1887 Boyce, 394-404

1907 Strong, 846-868

1917 Mullins, 389-401

1983-1985 Erickson, 954-961

4. Диспенсационалистские

1947 Chafer, 3:238-246

1949 Thiessen, 271-276

1986 Ryrie, 298-300

5. Лютеранские

1917-1924 Pieper, 2:3-54, 503-557
1934 Mueller, 242-254, 367-383

6. Реформатские (или пресвитерианские)

1559 Calvin, I, 725-833 (3:11-18)

1861 Heppe, 543-564

1871-1873 Hodge, 3:114-212

1878 Dabney, 618-650

1887-1921 Warfield, BTS, 262-268

1889 Shedd, 2Ы538-552

1937-1966 Murray, CW, 2:202-222; RAA, 117-131

1938 Berkhof, 510-526

1962 Busweli, 2:187-196

7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 2:61-82


830____________________ Часть V. Учение об искуплении

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия
1955 Ott, 250-269

Другое работы

Berkouwer, G. С. Faith and Justification. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1954.

Carson, D. A., ed. Right With God: Justification in the Bible and the World. Grand Rapids: Baker, 1992.

Hoekema, Anthony A. "Justification". In Saved by Grace. Grand Rapids: Eerd­mans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 152-191.

McGrath, Alister E. lustitia Dei: A History of the Christian Doctrine of Justifica­tion. 2 vols. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.

McGrath, Alister E. Justification by Faith: An Introduction. Grand Rapids: Zonder-van, 1988.

Morris, Leon. The Apostolic Preaching of the Cross. 3d ed. Grand Rapids: Eerd­mans, 1965, pp. 251-298.

Murray, John. "Justification". In Redemption Accomplished and Applied. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1955, pp. 117-131.

Packer, J. I. et al. Here We Stand: Justification by Faith Today. London: Hodder and Stoughton, 1986.

Packer, J. I. "Justification". In EDT, pp. 593-597.

Pink, A. W. The Doctrines of Election and Justification. Grand Rapids: Baker, 1974.

Wright, N. T. "Justification". In NDT, pp. 359-361.

Ziesler, J. A. The Meaning of Righteous in Paul. Cambridge: Cambridge University, 1972.

Отрывок для запоминания

Рим. 3:27,28:

Где же то, чем бы хвалиться?уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.


Г Л А В А 36

Усыновление (принятие в семью Бога)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.43 (0.009 с.)