Люди, находившиеся рядом с Иисусом, считали Его обычным человеком.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Люди, находившиеся рядом с Иисусом, считали Его обычным человеком.



Матфей рассказывает о поразительном случае, происшедшем в середине служения Иисуса. Хотя Иисус учил по всей Галилее, «исцеляя всякую бо­лезнь и всякую немощь в людях», так что «следовало за Ним множество на­рода» (Мф. 4:23—25), все же, когда Он пришел в родное селение, в Назарет, люди, которые знали Его в течение многих лет, не приняли Его:

И когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И пришед в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и гово­рили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. <...> И не совершил там многих чудес по неверию их (Мф. 13:53-58, курсив мой. — У. Г.).

Этот отрывок показывает, что те люди, которые знали Иисуса лучше все­го, Его соседи, с которыми Он жил и работал в течение тридцати лет, счита­ли Его самым обычным человеком, — несомненно, добрым и честным чело­веком, но никак не пророком Божьим, способным совершать чудеса, и уж тем более не Богом во плоти. Хотя в следующем разделе мы увидим, что Иисус был вполне Богом и человеком в одном лице, мы все же должны признать


602_________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе____________________

убедительную силу этого отрывка. В течение первых тридцати лет Своей жиз­ни Иисус был настолько обычным человеком, что односельчане, которые знали Его лучше всего, были изумлены тем, что Он учит с властью и творит чудеса. Они знали Его. Он был одним из них. Он был «сыном плотника» (Мф. 13:55) и Сам «плотник» (Мк. 6:3), был настолько обычным, что они вопрошали: «От­куда же у Него все это?» (Мф. 13:56). А Иоанн говорит Нам: «И братья Его не веровали в Него» (Ин. 7:5, курсив мой. — У. Г.).

Был ли Иисус вполне человеком? Он был человеком настолько, что даже те, кто жил и работал с Ним в течение тридцати лет, даже братья, выросшие с Ним в одной семье, не осознавали, что Он представлял собой нечто большее, чем просто благое человеческое существо. Судя по всему, они и понятия не име­ли о том, что Он был Богом, пришедшим во плоти.

3. Безгрешность. Хотя Новый Завет ясно утверждает, что Иисус был вполне человеком, таким же, как мы, он утверждает также, что Иисус отличался от остальных людей водном важном аспекте: Он был безгрешен, и Он не совер­шил ни одного греха за все время Своей жизни. Иногда возражают, что если Иисус не грешил, то Он не был подлинно человеком, так как все люди грешат. Однако люди, выступающие с этим замечанием, просто не понимают, что люди пребывают сейчас в ненормальном состоянии. Бог сотворил нас не грешны­ми, а святыми и праведными. Адам и Ева в Эдемском саду до грехопадения были подлинно людьми, а мы, хотя и являемся людьми, не подходим под стан­дарт, установленный для нас Богом.

Новый Завет учит о безгрешности Иисуса во многих местах. Указания на Его безгрешность мы видим уже в начале Его жизни, когда Иисус «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2:40). Затем мы видим, что сатана не смог склонить Иисуса к греху и прекратил искушать Его по истечении сорока дней: «И окончив все иску­шение, диавол отошел от Него до времени» (Лк. 4:13). Также в синоптических Евангелиях (от Матфея, Марка и Луки) мы не видим упоминаний ни о каких проступках, совершенных Иисусом. Противостоявших Ему иудеев Иисус спросил: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46), и Ему никто не ответил.

Наиболее ясно о безгрешности Иисуса говорится в Евангелии от Иоан­на. Иисус сделал удивительное заявление: «Я свет миру» (Ин. 8:12). Если мы считаем, что свет символизирует истинность и моральную чистоту, то Иисус говорит здесь, что Он источник истинности, моральной чистоты и святости в мире, — поразительное утверждение, которое может сделать лишь Тот, Кто свободен от греха. Кроме того, в связи с повиновением Своему небесному Отцу, Он сказал: «Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:29). В конце Своейжизни Иисус говорил: «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10). Немаловажно, что Пилат, когда Иисуса привели к нему на суд,


Глава 25. Личность Христа_______________________ 603

несмотря на обвинения иудеев, смог прийти лишь к такому заключению: «Я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18:38).

В Книге Деяния Апостолов Иисус неоднократно назван «святым», «пра­ведным» или определен каким-либо схожим словом (см.: Деян. 2:27; 3:14; 4:30; 7:52; 13:35). Когда Павел говорит о том, что Иисус жил как человек, он не гово­рит, что Тот принял «фешную плоть», но подчеркивает, что «Бог послал Сына Своего в подобии плоти феховной» (Рим. 8:3, курсив мой. — У. Г.). Он также говорит об Иисусе как о «не знавшем феха» (2 Кор. 5:21).

Автор Послания к Евреям утверждает, что Иисус подвергался искушени­ям, но при этом настаивает, что Он не софешил: Иисус — это Тот, «Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Он — Первосвящен­ник «святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от фешников и пре­вознесенный выше небес» (Евр. 7:26). Петр говорит об Иисусе как о «непо­рочном и чистом агнце» (1 Пет. 1:19), используя ветхозаветный образ для опи­сания Его безфешности. Петр прямо говорит: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1 Пет. 2:22, курсив мой. — У. Г.). Иисус умер, «чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за фехи наши, праведник за неправедных» (1 Пет. 3:18). Иоанн в своем первом послании называет Его «Иисусом Христом, Праведником» (1 Ин. 2:1) и говорит: «В Нем нет греха» (1 Ин. 3:5). Таким образом, сложно отрицать, что весь Новый Завет учит о безфешности Христа. Он был подлинно человеком, но без феха.

В связи с безфешностью Иисуса мы должны несколько более подробно рассмотреть природу Его искушения в пустыне (Мф. 4:1—11; Мк. 1:12,13; Лк. 4:1—13). Сутью этого искушения была попытка убедить Иисуса сойти с непростого пути послушания и сфадания, который был предписан Ему как Мессии. Иисус «поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был иску­шаем от диавола» (Лк. 4:1,2). Во многих отношениях это искушение было схо­же с искушением Адама и Евы в Эдемском саду, но оно было гораздо тяжелее. Адам и Ева были в общении с Богом и друг с другом, их в изобилии окружала пища, так как им было запрещено вкушать лишь от одного дерева. Иисус, напротив, не мог общаться с людьми, у Него не было еды, и после сорока­дневного поста Он был близок к физической смерти. В обоих случаях требо­валось послушание не вечному моральному принципу, заложенному в приро­де Бога, это была проверка на чистое повиновение конкретному указанию Бога. Адаму и Еве Бог повелел не вкушать от дерева познания добра и зла, и вопрос заключался в том, будут ли они послушны просто потому, что Бог по­требовал от них этого. Иисус, Который «поведен был Духом в пустыню» на сорок дней, судя по всему, осознавал, что воля Отца была такова, чтобы Он не ел в течение этого времени и оставался там, пока Отец, через водительство Святого Духа, не сказал бы Ему, что искушение окончено и Он может уйти.

В этой перспективе нам становится понятна сила искушения: «Если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом» (Лк. 4:3). Иисус,


604_________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе____________________

безусловно, был Сыном Божьим, и Он, конечно же, мог превратить любой камень в хлеб. Вскоре Он превратит воду в вино и умножит хлеба и рыб. Ис­кушение усиливалось из-за того, что Его жизнь, казалось, могла покинуть Его, если Он не вкусит пищи. Однако Он пришел, чтобы вместо нас в совер­шенстве быть послушным Богу, и при этом был как человек. Это означало, что повиноваться Он должен был, лишь опираясь на Свои человеческие силы. Если бы Он призвал Свою божественную силу, чтобы сделать искушение бо­лее легким, Он уже не повиновался бы Богу как человек. Искушение заклю­чалось в соблазне сделать повиновение более легким. Но Иисус, в отличие от Адама и Евы, отказался вкусить того, что казалось благим и необходимым для Него, избрав повиновение Своему небесному Отцу.

Искушение поклониться и служить сатане, а затем получить власть над «всеми царствами вселенной» (Лк. 4:5) было искушением получить власть не путем длительного послушания небесному Отцу, а через подчинение князю тьмы. И вновь Иисус отверг внешне простой путь и избрал путь послушания, который вел к кресту.

Также и предложение прыгнуть с крыла храма (Лк. 4:9—11) было иску­шением «принудить» Бога совершить чудо и тем самым привлечь большое количество последователей, устранив необходимость обучения, трехлетнего служения людским нуждам и абсолютной святости среди жесткого противо­действия. Но Иисус вновь устоял перед искушением пойти «простым путем» к исполнению Своих мессианских задач (и снова этот легкий путь в итоге не привел бы к осуществлению тех задач, которые перед Ним стояли).

Эти искушения были кульминационной точкой морального созревания Иисуса, которое длилось все Его детство и юность, когда Он «преуспевал в премудрости... и в любви у Бога» (Лк. 2:52) и «страданиями навык послуша­нию» (Евр. 5:8, курсив мой. — У. Г.). В этих искушениях в пустыне и в различ­ных искушениях, с которыми Он сталкивался в течение тридцати трех лет Своей жизни, Христос повиновался Богу вместо нас, как наш представитель, тем самым преуспевая в том, в чем потерпели неудачу Адам, израильтяне в пустыне и мы сами (см.: Рим. 5:18,19).

Как бы трудно нам ни было это осознать, Писание утверждает, что в этих искушениях Иисус приобрел способность понимать нас и помогать нам в наших искушениях. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и ис­кушаемым помочь» (Евр. 2:18, курсив мой. — У. Г.). Далее автор связывает способность Иисуса сострадать нашим слабостям с тем фактом, что Он был искушаем так же, как и мы:

Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может со­страдать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу бла­годати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовремен­ной помощи (Евр. 4:15,16).


Глава 25. Личность Христа_______________________ 605

В любой ситуации, в которой мы сталкиваемся с искушением, мы долж­ны размышлять о жизни Христа, чтобы понять, не сталкивался ли и Он с по­добной ситуацией. Обычно мы способны вспомнить о некоторых эпизодах жизни Иисуса, когда Он сталкивался с искушениями, очень схожими (хотя, может быть, и не во всех деталях) с теми, с которыми мы сталкиваемся еже­дневно7.

4. Могли Иисус согрешить?Это вопрос иногда возникает. Часто говорят, что Иисус был безгрешен в том смысле, что Он был «неспособен согрешить». Другие возражают, что если Христос не был способен согрешить, то Его иску­шение не было подлинным, так как Он в любом случае не поддался бы греху.

Чтобы ответить на этот вопрос, нам следует различать ясные утвержде­ния Писания и те выводы, к которым мы сами можем прийти на этой основе. 1) Писание ясно утверждает, что Христос никогда не грешил (см. выше). В этом факте не может быть никаких сомнений. 2) Оно ясно утверждает также, что Иисус подвергся искушениям и что эти искушения были реальными (Лк. 4:2). Если мы верим Писанию, то мы должны настаивать на том, что Хрис­тос был, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15, курсив мой. — У. Г.). Если наши размышления по вопросу о том, могли Христос согрешить, приводят нас к мысли, что Он не подвергался подлинным искушениям, то мы пришли к ложному выводу, противоречащему ясным утверждениям Писания. 3) Нам также следует вместе с Писанием утверждать, что «Бог не искушается злом» (Иак. 1:13). Но здесь возникает сложный вопрос: если Иисус был вполне Богом, как и вполне человеком (и ниже будет показано, что Писание много­кратно это утверждает), то не должны ли мы утверждать, что Иисус, в опреде­ленном смысле, также «не мог искушаться злом»?

Мы можем вести наше рассуждение, опираясь на ясные и четкие утверж­дения Писания, лишь до этой точки. Здесь мы сталкиваемся с дилеммой, ко­торая возникает и при обсуждении других доктринал ьных вопросов, когда в Писании утверждаются вещи, если не прямо противоречащие друг другу, то,

7 Особенно это относится к семейной жизни. Важно помнить, что после случая в храме, который произошел, когда Иисусу было двенадцать лет, Иосиф нигде больше не упоминается в Евангелиях; он не упомянут в тех стихах, в которых перечислены мать Иисуса и другие члены Его семьи, братья и сестры (см.: Мф. 13:55,56; Мк. 6:3; ср.: Мф. 12:48). Вспомните, что на браке в Кане Галилейской присутствовала «мать Иису­са», а не Его отец (Ин. 2:1), если отец был еще жив (ср.: Ин. 2:12). Вероятно, это указыва­ет на тот факт, что, после того как Иисусу исполнилось двенадцать лет, Иосиф умер и впоследствии Иисус рос в семье «матери-одиночки». Это означает, что чем старше Он становился, тем большую ответственность Он брал на себя, как мужчина, зарабатывая ремеслом плотника (Мк. 6:3) и, несомненно, также помогая заботиться о Своих братьях и сестрах. Поэтому, хотя Иисус и не был женат, Он, конечно же, сталкивался с самыми разными семейными сложностями и конфликтами, весьма схожими с теми, которые возникают в современных семьях.


606_________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе____________________

по крайней мере, с трудом совместимые в сознании. Например, в связи с уче­нием о Троице говорится, что Бог существует в трех лицах, что каждое из них вполне является Богом и что Бог един. Хотя эти утверждения и не противоре­чат друг другу, тем не менее их сложно совместить. Конечно, в определенной степени мы можем понять, как они сочетаются, но все же (по крайней мере, в этой жизни) нам приходится признать, что окончательно понять это мы не мо­жем. В данном случае ситуация сходная. Противоречия здесь нет. Писание не говорит нам, что «Иисус был искушаем» или что «Иисус не был искушаем» (это было бы противоречием, если бы слова «Иисус» и «искушаем» были упо­треблены в обоих предложениях в совершенно одинаковом смысле). Библия говорит нам, что «Иисус был искушаем» и что «Иисус был вполне человеком», что «Иисус был вполне Богом» и что «Бог не искушается». Это сочетание уче­ний Писания дает нам возможность увидеть совместное действие человечес­кой и божественной природы Христа и лучше понять, как Он мог быть иску­шаем (в определенном смысле) и не мог быть искушаем (в другом смысле). (Как это возможно, будет рассмотрено ниже.)

Таким образом, здесь мы выходим за рамки ясных утверждений Писания и пытаемся найти ответ на вопрос, мог Христос согрешить или нет. Важно осо­знавать, что следующее ниже решение основывается на сочетании различных библейских учений и не подтверждается конкретными ясными утверждения­ми Писания. Помня об этом, мы можем сказать следующее8:1) если бы чело­веческая природа Иисуса существовала сама по себе, независимо от Его бо­жественной природы, то это была бы в точности такая же человеческая приро­да, какую Бог дал Адаму и Еве. Она была бы свободна от греха, но при этом способна согрешить. Таким образом, если человеческая природа Иисуса су­ществовала сама по себе, то существовала абстрактная или теоретическая возможность того, что Иисус мог согрешить так же, какАдам и Ева. 2) Одна­ко человеческая природа Иисуса никогда не существовала отдельно от Его божественной природы. С момента Его зачатия Он существовал как подлин­но Бог и также как подлинно человек. Как Его человеческая природа, так и Его божественная природа были соединены в одной личности. 3) Хотя суще­ствовали некоторые явления (такие, как голод или слабость), которые Иисус испытывал лишь в Своей человеческой природе и не испытывал в божествен­ной природе (см. ниже), тем не менее греховный поступок был бы, судя по все­му, моральным актом, затрагивающим всю личность Христа. Поэтому, если бы Он согрешил, это касалось бы как Его человеческой, так и Его божествен­ной природы. 4) Но если бы Иисус как личность согрешил, участвуя в грехе как человеческой, так и божественной природой, то согрешил бы Сам Бог, и Он перестал бы быть Богом. Но это невозможно по причине бесконечной свя-

8 В этом рассуждении я широко использую выводы, представленные в книге: Geerhardus Vos, Biblical Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1948), pp. 339-342.


Глава 25. Личность Христа__________________ 607

тости божественной природы. 5) Поэтому если мы спрашиваем, мог ли Иисус согрешить в действительности, то, судя по всему, мы должны прийти к за­ключению, что это невозможно. Соединение божественной и человеческой природы в Его личности мешало этому.

Неразрешенным остается вопрос о том, как искушение Иисуса могло при этом быть реальным. Давайте рассмотрим искушение превратить камень в хлеб. Иисус, благодаря Своей божественной природе, обладал способностью совершить это чудо. Но в данном случае Он мог пользоваться лишь своей че­ловеческой силой, чтобы проявить послушание. Это было такое же испыта­ние, в котором потерпел неудачу Адам; и если бы Он воспользовался Своей божественной природой, то не заслужил бы для нас спасения. Поэтому Иисус отказался опереться на Свою божественную природу и сделать послушание более легким для Себя. Представляется уместным утверждать, что точно та­ким же образом Иисус встретил все искушения, — Он пользовался не боже­ственной властью, а одной лишь силой человеческой природы (хотя, конечно же, она была не «одна», так как Иисус, обладая той же верой, которой должны обладать люди, полностью полагался на Бога-Отца и на Святого Духа в каж­дый момент). Моральная сила Его божественной природы была своего рода «стопором», который в любом случае предотвратил бы грех (и поэтому мы мо­жем сказать, что Иисус не мог согрешить). Но Он не прибегал к силе Своей божественной природы, чтобы сделать искушения более легкими, и Его отказ превратить камни в хлеб ясно на это указывает.

Итак, были те искушения реальными или нет? Многие богословы под­черкивали, что лишь тот, кто успешно сопротивляется искушению до кон­ца, наиболее полно ощущает силу этого искушения. Так же как чемпион-тя­желоатлет, который поднимает и удерживает над головой тяжелый вес, чувст­вует его давление более полно, чем тот, кто пытается поднять и роняет снаряд; так же любой христианин, который успешно противостоял искушению до конца, знает, что это гораздо тяжелее, чем сразу же уступить ему. Также было и с Иисусом: каждому искушению Он противостоял до конца и восторже­ствовал над ним. Искушение было реальным, несмотря на то что Иисус не усту­пил ему. Фактически, оно было реальным именно потому, что Иисус не усту­пил ему.

Что же тогда можно сказать о том факте, что «Бог не искушается злом» (Иак. 1:13)? Судя по всему, это один из тех феноменов, истинность которых мы можем утверждать в применении к божественной природе Иисуса, но не к Его человеческой природе. Его божественная природа не могла искушаться злом, но Его человеческая природа могла искушаться и явно была искушае­ма. Как эти две природы соединялись в одной личности перед лицом искуше­ний, Писание нам не объясняет. Но различие междутем, что истинно для одной природы и что истинно для другой природы, является примером для ряда схо­жих утверждений, к которым подводит нас Писание (об этом более подробно


608_________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе____________________

см. ниже, в разделе, посвященном вопросу о том, как Иисус мог быть Богом и человеком в одной личности).

5. Почему было необходимо, чтобыИисус былвполне человеком? Когда Иоанн писал свое первое послание, в церкви распространилось еретическое учение, которое утверждало, что Иисус не был человеком. Эта ересь впослед­ствии стала известна как докетизм9. Это отрицание истины о Христе было настолько серьезным, что Иоанн говорит даже, что оно является учением ан­тихриста: «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, ко­торый исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а вся­кий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Ин. 4:2,3). Апостол Иоанн понимал, что отрицание под­линной человеческой природы Христа означало отрицание самой сути хрис­тианства. Поэтому, говорит он, тот, кто отрицает факт, что Иисус пришел во плоти, послан не от Бога.

Обращаясь к Новому Завету, мы видим много причин, по которым Иисус должен был быть вполне человеком, если Ему надлежало стать Мессией и за­служить нам спасение. Мы можем привести семь причин, по которым это было необходимо.

1) Ради заместительного послушания.Как мы отметили в гл. 24, посвящен­ной заветам между Богом и человеком10, Иисус был нашим представителем и повиновался за нас в том, в чем Адам потерпел неудачу и проявил непослуша­ние. Мы видим это в параллелях между искушением Иисуса (Лк. 4:1-13) и искушением Адама и Евы в саду (Быт. 2:15 - 3:7), а также в непослушании Адама и послушании Христа:

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослу­шанием одного человека сделались многие грешными, так и послуша­нием одного сделаются праведными многие (Рим. 5:18,19).

9 Слово «докетизм» происходит от греческого глагола 8окёы «казаться». Любая бого­
словская позиция, в которой утверждается, что Иисус на самом деле не был человеком,
а лишь казался им, называется «докетической». В основе докетизма лежит предположе­
ние о том, что материальное творение дурно по своей сути, а потому Сын Божий не мог
соединиться с подлинной человеческой природой. Ни один выдающийся руководитель
церкви не придерживался учения доктеизма, но это была опасная ересь, существовав­
шая в течение первых четырех веков Церкви. Современные евангельские христиане,
не уделяющие достаточно внимания человеческой природе Христа, могут невольно под­
держать докетические тенденции.

10 См. также гл. 26.


Глава 25. Личность Христа___________________ 609

Поэтому Павел и называет Христа «последним Адамом» (1 Кор. 15:45), Адама — «первым человеком», а Христа — «вторым человеком» (1 Кор. 15:47). Иисус должен был быть человеком, чтобы стать нашим представителем и по­виноваться вместо нас.

2) Чтобы стать заместительной жертвой.Если бы Иисус не был челове­
ком, Он не мог бы умереть за нас и понести наказание, которое мы заслужи­
ли. Автор Послания к Евреям говорит нам: «Ибо не Ангелов восприемлет Он,
но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться
братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом,
для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:16,17; ср.: ст. 14). Иисус должен
был стать человеком, а не ангелом, потому что Бог желал спасти людей, а
не ангелов. Но чтобы это свершилось, Он «должен был» стать подобным нам
во всем, чтобы стать «умилостивлением» за нас, жертвой, которая была бы
приемлемой заменой. Хотя эта мысль будет более подробно рассматривать­
ся в гл. 27, посвященной искуплению, здесь важно отметить, что если бы Хри­
стос не был вполне человеком, Он не смог бы принять смерть за человеческие
грехи; не смог бы стать заместительной жертвой за нас.

3) Чтобы стать посредником между Богом и людьми.Поскольку грехом мы
были отделены от Бога, мы нуждались в ком-то, кто встал бы между Богом и
нами и вновь привел нас к Нему. Нам нужен был посредник, который мог пред­
ставлять нас перед Богом и представлять Бога перед нами. Л ишь Богочеловек
мог выполнить эту задачу: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и
человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Чтобы осуществить эту
функцию посредника, Иисус должен был быть вполне Богом и вполне чело­
веком.

4) Ради того, чтобы исполнить первоначальный план Бога, в соответствии с
которым человек должен властвовать над творением.
Как мы видели в гл. 14,
посвященной целям сотворения Богом человека, Бог поместил людей на зем­
ле, чтобы они покорили ее и властвовали над ней, как представители Бога. Но
человек, согрешив, не исполнил этого предназначения. Автор Послания к
Евреям осознает, что Бог хотел все покорить человеку, но он замечает при этом:
«Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено» (Евр. 2:8). Когда Иисус
пришел на землю в качестве человека, Он был способен повиноваться Богу и
потому имел право властвовать над творением как человек, исполняя перво­
начальный план Бога о человеке. Автор Послания к Евреям говорит: «Увен­
чан славою и честию Иисус», правящий миром (Евр. 2:9; ср.: ст. 7, где исполь­
зуется то же самое выражение). Иисус говорил: «Дана Мне всякая власть на
небе и на земле» (Мф. 28:18). Бог «все покорил под ноги Его, и поставил Его
выше всего, главою Церкви» (Еф. 1:22). И в самом деле, однажды мы станем

20 Зак. .4605


610_________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе___________________

править вместе с Ним на Его престоле (Отк. 3:21) и тогда, повинуясь нашему Господу Христу, увидим исполнение Божьего плана (ср.: Лк. 19:17; 1 Кор. 6:3). Иисус должен был быть человеком, чтобы исполнить первоначальный план Бога о том, что человек должен властвовать над творением.

5) Чтобы служить нам примером.Иоанн пишет: «Кто говорит, что пребы­
вает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6, курсив
мой. — У. Г.), и напоминает, что, «когда откроется, будем подобны Ему» и что
эта надежда на соответствие качествам Христа уже сейчас придает нашей жиз­
ни все большую моральную чистоту (1 Ин. 3:2,3). Павел говорит нам, что
мы постоянно «преображаемся в тот же образ» (2 Кор. 3:18), тем самым дви­
гаясь к цели, ради которой Бог спас нас, — «(быть) подобными образу Сына»
(Рим. 8:29). Петр говорит нам, что размышлять о примере Христа мы должны
в особенности в страдании: «Потому что и Христос пострадал за нас, оставив
нам пример, дабы мы шли последам Его» (1 Пет. 2:21). Втечение всей нашей
христианской жизни мы должны преодолевать свой путь, «взирая на началь­
ника и совершителя веры, Иисуса» (Евр. 12:2). Если вас удручает враждеб­
ность грешников, «помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание
от грешников» (Евр. 12:3). Иисус также является для нас примером в смерти.
Павел желает уподобиться Иисусу, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:10; ср.:
Деян. 7:60; 1 Пет. 3:17,18 и4:1). Нашей целью должно быть уподобление Хри­
сту каждый день, до самой смерти, и умереть мы должны в непоколебимом
послушании Богу, с твердой верой в Него, с любовью к другим людям и про­
щая их. Иисус должен был стать человеком, подобным нам, чтобы служить
нам примером.

6) Чтобы служить прообразом наших воскрешенных тел.Павел говорит нам,
что, когда Иисус воскрес из мертвых, Он воскрес в новом, духовном теле, ко­
торое «восстает в нетлении... восстает в силе» (1 Кор. 15:42—44). Это новое вос­
крешенное тело Христа — пример того, какими будут наши тела, когда мы
воскреснем из мертвых, так как Христос — «первенец» (1 Кор. 15:23), которо­
му уподобятся те, кто последует за Ним. Сейчас мы наделены телом, подоб­
ным телу Адама, но в будущем обретем тело, подобное Христову: «И как мы
носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15:49). Иисус
должен был воскреснуть как человек, чтобы стать «первенцем из мертвых»
(Кол. 1:18), примером, показывающим то, какими в будущем станут наши
тела.

7) Чтобы сопереживать нам в качестве Первосвященника.Автор Посла­
ния к Евреям напоминает нам, что «как Сам Он претерпел, быв искушен, то
может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18; ср.: 4:15,16). Если бы Иисус не был
человеком, Он не был бы способен знать на опыте, через что мы проходим в


Глава 25. Личность Христа___________________ 61

наших искушениях и страданиях. Но, поскольку Он жил как человек, Он способен более полно сочувствовать нам1'.

6. Иисус будет человеком вечно. Иисус не оставил Свою человеческую при­роду после Своей смерти и воскресения, так как Он являлся Своим ученикам как человек, и даже с ранами от гвоздей на руках (Ин. 20:25—27). Он обладал «плотью и костями» (Лк. 24:39) и ел пищу (Лк. 24:41,42). Позднее, когда Он беседовал со Своими учениками, Он был взят на небо также в Своем воскре­шенном теле, и два ангела объявили о том, что Он возвратится таким же обра­зом: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидеттаким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Позднее Стефан, взирая на небо, увидел Иисуса как «Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:56). Иисус явился также Савлу на Дамасской дороге и сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9:5), и позднее Савл (Павел) связал это событие с другими явлениями Иисуса ученикам по Его воскресении (1 Кор. 9:1; 15:8). В Откровении Иоанна Иисус вновь появляется как «подобный Сыну Челове­ческому» (Отк. 1:13), хотя и будучи исполнен славы и величия, так что Иоанн в ужасе падает к Его ногам (Отк. 1:13-17). Иисус обещает, что будет вновь пить вино со Своими учениками в Царстве Отца (Мф. 26:29), и приглашает нас на великую брачную вечерю на небесах (Отк. 19:9). Кроме того, Иисус вечно будет исполнять Свое служение пророка, священника и царя, и все их Он будет исполнять в силу того факта, что он навеки остается как Богом, так и человеком12.

Все эти тексты указывают на то, что Иисус стал человеком не временно, что Его божественная природа навсегда соединилась с человеческой природой и Он будет жить вовеки не только как вечный Сын Божий, второе лицо Троицы, но так же как человек Иисус, родившийся от Марии, Мессия и Спаситель

'' Это утверждение сложно для понимания, так как мы не хотим сказать, что Иисус, став человеком, приобрел дополнительное знание или больший объем информации: как всеведущий Бог, Он, несомненно, знал все факты, связанные с опытом человеческого страдания. Но в Послании к Евреям говорится: «Как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). Следовательно, и мы должны настаивать на том, что это утверждение истинно — между страданием Иисуса и Его способностью со­переживать с нами в наших искушениях существует взаимосвязь. Судя по всему, автор послания говорит здесь не о дополнительном интеллектуальном знании, а о способности воспроизводить в памяти собственный опыт, о той способности, которой Иисус не обла­дал бы, если бы у Него не было этого личного опыта. Здесь можно провести параллель с врачом, написавшим книгу об акушерстве, который владеет гораздо большей информа­цией о родах, чем его родители. Однако, как мужчина, он никогда не сможет узнать этого на опыте. Женщина, родившая ребенка (или, чтобы сделать параллель более точной, женщина-врач, сама родившая ребенка и написавшая книгу), может гораздо более пол­но сопереживать с другими женщинами, рождающими детей.

12 О служениях Христа см. в гл. 28.


612_________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе____________________

Своего народа. Иисус вечно будет пребывать вполне Богом и вполне челове­ком, и при этом единой личностью.

Б. Божественность Христа

Чтобы изложить библейское учение об Иисусе Христе полностью, нам следует утверждать не только то, что Он был вполне человеком, но и то, что Он был вполне Богом. Хотя это слово и не встречается в Писании, для обозначе­ния того факта, что Иисус был Богом во плоти человека, Церковь использует слово «воплощение». Доказательства божественности Христа присутствуют в Новом Завете в большом количестве. Мы разделим их на несколько категорий13.

/. Прямые утверждения Писания. Вэтом разделе мы рассмотрим прямые утверждения Писания о том, что Иисус является Богом14.

1) Слово «Бог» (Theos) в применении к Христу.Хотя слово ведд, «Бог», в Новом Завете служит для обозначения Бога-Отца, существует все же несколь­ко отрывков, в которых оно относится также к Иисусу Христу. Во всех этих текстах слово «Бог» используется в узком смысле, как обозначение Творца неба и земли, Который правит всем миром. Вот эти отрывки: Ин. 1:1; 1:18 (в древних и более точных рукописях); Ин. 20:28; Рим. 9:5; Тит. 2:13; Евр. 1:8 (ци­тата из Пс. 45:6) и 2 Пет. 1:115. Поскольку эти тексты уже сравнительно под­робно рассматривались в главе, посвященной Троице16, мы не будем повто­рять здесь их анализ. Достаточно отметить лишь, что, как минимум, эти семь ясных текстов Нового Завета прямо говорят о Христе как о Боге.

Ветхозаветный пример применения слова «Бог» к Христу встречается в известном мессианском тексте: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог креп­кий...» (Ис. 9:6).

13 Далее я не провожу различия между божественностью Самого Иисуса и других
людей, хотя такое различие помогало бы нам проследить, как люди постепенно прихо­
дили к пониманию, Кто такой Христос, однако оба утверждения, необходимые для на­
ших целей, содержатся в канонических новозаветных Писаниях и являются действи­
тельными источниками обоснования христианского учения.

14 См. превосходную работу о новозаветных свидетельствах божественности Христа,
основанных во многом на эпитетах Христа, взятых из Нового Завета: Donald Guthrie, New
Testament Theology
(Leicester and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1981), pp. 235—365.

15 Тит. 1:3, в связи с тем, что в ст. 4 Иисус Христос называется «нашим Спасителем»
и что именно Иисус Христос направил Павла проповедовать Благую весть, может также
рассматриваться как пример употребления слова «Бог» в отношении Иисуса Христа.

"См. гл. 13. А также: Murray J. Harris, Jesus as God (Grand Rapids: Baker, 1992), здесь дается самый полный экзегетический анализ новозаветных отрывков, где говорится об Иисусе как о «Боге».


Глава 25. Личность Христа____________________ 613

2) Слово«Господь» (Kyrios) в применении к Христу.Иногда слово «Господь» (греч. Kvpiog) употребляется просто как вежливое обращение к старшему и является приблизительным эквивалентом слова «сэр» (см.: Мф. 13:27; 21:30; 27:63; Ин.4:11). Иногда оно может означать «хозяина» слуги илираба(Мф. 6:24; 21:40).Но то же самое слово употребляется в Септуагинте (в греческом пере­воде Ветхого Завета, которое широко употреблялось во времена Христа) как перевод еврейского ГПГР,«Яхве», т. е. (как часто переводят это слово) «Гос­подь» или «Иегова». Слово кьрюд используется в греческом Ветхом Завете для перевода имени Господа 6814 раз. Поэтому любой грекоговорящий чита­тель новозаветного времени, хоть немного знакомый с греческим Ветхим За­ветом, понял бы, что «Господь» — это имя Того, Кто является Творцом и пра­вителем неба и земли, т. е. всемогущего Бога.

Итак, в Новом Завете есть много случаев применения слова «Господь» к Христу в прямом ветхозаветном смысле, т. е. где «Господь» означает Яхве, Са­мого Бога. Такое употребление слова «Господь» бросается в глаза в речи анге­ла, обращающегося к пастухам в Вифлееме: «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Хотя эти слова хорошо нам знакомы из рождественских историй, мы должны осо­знавать, насколько удивительным было для иудея I в. услышать, что родив­шийся ребенок был «Христом» (или «Мессией»)17, и более того, что Тот, Кто был Мессией, был также «Господом», — т. е. Самим Господом Богом! Удиви­тельная сила ангельской вести, которой пастухи едва смогли поверить, фак­тически заключалась в следующем: «Сегодня в Вифлееме родился младенец, Который является вашим Спасителем и вашим Мессией, а также Самим Бо­гом». Неудивительно, что «все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи» (Лк. 2:18).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.021 с.)