Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Когда ангелы были сотворены?

Поиск

Все ангелы должны были быть сотворены до седьмого дня творения, так как читаем: «Так совершены небо и земля и все воинство их» (Быт. 2:1; слово «воинство» здесь обозначает небесных существ, населяющих Божий мир). Еще более конкретно следующее утверждение: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил» (Исх. 20:11). Та­ким образом, все ангелы были сотворены, самое позднее, на шестой день тво­рения.

Но можем лимы установить это еще точнее? Возможно, намек на созда­ние ангельских существ в первый день творения содержится в следующих словах: «В начале сотворил Бог небо и землю», и сразу же после этого говорит­ся, что «земля... была безвидна и пуста» (Быт. 1:2), но без упоминания о небе. Возможно, это говорит о том, что здесь пустота и ненаселенность земли про-

10 Англ. an angel of the Lord— эта особенность передается лишь простановкой артик­лей в английских переводах и никак не основана на древнееврейском и древнегречес­ком оригиналах. — Примеч. пер.


Глава 18. Ангелы_____________________________ 453

тивопоставляется небесам, где Бог, может быть, уже сотворил ангельские су­щества и предписал им различные роли и обязанности. Эта мысль представ­ляется гораздо более вероятной, когда мы читаем о том, что «при общем лико­вании утренних звезд, когда все сыны Божий восклицали от радости», Бог утвердил «основания» и «краеугольный камень» земли, в процессе ее форми­рования (Иов. 38:6,7). Если ангелы («сыны Божий») восклицали от радости, когда Бог делал землю пригодной для обитания, это может означать, что Бог сотворил ангелов в самом начале первого дня творения.

Однако, поскольку в Писании даны лишь некоторые подсказки, нам сле­дует довольствоваться тем фактом, что Бог не дал достаточной информации о времени сотворения ангелов. Дальнейшие рассуждения, не основанные на данных Писания, представляются бессмысленными. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы ис­полняли все слова закона сего» (Втор. 29:29).

За определенное время до того, как сатана искусил Еву в саду (Быт. 3:1), некоторое число ангелов согрешило и отпало от Бога (2 Пет. 2:4; Иуд. 6). Это произошло, судя по всему, после шестого дня творения, когда «увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31), однако Писание не дает нам более подробной информации об этом событии.

В. Место ангелов в плане Божьем

/. Ангелы показывают величие Божьей любви к нам и величие плана Божь­его. Люди и ангелы (в широком смысле слова) — единственные моральные, разумные существа, созданные Богом. Поэтому мы можем понять многое о Божьей любви к нам и о Божьем плане, если сравним себя с ангелами.

Прежде всего следует отметить следующее различие: об ангелах никог­да не говорится, что они сотворены «по образу Божию», тогда как о людях это утверждается неоднократно (Быт. 1:26,27; 9:6). Поскольку быть сотво­ренным по образу Божьему означает быть подобным Богу1', представляется уместным заключить, что мы в гораздо большей степени подобны Богу, не­жели ангелы.

Этот вывод подтверждается тем фактом, что Бог обещал в будущем дать нам власть над ангелами, чтобы судить их: «Разве не знаете, чтолш будем су­дить ангелов?» (1 Кор. 6:3). Хотя сейчас мы занимаем несколько более низкое положение, чем ангелы (Евр. 2:7), когда наше спасение свершится, мы будем вознесены над ангелами и станем править ими. Ведь ангелы служат нам и сей­час: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:14).

"См. гл. 20.


454 _______________________ Часть II. Учение о Боге

Способность людей рождать себе подобных (Адам «родил сына по по­добию своему», Быт. 5:3) — другой элемент нашего превосходства над ан­гелами, которые, судя по всему, не могут рождать детей (ср.: Мф. 22:30; Лк. 20:34-36).

Ангелы также демонстрируют величие Божьей любви к нам тем, что ни один из многих согрешивших ангелов не был спасен. Петр говорит нам, что «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, пре­дал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2:4, курсив мой. — У. Г.). Иуда гово­рит, что Бог «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд. 6). В Послании к Евреям читаем: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприем-лет семя Авраамово» (Евр. 2:16).

Итак, мы видим, что Бог создал две группы разумных моральных творе­ний. Многие из ангелов согрешили, но Бог не стал возрождать их. Со стороны Бога это было совершенно справедливо, и ни один ангел никогда не сможет сказать, что Бог плохо обошелся с ним.

Что касается другой группы моральных творений, людей, то мы также обнаруживаем, что большое количество человеческих существ (практически все) согрешили и отвратились от Бога. Как и в случае с согрешившими анге­лами, Бог мог оставить нас идти выбранной нами же самими дорогой к вечно­му осуждению. Если бы Бог принял решение не спасать ни одного человека из всего грешного человеческого рода, Он был бы совершенно прав, и никто не мог бы сказать, что это несправедливо.

Однако Бог решил сделать нечто гораздо большее, чем требовала обыч­ная справедливость. Он решил спасти часть грешных людей. Если бы даже Он решил спасти пятерых людей из всего грешного человеческого рода, это было бы нечто гораздо большее, чем справедливость; это было бы про­явлением величайшей милости. Если бы Он решил спасти только сто че­ловек из всего человеческого рода, это было бы поразительным проявле­нием милости и любви. Но в действительности Бог решил сделать нечто еще большее. Он решил возродить из грешного человечества великое мно­жество людей, которое не поддается подсчету, «из всякого колена и языка, и народа и племени» (Отк. 5:9). Подобные милость и любовь безграничны и непостижимы для нас. Все это не заслужено нами: мы получаем это по благодати. Такой поразительный контраст с уделом ангелов открывает нам глаза на истину.

Тот факт, что Бог не позволил нам отпасть от Него, означает, что мы мо­жем петь такие песнопения, которые ангелы не смогут петь во всей вечности.

Возрожден — как я счастлив об этом сказать! Возрожден кровью Агнца святой. Сам Господь распростер на меня благодать, Чадом Божьим став, я — живой.


Глава 18. Ангелы_________________________ 455

Это песнопение, как и все великие песнопения, в которых говорится о нашем возрождении во Христе, можем петь только мы. Те ангелы, которые не пали, видят, как мы воспеваем эти слова, и радуются за нас (Лк. 15:10), но они никогда не смогут сами спеть подобные слова.

2. Ангелы напоминают нам о том, что невидимый мир реален. Как садду­
кеи во времена Иисуса говорили, что «нет воскресения, ни Ангела, ни духа»
(Деян. 23:8), так и сегодня многие люди отрицают реальность того, чего они
не могут увидеть. Однако библейское учение о существовании ангелов —
это постоянное напоминание о том, что невидимый мир реален. Только ког­
да Господь открыл глаза слуге Елисея, тот увидел, что «вот, вся гора напол­
нена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Цар. 6:17; это была
армия ангелов, посланная в Дофаим для защиты Елисея от сирийцев). Псал­
мопевец также говорит нам о том, что он осознает присутствие ангелов: «Хва­
лите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его» (Пс. 148:2). Автор
Послания к Евреям напоминает нам, что, когда мы поклоняемся Богу, мы
приступаем к небесному Иерусалиму «и тьмам Ангелов» (Евр. 12:22), кото­
рых мы не видим, но чье присутствие исполняет нас и страхом, и радостью.
Мир неверующих может рассматривать разговоры об ангелах как простое
суеверие, однако Писание, говоря об ангелах, открывает нам действитель­
ное устройство мира.

3. Ангелы подают нам пример. Как своим послушанием, так и своим по­
клонением ангелы подают нам пример, достойный подражания. Иисус учит
нас молиться так: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10). На
небе воля Божья свершается ангелами незамедлительно, радостно и без во­
просов. Нам дано повеление ежедневно молиться о том, чтобы наше послу­
шание и послушание других людей стало подобно послушанию ангелов на
небе. Их радость в том, чтобы быть смиренными слугами Божьими, усердно и
радостно они исполняют предписанные им обязанности, и неважно — малы
эти обязанности или велики. Нам следует стремиться ктому, чтобы мы сами и
другие люди поступали таким же образом.

Ангелы также служат нам примером в их поклонении Богу. Серафимы перед престолом Божьим, видя святость Бога, непрестанно восклицают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). Иоанн ви­дел вокруг престола Божьего великую армию ангелов, «которые говорили гром­ким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премуд­рость и крепость, и честь и славу и благословение» (Отк. 5:11,12). Если ангелы находят величайшую радость в постоянном прославлении Бога, не следует ли и нам каждый день воспевать хвалу Господу, используя тем самым наше вре­мя и силы наилучшим образом?


456 _______________________ Часть П. Учение о Боге

4. Ангелы исполняют часть планов Божьих. Писание рассматривает ан­
гелов как служителей Бога, которые исполняют на земле некоторые Его планы.
Они приносят людям сообщения от Бога (Л к. 1:11—19; Деян. 8:26; 10:3—8,22;
27:23,24). Иногда они свершают суд Божий: над Израилем (2 Цар. 24:16,17),
над вождями армии ассирийцев (2 Пар. 32:21), над царем Иродом, не воздав­
шим славу Богу (Деян. 12:23), изливая на землю чаши гнева (Отк. 16:1). Когда
Христос возвратится, ангелы придут вместе с Ним, как великая армия, сопро­
вождающая своего Царя и Господа (Мф. 16:27; Лк. 9:26; 2 Фес. 1:7).

Ангелы также надзирают за землей как представители Бога (Зах. 1:10,11) и борются с бесовскими силами (Дан. 10:13; Отк, 12:7,8). Иоанн в своем ви­дении говорит о сходящем с небес ангеле, который «взял дракона, змия древ­него, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну...» (Отк. 20:1—3). Когда Христос возвратится, о Его приходе возвестит архангел (1 Фес. 4:16; ср.: Отк. 18:1,2,21; 19:17,18 и др.).

5. Ангелы непосредственно славят Бога. Ангелы исполняют и еще одну
функцию. Они непосредственно служат Богу, прославляя Его. Таким образом
они — еще один род разумных моральных существ (кроме людей), которые
прославляют Бога.

Ангелы славят Бога за то, Каков Он есть, за Его совершенство.

Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняю­щие слово Его, повинуясь гласу слова Его (Пс. 102:20; ср.: Пс. 147:2).

Серафимы непрестанно славят Бога за Его святость (Ис. 6:2,3), как и че­тыре животных, о которых говорится в Отк. 4:8.

Ангелы также славят Бога за Его великий план спасения, так как видят его воплощение. Когда Христос родился в Вифлееме, множество ангелов сла­вило Бога и восклицало: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14; ср.: Евр. 1:6). Иисус говорит нам: «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10), указывая на то, что ангелы радуются каждый раз, когда кто-либо оставляет свои грехи и обращается к Иисусу как к Спасителю.

Когда Павел проповедует Евангелие, приводя в церковь людей разных национальностей, как иудеев, так и язычников, он видит мудрый план Божий о церкви, который явлен ангелам (и бесам), так как он говорит, что был при­зван проповедовать язычникам, «дабы ныне соделалась известною чрез Цер­ковь начальством и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф. 3:10, курсив мой. — У. Г.). Петр говорит нам, что ангелы «желают проник­нуть» в славу плана спасения, понять, как он работает в жизни конкретных веру­ющих каждый день12. Павел отмечает также, что Христос «показал Себя Ан­гелам» (1 Тим. 3:16), подразумевая, что они прославили Бога за жизнь Христа


Глава 18. Ангелы_________________________ 457

в послушании. Кроме того, тот факт, что, когда церковь собирается на покло­нение, женщинам следует носить женскую одежду «для Ангелов» (1 Кор. 11:10), указывает на то, что ангелы свидетельствуют о жизни христиан и славят Бога за наше поклонение и послушание. Павел, когда хочет подчеркнуть серьез­ность своего повеления, напоминает Тимофею, что все наши действия свер­шаются в присутствии ангелов: «Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ниче­го не делая по пристрастию» (1 Тим. 5:21, курсив мой. — У. Г.; ср.: 1 Кор. 4:9). Если Тимофей будет следовать указаниям Павла, ангелы засвидетельствуют о его послушании и прославят Бога; если он не будет повиноваться, ангелы также увидят это и будут опечалены.

Г. Наше отношение к ангелам

1. В наших повседневных делах нам следует помнить об ангелах. Писание ясно говорит о том, что Бог желает, чтобы мы знали о существовании ангелов и о природе их действий. Поэтому нам не следует думать, что учение об анге­лах не имеет никакого отношения к нашей повседневной жизни. Знание о су­ществовании ангелов и характере их служения может обогатить жизнь хрис­тианина и в наши дни.

Когда мы приходим к Богу в поклонении, мы присоединяемся не только к огромному количеству умерших верующих, которые попали в присутствие Божье на небе, к «духам праведников, достигших совершенства», но также и к «тьмам Ангелов» (Евр. 12:22,23). Хотя обычно мы не видим этого небесного поклонения и не отдаем себе в нем отчета, оно, несомненно, обогащает наше чувство почтения и радости в присутствии Божьем, если мы действительно ценим тот факт, что в нашем поклонении Богу к нам присоединяются ангелы.

Кроме того, нам следует помнить, что в течение дня ангелы видят как наше послушание, так и наше неповиновение Богу. Даже если мы думаем, что со­грешаем тайно и что это никого не печалит, нам следует вспомнить о том, что наше неповиновение видят, может быть, сотни ангелов, которых это печа­лит13. С другой стороны, когда мы отчаиваемся и думаем, что наша верность и послушание Богу никому не видны и никого не ободряют, нас должна уте­шать мысль о том, что, возможно, сотни ангелов видят нашу борьбу, которую

12 В настоящем времени глагол ктвьцоьои/ («стремятся») обретает значение «по­
стоянно, даже сейчас стремятся» проникнуть в это. Это стремление есть святое желание
увидеть славу Царства Христа, когда оно осуществляется в жизни конкретных христиан
в истории церкви (см.: Wayne Grudem, / Peter, p. 73).

13 Это не означает, что мы не должны бояться огорчить грехом Самого Бога; речь
просто идет о том, что как присутствие других людей удерживает нас от греха, так и
знание о присутствии ангелов помогает нам справиться с греховными желаниями.


458 _________________________ Часть II. Учение о Боге

мы ведем в одиночестве, каждый день «стремясь проникнуть» в то, как вели­кое спасение Христово действует в нашей жизни.

Словно бы для того, чтобы ярче подчеркнуть реальность присутствия ан­гелов, которые наблюдают за нашим служением Богу, автор Послания к Ев­реям говорит о том, что ангелы иногда принимают человеческий облик, судя по всему, для того, чтобы совершать своего рода «инспекцию». Читаем: «Стран-нолюбия не забывайте; ибо чрез него некоторые, не зная, оказали гостепри­имство Ангелам» (Евр. 13:2; ср.: Быт. 18:2—5; 19:1—3). Это должно способство­вать нашему желанию послужить незнакомым людям; кто знает, может быть, придя на небеса, мы встретим там ангела, который на земле являлся нам в об­разе человека, находящегося в беде.

Когда мы внезапно получаем избавление от опасности или от отчаяния, мы можем считать, что Бог послал нам в помощь ангелов, и нам следует благода­рить Его за это. Ангел затворил пасти львам, так что они не смогли причинить вреда Даниилу (Дан. 6:22), освободил из темницы апостолов (Деян. 5:19,20), а затем Петра (Деян. 12:7—11), ангелы служили Иисусу в пустыне сразу после того, как окончилось Его искушение и когда Он был очень слаб (Мф. 4:11)и.

Когда машина внезапно сворачивает, не задев нас, когда мы понимаем, что еще шаг — и мы бы упали в бушующую реку, когда мы благополучно ми­нуем опасный район, не следует ли нам думать, что Бог послал Своих ангелов, чтобы те защитили нас? Не обещает ли Писание: «Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не пре­ткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11,12)? Не следует ли нам возблаго­дарить Бога за то, что он посылает нам эту помощь? Да, следует.

2. Предостережения, касающиеся наших взаимоотношений с ангелами.

Необходимо помнить несколько предостережений.

1) Мы должны остерегаться лжеучений, получаемых от ангелов. Библия предостерегает нас, чтобы мы не принимали лжеучений от предполагаемых ангелов: «Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Павел пре­дупреждает об этом, поскольку знает о вероятности подобного соблазна. Он говорит: «Сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Также лже­пророк, соблазнивший человека Божьего, утверждал: «Ангел говорил мне сло­вом Господним, и сказал: „вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и на­пьется воды"» (3 Цар. 13:18, курсив мой. — У. Г.). Однако сразу же добавлено: «Он солгал ему».

14 Отметим также рассказ Луки о том, что во время молитвы Иисуса в Гефсиман-ском саду «явился... Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Лк. 22:43). Этот текст засвиде­тельствован в самых древних рукописях.


Глава 18. Ангелы________________________ 459

Таким образом, от ангелов было получено ложное учение или водитель­ство. Интересно, что все эти случаи ясно показывают нам возможность сата­нинского соблазна, который подталкивает нас к неповиновению четкому уче­нию Писания или повелениям Бога (ср.: 3 Цар. 13:9). Эти предостережения должны удержать христиан от доверчивого отношения к уверениям, напри­мер, мормонов, которые говорят, что с Джозефом Смитом говорил ангел (Мо­рони), который и открыл ему основы религии мормонов. Это «откровение» противоречит Писанию (в таких вопросах, как учение о Троице, о личности Христа, об оправдании одной только верой, и во многих других), и христианам не следует верить подобным заявлениям15. То, что канон Писания утвержден окончательно, также должно помочь нам понять, что ныне Бог не дает нам даль­нейшего откровения в учении, и любые заверения о том, что то или иное учение было получено от ангелов, следует незамедлительно отвергать как ложные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.104 (0.01 с.)