Б. Непередаваемые атрибута Бога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Непередаваемые атрибута Бога

Поиск

1. Независимость. Понятие «независимость Бога» определяется следую­щим образом: Бог не нуждается ни в нас, ни в остальном творении, и все же мы и остальное творение можем прославлять Его и приносить Ему радость. Этот атрибут Бога иногда называют Его самодостаточностью или асеизмом (от ла­тинских слов a se, которые означают «от себя»).


164 Часть II. Учение о Боге

Писание во многих местах утверждает, что никакая часть творения не нуж­на Богу для Его существования или для каких-либо других целей. Бог абсо­лютно независим и самодостаточен. Павел заявляет афинянам: «Бог, сотво­ривший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотво-ренных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25). Суть этого высказывания заключается в том, что Бог не нуждается в человечестве ни при каких обстоятельствах.

Бог спрашивает Иова: «Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое» (Иов. 41:3). Никто не дал Богу ничего такого, что уже не произошло от Бога, Который все сотворил. Также в Слове Божьем читаем: «...ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49:10—12).

Прежде иногда полагали, что Бог сотворил людей потому, что Он был оди­нок и нуждался в общении. Если бы это было так, то, безусловно, означало бы, что Бог не является совершенно независимым. Это означало бы, что Бог нуждался в сотворении человека для достижения полного счастья или совер­шенства в Своем личном существовании.

Однако в словах Иисуса есть конкретные указания на неверность подоб­ного представления. Иисус молился: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17:5). Это указывает на то, что еще до творения между Отцом и Сыном существовало общение славы (sharing of glory). Далее Иисус говорит Отцу: «Да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:24). До акта творения между Отцом и Сыном существовали любовь и общение.

Эти тексты прямо говорят нам о том, что мы можем узнать из учения о Троице: между лицами Троицы вечно существовали совершенная любовь, связь и общение. Тот факт, что Бог — это три личности и при этом единый Бог, означает, что Бог не был одинок, и у Него не было недостатка в личном обще­нии до творения. Эта любовь, а также межличностное общение и общение сла­вы всегда были и всегда будут гораздо более совершенными, чем любое обще­ние, которое в принципе возможно между нами, конечными человеческими существами, и Богом. И, поскольку второй из процитированных выше сти­хов говорит о той славе, которую Отец дал Сыну, мы должны понять, что здесь речь идет о таком даровании славы лицами Троицы друг другу, которое далеко превосходит славословие всего творения.

Что же касается существования Бога, то это учение также напоминает нам, что только Бог существует посредством Своей Собственной природы и что Он не был сотворен и никогда не возникал (из небытия). Он был всегда. Это очевидно из того факта, что все существующее было сотворено Им («Ибо


_____________ Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты__________ 165

Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» [Отк. 4:11]; утверждения о том же самом содержатся также в Ин. 1:3; Рим. 11:35,36; 1 Кор. 8:6). Моисей говорит нам, что Бог существовал до творения: «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века ТыБог» (Пс. 89:3). Независимость Бога также очевидна из Его собственного опре­деления: «Бог сказал Моисею: Я ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исх. 3:14). Это утверж­дение можно также перевести: «Я буду Тем, Кем Я буду», однако в обоих слу­чаях суть одна — существование Бога и Его качества определяются только Им Самим и не зависят ни от чего и ни от кого. Это означает, что бытие Бога всегда было и всегда будет в точности таким, каково оно есть. В Своем суще­ствовании или в Своих свойствах Бог не зависит ни от какой части творения. И без творения Бог был бы бесконечно любящим, бесконечно справедливым, вечным, всеведущим, троичным и т. д.

Бытие Бога также есть нечто совершенно уникальное. Дело не просто в том, что Бог не нуждается в творении для чего бы то ни было, — Бог не может нуждаться в творении для чего бы то ни было. Различие между творением и Творцом — это колоссальное различие, так как Бог существует в бытии, прин­ципиально иначе организованном. Дело обстоит не таким образом, что мы существуем и Бог существует, как и всегда существовал; суть заключается в том, что Бог необходимо существует бесконечно лучшим, мощным и совер­шенным образом. Различие между бытием Бога и нашим бытием более вели­ко, чем различие между солнцем и свечой, между океаном и дождевой каплей, арктическим льдом и снежинкой, между вселенной и комнатой, в которой мы находимся. Бытие Божье — это качественно мноебытие. На наше представле­ние о Боге невозможно спроецировать никакого ограничения или несовершен­ства творения. Он — Творец; все прочее — тварно. Все прочее может прейти вмиг; Он — необходимо существует вечно.

Уравновешивающим по отношению к этому учению будет утверждение о том, что мы и прочее творение можем славить Бога и приносить ему радость. Об этом следует сказать для того, чтобы предостеречь от представления о том, что независимость Бога делает нас существами, лишенными значимости. Кто-то может спросить себя: «Если Бог не нуждается в нас, то разве мы име­ем какое-то значение? Есть ли какой-то смысл в нашем существовании или в существовании прочего творения?» В ответ следует сказать, что на самом деле мы очень значимы, поскольку Бог сотворил нас и определил тот факт, что мы будем для Него значимы. Таково высшее определение подлинной зна­чимости.

Бог говорит о Своих сыновьях и дочерях от концов земли: «Каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устро­ил» (Ис. 43:7). Хотя никакой необходимости творить нас у Бога не было, Он решил сделать это, обладая абсолютной свободой выбора. Он решил, что со­творит нас для того, чтобы мы прославили Его (ср.: Еф. 1:11,12, Отк. 4:11).


166 Часть II. Учение о Боге

Верно также и то, что мы способны принести Богу истинную радость и наслаждение. Один из самых поразительных фактов в Писании заключается в том, что Бог действительно наслаждается Своим народом и радуется о нем. Исайя пророчествует о восстановлении народа Божьего:

И будешь венцем славы в руке Господа и царскою диадемою — на длани Бога твоего. Не будут уже называть тебя «оставленным», и землю твою не будут более называть «пустынею», но будут называть тебя: «Мое благоволение к нему», а землю твою — «замужнею», ибо Господь благово­лит к тебе, и земля твоя сочетается. <...> ...Как жених радуется о невес­те, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис. 62:3—5).

Также и Софония пророчествует: «Господь Бог твой среди тебя: Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3:17,18). Бог не нуждается в нас, но поразительно — Он избирает нас для того, чтобы радоваться о нас и позволяет нам приносить радость Его сердцу. В этом — основание значимос­ти жизни всего народа Божьего. Быть значимым для Бога — значит быть зна­чимым в наивысшем смысле. Невозможно представить себе более высокую степень личной значимости.

2. Неизменность. Мы можем определить понятие «неизменность Бога» сле­дующим образом: Бог неизменен в Своем бытии, совершенстве, намерениях и обетованиях, и все же Бог действует и испытывает эмоции, и Он действует по-разному и испытывает разные эмоции в разных обстоятельствах'. Этот ат­рибут Бога называется также непреложностью Бога.

1) Свидетельство Писания. В Псалме 101 мы находим противопоставле­ние таких явлений, которые мы считаем неизменными, подобно небу и земле, с одной стороны, и Бога, с другой стороны. Псалмопевец говорит:

В начале Ты основал землю, и небеса — дело Твоих рук. Они погиб­нут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся. Но Ты — тот же, и лета Твои не кон­чатся (Пс. 101:26-28)6.

Бог существовал еще до того, как были сотворены небо и земля, и будет существовать и спустя долгое время после того, как они будут уничтожены. Бог изменяет вселенную, но Сам Он, напротив, остается «тот же».

5 Четыре основные понятия (бытие, совершенство, намерения, обетования), кото­
рые описывают, каким именно образом Бог неизменен, взяты из книги: Louis Berkhof,
Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1939, 1941), p. 58.

6 Немаловажно, что этот текст цитируется в Евр. 1:11,12 в связи с Иисусом Христом.
В Евр. 13:8 о неизменности также говорится в применении к Христу: «Иисус Христос
вчера и сегодня и во веки Тот же». Таким образом, Бог-Сын также полностью разделяет
этот атрибут Божий.


_____________ Глава 10. Свойства Бога:«непередаваемые» атрибуты____________ J67

В связи со Своим собственным долготерпением и милосердием Бог гово­рит: «Ибо Я — Господь, Яне изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничто­жились» (Мал. 3:6). Здесь Бог использует общее утверждение о Своей неиз­менности для того, чтобы показать конкретный аспект этой неизменности.

Иаков напоминает своим читателям, что всякое доброе даяние в ко­нечном счете исходит от Бога, «у Которого нет изменения и ни тени переме­ны» (Иак. 1:17). Он рассуждает так: если всякое доброе даяние всегда ис­ходит от Бога, то мы можем быть уверены, что в будущем получим от Него только доброе, поскольку Его качества не меняются даже в самой малой степени.

Данное выше определение говорит о том, что Бог неизменен не в том, что можно себе представить, а в том, о чем говорит само Писание. Процитиро­ванные выше тексты Писания говорят как о бытии Бога, так и об определен­ных Его качествах. Из этого мы можем заключить, что Бог неизменен, по край­ней мере, в Его «бытии» и в Его «совершенстве» (т. е. в Его атрибутах и в раз­личных аспектах Его природы).

Великий датский богослов Герман Бавинк отмечает, что неизменность бытия Бога имеет огромную важность для выявления различий между Твор­цом и творением и для нашего поклонения Богу:

Учение о непреложности Бога имеет для религии огромное значе­ние. Противопоставление бытия и становления характеризует различие между Творцом и творением. Каждое творение непрерывно пребывает в процессе становления. Оно изменчиво, постоянно стремится куда-то, влекомое жаждой покоя и удовлетворения, и находит этот покой в Боге, в Нем одном, ибо Он один — чистое бытие вне становления. Поэтому в Писании Бог часто называется скалой...7

Данное выше определение утверждает также неизменность, или непрелож­ность, Бога в отношении Его намерений. «Совет же Господень стоит вовек; по­мышления сердца Его — в род и род» (Пс. 32:11). (Евр. ГК1? означает как «со­вет», так и «цель, намерение». Под влиянием библейского употребления анг­лийское слово counseh&KX£, приобрело значение «намерение». — Примеч. пер.) Это общее утверждение о намерениях Бога подтверждается множеством сти­хов о конкретных планах или намерениях Бога, которые существовали у Него вечно (Мф. 13:35; 25:34; Еф. 1:4,11; 3:9,11; 2 Тим. 2:19; 1 Пет. 1:20; Отк. 13:8). Если Бог определил, что Он желает что-либо свершить, то Его намерение неиз­менно, и задуманное будет свершено. Через Исайю Бог заявляет, что в этом с Ним никто не может сравниться:

...Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от на­чала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось,

7 Herman Bavinck, The Doctrine of God, trans, by William Hendriksen (Edinburgh: Banner of Truth, 1977, reprint of 1951 ed.), p. 149.


168 Часть II. Учение о Боге

говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. <...> Я ска­зал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю (Ис. 46:9—11).

Кроме того, Бог неизменен в Своих обетованиях. Если Он обещал что-либо, то Он не нарушит обетования: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет гово­рить, и не исполнит?» (Чис. 23:19; ср.: 1 Цар. 15:29).

2) Может ли Бог передумать? Итак, мы говорим о неизменности намере­ний Бога, но в некоторых стихах Писания написано, как Бог говорит, что свершит суд над Своим народом, а затем, по молитве или покаянию (или под влиянием того и другого), Бог смягчается и не свершает того суда, о ко­тором говорил. Примеры подобной «отмены» угрожавшего суда: успешное молитвенное заступничество Моисея, которое предотвратило уничтожение израильского народа (Исх. 32:9—14), продление жизни Езекии на пятнадцать лет (Ис. 38:1—6) или отмена объявленного суда над Ниневией после покая­ния народа (Ион. 3:4,10). Разве не изменились в этих случаях намерения Бога? Есть и такие тексты, в которых говорится о том, как Бог сожалеет о уже свер­шенном. Создается впечатление, что Бог сожалеет о том, что создал на земле человека (Быт. 6:6), или о том, что сделал Саула царем (1 Цар. 15:10). Разве не изменились намерения Бога в этих случаях?

Эти примеры следует понимать как истинные выражения нынешнего со­стояния или намерения Бога по отношению к ситуации в том виде, в каком она существует в данный момент. Если ситуация изменится, то, конечно, изме­нится и отношение к ней Бога. Иными словами, Бог различно реагирует на разные ситуации. Пример Ионы, проповедующего в Ниневии, помогает ра­зобраться в этой проблеме. Бог видит безнравственность Ниневии и посылает Иону, чтобы тот объявил: «Еще сорок дней, — и Ниневия будет разрушена!» (Ион. 3:4). В словах Ионы, как они записаны в Библии, не прочитывается, что Бог не свершит суд, если народ покается, но это безусловно подразумева­ется в предостережении пророка: цель этого предостережения заключается в том, чтобы привести народ к покаянию. Когда народ покаялся, ситуация из­менилась, и Бог реагировал иначе на эту изменившуюся ситуацию: «Иувидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10).

Ситуации с Езекией и с заступничеством Моисея, по сути, в точности та­ковы же. Бог сказал, что свершит суд, и это было истинное заявление, при том условии, что ситуация оставалась бы такой же. Однако ситуация изме­нилась: некто начал горячо молиться (Моисей — в одном случае и Езекия — в другом). Здесь сама молитва была частью новой ситуации, и была, по сути, именно тем фактором, который изменил эту ситуацию. Бог отреагировал на эту ситуацию тем, что ответил на молитву и отменил осуждение.


__________ Глава Ю- Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты____________ [69

Сожаление Бога по поводу того, что Он сотворил человека или, например, сделал Саула царем, можно также понять как выражение нынешнего неудо­вольствия Бога по отношению к греховности человека. Ни один из этих слу­чаев не приводит нас к мысли, что если Бог начнет сначала, то Он не сотворит человека или не сделает Саула царем. Здесь подразумевается, что предшеству­ющие действия Бога привели к таким событиям, которые на короткое время опечалили Его, однако через более продолжительное время благие цели все же были достигнуты. Эта ситуация аналогична тому, как отец позволяет своему ребенку предпринимать действия, которые, как он знает, доставят много пе­чали и ребенку, и ему самому, но через более продолжительное время приведут к благим результатам.

3) Вопрос о бесстрастности Бога. Иногда богословы говорят еще об одном атрибуте, а именно о бесстрастности Бога. Этот атрибут, если бы он действи­тельно было присущ Богу, означал бы, что Он «бесстрастен», т. е. не подвер­жен эмоциям. В гл. 2 Вестминстерского исповедания веры о Боге даже гово­рится: «Не подверженный страстям». Это утверждение выходит за рамки того, что мы сказали в нашем определении неизменности Бога. Здесь утверждает­ся, что Бог не просто неизменен в Своем бытии, совершенстве, намерениях, но и то, что Бог не испытывает эмоций, или «страстей».

В Вестминстерском исповедании веры в качестве доказательства этого утверждения приводится Деян. 14:15. В KJV (King James Version) здесь гово­рится о том, как Варнава и Павел отвергли поклонение жителей Листры, го­воря, что они не боги, а «подобные [им, жителям] человеки». По переводу KJV может создасться впечатление, что у истинного Бога нет «страстей», как у людей, или что апостолы просто отвечали наложное представление о бесстраст­ных богах, которое было свойственно жителям Листры (см. ст. 10,11). Но при правильном переводе этого стиха видно, что он, вне всякого сомнения, не мо­жет использоваться в качестве доказательства утверждения о том, что у Бога нет никаких страстей или эмоций, так как греческое слово, о котором идет речь {bnoio7ta.ef\q), может означать просто пребывание в тех же обстоятельствах или обладание тем же опытом или природой8. Конечно, у Бога нет греховных страстей или эмоций. Однако представление о том, что у Бога нет никаких стра­стей или эмоций, входит в противоречие со значительной частью Писания, и поэтому в данной книге я не говорю об учении о бесстрастности Бога. Напро­тив — Бог, Который является источником наших эмоций и Который сотворил наши эмоции, явно и Сам обладает эмоциями: Бог радуется (Ис. 62:5). Его можно огорчить (Пс. 77:40; Еф. 4:30; глагол ЛХ» в Пс. 77:40 в синодальной версии переведен как«прогневлять», а глагол Аш&ов Еф. 4:30 — «оскорблять»,

8 См.: BAGD, р. 566.


170 Часть II. Учение о Боге

однако оба эти глагола имеют также значение «огорчать» и в английском тек­сте, на который ссылается автор, оба они переведены глаголом grieve, «огор­чать». — Примеч. пер.). Его гнев воспламеняется на Его врагов (Исх. 32:10). Он жалеет Своих детей (Пс. 102:13; евр. ПГП, «любить, жалеть», в синодаль­ной версии — «миловать». — Примеч. пер.). Он любит (евр. ПГП, «любить, жалеть», в синодальной версии — «миловать». — Примеч. пер.) вечной любо­вью (Ис. 54:8; Пс. 102:17; еврЛОП, «доброта, верность», в синодальном пере­воде — «милость». — Примеч. пер.). Он — Бог, и нам следует подражать Его эмоциям в вечности, подобно тому как мы подражаем нашему Творцу в нена­висти к греху и в любви к праведности.

4) Вызов «теологии процесса». В последние годы неизменность Бога часто отрицали сторонники теологии процесса, которые утверждают, что процесс и изменение — это основные аспекты подлинного существования и поэтому Бог со временем также должен изменяться, как и все, что существует. Чарлз Харт-шорн, чьи идеи были положены в основу теологии процесса, утверждает даже, что Бог постоянно прибавляет к Себе весь тот опыт, который имеет место где бы то ни было во вселенной, и таким образом постоянно изменяется9. На са­мом деле теология процесса утверждала, что все люди горячо стремятся узнать свое предназначение, они хотят чувствовать свою значимость во вселенной. Богословам этого движения не нравится учение о неизменности Бога, посколь­ку, по их мнению, это подразумевает, что человеческие поступки не имеют зна­чения для Бога. Если Бог действительно неизменен, говорят они, то никакие наши действия — и вообще ничто из происходящего во вселенной — не ока­зывают никакого влияния на Бога, потому что Бог не изменяется. Тогда ка­кой же смысл в нашем существовании? Можем ли мы вообще иметь какое-либо значение? В ответ на этот вопрос они отвергают учение о неизменности Бога и говорят нам, что наши поступки столь значимы, что оказывают влия-

9 Чарлз Хартшорн (род. 1897) преподавал в Чикагском университете, университете Эмори и в Техасском университете. См. введение в теологию процесса, написанное дву­мя его последователями: Process Theology: An Introductory Expositionby John B. Cobb, Jr., and David R. Griffin (Philadelphia: Westminster, 1976). Подробный анализ этой концепции с евангельской точки зрения содержится в следующих работах: Carl F. H. Henry, "The Resurgence of Process Philosophy" in God, Revelation, and Authority, 6:52—75, and Royce Gruenler, The Inexhaustible God: Biblical Faith and the Challenge of Process Theism (Grand Rapids: Baker, 1983).

Брюс А. Уэр недавно написал две прекрасные статьи, в которых этот вопрос тоже освещается с евангельской точки зрения: Bruce A. Ware. "An Exposition and Critique of the Process Doctrines of Divine Mutability and Immutability", WTJM (1985): 175-196 (критика теологии процесса), and "An Evangelical Reformulation of the Doctrine of the Immutability ofGod",y£TS29(1986): 431-446 (позитивная переформулировка ортодоксального взгля­да на неизменность Бога).


______________ Глава 10. Свойства Бога:«непередаваемые» атрибуты____________ 17]

ние на бытие Самого Бога! Когда мы совершаем какое-либо действие и все­ленная изменяется, то это произволит воздействие на Бога, и изменяется Его бытие — Бог становится чем-то иным, нежели Он был прежде10.

Сторонники теологии процесса часто несправедливо обвиняют евангель­ских христиан (или даже самих библейских авторов) в том, что они верят в Бога, Который бездействует в мире и не может по-разному реагировать в раз­личных ситуациях (эти ошибочные взгляды мы уже разобрали выше). Что же касается нашего влияния на бытие Бога, то мы должны ответить, что это неверная предпосылка, внесенная в дискуссию, и что такая точка зрения про­тиворечит Писанию. Писание ясно говорит, что наша значимость основана не на способности изменять бытие Божье, а на том факте, что Бог сотворил нас ради Его славы и что Он считает нас значимыми". Один лишь Бог дает высшее определение тому, что в мире значимо, а что незначимо, и если Он счи­тает нас значимыми, то это так и есть!

Другое фундаментальное заблуждение теологии процесса заключается в предположении, что Бог должен изменяться, подобно сотворенному Им миру. Однако Писание недвусмысленно отрицает это: «В начале Ты, Господи, осно­вал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза... и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:10-12, цитата из Пс. 101:26-28).

5) Бог бесконечен и личен. Наш анализ теологии процесса показывает, на­сколько велико различие между библейским христианством и всеми прочими богословскими системами. В учении Библии Бог бесконечен и личен: Он бес­конечен, поскольку не подвержен ограничениям, которым подвержен человек или все творение в целом. Он более велик, чем все, что Он сотворил, гораздо более велик, чем все, что существует помимо Него Самого. Но Он также и ли­чен: Он общается с нами как личность, и мы можем поддерживать с Ним от­ношения как личности. Мы можем молиться Ему, поклоняться Ему и любить Его, а Он может обращаться к нам, радоваться за нас и любить нас.

Вне истинной религии Библии, ни в одной религиозной системе нет Бога, Который был бы и бесконечен, и личен12. Например, боги древнегреческой и римской мифологии были личными (они часто общались с людьми), но не были бесконечными: они были слабы и морально несовершенны, даже мелочно

|0См.: "Exposition and Critique", pp. 183-185, где Уэр рассматривает теорию Хартшор-на о том, что мы передаем Богу те достоинства, которыми Он без этого не обладал бы.

11 О причинах сотворения человека см. в гл. 20.

12 Строго говоря, мы должны признать, что иудаизм, основанный на том, что мы
называем Ветхим Заветом, также считает Бога бесконечным и личным, хотя иудаизм
никогда не признавал указаний на троичность природы Бога, которые есть даже в Вет­
хом Завете (см. гл. 13).


172 _____________________ Часть П. Учение о Боге

ревнивы. С другой стороны, деизм представляет Бога бесконечным, но слиш­ком далеким от мира, чтобы лично вмешиваться в его дела. Также и пантеизм утверждает, что Бог бесконечен (поскольку весь мир считается Богом), одна­ко подобный Бог, конечно, не может быть личным и общаться с нами, как с личностями.

Ошибка теологии процесса вписывается в эту общую схему. Ее сторон­ники убеждены, что Бог, неизменный в своем бытии, настолько отличается от творения (Он так бесконечен и неограничен изменениями, которые характе­ризуют все наше существование), что Он не может быть личным и при этом небезразлично относиться к нам. Поэтому, чтобы получить личного Бога, они считают необходимым отказаться от бесконечного Бога в пользу такого Бога, Который все время находится в процессе изменения. Подобный ход рассуж­дения типичен для многих (или даже для всех), кто возражает против пред­ставления о Боге, изложенного в Библии. Люди говорят, что если Бог бесконе­чен, то Он не может быть личным, или что если Бог личен, то Он не может быть бесконечным. Библия учит, что Бог как бесконечен, так и личен. Мы должны утверждать, что Бог бесконечен (или неограничен) по отношению к тем изме­нениям, которые происходят в мире (ничто не изменит бытие, совершенство, намерения или обетования Бога), и в то же время Он личен, состоит с нами в личном общении и считает нас значимыми.

6) Значение неизменности Бога. На первый взгляд, утверждение о неизмен­ности Бога может показаться не столь уж важным. Это представление столь абстрактно, что мы можем не сразу осознать его важности. Однако если мы на минуту представим себе, что было бы, если бы Бог мог изменяться, важ­ность этого учения становится ясной. Например, если бы Бог мог изменяться (в Своем бытии, совершенстве, намерениях или обетованиях), тогда каждое изменение было бы либо изменением к лучшему, либо изменением к худшему. Но если бы Бог мог меняться к лучшему, то Он не был наилучшим существом тогда, когда мы впервые уверовали в Него. И как теперь мы можем быть уве­рены, что Он — наилучшее из всех существ? Но если бы Бог мог меняться к худшему (в самом Своем бытии), то каким Богом Он был бы? Могли бы Он стать, например, немного злым, по сравнению с той совершенной добротой, которая была Ему свойственна прежде? Но если Он мог бы стать немного злым, то как мы можем быть уверены, что Он не станет значительно более злым или совершенно злым? И мы ничего не смогли бы с этим поделать, ведь Он на­столько более велик и могуществен, чем мы сами. Таким образом, представ­ление о том, что Бог может изменяться, ведет к ужасающей перспективе — через тысячи лет мы можем войти в вечную жизнь, в которой правит абсолют­ное зло — всемогущий Бог. Трудно представить себе нечто еще более страш­ное. Как мы можем верить в Бога, Который может измениться? Как мы мо­жем доверить Ему свои жизни?


______________ Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты________ 173

Кроме того, если предположить, что Бог может менять в Свои намерения, то наша надежда на возвращение Иисуса оказывается тщетной. Да, в период написания Библии Он обещал, что Иисус возвратится, чтобы править новым небом и новой землей, но сейчас Он может передумать. Или если бы Бог мог меняться в Своих обетованиях, то как мы могли бы полностью доверять Ему в вопросе вечной жизни? Или в любом другом утверждении Библии? Возмож­но, тогда, когда была написана Библия, Он обещал прощение грехов и веч­ную жизнь тем, кто верит в Христа, но (если Бог способен меняться), возмож­но, Он передумал — как мы можем быть уверены в обратном? Или, может быть, Его всемогущество однажды изменится, и тогда, даже если Он захочет сдер­жать Свои обещания, Он просто не сможет этого сделать.

Подобные размышления показывают, какой абсолютной важностью об­ладает учение о неизменности Бога. Если Бог не является неизменным, то все основание нашей веры рушится, а наше понимание мира распадается на час­ти. Это обусловлено тем, что наша вера, надежда и знание в конечном счете зависят от той Личности, Которая заслуживает бесконечного доверия — по­скольку она абсолютно и вечно неизменна в Своем бытии, совершенстве, на­мерениях и обетованиях.

3. Вечность. Понятие «вечность Бога» можно определить следующим об­разом: у Бога нет ни начала, ни конца, в Его бытии нет последовательности мгновений, и Он все времена видит с одинаковой ясностью, и все же Бог видит события во времени и действует во времени.

Иногда это учение называют учением о бесконечности Бога во времени. Быть «бесконечным» — значит быть неограниченным, и это учение утвержда­ет, что время не ограничивает Бога.

Это учение также связано с неизменностью Бога. Если верно, что Бог не изменяется, то мы должны сказать, что время не меняет Бога, другими сло­вами, оно не влияет ни на Его бытие, ни на совершенство, ни на намерения, ни на обетования. Но это означает также, что время не влияет на знания Бога. Например, Бог никогда не узнает ничего нового и ничего не забывает, так как это означало бы наличие изменений в Его совершенном знании. Это озна­чает также, что течение времени ничего не прибавляет к знаниям Бога и ниче­го не убавляет: Он знает все прошлое, настоящее и будущее, и знает все это с одинаковой ясностью.

1) Бытие Бога имеет вневременной характер. Тот факт, что у Бога нет ни на­чала, ни конца, показан в Пс. 89:3: «Прежде нежели родились горы, и Ты обра­зовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог». Также в Иов. 36:26 Елиуй говорите Боге: «Числолет Его неисследимо».

Вечность Бога подразумевается также в тех текстах, где говорится о том факте, что Бог всегда есть или всегда существует. «Я есмь Альфа и Омега,


174 Часть II. Учение о Боге

начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Отк. 1:8;ср.:4:8)13.

На это указывает также смелое употребление Иисусом глагола в настоя­щем времени, который подразумевает постоянное нынешнее существование, когда Он ответил Своим оппонентам-иудеям: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Это утверждение само по себе является открытым заявле­нием имени Божьего: «Я ЕСМЬ СУЩИЙ» (Исх. 3:14), имени, которое также предполагает постоянное нынешнее существование: Бог — это вечное «Я ЕСМЬ», Тот, Кто существует вечно.

Тот факт, что Бог никогда не начал существовать, может быть логически выведен из того факта, что Бог все сотворил и что Сам Он — нематериальный дух. До того, как Бог сотворил мир, материи не было, а затем Он сотворил все вещи (Быт. 1:1; Ин. 1:3; 1 Кор. 8:6; Кол. 1:16; Евр. 1:2). Физика говорит нам, что материя, время и пространство должны существовать одновременно: если нет материи, то не может быть ни пространства, ни времени. Таким образом, до того, как Бог сотворил мир, «времени» не было, по крайней мере в смысле последовательности мгновений. Поэтому, когда Бог сотворил мир, Он также сотворил время. Когда Бог начал творить мир, началось время и началась по­следовательность мгновений и событий14. Но до того, как возник мир, и до того, как возникло время, существовал Бог, без начала и вне воздействия вре­мени. И поэтому время не имеет собственного существования, но, подобно прочему творению, зависит от вечного Божьего бытия и Его власти, которые удерживают его существование.

Предыдущие тексты Писания и тот факт, что Бог существовал всегда, еще до появления времени, указывают, что в бытии Самого Бога нет последова­тельности мгновений и никакого изменения от одного состояния бытия к дру­гому. Для Бога все Его существование является «настоящим»15, хотя нам это и трудно постичь, так как подобное существование отличается от существова­ния, в котором пребываем мы.

13 Альфа и омега — это первая и последняя буквы греческого алфавита, поэтому
когда Бог говорит, что Он — Альфа и Омега, Он имеет в виду, что Он существует прежде
чего-либо другого и после чего-либо другого; Он — начало всего и всегда будет концом
(или целью) всего.

14 Фактически, альтернативой утверждению о том, что время началось тогда, когда
Бог сотворил мир, будет утверждение, что время не началось, но всегда существовала
последовательность мгновений, которая простирается в бесконечность прошлого и
не имеет точки отсчета. Однако мысль о том, что время не имеет начала, многим кажет­
ся абсурдной, и, вероятно, они считают, что такое просто невозможно. Бавинк говорит:
«Вечное время, т. е. время без начала, немыслимо» {The Doctrine of God, p. 157).

15 Как мы увидим ниже, это не значит, что все события истории выглядят для Бога
таким образом, как будто они являются нынешними; Бог видит события во времени и
действует во времени.


_____________ Глава 10. Свойства Бога: «непередаваемые» атрибуты__________ 175

2) Бог видит все времена с одинаковой ясностью. В Пс. 89:5 читаем: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». Нам довольно трудно вспомнить те события, которые про­изошли несколько недель, несколько месяцев или несколько лет назад. Бо­лее ясно мы помним недавние события, и способности нашей памяти гаснут с течением времени. Даже если бы мы могли жить «тысячу лет», мы помни­ли бы лишь очень немногие события, например, за последние «сто» лет, и то не слишком точно. Но Писание говорит нам, что Бог видит тысячу лет, «как день вчерашний». Он может помнить все события, происшедшие за тысячу лет, по меньшей мере, столь же ясно, как мы помним события «дня вчераш­него». Для Него тысяча лет — это «как стража в ночи», период времени в три или четыре часа, в течение которого охрана несла свою вахту. Такой период времени проходит быстро, и все происшедшие за это время события легко вспомнить. И все же именно так Богом воспринимается тысячелетний пе­риод.

Если мы понимаем, что выражение «тысяча лет» не означает, что Бог за­бывает те или иные события по прошествии 1100 или 1200 лет, а просто обо­значает время настолько продолжительное, насколько можно себе предста­вить, то становится очевидно, что вся прошлая история видна Богу с вели­чайшей ясностью и отчетливостью: время, прошедшее после творения, для Бога таково, будто бы все это случилось только что. И оно всегда будет оста­ваться столь же ясным в Его сознании и в течение миллионов лет будущей вечности.

В Новом Завете написано: «У Господа один день, как тысяча лет, и ты­сяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8). Вторая часть этого утверждения уже была высказана в Псалме 89, однако первая его часть вводит еще одно вы­ражение: «Одиндень, как тысяча лет»; т. е. каждый день, сточки зрения Бога, словно бы длится «тысячу лет»: это означает, что этот день словно бы никог­да не оканчивается, но длится всегда. И вновь можно сказать, что, посколь­ку «тысяча лет» — это фигуральное обозначение «времени, настолько про­должительного, насколько мы можем себе представить», или «всей истории», любой день воспринимается Богом как вечно присутствующий в Его созна­нии.

Принимая во внимание эти два соображения, мы можем сказать следую­щее: с точки зрения Бога, любой самый продолжительный период времени воспринимается как нечто, только что происшедшее. А любой очень краткий период времени (такой, как один день) воспринимается Богом так, словно он длится вечно: в Его сознании он никогда не перестает быть «нынешним». Итак, Бог видит и знает все события прошлого, настоящего и будущего с одинако­вой ясностью. Это не должно приводить нас к мысли о том, что Бог не вос­принимает события во времени и не действует во времени (см. ниже), напро­тив, Бог — вечный Господь и Вседержитель истории, и Он видит ее более ясно


176 Часть II. Учение о Боге

и действует в ней более определенно, чем кто-либо другой. Но, сказав это, мы все же должны указать, что эти стихи говорят о таком отношении Бога ко времени, которое мы не можем познать из опыта. Восприятие Богом вре­мени — это не просто терпеливое выжидание бесконечно долгих эпох, Его опыт времени качественно иной, по сравнению с нашим. Это согласуется с утверж­дением о том, что в своем бытии Бог находится вне времени; Он не переживает последовательности мгновений. Таков был преобладающий взгляд хр


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.02 с.)