Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Деятельность сатаны и бесов

Поиск

/. Сатана был основоположником греха. Сатана согрешил раньше, чем люди. Это очевидно из того факта, что он (в обличье змея) искусил Еву (Быт. 3:1-6;

2 Кор. 11:3). В Новом Завете говорится также, что сатана был «человекоубий­
цей от начала» и «лжецом и отцом лжи» (Ин. 8:44). Сказано также о том, что
«сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3:8). В этих двух текстах выражение «сна­
чала» (или «от начала») не означает, что сатана был зол с того времени, когда
Бог начал творить мир («от начала мира»), или с начала своего существова­
ния («с начала своей жизни»). Он был зол с «начального» периода истории
мира (Быт. 3 и даже ранее). Свойствами дьявола было порождение греха и ис­
кушение к греху.

2. Бесы противодействуют каждому деянию Божьему. Как сатана иску­сил Еву, чтобы она согрешила против Бога (Быт. 3:1—6), так пытался он иску­сить и Иисуса, чтобы Тот согрешил и не смог исполнить Своего мессианско­го предназначения (Мф. 4:1-11). Сатана и бесы используют ложь (Ин. 8:44), обольщение (Отк. 12:9), убийство (Пс. 105:37; Ин. 8:44) и все прочие деструк­тивные действия, которые способствуют тому, чтобы люди отвратились от Бога и погубили себя8. Бесы делают все, чтобы люди оставались глухи к Еванге­лию (2 Кор. 4:4) и привязывают людей ко всему, что мешает им прийти к Богу (Гал. 4:8). Они пользуются также искушением, сомнением, чувством вины,

7 Иоанн часто использует слова «мир» или «мир сей» для обозначения современного
мирового порядка, в котором господствует зло, противодействующее Богу: Ин. 7:7; 8:23;
12:31; 14:17,30; 15:18,19; 16:11; 17:14. Это не значит, что сатана правит всем миром. Он
властвует над системой греховного противодействия Богу. Ср. выражение Павла «бог века
сего» (2 Кор. 4:4).

8 Ср.: Ин. 10:10: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить».


468 ________________________ Часть II. Учение о Боге

страхом, смущением, болезнью, завистью, гордыней, клеветой и всеми ины­ми средствами, затрудняющими христианское свидетельство и служение.

3. И все же власть бесов не бесконечна, они ограничены контролем Бога.

История Иова ясно показывает нам, что сатана может делать только то, что позволяет ему Бог, и не более (Иов. 1:12; 2:6). Бесы содержатся «в вечных узах» (Иуд. 6), и христиане могут успешно бороться с ними той властью, которую дает им Христос (Иак. 4:7).

Кроме того, власть бесов ограничена. После того как они отпали от Бога, они утратили ту власть, которой они обладали, когда были ангелами, так как грех оказывает разрушительное и ослабляющее влияние. Таким образом, власть бесов, хотя и значительна, все же, вероятно, менее сильна, чем власть ангелов.

Мы не должны думать, что бесы могут узнать будущее или что они могут читать наши мысли. Во многих отрывках Ветхого Завета показано, что Гос­подь — истинный Бог, в отличие от ложных (бесовских) богов, именно потому, что Он один может знать будущее: «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось» (Ис. 46:9,10)9.

Даже ангелы не знают времени возвращения Иисуса (Мк. 13:32), и в Пи­сании нет никаких указаний на то, что ангелы или бесы вообще что-либо зна­ют о будущем.

Что же касается наших мыслей, то Библия говорит нам, что Иисус знал людские помыслы (Мф. 9:4; 12:25; Мк. 2:8; Лк. 6:8; 11:17) и что Бог знает мысли людей (Быт. 6:5; Пс. 138:2,4,23; Ис. 66:18), однако нет никаких указаний на то, что наши мысли могут узнать ангелы или бесы. Даниил сказал Навуходо­носору, что ни один человек, говорящий какой-либо иной силой, нежели Бог небес, не сможет истолковать сон царя:

Даниил отвечал царю и сказал: «тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни га­датели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие...» (Дан. 2:27,28)'°.

9 О знании Богом будущего см. в гл. 10.

10 Павел говорит также: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа
человеческого, живущего в нем?» (1 Кор. 2:11), подразумевая, что ни одно другое творе­
ние не может узнать мыслей человека (хотя тот факт, что Павел говорит здесь также и об
ангельских и о бесовских силах, не столь очевиден, как вДан. 2). См. также: 1 Кор. 14:24,25,
где раскрытие «тайн» сердца пришельца — это явное свидетельство присутствия Бога,
действующего через дар пророчества. Это немаловажно в обстановке Коринфа — горо­
да, исполненного поклонения бесам в храмах, полных идолов (1 Кор. 10:20), — это пока­
зывает нам, что бесы не могут знать тайных помыслов человека.


Глава 19. Сатана и бесы____________________ 469

Однако если бесы не могут проникать в разум человека, то как нам сле­дует понимать современные сведения о том, что целители, гадалки и прочие люди, явно находящиеся под влиянием бесов, способны точно описать дета­ли жизни людей, которые, как эти люди уверены, никто знать не мог, напри­мер: что они ели на завтрак, где они прячут деньги и т. д. Большая часть по­добных случаев объясняется тем, что бесы могут наблюдатыо, что происхо­дит в мире, и, вероятно, делать из своих наблюдений определенные выводы. Бес может знать, что я ел на завтрак просто потому, что он видел меня, когда я завтракал! Он может знать, что я сказал в частном телефонном разговоре, про­сто потому, что он слышал этот разговор. Христиане не должны впадать в со­блазн, если они видят, что приверженцы оккультных или других ложных ре­лигий обнаруживают подобные необычные способности. Результаты наблю­дений не доказывают, что бесы могут читать наши мысли, и ничто в Библии не приводит нас к заключению о том, что они обладают такой способностью.

4. В различные периоды отмечалась деятельность бесов. В истории спа­сения таких периодов было несколько.

1) В эпоху Ветхого Завета. Поскольку в Ветхом Завете слово «бес» упот­ребляется нечасто, то может показаться, что здесь мало указаний на деятель­ность бесов. Тем не менее израильский народ часто согрешал, поклоняясь лож­ным богам, и если мы осознаем, что эти «боги» на самом деле были бесовски­ми силами, то понимаем, что в Ветхом Завете довольно много материала, касающегося бесов. Равнозначность ложных богов и бесов очевидна из слов Моисея:

Богами чуждыми они раздражили Его, и мерзостями разгневали Его. Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, но­вым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши (Втор. 32:16,17).

Кроме того, размышляя об ужасной практике принесения в жертву де­тей, которую израильтяне заимствовали у языческих народов, псалмопевец говорит:

Но смешались с язычниками, и научились делам их. Служили ис­туканам их, которые были для них сетью. И приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам (Пс. 105:35-37).

Эти тексты показывают, что идолослужение народов, окружавших Изра­иль, на самом деле было служением сатане и его бесам. Вот почему Павел го­ворит о ложных религиях в Средиземноморье I в.: «Язычники, принося жерт­вы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20). Таким образом, правильно будет заключить, что все народы, жившие вокруг Израиля и предававшиеся идо-лослужению, поклонялись бесам. Битвы, которые израильтяне вели против


470 Часть II. Учение о Боге

язычников, бьши битвами против народов, которые находились под контролем бесовских сил, пребывавших «во власти лукавого» (ср.: 1 Ин. 5:19). Эти бит­вы были как физическими, так и духовными: израильский народ уповал на помощь Бога и в физической сфере, и в духовной.

Учитывая все это, немаловажно отметить, что в Ветхом Завете нет ни од­ного ясного указания на изгнание бесов. Самая близкая аналогия — это игра Давида на лире для царя Саула: «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Да­вид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар. 16:23). Однако Писание указывает, что речь здесь идет о повторяющемся событии («когда...») и что злой дух возвращался после того, как Давид уходил. Это не было такой полной победой над злыми духами, которую мы видим в Новом Завете.

В соответствии с сатанинской целью уничтожения всех благих деяний Бога, языческое поклонение бесовским идолам характеризовалось такой де­структивной практикой, как принесение в жертву детей (Пс. 105:35—37), са­моистязание (3 Цар. 18:28; ср.: Втор. 14:1) и культовая проституция как часть языческого поклонения (Втор. 23:17; 3 Цар. 14:24; Ос. 4:14)". Поклонение бесам всегда ведет к аморальной и саморазрушительной практике.

2) Во время служения Иисуса. Понятно, что после сотен лет бессилия перед бесовскими силами12 людей чрезвычайно изумляла способность Иисуса из­гонять бесов Своей абсолютной властью: «И все ужаснулись, так что друг дру­га спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым

" Даже сегодня наиболее ревностные приверженцы многих нехристианских рели­гий участвуют в ритуалах, которые разрушают их физическое здоровье, нарушают ум­ственное и эмоциональное равновесие, искажают свою сексуальную природу, данную им Богом. Подобные вещи явно исполняют цели сатаны, заключающиеся в уничтоже­нии всего, что Бог сотворил благим (ср.: 1 Тим. 4:1—3). Поскольку сатана «лжец и отец лжи» (Ин. 8:44), искажение или отрицание истины также всегда присутствует в ложных религиях, особенно в случаях сильного бесовского влияния.

12 В период между Ветхим и Новым Заветами существовали иудеи-экзорцисты, ко­торые пытались вступать в контакт с бесовскими силами, однако едва ли они добива­лись каких-либо успехов. В Деян. 19:13 говорится о неких «скитающихся Иудейских заклинателях», которые пытались использовать имя Господа Иисуса как новую маги­ческую формулу, хотя сами они христианами не были и не обладали духовной властью, исходящей от Иисуса. Результаты их деятельности были весьма плачевны (ст. 15, 16). В споре с фарисеями Иисус сказал: «И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыно­вья ваши чьею силою изгоняют?» (Мф. 12:27). В этом утверждении нет указания на то, что их сыновья изгоняли бесов с большим успехом; здесь говорится только о том, что они пытались изгонять их и получали определенные результаты. Если в основном они терпе­ли неудачу, то аргумент Иисуса представляется очень сильным: «Если Моим успехом в изгнании бесов Я обязан сатане, то чем обусловлен ограниченный успех ваших сыно­вей? Ясно, что властью меньшей, чем власть сатаны; безусловно, не властью Бога!» Под-


Глава 19. Сатана и бесы______________________ 471

повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк. 1:27). Мировая история прежде не знала подобных прецедентов.

Иисус поясняет, что Его власть над бесами — это отличительная черта Его служения, которое призвано предвосхитить Царство Божье среди людей:

Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и рас­хитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его (Мф. 12:28,29).

«Сильный» — это сатана, и Иисус связал его, вероятно, во время Своей победы над ним при искушении в пустыне (Мф. 4:1—11). Во время Своего зем­ного служения Иисус вошел в «дом» сильного (мир неверующих людей, пре­бывающих в узах сатаны) и расхитил его, т. е. освободил людей от сатанин­ских уз и ввел их в радость Царства Божьего. Иисус свершил это «Духом Бо­жиим». Новая сила Святого Духа, побеждающая бесов, была свидетельством, что в служении Иисуса «достигло [их] Царствие Божие».

3) В эпоху Нового Завета. Эта власть над бесовскими силами принадле­жала не только Иисусу, ибо сперва Он наделил ею двенадцать (Мф. 10:8; Мк. 3:15), а затем семьдесят учеников. Спустя какое-то время семьдесят учени­ков «возвратилисьс радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о име­ни Твоем» (Лк. 10:17). Иисус ответил: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию», вновь указывая на яркую победу над властью сатаны (вновь мы мо­жем предположить, что это произошло во время победы Иисуса при искушении

разумевается, что ограниченная власть иудеев-экзорцистов исходила не от Бога, а от сатаны.

Иосиф Флавий приводит рассказ об успешном (по-видимому) изгнании беса иуде­ем по имени Элеазар, который, по словам Иосифа, использовал заклинание, восходя­щее к Соломону (см.: Иудейские древности 8:45—48; ср.: раввинистические повествова­ния в Numbers Rabbah 19:8; Tobit 8:2,3 и по всему тексту «Завета Соломона»). Едва ли можно уточнить, насколько широко распространена и насколько успешна была подоб­ная практика. С одной стороны, Сам Бог мог даровать определенную степень духовной власти над бесами небольшому количеству остававшихся верными Ему иудеев: Он, бе­зусловно, защищал народ израильский в целом от бесовских сил окружавших его языч­ников. С другой стороны, нет ничего невероятного в том, что сатана мог действовать среди неверующих евреев, как и в среде многих других неверующих народов, с целью создать впечатление некой ограниченной власти экзорцистов, целителей и т. д., однако всегда в результате люди оказывались в еще больших духовных узах. Единственное, что абсолютно очевидно, это то, что Иисус обладал гораздо большей духовной властью над бесами, чем кто-либо ранее, и люди были изумлены этим. (С подробным исследованием экзорцизма в иудейской среде можно ознакомиться в работе: Emil Schtirer, The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ, rev. English ed., ed. G. Vermes et al. [3 vols. in 4; Edinburgh: T. & T. Clark, 1973-1987], vol. 3.1, pp. 342-361, 376, 440.)


472 _______________________ Часть II. Учение о Боге

в пустыне, но Писание не дает никаких уточнений)13. Власть над нечистыми духами позднее распространилась и шире — на тех членов церкви, которые несли служение во имя Иисуса (Деян. 8:7; 16:18; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8,9), и это подтверждает мысль о том, что служение во имя Иисуса в эпоху Нового Заве­та приводит к победе над дьявольскими силами (1 Ин. 3:8).

4) Во время миллениума. Во время миллениума, будущего тысячелетнего
царства Христа на земле, о котором говорится в гл. 20 Откровения14, деятель­
ность сатаны и бесов будет ограничена еще в большей степени. Когда Иоанн
в своем видении описывает начало миллениума, он использует выражения,
предполагающие гораздо большее ограничение деятельности сатаны, чем в
наше время:

И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже наро­ды, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть осво­божденным на малое время (Отк. 20:1-3).

Здесь говорится о том, что сатана полностью лишен возможности оказы­вать влияние на то, что происходит на земле. Однако во время миллениума в сердцах неверующих все еще будет пребывать грех, который будет возрастать до конца тысячелетнего периода, когда произойдет великое восстание про­тив Христа под водительством сатаны, который «будет освобожден из тем­ницы своей» (Отк. 20:7) и придет для того, чтобы возглавить это восстание (Отк. 20:8,9). Тот факт, что грех и непослушание остаются в сердцах людей даже вне влияния сатаны, во время тысячелетнего царства Христа, показыва­ет, что мы не можем обвинить сатану и бесов во всем зле мира. Даже когда сатана не будет воздействовать на мир, грех останется в сердце человека.

5) На последнем суде. В конце миллениума, когда сатана будет освобож­
ден и соберет народы на битву, он потерпит окончательное поражение и будет
«ввержен в озеро огненное и серное», дабы «мучиться день и ночь во веки веков»
(Отк. 20:10). Тогда осуждение над сатаной и бесами свершится окончательно.

Г. Наше отношение к бесам

1. Действуют ли бесы в современном мире? Некоторые люди под воз­действием натуралистического мировосприятия, которое допускает реаль-

13 Другое толкование заключается в предположении, что падение сатаны Иисус уви­
дел в миссии семидесяти.

14 Вопрос о миллениуме рассматривается в гл. 54.


Глава 19. Сатана и бесы_______ _________ 473

ность лишь того, к чему можно прикоснуться, что можно увидеть или услы­шать, отрицают, что бесы существуют и в наши дни, и считают, что вера в реальность бесов — это устаревшее мировосприятие, отраженное в Библии и других древних культурах. Например, немецкий исследователь Нового Заве­та Рудольф Бультманн эмоционально отрицал существование сверхъесте­ственного мира ангелов и бесов. Он утверждал, что все это — древние «мифы» и что Новый Завет необходимо «демифологизировать», изъяв из него все эти мифологические элементы, чтобы Евангелие смогли принять современные люди с научным мышлением. Другие люди считают, что современный экви­валент деятельности бесов, о которой говорится в Писании, — это властное и иногда несущее зло воздействие различных организационных структур совре­менного общества: правительства и корпорации. Отрицательное влияние, ко­торое они оказывают на людей, иногда называют «бесовскими», и это в осо­бенности характерно для либеральных богословов.

Однако если Писание дает нам подлинное описание мира, то нам следует воспринимать всерьез представляемую им картину властного бесовского вме­шательства в процессы, происходящие в человеческом обществе. Наша не­способность обнаружить это вмешательство с помощью присущих нам пяти чувств просто говорит о том, что наше восприятие мира несовершенно, а во­все не о том, что бесов не существует. У нас нет никаких оснований полагать, что в современном мире активность бесов слабее, чем она была во времена Нового Завета. Мы находимся в том же самом временном отрезке Божьего плана истории (мы живем в эпоху церкви, или эпоху Нового Завета), и милле-ниум, когда влияние сатаны на человеческое общество будет устранено, еще не настал. Большая часть нашего западного общества не желает признать факт существования бесов — за исключением, пожалуй, «примитивных» сооб­ществ — и относит разговоры о деятельности бесов к категории суеверий. Однако нежелание современного общества признать наличие бесовского вли­яния на людей в наши дни, с библейской точки зрения, обусловлено просто слепотой общества по отношению к природе истинной реальности.

Итак, что же делают бесы? Есть ли какие-то отличительные характерис­тики, которые позволяют нам определить деятельность бесов, если она в дейст­вительности имеет место?

2. Не все зло исходит от сатаны и бесов, но все же они порождают часть

ала. Анализируя ключевые моменты новозаветных посланий, мы понимаем, что здесь уделяется очень мало внимания деятельности бесов в жизни верую­щих или методам борьбы с ними. В основном здесь говорится о том, чтобы веру­ющие не грешили, а вели праведную жизнь. Например, в Первом послании к Коринфянам, там, где речь идет о «разделениях», Павел не повелевает церкви изгнать духа разделения, он просто призывает верующих «говорить одно», что­бы они «соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Когда


474 Часть //. Учение о Боге

возникает проблема инцеста, Павел не повелевает коринфянам изгонять духа инцеста, а говорит им, что верующие должны устыдиться и применить к согре­шающему человеку дисциплинарные меры, чтобы тотраскаялся(1 Кор. 5:1-5). Когда возникает вопрос о том, что верующие идут в суд с жалобами на других верующих, Павел не повелевает им изгнать духа тяжбы (или эгоизма, или раз­дора), он просто повелевает им решать возникающие вопросы внутри церкви и быть готовыми отступить от своих эгоистических интересов (1 Кор. 6:1—8). Когда на Вечере Господней возникает беспорядок, он не повелевает верую­щим изгнать духа беспорядка, обжорства или эгоизма, он просто говорит: «Друг друга ждите», «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:33,28). Подобные примеры можно найти и в других новозаветных посланиях.

В отношении проповеди Евангелия неверующим, новозаветный при­мер всюду одинаков: наибольшее внимание всегда уделяется проповеди Евангелия (Мф. 9:35; Рим. 1:18,19; 1 Кор. 1:17-2:5). И хотя иногда Иисус или Павел изгоняют бесовского духа, который мешает проповеди Еванге­лия в какой-либо местности (см.: Мк. 5:1—20 — гадаринский одержимый; Деян. 16:16-18 — прорицательница в Филиппах), все же эти случаи не яв­ляются образцом служения, которому следует подражать. Даже в приведен­ных выше примерах противодействие проявило себя во время благовество-вания. В противовес современной практике («стратегии равной духовной брани») никто в Новом Завете 1) не вызывает «местного духа» при вступле­нии на какую-либо территорию для проповеди Евангелия (в обоих приве­денных выше примерах бес находился в человеке и противодействие оказы­вал одержимый бесом), 2) не требует у бесов информации о местной иерархии бесов, 3) не утверждает, что нам следует верить информации, полученной от бесов или распространять ее, 4) ни словом, ни примером не учит нас, что пе­ред проповедью Евангелия в том или ином городе необходимо разрушить не­кие «бесовскиеузы» этого города. Христиане просто проповедуют Евангелие, и оно властно изменяет жизни людей! (Конечно, бесовское противодействие может возникнуть, и Сам Бог может открыть нам бесовскую природу того или иного затруднения, против которого в этом случае христианам следует бороться и о чем им следует молиться, как об этом сказано в 1 Кор. 12:10;2Кор. 10:3—6; Еф. 6:12.)

Таким образом, хотя Новый Завет явно признает влияние, которое бесы оказывают на мир и даже, как мы увидим, на жизнь верующих, основное вни­мание сосредоточено на проповеди и христианском росте самих людей (см. также: Гал. 5:16-26; Еф.4:1 -6:9; Кол. 3:1 —4:6идр.). На том же самом следу­ет сосредоточиться и нам, если мы стремимся возрасти в святости и вере, пре­одолеть греховные желания и поступки, которые все еще присутствуют в на­шей жизни (ср.: Рим. 6:1—23), и те искушения, которые исходят из мира неве-


Глава 19. Сатана и бесы_____________________ 475

рующих людей (1 Кор. 10:13)15. Мы должны осознавать свою собственную ответственность в послушании Господу, и нам не следует возлагать вину за наши проступки на некие бесовские силы.

Тем не менее целый ряд текстов Нового Завета показывает, что его авторы явно осознавали присутствие в мире и в жизни христиан влияния бесов. В послании, обращенном к церкви в Коринфе, который был полон храмов, пред-назначенныхдля поклонения идолам, Павел говорил, что «язычники, прино­ся жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20), и это касалось не только Коринфа, но и большей части прочих древних средиземноморских городов. Павел предостерегал также, что в последние дни «отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1) и что возник­нут призывы избегать брака и определенных видов пищи (ст. 3), однако же следует помнить, что всякое творение Бога «хорошо» (ст. 4). Итак, Павел ви­дел, что некоторые учения по своему происхождению были бесовскими. Во Втором послании к Тимофею Павел подразумевает, что люди, противящиеся здравому учению, уловлены дьяволом на исполнение его воли: «Рабу же Гос­пода не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незло­бивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2 Тим. 2:24—26).

Иисус также говорил о том, что евреи, упорно противившиеся Ему, следо­вали за отцом их дьяволом: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Мысль о том, что враждебные действия неверующих часто происходят под влиянием бесов, особенно явно прослеживается в Первом послании Иоанна. После общего утверждения «Кто делает грех, тот от диавола» (1Ин.З:8),он продолжает: «Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10). Здесь Иоанн говорит о том, что все те, кто не родился от Бога, — это дети дьявола, подверженные его влиянию. Так Каин, когда убил Авеля, «был от лукавого и убил брата своего» (1 Ин. 3:12), хотя втексте Книги Бытие (Быт. 4:1-16) мы не находим упоминания о влиянии сатаны на Каина. Иоанн говорит также: «Мы знаем, что мы от Бога и что весьмирлежит во зле» (1 Ин. 5:19). В Открове­нии о сатане сказано: «Обольщающий всю вселенную» (Отк. 12:9). Как мы от­мечали выше, сатана назван также «князем мира сего» (Ин. 14:30), «богом века сего» (2 Кор. 4:4) и «духом, действующим ныне в сынах противления» (Еф. 2:2).

15 Три источника зла в нашей жизни — это «мир, плоть и дьявол» (где «плоть» озна­чает наши собственные греховные стремления).


476 Часть //. Учение о Боге

Объединив все эти утверждения, в которых сатана воспринимается как причина лжи, убийства, соблазна, лжеучения и греха в целом, представляется закономерным сделать вывод, что, как учит нас Новый Завет, практически в любом происходящем ныне злодеянии и грехе в определенной степени при­сутствует бесовское влияние. Не все зло обусловлено действиями сатаны и бесов, и бесовская активность не является основной или главной причиной греха, однако, как один из факторов, она присутствует в любом грехе и в лю­бом разрушительном воздействии, противопоставленном делу Божьему в со­временном мире.

Что касается христиан, как мы уже отметили выше, основной акцент в Новом Завете делается не на влиянии бесов, а на том грехе, который остается в жизни верующего. Мы должны признать, что грех (даже совершенный хри­стианином) дает бесовскому влиянию некую точку опоры в нашей жизни. Павел говорит: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26,27, выделено мной. — У. Г.). Судя по всему, неправедный гнев может дать возможность дьяволу (или бесам) ока­зать на нашу жизнь некое негативное воздействие — может быть, в эмоцио­нальной сфере, усиливая неправедный гнев, который мы уже ощущаем про­тив других людей. Павел говорит также о «броне праведности» (Еф. 6:14), не­обходимой в борьбе с «кознями диавольскими», в брани «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11,12). Если в нашей жизни есть сферы, в которых грех продолжает свое воздействие, значит в нашей «броне праведности» есть брешь — это та сфера, которая не защищена от нападений бесов. Иисус же, Который был полностью свободен от греха, мог сказать о сатане: «Во Мне не имеет ни­чего» (Ин. 14:30). Мы можем отметить также связь между отсутствием греха и защитой от лукавого в 1 Ин. 5:18: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит16; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему».

Итак, приведенные отрывки предполагают, что там, где в жизни христиа­нина грех упорно удерживает свои позиции, основная вина за этот грех лежит на конкретном христианине и на его выборе в пользу прежнего образа жизни (см.: Рим. 6, особенно ст. 12—16; также Гал. 5:16—26). Однако возможно также существование определенного бесовского влияния, которое усиливает эти гре­ховные наклонности. Если христианин годами молится и борется, чтобы пре­одолеть вспышки гнева, то одним из факторов этого греха может быть дух гне­ва. Христианин, который в течение определенного времени борется с депрес­сией, может страдать от нападения духа депрессии или уныния, и это может

16 Настоящее время греческого глагола придает этому выражению значение «не про­должает грешить».


Глава 19. Сатана и бесы_________________ 477

быть одним из факторов создавшейся ситуации17. Верующий, который ведет борьбу в других сферах (это может быть, напр., нежелание подчиняться за­конным властям, чревоугодие, лень, язвительность, зависть и т. д.), сам мо­жет решить, нет ли здесь влияния беса, мешающего ему участвовать в деле Господа.

3. Может ли христианин быть одержим бесом? Термин «одержимость бесом» — это очень неудачное выражение, оно закралось в некоторые анг­лийские переводы Библии, но на самом деле в греческом тексте не представ­лено. В греческом Новом Завете о человеке иногда говорится, что «в нем бес» (Мф. 11:18; Лк. 7:33; 8:27; Ин. 7:20; 8:48,49,52; 10:20) или что он страдает от бесовского влияния (греч. 8а.щоу'1(,оцоа)к, но в греческом тексте нет выраже­ний, предполагающих «одержимость» или «удерживание» бесом человека, в качестве некоего «обладания» (possession) или «принадлежности» человека бесу.

Проблема терминов «одержимость бесом» и «бесноваться» заключается в том, что они имеют оттенок настолько сильного бесовского воздействия, ко­торое подразумевает, что человек, страдающий от нападок беса, не имеет шан­сов противостоять ему. Эти выражения предполагают, что человек не обладает больше собственной волей и целиком пребывает во власти злого духа. Хотя это и могло быть именно так в крайних случаях, как, например, с гадарин-ским бесноватым (см.: Мк. 5:1—20; отметим, что после того, как Иисус из­гнал из него бесов, он снова был «в здравом уме», ст. 15), все же, безусловно, это не так в других случаях бесовских нападений или столкновений с бесами в жизни людей.

Итак, что нам следует ответить на вопрос «Может ли христианин быть одер­жим бесом?» Ответ зависит от того, что мы понимаем под словом «одержимый». Поскольку это слово не передает ни одного выражения греческого Нового За­вета, люди могут определять его по-разному, и поэтому ни одно определение не­возможно признать ни верным, ни неверным. Лично я считаю, что выражение «одержимый бесом» вообще следует исключить из употребления.

17 Не каждая депрессия может быть обусловлена бесовским влиянием. Некоторые виды депрессии обусловлены химическими факторами, которые поддаются медицин­скому воздействию. Другие виды депрессии обусловлены тем, что в манере поведения или в межличностных связях верующий отклонился от библейских стандартов. Однако фактор бесовского вмешательства не следует однозначно исключать и в этих случаях.

Слово Sainovi&nai, которое можно перевести как «находиться под влиянием беса», в Новом Завете встречается 13 раз, и только в Евангелиях: Мф. 4:24; 8:16,28,33; 9:32; 12:22; 15:22 («жестоко беснуется»); Мк. 1:32; 5:15,16,18; Лк. 8:36 и Ин. 10:21. Во всех этих случаях подразумевается довольно-таки сильное бесовское воздействие. Возмож­но, слово «бесноваться» следует употреблять только в самых крайних случаях, подобных описанным в Евангелиях.


478 Часть II. Учение о Боге

Однако если человек четко поясняет, что он подразумевает под словами «одержимый бесом», то ответ будет зависеть от его определения. Если слова «одержимый бесом» означают, что воля человека полностью подавлена и что он больше не в состоянии повиноваться Богу, то ответ на этот вопрос, без­условно, будет отрицательным, ведь Писание гарантирует, что грех не будет властвовать над нами, так как мы воскресли вместе с Христом (Рим. 6:14, см. также ст. 4, 11).

С другой стороны, большинство христиан согласится с тем, что в жизни верующих может проявляться бесовское влияние (см.: Лк. 4:2; 2 Кор. 12:7; Еф. 6:12; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8). Верующий может подвергаться более или менее интенсивным нападкам бесов'9. (Отметим, что «дочь Авраамова», «которую связал сатана вот уже восемнадцать лет», «имевшая духа немощи», «была скор­чена и не могла выпрямиться» [Лк. 13:16, 11].) Хотя после Пятидесятницы Святой Дух действует в верующих более мощно, помогая отражать нападения бесов20, христиане редко прибегают к той силе, которая по праву принадле­жит им. Итак, насколько сильным может быть бесовское влияние в жизни христианина, в котором после Пятидесятницы обитает Святой Дух?

Прежде чем приступить к ответу на этот вопрос, следует отметить, что он связан с вопросом о грехе: «Насколько подлинный христианин может позво­лить греху управлять своей жизнью и при этом оставаться возрожденным хри­стианином?» Абстрактно ответить на этот вопрос трудно, так как мы пони­маем, что если христианин не живет так, как ему следует жить, и что если он не участвует в регулярном общении с другими христианами и в изучении Биб­лии, он может впасть в значительный грех, но при этом о нем все еще можно будет сказать, что он возрожденный христианин. Однако такая ситуация ненормальна; христианская жизнь не должна быть такой. Точно так же, если мы спросим, насколько сильным может стать бесовское влияние в жизни под­линного христианина, нам будет трудно дать общий, отвлеченный ответ. Мы просто формулируем вопрос о том, насколько ненормальной может стать жизнь христианина, в особенности в том случае, если он не знает и не использует то оружие духовной брани, которое дано христианину, упорствует в том или ином грехе, который позволяет бесам проникнуть в его жизнь, и избегает того слу­жения, которое дает духовную поддержку против бесовских нападений. Судя по всему, в подобных случаях степень бесовского влияния на жизнь христиа-

19 Не представляется нужным определять категории или степени бесовского влия­
ния, как иногда это делают, такими словами, как «подпаленный», «охваченный», «объ­
ятый» и т. д., так как Писание не дает нам подобного списка категорий для использова­
ния, и эти категории лишь усложняют простую истину — в жизни человека бесовское
нападение или влияние может иметь различную силу.

20 Об увеличении силы Святого Духа в жизни верующих после Пятидесятницы см. в
гл. 29 и гл. 38.


Глава 19. Сатана и бесы_________________________ 479

нина может быть достаточно сильной. Неверно было бы утверждать, что по­добного влияния быть не может просто потому, что речь идет о христианине. Поэтому, когда кто-нибудь спрашивает: «Может ли христианин быть одер­жим бесом?», но на самом деле имеет в виду: «Может ли христианин попасть под сильное влияние бесов или подвергнуться их нападениям?», то ответ бу­дет положительным, однако с уточнением, что слово «одержимый» здесь не вполне уместно. Поскольку выражение «одержимый бесом» является непод­ходящим термином во всех случаях, и в особенности в применении к христи­анам, я предпочел бы вообще избегать его. Правильнее было бы просто при­знать, что бесовское влияние на людей, в том числе и на христиан, может об­ладать различной степенью интенсивности и не заходить далее этого утверждения. В любом случае выход есть только один: обличить беса во имя Иисуса и приказать ему выйти (см. ниже).

4. Как распознать бесовское влияние? В тяжелых случаях бесовского воз­действия, подобных описанным в Евангелиях, страдающий человек обнару­живает странное поведение, часто связанное с актами насилия, и в особенно­сти с противодействием проповеди Евангелия. Когда Иисус в Капернауме пришел в синагогу, там «был человек, одержимый духом нечистым, и вскри­чал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Мк. 1:23,24)21. Человек, о котором идет речь, встал и прервал богослужение этими выкриками (точнее, выкрикивал эти сло­ва бес, который находился в этом человеке).

После того как Иисус сошел с горы Преображения, один человек привел к Нему сына и сказал: «Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого ду­хом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет». Затем, «как скоро бесноватый уви­дел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену». Отец юноши сказал: «Многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погу-битьего» (Мк. 9:17,18,20,22). Подобное поведение, и особенно вред, нанесен­ный страдающему человеку, были ясными указаниями на де



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.014 с.)