А. Человеческий аспект личности Христа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Человеческий аспект личности Христа



1. Рождение от Девы. Говоря о человечности Христа, уместно начать с рассмотрения Его рождения от Девы. Писание ясно утверждает, что Иисус был зачат во чреве Его матери Марии чудесным действием Святого Духа и без уча­стия земного отца.

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф. 1:18, курсив мой. — У. Г.). Вскоре после этого ангел Господень сказал Иосифу: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:20, курсив мой. — У. /.). Затем мы читаем о том, что Иосиф «поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она роди­ла Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1:24,25).

Подтверждение того же самого факта находим в Евангелии от Луки, где говорится о появлении перед Марией ангела Гавриила. После того, как ангел сказал Марии, что она родит сына, Мария спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил ей:

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35; ср.: 3:23, кур­сив мой. — У. Г.).


596_________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе____________________

Важность учения о рождении от Девы проявляется, минимум, втрех сферах:

1. Это учение показывает, что спасение должно прийти от Господа. По­
скольку Бог обещал, что «семя» жены (Быт. 3:15) некогда уничтожит змея, Он
совершил это Своей властью, а не волей человека. Рождение Христа от Девы —
это напоминание о том, что спасение не может быть результатом человеческих
усилий, оно должно быть деянием Бога. Наше спасение происходит лишь бла­
годаря сверхъестественному труду Бога, и это было явлено в самом начале
жизни Иисуса, когда «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который ро­
дился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам
получить усыновление» (Гал. 4:4,5).

2. Рождение от Девы сделало возможным полное объединение божествен­
ного и человеческого в одной личности. Это было средство, которое Бог ис­
пользовал, чтобы послать Своего Сына в мир (Ин. 3:16; Гал. 4:4) в качестве
человека. Если мы поразмышляем о других возможных способах появления
Христа на земле, то поймем, что ни один из них не объединял бы с такой ясно­
стью человеческое и божественное в одной личности. Вероятно, Бог мог бы
создать Иисуса как совершенное человеческое существо на небесах и послать
Его на землю без участия земных родителей. Но в этом случае, нам было бы
сложно принять утверждение, что Иисус такой же человек, как и мы, и Он
не был бы частью человеческого рода, который физически происходил от Ада­
ма. С другой стороны, для Бога было бы возможно сделать так, чтобы Иисус
пришел в мир через двух земных родителей, отца и мать, и с божественной
природой, чудесным образом соединенной с Его человеческой природой на
раннем этапе Его жизни. Но тогда нам было бы сложно принять утверждение,
что Иисус был вполне Богом, ведь Его происхождение во всем было бы подоб­
но нашему. Размышляя об этих двух вариантах, мы понимаем, как Бог, в Сво­
ей мудрости, установил сочетание человеческого и божественного влияния в
рождении Христа. То, что Он полностью человек, стало очевидным из того
факта, что Он родился обычным образом от земной матери; а то, что Он Бог,
стало очевидным, так как Его зачатие в чреве Марии произошло действием
Святого Духа1.

3. Рождение от Девы делает возможным также тот факт, что Христос был
вполне человеком, но не наследовал греха. Как мы отметили в гл. 24, все люди
унаследовали формальную вину и порочную моральную природу от их праот­
ца, Адама (иногда эту вину называют «унаследованным грехом» или «перво-

1 Это не означает, что Бог немогбы привести Христа в мир никаким иным образом. Здесь подразумевается лишь, что Бог, в Своей мудрости, решил, что такое появление Иисуса в мире будет наилучшим, и отчасти это проявляется в том, что рождение от Девы помогает нам понять, как Иисус может быть вполне Богом и вполне человеком. Возмо­жен ли иной способ прихода Христа в мир, хоть в каком-нибудь абсолютном смысле слова «возможный», Писание нам не говорит.


Глава 25. Личность Христа____________________ 597

родным грехом»). Но Иисус не имел земного отца, и это означает, что проис­хождение от Адама отчасти было прервано. Иисус не происходил от Адама тем же самым образом, как от него происходят все другие люди. И это помо­гает нам понять, почему формальная вина и моральная порочность, свойствен­ные всем прочим людям, не относятся к Христу.

Эта мысль, судя по всему, изложена в словах архангела Гавриила, обра­щенных к Марии:

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; по­сему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1:35, курсив мой. - У. Г.).

Поскольку Дух произвел зачатие Иисуса во чреве Марии, ребенок будет назван «святым»2. Такой вывод не следует понимать в том смысле, что грех может быть передан только через отца, поскольку Писание нигде не говорит об этом. Достаточно сказать лишь, что в данном случае прямая линия проис­хождения от Адама была прервана и Иисус был зачат силой Святого Духа. Текст Лк. 1:35 связывает зачатие от Святого Духа со святостью и моральной чисто­той Христа, и размышление над этим фактом позволяет нам понять, что Иисус не происходил вполне от Адама, так как у Него не было земного отца, и что этот разрыв в генеалогической линии Бог использовал для того, чтобы сделать Иисуса вполне человеком и чтобы при этом Он не наследовал греха от Адама.

2 Я цитирую здесь перевод RSV, который кажется мне правильным (так же перево­дит и NIVmg). Но грамматически допустим также и следующий перевод: «Поэтому свя­той, который родится, будет назван Сыном Божиим». Эта версия представлена в NIV и в NASB. По-гречески текст читается следующим образом: Aid ка1 тд yevvcbfievov bcywv кХфцахсч, xiib; веощ. Решение в пользу правильности первой или второй версии зави­сит от того, считаем ли мы подлежащим тб yevudfievov, и переводим его «ребенок, кото­рый родится», или zbbcyiov, «святой», а причастие yevvd^ievov истолковываем как прила­гательное, которое придает всему выражению следующий смысл: «рождаемое святое» (именно из такого понимания исходят NIV и NASB).

Лексические исследования последнего времени показывают, что выражение тд yewdfievov служило для выражения значения «ребенок, который родится». Примеры можно найти в следующих источниках: Plotinus, Nead, 3.6.20-24; Plato, Menexenus, 237E; Laws, 6J75C; Philo, On the Creation, 100; On the Change of Names, 267; Plutarch, Moralia, "Advice to Bride and Groom", 140F; "On Affection for Offspring", 495E. Более детальный поиск может дать большее количество примеров, но указанных выше достаточно для того, чтобы показать: грамматическая допустимость перевода текста Лк. 1:35, предла­гаемого NIV и NASB, не является сильным аргументом в пользу предлагаемой ими версии, так как грекоговорящие читатели I в. понимали слова xb yevvdyiEvov как сооб­щение о «ребенке, который родится». Именно поэтому RSV представляет значение, которое читатели I в. извлекли бы из этого предложения: «...Поэтому и ребенок, кото­рый родится, будет назван святым, Сыном Божиим». (Эти примеры употребления тб yewdonevov я нашел в базе данных: Thesaurus Linguae Graecae at Trinity Evangelical Divinity School.)


598_________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе___________________

Но почему Иисус не унаследовал греховную природу от Марии? Римско-католическая церковь, отвечая на этот вопрос, утверждает, что сама Мария была без феха; однако Писание нигде не говорит ничего подобного; и такое утверждение на самом деле не решает проблемы (так как оно не объясняет, почему сама Мария не унаследовала фех от своей матери)3. Лучшим объясне­нием будет утверждение, что действие Святого Духа в Марии не только предот­вратило передачу феха от отца (так как у Иисуса не было земного отца), но также чудесным образом предотвратило передачу феха от Марии: «Дух Свя-тый найдет на Тебя... посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35, курсив мой. — У. Г.).

Люди, не принимающие утверждения, что Писание полностью истинно, обычно отрицают и учение о рождении Иисуса от Девы (по крайней мере, так было прежде). Но если наша вера основана на Писании, то мы, безусловно, не станем отвергать это учение. Осознаем мы или нет важные богословские аспекты этого учения, мы должны верить в него прежде всего потому, что это утверждается Писанием. Подобное чудо, безусловно, не было слишком слож­ным для Бога, сотворившего мир, — любой, кто утверждает, что рождение от Девы было «невозможно», просто признается в своем неверии в Бога Библии. Если мы хотим правильно понимать библейское учение о личности Христа, то важно начать именно с утверждения этого учения.

2. Человеческие слабости и ограничения. Прежде всего нужно понять не­сколько истин.

1) Иисус был наделен человеческим телом. Тот факт, что Иисус обладал че­ловеческим телом, подобным нашим телам, очевиден из многих отрывков

3 Римско-католическая церковь учит о непорочном зачатии. Это учение относится не к зачатию Иисуса во чреве Марии, а к зачатию Марии во чреве ее матери; утвержда­ется, что Мария была свободна от наследственного греха. Восьмого декабря 1854 г. папа Пий IX провозгласил: «Пресвятая Дева Мария в первый момент ее зачатия была... в виду заслуг Иисуса Христа... сохранена свободной от любого пятна первородного греха» (Ludwig Ott, Fudamentals of Catholic Dogma, trans. Patrick Lynch [Rockford: Tan, I9604], p. 190). (Ка­толическая церковь учит также, что «вследствие особой привилегии благодати от Бога, Мария была свободна от любого личного греха в течение всей ее жизни», р. 203.)

В ответ мы должны сказать, что Новый Завет высоко чтит Марию, как ту, которая «обрела благодать у Бога» (Лк. 1:30) и была «благословенна... между женами» (Лк. 1:42), но Библия нигде не указывает на то, что Мария была свободна от наследственного греха. Выражение «Радуйся, Благодатная1. Господь с Тобою» (Лк. 1:28, курсив мой. — У. Г.) означает лишь, что Мария обрела великое благословение от Бога; то же самое слово, которое в Лк. 1:28 переведено как «благословенный» (греч. дарпйсо), употреблено по отношению ко всем христианам в Еф. 1:6: «В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (курсив мой. — У. Г.). Отг говорит даже: «Уче­ние о непорочном зачатии Марии в Писании открыто не выявлено» (р. 200), хотя, как он считает, подразумевается в Быт. 3:15 и вЛк. 1:28,41.


Глава 25. Личность Христа____________________ 599

Писания. Он родился также, как рождаются все земные младенцы (Лк. 2:7). Он взрослел и изменялся так же, как растут все дети: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем» (Лк. 2:40). Кроме того, Лука говорит нам, что «Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2:52).

Иисус уставал, также как и мы: «Иисус, утрудившись от пути, селу коло­дезя» в Самарии (Ин. 4:6, курсив мой. — У. /.). Ему было знакомо чувство жажды, так как на кресте Он сказал: «Жажду» (Ин. 19:28). После того, как он постился сорок дней в пустыне, Он «взалкал» (Мф. 4:2). Иногда Он ощу­щал физическую слабость. Во время Своего искушения в пустыне Он постился в течение сорока дней (к концу этого срока физические силы человека почти полностью покидают его, и если продолжить пост, то можно нанести своему организму непоправимый вред). В это время «Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4:11), вероятно затем, чтобы добыть Ему пропитание и заботиться о Нем, пока Он не обретет достаточно физических сил для того, чтобы выйти из пустыни. Когда Иисус шел к месту распятия, воины заставили Симона Киринеянина нести Его крест (Лк. 23:26), вероятнее всего потому, что Иисус был настолько слаб после избиений, что не мог нести крест Сам. Кульмина­ция ограничений Иисуса, обусловленных Его человеческим телом, видна в Его смерти на кресте (Лк. 23:46). В Его человеческом теле больше не было жизни, и оно прекратило функционировать, точно так же, как это бывает с нашими телами, когда мы умираем.

Иисус также воскрес из мертвых в физическом, человеческом теле, хотя это тело было совершенным и не было подвержено слабости, болезни и смер­ти. Он многократно показывает Своим ученикам, что Его тело реальное, фи­зическое. Он говорит: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39, курсив мой. — У. Г.). Он показывает им, что наделен плотью и костями и что Он не просто бестелесный дух. Вот еще одно свидетельство этого факта: «Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда; и взяв ел пред ними» (Лк. 24:42; ср.: ст. 30; Ин. 20:17,20,27; 21:9,13).

В этом же самом человеческом теле (хотя это и было воскрешенное, совер­шенное тело) Иисус вознесся на небо. Прежде чем вознестись, Он сказал: «Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу» (Ин. 16:28; ср.: 17:11). То, как Иисус вознесся на небеса, было задумано как демонстра­ция преемственности между Его существованием в физическом теле на земле и Его существованием в этом теле на небесах. Несколькими стихами ниже, после того как Иисус говорит ученикам: «Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24:39), — мы читаем о том, как Иисус «вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благослов­лял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50,51). Также и в Деяниях мы читаем: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их»(Деян. 1:9).


600_________________ Часть IV. Учение о Христе и о Святом Духе____________________

Все эти стихи показывают, что человеческое тело Иисуса до Его воскре­сения было во всех отношениях подобно нашему и что даже после воскресе­ния оно оставалось человеческим телом с «плотью и костями», однако стало совершенным, таким, какое обретем и мы, когда Христос возвратится и мы также воскреснем из мертвых4. Иисус продолжает существовать в этом чело­веческом теле на небесах, как это демонстрирует нам Его вознесение.

2) Иисус обладал человеческим разумом. Факт, что Иисус «преуспевал в пре­
мудрости»
(Лк. 2:52, курсив мой. — У. Г.), говорит о том, что Он прошел все
этапы обучения, которые проходят другие дети, — Он учился есть, ходить,
читать, и писать, и повиноваться родителям (см.: Евр. 5:8). Это обучение было
частью подлинной человеческой природы Христа.

Мы также видим, что Иисус обладал человеческим разумом, подобным нашему, когда Он говорит о Своем возвращении на землю: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32)5.

3) Иисус обладал человеческой душой и человеческими эмоциями. Мы ви­
дим многочисленные указания на то, что Иисус обладал человеческой душой
(или духом). Перед распятием Иисус сказал: «Душа Моя теперь возмутилась»
(Ин. 12:27, курсив мой. — У. Г.). Немного далее Иоанн пишет: «Сказав это,
Иисус возмутился духом» (Ин. 13:21, курсив мой. — У. Г.). В обоих стихах
словом «возмутился» переводится греческий глагол харЬааиз, который часто
используется для описания состояния человека, встревоженного или захва­
ченного врасплох опасностью6.

Кроме того, Иисус перед распятием, когда понял, какие Ему предстоит перенести страдания, сказал: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:38). Его печаль была настолько великой, что, казалось, будь она чуть сильнее, она отобрала бы саму Его жизнь.

Иисус обладал всеми человеческими эмоциями. Он «удивился» вере сот­ника (Мф. 8:10). Он плакал, горюя об умершем Лазаре (Ин. 11:35). Молился Иисус также с сердцем, переполненным чувствами, так как Он «во дни плоти

4 О природе воскрешенного тела см. в гл. 27 и гл. 41.

5 Полнее этот стих рассматривается ниже.

6 Слово vxptoaaa используется, напр., при описании Ирода, который «встревожил­
ся», когда узнал, что мудрецы ищут нового царя иудеев.(Мф. 2:3). Также ученики «встре­
вожились», когда неожиданно увидели, как Иисус идет по озеру, и подумали, что это
привидение (Мф. 14:26); Захария «смутился», когда неожиданно увидел ангела в Иеру­
салимском храме (Лк. 1:12); ученики «смутились», когда Иисус неожиданно появился
среди них после Своего воскресения (Лк. 24:38). Но это слово используется также в
Ин. 14:1,27, когда Иисус говорит: «Да не смущается сердце ваше». Поэтому нам не сле­
дует думать, что когда Иисус «возмутился духом», Ему недоставало веры или что дело
было в каком-либо грехе; речь шла о сильном человеческом чувстве, которое возникло в
ситуации серьезной опасности.


Глава 25. Личность Христа___________________ 601

Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти» (Евр. 5:7, курсив мой. — У. Г.).

Кроме того, автор говорит нам: «Хотя Он и Сын, однако страданиями на­вык послушанию, и совершившись сделался для всех послушных Ему ви­новником спасения вечного» (Евр. 5:8,9). Но если Иисус никогда не грешил, то как Он мог учиться послушанию? Судя по всему, по мере того как Иисус становился все более зрелым, Он, подобно другим земным детям, мог брать на себя все большую ответственность. Чем старше Он становился, тем большего послушания требовали от Него отец и мать и тем более значительные задачи, относившиеся к человеческой природе, ставил перед Ним Его небесный Отец. С каждой все более сложной задачей, в том числе требующей определенной степени страдания (как это уточняется в Евр. 5:8), человеческие моральные силы Иисуса, Его способность повиноваться во все более сложных обстоятель­ствах увеличивались. Это были своего рода «духовные упражнения», укреп­лявшие Иисуса. Но во всех этих испытаниях Он ни разу не согрешил.

Полное отсутствие греха в жизни Иисуса тем более примечательно, что Он прошел через суровые искушения, и не только в пустыне, но и в течение всей Своей жизни. Автор Послания к Евреям утверждает, что Иисус «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Тот факт, что Он сталкивался с искушением, означает, что Он обладал подлинной человеческой природой, подверженной искушениям, так как Писание ясно говорит нам, что «Бог не искушается злом» (Иак. 1:13).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.018 с.)