Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е. Моральное значение последнего судаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учение о последнем суде имеет для нас большое моральное значение. 1. Учение о последнем суде удовлетворяет наше внутреннее стремление к 2. Учение о последнем суде дает нам силы прощать. Мы понимаем, что 1296 ______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________ Который, «будучи злословим... не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Пет. 2:23, курсив мой. — У. Г.). Он также молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34; ср.: Деян. 7:60, где Стефан последовал примеру Иисуса и молился о тех, кто предавал его смерти). 3. Учение о последнем суде побуждает нас жить праведно. Для верующих Для неверующих учение о последнем суде является определенным сдерживающим моральным фактором. Если в обществе большинство людей признает, что все однажды дадут отчет перед Творцом за свою жизнь, то определенный «страх Божий» будет влиять на очень многих людей. Напротив, те, кто не осознает, что последний суд действительно состоится, предают себя все большему злу, показывая, что «.нет страха Божия пред глазами их» (Рим. 3:18, курсив мой. — У. Г.). Петр говорит, что те, кто отрицает последний суд, — это «наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: „где обетование пришествия Его?.."» (2 Пет. 3:3,4, курсив мой. — У. Г.). Он говорит также, что разнузданные люди, которые «дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас», тем не менее «дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых» (1 Пет. 4:4,5). Мысль о последнем суде — это утешение верующим и предостережение неверующим, данное им, чтобы они оставили свои злодеяния. 4. Учение о последнем суде—мощный стимул к проповеди. Решения, кото Ж. Учение об аде Уместно рассмотреть учение об аде в связи с учением о последнем суде. Понятие «ад» мы можем определить следующим образом: ад — это место 7 Мысль о трудах ради большего вознаграждения на небесах — частая тема в Новом Завете, см. выше. __________________ Глава 55. Последний суд и вечное наказание_________________ 1297 вечного, осознаваемого наказания грешников. Писание очень часто говорит, что такое место существует. В конце притчи о талантах господин говорит: «А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25:30). Это одно из многочисленных подтверждений того факта, что после суда наказание будет осознаваться теми, кто ему подвергнется. На суде царь скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). И Иисус говорит, что проклятые «пойдут... вмуку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46)8. Параллель, проводимая в данном тексте между «вечной жизнью» и «вечной мукой», указывает на то, что оба состояния будут бесконечными9. Иисус говорит об аде, как о «неугасимом огне» (Мк. 9:43), и говорит, что ад — это место, «где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9:48)|0. История о богаче и Лазаре также указывает на ужасающее осознаваемое наказание: ...Умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем (Лк. 16:22—24). Затем богач просит Авраама послать Лазаря в дом его отца, говоря: «Ибо у меня пять братьев: пусть он засвидетельствует им, чтоб и они не пришли в это место мучения» (Лк. 16:28, курсив мой. — У. Г.). В Откровении вечное наказание описывается тоже весьма красноречиво: ...Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Отк. 14:9-11). Этот отрывок совершенно ясно говорит нам о вечном осознаваемом наказании неверующих. 8 Слово, переведенное здесь как «мука», — по-гречески кбХаспд — обычно обозна 9 Эти тексты и тексты, которые цитируются в следующих абзацах, ясно указывают, 10 Ср.: Ис. 66:24, где говорится о непокорных Богу: «Ибо червь их не умрет, и огонь 1298_______________________ Часть УН. Учение о грядущем_________________________ В связи с осуждением Вавилона, огромная толпа на небесах восклицает: «Аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков» (Отк. 19:3, курсив мой. — У. Г.). В период последнего отступления, когда сатана будет побежден, «диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Отк. 20:10, курсив мой. — У. Г.). Этот отрывок также очень важен в связи с Мф. 25:41, где говорится, что неверующие отсылаются «в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Эти стихи помогают осознать, каким страшным злом является грех и непокорность Богу и насколько велика святость и справедливость Бога, которая и приводит в исполнение приговор. Представление о вечном осознаваемом наказании неверующих не так давно отрицалось даже некоторыми евангельскими богословами". Прежде это учение отвергалось церковью Адвентистов седьмого дня и отдельными людьми в течение всей церковной истории. Те, кто отрицает вечное осознаваемое наказание, часто выступают в защиту «аннигиляционизма» (от лат. annihilare, «уничтожать»), учения о том, что грешники, после того как испытают гнев Божий в течение определенного времени, будут «уничтожены» Богом, так что они не будут более существовать12. Таким образом, наказание «осознается», но не является «вечным». Аргументы, вьщвигаемые в защиту аннигиляционизма, следующие: 1) иногда говорят, что библейское упоминание о погибели грешников означает, что они перестанут существовать (Флп. 3:19; 1 Фес. 5:3; 2 Фес. 1:9; 2 Пет. 3:7 и др.); 2) что существует противоречие между осознаваемым наказанием и любовью Бога; 3) что есть несправедливость, связанная с неравнозначностью совершенных во времени грехов и наказанием, назначаемым в вечность; 4) что постоянное присутствие злых существ в Божьем мире портило бы совершенство мира, созданного Богом для отражения Его славы. В ответ на первый аргумент следует сказать, что терминология, употребленная в этих отрывках (Флп. 3:19; 1 Фес. 5:3; 2 Фес. 1:9; 2 Пет. 3:7), не подразумевает непременного прекращения существования или аннигиляции 1' См.: Philip E. Hughes, The True Image: The Origin and Destiny of Man in Christ (Grand Rapids: Eerdmans, 1989), pp. 405-407; David L. Edwards and John R. W. Stott, Essentials: A Liberal-Evangelical Dialogue (London: Hodder and Stoughton, 1988), pp. 275, 276; Clark Pinnock, "The Destruction of the Finally Impenitent", CThRev 4 (Spring 1990), pp. 243-259. 12 Разновидностью точки зрения о том, что Бог впоследствии уничтожит неверующих (собственно аннигиляционизм), является позиция, которую называют «условным бессмертием». Она заключается в том, что Бог делает людей бессмертными (т. е. они могут жить вечно) только в том случае, если они принимают Христа как Спасителя. Таким образом, люди, которые не становятся христианами, не имеют дара вечной жизни, и после смерти или в конце последнего суда они просто перестают существовать. Этот взгляд очень близок к аннигиляционизму, и я не рассматриваю его в данной главе отдельно. (Сторонники некоторых разновидностей условного бессмертия отрицают также и осознаваемое наказание, даже на короткое время.) ________________ Глава 55. Последний суд и вечное наказание___________________ 1299 какого-либо рода. Эти выражения могут просто обозначать тяжелые и разрушительные последствия последнего суда для неверующих13. Что же касается второго аргумента, то трудно согласовать также Божью любовь и вечное наказание, которое содержится в представлении о божественном наказании в целом. И, наоборот, если (как об этом исчерпывающе свидетельствует Писание) Бог может наказывать грешников в течение некоторого времени после суда, то почему Он не может применить такое же наказание на бесконечный период времени? Такое рассуждение может привести нас к другой разновидности анни-гиляционизма, в которой осознаваемое наказание отрицается в принципе, даже на короткое время, и единственное наказание грешников заключается в том, что после смерти они перестают существовать. Но можно ли считать наказанием подобное немедленное уничтожение, ведь в этом случае человек не ощущает страдания. Гарантия прекращения существования многим людям, особенно тем, кто страдает от тягот этой жизни, показалась бы своего рода желанной альтернативой. И если бы не существовало никакого наказания неверующих, то даже люди, подобные Гитлеру и Сталину, не получали бы никакого возмездия, и в мире не было бы справедливости. Тогда люди не боялись бы быть в этой жизни настолько грешными, насколько это возможно. Третий аргумент, гласящий, что вечное наказание несправедливо (так как нет соразмерности временного греха и вечного наказания), основан на неверной предпосылке о том, что мы осознаем масштаб зла, творимого через непокорность грешников Богу. Дейвид Кингдон замечает, что «грех против Творца отвратителен до такой степени, которая выходит далеко за рамки нашего пронизанного грехом воображения... Кто был бы настолько дерзок, чтобы указывать Богу... каким должно быть наказание?»14 Свой ответ на это замечание 13 В Флп. 3:19 и 2 Пет. 3:7 понятие «гибель» выражено словом dacdAeia, т. е. тем же 14 David Kingdon, "Annihilationism: Gain or Loss?" (1992 г.; неопубликованная руко 1300_______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________ он продолжает утверждением о том, что грешники в аду могут продолжать грешить, получать наказание за грех и не раскаиваться в нем, и отмечает, что на это указывает текст Отк. 22:11: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится»15. Однако здесь против аннигиляционизма может быть выдвинут аргумент, основанный на понятии Божьей справедливости. Разве кратковременное наказание, предполагаемое аннигиляционистами, является подлинной расплатой за все грехи неверующих и удовлетворяет справедливость Божью? Если нет, то справедливость Бога не была удовлетворена и неверующий не должен быть уничтожен. Если же да, то неверующему следует предоставить право взойти на небеса и его не следует уничтожать. В любом случае аннигиляционизм не является необходимым и правильным подходом. Что касается четвертого аргумента, который гласит, что зло, которое остается без наказания, уменьшает славу Божью в мире, то следует сказать, что нам нужно помнить о том, что когда Бог наказывает зло, Он торжествует над ним и слава Его справедливости, праведности и торжества над любым врагом в конце концов будет явлена (см.: Рим. 9:17,22—24). Глубина милосердия Божьего также будет явлена, поскольку все спасенные грешники осознают, что они заслуживают наказания Божьего и избежали его лишь по милосердию Божьему, благодаря ходатайству Иисуса Христа (ср.: Рим. 9:23,24). После всего сказанного следует отметить, что окончательное разрешение этого вопроса во всей его глубине лежит далеко за пределами нашего понимания и скрыто в сознании Бога. Если бы процитированные отрывки из Писания не учили нас столь ясно вечному осознаваемому наказанию, аннигиляционизм мог бы показаться нам привлекательной точкой зрения. Хотя анни-гиляционизму можно противопоставить богословские аргументы, в конечном счете, лишь ясность и авторитет Писания убеждают нас, что данная точка зрения противоречит учению о вечном осознаваемом наказании грешников16. Как нам следует относиться к данному учению? В наши дни нам сложно — а иначе и быть не может — размышлять об этом учении. Если в нашем сердце не возникает глубокая печаль, когда мы размышляем об этом учении, то в духов- 15 David Kingdon, "Annihilationism: Gain or Loss?" (1992 г.; неопубликованная руко 16 Поскольку учение о вечном осознаваемом наказании столь чуждо нашей культу ________ Глава 55. Последний суд и вечное наказание 1301 ном и эмоциональном плане с нами что-то не в порядке. Павел, размышляя о гибели своих братьев по крови, о гибели евреев, говорит: «Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему» (Рим. 9:2, курсив мой. — У. Г.). Не случайно и Бог говорит нам о Своей собственной печали при виде гибели грешников: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы фешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11). Мучения Иисуса очевидны из Его слов: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:37,38; ср.: Лк. 19:41,42). Нам потому трудно размышлять об аде, что Бог поместил в наши сердца часть Своей собственной любви к людям, сотворенным по Его подобию, даже к грешникам, которые Ему непокорны. Чем дольше мы живем и чем больше мы видим людей, которые нуждаются в Евангелии и вере в Христа ради спасения, тем большую печаль и угнетение духа мы испытываем, когда размышляем о вечном наказании. Однако мы должны помнить, что все, задуманное Богом и изложенное в Писании, справедливо. Поэтому мы должны остерегаться, чтобы нам не возненавидеть это учение или не начать сопротивляться ему, мы должны стремиться, насколько это возможно, признать, что вечное наказание справедливо и правильно, ибо в Боге нет никакой несправедливости. Нам может помочь осознание того факта, что если бы Бог не осуществил вечного наказания, то Его справедливость не была бы удовлетворена, а Его слава не была бы явлена так, как Он считает необходимым. Возможно, нам поможет также мысль о том, что с точки зрения будущего мира необходимость и справедливость вечного наказания гораздо более очевидна. Иоанн слышит, как мученики на небесах восклицают: «Доколе, Владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (Отк. 6:10). Кроме того, при разрушении Вавилона, великий глас множества людей на небесах прославляет Бога за справедливость Его суда, ибо эти люди наконец увидели отвратительную природу зла такой, какова она есть: ...Аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему; ибо истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любо-дейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее... Аллилуйя! И дым ее восходил во веки веков (Отк. 19:1-3). Когда это произошло, «двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуйя!» (Отк. 19:4). Мы не можем утверждать, что все это множество спасенных людей и небесных животных морально не правы, когда они славят Бога за свершение возмездия над злом, так как все они свободны от феха и их моральное суждение угодно Богу. 1302_______________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________ Однако в нынешнем веке мы можем так приветствовать справедливость Божью в наказании зла лишь при размышлении о вечном наказании сатаны и бесов. Когда мы размышляем о них, мы не испытываем инстинктивной любви к ним, хотя и они также были сотворены Богом. Ныне они полностью предали себя злу и находятся вне возможности спасения. Поэтому мы не можем желать их спасения, как мы желаем спасения всех людей. Мы должны верить, что вечное наказание подлинно и справедливо, и все же нам следует желать, чтобы даже те люди, которые особенно жестоко преследовали церковь, пришли к вере в Христа и избежали вечного осуждения. Вопросы для самостоятельной работы 1. Прежде вы думали о том, что верующие также предстанут на последнем И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви (курсив мой. — У. /.). 2. Вы задумывались раньше о приобретении сокровищ на небесах или о боль 3. Как вы думаете, что испытают те, кто будет участвовать вместе с Христом в 4. Подумайте о ваших друзьях-христианах в церкви. Как вы думаете, что вы 5. Вы рады, что произойдет последний суд над верующими и неверующими? 6. Вы убедились, что Писание учит о вечном осознаваемом наказании греш __________________ Глава 55. Последний суд и вечное наказание_________________________ 1303 7. Есть ли такие люди, которые вас обидели в прошлом и которых вам было трудно простить? Помогло ли вам учение о последнем суде простить этого человека? Специальные термины ад последний суд аннигиляционизм суд народов великий суд белого престола универсализм вечное осознаваемое наказание условное бессмертие Библиография Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях 1. Англиканские (епископальные) 1882-1892 Litton, 591-600 2. Арминианские (уэслианские или методистские) 1875-1876 Pope, 3:401-447 1892-1894 Miley, 2:458-471 1940 Wiley, 3:338-375 1960 Purkiser, 567-574 1983 Carter, 2:1105-1109, 1127-1130, 1133-1136 3. Баптистские 1767 Gill, 2:302-329 1887 Boyce, 461-471, 477-493 1907 Strong, 1023-1029, 1033-1056 1917 Mullins, 478-483, 488-503 1976-1983 Henry, 4:593-614; 6:492-513 1983-1985 Erickson, 1005-1022, 1234-1241, 1200-1204 4. Диспенсационалистские 1947 Chafer, 4:402-412, 427-433 1949 Thiessen, 383-390, 396-397 1986 Ryrie, 512-516, 520-522 5. Лютеранские 1917-1924 Pieper, 3:539-550 1304____________________ Часть VII. Учение о грядущем__________________________ 6. Реформатские (или пресвитерианские) 1724-1758 Edwards, 2:122-130, 190-213, 515-525 1861 Нерре, 703-706 1871-1873 Hodge, 3:837-854, 868-880 1878 Dabney, 842-862 1889 Shedd, 2b:659-663, 667-754 1937-1966 Murray, CW, 2:413-417 1938 Berkhof, 728-738 1962 Buswell, 2:306-308, 508-511 7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические) 1988-1992 Williams, 3:413-420, 445-477
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.97.161 (0.011 с.) |