Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е. Слово мудрости и слово знания

Поиск

Павел пишет: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово зна­ния, тем же Духом» (1 Кор. 12:8). Сразу следует уяснить, что оба эти дара нигде больше не упомянуты в Писании56, а в ранней небиблейской христианской литературе в отношении какого-то дара подобные выражения не употребля­ются. Следовательно, этот стих — единственное место, где содержится эта ин­формация. Мы знаем, какие слова использованы для описания этих двух да­ров, и у нас есть контекст, в котором встречаются эти слова. Ни у одного ком­ментатора нет более полных сведений для интерпретации. Все это говорит о том, что любые наши выводы в лучшем случае будут приблизительными.

Выделим две основных версии: 1) чаще всего эти дары воспринимаются как способность получать особое откровение от Святого Духа и на этом осно­вании произносить слова, которые в какой-то конкретной ситуации даруют людям мудрость или особое знание об этой ситуации.

2) «Слово мудрости» — это просто способность произнести мудрое слово в той или иной ситуации, а «слово знания» — это способность говорить о той или иной ситуации с каким-то знанием. В обоих случаях знание и мудрость основываются не на особом откровении, дарованном Святым Духом, а на муд­рости, приобретенной в течение жизни. Речь идет о знании и мудрости, кото­рые характерны, например, для учителей Писания, пресвитеров и других зре­лых христиан в церкви. Такие люди получают силу Святого Духа, и потому их речь становится эффективной. Примеры «слова мудрости» в таком зна­чении можно найти в Деян. 6:1—6 (назначение первых «дьяконов» или по­мощников апостолов); Деян. 6:10 (мудрость Стефана в провозглашении Еван­гелия); Деян. 15:19—29 (решение Иерусалимского совета) и даже в утвержде­нии царя Соломона: «Рассеките живое дитя надвое, и отдайте половину одной, и половину другой» (3 Цар. 3:25; см. также: 1 Кор. 6:5,6).

В защиту первой точки зрения можно сказать, что другие семь даров, пе­речисленные 1 Кор. 12:8-10, можно отнести к категории «чудес», а потому и эти два дара следует понимать так же.

Тем не менее против такой точки зрения есть серьезные возражения: 1) сло­ва, которые Павел использует, — «слово» (X6yoq), «мудрость» (сгоф'ш) и «зна­ние» (yvdxyig) — это не специальные термины, они очень широко использу­ются в Новом Завете. Кроме того, обычно они не используются для обозначе­ния чудесных происшествий (как «откровение» и «пророчество», напр.), это просто слова, с помощью которых говорят о человеческом знании и челове-

56 По крайней мере, нигде более в Писании ни одно явление не названо «словом мудрости» или «словом знания»; эти выражения в Писании вообще нигде более не встре­чаются.


________________ Глава 52. Новозаветное учение о духовных дарах____________ 122 1

ческой мудрости. Поэтому значение самих по себе слов, судя по всему, не дает никакого указания на чудесные дары.

2) Контекст 1 Кор. 12:8 говорит о том, что Павел не воспринимал эти дары
как чудесные. Общая цель в ст. 8—10 — показать, что какими бы дарами ни об­
ладал человек,
он может быть уверен, что этот дар — от Святого Духа. Павел
начинает следующими словами:«Каждому дается проявление Духа на пользу»,
затем перечисляет дары, а в конце говорит: «Все же сие производит один и тот
же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (ст. 7,11). Однако если це­
лью Павла было показать, что любой христианский дар дан Святым Духом, то
недостаточно было бы привести для примера только чудесные дары. Иначе
люди, обладающие не чудесными дарами, решили бы, что сказанное Павлом
не имеет к ним прямого отношения. А люди, обладающие чудесными дарами,
могли бы подумать, что Святой Дух действует только в таких людях, как они.
Это привело бы к опасному чувству превосходства одних над другими. По­
этому представляется необходимым, чтобы Павел включил некоторые не чу­
десные дары
в свое перечисление в 1 Кор. 12:8—10.

Однако какие из перечисленных даров не являются чудесными?

• Слово мудрости.

• Слово знания.

• Вера.

• Дары исцелений.

• Чудеса.

• Различение духов.

• Говорение на языках.

• Истолкование языков.

Но это означает, что «слово мудрости» и «слово знания» должны быть не чудесными, чтобы в списке присутствовало хотя бы несколько не чудесных даров. Это показало бы пасторскую мудрость Павла, избравшего различные примеры даров, которыми люди обладали в конкретных общинах. Итак, если в списке должно присутствовать несколько не чудесных даров — тогда имен­но «слово мудрости» и «слово знания» должны занять эти места57.

3) Возможно, самое важное соображение заключается в том, что в Но­
вом Завете уже имеется термин для описания особого откровения от Святого
Духа и передачи его общине — это то, что Павел называет «пророчеством».
Поскольку он довольно подробно рассматривает пророчество, описывая этот

57 Даже если говорение на языках и веру рассматривать как не чудесные дары, мы получаем список, представляющий собой смесь чудесных и не чудесных даров; и тогда можно с уверенностью сказать, что «слово знания» и «слово мудрости» также могут быть не чудесными дарами, особенно учитывая тот факт, что слова, используемые для описа­ния этих даров, обычно не обозначают чудесных явлений.


1222________________________ Часть VI. Учение о Церкви

дар и устанавливая правила для его использования, мы четко представляем себе, что это такое. Однако утверждение о том, что эти другие дары действова­ли точно таким же образом (различие, в этом случае, будет только в содержа­нии), не согласуется с новозаветным текстом и основано только на представ­лении каждого о том, какими эти дары должны быть58.

Поэтому предпочтительнее считать эти дары «не чудесными», и понимать их просто как способность говорить мудро и со знанием в различных ситуа­циях. То, что сегодня многие в харизматических кругах называют «словом мудрости» и «словом знания», лучше всего обозначать словом «пророчество»59.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.114.199 (0.007 с.)