Экономический империализм: сущность, сторонники и критики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический империализм: сущность, сторонники и критики



Экономический империализм – тенденция в развитии экономической науки, заключающаяся в распространение методов и идей экономического анализа на изучения всех сфер жизни человека и общества (экономика войны, сексуальной активности, дискриминации, человеческого капитала). Основные деятели этого направления – Чикагскй Университет (Г. Беккер, Р. Коуз, Р. Познер, Дж. Стиглер), Вирджинского Университета (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок) Лос-анджелесского Университета (А. Алчиан, Г. Демсец, Дж. Хиршлейфер).

Это направление возникло во второй половине ХХ века, хотя и до этого появлялись некоторые идеи в этом направлении. Например, Адам Смит при объяснении политического поведения использовал экономический подход. А Иеремия Бентам утверждал, что исчисление наслаждений и страданий приложимо ко всякому человеческому поведению: не только к рынку товаров и услуг, но и к наказанию преступников, деятельности судов, реформе тюрем. Маркс и его последователи применяли экономический метод к политике, браку и другим формам нерыночного поведения.

 

Но основным идеологом данного направления стал Г.Беккер. В статье «экономический анализ и человеческое поведение» он приводит три определения экономической науки, из которых наиболее верным считает самое широкое: экономическая наука занимается изучением распределения ограниченных средств для удовлетворения конкурирующих целей. Таким образом, он высказывает идею о том, что возможности экономической науки не ограничиваются рамками материальных благ, а экономический метод может с равным успехом описывать распределение ресурсов в рамках политического процесса, через семью или при организации научных исследований. И именно экономический метод – это то, что отличает экономическую теорию от всех других дисциплин.

Предпосылки:

1. Максимизирующее поведение агентов. Это означает, что каждое действие агент совершает, сопоставляя выгоды и издержки от этого действия. Если ему доступно несколько альтернатив, он выберет ту, которая приносит выигрыш, в наибольшей степени превышающий издержки.

2. Существование рынков, с неодинаковой степенью эффективности координирующих действия разных участников таким образом, что их поведение становится согласованным.

3. Стабильность предпочтений. Предполагается, что предпочтения не изменяются сколько-нибудь существенно с ходом времени и не слишком разнятся у богатых и бедных или даже среди людей, принадлежащим к разным обществам и культурам. Стабильность предпочтений предполагается по отношению не к конкретным товаром и услугам, а к основополагающим объектам выбора, которые определяются через отношения людей к фундаментальным аспектам их жизни.

 

Экономический подход допускает неполноту информации и наличие трансакционных издержек. Беккер говорит о том, что об этих двух факторах часто забывают и для объяснения того или иного действия экономического агента ссылаются на его иррациональность и непоследовательность его поведения.

Конечная цель – унификация всех общественных наук на базе экономической теории.

Принципы экономического империализма:

1. Модель рационального выбора применима к поведению человека везде

2. Homo economicus не обязательно является эгоистом. Модель рационального выбора работает и в случае альтруистического поведения.

3. Возможность моделирования внерыночного взаимодействия (заключение брака, кражи) по аналогии с рыночным обменом. Внерыночные сделки совершаются по неявным ценам

Принципы оптимизации полезности, рационального, эгоистичного поведения и равновесия применимы ко всем социальным наукам. Причем эгоистичное поведение при вторжении в области иных наук начинает трактоваться широко – альтруизм так же может рассматриваться как проявления эгоизма человека получающего личное удовлетворения от заботы о других.

Люди ведут себя рационально не только взаимодействуя на рынке, но и вступая в брак, отдавая свои голоса на выборах.

Многие типы внерыночного взаимодействия (вступление в брак, кража) можно моделировать мо аналогии с рыночным обменом, в этих взаимодействиях так же устанавливается некое равновесное состояние подобно рыночному равновесию.

Человек в экономической теории:

Совершенно рационален – человек осознает свои цели и мгновенно находит оптимальное решение т.к обладает параметрическим знанием (знает структуры и все параметры ситуации, способен определить все возможные альтернативы). Человек безошибочно взвешивает все возможные издержки и выгоды любого решения. Руководствуется принципом оптимизации на основе ограничений выбора.

Человек эгоистичен и стремится к максимизации своей собственной полезности, котрую могут входить полезности иных агентов.

На индивидуальном уровне – это рациональное поведение, направляемое эгоистическими интересами, при этом предполагается, что предпочтения существенно не изменяются в течение времени и не слишком разнятся у богатых и бедных или среди людей, принадлежащих к разным обществам и культурам; на социальном – рыночный обмен. Сегодня такое понимание признается недопустимо узким.

Во-первых, сфера применения принципа рациональности, по мнению «империалистов», практически безгранична и несводима к пользованию материальными благами. Они не верят, что жизнь человека поделена на изолированные отсеки, так что он действует рационально, совершая малозначимые покупки, но почему-то начинает вести себя иначе при решении таких важных проблем, как поступление в вуз, заключение брака, участие в выборах. Стабильность предпочтений предполагается по отношению не к рыночным товарам или услугам вроде автомобилей или мед. обслуживания, а к основополагающим объектам выбора, которое производит каждое домохозяйство, используя для этого рыночные товары или услуги и собственное время. Эти предпочтения определяются через отношение людей к фундаментальным аспектам их жизни: здоровье, престиж, чувственные наслаждения, и отнюдь не всегда остаются стабильными, если иметь в виду рыночные товары или услуги.

Во-вторых, homo oeconomicus не обязательно является эгоистом. Обычно к предпосылке о рациональности экономисты добавляли допущение, что человеческое поведение носит «корыстный» характер. К примеру, трактовка политической деятельности как рационального поведения, направленного на достижение личного богатства, власти и престижа, а не общественного блага, произвела переворот в политологии, дав толчок разработке теории общественного выбора.

В-третьих, «эк. империализм» утверждает, что многие типы внерыночного взаимодействия можно моделировать по аналогии с рыночным обменом. Вне «обычного» рынка сделки совершаются без прямого участия денег (заключение брака) и часто имеют недобровольный характер (кража). Но и они требуют от участников некоторых затрат ресурсов, т.е. осуществляются по неявным ценам, тяготеющим к какому-то равновесному уровню.

Такой расширительный подход сделал возможным проникновение эк. анализа в области, ранее далекие или вообще недоступные.

Характер предпочтений, уровень рождаемости, формы собственности не даны человеку извне, а выступают результатом рационального выбора. Экономисты-неоклассики пришли к выводу, что аппарат микроэкономического анализа имеет намного более широкую применимость, чем предполагалось ранее.

Билет №51

Примеры экспансии экономического подхода: теория человеческого капитала, экономика преступности, дискриминации, семьи.

Теория человеческого капитала Г. Беккера. Смысл разделения специальных и общих инвестиций в человеческий капитал.

Гэри Беккер (1930-)

“Экономика дискриминации” (1957)

"Человеческий капитал" (1964)

"Преступление и наказание: экономический подход" (1968)

"Теория распределения времени" (1965)

"Экономический подход к семейному поведению" (1976)

"Трактат о семье" (1981).

Человеческий капитал - это имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Инвестициями в него могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Отправным пунктом для Беккера служило представление, что при вкладывании своих средств в подготовку и образование учащиеся и их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским вкладам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо о ее прекращении. Беккер определил доход от высшего образования как разность в пожизненных заработках между теми, кто окончил колледж, и теми, кто не пошел дальше средней школы. Основные издержки обучения - “потерянные заработки” недополученные во время учебы.

Огромное теоретическое значение имело введенное Беккером различие между специальными и общими инвестициями в человека.

Общая подготовка работника способна приносить пользу во многих фирмах, например, навыки, получаемые врачом от стажировки в больнице, навыки механика, прошедшего курс обучения по сборке машин или самолетов и т.д. Рациональные фирмы

предоставляют данную подготовку, если они не участвуют в оплате издержек. В данном случае оплата ляжет на плечи обучающихся, которые станут получать в период обучения заработную плату, которая будет ниже их потенциальной предельной производительности на всю величину издержек подготовки. Подготовка оказывает серьезное влияние на характер взаимосвязи между заработком и возрастом: проходящие подготовку лица будут иметь более низкие заработки в период подготовки, и более высокие заработки в старших возрастах за счет получаемого тогда дохода от подготовки.

Фирмы, осуществляющие общую подготовку, являются источником внешней экономии для других фирм, потому что те могут использовать квалифицированную рабочую силу, не неся издержек на обучение, поэтому у фирм есть все стимулы перекладывать издержки подготовки на самих работников. Права собственности работника на свою квалификацию служат для него стимулом для инвестиций в подготовку, то есть его согласие на сокращение заработной платы в период подготовки.

Специальная подготовка – подготовка, которая в фирмах, предоставивших ее, повышает производительность работников в большей мере. Полностью специальной можно считать подготовку, никак не отражающуюся на тех характеристиках работников, которые могли бы иметь ценность для других фирм. Пример: подготовка летчиков-истребителей, астронавтов, такая подготовка ценна для армейской службы, но малоценна для гражданского сектора.

Виды специальных инвестиций: ресурсы, затрачиваемые фирмами на ознакомление новых работников с внутренней организацией, расходы на информацию о талантах работников. Монопсонисты, как правило, делают специальные инвестиции.

Готовность работников и фирм делать специальные инвестиции зависит от ожидаемой текучести рабочей силы. Причина в том, что, если работник уходит на другую фирму, часть капитальных затрат со стороны фирмы, которая осуществляет подготовку, будет потеряна, при найме нового человека, его производительность будет ниже, так как он не прошел подготовку. Если работник, оплативший специальную подготовку, будет уволен, то он также теряет капитал, так как не сможет найти такую же привлекательную работу.

Работники со специальной подготовкой получают более высокую зарплату, а работники с общей ту же зарплату, что ив других местах.

Специальная подготовка не несет внешних эффектов. Но существуют экстернальные эффекты, так как добровольные увольнения препятствуют фирмам собрать весь доход от сделанных вложений, вынужденные увольнения приводят к тому же самому для работников.

У работников со специальной подготовкой меньше стимулов увольняться, а у фирм увольнять таких работников даже во время спадов деловой активности. Фирмы могут застраховаться от добровольных увольнений посредством долгосрочных трудовых контрактов, пенсионных планов.

Формальное образование.

Приобретение каких-то навыков требует практического опыта и подготовки в учебных заведениях. Существует взаимозаменяемость между учебными заведениями и фирмами в области получения знаний. Сначала обучение новой специальности происходит на фирме, а если спрос на нее повышается, то подготовка переносится в учебное заведение. Образование можно рассматривать, как общую подготовку.

Другие виды инвестиций в человеческий капитал.

Расходы на инвестирование в информацию о возможностях трудоустройства, которые в будущем принесут более высокие заработки.

При устройстве на новую работу могут возникать издержки на переезд, оплата которых может осуществляться как фирмами, так и работникам. Если при переезде открывается много новых возможностей, то большая часть издержек падает на работника (иммигранты, как правило, всегда оплачивают свой переезд).

Инвестиции в улучшение физического и эмоционального состояния работников. Фирмы могут инвестировать в здоровье персонала, организуя медосмотры, отказываясь от деятельности, связанной с риском. Также фирмы могут повысить заработную плату, что поможет работникам оплатить внешние инвестиции, которые могут заключаться в улучшении питания, образования, медицинского обеспечения. Но фирма пойдет на это, если это способствует повышению производительности.

Производительность зависит также и от мотивации, и интенсивности труда. В качестве стимулирования этих показателей также можно использовать повышение зарплаты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.019 с.)