Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура современной экономической науки: разнообразие↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
по предмету и методу исследования. В общем смысле методология – способ, которым устанавливается отношение между теорией и реальностью. Она оказывает влияние на выбор вопросов, которые призвана решать теория, на их иерархию, интерпретацию предлагаемых решений, охватывает принципы, регулярно применяемые при формулировке и обосновании экономических теорий. Методология определяет предмет и объект анализа, цели и способ построения теории, интерпретацию ее выводов и критерии, в соответствии с которыми теория оценивается. Она так же затрагивает соотношение между наукой, этикой и идеологией, роль языка теории как средство убеждения и другое. Интерес к методологии вызван стремлением осознать смысл, значение и границы применения той или иной теории, понять насколько она адекватна практическим задачам, насколько всеобщий характер имеют ее исходные положения и выводы, каковы общефилософские и этические предпосылки скрыты за рассуждениями и другое. Примерами повышенного интереса к методологии могут служить 70-е годы XIX века (маржиналистическая революция) и 30-е годы ХХ века (Дж. М. Кейнс), то есть времена смены парадигм. Интерес к методологии заметно возрос в последние 2 десятилетия, и это может быть свидетельством близкой смены парадигм. Специфика вопросов, которыми занимается методология, дает основание утверждать, что на характер методологических исследований значительное влияние оказывает развитие философии и этики, а так же общественных представлений и настроений. Сейчас методология экономической науки тесно связана с философией позитивизма. Старейшим вопросом методологии был вопрос о предмете экономической науки. Первым он был определен А. Смитом как изучение природы и причин богатства народов. Богатство понималось и как накопленный запас, и как доход в его динамике. Смит видел задачу экономики в определении факторов роста национального дохода (говоря современным языком). Предметом экономической науки и Д. Риккардо становится распределение доходов, задача науки понимается как выяснение законов распределения, появляется идея противостояния классов (закон о земельной ренте). Дж. Ст. Милль разрабатывал проблемы границ науки и сущности научного метода и утверждение идеи этической нейтральности науки, ее абстрактного и дедуктивного характера, принципа методологического индивидуализма. Задача науки – установление законов развития общества в целом и в области хозяйства в частности. К. Маркс открыто заявлял о социальной направленности политической экономии и пытался продемонстрировать возможность согласования этической предопределенности -классового подхода, с объективностью. Задача науки – выяснение законов развития капитализма как исторически ограниченного общества. Период 70-90-х годов XIX века связан со спором между исторической школой, в лице Г. Шмоллера, и австрийской школой, в лице К. Менгера.
Ученые Дж. Кэрнс, Г. Сиджуик, Дж. Н. Кейнс считали, что цель политической экономии – пролить свет на происходящее, выявить законы природы, связь явлений между собой и какие следствия вызывают те или иные причины. Дж. Н. Кейнс утверждал, что экономические законы представляют собой теоремы, а не практические предписания. Политическая экономия – нейтральна по отношению к конкурирующим социальным схемам. Огромное значение имеет практическое применение экономической науки, но уже с точки зрения социального философа, а не чистого экономиста. Мизес: «экономическая наука – это теоретическая дисциплина, и как таковая она не говорит человеку, каким ценностям ему следует отдавать предпочтение и к каким целям он должен стремиться…Наука – продукт мысли, действие – предмет воли». М. Вебер считал научными лишь те рассуждения и выводы, которые не имеют оценок и рекомендаций. Отстаивал принцип разделения нормативного и позитивного знания, подчеркивая, что наука не может разрабатывать идеалы. Кейнс был сторонником практической роли экономической науки, не отделял ее от социально-экономических проблем. В 50-60-е годы возникла «неортодоксальная» методология (Т. Кун, И. Локатош, П. Фейерабенд и др.). она указывает на существование несопоставимых парадигм, выбор которых предполагает значительную роль субъективизма. В настоящее время их идея нашла отражение у Г. Мюраля, Б. Колдуэлла, Д. Макклоски. Они выступают против жесткого требования единой методологии, поскольку сомневаются в возможности философии предложить хорошо обоснованный критерий оценки, указать наиболее надежные способы построения теорий и т.д. Представители позитивного направления всячески отстаивали идею этически нейтральной экономической теории, но сомнения в возможности это сделать никогда не покидали экономистов. Под вашингтонским консенсусом подразумевается комплекс рекомендаций для стран, испытывающих финансовый и экономический кризис. Неукоснительное соблюдение этих правил, по утверждениям апологетов идеологии, вознаграждается оперативной стабилизацией государственной экономики. Выражение «вашингтонский консенсус» в 1989 году запустил в общеупотребительный оборот американец Джон Уильямсон - экономист Института международной экономики в Вашингтоне. Свою доктрину он основывал на макроэкономической стабилизации, микроэкономической либерализации, открытии внутреннего рынка для иностранных инвестиций и свободном перемещении капиталов. Впоследствии корректировку принципов вашингтонского консенсуса предложила главный экономист программы ООН по вопросам развития Изабелл Грюнберг. В ее трактовке универсальная модель экономического развития опиралась на следующие приоритеты: поддержание фискальной дисциплины (минимальный дефицит бюджета); приоритетность здравоохранения, образования и инфраструктуры среди государственных расходов; снижение предельных ставок налогов; либерализация финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам на невысоком, но положительном уровне; свободный обменный курс национальной валюты; либерализация внешней торговли (в основном за счет снижения ставок импортных пошлин); снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций; приватизация; дерегулирование экономики и защита прав собственности. Подведу итоги. Результаты макроэкономических реформ в России не совпали с предсказаниями, которые делались в процессе составления программ и рекомендаций. Авторы изменили характер своих утверждений после того, как очевидными стали последствия реализации этих рекомендаций. Поскольку ныне мы признаем реальную значимость таких явлений, как государство и институции, необходимо подвергнуть критическому пересмотру и всю совокупность рекомендаций и требований Вашингтонского консенсуса. Сравнение стандартной макроэкономики и реальности ставит адептов этой экономической парадигмы в крайне сложное положение. Речь идет о необходимости пересмотра ее фундаментальных теоретических оснований. [2]Последняя фраза в книге Струве. [3] Народники в свою очередь возлагали надежды на то, что кустарные промыслы, возникшие на основе крестьянской домашней промышленности, могут стать альтернативой крупному фабричному производству. [4] Струве П.Б. [7] О процессе созидательного разрушения На первой стадии предприниматель, увидевший возможность новой комбинации, получает кредит, налаживает выпуск и выходит на рынок. Вполне возможно, что предприниматель, чтобы разбудить потребительский спрос, осуществит чистые дополнительные затраты, навязав благо потребителям «хотя бы даром». На второй стадии предприниматель укрепится на рынке и окажется монополистом. На третей стадии привлеченные высокими доходами конкуренты приходят в отрасль и временной монополии приходит конец. В результате цены снижаются и вновь сравниваются с издержками, но уже на другом уровне. (ИЭУ стр.308-309) [8] О нововведениях. Шумпетер выделяет несколько видов принципиально новых комбинаций факторов производства: - создание нового продукта, - использование новой технологии производства, - использование новой организации производства, - открытие новых рынков сбыта и источников сырья. Новые комбинации факторов производства получили названия "нововведения". Следует подчеркнуть, что в терминологии Шумпетера "нововведение" не является синонимом слова "изобретение". Предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых. Возможности нового применения средств в избытке находятся сами по себе, они могут быть известны. [9] Эпистемология – теория познания, раздел философии. [10] Нейтральность денег — это свойство денег, выражающееся в том, что изменение их предложения не оказывает влияния на реальные величины. Так, если центральный банк удваивает предложение денег, в два раза возрастают уровень цен, рублевое (денежное) выражение заработной платы и все другие величины, имеющие стоимостное выражение. В то же время реальные величины, такие, как уровень производства, занятость, реальная зарплата и реальная ставка процента, остаются без изменения. Использование свойства нейтральности денег позволяет достоверно описывать реальные экономические процессы в долгосрочном периоде.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.205 (0.01 с.) |