Микро- и макроподходы в теории Дж.М. Кейнса. Парадоксы в теории Кейнса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Микро- и макроподходы в теории Дж.М. Кейнса. Парадоксы в теории Кейнса



Макроподход (по большому счету, здесь можно рассказывать содержание всех вопросов по Кейнсу):

Основные исследования Кейнса относятся к области макроэкономики. Основными задачами макроэкономики являются контроль над инфляцией и безработицей. Кейнс считал, что для стабилизации экономики необходимо государственное регулирование. В «Трактате о денежной реформе» и «Трактате о деньгах» он рассматривает взаимодействие изменения количества денег и уровня цен и исследует, как с помощью инструментов денежной политики можно влиять на уровень цен в стране. Изначально Кейнс опирался на количественную теорию денег. В кембриджской версии теории, которую использовал Кейнс, устанавливается зависимость между наличностью, общим уровнем цен, долями активов, которые люди предпочитают хранить в форме наличности и депозитов, а также нормы обязательных резервов. Он допускал, что количественная теория денег работает в долгосрочном периоде, когда существует устойчивое соотношение денежной массы и уровня цен, т.е. в долгосрочной перспективе центральный банк может контролировать уровень цен за счет контроля над количеством денег в обращении. В краткосрочном же периоде нужно учитывать изменения скорости обращения денег. Поэтому Центробанку нужно контролировать не количество денег в обращении, а соотношение депозитов и наличности в «портфеле» экономических субъектов. Это возможно за счет изменения процентной ставки, контроля над объемом наличности и нормы обязательного резервирования. Но Кейнс говорит, что выполнение данной задачи теоретически возможно, но возможности центрального банка ограничиваются в условиях открытой экономики и в условиях использования золотого стандарта. В «Трактате о деньгах» Кейнс более детально рассматривает колебания уровня цен в краткосрочном периоде. Здесь он уже использует модифицированную теорию денег. Кейнс изменил уравнение спроса на деньги (выделил спекулятивный спрос на деньги), дополнил модель уравнениями движения цен потребительских и инвестиционных товаров (связал их изменение с доходами, произведенными в различных секторах экономики и поставил проблему равенства сбережений и инвестиций). В этой модели Центробанк с помощью изменения ставки процента может контролировать сбережения (необходимо равенство сбережений и инвестиций) для стабилизации экономики, но опять же это возможно только в закрытой экономике.

В «Общей теории занятости, процента и денег» Кейнс уже рассматривает закрытую экономику. В отличие от классиков Кейнс включил в модель ожидания, так как в отличие от предшественников он уделил внимание совокупному спросу (в том числе и ожидаемому спросу). В этой модели Кейнс рассматривает не долгосрочное равновесие, а различные состояния (в зависимости от ожиданий) краткосрочного равновесия при неполной занятости. Для объяснения влияния на совокупный спрос различных его составляющих Кейнс использует мультипликатор.

 

 

Микроподход:

Макроэкономика Кейнса невозможна без элементов микроэкономики. Так как невозможно в полной мере рассмотреть агрегированные показатели, не рассмотрев отдельные составляющие. В частности Кейнс рассматривает поведение отдельных потребителей и отдельных предпринимателей. Это необходимо, так как Кейнс рассматривает ожидание экономических агентов. То есть совокупное предложение определяется поведением фирм, а значит поведением отдельных предпринимателей. Частью совокупного спроса является потребление, а значит необходимо рассмотреть поведение отдельных потребителей.

Предприниматели должны составить как можно более точные ожидания о будущем, чтобы судить о том, сколько потребители согласятся заплатить за товар, который будет предложен через некоторый, возможно, достаточно длительный период времени. Кейнс рассматривает краткосрочные и долгосрочные ожидания предпринимателей. Краткосрочные: предприниматель, начиная производство определенной продукции, намечает цену, которую он рассчитывает получить, когда продукт будет готов. Долгосрочные: предприниматель рассматривает, какова может быть ожидаемая структура его будущих доходов, если он увеличит свое капитальное оборудование для того, чтобы купить или произвести самому готовую продуцию. В зависимости от ожиданий предпринимателя, фирма может обеспечить определенный уровень занятости (влияние на макроуровне).

В рассмотрении потребления как части совокупного спроса важную роль имеет склонность к потреблению. Для определения уровня потребления существуют определенные стимулы, определяющие индивидуальное поведение потребителей. Кейнс выделил восемь факторов, сдерживающих расходование доходов: Осторожность, Предусмотрительность, Расчетливость, Стремление к лучшему, Независимость, Предприимчивость, Гордость и Скупость – и шесть стимулов к потреблению: Желание пользоваться жизнью, Недальновидность, Щедрость, Нерасчетливость, Тщеславие, Мотовство. Влияние этих факторов влияет на ожидаемый уровень потребления и сбережений. «Психология» потребителей напрямую влияет на предельную склонность к потреблению mpc=dC/dY и, соответственно, на мультипликатор (чем выше mpc, тем больше мультипликативный эффект, мультипликатор автономных расходов (у Кейнса мультипликатор инвестиций) mult=1/(1-mpc)).

Парадоксальность:

«Экономическая теория Кейнса – это парадоксальная экономическая теория, экономическая теория перевернутого мира. Хорошее становится скверным, а скверное хорошим. Тезис ведет к антитезису, люди сами порождают экономические проблемы… Мы так приучили себя к осмотрительности, что нам легко избавиться от страданий, связанных с безработицей» (Macmillan).

парадокс бережливости

парадокс энимал спирит

парадокс мультипликативного эффекта

На самом деле, П.Н. Клюкин сказал, что в этой части ответа нужно рассказывать не о парадоксах, а о том, что интересного вы прочитали в его работах, что кому запомнилось. Так что здесь каждый что-нибудь для себя выбирает (либо по темам других билетов, либо просто, что понравилось).

Например:

1. По тексту «Конец laissez-faire». Кейнс выступает против государственного социализма и плановой экономики, но в то же время допускает значительную долю государственного контроля в экономике. Кейнс признавал, что у социализма есть много и недостатков, и преимуществ. «Ежечасно на одном участке за другим социализм теснит господство частной выгоды». Правильная, с точки зрения Кейнса, политика государства должна включать: продуманный денежно-кредитный контроль, сбор и распространение экономической информации, контроль над сбережениями (эффективное распределение сбережений) и инвестициями1, продуманная политика в отношении численности населения2. На мой взгляд эти утверждения не сильно отличаются от положений плановой экономики.

2. Вернемся к вопросу о потребительской психологии. Ожидания потребителей и их стимулы к потреблению (или, наоборот, сбережениям) определяют норму потребления. Но на фактический уровень потребления влияют не только психологические факторы, но и регулирование ставки процента. Опять же в данной ситуации Кейнс приходит к выводам через противоречия. С одной стороны, рост нормы процента должен побуждать увеличивать сбережения (часть дохода, направляемую на сбережения), но рост ставки процент снижает доход (так как падают инвестиции), поэтому фактический размер совокупных сбережений будет сокращаться. Кейнс приходит к выводу, что стимулы к сбережениям (Осторожность, Предусмотрительность, Расчетливость и т.д.) не влияют на фактический объем сбережений. Влияние оказывает только то, насколько благоприятна для инвестиций норма процента. Но он сам же признает, что здесь есть некое преувеличение. Если норма процента поддерживается на уровне, обеспечивающем полную занятость, то психологические факторы все-таки оказывают влияние на сбережения, а, следовательно, и на потребление. Кейнс говорит, что классики, судя по всему, считали, что норма процента всегда поддерживается на таком уровне, так как они уделяли большое внимание психологическим стимулам.

Другое

При макроподходе объект рассматривается «снаружи», т.е. как единое целое. Это означает, что внутренние связи, внутреннее устройство объекта игнорируются, а изучаются только входы и выходы, их взаимозависимость. При микроподходе объект рассматривается «изнутри». Изучаются внутренняя структура, внутренние связи между его элементами.

О собенностью метода исследования Кейнса является макроэкономика. Назвав свою теорию «теорией впуска и занятости в целом» он подчеркивал,что в центре внимания теории –вопрос о факторах, определяющих объем производства и занятости (а не проблема аллокации ограниченных ресурсов и в связи с этим проблема равновесных цен), и что макроэкономический подход является определяющим. Микроэкономический подход, характерный для предшественников Кейнса, заключается в том, что анализ ведется с точки зрения отдельных экономических единиц. Условия процветания отдельной фирмы в этом случае отождествляется с условиями процветания нации в целом. Кейнс же использовал агрегированные величины (совокупный спрос), макроэкономические модели, но макроэкономическая ориентация не сводится к оперированию макропоказателями, б ольшое значение в теории Кейнса имеют психологические и социологические факторы, ожидания экономических субъектов, оценка ими будущего, неопределенность и риск. Акценты микроподхода кейнса:

• При заключении контрактов рабочие ориентируются на номинальную, а не реальную заработную плату. «работники обычно противятся сокращению денежной зп, но они не прекращают работать всякий раз, когда поднимаются цены товаров». (общая теория..) –гораздо более правдоподобная предпосылка, чем в классической теории

• Единственное объяснение возникновения безработицы на микроуровне – жесткая заработная плата

• решения об инвестициях и сбережениях принимаются не синхронно, т.к. они осуществляются разными субъектами, действующими исходя из различных мотивов: инвестиции определяются процентом, а сбережения зависят от дохода.

н а величину потребительских расходов (С – компонент платежеспособного спроса наряду с инвестициями I, именно платежеспособный спрос определяет уровень занятости -макроуровень) влияет широкий круг различных факторов: доходов, покупательная сила денег, желания людей обеспечить себе резерв денег (мироуровень) и т.д. Кейнс, проанализировав эти факторы формулирует «основной психологический закон»: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».

• Деньги в теории кейнса –уникальный социально-экономический и социально-психологический феномен, при этом все процессы в экономике происходят в условиях неопределенности, когда рационально поведение, опирающееся на ожидания. Выделяются мотивы, по которым люди предпочитают ликвидность, т. е. желают иметь при себе наличность, психологичны и опираются на ожидания:транзакционный мотив, вытекающий из потребностей товарно-денежного обращения; мотив предосторожности - т.е. люди на всякий случай хотят иметь на руках несколько больше денег, чем необходимо для трансакций (сделок); спекулятивный мотив, непосредственно связанный с нормой процента. Таким образом, рыночные субъекты предпочитают ликвидность, причем это предпочтение возрастает в периоды неуверенности и неустойчивости денежного рынка. Процентная ставка есть вознаграждение за расставание с ликвидностью. Она так же тем выше, чем неопределенней будущее. Кейнсианскую теория процента называют психологической.

Таким образом, Кейнс анализирует рациональное поведение индивидов и «выводит» его на макроуровень, когда индивидуальные решения влияют на всю экономику.

В кейнсианской теории есть такое понятие как «парадокс бережливости». В предыдущие времена бережливость считалась добродетелью, способствующей процветанию. Кейнс же полагает, что бережливость, уменьшая потребительские расходы, ведет к сокращению объема реализации продукции (перепроизводству). В результате компании тормозят инвестиционный процесс и нанимают все меньше рабочей силы. Доходы падают. В конечном итоге, несмотря на возможный рост той доли дохода, которая направляется на сбережения, сами доходы сокращаются так, что и общий объем сбережений также уменьшается.

 

Билет № 36



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.015 с.)