Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы поведенческой и экспериментальной экономики: теории герберта саймона, канемана и тверски, вернона смита

Поиск

Теория ограниченной рациональности Г. Саймона.

Отправной точкой для Саймона послужила необходимость пересмотреть нереалистическую предпосылку полной информации, входившую в неоклассическую модель человека (или — если информация является неполной, как в теории ожидаемой полезности, — предпосылку знания полного набора возможных исходов с их вероятностями). Процесс принятия решений в модели Саймона можно описать двумя главными понятиями — поиска и принятия удовлетворительного варианта (satisficing).

Саймон исходит из того, что перед человеком, принимающим решения, нет готовых альтернатив, их нужно искать самому. Но в отличие от теории поиска в теории ограниченной рациональности не предполагается, что в процессе поиска вариантов можно максимизировать полезность. Для этого нет необходимой информации: субъект не может заранее знать исходов каждого варианта, во-первых, из- за неопределенности, несводимой к риску, во-вторых, из-за своих ограниченных счетных способностей и, в-третьих, из-за того, что у него, вопреки неоклассической теории, нет всеобщей и последовательной функции полезности, которая позволила бы сравнить разнородные альтернативы. Из тех же самых соображений он не может выбрать оптимальный вариант из уже полученного набора альтернатив.

Таким образом; в отличие от неоклассического подхода, в котором из неполноты информации не вытекает никаких ограничений на способности экономического человека к рациональному расчету, теория Саймона выводит из ограниченности информации ограниченность рациональности. Согласно Саймону, хозяйственный субъект выходит из положения следующим образом: поиск вариантов ведется до тех пор, пока не будет найден первый приемлемый (удовлетворительный) вариант, а затем прекращается. Приемлемость или неприемлемость варианта Саймон определяет с помощью заимствованной из психологической науки категории «уровень притязаний» (aspirations level), разработанной Куртом Левином. Концепция уровня притязаний предполагает, что в каждый момент у человека есть некоторое представление о том, на что он может (имеет право) рассчитывать. Уровень притязаний — это как бы висящая перед человеком планка, которую он собирается перепрыгнуть. Планка установлена не слишком низко — то, что чересчур просто, не приносит удовлетворения, и не слишком высоко — человек склонен ставить перед собой только разрешимые задачи. Уровень притязаний не является застывшим, планка все время сдвигается в зависимости от результатов последнего прыжка. Если он был успешным, уровень притязаний поднимается вверх — человек ставит себе более высокую цель. В случае неудачи и следующей за ней фрустрации уровень притязаний опускается, поскольку человек начинает более критично относиться к своим способностям. Вариант считается удовлетворительным, если он позволяет человеку преодолеть, планку — уровень притязаний.

Выбор удовлетворительного варианта требует от экономического субъекта гораздо меньшей информированности и счетного искусства, чем в неоклассической модели. Ему уже не надо иметь точную информацию об исходе данного варианта и сравнивать его с исходами альтернативных вариантов в рамках общей функции полезности. Достаточно смутного интуитивного представления о том, что данный вариант выше или ниже приемлемого уровня. При этом сравнивать варианты между собой вообще нет необходимости. Вместе с тем концепция ограниченной рациональности все еще достаточно обща и абстрактна, что позволяет применить ее к широкому кругу явлений. Поэтому до сих пор она остается единственной альтернативной максимизационной моделью человека, претендующей на универсальность и применимой в эмпирических исследованиях и нормативных рекомендациях.

Д.Канеман и А.Тверски. Теория перспектив. Принятие решений является, возможно, одним из основных видов деятельности, характерных для живых существ. Поэтому попытка понять, объяснить и предсказать поведение делающего выбор индивида стала главной задачей поведенческих и социальных наук. При анализе принятия решений обычно различают рискованный выбор и выбор при отсутствии риска. Традиционным примером решения, принятого в условиях риска, служит согласие участвовать в игре на деньги, в которой результаты получаются с определёнными степенями вероятности. Типичным решением, принимаемым в отсутствие риска, является оценка приемлемости сделки, в которой товар или услуга обмениваются на деньги или труд.

ВЫБОР В УСЛОВИЯХ РИСКА

Рис. 1. Гипотетическая функция ценности.

Они говорять не о полезности, а о ценности отдельных исходов. Функция ценности имеет следующие свойства (картинка):

. она выпукла для выигрышей и вогнута для проигрышей (если проигрыш неизбежен, индивид склонен к риску, а в случае выигрыша демонстрирует неприятие риска)

. ее крутизна для проигрышей больше, чем для выигрышей, что отражает отмеченную выше ассиметрию в оценке выигрышей и проигрышей равной величины.

Последнее качество, которое мы назовем несклонностью к риску, означает, что нежелательность потери $Х больше, чем привлекательность выигрыша $Х Несклонность к риску объясняет нежелание людей держать пари на исход подбрасывания монеты при равных ставках: привлекательность возможного выигрыша оказывается недостаточной, чтобы компенсировать неприятие возможных потерь.

В качетсве вероятностей в этой модели используюся «субъективные веса»

Рис. 2. Гипотетическая весовая функция.

Оценка исходов состоит из 2 стадий:

. редактирование. Предварительный отбор, после которого отсеиваются неприемлимые варианты и может вообще остаться единственный доминирующий вариант. Здесь могут появится эффекты контекста.

. оценивание отобранных альтернатив

Эта теория- попытка описать отклонения действительного поведения от модели ожидаемой полезности.

 

Вернон Смит (1927)

«Инвестиции и продукция» (1961). Американский экономист Вернон Смит получил в 2002 г. Нобелевскую премию по экономике за «лабораторные эксперименты как средство в эмпирическом экономическом анализе, в особенности в анализе альтернативных рыночных механизмов». Фактически он стал отцом-основателем «экспериментальной экономики» — научной дисциплины, находищейся на стыке экономической науки и экспериментальной психологии.

В книге публикуются основные работы Вернона Смита. Некоторые из них посвящены общим вопросам экономической науки и методологии. В других исследуются проблемы прикладного характера, относящиеся к тем или иным конкретным рынкам и рыночным структурам, таким как монопольные рынки и монополистическое поведение, аукционы, финансовые рынки, рынки в сфере электроэнергетики и др.

Вернон Смит полагает, что за полстолетия ему удалось сделать наглядными, ожившими безликие уравнения бессубъектной экономики. Вкратце экспериментальную экономику можно охарактеризовать как проверку положений экономической теории на действиях реальных людей в контролируемых ситуациях. Ключевой элемент экспериментальной экономики — не мотивы поведения и даже не только действия людей. Соль ее — контролируемые ситуации.

Вернон Смит так объясняет суть основанной им науки. Скажем, в экономической теории много написано о достижении равновесной цены, то есть такой, с которой соглашаются и продавцы, и покупатели. При этом предполагается, что не купить и сберечь деньги покупатель не может. В. Смит организует эксперимент, в рамках которого покупателей убеждают в том, что данный товар можно купить дешевле, а продавцов — в том, что его можно продать дороже. В течение 50 лет он провел тысячи экспериментов с разными категориями населения: от школьников до промышленных магнатов и конгрессменов. Хотя завистники утверждают, что «лабораторными крысами» для В. Смита были в основном студенты.

В одном из своих выступлений Вернон Смит сказал, что «в человеке заложено чувство рынка». То есть даже если нет рыночных условий, человека тянет к тому, чтобы поторговаться, что-то обменять. Достоинства рыночного механизма видны за пределами рынка, когда действует как принцип взаимного обмена услугами «ты — мне, я — тебе». Правила рынка и права собственности появились сами по себе, а государство только оформило их.

Экспериментальную экономику можно отнести к институциональной школе, поскольку в ней подчеркивается важность институтов, понимаемых как правила регулирования рынков и систем обмена. И люди, по мнению Смита, полагают, что свободный рынок и права собственности — это нечто вроде озера или горы, то есть того, что существует без человека, без его усилий и действий. И точно так же, как путнику нужно просто прийти к озеру или горе, точно так же, по распространенному мнению, хозяйствующие субъекты попросту приходят в рыночную экономику и видят, что там есть права собственности. Их ни с того ни с сего начинают признавать. В своих рассуждениях В. Смит вряд ли имел в виду модель российских экономических преобразований. Такого найти не удалось. Но даже в общей форме это очень напоминает российский подход к реформам.

 

Билет №53



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.121.88 (0.007 с.)