Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие конкуренции у Й. Шумпетера и Ф. ХайекаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Шумпетер и Хайек – наиболее яркие представители функционального подхода к изучению конкуренции. В этом случае конкуренция рассматривается с точки зрения выполняемых в экономике функций, в первую очередь - как источник инноваций, ведущих к качественному изменению отдельных отраслей и экономики в целом. Главное отличие этого подхода - отход от стационарных моделей экономики, экономическая система и ее компоненты рассматриваются не как заданные и неизменные, а постоянно изменяющиеся. Фокус исследования сосредоточен на тех факторах, которые "взрывают" равновесие рыночной системы изнутри. Центральная фигура - «предприниматель», создающий новые комбинации факторов производства, в результате деятельности которого происходят качественные сдвиги. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе — внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Шумпетер ввел понятия "эффективной конкуренции" и "эффективной монополии", связав их с процессом нововведений[7] и функцией предпринимательства. Нововведения, по Шумпетеру, стержень конкуренции нового типа, гораздо более действенный, чем ценовая конкуренция. Нововведения[8] открывают возможность изменять не только технологию и продукцию, но и оказывают влияние на структуру спроса, условия формирования издержек и цен. И конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению прибыли за счет преимуществ в издержках производства и качестве самого продукта, Шумпетер назвал "эффективной конкуренцией". В концепции Шумпетера с нововведениями связана и монополия нового типа, отличающаяся от тех форм монополии, которые основываются на особых правах и привилегиях, собственности на ограниченные ресурсы или дефицитные блага. Монополию, которая представляет собой следствие нововведений, Шумпетер назвал эффективной, так как она формируется в условиях активной конкуренции, и по его мнению, несовместима с застойностью и эксплуатацией посредством механизма цен. Монопольная прибыль, получаемая новатором, является стимулом и вознаграждением за нововведения. В то же время она - явление преходящее для той или иной компании, так как исчезает под действием того же механизма конкуренции, которому обязана своим существованием монополия, то есть вследствие конкретных нововведений. Таким образом, в теории Шумпетера "эффективная монополия" является естественным элементом экономического развития. Рассматривая процесс конкуренции, Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей. Как известно, в рамках кейнсианского направления конкуренция рассматривается как несовершенный и крайне растратный механизм достижения сбалансированности экономической системы, а в рамках неоклассического направления - как быстрый и эффективный способ оптимального распределения ресурсов. Оригинальность позиции Хайека состоит в том, что он первый рассмотрел конкуренцию как "обнаруживающую процедуру", как способ открытия новых продуктов и технологий, которые без обращения к ней остались бы неизвестны. Именно конкуренция заставляет предпринимателя в поисках высокой прибыли искать новые продукты, использовать новые рынки сырья, искать именно те самые "шумпетеровские" новые производственные комбинации, которые и обеспечивают динамическое развитие экономической системы. Имея возможность проявить себя, люди находят принципиально новые пути решения возникающих проблем, тем самым человек оказывается способным предложить обществу что-то новое. В рамках концепции "индивидуализма развития" Хайека характерен акцент на творческую устремленность человека, стремление к новому, стремление к отысканию или созданию потребностей, которые никто не удовлетворяет или удовлетворяет не в полной мере. Таким образом осуществляется у Хайека связь свободы и прогресса. В этом убеждении Хайека кроется еще один аргумент против централизованного планирования. Поскольку производство неизвестного продукта не может быть внесено в план, тем самым система директивного планирования предполагает репродуцирование сложившейся структуры общественного производства. Таким образом, конкуренция представляет ценность именно потому, что ее результаты непредсказуемы и в общем отличны от тех, к которым каждый сознательно стремиться. Но в этом же кроются и причины желания конкуренцию уничтожить, поскольку хотя в целом последствия конкуренции благотворны, они неизбежно предполагают разочарование или расстройство чьих-то ожиданий.
Билет №33 Роль кредитной эмиссии в инновационном процессе по Й. Шумпетеру. Отличие банкира от плановика. Йозеф Алоиз Шумпетер (8 февраля 1883 — 8 января 1950) - австрийский и американский экономист, социолог и историк экономической мысли. «Теория экономического развития»(1912), «Капитализм, социализм и демократия»(1942), «История экономического анализа»(1954). Обратимся к «Теории экономического развития» И. Шумпетер считал кредит важным условием получения средств производства. Он отмечал, что для внедрения инновации предпринимателю необходимы дополнительные денежные средства, которые он получает в банке за счет кредита. По его мнению, преодолеть сопротивление рыночных сил и внедрить новую комбинацию предприниматель может лишь, опираясь на кредит. Под понятием "инновация" Шумпетер подразумевал любое возможное изменение, происходящее вследствие использования новых или усовершенствованных решений технического, технологического, организационного характера в процессах производства, снабжения, сбыта продукции и т.п. Таким образом, можно сказать, что инновация = новой комбинации. Кредит внедрили в практику «работающих» предприятий с одной стороны, потому, что он необходим для самого возникновения этих предприятий, с другой – потому, что его механизм, однажды появившись на свет, в силу очевидных причин затронул также и «старые комбинации». При реализации новых комбинаций «финансирование» как особый акт является принципиально необходимым как для практики, так и для создания мысленного образа. Капиталистическая система кредита фактически выросла из финансирования новых комбинаций и развивалась на нем. Благодаря денежному кредиту, посредством которого тот, кто хочет реализовать новые комбинации, платит на рынке средств производства более высокую цену, чем производитель, обеспечивающий данный кругооборот, и лишает того определенной части этих средств. Цель этого процесса в денежно-кредитной сфере в том, чтобы вызвать движение благ. Не имеет значения, какую форму принимает создание денег банками: это может быть либо использование клиентом поступившего на его активный счет платежа в качестве наличных денег, в то время как часть выплаченной им суммы становится основанием для следующей записи в кредит другому лицу, которое использует данный актив точно так же, как и свои наличные средства; либо выпуск бумажных денег не в полной мере обеспечивает соответствующим изъятием металлических денег из обращения; либо составление банкирского векселя, который позволяет вместо денег осуществлять платежи в крупных сделках и т.п. В любом случае речь идет о создании новой покупательной силы из ничего в дополнение к тому обращению, которое существовало уже прежде. Как раз это и есть тот источник, из которого в типичных случаях финансируется осуществление новых комбинаций. Эти кредитные средства платежа выполняют в обращении те же функции, что и наличные деньги. С помощью этих средств тот, кто осуществляет новые комбинации, может открыть себе доступ в мир средств производства, например, тех, производственные услуги которых он покупает, чтобы обеспечить непосредственный доступ к рынкам потребительским благам. Шумпейтер обосновывал экономический прогресс предпринимательской функцией, которая состоит в том, чтобы придумывать новые виды товаров, новые технологии, новые рынки сбыта и так далее. Но предприниматель – это отнюдь не капиталист, который получает процент. Он получает плату за предпринимательские способности, которая выражена в той сверх прибыли, пока фирма предпринимателя работает по новой технологии или на новом рынке в одиночку. По Шумпейтеру предприниматель совершенно не несёт никаких рисков, так как управляет не своими деньгами, а деньгами капиталиста, который считает, что полученный процент, который он получит будет выше обычного. Но в статичной экономике, где все ресурсы уже заняты, откуда взяться капиталу? Ответ Шумпейтера на этот вопрос – что единственный способ получения денег – это создание денег банками. И не имеет значения какую форму оно принимает, так как в понимании Шумпейтера таким образом мы создаём новую покупательную силу. «Значит, банкир является не столько – и не в первую очередь – посредником в торговле товаром «покупательная сила», сколько производителем этого товара». То есть банкир – это как бы связь между предпринимателем и капиталистом. Он – «эфор рыночного хозяйства» Затем, в своей следующей книге «Капитализм, социализм и демократия» он рассматривает куда эволюционирует данный вид жизни населения. Главную проблему капитализма он видел в том, что тот рано или поздно перерастёт в социализм, при котором преобладать в системе будут не предприниматели, как раньше, а плановики и чиновники, которые заменят предпринимателей на людей с четко определёнными функциями. (Он очень хорошо показывает в своей книге также взаимодействия между предпринимателями и чиновниками во временном спектре). Теперь в данной системе у предприниматель будет вынужден обращаться не к банкиру за кредитом, а к плановику за справкой, что не принесёт никаких плодов, так как для социализма предпринимательство – это лишь то, что вносит сумятицу в экономические процессы, и поэтому стать работником в такой системе гораздо более перспективно. Этот процесс он назвал процессом «отмирания предпринимательской функции». Этот весь процесс он аргументирует тем, что капитализм «подрывает свою собственную институциональную структуру», когда фигура собственника уходит в небытие, а вместе с ней исчезают характерные черты собственности.
Билет № 34
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 934; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.71 (0.01 с.) |