Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад А. Маршалла в развитие экономической науки

Поиск

Альфред Маршалл (1842-1924) Завершающая фигура маржиналистской революции. Английский экономист, основоположник Кембриджской школы. Ученики: А. Пигу, Дж.М. Кейнс, Дж. Робинсон. «Принципы экономической науки» (1890) – метод частичного равновесия. В своих трудах пытался поддерживать баланс теории и практики, сделать экономическую теорию практически полезной и понятной. Избегал чрезмерного увлечения математикой (хотя был очень хорошим математиком).

1.Изучая труды Риккардо и Дж.Ст. Миля, Маршалл перекладывал их для себя на язык диаграмм, что в дальнейшем привело его к графическому методу анализа, закрепившемуся в современной экономической науке именно благодаря его усилиям.

2.Объединял подходы маржинализма, классической политической экономии и исторической школы.Подобно «классикам» он ставил на передний план проблемы экономического роста и распределения. Критикуя односторонность Джевонса, он интегрировал в свою теорию анализ издержек производства как в краткосрочном, так и в долгосрочном аспекте, что также было близко учению классиков. Некоторые главы «Принципов…» явно написаны с позиций исторической школы. В то же время ядро книги содержит в себе непревзойденное до тех пор изложение маржиналисткой микроэкономики.

3. Метод частичного равновесия. В отличие от Вальраса, рассматривавшего равновесие на всех взаимосвязанных рынках сразу, Маршалл предпочитал исследовать рынок данного блага в отдельности. Исследуя факторы, определяющие величину спроса и предложения на рынке данного блага, Маршалл включал в анализ помимо его цены также цены производственных ресурсов, цены товаров-заменителей и дополнительных товаров, доход и вкусы людей. От более косвенных факторов он считал целесообразным абстрагироваться, приняв их за «прочие равные»

4. Кривая спроса. Понятие о кривой спроса как эмпирически наблюдаемом феномене ввел в экономическую теорию О. Курно. Но до Маршалла кривая спроса существовала отдельно от теории предельной полезности, и в частности от первого закона Госсена. Ему впервые удалось связать закон спроса и уменьшающуюся предельную полезность, для этого потребовалось ввести допущение о фиксированной предельной полезности денег для покупателя, т.е. о «равенстве покупательной силы денег и равном количестве денег в его распоряжении. Действительно, Маршалл утверждал, что соизмерять полезности благ можно только косвенным путем - с помощью цен, которые человек готов заплатить за то или иное благо. Маршаллианская кривая спроса отражает только эффект замещения. Переходя от индивидуальной кривой спроса к рыночной, он формулирует «общий закон спроса: чем больше количество товара, которое имеется в виду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей, или, другими словами, количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены с сокращается при повышении цены.

5. Эластичность спроса. Хотя идея эластичности спроса не является в чистом виде изобретением Маршалла, систематическое описание этого понятия и его превращение в категорию экономического анализа всецело представляет собой заслугу автора «Принципов…». Количественным выражением эластичности спроса является отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены. Сложности в определении эластичности рыночного спроса вносят различия в эластичности среди разных имущественных классов: богатых, среднего класса и бедных. В качестве примера Маршалл берет спрос на зеленый горошек. Спрос богатых, как правило, неэластичен. Эластичность спроса среднего класса вначале высока, но сокращается по мере снижения цены и исчезает при насыщении спроса. Что же касается бедных, то их спрос остается эластичным и при очень низких ценах. Так как последних двух классов большинство, то совокупный спрос на товары широкого потребления обычно бывает эластичным. Более эластичным спрос на товары, обладающие следующими свойствами:

1.они не являются жизненно необходимыми;

2.доля расходов на них в потребительском бюджете велика;

3.изменение цен на них длительно;

4.они имеют большое количество товаров-заменителей;

5.они имеют большое количество способов употребления..

6. Потребительский излишек. По словам Дж. Хикса, теория потребительского излишка была признана самой значительной новинкой в «Принципах экономической науки» в год их опубликования. Потребительским излишком Маршалл называет «разницу между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не обойтись без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит». Эта разница представляет собой «экономическое мерило его добавочного удовлетворения». Если предположить, что вкусы людей приблизительно равны, а денежная единица представляет для них одинаковую ценность, то понятие потребительского излишка можно распространить на совокупное потребление данного товара, что позволило Маршаллу заложить основы современной экономической теории благосостояния.

7. Отдача от масштаба. Маршалл приходит к выводу, что тенденция к убывающей отдаче связана с использованием природных факторов производства, тогда как идущее от человека усовершенствование организации ведет к возрастанию отдачи от масштабов производства. Причиной этой последней тенденции является экономия: «внутренняя» (от организаторских способностей и технологических усовершенствований внутри фирмы) и «внешняя» (зависящая от общего роста всей данной отрасли производства: доступность специальной информации, квалифицированного труда, специализированной техники по более низкой цене). Поэтому в сырьевых отраслях господствует закон убывающей отдачи, а в отраслях, где стоимость сырья играет небольшую роль, наоборот.

8. Временной аспект. Маршалл настаивал на том, что равновесная цена имеет смысл только применительно к определенному периоду.

6.В течении одного рыночного дня происходят случайные колебания спроса и предложения, но, согласно Маршаллу, эти колебания происходят вокруг некоего центра – нормальной цены, она складывается в течение «нормального периода», который характеризуется постоянством предпочтений потребителей и отсутствием новых заменителей и изобретений.

7.В краткосрочном периоде загрузка мощностей может возрасти, но из величина остается неизменной – инвестиции не допускаются. В итоге мы имеем, говоря словами Маршалла, ситуацию, когда «увеличение объема спроса повышает нормальную цену предложения».

8.В долгосрочном периоде начинают действовать два противоположных эффекта: изменение величины предложения в ответ на изменение спроса и приток/отток труда и капитала. Что при этом произойдет с удельными издержками производства, заранее сказать трудно. Возможен любой вид кривой долгосрочного предложения в зависимости от преобладающей отдачи от масштаба.

9.В очень долгие периоды приспособиться к изменению спросы должны уже «факторы производства факторов производства». Следует отметить, что рассматривая один тип периода, прочие колебания мы имеем право принять за прочие равные.

9. Формирование равновесной цены. факторы, действующие со стороны предложения, играют столь же важную роль, что и спрос, но эта роль зависит от длительности рассматриваемого периода. Влияние обеих групп факторов на определение ценности Маршалл сравнивает с ролью двух лезвий ножниц в разрезании бумаги: когда одно из лезвий неподвижно, то может сложиться обманчивое впечатление, что бумагу режет только второе. 10. Государственное вмешательство. В общем случае геометрические иллюстрации Маршалла показывают, что для повышения общественного благосостояния налогом следует облагать отрасли с убывающей отдачей, а субсидировать – отрасли с возрастающей отдачей. В отрасли с постоянной отдачей государство вмешиваться не должно. 11. Монополии. Маршалл показал, что экономия на масштабах и возможность финансировать технологические усовершенствования, которыми может располагать монополистическая фирма, часто приводит к тому, что долгосрочная кривая предложения монополизированной отрасли будет проходить ниже, чем для той же отрасли в условиях свободной конкуренции, особенно в случаях естественных монополий, управляемых государством.

Билет №14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.104.118 (0.01 с.)