Вклад А. Маршалла в экономическую теорию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вклад А. Маршалла в экономическую теорию



Укажем лишь на главные аспекты вклада, внесенного в науку книгой "Принципы экономики":

1. "Крест" Маршалла. Маршалл представил взаимодействие рыночного спроса и предложения в виде пересекающихся кривых, выражающих закон убывания предельной полезности данного товара для потребителей и закон возрастания предельных издержек для производителей. Рыночная ценность товара определяется равновесием предельной полезности и предельных издержек. Обе теории - трудовая (затратная), и маржиналистская - объединяются более общей неоклассической теорией равновесия. "Издержки производства, интенсивность спроса, предел производства и цена продукта, - пишет Маршалл, - взаимно регулируют друг друга". Новый подход к пониманию роли издержек производства в определении ценности реабилитировал классиков.

2. Теории "предела" и "замещения". Общая теория экономического равновесия была подкреплена и сделана эффективной в качестве системы научного познания двумя глубокими дополнительными концепциями, а именно теориями "предела" и "замещения". Понятие "предел" было распространено за рамки понятия "полезность", чтобы охарактеризовать равновесную точку в данных условиях любого экономического фактора. Понятие "замещение" было введено для характеристики процесса, посредством которого равновесие восстанавливается или утрачивается. Идея "замещения" на "пределе" не только между альтернативными предметами потребления, но также и между факторами производства оказалась чрезвычайно плодотворной. Этот метод позволил подчинить категорию заработной платы и прибыли действию общих законов ценности, предложения и спроса.

3. Эластичность спроса. Анализ закона убывающей полезности привел Маршалла к пониманию влияния на спрос изменения цены, и он четко сформулировал идею "эластичности", без помощи которой прогрессивная теория ценности и распределения не могла получить дальнейшее развитие. Формула e=dx/x+dy/y целиком принадлежит Маршаллу. Он предложил задавать изменение цены не в единицах денег, а в процентах. Показатель изменения спроса при изменении цены на 1% Маршалл назвал эластичностью спроса. Выводы, которые вытекают из характера показателя эластичности, можно применять в бизнесе.

4. Временной фактор. Введением элемента времени в качестве фактора в экономическом анализе мы обязаны главным образом Маршаллу. Ему принадлежат понятия "долгосрочного" и "краткосрочного" периодов. Этим он устранил много путаницы в экономической теории: внес ясность между статическими и динамическими задачами, между формами чистого дохода в долгом и коротком периодах (процент и прибыль), позволил обосновать концепции "квазиренты" и "нормальной прибыли". Маршалл считал, что фактор времени "лежит в основе главных трудностей в решении почти любой экономической проблемы".

5. Потребительский излишек. Концепция "потребительского излишка" или "потребительской ренты" занимает особенно важное место в "Принципах...", поскольку ее использование показывает, что при определенных условиях принцип неограниченной конкуренции, рассматриваемый как принцип максимальной общественной выгоды, оказывается несостоятельным не только практически, но и теоретически, что имело огромное философское значение.

6. Монополии. Проделанный Маршалом анализ монополии имел большое значение для развития теории. Он верил в могущество сил конкуренции, но учитывал рост влияния монополизма. Маршалл сопоставляет интересы монополиста с интересами общества, характеризует чистый монопольный доход и его изменения под влиянием налога, выясняет, можно ли вести эффективно монопольное предприятие.

7. Благодаря Маршаллу в экономической науке стал широко применяться графический метод анализа. В работе "Деньги, кредит и торговля" (1923) Маршалл создал свой вариант количественной теории денег. Его заслугой является формулирование теории денег как составной части общей теории стоимости. Он учил, что стоимость денег - это, с одной стороны, функция их предложения, а с другой - функция спроса на них. Уравнение неоклассической теории денег Маршала выглядит так: M=kPY, где M - объем денежной массы; P - общий уровень цен на товары; k - коэффициент, характеризующий долю денег, остающихся у людей в наличной форме.

Уравнение Маршалла выражает потребность в деньгах с точки зрения дохода. Общий объем сделок за год порождает национальный продукт. Маршалл указывал, что увеличение количества денег в стране не увеличивает ни числа, ни объема сделок, которые обслуживаются этими деньгами. Неоклассическая денежная теория показала, что ценность денег как инструмента экономической жизни не связана с собственной ценностью денежного материала, например золота. Маршалл предсказал возможность успешного применения неконвертируемой бумажной валюты при условии жесткого государственного контроля за их выпуском.

Таким образом, подобно А. Смиту Маршалл создал систему науки (статическую микроэкономику), но не на пустом месте, а используя здание, возведенное классиками. Однако он его основательно перестроил. Новую экономическую науку вместо политической экономии он назвал экономикой (economics).

Теорема Коуза

Теорема Коуза —- положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.

Впервые была сформулирована Джорджем Стиглером в 1966 году следующим образом:

Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности.

Формулировка Стиглера была основана на опубликованной в 1960 году статье Рональда Коуза «Проблема социальных издержек» (англ. «The Problem of Social Cost»).

Коуз доказывал эту концепцию на примере рассмотрения так называемых экстерналий — побочных результатов любой деятельности, которые касаются не непосредственных ее участников, а третьих лиц.

Ранее эту проблему рассматривал экономист Артур Пигу в книге «Экономическая теория благосостояния» (англ. The Economics of Welfare). На основе того, что экстерналии, по мнению Пигу, приводят к перепроизводству благ с отрицательными экстерналиями и недопроизводству благ с положительными экстерналиями, он рекомендовал в таких случаях вмешательство государства в экономику для нейтрализации этих эффектов, которые Пигу назвал «фиаско рынка».

Коуз опроверг мысль, что экстерналии обязательно ведут к «фиаско рынка». По его мнению, для нейтрализации проблемы экстерналий необходимо четкое распределение прав собственности на ресурсы и минимизация трансакционных издержек.

Сам термин трансакционные издержки введён ранее в работе Коуза «Природа фирмы»[3] и означает затраты, возникающие в связи с заключением контрактов, то есть затраты на сбор и обработку информации, на проведение переговоров и принятия решений, на контроль и юридическую защиту выполнения контрактов.

Теорема Коуза раскрывает экономический смысл прав собственности. По мнению Коуза, чем более точно определены права собственности, тем в большей степени внешние издержки превращаются во внутренние.

Теория общественного выбора

Теория общественного выбора — один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно ее реализующим.

 

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.

Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.

Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.196.106.106 (0.007 с.)