Общая теория занятости, процента и денег кейнса дж. М. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая теория занятости, процента и денег кейнса дж. М.



В работе "Общая теория занятости, процента и денег" (1936 г.) Дж. М. Кейнс предложил идею и методы государственного регулирования экономики, обосновал основные принципы формирования и организации системы информации, необходимой для анализа рыночных отношений. Тем самым он сформулировал основные принципы будущей системы национального учета и теории управления информацией для объективного отражения процессов и явлений. Он убедительно доказал, что без учета и измерений невозможно управление и регулирование социально-экономических процессов. Дж. М. Кейнс убедительно доказал, что:

рынок не является саморегулирующей системой, способной к бесконечному процветанию;

рынок не может создать равновесие в экономике без вмешательства государства;

рынок не имеет механизма процентной ставки, цен и доходов;

олигархи не будут инвестировать свои средства на государственные нужды и проблемы населения;

деньги — второстепенный фактор, главное — рост потребления и сбережения, только из них возникают инвестиции для расширения производства и увеличения доходов населения.

Модель Харрода—Домара

Наибольшую известность Рою Харроду (1900-1978) принесла работа К теории экономической динамики (1948). Под динамикой ученый понимает такое состояние экономики, при котором уровень выпуска продукции меняется не эпизодически и не циклически, а в течени и длительного периода. Харрод вводит понятия гарантированных темпов роста и естественных темпов роста. Гарантированный темп роста – это такой темп выпуска продукции, который дает возможность получать максимальные прибыли, т.е. это динамическое равновесие. Проблема, которой в теории Харрода уделяется основное внимание, - проблема темпов роста дохода, необходимого для полного использования всевозрастающего объема капитала. Харрод пытается определить, постоянны ли темпы роста, каковы корректирующие факторы, если естественный темп роста откланяется от гарантированного и т.д. В подходе к проблеме экономического роста у англичанина Р. Харрода много общего с американцем Евсеем Домаром (р. 1914 г.). Оба считают, что рост национального дохода зависит от нормы накопления и капиталоемкости национального дохода. В их модели, которую обычно называют моделью Харрода-Домара, учитывается только капитал в качестве единственного фактора роста. Этот фактор как бы синтезирует в себе функционирование всех остальных факторов. Предполагается, что задействованы все факторы; приро ст спр оса равен приросту предложения.

Занятия Форекс - это отличная возможность для Тебя подготовиться к удачной работе на международном валютном рынке Форекс! Модель Харрода-Домара служит вспомогательным инструментом при рассмотрении проблемы экономического роста в долгосрочном периоде.

Используя данные об основных экономических параметрах, можно прогнозировать ожидаемые темпы экономического роста на перспективу. Фактические темпы роста будут отличаться от расчетных, но отличия будут не столь значительными, если на прогнозируемый период сохраняется постоянной доля сбережений в национальном д оходе S и неизменным коэффициент капиталоемкости С. При высоких темпах экономического роста коэффициент капиталоемкости будет стимулировать этот рост. В условиях депрессии, снижающихся темпов роста для поддержания желаемых темпов инвестиций будет недоставать. Модель Харрода-Домара помогает представить, как будет выглядеть кривая экономического роста не в короткий, а в длительный период. Модель описывает, какие условия необходимы для поддержания постоянного и относительно равномерного роста.

Неоклассическая модель роста Р. Солоу

При анализе модели совокупного спроса и совокупного предложения (AD-AS), предполагалось, что единственным переменным фактором производства является труд, а капитал и технология рассматривались как неизменные. Эти предположения нельзя считать адекватными для долгосрочного анализа, поскольку в долгосрочной перспективе наблюдается как изменение запаса капитала, так и наличие технического прогресса. Таким образом, с изменением капитала и технологии, будет изменяться и уровень полной занятости, значит, будет сдвигаться кривая совокупного предложения, что неизбежно отразится на равновесном выпуске. Однако увеличение выпуска еще не означает, что население страны стало богаче, поскольку вместе с выпуском изменяется и население. Под экономическим ростом обычно понимают рост реального ВВП на душу населения.

Н. Калдор (в 1961г.), изучая экономический рост в развитых странах, пришел к выводу, что имеют место определенные закономерности в изменении выпуска, капитала и их соотношений в долгосрочной перспективе. Первый эмпирический факт состоит в том, что темп роста занятости меньше темпов роста капитала и выпуска или, иными словами, отношение капитала к занятости (фондовооруженность) и отношение выпуска к занятости (производительность труда) растут. С другой стороны, отношение выпуска к капиталу демонстрировало отсутствие значимого тренда, то есть, выпуск и капитал изменялись примерно одинаковыми темпами.

Калдор также рассматривал динамику отдачи на факторы производства. Было отмечено, что реальная заработная плата демонстрирует устойчивую тенденцию к росту, в то время как реальная ставка процента не имеет определенного тренда, хотя и подвержена непрерывным колебаниям. Эмпирические исследования также показывают, что темпы роста производительности труда значительно различаются между странами.

Вопрос о том, какие факторы влияют на экономический рост, остается одним из центральных вопросов макроэкономики, и дебаты по поводы источников экономического роста продолжаются и по сей день. Однако, большинство экономистов, следуя классической работе Роберта Солоу 1957 года, выделяют следующие ключевые факторы экономического роста: технический прогресс, накопление капитала и рост трудовых ресурсов.

Неоавстрийская школа

Австрийская школа, появившаяся в рамках маржиналистской революции, изначально выделялась среди других представителей этого направления своеобразием своей методологической позиции. Во-первых, она крайне негативно относилась к использованию математических методов в экономической науке и в целом к построению этого типа знания по модели естественных наук. Во-вторых, теории представителей этой школы отличались последовательным субъективизмом. Используя индуктивный метод, австрийские экономисты последовательно выводили свою теорию из субъективных оценок полезности. В-третьих, австрийская школа сохранила классический метод причинно-следственного анализа.

Неоавстрийская школа, с одной стороны, продолжает традиции своих предшественников. Она также игнорирует математические методы и выступает против сциентизма экономической науки, т.е. чрезмерного стремления создать теорию по образу естественных наук без учета специфики предмета, связанной с человеческим поведением. Неоавстрийская школа, так же как и австрийская, отличается субъективизмом и недоверием к макроэкономическому подходу и любым агрегированным показателям. Во главу угла ставится анализ поведения отдельных индивидов, проблемы субъективного восприятия реальности.

С другой стороны, неоавстрийская школа пересматривает методологию своих предшественников в целом ряде моментов. Она отходит от индуктивного метода австрийской школы. Основоположник новой теории Людвиг фон Мизес исходит из универсального и априорного характера экономических законов. Он опирается на «логический анализ присущего человеку знания»1 о человеческом поведении.

Кроме того, подвергается корректировке метод субъективизма. Если австрийская школа исследовала только субъективные оценки индивидов, то неоавстрийская школа ставит проблему соотношения субъективного восприятия экономики индивидом и реальной действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.181 (0.005 с.)