Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение экономической теории. Основные направления и школы экономической теории.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникновение экономической теории. Основные направления и школы экономической теории. Возникла в античное время. Развивалась в след за хоз.связями (финансирование, торговля, производство). Как самостоятельная дисциплина возникла в 17-18 вв в период становления рыночной экономики(капитализма). ЭТ служит для изучения закономерностей общего воспроизводства:- способов создания и распределения ЭБ, экон.ресурсов; -факторов и направлений экон.роста;- путей повышения народно-хозяйственной эффективности и благосостояния. Исторически ЭТ развивалась по 2-м направлениям: 1.политэкономия(1615 г Антуан Монкретьен) 2.экономикс(1870-е гг Альфред Маршалл). п/э изучает закономерности эк.отношений в гос-ве, возникающая в процессе распределения ЭБ, Производства ресурсов воспроизводства. Экономикс- изучение проблемы рационального поведения ЭА в усл-х ограниченности эк.ресурсов,рыночной конкуренции,неопределенности и риска. ШКОЛЫ: ЭТ развивалась на протяжении ряда веков(17-21 вв) 1.МЕРКАНТЕЛИЗМ (17век) идеология торг. Капитала эпохи первонач. накопления.Представители- Серра, Мен, Фортрей 2 этапа меркантилизма:-ранний (сторонники денежного баланса)-выступали против вывоза золота и серебра из страны.- поздние (сторонники системы торгового баланса) – допускали вывоз драг.металлов. Источник богатства- торговля(внешняя), опирающаяся на активный торговый баланс (разница между экспортом и импортом).Олицетворение богатств –золото и др финанс.активы. 2.КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА (18-начало 19 вв)Сложилась по мере проникновения капитала в сферу производства: А.)представители франц.крыла физиократы Франсуа Кене,Тюрго перенесли анализ источника богатства в с/х.Источник богатства- труд в с/х.Олицетворение богатства – продукт в сфере с/х. Разработали теорию воспроизводства и распределения национального продукта. Б.) АНГЛИЙСКАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ. Представители Вильям Пэтти,Адам Смит, Давид Рекардо. Объект исследования- вся сфера. Классики разработали систему основных категорий и законов рыночной экономики. В.) Деформированная (вульгарная) = упрощенная классическая школа. Представители: Сейм, Мак-Кулох,Прудон и др. 3.МАРКСИЗМ(середина 19 века). Влзникла на базе класс.школы в противовес возникла вульгарной школе.Идеология пролетариата. Представители- Маркс, Энгельс,Гильфердинг.Вершиной явл. теория прибавочной стоимости,кот. Раскрывает суть труда и капитала. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА (вторая половина 19 века).Основоположники: А.Маршалл 4. КЕЙНСИАНСТВО (первая половина 20 века) А.)Представитель- Кейнс. Изучается вся экономика как целое. В центре внимания—макроанализ. Б.)Неокейнсианцы. Представители – Харрож, Домар, Хансен. Они разработали проблемы экон. Динамики, темпов и факторов роста. Они стремились найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией. В.) Посткейнсианцы.Основоположники: Ровинсон, Сраффа, Калдор и др.Они сделали в 60-е и 70-е гг попытку дополнить кейнсианство идеалами Рикарда. 5. Институционализм. Основ. На социологич. Толковании сущности и движущ. Сил экон.производства. Основоположник- Веблен.Представители- Гэлбрейт, Митчелл. Он разнообразен и многранен,концепции неоднородны,но все основ. На ведущ.роли экономики морально-эпически,психологически,соц-экон. Институтов гос-ва,профсоюзов и религий и тд. Современные школы: Неолиберализм (пример)
2 вопрос. Предмет и структура экономической теории. Микро- и макроэкономика. Предмет, метод и структура экономической теории: предмет науки совокупность изучаемых явлений окружающего мира.Структура: микро и макроэкономика Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как целое, использующая для этого обобщенные агрегированные понятия Микроэкономика – часть экономической науки, исследующая поведение отдельных экономических субъектов в процессе осуществления экономического выбора Предметы изучения: -экон.категории(примеры: МИКРО- спрос,предложение,цены,прибыль,капитал МАКРО – ВВП,курс, платежный баланс страны) -экон.законы (закон спроса и предложения) -экон.модели и тд -экон.теория и нормативная теория(представление о том,какая должна быть экономика и каку. Политику следует вести)модели-элементы: эндогенные (внутр) и экзогенные (внеш)
ВОПРОС. Функции экономической теории. Использование экономической теории в практике хозяйствования и экономической политике. Теоретическая(изучение и объяснение экономических явлений, раскрытие законов движения экономики). Прогностическая(разработка научных прогнозов развития экономики и общества Экономическая теория раскрывает сущность и содержание экономических процессов в системе понятий, категорий и законов, принципов и методов хозяйствования в эбществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности. Конкретные экономические науки отражают отраслевые особенности и отдельные функции экономического управления в отраслях и сферах деятельности. 4 вопрос. Экономические потребности. Экономические ресурсы и их классификации. Потребность - это желания приобрести товары и услуги для поддержания жизнедеятельности,развития жизни и общества. Классификация потребностей 1.)-материальные (личные и общественные) –еда,одежда,жилье и тд. -духовные (интеллектуальные:искусство,чтение,кино и тд) 2.)-частные (семья,индивид).-общественные(потребности мира,государственные,региональные) 3.)-личные б/производственные 4.)- первичные потребности –жизненно-необходимые и вторичные (взаимозаменяемые) 5.)-действительные –соответствуют достигнутому уровню экономики страны -абсолютные- внешние достижения мировой цивилизации 6.)-платежеспособная потребность(спрос) Для удовлетворения потребностей,создания ЭБ необходимы Экономические ресурсы. Классификация ЭР: 1.материальные Трудовые Финансовые интеллектуальные Информационные научные и тд 2.воспроизводимые и невоспроизводимые Факторы производства – ресурсы используемые для производства ЭБ. Вопрос. Методология экономической теории. Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода: 1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма); 2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма); 3) рационалистический; 4) диалектико-материалистический.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА это возможности индивида реализовывать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Подход. По Вальрасу. Швейцарский экономист Леон Вальрас рассматривал рыночное равновесие исходя из их количественной оценки. Рассмотрим данный подход на графике.
Установление рыночного равновесия по Вальрасу В точке Е показано первоначально сложившееся на рынке равновесие, которому соответствуют QE количество товара по цене PE. Именно в точке Е кривые спроса и предложения пересекаются, что говорит о том, что при таком объеме и цене товара спрос и предложение равны. Но при увеличении цены товара до уровня Р1 количество спроса сократиться до уровня Q1D, а объем предложения товара наоборот увеличится до уровня Q1S. Возникнет излишек производителя, в результате которого продавцы пытаясь избавиться от лишнего товара начнут снижать цены на него. В итоге спрос на дешевый товар начнет расти. Данный цикл будет продолжаться до того, пока на рынке не восстановится равновесие. При снижении цены товара до уровня Р2 спрос на него возрастет до уровня Q2D и будет превышать предложение, которое сократится до уровня Q2S. Возникнет излишек потребителя в результате чего на рынке сложится дефицит на товар. Но излишний ажиотаж на дешевый товар будет оказывать давление на цену, которая рано или поздо станет повышаться. А при повышении цены производители в свою очередь начнут увеличивать предложение товара до тех пор, пока рынок не будет насыщен. Условие установления рыночного равновесия по Вальрасу можно представить в виде равенства: QD(P) = QS(P) Данное равенство показывает, что по Вальрасу величины спроса и предложения являются функцией цены.
Собственности. Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод созданных обществом. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями Коммонс различал три основных вида трансакций: 1) Трансакция сделки – служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них. По мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки. 2) Трансакция управления – в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне 3) Трансакция рационирования – при ней сохраняется асимметричность правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты времени и ресурсов6 необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.
3. Частичное и общее и равновесие. Модель общего равновесия. Частичное равновесие — равновесие, складывающееся на отдельном рынке. Однако экономика представляет собой взаимосвязь хозяйственных единиц, каждая из которых приспосабливается к рыночной ситуации и стремится получить максимальный доход. Иными словами, при анализе необходимо учитывать экономические взаимосвязи всех цен и решений, т. е. рассматривать ситуацию общего равновесия. Общее равновесие — равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках. Общее равновесие отражает сбалансированное, согласованное функционирование всех рынков.
Необходимо отметить, что понятие общего равновесия было разработано Л. Вальрасом, сформулировавшим основные услоия соответствия спроса и предложения товаров. Модель общего равновесия, созданная Вальрасом, универсальна и пригодна к описанию любой экономической системы
4. Сущность и эффективность (по Парето) рыночного механизма координации экономической деятельности. Критерий эффективности · Эффективность определяется как максимизация общего уровня здоровья общества с учетом ограниченных ресурсов; · При фиксированном бюджете, пакет медицинских услуг составляет наиболее экономически эффективные мероприятия, позволяющие гарантировать максимально возможную пользу для здоровья населения Критерий справедливости • Трактуется как равное отношение для равных нужд • Равная необходимость трактуется как равная необходимость с точки зрения заболеваний и начального состояния здоровья
13. Спрос и предложение общественных благ. Проблема «безбилетника». Пoтpeбители пoлyчaют выгoды oт oбщественного блaгa нeзаменимo oт тoгo, плaтят oни зa нeгo или нeт. Пoдoбнoe пoвeдeниe пoтpeбителя нaзывается пpoблeмой бeзбилeтникa: ycлoвиe, cвязaннoe c нeиcключaeмocтью блaгa, кoгдa индивид paциoнaльнo yтaивaeт cвoe жeлaниe плaтить зa oбщ. блaгo, oжидaя пoлyчaть выгoдy бeз ee oплaты. 1) цена не является переменной величиной, поскольку нельзя назначить цену за отд. ед., ибо ее потребл-е не выступает исключительным правом. 2) люди корректируют объем спроса на частное благо так, чтобы приспособить его к своим вкусам и своему эконом. положению. Для общ. блага это невозможно, т.к. на ед. этого блага не назначается цена. Все потребители должны потреблять объем производства целиком. Следовательно, при любом объеме предложения объем потребления такого блага каждым потребителем должен равняться объему предложения.
Возникновение экономической теории. Основные направления и школы экономической теории. Возникла в античное время. Развивалась в след за хоз.связями (финансирование, торговля, производство). Как самостоятельная дисциплина возникла в 17-18 вв в период становления рыночной экономики(капитализма). ЭТ служит для изучения закономерностей общего воспроизводства:- способов создания и распределения ЭБ, экон.ресурсов; -факторов и направлений экон.роста;- путей повышения народно-хозяйственной эффективности и благосостояния. Исторически ЭТ развивалась по 2-м направлениям: 1.политэкономия(1615 г Антуан Монкретьен) 2.экономикс(1870-е гг Альфред Маршалл). п/э изучает закономерности эк.отношений в гос-ве, возникающая в процессе распределения ЭБ, Производства ресурсов воспроизводства. Экономикс- изучение проблемы рационального поведения ЭА в усл-х ограниченности эк.ресурсов,рыночной конкуренции,неопределенности и риска. ШКОЛЫ: ЭТ развивалась на протяжении ряда веков(17-21 вв) 1.МЕРКАНТЕЛИЗМ (17век) идеология торг. Капитала эпохи первонач. накопления.Представители- Серра, Мен, Фортрей 2 этапа меркантилизма:-ранний (сторонники денежного баланса)-выступали против вывоза золота и серебра из страны.- поздние (сторонники системы торгового баланса) – допускали вывоз драг.металлов. Источник богатства- торговля(внешняя), опирающаяся на активный торговый баланс (разница между экспортом и импортом).Олицетворение богатств –золото и др финанс.активы. 2.КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА (18-начало 19 вв)Сложилась по мере проникновения капитала в сферу производства: А.)представители франц.крыла физиократы Франсуа Кене,Тюрго перенесли анализ источника богатства в с/х.Источник богатства- труд в с/х.Олицетворение богатства – продукт в сфере с/х. Разработали теорию воспроизводства и распределения национального продукта. Б.) АНГЛИЙСКАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ. Представители Вильям Пэтти,Адам Смит, Давид Рекардо. Объект исследования- вся сфера. Классики разработали систему основных категорий и законов рыночной экономики. В.) Деформированная (вульгарная) = упрощенная классическая школа. Представители: Сейм, Мак-Кулох,Прудон и др. 3.МАРКСИЗМ(середина 19 века). Влзникла на базе класс.школы в противовес возникла вульгарной школе.Идеология пролетариата. Представители- Маркс, Энгельс,Гильфердинг.Вершиной явл. теория прибавочной стоимости,кот. Раскрывает суть труда и капитала. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА (вторая половина 19 века).Основоположники: А.Маршалл 4. КЕЙНСИАНСТВО (первая половина 20 века) А.)Представитель- Кейнс. Изучается вся экономика как целое. В центре внимания—макроанализ. Б.)Неокейнсианцы. Представители – Харрож, Домар, Хансен. Они разработали проблемы экон. Динамики, темпов и факторов роста. Они стремились найти оптимальное соотношение между занятостью и инфляцией. В.) Посткейнсианцы.Основоположники: Ровинсон, Сраффа, Калдор и др.Они сделали в 60-е и 70-е гг попытку дополнить кейнсианство идеалами Рикарда. 5. Институционализм. Основ. На социологич. Толковании сущности и движущ. Сил экон.производства. Основоположник- Веблен.Представители- Гэлбрейт, Митчелл. Он разнообразен и многранен,концепции неоднородны,но все основ. На ведущ.роли экономики морально-эпически,психологически,соц-экон. Институтов гос-ва,профсоюзов и религий и тд. Современные школы: Неолиберализм (пример)
2 вопрос. Предмет и структура экономической теории. Микро- и макроэкономика. Предмет, метод и структура экономической теории: предмет науки совокупность изучаемых явлений окружающего мира.Структура: микро и макроэкономика Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как целое, использующая для этого обобщенные агрегированные понятия Микроэкономика – часть экономической науки, исследующая поведение отдельных экономических субъектов в процессе осуществления экономического выбора Предметы изучения: -экон.категории(примеры: МИКРО- спрос,предложение,цены,прибыль,капитал МАКРО – ВВП,курс, платежный баланс страны) -экон.законы (закон спроса и предложения) -экон.модели и тд -экон.теория и нормативная теория(представление о том,какая должна быть экономика и каку. Политику следует вести)модели-элементы: эндогенные (внутр) и экзогенные (внеш)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.205.149 (0.01 с.) |