Содержание книги

  1. Ценностными ориентирами содержания данного курса
  2. Личностные результаты обучения.
  3. Метапредметные результаты обучения.
  4. Календарно-тематическое планирование занятий кружка «Занимательная грамматика»
  5. Тема: хорошо ли ты знаешь грамматику.
  6. Тема: Сокровища родного языка.
  7. Разминка «Закончите фразеологизмы».
  8. Конкурс «Фразеологический зверинец»
  9. Подведение итогов. Награждение.
  10. III тур – «Переноси правильно»
  11. Тема: Путешествие по стране «удвоенных согласных».
  12. Тема: хорошо ли ты знаешь алфавит.
  13. Тема: из чего же, из чего же состоят слова.
  14. Фонетические головоломки. Отгадать шарады.
  15. Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.
  16. Тема: В стране парных звонких и глухих согласных.
  17. Тема: В стране одиноких согласных.
  18. Тема: Дружим с грамматикой (безударные гласные, проверяемые ударением).
  19. Подведение итогов. Награждение команд.
  20. Тема: Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).
  21. Тема: иногда согласные играют с нами в прятки.
  22. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (непроизносимые согласные).
  23. Подведение итогов. Награждение.
  24. Правописание приставок на -з. . Сказка о приставках пре- и при-
  25. Тема: твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (разделительный твердый знак).
  26. Дуло ружья - из окна сильно дуло
  27. Тема: Имя существительное – часть страны Речь.
  28. Игра «Подбери противоположное слово».
  29. Тема: Доброе утро, имя прилагательное!
  30. Тема: Имя прилагательное – часть страны Речь.
  31. Выучите рифмовку «Имя прилагательное».
  32. Тема: моя мама – имя существительное. (о связи имени прилагательного с именем существительным).
  33. Тема: сочинение-миниатюра по репродукции картины А. К. Саврасова "грачи прилетели".
  34. Тема: Глагол – часть страны Речь.
  35. Подведение итогов игры. Награждение.
  36. Тема: как мама Глаголиха учила глагольчиков. Неопределенная форма глаголов.
  37. Тема: как мама Глаголиха учила глагольчиков. (времена глаголов).
  38. Тема: с глаголами раздельно частицу не пиши.
  39. Послушайте стихотворение Ю.Вронского. Выпишите глаголы с НЕ.
  40. Составьте предложения. Прочитайте пословицы
  41. Прочти правила культурного человека. Исправь ошибки.
  42. Тема: а все–таки она хорошая. (о роли орфографии).
  43. III. Викторина для зрителей (во время 1 игры).
  44. V. Игра для зрителей (во время второго тура).
  45. Тема: группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “лишнее слово”.
  46. Тема: итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику.
  47. Игра «Поиграем в шифровальщиков».
  48. Закончи пословицу.. III. Подведение итогов.. Ученик 1.. Ученик 2.. Ученик 3.. IV. Награждение победителей.


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: как мама Глаголиха учила глагольчиков. (времена глаголов).



Ход занятия.

- На уроке мы уже познакомились с неопределенной формой глагола. Почему она так называется? (Нельзя определить ни время, ни число, ни род глагола).

- Послушайте стихотворение, найдите глаголы.

Как хорошо, друзья, шагать

По тропке с рюкзаком.

Чудесно по полю скакать

На лошади верхом.

Приятно также сесть в экспресс –

Мелькнёт в окошке луг и лес.

Скользить неплохо по волнам

На корабле морском.

Но лучше мчаться в небесах

На лайнере стальном.

(И. Холин)

- Какие из этих глаголов стоят в неопределенной форме? Как отличить глаголы, которые стоят в неопределённой форме? Как еще можно назвать глаголы неопределенной формы? (начальная форма, инфинитив).

Мама Глаголиха приготовила Глагольчикам разные задания. Поможем им?

  1. Сегодня вы принесли сказки А.С. Пушкина. Выпишите из них 10 глаголов в неопределенной форме, отвечающих на вопрос что делать? и 10 глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Почему важно при поиске неопределённой формы не перейти с одного глагола на другой? (Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? и что сделать?, считаются разными словами, даже если они однокоренные. Они имеют разные основы и потому различны по значению).

Что делать?

хохотать

пожимать

говорить

Что сделать?

захохотать

пожать

договорить

 

Слова хохотать – захохотать отличаются приставкой за- (приставка за- имеет значение «начать действие»).

Глагол пожимать называет действие, которое совершается неоднократно, глагол пожать называет действие, которое совершается один раз.

Слова говорить – договорить отличаются приставкой до - (приставка до- имеет значение «закончить действие»).

Чтобы не перейти с одного глагола на другой, нужно следить за приставкой в вопросе.

 

Вспомните, как правильно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола.

1. Поставить вопрос к глаголу и узнать, есть ли в вопросе приставка с- ?

2. Задать вопрос неопределённой формы с приставкой с- или без неё.

3. Назвать неопределённую форму нужного глагола.

догоняли

догнали

наказывает

накажет

что делали? что сделали?

что делает?

что сделает?

что делать? что сделать?

что делать?

что сделать?

догонять

догнать

наказывать

наказать

 

Как можно отличить начальную форму глагола от других форм?

(Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или –ти). О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом.

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы –часть корня: стерегут –стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу –прилечь (корень ляг-, лечь-).

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается не на -ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь). Это орфограмма.

 

  1. Определите время глаголов и найдите неопределённую форму: потекла, стригу, испеку.

Какие суффиксы в неопределённой форме глаголов? (Буквы гласных -а, -е, -и, -я, -о в неопределённой форме глаголов перед -ть – это чаще всего глагольные суффиксы).

Если они безударные, то их можно узнать только по словарю и запомнить.

 

  1. В глаголах часто встречается особый суффикс -ся или -сь. Особый он потому, что находится после -ть. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название – постфикс («прикреплённый после»).

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки: вз-, по-, при-, от-.

Корни: -дрем-, -кашл-, -пляс-.

Суффиксы -ива-, -ну-, -ыва-, -а-, -я-, -ся.

 

  1. Подберите подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме.

Во время каникул.

Хорошо летом рано ….и …к озеру. Приятно ….на солнце, …в прозрачной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Интересно ….за поведением насекомых, ….с друзьями в футбол. Полезно …в саду и на огороде, …старшим по хозяйству.

Слова для справок: встать, загорать, помочь, пойти, купаться, поиграть, понаблюдать, поработать, слушать, собирать

 

  1. Поставьте глаголы в неопределённую форму.

Как приготовить оладушки.

Надо (возьмём) пол-литра кефира, (прибавим) немного соли, сахара и соды, (взобьём) одно яйцо и (выльем) в эту массу, (добавим) муку и всё (перемешаем). Можно (печём).

Итог.

- Что Глагольчики повторили вместе с вами?

- А что узнали нового?

 

Занятие 28-29.

Цель:систематизировать знания учащихся о временных формах глагола; формировать умение отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу (и по суффиксу -л- в прошедшем времени).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.154.252 (0.005 с.)